Содержание:
- Пояснительная записка
- Приложение «Занятия по коррекции эмоционально-волевой сферы с учетом формирования коммуникативных навыков для детей дошкольного возраста с ТМНР»
- Литература.
Пояснительная записка
Важной составляющей в работе с детьми с ТМНР дошкольного возраста являются психокоррекционные занятия педагога-психолога.
Основная цельпсихокоррекционных занятий – это развитие у воспитанников эмоционально-волевой сферы с учетом формирования у них коммуникативных навыков.
Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей с ТМНР происходит поступательно. Предлагаются вначале готовые образцы эмоциональных и поведенческих реакций, усваивая которые, ребёнок постепенно учится правильно реагировать в определённых ситуациях.
Задачи:
- Формировать навыки коммуникации;
- Формировать умение узнавать, дифференцировать эмоции радости, печали и д.р.;
- Формировать умение адекватно выражать различные виды эмоций;
- Формировать умение понимать эмоциональные состояния окружающих;
- Формировать адекватные формы поведения;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Вызывать интерес детей к сотрудничеству.
Структура занятий:
Занятия по психологической коррекции имеют определенную структуру. В каждом занятии имеются три обязательных этапа:
- Установочный этап —его основные задачи: вызвать у воспитанника положительный эмоциональный настрой, помочь ему войти в контакт с педагогом, сосредоточить внимание на деятельности.
Для их реализации используются ритуалы приветствия, проводятся игры
и упражнения на установление доброжелательных отношений, игры на зрительный контакт, телесный контакт, концентрацию внимания.
- Коррекционный этап —задачи этого этапа определены исходя из индивидуальной коррекционно- развивающей программы.
Используются разнообразные приемы арт-терапии, сказкотерапии, пескотерапии, коммуникативные игры, мимическая, пальчиковая гимнастики, игры и упражнения на распознавание эмоций.
Ролевая игра Стипком
... - оценка командой работы в сфере умения налаживать контакт, умение не выводить или не входить в конфликтные переговоры, умение приводить контраргументы, создавать позитивное впечатление ... команда получает папку с 50-ю студенческими заявлениями в сфере проблем стипендиального обеспечения, 20 из которых необходимо отнести к ... Этапы игры: 1 Этап "стипендиальное положение" Отработка навыков: - ...
- Завершающий этап —основные задачи: мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения, выход из контакта и завершение деятельности. Применяются игры и упражнения на релаксацию и снятие напряжения, элементы музыкотерапии, упражнения на выход из контакта, ритуалы окончания занятия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут.
Специфика проведения занятия:
В каждом занятии по психологической коррекции помимо новой информации есть повторы. Занятия с повторами становятся близкими и понятными для них. Обязательным на занятии является использование ритуалов приветствия и прощания. Ритуалы несут большую функциональную нагрузку, способствуя формированию сплоченности специалистов и воспитанников, положительному психологическому климату.
Планирование занятий по коррекции эмоционально-волевой сферы у воспитанников дошкольных групп цкрОиР с учетом формирования коммуникативных навыков
Занятия 1 раз в неделю
№ п/п |
Тема |
Задачи |
Содержание |
1 |
Знакомство |
|
|
2 |
Путешествие в страну радости |
|
|
3 |
Дружные ребята |
|
|
4 |
Путешествие в страну грусти |
|
|
5 |
Мы сегодня не грустим |
|
|
6 |
Путешествие в страну злости |
|
|
7 |
Грустно-весело |
|
|
8 |
Путешествие в мире эмоций |
|
|
9 |
Найди себе товарища |
|
|
10 |
Путешествие к зайке |
|
|
ЗАНЯТИЕ 1
«Знакомство»
Цель занятия: установление эмоционального контакта
Задачи:
- Формировать умение здороваться (прощаться) с использованием вербальных и/или невербальных средств;
- Формировать умение устанавливать зрительный контакт с педагогом в процессе совместных игр и упражнений;
- Формировать адекватную реакцию на прикосновение;
- Формировать реакцию (отклик) на свое имя.
Ход занятия:
I установочный этап
1.Ритуал приветствия («давайте поздороваемся!»)
Цель:развивать коммуникативные навыки, умение вежливо здороваться.
Оборудование: игрушка зайка
Ход игры:
Педагог: Я рада тебя приветствовать!
Давай с тобой поздороваемся!?
Педагог берет игрушечного зайца на руки, здоровается с ним, произнося разные по форме фразы: «Здравствуй, зайка!», «Привет, зайка!», «Как твои дела, зайка?» и т.д. Предлагает ребенку поздороваться с зайкой. Ребенок берет зайца в руки, произносит слова приветствия по образцу.
2. Пальчиковая гимнастика «считалка»
Разве это пальчики? Это ж просто мальчики.
Вот Большой– смешной толстяк, Любит хвастать просто так.
«Как дела?» — спроси его, — Он подпрыгнет, крикнет: «Во!»
Если ослик мой не спит, Указательный грозит.
Всем он всё указывает, Всем он всё показывает.
Средний палец– злой мальчишка, Щёлкнет по лбу, сразу шишка.
А потом и сам ревёт: «Больно! Больно! Дайте йод!»
Безымянныйдо утра выбирает имена.
А мизинец– мой любимец, Поведу его в зверинец,
Эскимо ему куплю, очень маленьких люблю!
I. Коррекционный этап
3.Игра «кто спрятался?»
Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: яркий платок.
Ход игры:
Педагог сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя — хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Педагог накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем педагог снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.
Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом педагог находится рядом или за спиной у ребенка . Игру можно повторить несколько раз.
4. Игра «ласковый ребенок»
Цель:учить ребенка подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с взрослым.
Оборудование:Кукла
Ход игры:
Ребенок сидит на стуле перед педагогом. Педагог берет в руки куклу и показывает, как можно ее обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какая хорошая куколка. Я ее обниму, вот так. Посмотрю ей в глазки, улыбнусь вот так. Посмотри Анечка, как я ее обнимаю, вот так. Я смотрю ей в глазки, улыбаюсь, вот так. Я ласковая». Далее педагог вызывает к себе ребенка. «Ах, какая хорошая Анечка, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Взрослый предлагает ребенку повторить все свои действия только с куклой, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце задания педагог подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Анечка обняла куклу, посмотрела ей в глазки, улыбнулась. Вот какая Анечка ласковая девочка!».
III. Завершающий этап
5. Релаксация
Ребенок ложится на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация «Волшебный сон» под звучание спокойной музыки:
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… засыпают…
Отдыхают… засыпают…
Шея не напряжена и расслаблена…
Губы чуть открываются…
Все чудесно расслабляется…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко
(Длинная пауза. Ребенок выходят из «Волшебного сна»)
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем
Потянуться! улыбнуться!
Открыть глаза и встать!
6.Ритуал прощания (игра «попрощаемся»)
Педагог: Нам пора прощаться!
Цель:развивать коммуникативные навыки, умение вежливо прощаться.
Ход игры:
Педагог берет игрушечного зайца на руки, прощается с ним, произнося разные по форме фразы: «До свидания, зайка!», «Всего доброго, зайка!», «Приходи к нам в гости!» и т.д. Предлагает ребенку попрощаться с зайкой. Ребенок берет зайца в руки, произносит слова прощания по образцу.
ЗАНЯТИЕ 2
«Путешествие к зайке»
Цель: Формирование умений узнавать, дифференцировать эмоции.
Задачи:
- Формировать умение понимать эмоции радости, печали по их мимическим проявлениям на лицах других людей;
- Формировать умение определять эмоции (радость, печаль и т.д.) на картинках с изображением сказочных героев и соотносить их с соответствующей пиктограммой;
- Формирование своего «Я»
- Формировать коммуникативные навыки общения;
- Формировать умение здороваться (прощаться) с использованием вербальных и/или невербальных средств;
Ход занятия:
I установочный этап
- РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ («ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ!»)
Цель:развивать коммуникативные навыки, умение вежливо здороваться.
Оборудование: игрушка зайка (котик)
Ход игры:
Педагог: Я рада тебя приветствовать!
Давай с тобой поздороваемся!?
Педагог берет игрушечного зайца на руки, здоровается с ним, произнося разные по форме фразы: «Здравствуй, зайка!», «Привет, зайка!», «Как твои дела, зайка?» и т.д. Предлагает ребенку поздороваться с зайкой. Ребенок берет зайца в руки, произносит слова приветствия по образцу.
- ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (МАЛЬЧИК-ПАЛЬЧИК)
-Мальчик-пальчик Где ты был? -С этим братцем- В лес ходил. С этим братцем- Щи варил. С этим братцем- Кашу ел. С этим братцем- Песни пел. |
Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца. |
II. Коррекционный этап
3. Игра «сказочный домик».
Цель:Формирование умений определять эмоции (радость, печаль и т.д.) на картинках с изображением сказочных героев (гномов) и соотносить их с соответствующей пиктограммой.
Оборудование:изображение домика, пиктограммы, карточки сказочных героев с различными эмоциональными состояниями.
Ход игры:
Педагог обращает внимание ребенка на домик. Предлагает рассмотреть развешанные на домике карточки с изображение гномиков, испытывающих разные эмоциональные состояния.
— Кто из них испытывает радость?; Кто из них испытывает печаль? и т.д.
Педагог описывает состояние радости (печали) у человека, акцентирует внимание на экспрессивных признаках : «Брови напряжены или расслаблены, уголки губ опущены или приподняты» и т.п.
Педагог предлагает выбрать любую из предложенных картинок и подобрать к ней соответствующую пиктограмму.
4. Игра «кто это?»
Цель:формирование умения узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.
Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.
Ход игры:
Ребенок стоит перед зеркалом. Педагог указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (педагог с помощью жеста показывает на себя).
Затем просит ребенка показать жестом на себя (и на педагога).
Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то педагог берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.
Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 2—3 раза. В дальнейшем педагог побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить «Я».
III. Завершающий этап
- РЕЛАКСАЦИЯ
Релаксация проходит под звучание спокойной музыки.
Педагог предлагает ребенку превратиться в медвежонка. «Медвежонок» идет в берлогу, ложится в свою кроватку (ребенок удобно устраивается на диване).
Педагог: Подул холодный северный ветер и пробрался сквозь щелки в берлогу. Медвежонок замерз, сжался в маленький клубочек-греется. Стало жарко. Медвежонок развернулся. Опять подул северный ветер. (Упражнение повторяется 2-3 раза).
6.РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ (ИГРА «ПОПРОЩАЕМСЯ»)
Педагог: Нам пора прощаться!
Цель:развивать коммуникативные навыки, умение вежливо прощаться.
Ход игры:
Педагог берет игрушечного зайца на руки, прощается с ним, произнося разные по форме фразы: «До свидания, зайка!», «Всего доброго, зайка!», «Приходи к нам в гости!» и т.д. Предлагает ребенку попрощаться с зайкой.
ЗАНЯТИЕ 3
«ГРУСТНО И ВЕСЕЛО»
Цель– развитие положительного настроя на занятия, на общение с педагогом и ровесниками, адекватных форм поведения,
Задачи:
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие представлений о положительных и отрицательных эмоциях;
- развитие умения находить положительные моменты в любых ситуациях;
- развитие и поощрение позитивных форм активности, взаимодействия с другими детьми, педагогом.
Ход занятия:
I.Установочный этап
1.РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ!»
Оборудование: игрушка зайка.
Педагог: Я рада Вас приветствовать!
Давайте поздороваемся!
Педагог берет игрушечного зайца на руки, здоровается с ним, произнося разные по форме фразы: «Здравствуй, зайка!», «Привет, зайка!», «Как твои дела, зайка?» и т.д. Предлагает детям поздороваться с зайкой. Дети берут зайца в руки по очереди, произносят слова приветствия по образцу.
2. БЕСЕДА-УПРАЖНЕНИЕ НА КОВРЕ.
Рассматривание сначала грустных, а потом весёлых картинок и выбор соответствующих пиктограмм.
II.Коррекционный этап
- СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ ГРУСТНОЙ ИСТОРИИ
(можно в качестве примера нарисовать падающий осенний листик и соотнести с грустной пиктограммой).
4.ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГРУСТНОЙ ИСТОРИИ В ВЕСЁЛУЮ Выявление положительной стороны сложившейся ситуации: рассматривание картин, на которых изображено, как в листья заворачивается ёжик для зимней спячки, как листьями укрывают на зиму грядки, как из листьев дети делают различные поделки и аппликации.
После анализа картинок выбирается новая пиктограмма, соответствующая настроению « радость».
Такая же работа проводится с рисунками учащихся.
5. Игра «листопад»
Педагог встаёт на стул и с высоты поднятой руки отпускает лист падать. Дети по очереди ловят кружащиеся листья.
6. РИСОВАНИЕ ЛИСТЬЯМИ
Оборудование: листья, клей ПВА, альбомная бумага.
Психолог демонстрирует выполнение работы: наносит клеем ПВА на лист бумаги произвольный рисунок, набирает сухих листьев, растирает между ладонями на мелкие частички и рассыпает над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхивает. Процедура повторяется до достижения желаемого результата.
После наблюдения за работой психолога и рассматривания получившегося рисунка дети приступают к самостоятельному рисованию листьями.
III.Завершающий этап
Рассматривание работ учащихся, положительная оценка и выбор соответствующей пиктограммы настроения.
РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ ( ИГРА «ПОПРОЩАЕМСЯ»)
Педагог: Нам пора прощаться!
Педагог берет игрушечного зайца на руки, прощается с ним, произнося разные по форме фразы: «До свидания, зайка!», «Всего доброго, зайка!», «Приходи к нам в гости!» и т.д., предлагает детям попрощаться с зайкой. Дети берут зайца в руки по очереди, произносят слова прощания по образцу.
ЗАНЯТИЕ 4
« НАЙДИ СЕБЕ ТОВАРИЩА»
Цель— закрепление адекватных форм поведения, соответствующих установленным нормам в обществе.
Задачи:
- ознакомление с позитивными эмоционально-тактильными способами выражения симпатии ребёнка к взрослым и детям.
- развитие положительных эмоций и ответных реакций при контакте с педагогом и ровесниками;
- развитие различных способов взаимодействия детей друг с другом;
Ход занятия:
I.Установочный этап
1. УСТАНОВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОНТАКТА,
УПРАЖНЕНИЕ «ПОЗВОНИ В ЗВОНОЧЕК»
Психолог: «Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас. Иди (называет кого-нибудь из детей по имени) и ты поздоровайся».
Ребенок звонит в колокольчик, здоровается: «Здравствуйте, Зинаида Андреевна!
Здравствуйте, ребята! Иди и ты (называет имя следующего ребенка) поздоровайся».
Высказывания могут быть дополнены другими приятными словами, например, какие вы сегодня веселые, красивые, оживленные, внимательные, какая ты сегодня собранная, аккуратная, какое у тебя замечательное платье и т.п. Кроме слова «здравствуйте», дети усваивают другие слова — приветствия.
II.Коррекционный этап
1 ПРОВЕДЕНИЕ ИГРЫ «ЗАЙЧИК».
Дети идут по кругу, держась за руки. Один из ребят изображает больного зайчика и находится внутри круга.
— Зайчик, зайчик, что с тобой? Ты сидишь совсем больной! Ты не хочешь поиграть, с нами вместе поплясать?
(Дети поднимают зайчика, все прикасаются к нему.)
— Зайка, зайка, попляши! (Дети хлопают в ладоши, «зайчик» пляшет.) И другого отыщи.
(«Зайчик» выбирает следующего игрока. Важно, чтобы все дети побывали в роли зайчика.)
2. Игра «найди себе товарища»
I вариант: у каждого ребенка карточка своего цвета.
Дети ходят по комнате и ищут каждый своего партнера, у которого такой же цвет.
II вариант: у детей карточки с разнообразными геометрическими фигурами. Ребёнок должен найти партнера, у которого такая же геометрическая фигура.
После того, как каждый ребёнок нашёл своего товарища, детям раздаются волшебные мешочки с каким-нибудь угощением, которое они делят пополам.
III.Завершающий этап
УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ
Все умеют танцевать,
Прыгать, бегать, рисовать,
Но не все пока умеют
Расслабляться, отдыхать.
(Дети ложатся на коврики, свободно раскинув руки и ноги).
Есть у нас игра такая —
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье …
И становится понятно:
Расслабление приятно.
Pеснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем …
Сном волшебным засыпаем …
РИТУАЛ ПРОЩАНИЯ (ИГРА «ПОПРОЩАЕМСЯ»)
Педагог: Нам пора прощаться!
Педагог берет игрушечного зайца на руки, прощается с ним, произнося разные по форме фразы: «До свидания, зайка!», «Всего доброго, зайка!», «Приходи к нам в гости!» и т.д. Предлагает ребенку попрощаться с зайкой. Ребенок берет зайца в руки, произносит слова прощания по образцу.
Литература:
- Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр. Волгоград, 2001.
- Дмитриева, Е.Е. Об особенностях общения со взрослым шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 2005. — №2. C. 27 — 32.
- Екжанова Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008.
- Клюева Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 2008.
- Локтева, Е.В. Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. — 2006. — № 4
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. 2-е изд. – М., 1995.
- Коршунова С.Ф. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. Система занятий по развитию эмоциональной сферы детей 4-7 лет : пособие для педагогов и психологов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования
- Монакова Н.И. Путешествие с Гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников.-СПб.:Речь, 2008.-128.
- Алябьева Е.А. Коррекционно – развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста : Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений.- М.:ТЦ Сфера,2003.- 96 с.
- Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — 2-е изд. —М.-. Издательство «Экзамен», 2006. — 160 с. (Серия «Ранняя помощь»)
- Минаева В.М.Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М.: АРКТИ, 1999. — 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника)
- И.О.Карелина Эмоциональное развитие детей 5-10 лет./И.О. Карелина; худож. Н.В.Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144с.: ил. – (Практическая психология в школе)