Тема 1. Основы профессиональной деятельности в сфере образования

Утверждена

На заседании кафедры теории и истории педагогики

Сентября 2010 г.

Протокол № 1

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

Раздел «Педагогика»

(форма обучения очная, срок обучения 4 года)

Направление подготовки бакалавра020100.62 Химия

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр

Разработана в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования

г. Кострома 2010 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Раздел «Педагогика» факультатива «Педагогика и психология» при подготовке студентов по направлению подготовки 020100.62 Химия с квалификацией (степенью) бакалавр изучается в третьем семестре на 2 курсе.

Программа факультатива «Педагогика и психология» раздел «Педагогика» составлена на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020100.62 Химия с квалификацией (степенью) бакалавр.

Стандарт по направлению дисциплины подготовки 020100.62 Химия с квалификацией (степенью) бакалавр предполагает подготовку выпускников способных, в том числе, к осуществлению педагогической работы, связанную с использованием химических явлений и процессов. Освоение психолого-педагогических знаний становится одним из условий подготовки компетентного выпускника, способного к решению профессиональных задач в сфере педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях. Знания по психологии и педагогике содействуют формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, способствуют развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.

Программа факультатива ориентирована на освоение студентами теоретических основ педагогической науки. Он призван заложить основы педагогического мышления студентов, понимания ими педагогики как науки, ее назначение на современном этапе общественного развития, ее методологии, гуманистической направленности, сущности процессов воспитания и обучения, истории возникновения и развития института образования и педагогической науки, а также первоначальными умениями и навыками осуществления познавательной и профессиональной педагогической деятельности.

10 стр., 4998 слов

Проблема подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УдГУ Кафедра ХПМ Р Е Ф Е Р А Т ПО ПЕДАГОГИКЕ «Проблема подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности» Выполнила: Николаева Н.В. Руководитель: Рылова Л.Б. Ижевск 2001 План: стр. Введение ......................................................................................................... 3 Глава 1. Анализ ...

Цель факультатива: формирование у студентов знаний, умений и навыков в сфере педагогики, основ базовой педагогической культуры, необходимых как для осуществления профессиональной деятельности, так и для общего развития и профессиональной ориентации.

ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВА.

В процессе освоения раздела «Педагогика» факультатива «Педагогика и психология» у обучающихся по направлению подготовки 020100.62 Химия с квалификацией (степенью) «бакалавр» формируются следующие компетенции:

Общекультурные (ОК):

знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач и способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК — 3);

понимает и соблюдает базовые ценности культуры, обладает гражданственностью и гуманизмом (ОК -4);

умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5);

владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навык работы с компьютером как средством управления информацией (ОК -9);

умеет работать в коллективе, готов к сотрудничеству с коллегами, способен к разрешению конфликтов и социальной адаптации (ОК — 14);

способность в условиях развития науки и техники к критической переоценке накопленного опыта и творческому анализу своих возможностей (ОК — 15).

Профессиональные (ПК):

понимает принципы построения педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях (ПК — 10);

имеет опыт педагогической деятельности и знаком с основами управления процессом обучения в общеобразовательных учреждениях (ПК — 12)

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН№ Название раздела Зач.единиц Часы Самостоятельная работа Формы контроля
всего лекции Практ. Лаборат.
Основы профессиональной деятельности в сфере образования Тезаурус категориального аппарата педагогики
Педагогическое взаимодействие в профессиональной педагогической деятельности Программа профессионального развития
Теории и технологии обучения Творческий проект
Теории и технологии воспитания Анализ системы воспитания
Теории и технологии сопровождения субъектов педагогического процесса Творческий проект
Тенденции развития мирового историко-педагогического процесса Составить информационный блок «Педагогическая мысль в развитии цивилизации»
Особенности современного этапа развития образования в мире
                           

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Основы профессиональной деятельности в сфере образования

Педагогика в системе наук о человеке. Аксиологические основы педагогики. Образование как социальный феномен и педагогический процесс. Категориальный аппарат педагогики. Методология педагогической науки. Методологическая культура педагога. Особенности педагогического исследования.

Общая характеристика педагогической профессии. Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, основные виды, подходы к определению структуры педагогической деятельности. Учитель как субъект педагогической деятельности. Общая и профессиональная культура педагога. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Формы развития профессионально-педагогической культуры.

Тема 6. Тенденции развития мирового историко-педагогического процесса

Развитие историко-педагогического процесса. Демократизация, гуманизация и гуманитаризация образования. Исторические этапы демократизации образования. Гуманизм в мировоззрении Я.А.Коменского. Уважение личности ребенка в педагогических воззрениях Ж.-Ж. Руссо и развитие идей «свободного воспитания» в отечественной и зарубежной педагогике. Гуманистический характер взаимодействия педагога и воспитанников в опыте И.Г.Песталоцци. Ребенок как центр педагогического процесса в педагогической теории Д.Дьюи. Развитие гуманистических идей Я. Корчака. Идеал духовно и физически развитой личности и его развитие в педагогической науке.

Вариативность, многоукладность и дифференциация образования. Расширение сети и типологии образовательных учреждений в процессе развития общества. Возникновение и развитие идей дифференциации и индивидуализации образования в педагогике.

Модернизация классно-урочной системы. Классно-урочная система Я.А.Коменского. Поиск подходов к организации обучения, повышающих активность, самостоятельность, самодеятельность учащихся. Идея прагматического образования и экспериментальный метод обучения Д.Дьюи. Метод проектов У.Килпатрика. «Дальтон-план» Е.Паркхерст. Изменения в организации школьного образования в России в 20-х годах ХХ века. Бригадно-лабораторный метод обучения. Поиск совершенствования форм организации обучения в российском образовании в 80-х годах ХХ века.

Внедрение в школьное образование технических средств и информатизация образования.

Тема 7. Особенности современного этапа развития образования в мире

Тенденции демократизации, гуманизации, вариативности, дифференциации, гуманитаризации, информатизации образования на современном этапе.

Глобализация образования. Заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Открытость и преемственность образовательных учреждений. Непрерывность образования. Сохранение национальных традиций в образовании. Стандартизация содержания образования. Формирование единого образовательного пространства. Болонский процесс как средство интеграции европейских систем образования.

Актуальность поликультурного, интернационального, гражданского воспитания. Интеграция школьного и внешкольного образования. Воспитание толерантного отношения к иным расам, религиям, социальным устройствам и культурным традициям. Утверждение концепции воспитания жителей Земли как общего дома человечества.

СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Название раздела, темы Задание Время выполнения Форма контроля
Основы профессиональной деятельности в сфере образования Составить тезаурус категориального аппарата педагогики Портфолио (проверка тезауруса)
Педагогическое взаимодействие в профессиональной педагогической деятельности Составить программу профессионального развития Портфолио Защита программы

 

Теории и технологии обучения Разработать творческий проект «Использование различных форм просветительской деятельности в преподавании предмета по профилю» Портфолио, защита проекта
Теории и технологии воспитания Дать анализ системы воспитания Портфолио (проверка работ студентов)
Теории и технологии сопровождения субъектов педагогического процесса Разработка проекта Портфолио, презентация проекта
Тенденции развития мирового историко-педагогического процесса Составить информационный блок «Педагогическая мысль в развитии цивилизации» Портфолио (проверка работ студентов)
Особенности современного этапа развития образования в мире
Итого 22 часа
           

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

  Технологии Компетенции и умения Темы
Портфолио Компетенции: способность в условиях развития науки и техники к критической переоценке накопленного опыта и творческому анализу своих возможностей (ОК — 15)   При изучении всех тем раздела «Педагогика»
Метод учебного проекта Компетенции: владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навык работы с компьютером как средством управления информацией (ОК -9); умеет работать в коллективе, готов к сотрудничеству с коллегами, способен к разрешению конфликтов и социальной адаптации (ОК — 14) знает основные положения и   При изучении тем «Теории и технологии обучения», «Теории и технологии сопровождения субъектов педагогического процесса»
           
      методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач и способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК — 3)    
Технологии анализа текста Компетенции: владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навык работы с компьютером как средством управления информацией (ОК -9)   При изучении всех тем раздела «Педагогика», выполнении самостоятельных заданий и подготовке к практическим занятиям
Учебная дискуссия   умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5) умеет работать в коллективе, готов к сотрудничеству с коллегами, способен к разрешению конфликтов и социальной адаптации (ОК — 14)   В рамках темы «Педагогическое взаимодействие в профессиональной педагогической деятельности», а так же защита творческих проектов

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Знания, умения, компетенции Формы и методы контроля
Компетенции:
знает основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач и способен анализировать социально значимые проблемы и процессы Зачет, Портфолио (проверка выполнения заданий самостоятельной работы)
понимает и соблюдает базовые ценности культуры, обладает гражданственностью и гуманизмом  
умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-5) Зачет, выступления на защите проектов по темам «Теории и технологии обучения», «Теории и технологии сопровождения субъектов педагогического процесса», выступления на практических занятиях
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навык работы с компьютером как средством управления информацией (ОК -9) Проекты по темам «Теории и технологии обучения», «Теории и технологии сопровождения субъектов педагогического процесса»
  умеет работать в коллективе, готов к сотрудничеству с коллегами, способен к разрешению конфликтов и социальной адаптации (ОК — 14) Рефлексия выполнения проектов по темам «Теории и технологии обучения», «Теории и технологии сопровождения субъектов педагогического процесса»
способность в условиях развития науки и техники к критической переоценке накопленного опыта и творческому анализу своих возможностей (ОК — 15) Программа профессионального саморазвития
понимает принципы построения педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях (ПК — 10) Зачет
и знаком с основами управления процессом обучения в общеобразовательных учреждениях (ПК — 12) Зачет
       

 

 

Вопросы к зачету

1) Сущность процессов обучения и воспитания. Их место в целостном процессе образования.

2) Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры.

3) Деятельность учителя по организации и управлению познавательной деятельностью школьников в процессе обучения.

4) Многообразие форм организации обучения.

5) Педагогические закономерности. Принципы обучения и воспитания.

6) Особенности просветительской деятельности, место просвещения в процессе образования

7) Формы просветительской деятельности

8) Теории воспитания как попытка осмысления его сущности.

9) Методы, формы и средства воспитания.

10) Организация внеучебной деятельности обучающихся

11) Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности.

12) Сущность и особенности педагогического сопровождения

13) Основные теории педагогического сопровождения

14) Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, виды, структура.

15) Педагогика как наука и ее место в системе наук о человеке

16) Категориальный аппарат педагогики

17) Методология педагогической науки

18) Особенности педагогического исследования

19) Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая культура педагога.

20) Особенности педагогического взаимодействия в профессиональной педагогической деятельности

21) Бесконфликтное общение с различными субъектами педагогического процесса. Общественно-педагогическая дискуссия

22) Образование как педагогическое взаимодействие

23) Развитие историко-педагогического процесса.

24) Тенденция демократизации в развитии образования.

25) Гуманизация и гуманитаризация образования.

26) Вариативность, многоукладность и дифференциация как тенденции развития образования.

27) Модернизация классно-урочной системы.

28) Информатизация и ее роль в развитии образования

29) Глобализация и проблема сохранения национальных традиций в образовании на современном этапе в образовании

30) Модернизация школьного воспитания во второй половине двадцатого века

31) Социальные, культурные, национальные контексты воспитания

32) Воспитание толерантного отношения к иным расам, религиям, социальным устройствам и культурным традициям

 

Тематика практических занятий

Практическое занятие по теме «Основы профессиональной деятельности в сфере образования» (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Профессионально-педагогическая деятельность: сущность, основные виды, подходы к определению структуры педагогической деятельности.

2. Учитель как субъект педагогической деятельности. Общая характеристика педагогической профессии.

3. Общая и профессиональная культура педагога.

4. Формы развития профессионально-педагогической культуры.

 

Литература для подготовки к практическому занятию:

1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]// В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

2. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, В.П. Каширин – М.: «Академия», 2007 – 478 с.

3. Педагогика: учебник [Текст] / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2007. – С.232-261

 

Дополнительная литература:

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений [Текст] / О.А. Абдулина – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – с. 40 – 141

2. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология» [Электронный ресурс] / Г.Х. Валеев. – Сайт «Педагогическая библиотека». — http://www.pedlib.ru/Books/1/0171/1_0171-1.shtml. — 15.02.2011. -Доступ с экрана. – Яз. рус.

3. Введение в специальность : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л. И. Рувинский, В. А. Кан-Калик, Д. М. Гришин и др.; Под ред. Л. И. Рувинского. — М.: Просвещение, 1988. –

4. Горелова Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности [Текст] / Г.Г. Горелова // Педагогика. — 2002. — №6. — С. 61-66

5. Илларионова Т.Ф. Индивидуальная образовательная программа как механизм организации процесса повышения квалификации учителей [Электронный ресурс] / Т.Ф. Илларионова. — Сайт «Педагогическая библиотека».- http://www.pedlib.ru/Books/5/0090/5_0090-21.shtml . — 15.02.2011. — Доступ с экрана. – Яз. рус.

6. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. [Электронный ресурс] / В.В. Краевский. — Сайт «Педагогическая библиотека».- http://www.pedlib.ru/Books/1/0151/1_0151-1.shtml . — 15.02.2011. — Доступ с экрана. – Яз. рус.

7. Сластенин, В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие [Текст]/ В.А. Сластенин. — М.: Прометей, 1993. — 177с

Практическое занятие по теме «Педагогическое взаимодействие в профессиональной педагогической деятельности» (5 часов)

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности педагогического взаимодействия в профессиональной педагогической деятельности. Способы взаимодействия, средства коммуникации.

2. Бесконфликтное общение с различными субъектами педагогического процесса.

3. Технология педагогического общения.

4. Общественно-профессиональная дискуссия.

5. Способы профессионального самопознания и саморазвития. Программа профессионального саморазвития.

 

Литература для подготовки к практическому занятию:

1. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]// В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

2. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, В.П. Каширин – М.: «Академия», 2007 – 478 с.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]/И.А. Зимняя — Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-480с.

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя — Сайт «Педагогическая библиотека».- http://www.pedlib.ru/Books/2/0309/2_0309-277.shtml — 15.02.2011. — Доступ с экрана. – Яз. рус.

 

Дополнительная литература:

1. Гребенкина, Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии [Текст]/ Л.К. Гребенкина, Л.А. Байкова, О.В. Еремкина и др. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.

2. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст]/В.А. Кан-Калик. — М., Просвещение, 1987. — 190

3. Социальная психология: Учеб.пособие [Текст]/Под. ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

 

Практическое занятие по теме «Теории и технологии обучения» (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Деятельность учителя по организации и управлению познавательной деятельностью школьников в процессе обучения.

2. Понятие «форма организации обучения». Многообразие форм организации обучения.

3. Урок как основная форма организации обучения в школе.

4. Понятия «просвещение» и просветительская деятельность.

5. Место просвещения в процессе образования и особенности просветительской деятельности. Функции просвещения.

6. Формы просветительской деятельности.

7.Критерии эффективной просветительской деятельности.

 

Литература для подготовки к занятию:

1. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст]/ В.И. Загвязинский. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с. (С.68-89, С.171-180)

2. Загрекова, Л.В. Дидактика: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.завед. [Текст]/Л.В. Загрекова, В.В. Николина. – М.: Высшая школа. – 2007. – 383 с. (С.296-322, С.334-354)

3. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с. (С.152-154)

4. Осмоловская, И.М. Дидактика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/И.М. Осмоловская. – М.: Издательский центр «Академия». – 2006. – 240 с. (С. 56-66, С.119-135)

5. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Ситаров/ Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 368 с.

Дополнительная литература:

1. Абасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников/Школьные технологии.-2002, №5,с.56

2. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекция и семинарские занятия [Текст]/ Г.М. Афонина/ Под ред. Абдуллиной О.А. – 2-е издание. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – С. 221-241

3. Педагогика: учеб./ Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2007. – С.310-340

4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст]/ Г.К. Селевко . – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

5. Щуркова, Н. Е. Новые технологии педагогического процесса [Текст]/Н.Е. Щуркова – М., 1993. – С. 15–23; 83–103.

6. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии [Текст]/Н.Е. Щуркова. – М., 1998. – С. 46–84; 184–206.

 

 

4. Осмоловская, И.М. Дидактика: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]/И.М. Осмоловская. – М.: Издательский центр «Академия». – 2006. – 240 с. (С. 56-66, С.119-135)

5. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Ситаров/ Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 368 с.

 

Дополнительная литература:

1. Абасов З.А. Педагогические технологии и инновации в учебной деятельности школьников/Школьные технологии.-2002, №5,с.56

2. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекция и семинарские занятия [Текст]/ Г.М. Афонина/ Под ред. Абдуллиной О.А. – 2-е издание. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – С. 221-241

3. Педагогика: учеб./ Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2007. – С.310-340

4. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст]/ Г.К. Селевко . – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

5. Щуркова, Н. Е. Новые технологии педагогического процесса [Текст]/Н.Е. Щуркова – М., 1993. – С. 15–23; 83–103.

6. Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии [Текст]/Н.Е. Щуркова. – М., 1998. – С. 46–84; 184–206.

Практическое занятие по теме «Теории и технологии воспитания» (4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Воспитание как процесс. Этапы воспитательного процесса. Проектирование воспитательного процесса.

2. Методы, приемы, средства воспитания, формы воспитательной работы.

3. Личность и факторы (внутренние и внешние, природные и социальные) ее формирования. Среда и ее влияние на развитие человека. Факторы социализации.

4. Культурные контексты социализации и воспитания человека.

5. Организация воспитания в условиях поликультурного общества.

6. Деятельность – основа воспитательного процесса. Виды воспитывающей деятельности и их характеристика.

7. Ведущая деятельность и особенности организации воспитывающей деятельности на разных возрастных этапах развития личности. Требования к организации воспитывающей деятельности.

 

Литература для подготовки к занятию:

1. Гребенкина, Л.К. Методика воспитательной работы: учеб. пос. для студ-тов высш. учеб. заведений [Текст] /Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., испр. и перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – С. 3-17; 61–62; 113–129.

2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с.

3. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики [Текст] /С.Д. Поляков. – М., 1996. – С. 8–14; 17–38; 90–93.

4. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания [Текст] /М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004.

5. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]// В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

6. Формы воспитательной работы классного руководителя [Текст] /под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 112 с.

 

7. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии [Текст] /Н.Е. Щуркова, П.И. Арапова, И.В. Бабурова и др.; под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998. – С. 88-138.

 

 

Практическое занятие по теме «Теории и технологии сопровождения субъектов педагогического процесса» (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия «педагогическая поддержка», «сопровождение», «индивидуальная помощь», их взаимосвязь.

2. Теория педагогической поддержки О.С. Газмана и ее развитие в современной педагогике.

3. Концепция педагогического сопровождения М.О. Рожкова.

4. Педагогическое сопровождение на основе индивидуальных образовательных траекторий (Е.А. Александрова).

5. Индивидуальная педагогическая помощь в процессе социализации личности.

 

Литература для подготовки:

1. Александрова, Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования [Электронный ресурс]/Е.А. Александрова – Сайт Института системны исследований и координации социальных процессов. –http://www.isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html — 12.12.2010. – Яз. рус. – доступ с экрана

2. Александрова, Е.А. Индивидуальные маршруты в дополнительном образовании [Текст]/ Е.А. Александрова, Л.М. Митрофанова /Новые ценности образования: индивидуальность в образовании. — № 2 (17), 2004. – С. 118-122

3. Миновская, О.В. Индивидуальная педагогическая помощь ребенку в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие[Текст]/ О.В. Миновская – Кострома: Авантитул, 2008. – 52 с.

4. Михайлова, Н. Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие[Текст]/ Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин .- М.: МИРОС, 2001.—208 с

5. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов[Текст]/ А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с. (С.152-154)

6. Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике /Т.А. Строкова //Педагогика.- 2002. — №4. – С.20-27.

7. Фрумин И.Д. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием/ Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. – М, 1996. – С. 26-29

 

Практическое занятие по теме «Особенности современного этапа развития образования» (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Тенденции демократизации, гуманизации, вариативности, дифференциации, информатизации образования.

2. Глобализация и проблема сохранения национальных традиций в образовании на современном этапе в образовании.

3. Модернизация школьного воспитания во второй половине двадцатого века.

4. Формирование единого образовательного пространства. Болонский процесс как средство интеграции европейских систем образования.

 

Литература для подготовки к практическому занятию:

1. Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст]/А.Н. Джуринский — М.: Владос,2000.

2. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учебное пособие [Текст]/А.Н. Джуринский — М.: ВЛАДОС,1999

 

3. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития [Текст]/А.Н. Джуринский — М.: Просвещение, 2005

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации//Официальные документы в образовании.- -2000,№21

5. Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.,2008

6. Образование: тенденции и инновации в условиях социальных перемен. – М.: Педагогика. 2008

7. Давыдов, Ю.С. Болонский процесс и новые реформы российского образования[Текст]/Ю.С. Давыдов // Педагогика,2005,№10

8. Троицкий, В.Ю. Русская школа и современное состояние образования [Текст]/В.Ю.Троицкий //Педагогика,2005,№7

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1. Джуринский, А. Н. История педагогики [Текст]/А.Н. Джуринский — М.: Владос,2000

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]/И.А. Зимняя — Ростов-на-Дону:Феникс,1997.-480с.

3. Педагогика: учебник [Текст] / Л.П. Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. – 2007. – С.232-261

4. Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]// В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

5. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Сластенин, В.П. Каширин – М.: «Академия», 2007 – 478 с.

 

Дополнительная литература:

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений [Текст] / О.А. Абдулина – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – с. 40 – 141

2. Александрова, Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования [Электронный ресурс]/Е.А. Александрова – Сайт Института системны исследований и координации социальных процессов. –http://www.isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html — 12.12.2010. – Яз. рус. – доступ с экрана

3. Александрова, Е.А. Индивидуальные маршруты в дополнительном образовании [Текст]/ Е.А. Александрова, Л.М. Митрофанова /Новые ценности образования: индивидуальность в образовании. — № 2 (17), 2004. – С. 118-122

4. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекция и семинарские занятия [Текст]/ Г.М. Афонина/ Под ред. Абдуллиной О.А. – 2-е издание. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – С. 46 -65, 109-123

5. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3–5-х курсов педагогических вузов по специальности «031000 – Педагогика и психология» [Электронный ресурс] / Г.Х. Валеев. – Сайт «Педагогическая библиотека». — http://www.pedlib.ru/Books/1/0171/1_0171-1.shtml. — 15.02.2011. -Доступ с экрана. – Яз. рус.

6. Введение в специальность : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Л. И. Рувинский, В. А. Кан-Калик, Д. М. Гришин и др.; Под ред. Л. И. Рувинского. — М.: Просвещение, 1988. –

7. Воспитательная система школы. Проблемы и поиски/ Сост. Н.Л. Селиванова. – М.: Знание, 1989 – 80 с.

8. Горелова Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности [Текст] / Г.Г. Горелова // Педагогика. — 2002. — №6. — С. 61-66

9. Гребенкина, Л.К. Методика воспитательной работы: учеб. пос. для студ-тов высш. учеб. заведений [Текст] /Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., испр. и перераб. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – С. 3-17; 61–62; 113–129.

10. Гребенкина, Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии [Текст]/ Л.К. Гребенкина, Л.А. Байкова, О.В. Еремкина и др. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256 с.

11. Давыдов, Ю.С. Болонский процесс и новые реформы российского образования[Текст]/Ю.С. Давыдов // Педагогика,2005,№10

12. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития [Текст]/А.Н. Джуринский — М.: Просвещение, 2005

13. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений [Текст]/ В.И. Загвязинский. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с.

14. Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.,2008

15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя — Сайт «Педагогическая библиотека».- http://www.pedlib.ru/Books/2/0309/2_0309-277.shtml — 15.02.2011. — Доступ с экрана. – Яз. рус.

16. Илларионова Т.Ф. Индивидуальная образовательная программа как механизм организации процесса повышения квалификации учителей [Электронный ресурс] / Т.Ф. Илларионова. — Сайт «Педагогическая библиотека».- http://www.pedlib.ru/Books/5/0090/5_0090-21.shtml . — 15.02.2011. — Доступ с экрана. – Яз. рус.

17. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст]/В.А. Кан-Калик. — М., Просвещение, 1987. — 190

18. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. [Электронный ресурс] / В.В. Краевский. — Сайт «Педагогическая библиотека».- http://www.pedlib.ru/Books/1/0151/1_0151-1.shtml . — 15.02.2011. — Доступ с экрана. – Яз. рус.

19. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для вуз.[Текст]/ Под ред В.А. Сластенина. – 3-е изд. — М.: Издательский центр «Академия», 2005 – 144 с.

20. Миновская, О.В. Индивидуальная педагогическая помощь ребенку в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие[Текст]/ О.В. Миновская – Кострома: Авантитул, 2008. – 52 с.

21. Миновская, О.В. Индивидуальная педагогическая помощь ребенку в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие[Текст]/ О.В. Миновская – Кострома: Авантитул, 2008. – 52 с.

22. Михайлова, Н. Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие[Текст]/ Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин .- М.: МИРОС, 2001.—208 с

23. Михайлова, Н. Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие[Текст]/ Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин .- М.: МИРОС, 2001.—208 с

24. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов[Текст]/ А.В. Мудрик / Под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 200 с. (С.152-154)

25. Национальная доктрина образования в Российской Федерации//Официальные документы в образовании.- -2000,№21

26. Образование: тенденции и инновации в условиях социальных перемен. – М.: Педагогика. 2008

27. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики [Текст] /С.Д. Поляков. – М., 1996. – С. 8–14; 17–38; 90–93.

28. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания [Текст] /М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Изд – во ВЛАДОС – ПРЕСС, 2004.

29. Ситаров, В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ В.А. Ситаров/ Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 368 с.

30. Сластенин, В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие [Текст]/ В.А. Сластенин. — М.: Прометей, 1993. — 177с

31. Социальная психология: Учеб.пособие [Текст]/Под. ред. А.В. Петровского. – М., 1987.

32. Строкова Т.А. Педагогическая поддержка и помощь в современной образовательной практике /Т.А. Строкова //Педагогика.- 2002. — №4. – С.20-27.

33. Троицкий, В.Ю. Русская школа и современное состояние образования [Текст]/В.Ю.Троицкий //Педагогика,2005,№7

34. Формы воспитательной работы классного руководителя [Текст] /под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная Пресса, 2006. – 112 с.

35. Фрумин И.Д. Педагогическая поддержка: между помощью и выращиванием/ Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. – М, 1996. – С. 26-29

36. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии [Текст] /Н.Е. Щуркова, П.И. Арапова, И.В. Бабурова и др.; под ред. Н.Е. Щурковой. – М., 1998. – С. 88-138.