Раздел 2. Технологии и техники общения

Тема 9. Специфика межличностных коммуникаций. Коммуникация как акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации.

Коммуникативные барьеры как характеристика специфики межличностного общения (психологическое препятствие, возникающее на пути передачи адекватной информации).

Типы коммуникативных барьеров. Барьеры непонимания: фонетический барьер (между людьми, говорящими на одном языке, но имеющими разный уровень развития и овладения речью); семантический барьер (непонимание смысла сказанного представителями разных социальных групп, субкультур); стилистический барьер (определяется разностью стиля подачи информации).

Барьеры социально-культурных различий: социальные, политические, религиозные, профессиональные, национальные и др.

Барьеры отношений (возникают, когда во взаимодействие вмешиваются негативные чувства и эмоции).

Феномены межличностного влияния. Феномен влияния как процесс воздействия на психическую сферу человека посредством некритического восприятия информации.

Убеждение (осознанные процессы понимания и восприятия информации).

Психологическое заражение (особый способ влияния (передача эмоционального состояния коммуникатора реципиенту)).

Влияние субъективных каналов восприятия и передачи информации на межличностную коммуникацию. Приемы коммуникации: присоединение, закрепление, ведение. Нейролингвистическое программирование. Характеристика каналов восприятия (аудиальный, визуальный, кинестический, модальный).

Тема 10. Технологии межличностных коммуникаций. Понятие о прямой и косвенной самопрезентации. Стиль и манера по­ведения как презентационный фактор коммуникации. Передача другим желаемого представления о себе. Умение производить благоприятное впечатление на людей.

Зависимость поведения человека в процессе общения от самооценки. Специфика контактов: общение «на равных», «сверху» и «снизу». Проявление в межличностном взаимодействии защитных меха­низмов.

Язык общения как система сигналов. Типология сигналов. Оптичес­кие, акустические и тактильные сигналы. Коммуникативные ритуалы с четким информационным содержанием.

Искусство эффективного слушания. Обратная связь и правила ее обеспечения. Информация, содержащая реакцию на поведение партнеров. Основные способы передачи сообщения о том, как воспринимаются вы­сказывания и действия субъектов общения.

8 стр., 3833 слов

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

... между общением и отношением. Коммуникационные барьеры могут возникать из-за отсутствия общего понимания ситуации общения: языковые, политические, религиозные, профессиональные, могут носить психологический характер. Информация ... идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. ...

Проксемическое построение контакта. Различные способы располо­жения людей по отношению друг к другу в процессе общения. Основные факторы, обуславливающие дистанцию. Типы коммуникативной дистан­ции.

Семиотика внешнего облика общающихся. Знаковые свойства одеж­ды и других личных вещей человека. Внешний облик как источник информации о принадлежности человека к определенной группе, об индиви­дуальных наклонностях, претензиях, стремлениях и т. д.

Кинетический язык общения. Роль в передаче информации мимики, пантомимики, жестов. Проявление в этих элементах характера, тем­перамента, ощущения своего статуса, отношения человека к другим лю­дям.

Передача информации в тактильной форме. Типология ориентиру­ющих прикосновений. Информационный потенциал контакта глазами. Взгляд как индикатор отношения к сообщениям и действиям партнера. Соотношение в передаче коммуникативной информации интенциональных и неинтенциональных знаков. Сущность и особенности знаков, ко­торые не являются продуктами культуры, а представляют собой спон­танное выражение естественных эмоциональных состояний человека как субъекта общения.

Тема 11. Вербальные средства общения, их характеристика. Культура речи как показатель общей культуры человека. Культура речи и культура мысли. Диалектическое единство речи, языка и мышления. Культура речи как раздел науки о языке, изучающей варьирование и норму произношения, словоизменение, словоупотребление. Понятие варьирования, равноправные и неравноправные варианты. Лексика, лексические нормы. Точность словоупотребления, чистота речи. Русское литературное произношение. Литературный язык, богатство лексики, точность словоупотребления, чистота речи: употребление иностранных слов, просторечные слова, жаргон, диалектные слова, слова-паразиты, неуместное использование канцеляризмов. Постановка ударений в слове.

Общее понятие о слове. Основные отличия устной речи от письмен­ной. Общенародный язык и особенности его функционирования. Отказ в устной речи от типовых оборотов письменного языка. Импровизационность как особенность устной речи. Интонация, логические ударения и паузы. Непосредственность общения и ее влияние на эффективность коммуникации. Отбор лексических средств, грамматических форм и кон­струкций в соответствии с особенностями коммуникативной ситуации.

Культура устной речи. Правильность, ясность и точность речи. Со­блюдение норм общепринятого произношения. Грамматические приемы оживления речи. Обращение. Вопросно-ответный прием.

Аппликатура речевого общения. Основные способы создания и вы­ражения подтекста. Семантическое содержание разговорных аппликатур. Искусство дешифровки завуалированной информации. Основные пути и средства развития устной речи. Личностная система языкового совершен­ствования. Изучение законов и речевых норм языка. Знание психологии речевого общения. Роль литературы и искусства в овладении мастерством живого слова. Использование системы специальных упражнений. Поня­тие о голосовом тренинге. Овладение искусством живого слова в процес­се повседневного общения.

Тема 12. Ораторское искусство: понятие, исторический экскурс, особенности. Понятия: оратор, ораторское искусство. Значение мастерства красноречия в деловой карьере, повседневной жизни. Решение сверхзадачи оратора: воздействие на сознание, эмоции, волю воспринимающего речь (аудитории).

2 стр., 569 слов

106.Природа и структура общения. общение как обмен информацией

... (достижение определенных целей); игровое (ради самого общения); деловое (педагогическое и управленческое). Общение как обмен информацией. Информация не просто передается, но уточняется, развивается и ... использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, ...

Из истории ораторского искусства. Рабовладельческая демократия и искусство красноречия; культ слова, созданный софистами; Сократ и Платон – создатели теории «подлинного красноречия». Аристотель и его риторика. Демосфен, его мастерство красноречия. Риторика в России: М. В. Ломоносов – автор первого учебника по риторике. Опыт риторики И. С. Рижского; краткая риторика А. Ф. Мерзлякова; правила высшего красноречия М. М. Сперанского. Ораторская речь и ее виды: академическая, судебная, социально-политическая, социально-бытовая.

Тема 13. Логико-композиционное построение речи, логическое ударение, отношение. Понятия: композиция, композиция речи. План – основа композиции. Составные элементы композиции. Вступление: его роль, цель (вызвать интерес, установить контакт, завоевать доверие аудитории; подготовить благоприятную психологическую почву для восприятия речи; сообщить план речи).

Начало, первые фразы – зачин речи (использование интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания, обращение к опыту, интересам аудитории, апелляция к событиям, времени, месту, известным источникам информации и т. д.).

Заключение как подведение итогов сказанному ранее. Цель заключения: краткое повторение основных проблем или выводов речи; обобщение сказанного в речи; указание перспектив, иллюстративная концовка. Значение последних слов выступления.

Главная часть выступления, ее значение во всестороннем раскрытии темы. Соблюдение основного правила композиции: логическая последовательность и стройность изложения материала. Методы изложения материала: индуктивный метод, дедуктивный метод, метод аналогии, концентрический метод, ступенчатый метод, исторический метод.

Понятие тезиса и аргумента. Недостатки композиции: нарушение логики изложения материала; перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов и проблем; шаблонное, трафаретное построение речи.

Понятие логического ударения. Определение речевого такта, деление фразы на речевые такты. Выделение слов во фразе, несущих главную смысловую нагрузку. Сильное, среднее, слабое логическое ударение.

Правила постановки логических ударений (новое понятие; понятие, состоящее из нескольких слов; имя существительное в родительном падеже; противопоставляемые понятия и т. д.).

Ударный монотон (все слова важные по смыслу), безударный монотон (важные по смыслу слова не выделяются).

Сложность восприятия ударного и безударного монотона.

Технические средства речи выделения логически ударных слов: сила голоса, его темп, ритм, паузы. Виды пауз: логическая пауза, психологическая пауза, грамматическая пауза.

Тема 14. Характеристика невербальных средств общения. Невербальные средства общения, их изучение практической психологии. Паралингвистика как наука, ее задачи. Кинесика – наука о телодвижении. Фонация – наука о живой человеческой интонации. Интонация как дополнительный паралингвистический канал связи оратора с аудиторией.

Сущность, функции и роль речевых средств общения. Активность позы в речевом общении. Влияние походки и позы оратора на восприятие аудитории. Начальная пауза как необходимое условие собранности внимания аудитории к оратору.

9 стр., 4008 слов

1. Понятие и функции общения

... общения на основе установленной обратной связи, корректировка направления, стиля, методов общения. 6. Классификация видов общения Выделяют следующие виды общения: 1. формальное общение ... мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, - это объективное социальное ... друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимопонимания). 4. Общение и речь. Общение - это связь между ...

Жесты и их особенности. Условные жесты, их интернациональный, узкоспециальный, национальный характер. Условные жесты различных народов.

Неусловные жесты, их классификация и роль в речевом общении. Указывающие, изображающие жесты, их редкое использование. Жесты эмоциональные, подчеркивающие, ритмические и характер их использования. Особенности жестикуляции русских людей.

Координация речи и жестов. Закон восприятия выступающего: «чем меньше для глаза – тем больше для души».

Эмоциональная мимика как дополнительное (к слову) средство передачи мысли. Сочетание мимики, позы, жеста, интонации, слова как фактор успешного выступления оратора.

Тема 15. Этикет как компонент культуры общения. Мораль и этикет – взаимосвязанные уровни предписаний о нормах межличностного взаимодействия. Мораль как фундамент этикета. Сущ­ность этикетного регулирования внешних форм поведения. Основные функции этикета.

Этикет, традиция и ритуал. Этикет как готовая линия коммуника­тивных действий. Символизация в этикете иерархии отношений. Отра­жение в этикетных предписаниях возрастных, социальных и половых по­зиций. Основные правила этикета: формы приветствия, об­ращения, построение разговора, поведение в общественных местах, за столом, отношение к старшим, женщинам и т. д. Служебный эти­кет и этикет в сфере дипломатии. Доброжелательность как основа вежли­вости. Конституирующая роль понятия «добро» в правилах этикета. Ува­жение к другому человеку – ведущий принцип этикетных предписаний. Поведение человека в соответствии с готовыми правилами и включение в общение как творческий процесс. Необходимость и целесообразность сочетания ритуалов с творческим оформлением поведения самими его участниками.

Тема 16. Имидж как инструмент общения. Технология создания имиджа. Понятие имиджа личности как системного личностного образования, отражающего ее целостность и индивидуальность, сущность и форму, биологические, социальные, психологические и культурные признаки.

Сущностные компоненты имиджа (смыслы, цели, ценностные ориентации, интересы, мотивы и т. д.) – внутренний стержень, опора «я – образа».

Формальные (внешние) компоненты имиджа (речь, голос, пластика, одежда, прическа, макияж, манеры поведения).

Имидж делового человека, его связь с имиджем организации. Имидж как воплощение корпоративных ценностей, этики.

Функции имиджа: гносеологическая (самопознания, познания окружающего мира, других людей); регулятивная; коммуникативная; проективная (создание «я – проекта»).

Технология создания имиджа, этапы создания «я – проекта»: 

q диагностика,

q самодиагностика (изучение индивидуальных особенностей, личностных качеств, ценностных ориентаций, самосознание своего «я – реального», моделирование «я – идеального»);

q самооценка;

q самоотношение;

q самокоррекция, формирование программы саморазвития по отдельным показателям (сущностным и формальным);

q проектирование имиджа как системного личностного образования целостного «я – образа» (определение целей – идеалов, ценностных ориентаций, овладение навыками совершенствования внешних компонентов имиджа; овладение способами самовыражения и т. д.);

q проецирование имиджа на картину мира, других людей, адаптация «я – образа» к системе «я и другие» (понимание психологических особенностей другого человека; знание механизма восприятия человека человеком и т. д.);

10 стр., 4947 слов

Предметом исследования является технология использования имиджа в коммуникации

... в Астрахани Кокурина Дмитрия Александровича. Сделать выводы и рекомендации по улучшению имиджа руководителя. Работа состоит из введения, где рассматриваются цели и задачи курсовой. Так же теоретической ... части, где с помощью литературы мы рассматриваем понятие корпоративного имиджа. В практической части ...

q самопрезентация имиджа («я – проекта») (выбор средств самовыражения, их адаптация в «предлагаемых обстоятельствах»).

 

Раздел 3. Конфликтология

Тема 17. Конфликты в процессе общения. Виды, структура, динамика конфликтов. Понятие конфликт. Виды конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов: организационно-управленческие, социально-психологические, личностные причины.

Структура конфликта: предмет конфликта, участники конфликта, условия протекания конфликта, мотивы сторон, цели сторон, позиции участников конфликта.

Динамика конфликта: предконфликтный период, открытый период, послеконфликтный период. Деструктивный, конструктивный конфликт.

Понятие конфликтогена. Значение конфликтогенов в возникновении конфликтов. Закон эскалации конфликтогенов (первый конфликтоген – более сильный – еще более сильный конфликтоген – конфликт).

Типы конфликтогенов: стремление к превосходству (прямые проявления превосходства, снисходительное отношение, хвастовство, категоричность; навязывание советов; перебивание собеседника; утаивание информации; нарушение этики; подшучивание; обман или попытка обмана; напоминание;

перекладывание ответственности на другого человека); проявление агрессивности (природная агрессивность, ситуативная агрессивность); проявление эгоизма (отношение к другому человеку как средству достижения собственных целей).

Способы предупреждения конфликтов: не употребляйте конфликтогенов; не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген; проявляйте эмпатию к собеседнику; делайте благожелательные посылы по отношению к партнеру.

Тема 18. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Стрессы и стрессовые ситуации. Характеристика основных стратегий поведения в конфликтной ситуации. Стиль конкуренции (соперничества) как стратегия открытой борьбы за свои интересы, навязывание другой стороне собственной точки зрения, выгодного для себя решения в ущерб позиции оппонента.

Стиль уклонения (избегания).

Суть стратегии заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем (когда результат не столь важен или оппонент обладает большей властью).

Стиль приспособления. Стратегия сглаживания противоречий за счет собственных интересов (если результат более важен для оппонента или он обладает большей властью).

Стиль сотрудничества. Данная стратегия направлена на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; этот стиль позволяет выработать наиболее эффективное решение в сложных конфликтных ситуациях.

Стиль компромисса. Стратегия урегулирования разногласий через взаимные уступки (стороны частично удовлетворяют свои интересы, когда одновременное удовлетворение интересов невозможно).

Стрессы и стрессовые ситуации. Понятие стресса. Роль стрессов в возникновении стресса. Стресс и фрустрация. Два вида стрессов: эустресс и дистресс. Признаки стрессового напряжения. Причины стрессового напряжения. Способы переживания стрессов, регуляция неблагоприятных эмоциональных состояний. Практические рекомендации (поведение в стрессовых ситуациях).

2 стр., 846 слов

особенности индивидуального стиля поведения в конфликте.

... сформирована способность находить самостоятельный выход из неблагополучных ситуаций, снимать отрицательные эмоциональные напряжения с помощью внутриличностной саморегуляции. А так как конфликты - неизбежные спутники ... сущность, виды и функции конфликта; 2) выявить стили поведения в конфликте. 1. Понятие о конфликте: сущность, виды, функции Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ...

 

 

5. Перечень учебно-методического обеспечения
для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Общие положения

Самостоятельная работа обучающихся – особый вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит формирование оптимального для данного индивида стиля получения, обработки и усвоения учебной информации на основе интеграции его субъективного опыта с культурными образцами.

Самостоятельная работа может быть аудиторной и внеаудиторной.

Аудиторная самостоятельная работа осуществляется на лекциях и семинарских занятиях.Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться:

– в контакте с преподавателем: на консультациях по учебным вопросам, по подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т. д.;

– без контакта с преподавателем: в аудитории для индивидуальных занятий, в библиотеке, дома, в общежитии и других местах при выполнении учебных и творческих заданий.

Внеаудиторная самостоятельная работа прежде всего включает повторение материала, изученного в ходе аудиторных занятий; работу с основной и дополнительной литературой и интернет-источниками; подготовку к семинарским занятиям; выполнение заданий, вынесенных преподавателем на самостоятельное изучение; научно-исследовательскую и творческую работу обучающегося.

Целью самостоятельной работы обучающегося является:

— формирование приверженности к будущей профессии;

— систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных знаний умений, навыков и (или) опыта деятельности;

— формирование умений использовать различные виды изданий (официальные, научные, справочные, информационные и др.);

— развитие познавательных способностей и активности обучающегося (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности);

— формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации;

— развитие исследовательского и творческого мышления.

Самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося, и ее объем по каждой дисциплине определяется учебным планом. Методика ее организации зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, индивидуальных качеств и условий учебной деятельности.

Для эффективной организации самостоятельной работы обучающийся должен:

знать:

 – систему форм и методов обучения в вузе;

– основы научной организации труда;

– методики самостоятельной работы;

– критерии оценки качества выполняемой самостоятельной работы;

уметь:

— проводить поиск в различных поисковых системах;

— использовать различные виды изданий;

— применять методики самостоятельной работы с учетом особенностей изучаемой дисциплины;

иметь следующие навыки и опыт деятельности:

12 стр., 5795 слов

Критерии оценки работы тренера-преподавателя спортивной школы

... Анализ литературных источников позволил определить тему исследования: «Критерии оценки и работы тренера преподавателя спортивной школы» Объект исследования: тренировочный процесс в спортивной школе. Предмет ... усилий. Клянусь постоянно повышать свой профессиональный уровень, в своей педагогической деятельности использовать достижения науки, передовой опыт коллег, проявлять творчество; бороться против ...

– планирование самостоятельной работы;

– соотнесение планируемых целей и полученных результатов в ходе самостоятельной работы;

– проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Время и место самостоятельной работы выбираются обучающимися по своему усмотрению, но с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения рабочей программы дисциплины, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует помнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочного занятия, а затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном рабочей программой дисциплины.