Пояснительная записка 16

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»

Кафедра социально –гуманитарных дисциплин

ТЕСТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЛОСОФИЯ

«___________________________________________________________________»

Для факультета управления 2 курс д/О 3-й семестр бакалавриат

2-я рубежная аттестация

Составил: д.ф.н, проф. Цораев З.У.

Владикавказ 2013

Цель тестов — контроль знаний по курсу «Философия», проверка умения философски оценивать исторические события и факты действительности и глубины понимания единства мирового историко – культурного процесса.

Задача тестов- выявить уровень знаний студентов, целостность и системность их представлений о мире и месте человека в нем, а также степень развития их философского

мировоззрения и мироощущения. Студент должен

знать:

  • основые философские направления и школы
  • Законы и категории философии
  • Принципы диалектического мышления
  • Основные типы мировоззрения и закономерности его функционирования и развития

Количество вопросов в одном тесте 30

  • Количество тем 10
  • Время, отведенное на одно тестирование – 30 мин
  • Баллы – на один вопрос -1 балл,

На одну тему выделяется 3 балла

Литература:

1.Алексеев П.В. Философия. Учебник для вузов.- М., 2006.

2.Гобозов И.А.Социальная философия. Учебник для вузов.- М., 2007.

3.Данильян О.Г. Философия. Учебное пособие для вузов.- М., 2005.

4.Философия: Учебник/ под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В./-М.,2009.

5.Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. Учебное пособие для вузов.-М.,2006.

6.РадугинА.А.Философия: Учебник для вузов.- М.,2003

7.Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов.- М.,2005.

8.Фролов И.Ф.Введение в философию. Учебник для вузов.- М.,2004

9.Философия: Учебное пособие для вузов. В 2-х ч./под ред.Кириллова В.И./-М.,2003

10.Философия. В вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/под ред. Лавриненко В.Н./-М.,2003

Контрольные тесты Часть 2. Теория философии

Тема XI: Онтология. Учение о бытии и материи

В каком суждении дано более полное определение бытия?____

+Бытие — это весь материальный мир;

Бытие — это вся бесконечная вселенная;

Бытие — это все формы психической деятельности;

Бытие — это все то, что существует.

В материалистическом понимании материя по отношению к бытию является_____

+Субстанцией;

Субстратом;

Эссенцией;

Экзистенцией.

Синергетика как метод познания позволяет рассматривать бытие в качестве____

+Самоорганизующейся системы;

Кибернетической системы;

Диссипативной системы;

Статической системы.

Кто из нижеперечисленных мыслителей утверждал субстанциальный подход в понимании пространства и времени?____

Кант

+ Ньютон

Гегель

Эйнштейн

Динамическая концепция времени утверждает, что____

Время существует лишь в точке здесь-и-теперь;

Прошедшее время также имеет онтологический статус;

+Время представляет собой субъективную форму восприятия;

Понимание времени зависит от культурной специфики;

_____… утверждает, что мир имеет духовное или материальное начало.

+Монизм;

Дуализм;

Деизм.

Термин «онтология» это «Учение о сущем».- _____ Да / нет?

Да

Философское понятие для обозначения всего сущего – это …____

Природа;

+Материя;

Бытие.

Как в разные эпохи рассматривалась проблема бытия?

А)В эпоху средних веков

1)бытие – это материя (Г).

Б)В эпоху Возрождения

2)подлинное бытие есть «абсолютная идея» В).

В)В философии Гегеля

3)бытие рассматривалось как физическая реальность, природа ( Б).

Г)Марксисткой философии

4)бытие рассматривалось как бытие Бога (А).

Предельно общее, универсальное понятие, в котором представлены всеобщие связи и отношения реальности – это …____

Категория;

Соотнесите античных мыслителей и их понимание бытия:

А)Парменид

1)бытие есть идея (Г)

Б)Гераклит

2)бытие есть атом (В)

В)Демокрит

3)бытие пронизано борьбой противоположностей (Б)

Г)Платон

4)бытие едино и неподвижно (А)

Объективный идеализм это…_____

Философское направление, выводящее все из одного духа и объясняющее возникновение материи из духа.

Существующее как самодостаточное и независимое от чего-либо другого – это ____…

Субстанция;

Соотнесите философские направления и их представителей.

А)Идеалистический монизм

1)Кузанский, Коперник, Бруно, Спиноза (В)

Б)Материалистический монизм

2)Фейербах, Маркс, Энгельс, Ленин (Б)

В)Пантеистический монизм

3)Платон, Аристотель, Августин, Гегель ( А)

Определите соотношение между позициями в философии к анализу субстанций:

А) Материалистический монизм

1)существует одна субстанция – Бог, отождествляемый с природой (В)

Б) Идеалистический монизм

2)существует одна субстанция – идеальное начало (Б)

В) Пантеистический монизм

3)существует одна субстанция – материя (А)

Материализм утверждает, что существует множество исходных оснований и начал бытия — ___ Да / Нет

нет

Свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей объекта или процесса, – это ____…

Отражение;

Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета и явления в результате количественных изменений – это_____ …

+Скачок;

Прыжок;

Разрыв.

Действительность, сфокусированная в сознании субъекта, это ____…

Объективная реальность;

+Субъективная реальность;

Реальность подсознания.

Действительность, существующая вне человеческого сознания, называется объективной реальностью ._____ Да/Нет

.Да

Длительность существования вещей и процессов – это_____ …

Промежуток;

+Время;

Период.

Определите соответствие между разными эпохами и взглядами на проблему материи:

А) В эпоху средних веков

1)материя объективная реальность (Г)

Б) В эпоху Возрождения

2)материя – это субстанция (В)

В) В эпоху Нового времени

3)материя – совокупность физических сил (Б)

Г) Современное представление

4)материя производна от Духа (А)

Отражение присуще ____…

Всей природе;

Всему человечеству;

+ Всей материи.

Соотнесите философский подход и соответствующее понимание материи:

А)Материалистический подход

1)понятие «материя» ложно (Г)

Б)Объективно-идеалистический подход

2)материя есть продукт человеческого сознания (В)

В)Субективно-идеалистический подход

3)материя есть порождение абсолютного духа (Б)

Г)Позитивистский подход

4)материя есть основа бытия (А)

Определите соответствие между основными формами движения материи и их сущностью:

А)Социальная

1)движение теплоты, света, магнетизм, гравитация, движение атомов (Д)

Б)Механическая

2)сложные взаимодействия молекул (Г)

В)Биологическая

3)существование и развитие живых организмов (В)

Г)Химическая

4)перемещение тел в пространстве (Б)

Д)Физическая

5)вся совокупность явлений и процессов, протекающих в рамках общественной жизни (А)

Умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, это натурфилософия .____ Да/Нет

Да

Наука, изучающая проблемы взаимодействия общества и окружающей среды, это____

Социальное природопользование;

Социальная философия;

+Социальная экология.

Биолог, впервые употребивший термин «экология»,____

Дарвин

+Геккель;

Гердер.

Телеология это ____

Философское течение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность

Тема XIII: Диалектика — учение о развитии

Что такое диалектика?___

Искусство ведения спора

Представление о вечном становлении мира

+Универсальная теория и метод познания мира

Учение о противоречиях

Что является более устойчивым в предметах и вещах?_____

+Форма

Содержание

Состояние

Событие

Какой является сущность вещей?____

Очевидной

+Скрытой

Непознаваемой

Феноменальной

Развитие является центральным понятием диалектики ._____ Да / Нет

Да

Философским учением о всеобщих связях бытия и развития всего сущего является _____

Метафизика;

+Диалектика;

Эклектика.

Метафизика это_____

Противоположность диалектики.

Для какого направления философии характерно непонимание всеобщей связи явлений, отрицание развития?____

+ Метафизика;

Диалектика;

Эклектика.

Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференциальных и автономных частей целого, обусловленных строением, это____

+Организация;

Элемент;

Содержание.

Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип____

Противоречия.

Категория диалектики, обозначающая необходимое условие или основу возникновения некоторого процесса, события, это_____

+ Причина;

Связь;

Возможность.

Какая категория диалектики является парной для категории «необходимое»?_____

Действительное;

Возможное;

+Случайное.

Процесс, осуществляемый в определенном порядке: тезис (утверждение), антитезис (отрицание), синтез (отрицание отрицания), по Гегелю, является ______

Состоянием;

+ Развитием;

Прогрессом.

Коренной перелом в развитии, качественное преобразование предмета или явления в результате количественного изменения – это раскол.______ Да/Нет

Нет

Закон «единства и борьбы противоположностей» определяет_____ …

Источник развития;

+Отражение качеств вещи;

Процесс познания.

Закон «взаимного перехода количественных изменений в качественные» определяет_____

+ Механизм развития;

Направление развития;

Итоги развития.

Закон «отрицания отрицания» определяет_____ …

Относительность развития;

Субъективность развития;

+Тенденции развития.

Степень развития свойств предмета это_____…

Качество;

+Количество;

Уровень.

Мера

Характеристика предмета, проявляющаяся в его отношениях с другими предметами, есть _____

+Свойство;

Потребность;

Значение.

Тема XIV: Проблема человека

Антропоцентризм это_____

Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов, явлений неживой природы, небесных тел, мифологических существ называется_____

+ Антропоморфизм;

Теоцентризм;

Натурализм.

Антропология это____

Учение о человеке

Отдельный представитель, несущий в себе признаки человеческого рода, это_____

+Индивид;

Личность

Лидер.

Биологизаторскую и социологизаторскую трактовки человека объединяет то, что они____

Используют одинаковые методы исследования

Исследуют общий предмет

+Представляют человека частью системы

Видят в человеке уникальное существо

Современная антропологическая теория считает, что «недостающим звеном»

антропогенеза являются_____

Неандертальцы;

Австралопитеки;

Кроманьонцы;

+Недостающее звено» до сих пор не обнаружено.

Термин «социализация» относится к______

Высшим психическим функциям;

Телесным функциям;

+Человеку как психосоматическому существу;

Эмоционально-чувственной сфере,

Совокупность свойств и способностей, отличающих данного человека от других, – это ___

Индивидуальность.

Ограничение или подавление чувств, желаний, отказ от удовольствий, умерщвление плоти это ____

Фетишизм;

Анимизм;

+Аскетизм.

Направлением в этике, утверждающим наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения, является ____

Утилитаризм;

Прагматизм;

+Гедонизм.

Все, чем обладает человек, чем он отличается от животных, является____

Генетической предрасположенностью;

+Результатом его жизни в обществе.

Результатом его самообразования.

Какое положение верно?

Человек, прежде всего, природное существо;

Человек и природное, и социальное существо;

+ Человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы;

Тема XV: Сознание

Высшая форма (способ) отражения внешнего мира, присущая только человеку, – есть____

Сознание.

Осознание и оценка человеком своих действий и их результатов – это _____

Подсознание;

+Самосознание;

Индивидуальность.

Опосредованное и обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами и явлениями относится к сфере_____

+ Мышления;

Деятельности;

Самосознания.

Сознание по своей природе:

+Идеально;

Материально;

Продукт биологического развития,

Иррационально

Совокупность психических процессов,не представленных в сознании субъекта, это_____

Сублимация

Самосознание

+Бессознательное

Раздражимость

Система знаков, служащая средством познания, хранения продуктов духовной культуры и человеческого общения, это___

Речь;

Письмо;

+Язык.

Выделите точку зрения идеализма:

Сознание существует параллельно с материей;

+Сознание может существовать до и независимо от материи;

Сознание существует как производная материи.

Определите соответствие философского направления и позиции к проблеме сознания:

А)Физикализм

1)сознание индивида – единственная достоверная реальность (Б)

Б)Солипсизм

2)сознание рассматривается как часть «мирового сознания» (В)

В)Объективный идеализм

3)сознание есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики (А)

Отражение есть воспроизведение в себе других предметов____ Да/Нет

Да

Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание коллективного бессознательного, это ____

Привычка;

+Архетип;

Обычай.

Политическое сознание- это форма сознания, отражающая отношения в обществе, возникающие и функционирующие в связи с деятельностью институтов власти._____ Да/Нет.

Да.

Что не относится к формам общественного сознания?_____

Искусство;

Религия;

+Астрология.

Историческая преемственность в развитии общественного сознания означает, что ____

Новое не повторяет старое;

+ Старое присутствует в новом;

Новое исключительно результат деятельности современного общества.

Неизменным признаком современного типа личности является ____

Религиозность;

Атеизм;

+Гражданская и политическая сознательность.

Тема XVI: Познание

Направление в философии, для которого характерно суждение: «Нет ничего в разуме, чего бы первоначально не было в чувствах», это_____

Сенсуализм;

Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, это материализм. ____ Да/Нет

Нет.

Какова форма чувственного познания?

+Восприятие;

Понятие;

Суждение.

______это образ ранее воспринимаемого предмета или явления, продукт воображения.

Представление;

Мечта;

+Фантазия.

Что является источником познания согласно рационализму?

Опыт;

+ Разум;

Вера.

Высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок –это ______

+Разум;

Ощущения;

Интуиция.

Какое утверждение согласуется с агностицизмом?

Каждая вещь обладает противоположными качествами;

+Сущность вещей принципиально непознаваема;

Мир познаваем.

Определите, что не относится к чувственным формам познания?

Ощущение;

Восприятие;

+Понятие.

Признание относительности, условности и субъективности познания, отрицание абсолютных, этических норм и правил – это _____

Догматизм;

Рационализм;

+Релятивизм.

Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках, называется ______

Софизмом;

Отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной, научной деятельности, называется познанием. — Да/Нет

Да

Какой признак присущ истине?

+Конкретность;

Абстрактность;

Идеологичность,

Классическое определение истины это:

Полезность знания;

+Соответствие знания действительности;

Свойство согласованности знаний;

Опытная подтверждаемость;

Степень сложности.

Какое свойство сознания акцентируется в суждении о том, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его?

Рациональность;

Всеобщность;

Необходимость;

+Активность.

Какое суждение в наибольшей мере связано с чувственным познанием?

Радуга состоит из частиц воды, освещаемых ярким светом;

+Радуга своими яркими красками придает ощущение бодрости;

Радуга представляет собой результат квантовой гидродинамики.

Тема XVII: Научное познание

Частичное, неполное знание об объекте – это _____

Объективная истина;

+ Относительная истина;

Субъективная истина.

Как называется правильное отражение действительности в сознании, не зависящее по содержанию ни от человека, ни от человечества, это____

+Объективная истина;

Образ;

Память.

Что выступает критерием истины в материалистической философии?_____

Практика;

Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, это объективность. _____ Да/Нет

Нет

Система обобщенного, достоверного и упорядоченного знания об объекте, – это …

Теория.

Вид познавательной деятельности, изучающий объект как целостность, располагающий собственным арсеналом познавательных средств, имеющих междисциплинарный характер, называется _____

Эмпирическим уровнем познания;

+Теоретическим уровнем познания;

Научным познанием.

Научное познание всегда осуществляется с помощью _____

+Разума;

Опыта;

Интуиции.

Мышление посредством специальных понятий, являющихся инструментами познания, есть _____

Религия;

+Наука;

Искусство.

Философское направление, утверждающее, что подлинное знание есть совокупный результат специальных наук, это позитивизм. ______Да/Нет

Да

_____ называется сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений.

Эстетической;

Антропологической;

+Аксиологической.

Отрасль философского знания, изучающая всеобщие проблемы познания, совокупность приемов научного исследования, это _____

Аксиология;

Гносеология;

+ Методология.

Мысленное отвлечение от существующих свойств, связей, отношений предметов и выделение сторон, интересующих исследователя, относится к понятию______

Моделирование;

+ Абстрагирование;

Формализация.

Переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков предметов рассматриваемой области это _____

Обобщение.

Представление о научном познании как о наивысшей культурной ценности характерно для ____

Скептицизма;

Агностицизма;

+Сциентизма.

Антисциентизм толкует науку как _____

+ Силу, чуждую и враждебную сущности человека;

Наивысшую культурную ценность;

Обязательный элемент прогресса.

Одним из важнейших отличительных качеств научного познания является_____

Стихийность;

+Системность;

Произвольность.

Научное предположение о возможном закономерном порядке, о существенной связи между явлениями это аксиома _____ Да/Нет

Нет

Какой метод является основным для религиозного мировоззрения?

Софистический;

+Догматический;

Эклектический;

Диалектический.

Для какого метода характерно «принудительное» соединение несовместимых признаков предмета?

Метафизического;

Релятивистского;

Догматического;

+ Эклектического.

Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы, это анализ.____ Да/Нет

Да.

Отображение объекта в форме какого-либо языка – это _____

Идеализация;

Моделирование;

+Формализация.

Тема XVIII : Общество

Раздел философии, в котором общество рассматривается как специфическое явление, называется…

Социальная антропология;

+Социальная философия;

Социология культуры.

Мыслитель, который первым ввел в науку термин «социология», это _____

Конт.

Что выступало в качестве основного фактора интеграции на стадии раннего государства?

Кровно-родственные связи;

Индивидуальная воля;

Демографическое уплотнение;

+Завоевания и аннексия соседей.

Основной характеристикой социального пространства является

Статичность;

Изотропность;

Фиксированные границы;

+Иерархия.

Существует ли более адекватный критерий социального статуса, нежели

деньги?

+Свободное время;

Авторитет;

Недвижимость;

Престижная работа;

Нет такого критерия.

Кем задаются цели коллектива?

Лидером;

+ Обществом;

Индивидом.

Возможность перехода от одной социальной группы в другую, называется____

+Социальной мобильностью;

Социальной аномией;

Социальной дифузией.

Естественным условием существования самого общества является природа______Да / Нет

Да

Обмен деятельностью, распределение различных предметов и услуг – это_____

Международные отношения;

Социальные отношения;

+ Производственные отношения.

Система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством, это______

Право;

Как называется прогрессивное преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни? _____

Реформа.

Застой в обществе, экономике, производстве это стратификация. ______Да/ Нет.

Нет

Кто создатель теории, по которой рост народонаселения – главное зло, приводящее к бедствиям и нищете?

Гердер;

+ Мальтус;

Лакатос.

Кто из социологов относил к религии общественные идеи и верования, имеющие обязательный характер?

Конт;

Сорокин;

+Дюркгейм.

Общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями, взаимодействующее с государством, является______

+ Гражданским;

Имперским;

Тираническим.

Основополагающий стимул развития производства — ______

+ Потребность;

Знания;

Интуиция;

Многообразие форм и проявлений политической жизни в обществе это _____

Религиозный плюрализм;

Социальный плюрализм;

+ Политический плюрализм.

Что быстрее изменяется в процессе общественного производства?_______

+Производительные силы

Способ производства

Производственные отношения

Что лежит в основе свободы?

Способности и умения человека

+Осознание необходимости

Уровень жизненного благополучия

В чем состоит главная причина разделения общества на классы?

В наследии, переходящем людям из поколения в поколение;

+В собственности на средства производства;

В различии между людьми по способностям;

В трудолюбии одних людей и лености других.

Какое определение социальной группы является более полным?

Коллектив, в котором человек формирует свое поведение;

Группа людей, где каждый индивид оценивает себя и всех;

+Совокупность индивидов, имеющих общие интересы и дела;

Группа, в которой общим является кровное родство и быт.

Какое понятие отражает процесс преобразования различных сфер общественной жизни, не меняющий основы общества?

Эволюция;

Революция;

Реформа;

+Переворот.

Какие отношения К.Маркс считал основными в сфере производства?

Отношения распределения;

+Отношения собственности;

Отношения потребления;

Отношения обмена.

Что является движущей силой развития цивилизации по А.Тойнби?

Историческое предопределение;

+Деятельность творческой элиты;

Потребности и интересы людей;

Классовая борьба.

В «Первом манифесте футуризма» Ф. Маринетти называет символом новой культуры автомобиль, поскольку он_______

Является знаком общества потребления;

Знаменует преодоление власти пространства и времени;

+Олицетворяет безоглядное движение;

Позволяет увеличить плотность социального времени.

В концепции Л. Мамфорда «мегамашина» понимается как_____

Квазиинтеллектуальное механическое устройство;

+Организация человеческой деятельности по механическому образцу;

Сеть взаимосвязанных кибернетических устройств;

Тоталитарные общества.

Какую компоненту человеческого бытия размывает возможность всегда начать «с нуля» в виртуальной реальности _____

Рациональную;

Утилитарную;

+Этическую;

Эмоциональную.

Какой вид коммуникации открывает возможности для тоталитарного контроля над обществом?______

Телеграф;

Радио;

+Телевидение;

Интернет.

Тема XIX : Личность

Что такое личность?

Представитель человеческого рода;

Прежде всего, существо биологическое, на которое оказывает влияние социальная среда;

+Социальное качество индивида.

Взаимосвязанный процесс становления человека и общества – это антропосоциогенез. ____ Да /Нет

Да;

Что побуждает человека к действию?

Природный инстинкт;

Способности;

+ Потребность, т.е. нужда человека в определенных условиях своего бытия.

Утверждение о том, что социальная роль личности как труженика в решающей степени зависит от ______ является ложным.

От уровня образованности и интеллектуальных возможностей;

+ От биологически врожденных программ;

От культурных традиций и нравов определенного социума.

Связи и зависимости между участниками трудовой деятельности это ________

Семейные отношения;

Классовые отношения;

+ Профессиональные отношения.

Процесс усвоения индивидом предметной системы знаний, норм и ценностей, позволяющий ему функционировать в качестве полноправного члена общества, называется адаптацией.______ Да/Нет

Нет

Тема XX: Культура

Кто разработал идею многообразия типов культур?

Сорокин;

Малиновский;

+Данилевский.

Утверждение, что исходной формой и первоисточником культуры является человеческий труд – ложно. ____Да/Нет

Нет

_____ функция культуры заключается в том, что многие её достижения выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира, являются основой и целью практики.

Мировоззренческая;

+Познавательная;

Коммуникативная.

Функция культуры, позволяющая людям вступать в общение друг с другом, называется _____

Методологической;

Адаптативной;

+ Коммуникативной.

Можно ли свести все культурные явления к рациональному уровню человеческого познания?

Можно;

Нельзя в отдельных случаях;

+ Нельзя.

_____- это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности,

+Ценность;

Нормы;

Ритуал.

Материальная культура – это______

Совокупность всех знаний, все формы мышления;

+ Вся совокупность материальных благ и средства их производства;

Вся сфера мировоззрения.

Понятия «культура» и «цивилизация» стали различать в философии в_____

XVI в.;

XVIII в.;

+XX в.

Западному типу цивилизационного развития соответствует ____

Традиционное общество;

+Техногенное общество;

Эзотерическое общество.

Сегодня в мире происходит процесс противоборства культур ._____Да/Нет

Нет

Специфика культурных процессов XX в. отразилась в понятии______

+ Массовая культура;

Этническая культура;

Локальная культура.

Кто является автором теории «локальных культур»?

Тойнби;

+Шпенглер;

Ясперс.

Цивилизационный подход к анализу общества был предложен:

Данилевским;

Бердяевым;

+Шпенглером.

35