Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
(ГБОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России)
|
«УТВЕРЖДАЮ» Декан ФКППиСР _____________ А.Н. Корнетов «____»____________2011г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «Дифференциальная психофизиология»
Для специальности «030302 клиническая психология»
Форма обучения очно-заочная на базе среднего образования
Кафедра общей и дифференциальной психологии
Курс – 3
Семестр — 5
По учебному плану 94 часов
Томск 2011г.
Составители:
доцент кафедры ОДП, кандидат биологических наук,
доцент ______________________________________________ ____Н.С. Хоч
«____» ___________ 2011г.
Программа практики обсуждена и одобрена на заседании кафедры ОДП
Протокол №____ от «____»_________________201__ года
Заведующий кафедрой, доктор психологических наук,
профессор ___________________________________________Л.Ф. Алексеева
«____» ___________ 201_ г.
Согласовано:
1. Научно-медицинская библиотека, должность _______________________ ______________________ _____ /Г.Н. Вишнякова
«____» ___________ 201_ г.
2. Председатель методической комиссии по специальности
«030302 клиническая психология»_______________________ А.Н. Корнетов
Протокол №____ от «____»____________2011 года
1.1 Организационные условия учебной дисциплины (факультатива)
Изучение курса проводится в 5-м семестре. Рабочей программой и календарными планами для очно-заочной формы обучения предусмотрено 94 часов занятий, из них 20 – лекционных, семинаров и практических занятий и 74 часа самостоятельной работы студентов. План занятий учебной дисциплины включает 10 часов лекций, 10 часов практических занятий и 74 часа самостоятельной работы студента (Представление докладов, реферирование статей, обсуждение тем, выполнение практических и творческих заданий, выполнение процедур и заполнение бланков протоколов комплексных обследований и их количественная и качественная обработка с последующими интерпретацией и анализом, работа с компьютерными базами психодиагностических данных, выполнение тестовых заданий).
Итоговая форма контроля — зачет.
Занятия проводятся, как правило, в учебной аудитории, оборудованной компьютерами, аппаратно-программным комплексом «Статус-Профиль» (311, 415), выполнение самостоятельных заданий предполагает работу в научной библиотеке, использование Интернет ресурсов, анализ протоколов обследования, практическую деятельность с респондентами-волонтерами, самонаблюдение и самодиагностику.
Каждый студент должен вести рабочую тетрадь, где оформляются конспекты лекций и семинаров, отчеты о выполненных заданиях, конспектируются необходимые статьи. Записи в рабочих тетрадях должны вестись аккуратно и последовательно. По результатам работы студента на лекциях, практических занятиях, экспертизы преподавателем выполненных практических заданий, выполнению тестовых заданий студент получает зачет по учебной дисциплине.
-
Нормативные ссылки
- ГОС ВПО по специальности 030302 клиническая психология
- Учебный план СибГМУ по специальности 030302 клиническая психология (очно-заочная форма обучения)
3. Нормативная трудоемкость изучения дисциплины
1. По учебному плану __94__часов.
Трудоемкость |
Количество часов |
5 семестр (18 недель) |
|
Общая |
94 часов |
Обязательная аудиторная, в том числе: Лекции Практические занятия и семинары |
20
10 10 |
Самостоятельная работа |
74 |
Курсовая работа |
нет |
Дипломная работа |
нет |
Другие виды работ: Реферат |
есть |
Другие виды работ: Контрольная |
есть |
Другие виды: Зачет |
есть |
ИТОГО |
94 |
4..Цель и задачи изучения дисциплины
Целью данного курса является формирование у студентов представлений о содержании отрасли знаний «дифференциальная психология и психофизиология» (базовые понятия, критерии и методы диагностики, факторы [культурные, социальные, психологические, биологические] формирования индивидуальных различий), а также знакомство с основными методологическими подходами и технологиями диагностики и оптимизации индивидуальных психофизиологических, психических и психологических особенностей человека.
Поставленная цель достигается через решение следующих задач:
Изучение основных современных подходов, критериев в установлении закономерностей возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека.
Знакомство с теоретическими основами психодиагностических исследований и овладение (в соответствии с текущими возможностями факультета) методами диагностики индивидуальных психофизиологических, психических и психологических особенностей.
Знакомство с основными методологическими подходами и технологиями формирования и приемами коррекции состояния ВПФ индивидуальности.
5. Структура и содержание дисциплины
5.1 Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)
№ |
Раздел дисциплины |
Всего часов |
Виды занятий |
||
Лекции |
Практ. занятия И Сем. |
С/р |
|||
1 |
Предмет, история и основные направления дифференциальной психофизиологии. Место в системе других наук. |
5 |
0 |
|
5 |
2 |
Источники индивидуальных различий и становления индивидуальности. Индивидуальные различия (ИР) у животных и человека как предмет дифференциальной психологии и психофизиологии. Основные факторы происхождения ИР. Организм, индивид, личность, индивидуальность.
|
11 |
1 |
2с |
8 |
3 |
Методы дифференциальной психологии и психофизиологии. Значение достижений общей психофизиологии и дифференциальной психологии для становления научных методов психофизиологии индивидуальных различий. Объединение физиологического, психологического и поведенческого уровней в комплексных исследованиях индивидуальных различий.
|
9 |
1 |
0 |
8 |
4 |
Типологические свойства нервной системы как главные нейрофизиологические характеристики индивидуальности. Типологическая концепция И.П. Павлова.Типы как совокупность свойств и как картина поведения. Теории типов темперамента. Проблемы исследования темперамента в психофизиологических школах В.С. Мерлина, Б.М. Теплова. Типологические свойства нервной системы и проблемы личности и индивидуальности в концепциях Б.Г. Ананьева, европейских и американских психофизиологов и персонологов (Я. Стреляу, Г.Айзенка, Р.Б. Кеттелла и других). Диагностика свойств нервной системы и темперамента. Формула темперамента. |
26 |
3 |
2с+2п |
19 |
5 |
Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии. История проблемы: от теории доминантного полушария к теории функциональной асимметрии. Виды функциональных асимметрий (моторные, сенсорные, ВПФ). Проблемы диагностики ФАМ.
|
16 |
2 |
2п |
12 |
6 |
Психофизиология и психология пола. Пол в структуре индивидуальности. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции. Биология пола. Пол и гендер. Пол и ФАМ. Пол и способности. Фактор пола и психика.
|
17 |
1 |
2п |
14 |
7 |
Стиль человека: способы взаимодействия с миром. Современные представления о структуре стилевой сферы индивидуальности. Единая концепция стиля человека. |
10 |
2 |
2с |
6 |
ИТОГО: 94 10 10 74
5.2. Содержание разделов:
Предмет, история и основные направления дифференциальной психофизиологии. Место в системе других наук.
Источники индивидуальных различий и становления индивидуальности. Структура субъекта взаимодействия с миром: организм, индивид, личность, индивидуальность. Индивидуальность – интегральная биопсихосоциальная характеристика человека. Индивидуальные различия (ИР) у животных и человека как предмет дифференциальной психологии и психофизиологии. Основные факторы (генетические, онтогенетические, средовые) происхождения ИР.
Методы дифференциальной психологии и психофизиологии. Значение достижений общей психофизиологии и дифференциальной психологии для становления научных методов психофизиологии индивидуальных различий. Общие принципы дифференциально-психологического анализа: реализация формального подхода, интегральный анализ (соотношение части и целого), взаимосвязь интра- и интериндивидуальных закономерностей, взаимодействие эндо- и экзофакторов в детерминации различий, измеряемость и статистическая оценка изучаемых явлений. «Типологический» и «измерительный» принципы. Объединение физиологического, психологического и поведенческого уровней в комплексных исследованиях индивидуальных различий. Развитие электрофизиологических методов и их применение для выявления и измерения индивидуальных особенностей. Спонтанная и вызваннная ритмика: факторы формирования (генотип, онтогенетические и средовые влияния).
Типологические свойства нервной системы как главные нейрофизиологические характеристики индивидуальности. Типологическая концепция И.П. Павлова.Типы как совокупность свойств и как картина поведения. Теории типов темперамента (гуморальные, формальные, энергетические, конституциональные, факторные и др.).
Проблемы исследования темперамента в психофизиологических школах В.С. Мерлина, Б.М. Теплова. Вклад В.Д. Небылицина в теорию основных свойств нервной системы. Специально человеческие свойства нервной системы. Соотношение основных и специально человеческих (парциальных) свойств нервной системы. Соотношение темперамента и характера. Типологические свойства нервной системы и проблемы личности и индивидуальности в концепциях Б.Г. Ананьева, европейских и американских психофизиологов и персонологов (Я. Стреляу, Г. Айзенк, Р.Б. Кеттелл и другие).
Характеристики отдельных свойств нервной системы. Сила нервной системы. Подвижность – инертность и лабильность нервных процессов. Баланс нервных процессов. «Безусловнорефлекторные» свойства нервной системы (сила, лабильность, активированность) и «условнорефлекторные» свойства нервной системы (подвижность и баланс по динамичности): сходства и различия. Проблема «расщепления» свойств. Возрастно-половые проявления свойств нервной системы.
Диагностика свойств нервной системы и темперамента. Формула темперамента. Методики: Теппинг-тест (вариант Е.П. Ильина, 1972), кинематометрические методики определения подвижности и баланса нервных процессов (Е.П. Ильин, 1972; ручной вариант), Тест-опросник Г.Айзенка, Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова, Павловский темпераментальный опросник, Опросник для выявления соотношения двух сигнальных систем Б. Кадырова, Шкала для измерения выраженности силы нервной системы человека и других индивидуально-психологических особенностей учащихся (по Я. Стреляу) и др.
Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии. История проблемы: от теории доминантного полушария к теории функциональной асимметрии. Виды функциональных асимметрий (моторные, сенсорные, ВПФ).
Индивидуальный латеральный профиль. Проблемы диагностики ФАМ.
Психофизиология и психология пола. Пол в структуре индивидуальности. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции. Биология пола: механизмы половой дифференциации, морфологические, физиологические различия (нейродинамические, кинестетические, психофизиологические).
Пол и ФАМ. Фактор пола и психика.
Стиль человека: способы взаимодействия с миром. Современные представления о структуре стилевой сферы индивидуальности. Единая концепция стиля человека (ЕКС, А.В. Либин, 1993 — 2004).
Пространство стилевых проявлений: перцепция, когниция, личность.
5.3. Темы практических занятий и семинаров
- Источники индивидуальных различий и становления индивидуальности.
- Диагностика свойств нервной системы и темперамента. Теппинг-тест: бланковый и автоматизированный варианты. Возможности и ограничения метода.
- Кинематометрические методики определения подвижности и баланса нервных процессов: бланковый и автоматизированный варианты. Возможности и ограничения метода.
- Шкала для измерения выраженности силы нервной системы человека и других индивидуально-психологических особенностей учащихся (по Я. Стреляу).
- Тест-опросник Г.Айзенка, Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова, Павловский темпераментальный опросник.
- Опросник для выявления соотношения двух сигнальных систем Б. Кадырова. Возможности и ограничения метода.
- Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии: Виды функциональных асимметрий (моторные, сенсорные, ВПФ).
- Индивидуальный латеральный профиль. Проблемы диагностики ФАМ.
- Психофизиология и психология пола. Пол в структуре индивидуальности. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции.
- Стиль человека: способы взаимодействия с миром. Современные представления о структуре стилевой сферы индивидуальности.
- Обсуждение: Портрет интегральной индивидуальности
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1..Рекомендованная литература
а) Основная литература:
- Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности [Текст] : учебник для университетов по специальности «Психология» / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. — М.: Издательство МГУ, 1989. — 398 с
- Данилова, Н.Н. Психофизиология [Текст] : учебник для вузов / Н. Н.Данилова. — М. : Аспект Пресс, 2001. — 372 с.
- Клиническая психология и психофизиология [Текст] : учебное пособие / Ред. Г. М.Яковлев. — СПб. : ЭЛБИ-СПб, 2003. — 296 с.
- Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] / Е. П.Ильин. — СПб. : Питер, 2003. — 544 с. : ил.
- Лучинин, А.С.Психофизиология [Текст] : конспект лекций / А. С. Лучинин. — Ростов н/Д : Феникс, 2004. — 320 с.
б) Дополнительная литература:
- Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений [Текст] : избранные психологические труды / Н. А.Бернштейн; Ред. В. П.Зинченко. — М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 1997. — 608 с.
- Блум, Ф. Мозг, разум и поведение [Текст] : монография / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. — Пер. с англ. — М. : Мир, 1988. — 248 с.
- Павлов, И.П. Мозг и психика [Текст] : избранные психологические труды / И. П. Павлов ; ред. М. Г. Ярошевский ; Московский психолого-социальный институт (М.).
— М. : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : МОДЭК, 2004. — 360 с.
- Симонов, П.В.Мотивированный мозг [Текст] : высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / П. В. Симонов ; ред. В. С. Русинов. — М. : Наука, 1987. — 238 с.
- Вилюнас, Витис К. Психологические механизмы биологической мотивации [Текст] : монография / В. К. Вилюнас. — М. : МГУ, 1986. — 206 с.
- Спрингер, С. Д. Г. Левый мозг, правый мозг [Текст] : асимметрия мозга: Пер. с англ. / С. Д. Г. Спрингер. — М. : Мир, 1983.
- Научные периодические издания (журналы: Здравоохранение, Валеология, Вопросы психологии и т.д.) и сетевые информационные источники.
6.2. Материально-техническое обеспечение
- локальная компьютерная сеть;
- программное обеспечение: для математико-статистического анализа результатов учебно-научных исследований и поиска и хранения информационных материалов;
- психологический инструментарий: классические и компьютерные версии;
- аппаратно-программный комплекс для диагностики индивидуальных физиологических, нейродинамических, психических, психологических особенностей, аппаратно-программный комплекс «Статус — Профиль»
- Видеофильмы, таблицы и другое оборудование.
7.Требования к уровню освоения программы
Освоение содержания дисциплины студентом считается полным при условии:
- Иметь сформированные научные представления о структурно-функциональной организации интегральной индивидуальности и системных механизмах функциональных состояний и индивидуальных особенностей человека и его психики.
- Иметь представления о методологии системного анализа и методологических основаниях психологии и психофизиологии индивидуальных различий.
- Знать методы регистрации объективных показателей физиологических функций, используемых в психофизиологии и психологии (ЭЭГ, КГР, ЭОГ, ЭМГ, ЭКГ, МЭГ, МРТ, ПЭТ; психологические измерительные и аналитические инструменты) и уметь отбирать их для решения поставленных в исследовании задач.
- Иметь навыки интерпретации исследований индивидуальных различий психических процессов и состояний человека через призму возможных биологических механизмов и условий среды развития и функционирования.
-
Формы текущего, промежуточного, итогового контроля
- Текущий контроль успеваемости проводится в виде опроса и тематического тестирования.
- Промежуточный контроль включает итоговые занятия (пункты 4-7 раздела 5.3) в соответствии с тематическим планом дисциплины.
- Итоговый контроль проводится в форме зачета в 5-м семестре.
- Порядок проведения промежуточного и итогового контроля определен соответствующими организационно-методическими указаниями, все виды контроля обеспечены контрольно-измерительными материалами.