Жестовое пение Шинкарёва

Пояснительная записка.

Программа «Жестовое пение» тесно взаимосвязано с общим развитием глухого ребёнка и формированием его личностных качеств. В приобщении к жестовой песне, музыке и пластике развиваются эстетические и нравственные представления, активизируются умственные способности, а также  заметно положительное влияние на физическое развитие детей.

Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности. Исполнение песни вызывает у ребёнка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путём информация.

Процесс обучения жестовому обучения пению Содержание">пению требует от ребёнка большой активности и умственного напряжения. Он учится сравнивать своё пение с пением других, сопоставлять различный характер музыкальных фраз, предложений, оценивать качество исполнения песни, определять пространственное положение жестов рук, вносить эмоциональную окраску в текст движениями рук.

Жестовое пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, красивого оформления артикуляции губ, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребёнка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма, пластичность, гибкость, грация.

Программа направлена на формирование нравственно-эстетической отзывчивости в детях, развитие устойчивого интереса к жестовому пению, свободно творчески проявлять себя в этом жанре.

Актуальность программы заключается в том, что, обучаясь по ней, у учащихся формируется нравственно-эстетическое, эмоциональное восприятие музыкального мира, развивается коммуникативная культура, направленная на творческое развитие ребенка в мире жестового искусства. Оттачивание правильной организации жестов рук, правильная артикуляция и мимика лица позволяет развить в ребенке гармоничного человека входящего в мир звуков. Жестовое пение развивает воображение, внимание, память, дает возможность ребенку поверить в свои силы, способствует повышение самооценки учащихся и социализации их в общество.

23 стр., 11136 слов

Психокоррекция негативных отношений родителей к детям с проблемами в развитии

... ребёнка. Многие родители в сложившейся ситуации оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Рождение ребенка с отклонениями в развитии ... исследовании принимали участие 15 матерей и их дети, которые имеют сложные нарушения развития, обучение которых, осуществляется на дому Глава 1. Анализ общей и специальной литературы ...

Цель программы: создание условий для формирования духовно-нравственного развития личности ребенка, воспитание мира чувств и переживаний, его эмоционального выражения средствами жестового пения.

Занятия жестового пения направлены на достижение следующих задач:

Обучающие:

— научить учащихся владеть основными приемами художественно-эстетического использования жестового пения: пластичность рук, направление движения рук и тела, правильно выражаться мимикой лица, правильная ориентировка в пространстве (на сцене), владеть хореографическими движениями, четкое использование артикуляции губ, правильно проговаривать слова;

— сформировать у учащихся специальные знания по предмету ( жестовое искусство, жестовое пение, основные законы хореографии, пантомимы и музыки).

— обучить ребенка навыкам прослушивания песенного репертуара

— ознакомить детей с особенностями музыкальных направлений и жанров, темпом, ритмом и метром ( народная музыка, духовная музыка, кантри, джаз, авторская песня, рок, поп, рэп (хип-хоп).

— научить детей самостоятельно выражать идею музыкальной композиции разнообразными выразительными средствами (давать эмоциональную окраску).

Развивающие:

— использование остаточного слуха для восприятия музыки;

— развивает эмоциональный фон и обогащает чувственный опыт детей;

— позволяет расширять художественно-эстетическое понятие о музыке (песни);

— развивает навыки считывания с губ на расстоянии от суфлера(педагога);

— обогащается словарный запас;

— развивает способность к абстрактному мышлению ( переход от вербального к невербальному произношению и наоборот);

— улучшает представление детей о звуковом составе языка, добивается способность устойчивого различения звуков и запоминания артикуляцион-ного уклада, а также создает базу для успешного освоения школьной программы.

Предлагаемая программа ориентирована на детей младших, средних и старших групп школы 1 вида, которая помогает детям школьного возраста всесторонне гармонически развиваться в искусстве жанров жестовой песни, танца и пантомимы. Программа позволяет преодолевать эмоциональный, коммуникативный, познавательный барьер в жизни школы и в обществе.

Программа рассчитана на 102 часа. Наполняемость группы 3-6 человек. Программа включает в себя проведение занятия жестовой песни 3 раза в неделю по 3 часа в день ( по 1 часу с каждой подгруппой: младшия, средняя, старшая) в течении 1 года обучения.

Основное содержание занятий.

Знакомство с видами песен:

  1. Авторская или бардовская песня. Исполнение песен автором под гитару. Учить детей восприятию одного музыкального инструмента (гитары), учить исполнять на жестовом языке композицию выразительно и строго.
  2. Гимн. Разучивание текста гимна России и Санкт-Петербурга. Вкладывать знание о истории нашего государства. Воспитание патриотизма и чувство долго перед государством и народом России.
  3. Народная песня. Рассказ о характере каждого народа, обычаи, исторические события. Рассказать о характере исполнения песни.
  4. Рэп. Хип-Хоп. Рассказать и показать детям о правилах исполнения данного жанра. Ритмичность и быстрота движений рук и тела под темп и ритм музыки. Совместно с педагогом хореографии изучить стили движения данной категории песни.
  5. Детская. Разучивание песни любимых мультфильмов, рассказать о чем идет речь, разыграть сценку с песней.
  6. Военные. Подбор репертуара песен на военную тематику. Объяснить и показать с помощью видео или фото презентацией о военных годах. Воспитывать уважение и почтение к ветеранам войны. Хранить память о солдатах которые защитили русскую землю от врагов.

Учебно-тематический план

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

4

4

2

Первичное знакомство с текстом песни, словарная работа (объяснение новых слов), передача смысла содержания текста, просмотр видеоклипов, выразительное чтение.

34

30

4

3

Знакомство с мелодией (музыкой), темп, ритм, длительность.

10

6

4

4

Отработка движений под музыку.

8

6

2

5

Исполнение жестовой песни дуэтом,

Исполнение жестовой песни соло.

18

12

6

6

Исполнение текста песни жестовой речью.

16

16

7

Синхронное исполнение песни жестовой речью и артикуляции (проговаривание текста).

20

4

16

8

Синхронное исполнение жестовой песни в коллективе.

34

4

30

ИТОГО

144

66

78

Для максимальной результативности программы необходимо наличие:

  1. Отдельного помещения (актовый зал или кабинет ритмики)
  2. Музыкального оборудования и с двумя каналами выхода воспроизводимой музыки.
  3. Наличие экрана для воспроизведения видеопрезентации.
  4. Канцтоваров.
  5. Сценических костюмов.
  6. Участие педагога ритмики и пантомимы, педагогов-организаторов.
  7. Декорации и реквизиты.

Литература.

  1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М., 2004.
  2. 2. Армин Леве Развитие слуха у неслышащих детей. История, методы, возможности.–М.:Академия, 2003.
  3. Зайцева Г.Л., Фрумкина Р.М. Психолингвистические проблемы изучения жестового языка глухих. // Дефектология.- 1981. — № 1. — С.14-21.
  4. Зайцева Л.А., Еленский Н.Г., Баль Н.Н. Основы обучения второму языку в специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями речи: Учеб.-метод. пособие. Мн., 2006.
  5. 34. Кузьмичева Е.П., Яхнина Е.З., Шевцова О.В.Развитие устной речи у глухих школьников.–М.: НЦ ЭНАС,2001.
  6. Лёве А. Развитие слуха у неслышащих детей. История. Методы. Возможности. М., 2003.
  7. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М., 2001.
  8. Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов-на-Дону, 2002.