Социальная защита семьи в Рязанской области

Курсовая работа

по дисциплине:

Социальному страхованию

на тему:

«Социальная защита семьи в Рязанской области»

2011

Содержание:

Введение

Глава 1. Сущность социальных проблем современной семьи

.1Общие проблемы семей

.2Социальные проблемы отдельных категорий семей

Глава 2. Анализ подходов к социальной защите семьи

.1 Основные направления социальной защиты семьи в Рязанской области

.2 Концепция семейной политики Рязанской области на 2007−2015 годы как вариант совершенствования социальной защиты семьи

Заключение

Список используемых источников

Введение

Положение семьи в Российской Федерации в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Практически все денежные доходы указанных семей используются на покупку продуктов, питания. Поэтому помощь необходима сегодня. Так как многие оказались в результате реформ за той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным. С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, образования детей, их отдыха. Страшит потеря работы, от безработицы не застрахован никто. Большую тревогу вызывают преступность, падение нравов, вседозволенность. Не у каждого есть силы бороться с подобным злом. Многие потеряли уверенность, надежду на лучшие перемены. Но ведь кто-то должен помочь этим людям. Важно знать: куда можно обратиться со своими проблемами.

В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения.

10 стр., 4521 слов

Социальные проблемы семьи.

... и рождения детей одинокой матерью. Основные социальные проблемы семьи: 1. трудное материальное положение семьи; 2. ухудшение состояния здоровья населения вследствие недоедания, плохой экологии, от качества ... семьи. 1.2. Социальные проблемы семей. 1.3. Основные функции семьи. Глава II. Технология социальной работы с семьей. 2.1. Работа социального педагога с семьей. 2.2. Социальная поддержка семей с ...

Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации. Сегодня семьи, имеющие детей, как правило, находятся на самой низкой ступени по уровню реальных доходов, принадлежат к бедным слоям общества.

Объектом исследования выступает семья в Рязанской области.

Предмет исследования — основные формы и направления социальной защиты в Рязанской области

Целью работы является рассмотрение социальной защиты семьи в Рязанской области, ее особенности и основные направления.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:

-ознакомиться с общими проблемами семей

-рассмотреть социальные проблемы отдельных категорий семей

-проанализировать основные направления социальной защиты семьи в Рязанской области

-проанализировать концепцию семейной политики Рязанской области на 2007−2015 годы

Над данной темой работали такие ученые как: Артюхов А.В., Дармодехин С.В., Егорова Н.Ю., Пьянов А.И. и т. д.

При написании работы использовались законы Рязанской области, семейный кодекс, электронные ресурсы, газетные и научные статьи и т. д.

Глава 1. Сущность социальных проблем современной семьи

11 стр., 5074 слов

Либлинг м.М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка

... четкая связь между восприятием семьей ребенка с аутизмом и возможностью семьи адаптироваться. Нам представляется, что понять проблемы семьи, имеющей аутичного ребенка, и наметить основные направления ... и не единственная форма помощи семье аутичного ребенка. Описание результатов работы с 18 семьями, имеющими аутичного ребенка 1. Исходное состояние детей, взятых на холдинг-терапию ...

.1 Общие проблемы семей

Можно сказать, что основной проблемой всех типов семей является разрешение вопроса о предназначении семьи в современном мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно избавляясь от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, семья столкнулась с тем фактом, что сегодня трудно выделить некоторый специфический вид деятельности, который может осуществить только семья или который может быть сделан только в семье. В сущности, все функции, которые; когда-то принадлежали преимущественно семье, сегодня могут быт осуществлены вне семьи. В связи с этим встает вопрос, что же такое семья — исторический пережиток, который существует только в силу приверженности людей бытовым традициям, или фундаментальный социальный институт, вне рамок которого существование человека невозможно[2].

Этот теоретический вопрос подкрепляется все усиливающейся не стабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые лишь отчасти обусловлены социально-экономическими трудностями, переживаемыми нашей страной. Характерно, что экономически благополучные страны, не пережившие в последние годы такого резкого падения уровня жизни своего населения, испытывают аналогичные трудности в функционировании семей.

Нестабильность выражается, прежде всего, в возрастании числа разводов и опасности развода для каждой семьи. Очень высокий уровень разводов в нашей стране, когда на каждые три вновь заключенные брака в год совершается два развода, не является уникальным: в Соединенных Штатах разводов совершается еще больше, хотя и число браков, и в целом динамизм семейной жизни там выше.[4]

8 стр., 3929 слов

Этапы жизни семьи

... связаны с переходом семьи на следующую стадию развития, а ненормативные - с переживанием негативных событий в жизни семьи. Нормативные кризисы Естественная динамика жизни семьи приводит к необходимости ... привязанности к супругу, когда сохранение брака выгодно, когда отношения деструктивны, когда супруг зависит от другого. Этапы жизни семьи - Стр 2 Среди факторов, способствующих ...

Нестабильность семейной жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практически каждая страна, вступавшая в индустриальную эпоху, переживает так называемый первый демографический переход от нерегулируемой рождаемости на уровне естественной фертильности, т. е. когда у женщины (супружеской пары) рождается столько детей, сколько физиологически может родиться в таких условиях, к регулированию рождаемости, свободному выбору количества детей и сроков их рождения. Такой переход совершается очень быстро, практически на протяжении жизни одного поколения, и все меры воспрепятствования, в виде юридических или религиозных запретов, оказываются бессильны.

В настоящее время большинство развитых стран переживает (или уже осуществило) второй демографический переход от малодетной к преимущественно однодетной семье. Этот переход вызван не экономическими, а в первую очередь социальными причинами, так как все прежде имевшиеся внешние побуждения к многодетности отошли в прошлое. Сегодня семьи и индивиды имеют потребность преимущественно в одном ребенке, а не в нескольких детях, но средства и силы, которые они сознают необходимыми вложить в этого ребенка, резко возрастают. Требуются дорогостоящие усилия, чтобы обеспечить ему соответствующий уровень здоровья, еще до рождения. Минимально необходимый уровень образования сегодня достаточно высок, а для успешного социального старта желательно образование максимально престижное, высококачественное. Предоставление необходимого запаса впечатлений и предметов для адекватного функционирования в социальной среде требует расходов на путешествия, культуру и отдых, приобретение вещей, социально необходимых в детском или подростковом кругу. В настоящее время нет данных, которые позволили бы сделать вывод о том, необратим ли второй демографический переход, или это временный, возможно, циклический процесс, и стереотипы семенной жизни вновь возродят модель среднедетной или даже многодетной семьи.

24 стр., 11601 слов

Особенности развития письменной речи у детей с социально-педагогической запущенностью

... , органической связи «семья-ребёнок-мать». Разрыв данных отношений приводит к затруднениям в развитии целостной личности ребёнка, невозможности быть счастливым, быть социально-уважаемым, самопринимаемым. ... проявления и измерения связей изучаемых переменных между собой и обстоятельствами жизни ребёнка. Исследовательская работа велась на базе ГОУ Константиновская общеобразовательная школа - ...

Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост ее внебрачной доли, так что сегодня уже почти каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака своих родителей. Отчасти это можно объяснить ослаблением внешнего давления моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям.

Иногда можно заметить стремление женщин, особенно зрелою возраста, не имеющих возможности удовлетворить свои семейные и материнские потребности другим путем, создать семью путем рождения ребенка, причем нередко в присутствии мужа в такой семье они не нуждаются.

Но чаще всего здесь сказывается кризисное стремление уменьшить семью: мужчины не считают себя обязанными связав свою жизнь с женщиной и своим ребенком, хотя порой соглашаются зарегистрировать себя в качестве отцов и более или менее длительное время оказывают им материальную помощь. Здесь мы имеем ситуацию фактического брака со свойственным ему наличием ряда семейных связей, но с общей неустойчивостью отношений. Нередко рожающие вне брака женщины относятся к социально ущемленным слоям населения: рабочие-мигранты, временные переселенцы, безработные или лица из семьи безработных

Рождение внебрачного ребенка у несовершеннолетней женщины, как правило, связано с недостаточностью сексуального образования и информации о контрацептивах, отсутствием доступа к социальным ресурсам, с семейным или социальным неблагополучием. Работники учреждений социального обслуживания знакомы с таким феноменом, как несовершеннолетние многодетные матери; как правило, подобное свидетельствует о врожденных психических или интеллектуальных ограничениях несовершеннолетней либо о ранней алкоголизации, ведущей к ним. Рост ранней, в том числе внебрачной, беременности — общемировая проблема, но социальная отягощенность в виде малообеспеченности, социальных затруднений, толкающих подростков к проституции, дефицит средств, которые общество может выделить на ее решение, особенно осложняют ситуацию в России[3].

4 стр., 1642 слов

Конфликт молодой семьи с семьей родителей, проживающих вместе

... не совпадают с нормами и правилами семьи родителей. .Родители всегда привыкают к тому, что они распоряжаются своими детьми и дети принадлежат именно им. Переход сына ... к новому члену семьи ведущую роль обычно исполняет женщина: свекровь или теща. .Считается, что в семье, состоящей из молодых супругов и родителей, последние являются ...

Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни можно считать появление и утверждение в качестве устойчивого жизненного сценария существования вне семьи, одинокой жизни. Прежде человек без семьи считался либо неполноценным, либо несчастным. В настоящее время появляется (прежде всего в наиболее развитых странах мира) значительный слой людей, которые находят удовольствие в таком виде существования. Складывается специальный рынок для их обслуживания: исследования показывают, что одинокие люди умеют тратить для собственного развлечения гораздо большие суммы денег, чем семейные. Индустрия услуг обеспечивает им удовлетворение всех видов потребностей, включая интимные. В конечном счете, учитывая возможность наличия устойчивых эмоциональных союзов двух одиночек, подобное существование решительно исключает только один компонент семейной жизни — детей. Кстати, в подобном образе жизни пол партнера по сексуальным отношениям может быть различным: отмечается, что в Соединенных Штатах после первого развода до пятой части всех мужчин предпочитают в дальнейшем строить сексуальные отношения с лицом своего пола.

В России, с ее высокой степенью традиционности, подобные тенденции только набирают силу. Пока, вероятно, воздержание от создания семьи, откладывание рождения ребенка, предпочтение фактического, а не юридического брака — симптомы внешнего социально-экономическою неблагополучия. Но совпадая с основными тенденциями развития семьи в мире, подобные варианты поведения могут стать привычными, предпочтительными; ситуативная особенность станет утвердившимся стереотипом[7].

Таким образом, анализ положения семьи в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. От правильного ответа на вопрос об объективных тенденциях развития семьи зависят утверждение и проведение в жизнь такой дорогостоящей и объемной вещи, как семейная политика. Ошибочные решения в сфере семейной политики приведут к неудовлетворительным и даже отрицательным последствиям. Так, убеждение в том, что можно каким-то образом влиять на демографическое поведение людей, поставить себе пронаталистские (ведущие к увеличению рождаемости) цели и реально достигнуть значимых результатов, все вновь и вновь заставляет органы принятия решений прибегать к масштабным программам, что приводит только к деформации сложившейся демографической структуры, а вовсе не к изменению стратегии рождаемости.

19 стр., 9189 слов

Возможности трудотерапии как метода социальной реабилитации инвалидов в условиях психоневрологического интерната

... и консультирование инвалида и его семьи; - адаптационное обучение инвалида и его семьи; - обучение инвалида персональному уходу (самообслуживанию); персональной сохранности, овладению социальными навыками; - обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации ...

.2 Социальные проблемы отдельных категорий семей

Основные трудности семьи и ее потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом.

Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия).

Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как; правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей [9].

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверх занятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

Хотя полуролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была не полной), ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неадекватная полоролевая социализация.

Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).

Недавно стала распространенной новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения [6].

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи).

Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже — отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3−7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.

Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности. Внедрению программ, направленных на приспособление общества к потребностям и возможностям инвалидов, препятствуют недостаток средств и организационные трудности.

Осуществление права инвалидов на труд, самообеспечение — одна из главных проблем их социальной реабилитации. Это не только способ улучшить их материальное положение, но и важнейший фактор самоутверждения и внутреннего развития. Исследования показывают, что всех инвалидов можно разделить на четыре категории: те, кто не работает, но хочет работать; те, кто не хочет работать, но вынужден трудиться (обе эти категории испытывают неудовлетворенность); те, кто не работает и не хочет работать; те, кто имеет работу и хочет работать (эти две категории испытывают большую удовлетворенность).

Таким образом, вопрос о трудовой реабилитации инвалидов как части их социальной реабилитации включает в себя социально-психологический фактор: наличие или отсутствие мотивации к занятию трудом.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и т. д.), но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат. Подобное решение, разумеется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком — инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает вынуждена оставить работу или перейти на другую работу, более свободную по графику, расположенную ближе к дому, но ниже оплачиваемую. Количество разводов в таких семьях намного выше — отцы чаще не в состоянии выдерживать постоянные трудности и уходят из семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реабилитирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении.

Грачевым Л.К. автором «Программы социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов» замечено, что в семьях, в которых дети-инвалиды получают даже элементарную помощь специалистов по социальной реабилитации, уровень разводов ниже среднего для такой категории семей, ибо подобная помощь делает ситуацию не столь безнадежной. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов [12].

Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность — в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных [7].

Семьи военнослужащих. Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка — нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка. Ресурсы семьи военнослужащего контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей. Еще одна проблема семьи военнослужащего — малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже, несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.

Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и, обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье. Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь такой семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отойдут на задний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений займут первое место.

Среди них — проблема семейной (домашней) жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями, усугубляясь под влиянием общей психопатологизации социально-психологической обстановки в стране. Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования, на наиболее слабых и беззащитных (в семье это женщины и дети).

Она объясняется также традициями, существовавшими ранее, низкой компетентностью в регулировании своих психологических состояний, отсутствием навыков альтернативного снятия отрицательных эмоций. Однако существует и некоторая личностная предрасположенность к семейному насилию и к тому, чтобы быть жертвой насилия: замечено, что женщины, избиваемые мужьями в первом браке, нередко подвергаются жестокому обращению и во втором браке. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет неэффективной.

Таким образом, у каждой категории семьи существуют свои проблемы, требующие индивидуальных подходов и методов к решению. При работе с такими семьями необходимо учитывать неповторимость и уникальность каждой конкретной семьи.

Глава 2. Анализ подходов к социальной защите семьи в Рязанской области

.1 Основные направления социальной защиты семьи в Рязанской области

На 1 января 2008 года в Рязанской области было учтено 363 730 семейных ячеек (254 700 — в городских поселениях и 109 000 — в сельских), в которых проживает более 968 тысяч человек, или около 80% населения.

В настоящее время основными видами государственных мер поддержки и помощи семьям являются: семейные пособия, родительский отпуск, услуги дошкольных учреждений, улучшение жилищных условий, льготное налогообложение, льготы на проезд, помощь отдельным категориям семей.

Также, в базе данных министерства социальной защиты населения Рязанской области на 1 апреля 2010 года значится 63 636 родителей, являющихся получателями ежемесячных пособий на 90 511 детей, в соответствии с Законом Рязанской области от 2 февраля 2005 года № 12-ОЗ «О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей», из них: ежемесячное пособие на ребенка — 55 171 родитель на 79 279 детей; ежемесячное пособие на детей одинокой матери — 8401 родитель на 11 162 ребенка; ежемесячное пособие на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву — 44 родителя на 45 детей; ежемесячное пособие на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов — 20 родителей на 25 детей [5].

Из общего количества получателей ежемесячного пособия на ребенка 2497 родителям выплачивается дополнительное ежемесячное пособие на 2895 детей-инвалидов.

В соответствии с Законом Рязанской области от 18 ноября 2005 года № 126-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Рязанской области» в течение I квартала 2010 года ежемесячные денежные выплаты выплачиваются 9965 детям из многодетных семей, из них: ежемесячная денежная выплата на содержание ребенка в дошкольном учреждении — на 1416 детей; ежемесячная денежная выплата на приобретение проездного билета — на 8549 детей, из них на 487 детей, посещающих общеобразовательные учреждения, произведена ежегодная денежная выплата на приобретение школьных принадлежностей [6].

В соответствии с Законом Рязанской области от 12 января 2007 года № 11-ОЗ «О дополнительных мерах социальной поддержки беременных женщин» ежемесячное пособие выплачиваются беременным женщинам [6].

В соответствии с Законом Рязанской области от 13 декабря 2006 года № 163-ОЗ «О дополнительной поддержке граждан в связи с рождением ребенка» выплачиваются единовременные пособия в связи с рождением ребенка.

Согласно Закону Рязанской области от 29 декабря 2008 года № 217-ОЗ «Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет в Рязанской области» производится выплата ежемесячной денежной компенсации на получение полноценного питания (при наличии определенных медицинских показаний).

В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями и дополнениями) на 1 апреля 2010 года получателями государственных пособий на детей значится 5861 гражданин [6].

На момент проведения последней переписи населения в Рязанской области учтено почти 26 тыс. семейных ячеек (7% от общего числа), в которых оба супруга моложе 30 лет. Каждая третья молодая семья в своем составе не имеет детей. Причем в городских поселениях, на которые приходится 77% семейных ячеек, где оба супруга моложе 30 лет, этот показатель составил 32,2%, на селе — 19,7%.

С целью повышения доступности жилья реализуется областная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей», в рамках которой предоставляются субсидии на компенсацию первоначального взноса молодым семьям. В муниципальных образованиях области осуществляется работа по выдаче и погашению свидетельств на субсидии.

В 2010 году на реализацию программы определены средства областного бюджета в объеме 32 млн руб. В апреле 2010 года в Минрегионе РФ пройдет конкурс, по итогам которого будут определены средства федерального бюджета для реализации программы в Рязанской области в 2010 году, а также число семей, которым будут предоставлены социальные выплаты [8].

В Рязанской области реализуется подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

В очереди на получение жилья состоят 478 семей льготных категорий [8].

Для реализации федеральной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в 2010 году предусмотрены 54 сертификата на сумму 90,7 млн руб.

В том числе по категориям:

— «граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица» — 46 шт. на сумму 77, 6 млн руб.;

«граждане — участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий» — 6 шт. на сумму 10,8 млн руб.;

«граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» — 1 шт. на сумму 0,9 млн руб.,

«граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» — 1 шт. на сумму 1,4 млн руб.

По состоянию на 1 апреля 2010 года оплачено два государственных жилищных сертификата на сумму 2,5 млн руб., приобретено жилье общей площадью 114 кв. м (финансирование 2009 года).

В Рязанской области, в соответствии с Законом Рязанской области от 20 июля 2006 г. № 77-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», осуществляется обеспечение жилой площадью вышеуказанных категорий граждан в форме предоставления им субсидии на приобретение жилого помещения в собственность.

В 2010 году на обеспечение жильем инвалидов; семей, имеющих детей-инвалидов; ветеранов боевых действий предусмотрены средства федерального бюджета в объеме 18,97 млн руб. Для обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших участников ВОВ в течение года также будет определен лимит федеральных средств на 2010 год.

Таким образом, социальная защита семьи в Рязанской области представляет собой различные виды социальных услуг (материальная помощь, пособия и льготы, меры направленные на улучшение жилищных условий) отдельным категориям семей, нуждающимся в улучшении качества жизни и повышении социального статуса семьи.

2.2 Концепция семейной политики Рязанской области на 2007−2015 годы как вариант совершенствования социальной защиты семьи

семья социальный защита помощь

Одним из социальных институтов, формирующих поведение людей в демографической сфере, является семья.

Положение семьи в Рязанской области обстоит не лучшим образом. Изменения в образе жизни современной семьи сформировали в общественном сознании представление о предпочтительности не только малодетной, но и простой нуклеарной семьи, состоящей только из супружеской пары с детьми или без детей. Таких семей абсолютное большинство. Типичными являются семьи, имеющие одного (73,4%) или двух (23,4%) детей. И лишь 3,2% семей в Рязанской области имеют трех и более детей. Каждая третья молодая семья в своем составе не имеет детей. Подавляющее большинство (84,5%) молодых супружеских пар с детьми (18,3 тыс) имеют одного ребенка, 14,4% - двух детей, 0,9% - трех детей, 0,1% - четырех детей .

Неполные семьи, состоящие из матери или отца с детьми (включая неполные семьи с одним из родителей матери или отца, а также прочих родственников) составляют 23,7%, или каждая четвертая семья. В девяти случаях из каждых десяти — это материнские семьи без отца.

Основные проблемы, стоящие перед российской семьей, по-прежнему имеют материальный характер. В Рязанской области в 2006 году (по предварительным данным) немногим более 230 тыс. человек или пятая часть населения (19,6%) имели среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума или черты бедности. В крайней бедности, т. е. со среднедушевыми доходами в два и более раза ниже прожиточного минимума находилось 5,3% населения [7].

На 1 января 2007 г. в органах социальной защиты населения зарегистрировано 4,7 тыс. многодетных семей, в которых воспитывается 15,9 тыс. детей, 4,4 тыс. семей с детьми инвалидами (4,5 тыс. детей), 14,5 тыс. неполных семей (18,2 тыс. детей) и 9,9 тыс. семей одиноких матерей (11,2 тыс. детей) .

В Рязанской области общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составило 4, 5 тысячи (на конец 2007 года).

Число ежегодно выявленных новых сирот и детей, лишившихся попечения родителей, по сравнению с 1995 годом возросло на 11,6%, а распространенность такого явления, как лишение родительского попечения — почти в 3 раза [7].

В целях улучшения положения семьи распоряжением Губернатора утверждена Концепция семейной политики Рязанской области на 2007−2015 годы. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами, закрепляющими права и гарантии семьи. Она определяет систему взглядов, принципов, приоритетных направлений в сфере социальной поддержки, охраны здоровья, образования, воспитания, организации досуга семей с детьми. Концепция содержит анализ современного состояния института семьи и отражает региональную специфику семейной политики, которая формируется с учетом экономических, демографических и других объективных перемен, происходящих в жизни общества.

В соответствии с концепцией приоритетными направлениями реализации семейной политики Рязанской области являются [7]:

.Создание условий для экономической самостоятельности семьи, улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, поддержка семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации:

повышение степени доступности жилья для семей, имеющих малолетних детей, включая внедрение ипотеки с отсрочкой (снижением) платежей, — предоставление основной части государственных субсидий при рождении ребенка, расширение объемов строительства жилья и объектов социальной инфраструктуры с учетом потребностей многодетных семей;

создание условий для преодоления тенденций снижения уровня доходов и стабилизации материального положения семей, сокращение масштабов бедности и увеличение помощи нетрудоспособным членам семьи;

материальная поддержка беременных женщин, семей с детьми-инвалидами, неполных, многодетных и малообеспеченных семей;

оказание содействия в развитии малого семейного бизнеса;

создание работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;

экономическая поддержка становления индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства и фермерства;

создание условий для развития высококвалифицированного надомного труда;

обеспечение государственных гарантий занятости трудоспособных членов семьи, в том числе на условиях неполного рабочего дня (недели), для подростков (от 14 до 18 лет) в свободное от учебы время, а также женщин, имеющих несовершеннолетних детей, развитие программ трудоустройства и занятости подростков и молодежи;

усиление гарантий занятости в сфере общественного труда для семей, нуждающихся в повышенной социальной защите (семей одиноких и многодетных родителей, инвалидов, пенсионеров, и др.); стимулирование создания для них специальных рабочих мест, предоставление налоговых или иных льгот предприятиям, использующим их труд;

обеспечение условий для повышения квалификации или переобучения работниц, имеющих перерыв в трудовой деятельности, в том числе при возвращении из отпуска по беременности и родам и уходу за ребенком, для их скорейшей профессиональной реабилитации.

. Охрана здоровья детей и родителей:

усиление профилактической направленности медицинской помощи, обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи населению;

укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего, за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению детской смертности от управляемых причин;

создание условий для организации семейного отдыха, оздоровления детей и подростков;

совершенствование медико-генетической помощи населению, внедрение современных технологий ранней диагностики врожденных пороков развития плода, наследственных и других заболеваний;

разработка и внедрение современных технологий, направленных на укрепление репродуктивного здоровья населения;

развитие центров реабилитации для детей с ограниченными возможностями.

.Оказание помощи семье в области воспитания и образования детей, профилактика семейного неблагополучия:

совершенствование профилактической и реабилитационной работы с семьями, осуществление постоянного патронажа проблемных и кризисных семей, развитие службы сопровождения замещающих семей;

поддержка детей, которые в силу жизненных обстоятельств попали в сложные условия существования, искоренение всех форм эксплуатации детей, профилактика насилия в семье;

оказание несовершеннолетним услуг по профессиональной ориентации и социальной адаптации на рынке труда;

сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений;

развитие системы дополнительного образования, создание условий для -духовного и нравственного развития детей, освоения ценностей культуры;

— создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга семей и детей;

— усиление и совершенствование духовно-нравственного воспитания детей.

.Развитие системы социальной и психолого-педагогической помощи семье:

содействие межведомственному сотрудничеству учреждений в целях наилучшего обслуживания семьи;

поддержка гражданской инициативы и взаимодействие с негосударственными организациями, ведущими социальную работу с семьей, детьми, подростками и пожилыми людьми;

формирование на территории области сети учреждений социального обслуживания семей, обеспечивающих их правовой, медико-социальной, психологической поддержкой и социальным устройством;

развитие и поддержка семейных форм устройства детей-сирот.

Реализация Концепции предполагает активное информирование и просвещение населения Рязанской области в вопросах развития института семьи. Информационное обеспечение реализации Концепции предусматривает регулярное отражение статистической и социологической информации о положении рязанских семей в средствах массовой информации, научных журналах, в специальной литературе, повышение уровня информированности населения об учреждениях и комплексе услуг, предоставляемых семьям. С целью формирования общественного мнения, пропаганды ценностей семьи активно используются печатные и электронные средства массовой информации, подготавливаются сюжеты, репортажи, выступления ответственных лиц по региональному телевидению и радио для освещения хода реализации Концепции, формируется имидж специалистов, работающих с семьей.

Организация целенаправленной информационной кампании рассчитана на формирование гражданской позиции в отношении необходимости повышения рождаемости, ценности детей и статуса родительства, перехода от малодетной к среднедетной семье, переориентации системы ценностей на устойчивую полную семью с несколькими детьми, пропаганду здорового образа жизни.

Механизм реализации Концепции семейной политики в Рязанской области предполагает [8]:

совершенствование законодательного обеспечения региональной семейной политики и защиты прав детей;

концентрацию финансовых и материальных ресурсов, направляемых на реализацию приоритетных положений Концепции, с учетом использования средств бюджетов различных уровней и привлечение дополнительных внебюджетных поступлений;

постоянную целенаправленную деятельность государственных структур, направленную на сохранение и укрепление семьи, совершенствование межведомственного взаимодействия, создание и развитие структурных подразделений, занимающихся вопросами социальной политики в отношении семьи;

развитие сети учреждений социального обслуживания, открытие и функционирование эффективных комплексных центров психолого-педагогической и экстренной психологической помощи семье, школ приемных родителей, службы сопровождения замещающих семей;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с семьей;

взаимодействие с общественными, религиозными и благотворительными организациями в решении проблем семьи;

формирование общественного мнения и поддержку гражданских инициатив, направленных на реализацию семейной политики.

В целом можно сказать, что данная концепция достаточно полно отражает ключевые направления политики государства в сфере поддержки семьи, раскрывает основные проблемы современной семьи и предлагает эффективные методы их разрешения. Концепция направлена на создание необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их экономического, производственного, воспитательного и другого потенциала. Обозначенные в Концепции меры поддержки семьи в первую очередь направлены на раскрытие внутреннего потенциала семьи, стимулируют семью на самостоятельное решение проблем, а не порождают иждивенчество в социальной среде.

Однако следует отметить и то, что данная концепция направлена прежде всего на поддержку института материнства и детства, но достаточно слабо выражены формы поддержки института отцовства, не прописаны формы помощи и социальной работы с отцами-одиночками. Для обеспечения стабильной и сильной семейной политики необходимо включить в концепцию меры экономической, педагогической, социальной и других форм поддержки института отцовства.

В целях более эффективного проведения семейной политики в концепции следует определить этапы ее реализации. Это позволит наиболее точно и своевременно отслеживать промежуточные результаты государственной семейной политики, а так же оперативно вносить изменения в деятельность социальных служб и муниципальных образований в соответствии с текущими реалиями и потребностями общества [14].

Для того чтобы принципы семейной политики, прописанные в Концепции, соблюдались всеми учреждениями Рязанской области, необходимо обозначить карательные санкции по отношению к тем учреждениям, которые игнорируют данные положения.

В Рязанской области, как и в целом по стране основной формой поддержки семьи являются, прежде всего, денежные выплаты и пособия. В сознании, как граждан, так и сотрудников социальных служб данная мера поддержки рассматривается практически как единственно возможная. Администрация Рязанской области при помощи Концепции должна принимать определенные меры для разрушения этого стереотипа и содействовать оказанию как экономической, так и педагогической, психологической, социальной и иных форм помощи семье [14].

Таким образом, с принятием Концепции новое качество социальной защиты семьи предполагает предоставление семье полноценного социально-правового статуса; активное функционирование семьи как социальной общности в системе правовых отношений; включение функций семейной политики в систему деятельности органов власти и управления. В итоге можно прогнозировать реальные изменения в системе социальных отношений «семья — государство».

Итак, подводя итог можно сделать вывод, что социальная защита семьи в Рязанской области представляет собой различные виды социальных услуг и помощи отдельным категориям семей, нуждающимся в улучшении качества жизни и повышении социального статуса семьи, и лишь только начинает организовывать оказание психологической помощи семье

Заключение

Анализ положения семьи в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. От правильного ответа на вопрос об объективных тенденциях развития семьи зависят утверждение и проведение в жизнь такой дорогостоящей и объемной вещи, как семейная политика. Ошибочные решения в сфере семейной политики приведут к неудовлетворительным и даже отрицательным последствиям.

Таким образом, в результате проведенного нами исследования мы убеждаемся в том, что выбранная тема весьма актуальна в настоящее время, так как в последнее время многим Рязанским семьям необходима социальная защита и социальная поддержка.

Цель курсовой работы была достигнута: мы детально рассмотрели и проанализировали социальную защиту семьи в Рязанской области, которая представляет собой различные виды социальных услуг (материальная помощь, пособия и льготы, меры направленные на улучшение жилищных условий) отдельным категориям семей, нуждающимся в улучшении качества жизни и повышении социального статуса семьи.

Поставленные в работе задачи были выполнены: ознакомились с общими проблемами семей; рассмотрели социальные проблемы отдельных категорий семей; проанализировали основные направления социальной защиты семьи в Рязанской области; проанализировали концепцию семейной политики Рязанской области на 2007−2015 годы

Таким образом, мы пришли к выводу, что социальная защита семьи в Рязанской области представляет собой различные виды социальных услуг и помощи отдельным категориям семей, нуждающимся в улучшении качества жизни и повышении социального статуса семьи, и лишь только начинает организовывать оказание психологической помощи семье.

На мой взгляд, органы социальной защиты должны как можно больше уделять внимание организации психологической, педагогической и социальной помощи различным категориям семей и делать ее легкодоступной.

Список используемых источников:

1.Артюхов А.В. Государственная семейная политика и ее особенности в России [Текст]// Социологические исследования, 2002, № 7, С.108−110

.Дармодехин С.В. Государственная семейная политика: проблемы научной разработки. [Текст] М., 2005. С.247

.Дармодехин С.В. Семья и государство. [Текст] - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001.С. 207

.Егорова Н.Ю. Принцип социального партнерства в семейной политике [Текст]// Социальная политика социального государства. Под ред. проф.

.Закон Рязанской области от 2 февраля 2005 года № 12-ОЗ «О ежемесячных пособиях гражданам, имеющим детей»

.Законом Рязанской области от 18 ноября 2005 года № 126-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Рязанской области»

7.Концепция семейной политики Рязанской области на 2007 — 2015 годы [электронный ресурс] Официальный сайт правительства Рязанской области www.ryazanreg.ru

.Оливье Тевенон. Семейная политика в развитых странах: контрастирующие модели. [Текст] - Population et sociйtйs, № 448, 2008

.О концепции государственной семейной политики [электронный ресурс] www.garant.ru/action/interview/anons/242 980/

.Пьянов А.И. Основные концептуальные положения современной государственной семейной политики в Российской Федерации. [Текст] - Ставрополь, 2008. С.236

.Рабжаева М.В. Семейная политика в России XX в.: историко-социальный аспект [Текст] // Общественные науки и современность. 2004. N2. С.166−176.

."Российская газета" - Спецвыпуск № 4786 от 6 ноября 2008 г.

.Саралиевой З.Х. — Н. Новгород: Издательство НИСОЦ, 2002. С. 279.

.Семейный Кодекс Российской Федерации. М.: «ОМЕГА-Л», 2010. — 77с.

.Холостова Е.И. Социальная политика: [Текст]Учеб. пособие. — 2001 г. — 204с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector