По дисциплине: 8

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Брестский Государственный университет А.С.Пушкина»

Самостоятельно управляемая работа № 2

По дисциплине:

Возрастная психология

Выполнила:

Студентка 2 курса, 23 группы

Социально-педагогического факультета

Гаврусик Мария Николаевна

Брест, 2013 г.

Возраст

Социальная ситуация развития

Ведущая деятельности

Новообра-зования

Кризис

Психологические особенности

Новоро-ждён-ность

(от рожде-ния — 2 месяц.)

Полная биологическая зависимость от матери. Промежу-точное положение между внутреутро- бным и после-

дующими пе-риодами

постнатального детства. Ситуация объе ктивно необходимых отношения между ребёнком и взрослым. Все условия жизни ребёнка сразу социально опосредованы.

Непосредственно эмоциональное общение с близкими взрослыми, предметом которого является взрослый. Первые признаки обще-ния: внима-ние, интерес к другому человеку; эмоцио-нальный отклик на появление другого человека; попытка привлечь к себе внимание, стре-мление добиться от взрослого поощрения, отно-шения к тому, что ребёнок делает.

Комплекс оживления -эмоциональ-но положи-тельная реакция на близкого взрослого. Индивидуальная психи-ческая и физическая жизнь вследствие отделения от материнского организма.

Кризис—это непосредствен-но процесс рождения. Пси-хологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка.

Причины этого кризиса следующие:

1) физиологи-ческие.

Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, возду-шная среда, яркая освещен-ность, необхо-димость смены питания);

2) психологи-ческие. Отделяясь от матери, ребе-нок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.

Самым важным моментом в его психическом развитии является возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение возникает в 2−3 недели. Ребенок замирает и замолкает при резком звуке, например хлопнувшей двери. На третьей-четвертой неделе он уже реагирует на голос человека. Проявляется это следующим образом: он не только замирает, а еще и поворачивает голову в сторону его источника. На третьей-пятой неделе появляется зрительное сосредоточение. Это происходит так: ребенок замирает и ненадолго задерживает взгляд на ярком предмете, который попал в его поле зрения.

Таким образом, благодаря развитию слухового и зрительного сосредоточения у ребенка к 5−6 неделям начинает закладываться основа для перехода от ощущений к восприятию. Он уже может воспринимать предмет не по частям, а в целом, проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся исто-чником звука.

Младен-чество

Общая жизнь ребёнка с ма-терью (ситуация «Мы»).

Опреде-ляется двумя мо-ментами: а) биоло-гической беспо-мощностью мла-денца, зависи-мостью удовле-творения его по-требностей от взрослых; б) при этой макси-мальной зависи-мости, включённости всего поведения ребёнка в соци-альное, он лишён основного сред-ства социального общения — речи. Таким образом, противоречие между макси-мальной соци-альной включён-ностью младенца и минимальными возможностями общения опреде-ляют основу развития ребёнка в этом возрасте.

Общение в этот период должно носить эмоцио-нально-положи-тельный характер. Тем самым у ре-бёнка создаётся эмоционально-поло-жительный тонус, что служит признаком физи-ческого и психического развития.

Индивидуальная психи-ческая жизнь, хара-ктеризуется двумя осо-бенностями: а) непосред-ственностью выделения не только себя, но и других людей из слитной си-туации, во-зникающей на основе его инстинкти-вных потреб-ностей. б) «Несуществованием» для ребёнка объекта переживания, т. е. пережи-ваются состояния, а не объекти-вные содер-жания. Потребность в общении со взрослым.

Восприятие объектов. Кратковременная фиксация на объектах (непро-извольное вни-мание).

Диф-ференцированные ощущения и эмоциональные состояния. На-чальные формы наглядно-дей-ственного мы-шления.

Автономная речь: слова имеют функции наименования и указания, но не имеют значащую функцию; зна-чение слова не постоянно; нет отношения общности между отдельными зна-чениями слов и развитием акти-вных сенсорных навыков.

Социальная ситуация развития младенческого возраста характеризуется такой системой отношений с близким взрослым, где все потребности ребенка удовлетворяются взрослым, являющимся «центром всякой младенческой ситуации» (Л. С. Выготский).

«Пра-Мы» — существенная характеристика социальной ситуации развития, в которой ребенок и взрослый представляют собой единое целое и все формы активности ребенка в отношении мира опосредованы деятельностью взрослого.

Раннее

детство

1—3 года

Совместная деятельность со взрослыми, позна-ние мира окружа-ющих вещей. Ситуация («Я-сам»).Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с прось-бой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно-дело-вое общение, кото-рое представляет собой практи-ческое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взро-слым вплоть до 3 лет.

Ведущей деятель-ностью ребенка в раннем детстве является уже не эмоциональное общение со взро-слым, а предме-тно-манипуля-тивная или, точнее, орудийно-предметная дея-тельность. Особен-но значимыми для психического раз-вития считаются орудийные и соотносящие действия. Орудийно-пред-метные действия — это действия с предметом-орудием в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным способом использования. Примеры орудий-ных действий — пить из кружки, причесываться расческой, рисо-вать карандашом, копать лопаткой, насыпать в ведерко. Сложность выпол-нения такого дей-ствия заключается в том, что ребенок должен научиться действовать не «в логике руки», когда предмет используется как естественное ее продолжение, а в логике самого орудия, т. е. нужно приспособить движение руки к специфическим свойствам предмета.

Основными достижениями раннего дет-ства, которые определяют развитие пси-хики ребенка, являются: овладение телом, овла-дение речью, развитие предметной деятельности. Эти дости-жения проя-вляются: в телесной активности, координированности дви-жений и действий, прямохождении, в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном разви-тии речи, в развитии спо-собности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии на-глядно-дей-ственного, наглядно-об-разного и знакового мышления, в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источни-ком вообр-ажения и воли, в выделении своего «Я» и в появлении так называемого чувства ли-чности.

Переход к раннему дет-ству связан с развитием нового отно-шения к миру предметов — они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имею-щие опреде-ленное назна-чение и опре-деленный спо-соб употре-бления, т. е. в функции, ко-торая закре-плена за ними в обществен-ном опыте.

К концу ран-него детства начинают складываться новые виды деятельности — это игра и продуктивные виды деятель-ности (рисо-вание, лепка, конструирование).

Симптомы кризиса трех лет описал Л.С. Выготский и назвал кризи-сом отношений.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, то у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда — со сверстниками).

Л.С. Выготский, описывает характеристики кризиса трех лет. Первая из них — негативизм. Далее -стропти-вость, своево-лие, своенравие и т. д.

Раннее детство — это один из важнейших периодов в жизни человека. Именно тогда ребенок начинает осознавать себя, свои действия, у него развиваются память, внимание, мышление, восприятие, закладывается личность. В этом возрасте ребенок учится общаться, усваивает основные моральные и нравственные нормы, у него впервые появляются волевые формы поведения, необходимые как во взрослой жизни, так и при поступлении в школу.

Возможности деятельности ребёнка противоречат эмоциональному характеру его общения. Появляется общий объект деятельности ребёнка и взрослого. В этот период очень быстро развивается познавательная активность детей.

Ребёнок — раб зрительного восприятия. Предметы притягиваю ребёнка. Ребенок прослеживает действия взрослого, появляются пробующие действия. У маленьких детей наблюдается пробы. В этот период характерно решение интеллектуальных задач, развивается речь.

Дошкольный возраст

3—6(7) лет

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемеща-ются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близ-ких людей. Взрос-лый начинает выступать не толь-ко как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном дет-стве: «ребенок — взрослый (обо-бщенный, общественный)». Классическая психологическая ситуация, склады-вающаяся в конце раннего детства, — феномен «Я — сам». Внешне это выражается в противостоянии «хочу» ребенка и «нельзя» взросло-го. Ребенок стре-мится действовать самостоятельно, вести себя «как взрослый».

В отечественной психолого-педагогической литературе игра рассматривается как деятельность, имеющая очень важное значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации. Игра — это особая форма освоения реальной социальной действительности путем ее воспроизведения. Она представляет собой тип символико — моделирующей деятельности. Игра как модель содержит в себе «культурный код» детского развития. Игра — эмоцио-нально насыщен-ная деятельность, она захватывает ребенка целиком. Мотив игры лежит в самом игровом процессе; формула мотивации игры — не выиграть, а играть. Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте — сюжетно — ролевая игра.

В этом воз-расте пере-страиваются вся психи-ческая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Складывается новая система психических функций, в центре кото-рой стано-вится па-мять.То, что память ста-новится в центр созна-ния ребенка, приводит к существенным измене-ниям в психической жизни до-школьника. Прежде все-го, ребе-нок приобре-тает спосо-бность дей-ствовать в пиане общих представлений. Его мы-шление пе-рестает быть наглядно-действен-ным, оно отрывается от воспри-нимаемой ситуации и способно действовать в плане образов. Ребенок мо-жет устана-вливать простые при-чино-след-ствен-ные отношения между собы-тиями и явле-ниями. У не-го появляется стремление как-то объя-снить и упо-рядочить для себя окру-жающий мир.

Поведение ребенка теряет детскую непосредственность. Симптомами кризиса высту-пают манерни-чанье, паясни-чанье, кривляние детей, выполняя-ющие защитные функции от травмирующих переживаний. В дошкольном возрасте ребенок проходит путь от осознания себя как физически отдельного само-стоятельного индивида к осо-знанию своих чувств и пережи-ваний. Эти пере-живания связаны прежде всего с конкретной дея-тельностью: «Я здорово рисую — у меня получи-лось самое кру-глое яблоко», «Я умею прыгать через лужи, я ловкий», «Я такой неуклю-жий, всегда спо-тыкаюсь в дого-нялки». Ребенок начинает орие-нтироваться в своих чувствах и переживаниях, относиться к самому себе на основе обобще-ния пережива-ний.

Ребенку становится интересно отгадывать загадки, составлять рассказ к картинке, спрашивать, спорить. Ориентировочные действия вместо беспорядочно-шарящих, становятся более организованными и подлинно познавательными. Появляются новые специальные виды деятельности слушание, рассказывание, словотворчество.

В результате детей начинает интересовать не столько новый предмет сам по себе, сколько его устройство, назначение и способ использования. В этот период, исследуя новую игрушку, они стремятся ее разобрать и посмотреть что у нее внутри, в результате, кроме вопросов «что это?» появляются вопросы «почему?».

Основным мотивом, побуждающим дошкольника вступать в общение с взрослым, выступает содержательность общения. Ребенок открывает для себя, что взрослые много знают, умеют, могут все показать и всему научить, в итоге взрослый приобретает для него авторитет.

Млад-ший школь-ный возраст

6(7)—10(11) лет.

Первый и самый важный момент — это начало обу-чения в школе. У ребенка происхо-дит перестройка всех систем отно-шений с действии-тельностью. Если у дошкольника существовали две сферы социальных отношений: «ребе-нок — взрослый» и «ребенок — дети», то теперь в систе-ме отношений «ребенок — взрос-лый» произошли изменения. Она разделилась на две части: «ребенок — родитель» и «ребе-нок — учитель».

Система «ребенок — учитель» начи-нает определять отношение ре-бенка и к роди-телям, и к детям.

Ведущая деятел-ьность в младшем школьном воз-расте — учебная деятельность. Ее характеристики: результативность, обязательность, произвольность.

Основы учебной деятельности закладываюся именно в первые годы обучения. Учебная деятель-ность должна, с одной стороны, строиться с учетом возрастных воз-можностей, а с другой — должна обеспечить их необходимой для последующего развития суммой знаний.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошколь-ном возрасте переход от на-глядно-образного к словесно-ло-гическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше ока-зывается необходимым в учебной деятель-ности. В конце млад-шего школь-ного возраста проявляются индивидуальные разли-чия.У детей в связи с развитием функции мышления к концу млад-шего школь-ного возраста развивается способность к анализу (это проявля-ется, прежде всего, в ана-лизе условий решаемых задач), спе-цифическая рефлексия (в том числе и в межличностных отноше-ниях, способ-ность удер-живать зада-чу и решать ее во вну-треннем плане.

Симптоматика кризиса: отри-цательное отношение к школе в целом и к обязательности ее посещения, нежелание вы-полнять учебные задания, кон-фликты с учи-телями. Чем менее успешным оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается. В школе скла-дывается доста-точно устой-чивый статус ученика, причем именно небла-гополучный статус имеет тенденцию сохраняться при переходе из начальных клас-сов в средние. Нерешенные, неустраненные вовремя труд-ности в обуче-нии, вызванные недостаточным уровнем знаний, навыков, неразвитым умением учиться, обостряются.

Это сензитивный период для формирования позна-вательного отношения к миру, навыков учебной деятельности, организованности и саморегуляции. Познавательное развитие. В процессе школьного обучения качественно изменяются, перестраиваются все сферы развития ребенка. Начинается эта перестройка с интенсивного развития интеллектуальной сферы. Основное направление развития мышления в школьном возрасте — переход от конкретно-образного к словесно-логическому и рассуждающему мышлению.

Подростковый возраст 10(11)-14(15).

Происходят изменения на физиологическом уровне, по-иному строятся отно-шения со взро-слыми и сверст-никами, претер-певают изменения уровень познава-тельных интере-сов, интеллект и способности. Духовная и физическая жизнь перемещается из дома во внешний мир, отношения со сверстниками строятся на более серьезном уровне. Подростки зани-маются совмест-ной деятельнос-тью, обсуждают жизненно важные темы, а игры ост-аются в прошлом.

В начале подрост-кового возраста появляется жела-ние быть похожим на старших, в психологии оно называется чув-ством взрослости. Дети хотят, чтобы к ним относились как ко взрослым.

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками. Общаясь, подростки осва-ивают нормы социального поведения, мора-ли, устанавливают отношения равен-ства и уважения друг к другу.

В этом возрасте складываются две системы взаимо-отношений: одна — со взрослыми, другая — со сверстниками. Отношения со взрослыми ока-зываются неравно-правными. Отно-шения со сверс-тниками строятся как равнопартнер-ские и управля-ются нормами равноправия. Подросток больше времени начинает проводить со сверстниками, так как это общение приносит ему больше пользы, удовлетворяются его актуальные потребности и интересы. Подростки объединяются в группы, которые становятся более устойчивыми, в этих группах дей-ствуют определен-ные правила. Подростков в таких группах привлекает сход-ство интересов и проблем, возмож-ность говорить и обсуждать их и быть понятыми.

Новообразо-ваниями дан-ного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосозна-ния, форми-рование идеала лич-ности; склон-ность к реф-лексии; инте-рес к проти-воположному полу, поло-вое созрева-ние; повы-шенная воз-будимость, частая смена настроения; особое раз-витие воле-вых качеств; потребность в самоутвер-ждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; само-определение.

Чувство взрослости — отношение подростка к себе как ко взрослому. Подросток хочет, чтобы взрослые относились к нему не как к ребенку, а как к взрос-лому.

В этом возрасте меняются взаи-моотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взро-слым и проте-стуют против обращения с ни-ми как с малень-кими. На данном этапе кардиналь-но меняется поведение детей: многие из них становятся гру-быми, неупра-вляемыми, все делают напе-рекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе. Если взрос-лые с понима-нием относятся к потребностям ребенка и при первых нега-тивных проя-влениях пере-страивают свои отношения с детьми, то пере-ходный период протекает не так бурно и боле-зненно для обеих сторон. В проти-вном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы.

Высокого уровня развития достигают все познавательные процессы и творческая активность. Происходит перестройка памяти. Начинает активно развиваться логическая память. Постепенно ребенок переходит к использованию логической, произвольной и опосредованной памяти. Развитие механической памяти замедляется.

Меняется отношение между памятью и мышлением. Мышление определяется памятью. Мыслить — значит вспоминать. Для подростка вспомнить — значит мыслить. Для того чтобы запомнить материал, ему необходимо установить логическую связь между его частями.

Происходят изменения в чтении, монологической и письменной речи. Чтение от беглого, правильного постепенно переходит в способность декламировать, монологическая речь — от умения пересказывать текст к способности самостоятельно готовить устные выступления, письменная — от изложения к сочинению. Речь становится богатой.

Мышление становится теоретическим, понятийным за счет того, что подросток начинает усваивать понятия, совершенствовать умение пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Формируются общие и специальные способности, в том числе необходимые для будущей профессии.

Появление чувствительности к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей связано с развитием в этом возрасте самосознания. Подростки становятся более обидчивыми.

Юношеский возраст 14(15)-17(18) лет.

Старший школник постепенно дости-гает социальной зрелости (усваи-вает нормы обще-ства, включается во взрослую жизнь), наступле-ние которой зави-сит от экономи-ческих и культур-ных условий. Живя в настоящем, он своей внутрен-ней позицией обращен в буду-щее, в caмостоя-тельную жизнь. Значимым для старшего школь-ника является учение и выбор профессии, жиз-ненного пyти, самоопределение. Новая социальная позиция изменяет значимость уче-ния, eгo задачи, цели, содержание. Оно оценивается с точки зрения полезности для будущегo. Под этим же yглом зрения меняется и отношение к школьной жизни. С возрастом рас-ширяется диапазон социальных ролей с их правами и обязанностями, социальное разви-тие приобретает многомерность.

Для старшеклас-сника ведущей является учебно-профессиональная деятельность. В старшем школь-ном возрасте прео-бладают мотивы учения, связанные с профессиональ-ным и жизненным самоопределением школьников. Зна-ния рассматри-ваются не как ценность саму по себе, а как сред-ство получения хорошей профес-сии, обеспечиваю-щей высокий уровень доходов (нужность пред-мета в будущем, нужность пред-мета для посту-пления в вуз).

Второе по значимости место у старшеклас-сников прина-длежит мотиву саморазвития (развитие воли, целеустремленности расширение крyгозора и дрy-гие).

Также юно-ши и девушки стремятся проникнуть в свой внyтренний мир, сформировать личную иден-тичность.

Для юности характерна устремленность в буду-щее. За ко-роткий срок необходимо создать жиз-ненный план — решить во-просы, кем быть? (про-фессиональное самоопре-деление) и каким быть? (личностное или мораль-ное) само-определение. Самоопределение — центральное новообразование юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание се-бя как члена общества, принятие своего места в нем.

В 17 лет проис-ходит цен-ностно-смысло-вая саморегу-ляция поведения.

У молодого человека наблюдается философская интоксикация сознания, он оказывается поверженным в сомнения, раздумья, меша-ющие его актив-ной деятельной позиции. Иногда состояние пере-ходит в цен-ностный реля-тивизм (относи-тельность всех ценностей).

Важнейшим психологическим процессом в юношеском возрасте является становление самосознания и устойчивого образа «Я».

Идет дальнейшее развитие интеллекта. Развитие абстрактно-логического мышления ведет к появлению непреодолимого желания к абстракции и теоретизированию. В ранней юности происходит открытие внутреннего мира. Юноши и девушки начинают погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, по-другому смотреть на мир, открывают новые чувства, красоту природы, звуки музыки, ощущения своего тела.

С возрастом меняется образ воспринимаемого человека. Он рассматривается с позиции кругозора, умственных способностей, эмоций, волевых качеств, отношения к труду и другим людям. Открытие внутреннего мира ведет к появлению тревожности и драматических переживаний.

Юношескому возрасту свойственно преувеличение своей уникальности. От молодых людей можно услышать такие, например, высказывания: «По-моему, труднее меня нет…

Появляется ощущение устойчивости во времени.

Молодость 20(23) — 30 лет.

Молодость — это прежде всего вре-мя создания семьи и устройства се-мейной жизни, время выбранной профессии, опре-деление отноше-ния к обществен-ной жизни и своей роли в ней. Выбор спутника жизни и создание семьи — одна из сторон социальной ситу-ации развития в молодости. В этот период подавля-ющее большин-ство людей заключают первые браки, это обычно возраст наиболь-шей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспосо-блен к рождению первого ребенка. Создание семьи чрезвычайно важно для личнос-тного развития. От того, как скла-дывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека — его духовный рост, развитие способностей и т. д.

Ведущая деятель-ность в период мо-лодости — профес-сиональная. В этот период происхо-дит овладение выбранной профессией. Уже в молодости человек может достигнуть в своей профессии достаточно выс-окого уровня мастерства и его объективного признания. Вместе с мастерством обретается чувство профессиональной компетентности, чрезвычайно ва-жное для личн-остного развития в молодости, особенно когда выбранная профес-сия соответствует призванию. В мол-одости обнаружи-вается стремление к самовыражению (в выборе профессии, в карьере); выраба-тывается индиви-дуальный жизнен-ный стиль, обрет-ение и реализация индивидуальных смыслов жизни; происходит выстраивание системы личных нравственных, культурных, духовных цен-ностей.

Центральные возрастные новообразования этого периода — это семейные отношения и чувство профессиональной компе-тентности.

В период молодости происходит включение во все виды социальной жизни и овладение различными социальными ролями, продолжается профес-сиональное самоопределение, усло-жняются критерии оценки себя как профес-сионала.В молодости продолжается интеллекту-альное разви-тие, проявля-ется способ-ность к усво-ению нового (открытия в науке чаще совершают молодые).

В молодости заканчивается общесома-тическое развитие, достигает своего опти-мума физии-ческое и половое созревание.

Кризис 30 лет выражается в изменении пред-ставлений о сво-ей жизни, иногда утрате интереса к тому, что рань-ше было в ней главным, в неко-торых случаях даже в разру-шении прежнего образа жизни. Иногда прои-сходит пере-смотр собствен-ной личности, приводящий к переоценке цен-ностей. Это озна-чает, что жиз-ненный замысел оказался невер-ным, что может привести к пере-мене профессии, уклада семейной жизни, к пере-смотру своих отношений с окружающими людьми. При удачном выборе привязанность к определенной деятельности, определенному укладу жизни, ценностям и ориентациям не ограничивает, а наоборот, разви-вает его лич-ность.

Кризис 30 лет нередко назы-вают кризисом смысла жизни, в целом он знаме-нует переход от молодости к зрелости. «Смысл — это то, что имеется в виду человеком, который задает вопрос, или ситуацией, кото-рая тоже подра-зумевает вопрос, требует ответа» (В. Франкл).

В молодости, помимо выбора спутника жизни и создания семьи, человек развивается и реализуется, утверждая себя в выбранном деле, приобретая профессиональное мастерство и компетентность. Центральными возрастивши новообразованиями этого периода можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.

В этот период подавля-ющее большин-ство людей заключают первые браки, это обычно возраст наиболь-шей половой активности, время, когда организм женщины лучше всего приспосо-блен к рождению первого ребенка. Создание семьи чрезвычайно важно для личнос-тного развития. От того, как скла-дывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека

Зре-лость

(взрос-лость)

Социальная ситуация развития предполагает активное вклю-чение человека в сферу обществен-ного производства, в сферу трудовой деятельности, а также в создание собственной семьи и воспитание детей. С внутрен-ней стороны соци-альная ситуация развития в период взрослости опре-деляется стре-млением к само-стоятельности, независимости и, главное, отноше-нием к ответствен-ности. Осознание личной ответ-ственности за свою жизнь и жизнь близких и готовность принять эту ответственность — ключевое пережи-вание социальной ситуации развития зрелости.

В период взро-слости ведущим типом деятель-ности является труд. С позиции акмеологии уточняется, что ведущей деятель-ностью становится не просто включе-ние в производи-тельную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), но максимальная реализация сущ-ностных сил человека в ходе такой деятель-ности1. Таким образом, речь идет о стремлении к высшим достиже-ниям человека в разных областях — физической, нравственной, интеллектуальной, профессиональнойС ценностной стороны взрос-лость связывают с воспроизводством и творчеством в системе общес-твенных деятельностей и творчеством в системе экзистен-циальных цен-ностей.

Центральным возрастным новообразованием зрело-сти можно считать про-дуктивность. Понятие про-дуктивности, по Эриксону, включает как творческую и производительную (про-фессиональную) проду-ктивность, так и вклад в воспитание и утверждение в жизни сле-дующего по-колений, связано с за-ботой «о людях, результатах и идеям к которым че-ловек проя-вляет инте-рес». Отсу-тствие про-дуктивности, инертность влечет сосре-доточенность на себе, что приводит к косности и застою, лич-ностному опустошению. В психо-логии такая ситуация описывается как кризис зрелости. Че-ловек лич-ностно не чувствует себя состоя-вшимся, а свою жизнь — наполненной смыслами.

Главные про-блемы кризиса среднего возрас-та: убывание физических сил и привлекатель-ности, сексуаль-ность, риги-дность.Человек замечает, что он уже не в состоя-нии добиваться результатов, со-поставимых по своей значи-мости с его про-шлыми дости-жениями, иногда начинает ощу-щать «застой» в своей жизни. Организм сла-беет и начинает заметно сдавать. Появляются хро-нические воз-растные заболе-вания. Старость, о которой рань-ше и не думалось, хотя и не наступила, однако заста-вляет человека чувствовать свое дыхание.

Кризис идентичности — проявляется в чувстве «отставания от жизни», в потере интереса к жизни, в переживаниях усталости и жизненной скуки, в отсутствии ощущения полноты жизни. Зрелость: человек достиг всего во всём. Многие браки не выдерживают второго кризиса. Освоение новых социальных ролей (бабушки, дедушки).

Изменение физиологической активности организма (появление новых признаков старения).Появление чужих людей собственном психологическом пространстве. Ощущение принадлежности к обществу в полной мере. Для мужчины трагедия возраста зрелости в том, что физиологическое состояние не соответствует интеллектуальному уровню. В половой сфере происходят изменения.

Пожи-лой возраст50 — 75 лет

С выходом на пенсию человек остро переживает момент удаления от дел, даже если предвидел и мысленно готовился к этому Нарушаются режим жизни, стереотип поведения, прерываются привычные отношения с людьми. Многие переживают этот момент как гражданскую смерть, состояние собственной ненужности. Сглаживает ситуацию возможность какое-то время продолжать работу в другой форме, в другом режиме или по другой профессии.

— стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане), а также стремление оста-вить о себе «до-брую память» на работе;

— стремление передать свой опыт ученикам и последователям;

— при появлении внуков люди пред-пенсионного воз-раста как бы «раз-рываются» между работой, где они хотят максимально реализовать себя, и воспитанием своих внуков, ко-торые для них не менее важны (это ведь тоже продол-жение их рода);

— к концу пред-пенсионного пе-риода (особенно если вероятность ухода с данной работы очень высокая) наблю-дается стремление выбрать себе заня-тие на пенсии, как-то спланировать свою дальнейшую жизнь.

Возрасту старости сопутствует ухудшение здоровья, снижение памяти, нередко спад творческой активности, нарастание неуверенности и тревожности, мнительность, обидчивость, раздражительность, нетерпимость, иногда неуживчивость и черствость, появление или усиление подавленности.

Выход на пенсию кардинально изменяет образ жизни человека, включая потерю важной социальной роли и значимого места в обществе, отделение человека от своей референтной группы, сужение круга общения, ухудшение материального положения, изменение структуры психологического времени, вызывая иногда острое состояние «шока отставки». Этот период оказывается трудным для большинства стареющих людей, вызывая негативные эмоциональные переживания.

Старость рассматривается как сложное биосоциопсихологическое явление. Как биологический феномен, старость связана с возрастанием уязвимости организма, с увеличением вероятности смерти.

В старости происходит естественное и обязательное снижение силы, ограничение физических возможностей. Эти инволюционные процессы касаются и психической деятельности, что выражается в разнообразных психических состояниях, не сопровождающихся слабоумием, и тогда говорят о психическом упадке.

Ста-рость

Центральная характеристика социальной ситуации развития в старости связана со сменой общес-твенной позиции, с выходом на пен-сию и удалением от активного уча-стия в производи-тельном труде. Существующий в обществе ограни-ченный и нега-тивный характер «культурных эта-лонов» старости и неопределенность социальных ожи-даний в отноше-нии пожилого че-ловека в семье не позволяют рас-сматривать соци-альную ситуацию жизни пожилого человека как полноценную си-туацию развития. Уходя на пенсию, человек сталки-вается с необхо-димостью важно-го, трудного и абсолютно само-стоятельного вы-бора в решении вопроса: «Как быть старым?» На первый план выдвигается активный, творческий подход самого человека к собственному старению. Превращение социальной ситуации жизни в ситуацию развития — это в настоящее время индивидуальная личностная задача каждого пожилого человека.

досуговое увле-чение (нередко пенсионеры ме-няют одно увле-чение за другим, что несколько опровергает представление об их «ригидности»; они по-прежнему продолжают искать себя, искать смыслы в разных деятельностях…).

Главная проблема такого поиска — «несоразмерность» всех этих деятель-ностей по сравне-нию с предыдущей («настоящей») работой; стремле-ние всяческими путями подтвер-дить свое чувство собственного достоинства, согласно принци-пу: «Пока я хоть что-то полезное делаю для окружающих, я существую и требую к себе уважения»;

для части стариков в этот период (даже когда здоровье еще достаточно хорошее и нет никаких причин «прощаться с жизнью») ведущей деятельностью может стать подготовка к смерти, что выражается в приобщении к религии, к частому хождению на кладбище, в разговорах с близкими о «завещании».

В позднем возрасте прослеживаются изменения иерархии мотивов. В качестве ведущего мотива деятельности пожилого человека выступают мотивы с эстетической направленностью. В своей работе они стремятся к гармонии, порядку, красоте, симметрии. Эстетические потребности являются ведущими на протяжении позднего возрастного этапа.

Выход на пенсию кардинально изменяет образ жизни человека, включая потерю важной социальной роли и значимого места в обществе, отделение человека от своей референтной группы, сужение круга общения, ухудшение материального положения, изменение структуры психологического времени, вызывая иногда острое состояние «шока отставки». Этот период оказывается трудным для большинства стареющих людей, вызывая негативные эмоциональные переживания.

Основная задача старости — достижение ценности, осознание и принятие прожитой жизни и людей, с которыми она себя свела, как внутренне необходимой и единственно возможной. Цельность основывается на понимании того, что жизнь состоялась и в ней уже ничего нельзя изменить. Мудрость состоит в принятии собственной жизни целиком, со всеми её взлётами и падениями, в отсутствии горечи по поводу неправильно прожитой жизни и возможности начать её сначала.

2 — Стр 2

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector