Г л а в а 2
СООБЩЕСТВО КАК ОСНОВА СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ
Малькольм Пейн
Декан факультета прикладных коммунитарных исследований, профессор Манчестерского университета,
Великобритания
Важность сообществ
Идея сообщества всегда играла существенную роль в политике вообще и в социальном обеспечении и социальной политике в частности. Она и сейчас не утратила своей важности, о чем свиде тельствуют недавние попытки выдвинуть ее в качестве ответа на проблемы современного общества (10).
Уилмотт (37) пишет, что в наши дни этот термин употребляет ся в сочетании со словами «организация», «бизнес», «поддержание порядка», «архитектура», «искусство», «образование», «средства массовой коммуникации», «социальная работа» и другими для обо значения определенной направленности социальной политики. Он отмечает также, что ориентация на работу в сообществе ныне ха рактерна для многих организаций и проектов.
Батчер (5) дает троякое объяснение причин стойкой популяр ности понятия «сообщество» в сфере политики.
44
Социальные группы, организации, общности
... коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта. Средние группы часто называются социальными организациями, и в этом случае акцент делается на наличии иерархии внутри группы. ... и возрастные группы, классы, расы, политические партии и общественные организации, между которыми складываются определенные социальные отношения, имеющие как негативный, так и позитивный характер. С ...
По существу мы имеем дело с некими универсальными и гло бальными тенденциями. Всюду в мире — в капиталистических стра нах Западной Европы и Северной Америки, в бывших коммунис тических странах Европы и Азии, в бурно развивающихся странах Тихоокеанского региона и в менее развитых странах Африки, Азии и Латинской Америки — мы видим сходные тенденции в полити ческой жизни, сходные черты кризиса государственности, сход ные шаги в направлении децентрализации управления экономи кой и социальной сферой. Трудно сказать, что здесь является пер вичным — неуклонный процесс социальных преобразований, при водящий к политическим и организационным сдвигам, или новый характер политического мышления, проистекающий из самоиден тификации с менее глобальными социальными структурами. Ско рее всего мы имеем сложное переплетение обеих тенденций. Люди видят вокруг себя последствия глобальных изменений, связанных с информационной революцией и прогрессом техники, и реагиру ют на возможности иного стиля жизни требованиями осуществле ния социальных реформ. Руководители разных уровней в свою
45
очередь, реагируют как на эти социальные моменты, так и на эко номические факторы, порождаемые техническим прогрессом. Любое общество пытается так или иначе учитывать чаяния людей и объективные социальные процессы. Ориентация на «сообщест ва» позволяет реализовать такой подход практически.
Идеи сообщества
Идеал сообщества имеет разные источники. Уилмотт (36) счи тает, что в центре этого понятия лежит идея общности. Теннис (33) разводит понятия «сообщество» (Gemeinschaft) и «ассоциация» (Gesellschaft): первое характеризует отношения, базирующиеся на общих интересах и ценностях, доверии и естественно складываю щейся иерархии; второе — отношения, основанные на формаль ных правилах и договорах. Сообщество предполагает наличие меж личностной солидарности, определяемой особенностями социаль ной среды, тогда как ассоциация представляет собой более искус ственное образование.
Можно выделить следующие типы сообществ и факторы их формирования, обусловленные влиянием среды.
• В «территориальных сообществах», основанных на простран ственной близости (36), люди имеют частые контакты по целому ряду поводов в связи с совместным проживанием в данном кон кретном районе. Но дело не ограничивается только пространст венной близостью. Для таких сообществ характерно и определен ное психологическое родство. Их обычно отличает специфичес кийсоциальный стиль жизни. У людей имеются ориентации на цен ные для них черты жизненного уклада, который у них был раньше и оказался утраченным, или о котором они просто имеют пред ставление.
Социально — антропологические взгляды на феномен человека. ...
... втором - сообщества (вида, популяции). Различия в социальной природе вытекают из различия взаимной роли человека и общества ... О.Гасманном. В XIX в. во всех развитых странах основываются “Антропологические общества”, спекулирующие на находках черепов, ... индивидуализирующий социальную жизнь. Общество по отношению к человеку выступает как: Необходимое условие его жизни в качестве социального существа ...
Традиционной формой сообществ являются религиозные или утопические коммуны. Примером может служить христианский монастырь, где люди живут сообща, отказываясь от индивидуаль ной собственности и разделяя некий социальный идеал. Коммуны подобного рода характерны не только для христианства. История показывает, что многие политические движения пытались созда вать идеальные сообщества, в которых индивид подчиняет себя определенной политической или социальной коллективной цели (17; 25).
Все аспекты жизни — семья, труд, досуг, религия, поли тика — сплачивают членов таких коммун. Эту форму организации жизни используют идеалисты во всех уголках света. Достаточно упомянуть израильские кибуцы, колонии хиппи в
46
губному влиянию индустриализации (27), советские колхозы. Дома для душевнобольных в XIX веке или современные «терапевтичес кие сообщества» также реализуют данный принцип (16; 15; 22; 18).
Идея «терапевтического сообщества» (31) заключается в том, что в особым образом организованной среде люди овладевают приема ми тесного межличностного общения, и это помогает им гармони зовать их внутренний и внешний мир.
Ещё одной ценной моделью стиля жизни является сельская идиллия, свойственная доиндустриальной фазе развития общест ва. Она предполагает, что все члены такого естественного (нату рального) сообщества хорошо знают друг друга, у каждого есть определенное место, каждый вносит свою лепту в общее дело, а местные экономические и социальные связи обеспечивают его всем необходимым для жизни. «Свое место» означает не только «свои» жилье и социальную роль, но и определенное положение в сло жившейся иерархии и системе социальных связей. Это хорошо показал Франкенберг в своем классическом исследовании жизни изолированной сельской общины (11).
Аналогичные данные были получены антропологами в различных уголках земного шара.
Наконец, с этих же позиций изучался образ жизни, характер ный для пролетарских городских кварталов. Известные американ ские исследования
Нуж но отметить, что исследования такого рода нередко подвергались серьезной критике, поскольку на их результаты существенно вли яли как конкретные объекты изучения, так и субъективная пози ция людей, проводивших эти исследования. Трудно сказать
Тема: Человек в системе социальных связей
... дельных стадиях жизни. В социальной психологии социализация понимается как процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы. При этом ... человека в обществе, реализации его многочисленных социальных связей, важным является самосознание и самореализация личности. Обычно ... человеческими формами поведения, даже вернувшись в сообщество людей. И напротив, выпускники школы для ...
«Сообщества по интересам» (36) возникают на базе общих ин тересов, которые могут касаться работы, досуга или других соци альных контактов.
Важной разновидностью этого типа сообществ являются тан кие, которые складываются на основе значимых социальных характеристик или связей, например, общих этнических корней. Люди могут воспринимать себя в качестве представителей
47
непосредственной территориальной близости. Они ощущают не кую границу, отделяющую эту группу от других, и сильные меж личностные связи, из которых образуется внутренняя социальная структура подобной группы. Аналогичным образом, говорят о со обществе деловых людей (business community), поскольку такую группу объединяют общие интересы и взгляды, хотя она не имеет четких территориальных границ. Сообщество данного типа может быть результатом контактов многих отдельных групп, и тогда вов се не обязательно, чтобы все члены сообщества лично знали друг друга. В этом случае важны принимаемые всеми границы и связи, определяющие социальную жизнь.
Сообщество (community) — это в
иидеалов, разделяемых всеми членами определенной социальной группы. Данная конструкция является социальной в том смысле, что она основывается на поддержке, согласии и взаимопонимании людей. Именно такая внутренняя психологическая общность и составляет суть рассматриваемой реальности. При ближайшем ана лизе может оказаться, что социальная конструкция есть идеализа ция и упрощение более сложной объективной реальности. Но зато она понятна людям и легко вызывает позитивную идентифика цию, принятие коллективных идеалов и ценностей, а потому спо собна быть мощным мотиватором их действий. В силу своей аб страктности и отсутствия
исоздавать позитивный заряд энергии (35).
Поскольку сообщество является социальной конструкцией, усваиваемой всеми членами группы, постольку понятие «сообще ство» позволяет им ориентироваться в сложной реальности, на полнять собственную жизнь конкретным содержанием и смыслом. В этом отношении оно близко понятиям «семья» или «нация». Из понимания рождается действие. Представление о сообществе дает возможность человеку определенным образом структуриро вать его социальные связи, проводить некоторые внутренние грани-
Цветовые предпочтения социальных групп, партий и общественных объединений
... над собой. Красный цвет - это цвет бунта, освобождения от социальных норм. В русских сказаниях ухарь, гуляка, сорвиголова, разбойник часто ... это говорит об их стремлении к покою и разрядке, жизни в мире и гармонии. Когда же на профсоюзных манифестациях начинают ... с широкими и длинными лучами. Четыре основных цвета - четыре типа воздействия на человека, выбирая одежду, строя дом, ремонтируя квартиру, ...
48
цы, в рамках которых отношения с другими людьми приобретают особую значимость. Это помогает осознать свое собственное мес то внутри территориального сообщества.
Сама идея сообщества не является порождением исключитель но западного мышления, последнее зачастую трактует данное по нятие слишком узко. Так, Рипати (32) отмечает, что западное мыш ление склонно противопоставлять индивида группе, в то время как на самом деле они представляют собой два элемента взаимо действия. В индийской философии индивид рассматривается как неотъемлемая часть группы. По существу группа — это внешняя граница индивида, а индивид есть некая граница внутри группы. Если мы действительно принадлежим группе, то мы приобретаем некую новую сущность. В то же время, сам факт нашего участия в группе придает ей особый характер. Представление человека о груп пе всегда включает также его представление о самом себе, а послед нее всегда содержит представление о группе. Другими словами, дву сторонняя связь индивида и группы объясняет, почему социальная конструкция сообщества, с которым мы себя идентифицируем, обя зательно включает наше «я», а наш собственный образ непремен но включает те сообщества, частью которых мы себя считаем.
«Сообщества привязанностей»3 (36) — это группы, в которых лю ди идентифицируют себя с определеннымисоциальными интересами.
Сообщество всегда предполагает некую самоидентификацию. Оно возникает там, где люди воспринимают и ощущают себя осо бым образом связанными с другими людьми. Входя в любой тип сообщества, люди чувствуют взаимную привязанность. Такая при вязанность является социальной в двух смыслах. Как уже отмеча лось, сообщество предполагает систему межличностных связей. Но любые социальные связи означают также наличие обоюдных со циальных интересов. Исторически идея территориального сооб щества складывалась не без влияния тех реальных форм внутрен него единства, которые были характерны для рабочих поселков. Чувство пролетарской солидарности рождалось в тяжелых услови ях существования и необходимости постоянно отстаивать свои общие интересы. В этом случае солидарность выступает следстви ем противостояния. Взаимная привязанность возникает в ответ на проявление враждебных социальных интересов. Таким образом, негативные социальные феномены типа расизма или эксплуата ции могут в свою очередь стать источником сплоченности тех, кто подвергается дискриминации и угнетению. Вильяме (34) показы вает процесс зарождения женской солидарности на почве вынуж денной привязанности к быту. Группы бизнесменов, имеющие общие социальные и политические интересы, входят в контакт
Классификация групп людей
... как правило, наступление более тяжких последствий. Любая преступная группа как одна из разновидностей малых социальных групп людей не является простым (механическим) сложением некоего числа индивидов, ... совместно совершающих преступления. Каждая преступная группа, с точки зрения ...
49
друг с другом и образуют особый тип сообщества. Сообщество дан ного типа нередко превращается в политическую организацию. Это происходит тогда, когда система внутренних связей используется для усиления влияния и власти данной группы. Часто стимулом к объединению при этом служит наличие внешней угрозы в виде группы, имеющей противоположные интересы.
Нартсуфа (26) принадлежит к таиландской школе исследовате лей уклада, образа жизни сельскохозяйственных общин и показы вает односторонность западных представлений о сельской идил лии. В действительности, в условиях капитализма сельские общи ны ведут отчаянную борьбу за свое существование, против госу дарственного вмешательства в их жизнь.
В современном государстве городская культура формируется по капиталистическому образцу с упором на индустриализацию и глобализацию. Носителями ее выступают средний и высший клас сы общества. Такая культура оказывается враждебной традицион ному сельскому укладу жизни, основывающемуся на неформаль ных связях между людьми. Сельский образ жизни представляет собой более древнюю и в этом смысле базовую форму социальных отношений, подвергающуюся угрозе со стороны современного ка питализма. Поэтому современная сельская община превращается в средоточие антикапиталистических и антигосударственных на строений, в воплощение традиционного типа социальных отно шений. В связи с этим вопрос о судьбе сообществ традиционного типа превратился в часть политических дебатов о наилучшем уст ройстве общества.
Возвращаясь к современному обществу западного типа, мы лучше понимаем, что и здесь идея сообщества выступает альтер нативой господствующему типу социальных отношений, задавае мому преимущественно государством и капиталом. Принимая со циальную политику и формы социальной активности, ориентиро ванные на идею сообщества, мы тем самым занимаем критичес кую позицию по отношению к существующему строю. Сообщест во как спонтанное объединение людей способно противостоять тенденциям обезличения и отчуждения, столь характерным для современного государственного устройства. Правда, нужно учи тывать, что путем внедрения в сознание людей определенных со циальных стереотипов, естественная социальная солидарность спо собна поддерживать существующие в обществе предрассудки и формы дискриминации в отношении разного рода меньшинств. Так считает Этциони (10), который тем не менее видит в сообще ствах тот тип социальных отношений, который может стать аль тернативой современному бюрократизированному государству и 50
обеспечить активное участие граждан в жизни общества. Понятно, что и государство стремится использовать спонтанно складываю щиеся социальные структуры в своих целях. Поэтому, как мы под черкивали в самом начале данной главы, сам термин «сообщество» получил сейчас такую популярность. Апологеты существующего строя пытаются использовать его в своих интересах, надеясь та ким образом лишить своих политических противников важного инструмента социальной критики.
Местные инициативы в социальной политике
С изложенных позиций мы можем теперь оценить роль так называемых местных инициатив (community initiatives) в социаль ной политике. Как уже отмечалось, что попытки включить сооб щества в сферу социальной политики означают стремление офи циальных властей прибрать к рукам мощный инструмент, создан ный их политическими противниками. Таким образом государст во пытается поставить себе на службу те силы, которые зароди лись в процессе естественной жизнедеятельности общества. Если рассматривать сообщества не как естественные организмы, а как структуры, которые можно создавать искусственно, то у властей предержащих возникает соблазн использовать данный процесс для манипуляции общественным сознанием. Насколько это реально осуществимо, мы увидим из анализа различных форм местных инициатив.
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
... М., 1989). В настоящее время социальную работу можно рассматривать с трех точек зрения: 1) социальную работу как науку; 2) социальную работу как вид практической деятельности; 3) социальную работу как учебную дисциплину (цикл ...
Уилмотт (37) выделяет четыре типа местных инициатив, отли чающихся разной степенью спонтанности и формализованности. «Местная жизнь» (neighbourhood life) — это название для повсе дневной активности в ее чисто спонтанных формах. Некоторые местные инициативы, реализуемые в рамках глобальной социаль ной политики, нацелены на поддержание и стимулирование по добных контактов между людьми, поскольку такие контакты явля ются залогом поддержания здорового микросоциального климата.Действия внутри сообщества (community action) тоже зарождаются спонтанно, но имеют более организованный характер. Это может быть оборудование детской площадки или создание совета микро района. Социальная политика поощряет такие местные инициа тивы, ибо они способствуют групповой сплоченности и решению насущных проблем жизни сообщества. Внутренняя активность сообщества выгодна для государства, так как сводит к минимуму необходимость его вмешательства.Развитие сообщества (commu nity development) предполагает сотрудничество энтузиастов и про фессионалов в деле активизации различных сторон местной соци-
51
альной жизни. Как правило, программы такого рода предполагают наличие внешней поддержки. Например, проведение фестиваля искусств или создание клуба часто требуют привлечения со сторо ны дополнительных материальных и людских ресурсов. В рамках социальной политики программы развития сообществ рассматри ваются не только как важный момент улучшения жизни в данном микрорайоне, но и как способ управления этими процессам, до стижения тех целей, которые важны для «центра», но не обяза тельно полностью разделяются местными жителями. Наконец, местная политика (community policies) в рамках реализации исхо дящих извне политических инициатив представляет собой ком плекс программ, направленных на достижение с помощью вовле чения местного населения заданных извне целей. Примером мо жет служить создание групп из живущих по соседству людей с целью охраны собственности друг друга и профилактики правона рушений как помощь полиции в осуществлении ее функций. Сюда же можно отнести оказание помощи и поддержки со стороны со общества (community care) инвалидам и одиноким престарелым, и прежде всего идею создания неформальной системы индивиду ального ухода за людьми, нуждающимися в долговременном ухо де, силами самих жителей микрорайона.
Рассмотренная классификация затрагивает только местные инициативы, но можно выделить еще два типа локальных про грамм, направляемых извне. Местные службы (community services) представляют собой формальные структуры, направленные на удов летворение потребностей населения данного территориального образования. Предполагается, что само население осознает необ ходимость всячески содействовать работникам этих служб в осу ществлении их функций.Местные программы (community pro grammes) обычно широкомасштабны и не направлены на удовле творение потребностей данного конкретного сообщества. Но в них подчеркиваются и такие моменты, которые учитывают интересы местных жителей и предполагают их активное участие. Например, многие крупные фирмы открывают свои местные представитель ства, в обязанности которых входит распространение информации и получение обратной связи. Идея состоит в следующем: показать людям, что, помимо чисто коммерческих, фирма преследует и не которые социальные цели, что процветание фирмы сулит и лично им
Анализ способов распространения фармацевтической информации в ...
... этапе изучение распространения медицинской и фармацевтической информации в профессиональном сообществе выявлено недостаточно. Цель исследования: анализ способов распространения фармацевтической информации в ... профессиональном сообществе. В соответствии с целью ставятся следующие задачи: 1. Изучить ...
История знает много инициатив, направленных на оздоровле ние жизни отдельных сообществ. Приведем несколько примеров.
Так называемое поселенческое движение в конце XIX века ста вило своей целью преодоление социального неравенства и классо-
52
вых барьеров путем создания в районах проживания городской бедноты некоего подобия сельских общин (23).
В наиболее бед ных кварталах на время поселялись представители средних клас сов, главным образом студенты, которые брали на себя функцию оказания помощи их новым соседям. Основная идея состояла в том, чтобы устранить искусственное разделение классов и создать некую идеальную коммуну. Многие английские и американские университеты поддержали это движение, которое дало начало це лому ряду направлений социальной работы.
В
Итак, мы видим, что инициатива снизу, которая в сочетании с политической активностью широких масс привела к созданию го сударства всеобщего благосостояния (welfare state), не устраивает правящие круги, пытающиеся демонтировать социальные дости жения прошлых лет под предлогом их чрезмерной обременитель ности. Вместо этого навязываются некие искусственные формы организации сообществ, которые не соответствуют представлению простых людей о подлинной социальной гармонии.
Психолого-социальный аспект работы с семьей, воспитывающей ребенка ...
... и консультирование. - М.: Книголюб. - 2007; Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. - М.: ИЦ Академия, 2009 Проблемы семей, ... ограничение ее, вызванное хроническим заболеванием, травмой или патологическим состоянием». Согласно социальному толкованию Фирсов М.В. Теория социальной работы [Текст]: Учебное пособие для вузов / М.В. Фирсов, Е.Г. ...
Социальная политика, ориентированная на сообщества, важ ную роль отводит деятельности добровольцев, которая, якобы, должна базироваться на альтруизме и чувстве социальной соли-
53
Пейн_Сообщества.pdf — Стр 2
дарности. Действительно, в XIX веке благотворительность состоя тельных людей была основной формой помощи слабым и обездо ленным. Тогда возник целый ряд организаций, использовавших труд добровольцев, т.е. людей, не получавших материального воз награждения за свой труд. Добровольцы были и организаторами социальных служб, и непосредственными исполнителями. Но одно временно они активно добивались создания эффективной госу дарственной системы социального обслуживания. После создания такой системы в
В
Усилия направлялись в основном на укрепление естественных отношений взаимной поддержки, на ох ват большого числа нуждающихся и на расширение спектра ус луг (7).
Но результаты оказались весьма скромными. Можно было еще раз убедиться в том, что абстрактный альтруизм является не- «достаточно сильным мотивом действенной помощи ближнему. Люди намного охотнее помогают тем, с кем уже существуют ре альные контакты и от кого можно ждать взаимности. Человек,
оказывающий добровольную помощь, обычно делает это из чувст ва симпатии или из благодарности за прошлые услуги, либо в рас чете получить аналогичную помощь в будущем. Естественно скла дывающиеся отношения дружбы и взаимопомощи играют важную роль в жизни людей, но вряд ли их можно насаждать искусствен но. Характер современной жизни делает контакты с ближайшими соседями менее естественными, чем это было прежде. Наконец, многие люди вообще не склонны делиться своими проблемам с малознакомыми и принимать от них помощь. Бульмер (4) подроб но анализирует все эти факторы.
Итак, можно сделать вывод, что чувство принадлежности к некоторому сообществу не обязательно означает безусловную го товность добровольно помогать каждому в этом сообществе. Не оправдывается и предположение о том, что развитие доброволь ных форм поддержки есть тот рычаг, с помощью которого можно искусственно повышать сплоченность социальной группы. Види мо, истоки благотворительности кроются в
54
чески благотворительность чаще всего проистекала из классового неравенства: представители класса имущих были готовы помогать неимущим. Собственная политическая активность трудящихся чаще всего была направлена на завоевание и удержание гарантирован ных социальных благ. Поэтому слишком большой удельный вес услуг, осуществляемых на добровольной основе, свидетельствует не о сплоченности общества и высокой степени взаимопомощи, а скорее наоборот — о социальной неоднородности и имуществен ном неравенстве.
Усиление социального неравенства и обострение проблемы бедности заставили правительства принять специальные програм мы оздоровления городской среды. Как в центральной части круп ных городов, так и на их окраинах формировались районы скоп ления бедноты, характеризовавшиеся экономическим и социаль ным неблагополучием. В
В конце кон цов произошла определенная переориентация: сейчас основное вни мание уделяется экономическому развитию, а задача оздоровления социальных отношений рассматривается как вспомогательная.
В настоящее время при работе с городскими сообществами особое внимание обращается на нужды конкретных групп. Так, во многих западных странах представители этнических меньшинств оказываются в наименее благоприятных экономических и соци альных условиях (9).
Кроме того, повсеместно в качестве социаль ных групп, нуждающихся в особой заботе, выделяются женщины и люди с ограниченными возможностями (6; 13).
Общественность серьезно беспокоит проблема преступности и наркомании, осо бенно среди молодежи. Вина за это, во всяком случае частичная, обычно возлагается на ближайшее социальное окружение, воздей ствуя на которое нередко пытаются бороться с явлениями данного рода. Положение таких девиантных групп может осложниться стиг матизацией и угнетением в системе социальных отношений
55
ва людям, которые уже исходно оказались в более выгодном эко номическом и социальном положении.
Представленный анализ социальных проблем на уровне кон кретного сообщества и тех подходов к их разрешению, которые сложились в социальной работе в последнее время, показывает, насколько сильна тенденция рассматривать сообщество как ос новной элемент социальной организации и именно через него пытаться решить глобальные проблемы социального неравенства и дезинтеграции. Но мы пытались также привести доказательства того, что чрезмерная концентрация усилий на местном уровне способна закреплять тот дисбаланс, который сложился на уровне об щества в целом. Особенно отчетливо данный момент выступает тогда, когда мы обращаемся к анализу разных методов воздейст вия на сообщества.
Сообщество как элемент социального воздействия
В силу своей социальной важности как идеала и модели орга низации сообщество служит также элементом многих разнообраз ных типов («конструкций») социального воздействия. В предыду щем разделе мы рассматривали проекты, агентства и инициативы, для которых сообщество выступало целью деятельности. Но кроме того сообщество часто используется как составная часть метода социального воздействия. Здесь мы остановимся на подходах, в которых сообщества предстают как основа разных форм социаль ного воздействия: в работе с индивидуальными случаями, в раз ных моделях работы с сообществами, в коллективных видах соци альной работы и социальной поддержки по месту жительства. В частности, мы уже касались кратко вопроса о терапевтических собществах
Работа с индивидуальным случаем является одной из основ ных форм (методов) социальной работы вообще. Обычно она про водится с индивидами или семьями с целью профилактики, устра нения или смягчения социальных последствий действия различ ных неблагоприятных факторов. Индивидуализированный и «ле чебный» прицел ее требует специально подготовленного профес сионала, способного оказывать помощь людям с определенными проблемами. Во многом
Индивидуальная работа ориентирована на ситуацию, в которой находится человек, нуждающийся в помощи. Таким об-
56
разом ситуация определяет способ видения людьми своих про блем, способ реагирования, ресурсы, на которые можно опереться при решении этих проблем. К числу последних, помимо внутрен них ресурсов самого клиента, относятся также внешние ресурсы, т.е. ресурсы его ближайшего социального окружения. В отличие от психиатра, консультанта или психолога, социальный работник пытается воздействовать не только на человека, но и на ситуацию, добиться гармонии между ними. Теория социальных систем пред лагает рассматривать каждую ситуацию комплексно, а именно как совокупность отдельных подсистем, в которую включен клиент (28).
Предполагается, что есть возможность влиять на каждую из них, таким образом оказывая косвенное воздействие и на самого кли ента. Итак, если теория систем считает, что работая непосредст венно с социальным отношениями, мы можем изменять ситуа ции, а через них и клиентов, то психосоциальная теория требует работать одновременно с клиентом и ситуацией, уделяя основное внимание отношению клиента к ситуации.
Сообщество вовлекается в систему социальной работы с инди видами в качестве особой цели и ценности в рамках того контекс та, в котором она обычно осуществляется. Как правило, социаль ный работник действует согласованно с определенными учрежде ниями типа больницы или тюрьмы, но как бы на периферии этих организаций. Его функция заключается в том, чтобы предотвра тить институционализацию там, где это возможно, облегчить про цесс выхода индивида из соответствующего учреждения и реше ние его социальных проблем в последующий период. Таким обра зом, социальная работа имеет дело не столько с функционирова ние подобных учреждений как таковых, сколько со связями их с внешним миром, с движением людей в них (в эти учреждения) или из них. В отличие от социальных работников, врачи, медсестры и тюремный персонал обеспечивают работу самого учреждения, вы полняют более узкие функции лечения или социального контроля.
Однако в рамках работы с индивидуальными случаями непо средственным объектом воздействия оказывается человек в сооб ществе, а не само сообщество. Такая задача ставится перед другим важнейшим видом социальной работы — работой с сообществами (community work).
Данный вид социальной работы не обязательно проводится в рамках специализированных социальных агентств. Чаще всего эта работа осуществляется в тесном взаимодействии с другими учреждениями социальной сферы: образовательными, плановыми, жилищными.
Рассматриваемый вид социальной работы может выходить и на более широкие задачи
57
В развитых странах, таких, как Великобритания и США, она обыч но совпадает с реализацией национальных программ по борьбе с городской, а иногда и сельской бедностью. В
В развивающихся странах данный вид социальной работы имеет давнюю историю. Во времена колониализма это был способ сгла дить негативные последствия резких социальных сдвигов, связан ных с массовой миграцией населения и разрушением традицион ных укладов жизни (24).
Ставилась задача сочетать поддержку ос тавшихся от прошлого элементов социальной структуры с адапта цией их к новым задачам, проистекавшим из потребностей уско рения экономического и промышленного развития. Позднее ос новное внимание стало уделяться экономическому развитию при явной недооценке социальных последствий этого процесса. В конце концов такая политика отрицательно сказалась на самом эконо мическом развитии, и пришлось принимать специальные меры для исправления создавшегося положения (24).
Эллиот считает, что методы социального развития, используемые в развивающихся стра нах, могут быть с успехом применены и в развитых странах, ибо их основная направленность — борьба с экономическим и соци альным неравенством в его самых острых формах.
Сегодня в социальной работе с сообществами используются не только эти, но и другие методы. Все они направлены на то, чтобы усилить чувство принадлежности к той или иной социальной об щности путем стимулирования связей и контактов между органи зациями, группами и индивидами внутри конкретного территори ального сообщества. Кроме того, обычно ставится задача оказания помощи в решении проблем, возникающих перед организациями, группами и индивидами внутри таких сообществ. Попл (30) выде ляет восемь направлений социальной работы с сообществами:
• организация сообщества, имеющая целью улучшение коор динации деятельности разных агентств;
58
• развитие сообществ, направленное на оказание помощи груп пам с тем, чтобы они могли более активно участвовать в жиз ни сообщества, в выработке и реализации тех решений, ко торые так или иначе затрагивают их;
•социальное планирование на уровне сообщества, предпола гающее анализ социальных условий, постановку целей и оценку деятельности существующих служб для ее совершен ствования;
•образовательные программы, направленные на более тесный контакт между соответствующими учреждениями и местным населением;
•политическая активность, направленная на организацию массовых выступлений с целью решения наболевших вопро сов, которые непосредственно затрагивают интересы данно го сообщества;
•развитие женского движения в интересах улучшения поло жения женщин и преодоления дискриминации по призна-
‘кам пола;
•работа с этническими меньшинствами по удовлетворению их насущных потребностей и борьбе с проявлениями расизма;
•помощь по месту жительства (community care), ориентиро ванная на развитие социальных связей, добровольческих служб и организации групп самопомощи.
Сообщество как социальная единица среднего уровня
Мы рассмотрели сообщество как элемент социальной органи зации, реализующий важные стороны жизнедеятельности челове ка. С этой точки зрения, сообщество представляет собой символ особо значимых отношений. На уровне сообщества осуществля ются интенсивные межличностные контакты самого разного ха рактера и содержания. Программы социального развития на дан ном уровне предусматривают облегчение и интенсификацию имею щихся контактов между людьми, а также создание новых форм социального взаимодействия. Например, в приюте для
59
В определенной своей части социальная политика ориентиру ется на общегосударственные интересы и в этом смысле образует один из элементов политической жизни страны наряду с эконо мической, внешней и оборонной политикой. Но она направлена
ина удовлетворение индивидуальных потребностей граждан в жи лье, образовании, медицинском обслуживании, социальной за щите. Государство заинтересовано в том, чтобы его граждане были здоровы, имели жилье, профессию, могли плодотворно трудить ся, ибо от всего этого зависит экономическое благополучие стра ны. Для своего успешного функционирования общество нуждает ся также в поддержании гражданского согласия и общественного порядка. Любое государство должно создать также систему под держки семьи, облегчая ее задачу ухода за детьми, престарелыми
ибольными.
Однако не все задачи социального регулирования можно ре шить путем политического влияния на экономическую и юриди ческую системы либо путем удовлетворения личных потребностей непосредственно или через систему родственных связей. Сообще ство представляет собой промежуточное звено между макросисте мой общества в целом и микросистемой семейной и личной под держки. Для индивида же именно эта промежуточная система об разует естественную опору в случае потери семьи или ближайшего окружения, а также является источником обогащения его жизни за счет дополнительных социальных контактов.
Линкер (29) считает, что сообщество как уровень социальной работы обладает особой привлекательностью: в нем возможно со четание формальных и неформальных видов оказания помощи. Известно, что если у людей есть возможность выбора, то они пред почитают , чтобы в случае нужды им оказывалась помощь на дому и желательно близкими людьми. И лишь при отсутствии такой возможности они соглашаются отправиться в официальное учреж дение на попечение платного персонала. Для государственной сис темы обслуживания это выгодно потому, что содержание человека в стационаре обходится дороже, чем уход за ним на дому. Сама система социальных связей складывается так, что общество поощ ряет естественное для человека предпочтение неформальных ви дов помощи. Скажем, неспособность обеспечить себя и свою се мью воспринимается как нечто постыдное. Степень осуждения может варьироваться от общества к обществу, но этот момент прак тически всегда имеется. Подобные установки отражают характер ную для социальной организации систему межличностных отно шений и отношений власти, поддерживают ее и в свою очередь поддерживаются господствующей системой взглядов на общество. 60
В случае отсутствия семьи как основного источника заботы о че ловеке активизируются другие типы межличностных связей. Со общество, будучи инструментом организации связей такого рода, облегчает ориентацию индивида в этой сложной системе, склады вающейся спонтанно, но в определенной мере поддающейся и планомерному формированию. Описанные виды работы на уров не сообщества как раз и представляют собой возможные каналы преднамеренного воздействия на этот важный элемент социаль ной организации.
Заключение: сообщество как живая социальная группа
Итак, сообщество выстраивается как изнутри, из потребностей конкретных индивидов, так и под воздействием более глобальных социальных структур, способных формировать социальную ткань путем влияния на материальные условия жизни и на сознание людей. В данной главе было показано, что сообщество как соци альная конструкция выполняет функцию упорядочения и осмыс ления чрезвычайно сложного и нередко причудливого комплекса социальных отношений. Оно как бы создает порядок из хаоса. Иногда сообщество понимают как некую идеальную социальную организацию, в максимальной степени отвечающую внутренним потребностям индивида. В этом смысле его часто противопостав ляют современному государству с характерной для него чрезмерно формализованной и бюрократизированной системой социальных служб. Иногда его определяют чисто психологически — как то, что, подобно семье, ощущается нами в качестве неотъемлемой части нашего существа. Тот факт, что официальная социальная полити ка и государственная система социальных служб пытаются взы вать к сообществу, говорит о многом: о признании большой моби лизующей силы этого социального образования, о неспособности официальной системы социальной защиты как таковой получить широкую поддержку населения, о ее желании достичь этой посто янно ускользающей цели.
Сущность сообщества внутренне противоречива: с одной сто роны, сообщество есть форма социальной организации, с другой — это такой порядок, который противится попыткам повлиять на него извне, а тем более подчинить официальным структурам уп равления. Сообщество является одним из способов создания со циального порядка из сложного переплетения человеческих жиз ней и стремлений людей наполнить свое существование субъек-
61
тивным смыслом. Реальное сообщество как живой социальный организм сопротивляется попыткам использовать его в качестве инструмента официальной политики с целью поддержки бюро кратической организации. Включение сообщества в социальную политику в виде ее существенного элемента задает некий идеал организации официальных служб, к которому они должны стре миться, но реализовать который они по самой своей природе не способны. Таким идеалом является воспроизводство ощущения индивидом его включенности в живую связь с другими людьми, замена естественной межличностной поддержки в тех случаях, когда она по