Периоды детского возраста 2

www.spbgmu.ru

Антенатальный (внутриутробный период, пренатальный)

Герминальный период

От момента оплодотворения до имплантации (около недели)

Период имплантации

Около 2 суток

Эмбриональный период

От 2-3 нед до 8-12 недели

Фетальный (плодный)

ранний

От 8-12 нед до 28 недели

поздний

С 28 недели до 38-42 недели

Интранатальный

Период в родах

Постнатальный (внеутробный)

Период новорожденности (неонатальный)

ранний

От рождения до 7 дней

поздний

С 1 недели до 1 месяца

Период грудного возраста

С 1 мес до 1 года

Период раннего детского возраста (преддошкольный, ясельный)

1 год – 3 года

Дошкольный возраст

От 3 до 6-7 лет

Период школьного возраста

Младший (предпубертатный)

девочки – 7-10 лет, мальчики — 7-11 лет

Старший (пудертатный, подростковый)

девочки с 10 лет, мальчики с 11-12

Внутриутробный период

Важен анамнез матери и особенности протекания беременности:

  1. Наследственность отягощенная (аллергия, соматические заболевания наследуются (как орган к органу)
  2. Акушерско-гинекологический анамнез матери (число абортов, роды, заболевания)
  3. Течение беременности (гестозы, угрозы прерывания, вредные привычки матери)
  4. Инфекционные заболевания во время беременности. Это риск внутриутробного инфицирования: в ранний фетальный период это ведет к различным фиброзам, склерозам внутренних органов (происходят процессы пролиферации), а в поздний фетальный период к заболеванию уже различными нозологическими формам (например, пиелонефритом).
  5. Экологическая среда
  6. Профессиональные вредности и радиация
  7. Стресс
  8. Условия жизни и питание. Сколько была прибавка в весе во время беременности (в норме до 10 кг)
  9. Желанный ли ребенок

Группы риска при наблюдении в поликлинике.

Группа риска

Патология

Причины

I

Дети с риском развития патологии ЦНС (ПЭП -перинатальная энцефалопатия)

Внутриутробная гипоксия (угроза прерывания во время беременности)

II

Дети с риском развития ВУИ (внутриутробное инфицирование)

Инфекционные заболевания у матери во время беременности

III

Дети с риском развития ТЭН (трофико-эндокринных нарушений – паратрофии, гипотрофии)

Зависит от показателя прибавке в массе матери во время беременности

IV

Дети с риском ВПР (врожденных пороков развития) и наследственно обусловленных заболеваний, малых пороков развития.

Отягощенная наследственность, ранние фетопатии

V

Дети из плохих социально-бытовых условий

Плохие социально-бытовые условия

Период новорожденности(до 1 мес)

Физиологические показатели

Вес при рождении – 2,5-4 кг

Рост при рождении – 48-52 см

Переходные состояния

  1. Физиологическая убыль массы тела (ФУМТ) – не более 10% от массы тела (обычно 4-6%).

    К 3-5 дням вес восстанавливается к прежнему уровню.

За первому месяц прибавка в весе = 600-800 г.

  1. Физиологическая гипербиллирубинемия проявляется с 3 дня (длится 7-10 дней), обусловлена гемолизом эритроцитов (у новорожденного кол-во эритроцитов очень велико – до 10×1012).

    Патологическая гипербиллирубинемия наблюдаются раньше (с самого момента рождения) и протекают дольше.

  2. Родовой стресс проявляется соматическими реакциями – увеличение частоты сердечных сокращений до 220/мин (в норме = 140-160)
  3. Физиологическая гипотермия (в течении первых часов).

    Новорожденные очень чувствительны к холоду (от холода наблюдается склерема – замерзание тугоплавких кислот кожи, тканей)

  4. Физиологическая эритема (при снятии казеозной смазки)
  5. Физиологическая гипертермия (на 3-5 день).

    Обычно снимается нормальным прикладыванием к груди.

  6. Дефицит К-зависимых факторов свертываемости – могут быть кровотечения.
  7. В зависимости от времени перевязки пуповины могут быть либо дыхательные нарушения (при преждевременной перевязке) или перегрузка сердца вследствии увеличения ОЦК (при поздней перевязке)
  8. Гормональный криз (на 3-5 день) – в крови находятся эстрагены матери. Криз может быть критическим для надпочечников.

Нейропсихическое развитие

Рефлексы:

  1. с 3-4 до 1 недели формируется рефлекс предвосхищения кормления.
  2. к концу 2 недели формируется голодное возбуждение
  3. в это же время рефлекс на положение под грудью
  4. к концу 1 месяца – ротовое внимание (“слушает губами”)

Транзиторные рефлексы (угасают к 1 месяцу или к 1 году):

  1. Ладонно-ротовой (нажатие на ладошку – открытие рта)
  2. Опоры (должен встать на стопу) – автоматическая ходьба
  3. Автоматическое ползание (угасает к 3 мес)
  4. Рефлекс Моро – на опасность (“обнять маму” — раздвигает и сжимает руки)
  5. Рефлекс Переза – провести от таза до шеи по остистым отросткам позвонков (используют в крайних случаях — болезненен для ребенка – сопровождается актом дефекации)
  6. Рефлекс Галант – провести паравертебрально – ребенок изгибается.

Период грудного возраста(с 1 мес до 1 года)

Физическое развитие

Вес:

За 2 и 3 мес прибавка в весе по 800 г.

За 4 мес – 750 г.

За 5 мес – 700 г. – так –50г каждый месяц до 1 года.

В итоге к 1 году жизни вес составляет 10 – 10,5 кг

Рост:

1-3 мес – рост увеличивается на 3-3,5 см

3-6 мес – на 2-3 см

6-9 мес – на 1,5-2 см

9-12 мес – на 1-1,5 см

Всего к году рост = около 75 см

Психомоторное развитие

Крупная моторика:

С 2 мес начинает держать голову (если раньше, то возможен гипертонус мышц = патология ЦНС)

С 3-4 мес переворачивается самостоятельно с живота на спину

С 4-5 мес – со спины на живот

В 8 мес ребенок ползает, поднимается держась за опору, переступает.

С 10-12 мес – ходит

Мелкая моторика:

До 3 мес – обезьяний захват (большой палец не противопоставляется)

С 3-6 мес – клешневидный захват

До 6 мес – пинцетовидный

Психоэмоциональное развитие

1 мес – улыбка

2 мес – осознанная улыбка

6 мес – негативная реакция на новые лица

1 год – интерес к новым лицам

Речь

1 мес – звуки (отличные от плача)

2 мес – гуление (гласные)

3 мес – долгое гуление

8 мес – лепетная речь (слоги)

к 1 году – 8-10 слов

Сроки прорезывания и формирования молочных и постоянных зубов (таблица с кафедры детской стоматологии)

 

МОЛОЧНЫЕ:

Закладка зачатков

Начало минерал-ции

Конец минерализации

Прорезывание

Конец формир-я корня

Резорбция корня

I

 

 

 

6-8 мес

2-2,5 года

5-6 лет

II

 

17-20 нед

4-5 мес

8-12 мес

2-2,5 года

6-7 лет

III

7-13 нед

 

 

1,5-2 года

4-5 лет

8-9 лет

IV

 

30 нед

1 год

1-1,5 года

3,5-4 года

7-8 лет

V

 

 

 

2-2,5

3,5-4 года

7-8 лет

 

ПОСТОЯННЫЕ:

1

 

6-8 мес

4-5 лет

6-7 лет

10-11 лет

2

23-25 нед

1 год

4-5 лет

7-8 лет

10-11 лет

3

 

6-8 мес

6-7 лет

10-11 лет

12-13 лет

4

2-2,5 года

2-2,5 года

5-6 лет

9-10 лет

12-13 лет

5

2,5-3 года

3-3,5 года

6-7 лет

11-12 лет

12-13 лет

6

17-20 нед

30 нед

2,5-3 года

5-6 лет

10-11 лет

7

2,5-3 года

3-3,5 года

7-8 лет

12-13 лет

14-15 лет

8

4-5 лет

8-9 лет

17-20 лет

Период раннего детского возраста(с 1 года до 3 лет)

Физическое развитие

Вес и рост:

За 2-ой год жизни ребёнок прибавляет 3 кг в весе и + 8-12 см в росте

За 3-ий год жизни — +2 кг в весе и + 6-8 см в росте

Нервная система

К 18 мес – бегает

К 18-24 мес – ходить вниз и вверх по лестнице

Игра в кубики, констуктор, рисование.

К трём годам различают 4 цвета – красный, желтый, синий, зеленый.

Игры подражательные. Мама – социальная модель поведения + появляется личность папы.

Речь:

К 1 году 8 месяцев – фразовая речь.

Период детского жаргона и физиологическая дислалия (до 4 лет).

К 3 годам – запас 200-300 слов, начинает формироваться образная речь.

Период дошкольного возраста(3 – 6-7 лет)

Физическое развитие

Вес +2 кг/год

Рост +6 см/год

Первое физиологическое вытягивание в возрасте 5-7 лет – за лето до 12 см.

К 5 годам вес = около 20 кг

Нервная система

Игры ролевые, увеличивается оперативная память, абстрактное мышление. Закрепляются навыки.

После 3 лет необходимы сверстники.

Речь: Словарный запас увеличивается до 2000 слов – сложные фразы и предложения.

Школьный возраст

Физическое развитие

Вес +2 кг/год

Рост +6 см/год

Второе физиологическое вытягивание на границе препубертатного и пубертатного возраста

Из Барта:

Особенности грудного возраста. Время и порядок прорезы­вания зубов.

Грудной возраст — возраст ребенка до 1 года. Период грудного возрас­та характеризуется интенсивной прибавкой роста и массы тела.

Новорожденный ребенок за 1-ый месяц жизни прибавляет в среднем 650 г (с учетом физиологической потери массы тела), за 2-ой месяц — 800 г, за 3-й месяц — 800 г, начиная с 4-ого месяца — на 50 г меньше с каждым последующим месяцем. К концу 1 года масса тела ребенка составляет около 10-10.5 кг.

Рост ребенка первых трех месяцев ежемесячно увеличивается на 3 см, в 3-6 мес. — на 2.5 см (ежемесячно), в 6-9 мес. — на 2 см, и 9-12 мес. — на 1.5 см. к концу года длинна тела составляет в среднем 75-80 см.

Период грудного возраста характеризуется рядом особенностей обме­на веществ:

1. Положительный азотистый баланс

2. Высокая скорость синтеза белка. В первые 2 года у ребенка в 2 раза больше белка чем у детей старшего возраста. Избыток белка расхо­дуется на образование энергии.

3. Повышен синтез мочевины

4. Обмен веществ в 3-3.5 раза выше чем у старших детей, потребность в кислороде повышена в 3-3.5 раза. В первые 3 мес. около 76% энергии затрачивается на рост ребенка, в 4-6 мес. — уже только 28% , а к концу года — 6%. 50% энергетических потребностей обеспечи­вается за счет жиров.

5. Общее содержание липидов в плазме крови грудных детей в 3 раза больше

6. Особенность углеводного обмена выражается в склонности детей грудного возраста к гипогликемическим состояниям

7. Особенность водно-солевого обмена — содержание воды в тканях составляет 80-85% (у детей более старшего возраста — 60%)

Развитие нервной системы характеризуется формированием условных

рефлексов, речи (см. следующий вопрос)

Как и у новорожденных, у детей грудного возраста кожа нежная, легко ранимая и требует тщательного ухода. В первые 3-4 мес. функция потовых желез недостаточная, что ухудшает теплорегуляцию, и при изменении тем­пературы окружающей среды ребенок может легко перегреваться или пере­охлаждаться.

В грудном возрасте начинается постепенное отложение солей кальция в костях, они становятся более твердыми. В области хрящей появляются точки окостенения. Большой родничок закрывается, как правило, к концу первого года жизни. К 3 — 4-му мес. постепенно уплотняются швы между костями черепа. При неправильном уходе, недостаточном пребывании на свежем воздухе процессы формирования скелета ребенка нарушаются, что может привести к появлению рахита и других заболеваний.

К 6 — 8 мес. начинают прорезываться зубы. Годовалый ребенок имеет, как правило, 8 зубов. Прорезывание зубов — нормальное явление, но у неко­торых детей может сопровождаться беспокойством, недомоганием, бессон­ницей, небольшим повышением температуры, жидким стулом.

Мышечная система развита еще недостаточно, но по мере того как ребенок начинает сидеть, вставать, ходить, она совершенствуется, мышцы становятся более сильными, выносливыми. Сгибание их перестает быть преобладающим к 3 — 4 мес., в связи с этим характерная поза новорожденно­го с согнутыми руками и ногами постепенно меняется.

По сравнению с новорожденными у детей в этом возрасте дыхатель­ная мускулатура более развита и грудная клетка активно участвует в дыха­нии. Увеличивается жизненная емкость легких. Дыхание становится более глубоким, его частота постепенно урежается и к году достигает 30 — 35 в 1 мин. Легкие несут большую нагрузку, слизистая оболочка дыхательных путей нежная, и при плохом уходе возникают заболевания органов дыхания.

Развивается и совершенствуется сердечно-сосудистая система, нарас­тает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, а артериальное давление увеличивается.

Продолжают развиваться органы пищеварения. К 4 — 6 мес. увеличи­вается количество слюны, больше вырабатывается пищеварительных соков, желчи. Количество опорожнений кишечника постепенно уменьшается и к году составляет 1 — 2 раза в сутки. Нагрузка на органы пищеварения больше, чем у взрослых (на 1 кг массы тела ребенку требуется пищи в 2-2.5 раза больше, чем взрослому).

При неправильном вскармливании легко разви­ваются желудочно-кишечные заболевания и различные нарушения обмена веществ.

Увеличивается объем мочевого пузыря, его стенки становятся более эластичными. Число мочеиспускании к концу года уменьшается до 15 — 16 раз в сутки.

Сроки и порядок прорезывания молочных зубов.

Первыми прорезываются центральные молочные резцы (6-8 месяцев), затем боковые резцы (8-12 месяцев).

В 1-1.5 года появляются первые моля­ры. Молочные клыки прорезываются в среднем в 1.5-2 года. Последними появляются вторые молочные моляры — в 2-2.5 года. Таким образом к 2.5 годам у ребенка в норме имеются все молочные зубы — сформированный молочный прикус.

12. Физическое и нервно-психическое развитие детей грудного периода. Порядок прорезывания зубов. Факторы, влияющие на развитие и воспитание ребенка.

Нервно-психическое развитие можно рассматривать по периодам (1-3 мес., 3-6 мес., 6-9 мес., 9-12 мес.).

При этом в каждом периоде выделяют ведущую линию развития ребенка, т.е. деятельность, которая обусловлива­ет главные изменения психических особенностей личности ребенка в данной стадии и в данный отрезок времени.

Нервно-психическое развитие ребенка 1-3 мес.

4-6 нед. — зрительно-слуховой поиск: зрительное сосредоточение на ли­це взрослого, ребенок фиксирует взгляд, смотрит широко раскрытыми гла­зами, прислушивается

5-6 нед. — реакция общего мимического оживления

2 мес. — осознанная улыбка

3 мес. — смех, узнает мать, знакомые лица; увеличивается потребность в общении со взрослыми. К концу 3 мес. — зрительное сосредоточение на 7 -10 мин.

Ведущая линия развития: развитие зрительных, слуховых и ориентиро­вочных реакций на фоне положительных эмоций.

Нервно-психическое развитие ребенка 3-6 мес.

3-3.3 мес. — отыскивает источник звука 3-4 мес. — рассматривает руки

5 мес. — проявляет интерес к игрушкам, издает певучие звуки, зритель­но-тактильно-моторная координация, познавательные элементы на новизну, по-разному реагирует на взрослых

В этом возрасте необходимо давать ребенку игрушки, чтобы поддер­жать зрителыю-тактильно-моторную координацию, развивать познаватель­ные элементы.

В этом периоде меняется реакция на взрослых: теперь ребенок по-разному реагирует на них. При этом радость и улыбка является нормой, страх, негативная реакция свидетельствует о повышенной нервной возбуди­мости.

Ведущая линия развития: подготовительный этап для развития актив­ной речи.

Нервно-психическое развитие ребенка 6-9 мсс.

6-7 мес. — ребенок узнает ряд предметов, поиск предметов

7-8 мес. — «ладушки», стремление добиваться своего желания

8-9 мес. — внимательно присматривается к предметам, произносит пер­вые слова.

Ведущая линия развития: развитие общих движений, действий с пред­метами, подготовительный этап речи (понимание).

Нервно-психическое развитие ребенка 9-12 мес.

9-10 мес. — захватывает предметы двумя пальцами, произносит первые слова. Развитие кисти имеет значение для развития интеллекта («мысль на кончиках пальцев»).

10-11 мес. — реакция на звук в связи с целевым назначением; возникает привязанность к взрослым

12 мес. — произносит 8-10 слов.

К 1 году ребенок имеет 27% логической способности взрослого и 16% оперативной памяти.

Ведущая линия развития: развитие общих движений с предметами, по­нимание и активное развитие речи.

Развитие речи также имеет важное значение.

В возрасте 1.5-2 мес. ребенок гулит или издает неопределенные звуки. В возрасте 4 мес. постоянно гулит, появляются мелодичные звуки В возрасте 5-6 мес. начинает произносить первые слоги: «ма», «ба» и тд.

В возрасте 7 мес. хорошо повторяет слоги: «ма-ма», «па-па», «ба-ба», понимает «нельзя»

В возрасте 9 мес. внимательно слушает, любит свое имя В возрасте 10 мес. начинает произносить первые слова, называет от­дельными слогами окружающие предметы и животных. 12 мес. — словарный запас 8-10 слов

Психомоторное развитие.

В возрасте 1 мес. ребенок при близости материнской груди пово­рачивает голову, открывает рот, производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном по­ложении, а лежа на животе, старается поднять ее. При прикосновении к подошвам в положении на животе он отталкивается ногами и пытается ползти. Если его поддерживать под мышки, он опирается ногами. При пеле­нании размахивает руками и ногами, поворачивает голову.

В возрасте 2 мес. ребенок обычно хорошо поднимает голову и удержи­вает ее в вертикальном положении 1-1.5 мин. Лежа на животе, приподни­мает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам. Предметы ре­бенок охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.

В возрасте 3 мес. ребенок свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5-6 мин. Появляется четкая зрительная реакция на кормление: при близости груди матери, бутылочки с молоком или ложки открывает рот, тянется к груди или в сторону предмета. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти, переворачивается со спины на бок. Движения рук становятся более свободными и целесооб­разными — ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку.

В возрасте 4 мес. ребенок свободно переворачивается со спины на жи­вот; лежа на животе, приподнимается и следит за движущимся предметом. Может сидеть при поддержке. Приподнимаясь, опирается только на ладони.

В возрасте 5 мес. движения становятся более уверенными, ребенок крепко берет игрушки и подолгу удерживает их в руках. При поддержке или опоре садится, но удерживать прямо спину еще не может. Поддерживаемый за грудь, стоит ровно на ножках.

В возрасте 6 мес. самостоятельно садится и сидит ровно без под­держки. Переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами. Пытается ползать на четвереньках. Свободно играет с игрушками — перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую.

В возрасте 7 мес. ребенок свободно ползает, поднимается на четверень­ки, сидит самостоятельно и уверенно, при опоре встает на колени. Поддер­живаемый за грудь, хорошо переступает ногами.

В возрасте 8 мес. свободно ползает, цепляясь за кроватку, встает и сам садится. Пытается хлопать в ладоши, повторяет выученные движения. Вста­ет и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнооб­разной — появляются интерес и удивление при появлении новой игрушки, незнакомого лица.

В возрасте 9 мое. может выполнять довольно сложные движения — пе­ребирает кубики, собирает мелкие предметы. Пытается стоять без опоры, держась за предметы или руку, ходит. Садится из вертикального положения.

В возрасте 10 мес. сам поднимается и стоит без опоры несколько се­кунд. Может ходить, держась лишь за одну руку, за стулом или коляской. Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся иг­рушку. Хорошо подражает движениям взрослых.

В возрасте 11 — 12 мес. ребенок хорошо ориентируется в пространстве -встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого года делает первые шаги без поддержки.

Физическое воспитание и закаливание играют огромную роль в пра­вильном формировании и развитии организма ребенка грудного возраста. Физически развитые и закаленные дети лучше приспосабливаются к окру­жающей среде, реже болеют и легче переносят заболевания. В основе фи­зического воспитания и закаливания лежат правильный уход за ребенком, рациональная, соответствующая погоде одежда.

Прогулки, начатые еще в период новорожденности, являются важным фактором закаливания и в грудном возрасте. Ребенок должен бывать на воздухе ежедневно независимо от времени года и погоды (исключение -сильный ветер, дождь и т.д.).

Зимой гуляют 2-3 раза в день: месячный ре­бенок должен находиться на воздухе около 40 мин в день. Затем, постепенно увеличивая прогулки на 5 — 10 мин, доводят их продолжительность к 3-месячному возрасту приблизительно до 4 ч в день (зимой).

Летом надо гу­лять по возможности целый день.

Воздушные ванны летом проводят на воздухе, а зимой в помещении. В любом случае температура воздуха не должна быть ниже 20 — 22°С. Начи­нают с 1-1.5 мое., оставляя ребенка обнаженным на 1 — 2 мин 2-3 раза в день. Затем это время постепенно увеличивают к 6 мес. до 8-10 мин, а к концу года — до 12 — 15 мин.

Водные процедуры начинают обычно в 3-4-месячном возрасте с влаж­ных обтираний, постепенно и осторожно. Вначале в течение 1.5-2 нсд. кожу ребенка 2 раза в день растирают сухой 4>ланелью или кусочком мягкой шер­стяной ткани до покраснения. После сухих обтираний начинают влажные. Температура воды вначале 35 — 36°С, через неделю 32-33°С, затем каждый месяц температуру снижают на 1°, но не ниже 30°С.

Массаж и гимнастика способствуют развитию всех органов и систем организма, правильному формированию скелета и мышц. Их начинают обычно с 1.5-2 мес.

Под влиянием физических упражнений улучшается деятельность всех органов и систем организма, лучше развиваются двигательные навыки, ре­бенок быстрее растет. В возрасте 1.5-3 мес. применяют так называемые пассивные упражнения, основанные на безусловных рефлексах: проведение пальцами по позвоночнику вызывает его разгибание, при укладывании на живот ребенок старается приподнять голову, при прикосновении к стопам -отталкивается ногами и т.д. Постепенно вводят пассивные движения конеч­ностями ребенка, уделяют внимание ползанию.

В 10 — 14 мес. вводятся такие упражнения, как поднимание ног, присе­дание при поддерживании за руки, наклон и выпрямление туловища и т.д.

Период ясельного возраста. Особенности патологии.

Период развития ребенка от I года до 3-х лет обозначается как ясель­ный (ранний детский)

В этом периоде замедляются темпы роста и прибавки в весе. За вто­рой год ребенок вырастает примерно на 12 см и прибавляет в весе около 3 -3,5 кг, за третий эти цифры составляют соответственно 6 — 8 см и 2 2.5 кг. К трем годам масса тела в среднем составляет 15 кг, а рост 95 см.

Идет интенсивное формирование молочного прикуса, он формируется к 2 — 2,5 годам.

Нервная система. Темпы роста мозга замедляются, но совершенству­ются ассоциативные связи. Бурно нарастает запас слов: к третьему году ребенок знает 200 — 300 слов, начинает формироваться образная речь. К концу третьего года ребенок способен запомнить и рассказать простейшие детские стихи. Девочки овладевают речью быстрее и запас слов у них выше, чем у мальчиков.

Развиваются двигательные умения: к 18 месяцам ребенок бегает, а к 18 — 24 месяцам может ходить вверх и вниз по лесенке, играть в конструктор, кубики, овладевает лепкой и рисованием.

Речь ребенка развивается в ответ на подражание, т.е. ребенок чаше все­го подражает взрослым. Поэтому важно говорить правильно.

В этом возрасте все делается в игре, формируются навыки опрятности, поведения.

К концу этого периода дети различают четыре цвета: синий, красный, желтый, зеленый. Хорошо отличают маленькое от большого, хорошо разли­чают предметы по форме. Развивается абстрактное мышление.

Со стороны эндокринной системы уменьшается значение зобной и щитовидной желез, увеличивается активность надпочечников.

Характер патологии:

1. Болезни органов дыхания

2. Заболевания ЖКТ

3. Травмы

4. Детские инфекции

Особенности и характер патологии дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — это период развития ребенка от 3 до 6-7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физическое развитие и совершенст­вование интеллектуальных возможностей ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущении, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

Рост детей в этот период увеличивается неравномерно — вначале замед­ляется до 4 — 6 см в год, а затем на 6 — 7-м году жизни ускоряется до 7 — Ю см в год (период так называемого физиологического вытяжения).

В среднем можно считать, что каждый год после первого ребенок вырастает на 5 см. Таким образом, рост ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по 4юрмуле: рост ребенка в возрасте одного года + (5 см х п), где n — возраст ребенка.

Прибавка массы тела неравномерна. За 4-й год ребенок прибавляет около 1,6 кг, за 5-й — около 2 кг, за 6-й — 2,5 кг, т.е. в среднем 2 кг в год. Ис­ходя из этого, пес ребенка дошкольного возраста можно приблизительно рассчитать по формуле: вес ребенка в возрасте одного года + (2 кг х n), где n — возраст ребенка. К 6-7 годам ребенок должен удвоить массу, которую он имел в годовалом возрасте.

Кожа в этом возрасте утолщается, делается более эластичной, количе­ство кровеносных сосудов в ней уменьшается, она становится более стойкой к механическому воздействию. Поверхность кожи в перерасчете на 1 кг массы тела у детей до 6 — 7 лет больше, чем у взрослых, поэтому они могут легко перегреваться или переохлаждаться.

С 5 — 6 лет у детей начинают- выпадать молочные и прорезываться по­стоянные зубы. Чтобы этот процесс происходил правильно, надо постоянно следить за состоянием молочных зубов, своевременно лечить их, обучать ребенка правилам ухода за зубами.

В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослых, развиваются дыхательная мускулатура и ткань легких. Дыхание становится все более глубоким и редким — к 7 годам частота дыханий 23 — 25 в 1 мин.

Сердечно-сосудистай система также претерпевает значительное раз­витие, становится более работоспособной и выносливой. Увеличивается масса сердца, сила сокращений, оно лучше приспосабливается к физическим нагрузкам. Его форма и расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Постепенно урежается пульс — к 5 годам до 100 ударов в 1 мин, к 7 годам до 85 — 90 п 1 мин.

Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Сло­варный запас постепенно увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре дет пользуются сложными фразами и предложениями; любят слушать чте­ние взрослых, легко запоминают стихи, могут составить небольшой рассказ. Уверенно начинают держать карандаш в руках, рисуют различные предме­ты, животных. Уже достаточно определенно ребенок выражает различные эмоции — радость, огорчение, жалость, страх, смущение. В этом возрасте определяются и развиваются черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях.

Со стороны эндокринной системы повышается роль гипофиза.

Характер патологии:

1. Болезни органов дыхания

2. Заболевания ЖКТ

3. Травмы

4. Детские инфекции

Особенности пубертатного возраста.

Пубертатный период — период полового созревания, приходится на старший школьный возраст.

Для этого возраста характерен быстрый рост длины тела (“пубертатный ростовой скачок») — у девочек в среднем на 9 см в год, у мальчиков — на 10 см. Растут в основном дистальные отделы кисти, стопа, изменяются пропорции тела, характерна неуклюжесть.

Подростковый период — период активного психического и физического развития. Это самый трудный период формирования поли, ответственности, нравственности, пересмотра жизненных ценностей, осознания своего места в обществе и тд. Для подростков свойственен максимализм, непризнание авторитетов, конфликты с родителями, грубость, необходимость в одобре­нии сверстников, стремление к независимости и в то же время потребность в руководстве.

Характерны выраженные изменения эндокринных желез: значительно усиливается деятельность надпочечников, половых желез, происходит бур­ное развитие вторичных половых признаков. Имеет место гиперфункция гипоталамо-гипофизарной системы. В то же время снижается функция щи­товидной железы, наблюдается инволюция тимуса.

Существенные изменения претерпевает ЦНС: развиваются высшие корковые структуры, происходит- усиление функции подкорковых областей, значительно совершенствуются механизмы высшей нервной деятельности, формируется способность к теоретическому обобщению. Характерна неус­тойчивость вегетативной регуляции, клинически проявляющаяся вегетосо-судистой дистопией (см. ниже).

Могут наблюдаться функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, т.к. окружность аорты и сосудов увеличивается с меньшей скоростью, чем объем сердца (физиологическая узость аорты).

Для иммунной системы пубертатный возраст является пятым крити­ческим периодом: наблюдается снижение клеточного и гуморального имму­нитета, которое усиливается хронической интоксикацией (алкоголь, куре­ние), стрессами.

В настоящее время увеличивается число хронических заболеваний у подростков. Существенно возросло число хронических заболеваний ЖКТ, аллергических заболеваний, отмечается рост депрессивных и психических расстройств, ухудшение физического развития детей.