Жанровый состав детского фольклора

Введение

Детский фольклор — это особенная часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа. Произведения фольклора имеют важнейшее значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека, освоение им культурных богатств, предшествующих поколений. Они необходимы ребенку для выражения в художественной форме своего особого видения мира порожденного возрастными психологическими особенностями. Эти возрастные психологические особенности взаимодействие ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми людьми меняются по мере развития ребенка от рождения до отрочества.

Актуальность проблемы. Изучение детского фольклора представляет интерес не только в историко-этнографическом аспекте, оно чрезвычайно актуально и в условиях современности, когда решается задача воспитания подрастающего поколения.

Возрастание интереса к детскому творчеству вызвано и реорганизацией дошкольной и школьной системы. Плодотворное решение задачи воспитания нового поколения невозможно без глубокого и разностороннего изучения традиций в области детского фольклора, принципов народной педагогики по нравственному, эстетическому воспитанию. Исследование детского фольклора позволит включить лучшее из народного поэтического наследия в арсенал средств воспитания и обучения детей в условиях современности. Это поможет воспитывать детей в духе народных традиций и обычаев, выдержавших испытание веков.

Задача современных исследователей — дать традиционным жанровым группам детского фольклора возможность вернуться в детскую аудиторию в том виде, в котором они существовали в давние времена, тем самым внести вклад в разрешение такой современной проблемы, как знакомство наших детей с традициями русской культуры, в том числе и устного народного поэтического творчества. Особенно важным этот вопрос выглядит в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения на основе возобновившегося интереса к краеведческим корням Малой Родины.

Цель данной работы — рассмотреть жанровый состав детского фольклора, выявить принципы отбора произведений и его доступность детскому восприятию, проследить задачи воспитания и обучения, содержание ценностей.

Предметом исследования являются материалы детского фольклора.

Принципы отбора произведений детского народного творчества для детей

Специалисты разного профиля пытаются разработать методики, подготавливающие ребенка к школе, обучающие начальным приемам письма и счета. Особое значение придается развитию речи, умению правильно и грамотно выражать свои мысли, делиться своими впечатлениями от услышанного и прочитанного. Важнейшим средством формирования указанных навыков становится детский фольклор. Колыбельные, песенки, прибаутки, докучные сказки легко усваиваются и создают прекрасный воспитательный эффект. Позже развитию памяти, смекалки, игровым навыкам способствуют загадки, скороговорки, считалки.

13 стр., 6093 слов

Нравственно-эстетическое воспитание детей

... детского коллектива и ребенка. В-третьих, между сложившимися возможностями ребенка, устремлениями воспитателей и влиянием окружающей среды. А среди них следует выделять влияния, содействующие достижению задач воспитания ... в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым ...

Отбор произведений для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других. [3, C. 101]

Разработано несколько критериев:

идейная направленность произведений. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе.

высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

доступность произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

конкретные педагогические задачи.

Так же к ним относится привлекательность и доступность, простота конструкций, несложный, но динамично развивающийся сюжет, запоминающиеся образы, несложные синтаксические конструкции, четкий внутренний ритм, кумулятивность, звукоподражания, аллитерации, ассонансы. Тексты рассчитаны на образное, зрительное восприятие, быстрое запоминание. Часто в них повторяются одни и те же сюжетные мотивы, в колыбельной песне, например, они даже переходят из одного произведения в другое.

Соответствие задачам воспитания и обучения детей дошкольного возраста

Одна из центральных задач педагогики раннего детства — изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двусторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом.

Детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка! А. Токмаков

Современная система дошкольного образования использует большое количество вариативных и альтернативных программ для обучения и воспитания детей. Подходы к процессу образования и воспитания дошкольников весьма разнообразны, но основной целью этих программ является воспитание доброго, умного, творческого человека, способного чутко относится к людям, к окружающему миру, то есть заложить основы настоящего человека.

Наибольший интерес могут представлять программы, предполагающие реализацию таких задач, которые связаны с воспитанием грамотного читателя:

*формировать эмоциональную отзывчивость на произведение;

*развивать способность слушать произведения разных жанров;

*принимать участие в рассказывании знакомых произведений;

* формировать потребность слушать чтение и рассказывание.

В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор — одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

8 стр., 3526 слов

Воспитание и самовоспитание личности вопросы

... социальном смысле — воздействие на личность общества в целом. Воспитание — целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, воззрений и убеждений (А.В. Мудрик). ... Такой взгляд на воспитание как на управление, влияние, воздействие, формирующие личность, ...

По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью.

У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.

Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

Для плодотворного общения взрослого и ребёнка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, заклички и т.д.

Их задачи прививать навыки умения речи, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания и формировать критическое мышление и целенаправленность, развивать интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народному обычаю и воспитывать художественный вкус.

Содержание общечеловеческих нравственных, познавательных и художественных ценностей

Дошкольный возраст — важнейший этап в развитии личности. Это период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей.

Детский фольклор, ставит определенные задачи: воспитывать у ребенка гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной семье, родному дому, краю, Родине; прививать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества); воспитывать уважительное отношение к культуре других народов; формировать бережное отношение к природе. Приобщение к художественным, духовным, культурным, нравственным и воспитательным ценностям происходит в процессе ознакомления с образцами устного народного творчества (на примере потешек, прибауток, пословиц, поговорок, русских народных сказок).

Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм — это к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире, формы народного фольклора (потешки, приговорки, заклички, прибаутки) используются в ритмических упражнениях для оздоровительных пауз, что способствует воспитанию детей в народных традициях.

Многовековый опыт народной педагогики раскрыл такое эффективное средство воздействия на личность ребенка, как сказка. Ребенок, подрастая, начинает слушать сказки, в которых для него открываются главные ценности доброго и милосердного поведения. Великодушие, взаимопомощь, душевная щедрость выделяются в числе ведущих нравственных черт русского национального характера, эти черты ярко представлены в поступках главных сказочных героев. Слушая сказки, дети постигают противоречивое взаимодействие добра и зла, счастья и беды, отзывчивости и безразличия. Поэтому на музыкальных занятиях и праздниках нередко используются сказочные герои, сюжеты сказок.

12 стр., 5561 слов

Детский фольклор как средство разрешениея конфликтов

... 1.3. Использование детского фольклора в разрешении конфликтов……19 2. Изучение детского фольклора как способа разрешения конфликтов у детей………………………………………………………………………….20 2.1.Изучение причин возникновения конфликтов при несформированности игровой деятельности……………………………….- 2.2.Изучение детского фольклора…………………………………………..26 ...

Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, уважение к старшим, забота о младших — это те заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом.

Народная педагогика имеет большую воспитательную и образовательную ценность. Воспитывая детей на народных традициях, можно формировать у них любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа, учить понимать роль семьи, свое место в семье, растить будущих хозяев.

Игра — важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Ценность игры в том, что в ней ребенок проявляет способность к самовоспитанию: он намеренно ведет себя так, как этого требует роль.

Истинный фольклор всегда направлен на пропаганду добра, красоты, ориентирован на формирование такой личности, которая посвятила бы всю свою энергию и волю защите своей Родины, мирной жизни и интернациональной дружбе между народами, победе добра над злом, достижению социальной гармонии. Опыт прошлого, содержащийся в фольклоре, служит прекрасным и неисчерпаемым источником в подготовке человека будущего.

Доступность детскому восприятию

Ребенок приходит в мир…Взрослые должны окружить малыша любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со взрослыми, сверстниками.

Детский фольклор соотнесен возрастным особенностями детей, возрастной логике воспитания, самым маленьким пелись колыбельные песни, пестушки, потешки, дети постарше слышали считалки, поговорки, пословицы и сказки, в которых фигурировал труд. Уже в школьном возрасте, мифы, обычаи, сказания, страшилки.

Колыбельные песни — в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. “Ваня будет спать, котик Ваню качать”.

Пестушки — это пестовать, нянчить. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, “Потягушки, потягушки! Поперёк толступушки, а в ножки ходунушки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок”,- весёлая, затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение. Это короткие ритмичные приговоры, сопровождающие разные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе.

Потешки — песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками (“Ладушки” и “Сорока”) в этих играх есть уже нередко “педагогическое” наставление, “урок”. В “Сороке” щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя.

Прибаутки — песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке — золотом гребешке; о курочке — рябе. Прибауткам свойствен сюжет. Движение — основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: “Тили — бом, Тили — бом”.

17 стр., 8207 слов

Особенности режиссерских игр детей дошкольного возраста

... Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку такое участие в реальной жизни невозможно, ребенок в ... в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, ...

На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например “Ладушки”, “Сорока”, то теперь в начале второго года жизни, можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами “Пальчик — мальчик”.

В конце второго года малышу рассказывают первые в его жизни сказки: про репку, про курочку рябу.

С литературными произведениями начинается знакомство с чтения взрослым о самом близком и интересном — об игрушках. Поэтесса А. Барто очень точно выразила чувство ребёнка в коротких стихотворениях “Лошадка”, “Мишка”, “Зайка”.

Так, на втором году жизни от короткой пестушки и потешки, где слово в единстве с движением выполняет игровую функцию, взрослый постепенно подводит ребёнка к встрече с детской книгой, где слово, воспринимаемое малышом на слух, совместно с иллюстрацией книги создают художественный образ детской литературы.

На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством его общения и с взрослым, и с детьми.

Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, о том, что будет. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развёрнутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотрев книгу, аккуратно положить её в отведённое место.

К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться.

В это время у ребёнка формируется и более сложное отношение к художественному тексту. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге.

На четвертом году жизни, когда ребенок овладевает речью, усваивая грамматический строй языка, все больше стирается грань между детской речью и стихами, из детского лепета происходят стихи, наступает период, когда «стихи — норма человеческой речи» (К.Чуковский).

Именно в это время активно бытует собственно детский фольклор, творимый, исполняемый, передаваемый самими детьми.

К пятилетнему возрасту, излюбленной словесной игрой детей были и остаются скороговорки — быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Особой популярностью пользуются скороговорки со сложным и богатым звуковым оформлением[11]

В школьном возрасте — мифы, обычаи, былины, баллады, предания, легенды, исторические песни, сказания, страшилки: такой рассказ состоит из нескольких предложений, по ходу развития действия напряжение нарастает, а в финальной фразе достигает своего пика. По признанию самих слушателей, они боятся страшилок лишь до определенного возраста; возможно, появление этого жанра связано, с одной стороны, с тягой детей ко всему неизвестному и пугающему, а с другой — с попыткой преодолеть этот страх.

28 стр., 13897 слов

Изучение особенностей игры детей с нарушениями интеллекта

... - особой связи, характерной для дошкольного возраста. Знакомство детей с жизнью и деятельностью взрослых является основным источником игр. Дети, которые плохо знакомы с окружающим миром, играют мало, ... уход ребенка от действительности, отрыв от окружающих, замыкание его в своих переживаниях. Эта теория, однако, игнорирует многочисленные факты действительной жизни и действительного хода детского ...

Жанры детского фольклора

детский народный творчество потешка

Детский фольклор — явление уникальное по своему разнообразию: в нём сосуществует огромное множество жанров, каждый из которых связан практически со всеми проявлениями жизни ребёнка. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. У каждого жанра — своя история и своё назначение. Одни появились в глубокой древности, другие — совсем недавно, те призваны развлекать, а эти — чему-то научить, третьи помогают маленькому человеку сориентироваться в большом мире…

Следует сказать, что к детскому фольклору относится произведения, во-первых, созданные самими детьми, во-вторых, заимствованные детьми у взрослых, но переработанные в соответствии с психологией и потребностями детского возраста.

Сказанное определяет собой и особенности жанровой системы детского фольклора. Детский фольклор создается как в жанрах взрослого фольклора (припевки, приговорки, прибаутки и др.), так и в жанрах, разработанных самими детьми (жеребьевки, считалки, дразнилки и др.).

Жанровая система детского фольклора-явление довольно подвижное. В процессе исторического развития одни жанры уходят из детского фольклора, другие, наоборот, приходят в него.

М.Н. Мельников, используя функциональный принцип, выделяет в детском фольклоре:

Классификация детского фольклора. Поэзия пестования. Фольклор материнства и детства. Колыбельные песни Пестушки Потешки Прибаутки Докучные сказки.

Бытовой фольклор Детские народные песни Заклички и приговорки Детская обрядовая поэзия Прозвища и дразнилки Детские сказки Страшилки.

Потешный фольклор Словесные игры Молчанки и голосянки Поддевки Сечки Скороговорки.

Считалки Небылицы — перевертыши Загадки.

Игровой фольклор Формальная роль игры без поэтической организации текста Формальная роль игры с игровой припевали Формальная роль игры с игровой приговорали Игры импровизации Жеребьевые сговорки.

Школьный фольклор Альбомы Анекдоты Пародии Садистские стихи.

Заключение

Современному малышу не менее, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений со взрослым при убаюкивании, купании, первых физических упражнений, в играх. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства — речевые, смысловые, звуковые.

13 стр., 6351 слов

Социальная активность ребенка детского сада как средство нравственного ...

... воспитания дошкольников, - характеристика игры - как ведущей деятельности в дошкольном возрасте, - игра как школа социальных отношений - выводы о социальной активности ребенка как средстве нравственного воспитания ... в возрастном аспекте, так как основы нравственного облика человека закладываются в детском, подростковом и юношеском возрастах, а нравственное развитие протекает в течение всей ...

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх.

Они забавляют ребенка и вместе с тем обучают навыкам поведения.

Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви.

Детский фольклор может стать ценным средством воспитания ребенка, так как черпает материал для детей из ранних источников. Прежде всего — это то, что взрослый на протяжении многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребенка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребенком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребенка в тактильных движениях — почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди — это зык эмоционального общения.

Это то, что взрослые черпали из общей сокровищницы фольклора, отбирали для детей доступные их восприятию и пониманию песни, загадки, пословицы, поговорки, игры. Брали для детей то, что педагогически целесообразно.

Наконец, сами дети, подрастая, участвуют в играх сверстников осваивают их и все что с ними связано(считалки, скороговорки ит. д.), а потом уже включаются в творческий процесс создания простейших попевок для игр, считалок, дразнилок и т. д.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомления со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию истоков русской народной культуры.

Используемая литература

1. Мерзлякова С.И. Фольклор — музыка — театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. — М.: ВЛАДОС, 1999.

2. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию. — М.:ВАКО, 2006

3. Аникин В.П. Устное народное творчество. Хрестоматия. — М., 2006.

4. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2000.

5. Василенко В.А. Детский фольклор. — М.: Высшая школа, 1978.

Размещено на