I. Введение в психопатологию детского возраста

Светлана Вадимовна Несова (?)

13.10.14

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков или физических дефектов.

Психическое здоровье (психическая норма) – динамическая совокупность психических (индивидуально- и с

оциально-психологических) свойств конкретного человека, которая позволяет ему:

  1. Адекватно своему возрасту, полу и социальному положению познать окружающую действительность,
  2. Адаптироваться к ней,
  3. Выполнить свои биологические и социальные функции соответственно возникающим личным и общественным потребностям, общепринятой морали

Подходы к оценке нормы

  • Нозоцентрический – исключение отклонения от нормы в его развитии, поведении, способности адаптироваться к окружающей среде.
  • Нормоцентрический – сопоставление о данных психики индивида с имеющимися нормативами.

Критерии оценки здоровья

  • Психическое равновесие
  • Гармоничность организации психики
  • Адаптивные возможности личности

Комплексный подход к оценке психического здоровья

    • Свойств нормальной личности (Эмоциональная устойчивость, зрелость чувств, умение совладать с негативными переживаниями, свободное проявления чувств, сохранность оптимального самочувствия и т.д.)
  • Нормальные психические состояния
  • Нормальные психические процессы

Психические функции должны быть интегрированы, гармоничны, уравновешены

Оценка психической нормы в детской психопатологии

  • В процессе развития постоянно меняются функциональные возможности детской личности, и это потребует диагностики с учётом возрастной динамики
  • В связи с лабильностью детской психики всякая оценка должна производиться с учётом возможных отрицательных внешних воздействий, которые способны исказить истинное психическое состояние
  • Психическая норма развивающейся личности зависит и от кризисов, возникающих в процессе её формирования
  • От оценки соответствия психики ребёнка норме зависит его будущая судьба, так как диагностика определит его обучаемость, место учебных занятий и программу обучения

Отношение людей к психической норме

  • Магический подход (всё то, что является не нормой, является магическим — духи, бесы, проклятия, сглазы и т.д.)
  • Органический подход (у всех психических расстройств всегда есть телесная причина – например, теория Гиппократа)
  • Психологический подход (причина — психологические травмы, депривации, фрустрации и т.п.)
  • Интегральный подход (Павлов, Селье (теория стресса), Фрейд)

Факторы изменения отношения к нездоровому ребёнку

15 стр., 7296 слов

Теоретические подходы в изучении проблемы детских страхов в психологии

... развития и формирования личности ребенка. Детские страхи представляет собой неотъемлемое явление нормального процесса психического развития и социальной ... . Переживания страха необходимы для полноценного функционирования психики, так как она нуждается не только в позитивных ... Теоретические подходы в изучении проблемы детских страхов в психологии   Еще с давних времен проблема детских страхов ...

  • Начало XIX века – увеличение детской популяции
  • Ребёнок не является уменьшенной копией взрослого
  • Появление педагогов и врачей-психиатров

Основные события XX века:

  • Были получены определённы знания л психическом развитии и его гетерогенности у детей
  • Развитие динамической психиатрии (поиск причин возникновения психического расстройства в детстве)
  • Изучение подростковой преступности (детские суды и воспитательные дома)
  • Появление первых амбулаторных психиатрических учреждений
  • Наблюдения за детьми сменились активной работой с ними, исправлением их поведения и лечением
  • Изучение роли психической травмы
  • Создание методов исследования и лечения
  • Создание современных систематик психических болезней у детей
  • Возникновение связующей психиатрии

Детская психиатрия

клиническая дисциплина, изучающая этнологию, патогенез, клинику, распространённость детских и подростковых психических заболеваний, разрабатывающая методы их клинической и лабораторной диагностики, вопросы прогноза, профилактики, критерии экспертизы, порядок проведения социальной реабилитации.

Детская психопатология

раздел детской психиатрии, изучающий общие закономерности и развитие детский и подростковых психических заболеваний, психопатологических процессов и состояния, а также особенности наблюдаемых при них симптомов и синдромов.

Психическая болезнь

— это заболевание всего организма с преимущественным поражением мозга и нарушением мозговой деятельности.

  • Извращается, нарушается отражательная деятельность, что ведёт к нарушению познания
  • Искажённое, неправильное, неадекватное восприятие и осмысление объективной действительности
  • Неправильное поведение больного
  • Затруднение приспособления к среде

Нарушения психики

Болезнь (нОзос) – болезненный процесс, динамическое, текущее образование.

Она в связи с определённым комплексом факторов имеет нозологическую специфичность, типичный для неё механизм возникновения, стереотип развития, течения, склонность к прогредиентности, эволюции или регрессу.

Примеры: шизофрения, психоз и т.д.

Патология (патос) – патологическое состояние, стойкое изменение, результат патологических процессов, процессов или порок, отклонение развития.

Это состояние – патологическое образование, не склонное к каким-либо существенным трансформациям, не имеющее определённых этиологических факторов и патогенетических механизмов, а также обладающее устойчивостью, резистентностью по отношению к терапии, стабильностью.

Примеры: Психопатия, инфантилизм, следствия энцефалита, травм и т.д.

Психические реакции – кратковременное изменение психики, длится не более 6 месяцев (эпилептическая или невротическая реакция).

12 стр., 5938 слов

Психические расстройства и заболевания

... основного заболевания. Астенический синдром - состояние нервно-психической слабости, которая выражается повышенной истощаемостью, снижением тонуса психических ... заболевают нервно-психическими расстройствами. Эти возрасты суть кризисы развития психики. Возрастные кризисы встречаются в момент смены ... сознания 1. Оглушение - это такое нарушение сознания, при котором обедняется его содержание, ...

Психоз – тяжёлое нарушение психики, характеризующееся:

  • Неадекватностью реакций
  • Нарушением отражения окружающего
  • Исчезновение критики к своим поступкам
  • Неспособность осмысления происходящего
  • Неспособность руководить собой, своими действиями и психическими проявлениями
  • Нарушение сознания, грубые изменения личности или дезинтеграцией всей психической деятельности

Непсихотические расстройства

Невроз – это симптомы и синдромы, сопровождающиеся критикой, адекватной оценкой окружения, а поведение больного, страдающего этими расстройствами, соответствует социально принятым нормам.

Типы психического реагирования организма и личности на вредность

  • Экзогенный (психические реакции, заболеваниями, причиной которым является органическое поражение мозга, травмы и т.д.)
  • Психогенный (реакции, заболевания, которые возникают после разного рода событий)
  • Эндогенный (реакции, заболевания, причиной которым являются наследственные факторы, хромоосомный сбой и т.д.)

Течение психических заболеваний

  • Непрерывное
  • Приступообразное
  • Смешанное
  • Волнообразное
  • Пароксизмальное (внезапное, кратковременный приступ, например, эпилепсия)
  • Прогредиентное (постепенное нарастание, усложнение симптомов, появление стойких нарушений)
  • Регредиентное (с каждым приступом число симптомов уменьшается – например, при Ч-М-травмах)

Исход психического заболевания

  • Дефект (стойкое продолжительное нарушение)
  • Выздоровление
  • Переход в хроническое состояние

Психопатология детей

  • Методологический подход к изучению нервно-психических заболеваний – эволюционно – динамический (онтогенетический)
  • Принцип единства биологического и социального в человеке в процессе формирования личности

Психический дизонтогенез

Выражается в различных нарушениях темпа, сроков развития психики в целом и отдельных её частей, а также в нарушении соотношения компонентов развивающейся психики ребёнка и подростка.

  • Асинхрония развития – сосуществование задержки своевременного развития одних функциональных систем и обогащающего развития других.
  • Ретардация – задержка своевременного развития или созревания одной или нескольких функциональных систем.
  • Акселерация – формирующаяся функциональная система развивается и созревает более быстрыми темпами, чем в норме.

Сейчас наблюдается ретардация поколения.

Связь психопатологии с другими наукам

  • Общая психопатология, детская психиатрия
  • Психофармакология
  • Детская психология
  • Педагогика
  • Дефектология
  • Социальная психиатрия
  • Психогигиена и психопрофилактика

Классификация психических расстройств

Международная систематика болезней взрослых и детей

Психические расстройства, характерные для детского и подросткового возраста:

Разделы Р80-Р89(нарушение психологического развития)

Р90-Р98 (поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском или подростковом возрасте)

Методы детской психопатологии

  • Описательный метод
  • Понимание
  • Экспериментальный психопатологический метод
  • Нейробиологические методы
  • Генетические методы

Психический статус ребёнка

17 стр., 8436 слов

Проблема развития творческой личности ребенка

... формировать творческую личность в процессе воспитания и обучения, каждый учитель должен знать особенности творческого процесса обучения и воспитания, уметь диагностировать уровень развития творчества у детей, знать современные организационные формы, пути и механизмы формирования творческой личности ...

  • Внешность
  • Ориентировка (сохранность сознания)
  • Чувственное восприятие
  • Мышление и вербализация
  • Память
  • Интеллект
  • Эмоции и настроение
  • Воля и внимание
  • Поведение
  • Анализ сновидений
  • Осуждение творчества детей (рисунков, рассказов)
  • Анализ игровой активности

II. Возникновение психических расстройств

Физиологические основы детской психопатологии

  • Ослабление основных нервных нарушения у детей, Копия 2 распр.нарушения у детей">процессов и нарушение их отношений
  • Охранительное торможение и гипнотические фазы (между сном и бодрствованием)
  • «Изолированные больные пункты» в коре больших полушарий
  • Разобщённая деятельность отделов мозга и его сигнальных систем
  • Единство физиологических мер защиты и патологии

Физиологические основы психогенных расстройств (неврозов)

  • Срывы высшей нервной деятельности в результате «перенапряжения нервных процессов» или их «ошибки»
  • В их происхождении участвует врождённая слабость нервной системы, ранние неоднократные заболевания или нарушения питания

Физиологические основы расстройств личности (психопатий – стойкого искажения характера)

Характер – совокупность стержневых психических свойств человека, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки, тех свойств, от которых прежде сего зависит, как ведёт себя человек в различных жизненных ситуациях.

Темперамент – это врождённые особенности ВНД, выражающиеся эмоциональным реагированием и двигательной активностью, включающие в себя тонус и темп психических проявления и характеризующееся силой, подвижностью и уравновешенностью основных нервных процессов.

Физиологические основы эпилепсии

  • Сила, взрывчатость и периодичность – характерные черты ВНД
  • Физиологическая основа типичных изменений личности при эпилепсии – преобладание инертности в процессах ВНД

Физиологические основы шизофрении

  • Наличие в больших полушариях мозга различных гипнотических фаз, дробного и расположенного в отдельных пунктах мозга торможения
  • «Разложение коры полушарий, расщепление нормальной, связанной работы их»

Психологические основы детской психопатологии

  • Формирование психопатологических расстройств находится в прямой зависимости от возрастных особенностей психики детей
  • Психика детей в процессе развития постоянно меняется, приобретая в каждом возрасте свои характерные черты

Возрастное развитие

  • Неравномерно, гетерохронно
  • Имеет периоды

Периодизации в детской психиатрии

2 стр., 609 слов

Соматоформные психические расстройства у пациентов больницы скорой помощи

... числа обследованных пациенты с соматоформными психическими расстройствами составляли 21%. Клинические проявлении соматоформных психических расстройств в исследованной группе были представлены ... поликлиник. Консультативная психиатрическая помощь по поводу соматоформных психических расстройств чаще всего осуществлялась в кардиологических, гастроэнтерологических, пульмонологических, неврологических ...

Основа – формы реакций и особенности поведения (по В.В.Ковалёву):

  1. соматовегетативный (0-3 года)
  2. психомоторный (4-10 лет)
  3. аффективный (7-12 лет)
  4. эмоционально-идеаторный (12-16 лет)

Роль общения со сверстниками

  • обучаются самостоятельности, независимости
  • помогает восприятию новой информации, расширяет представление о мире
  • удовлетворяются потребности и развивающейся личности
  • учатся поведению в трудных жизненных ситуациях

Факторы возникновения психических нарушений: стресс

Эустресс

Дистресс

Мобилизация защитных сил организма

Группы стрессоров

  • Стрессоры активной деятельности
  • Стрессоры оценок (оценка деятельности)
  • Стрессоры рассогласования деятельности
  • Физические и природные стрессоры

Действие стресса

  • Первичная оценка – определяется угрожающий или благоприятный тип создавшейся ситуации
  • Вторичная оценка – определение самоэффективноси
  • Третичная оценка – изменения суждения

Факторы возникновения психических нарушений: социальное окружение

  • Наличие социальных связей
  • Привязанность, обеспечивающая безопасность
  • Роль эмоциональной поддержки

Факторы возникновения психических нарушений: глобальные и общественные факторы

  • Военные столкновения, межнациональные конфликты
  • Экологические катастрофы, стихийные бедствия
  • Трудные жизненные ситуации

Факторы, связанные с детскими учреждениями

  • Поступление в школу
  • Адаптация к школе, обучению
  • Усложнение учебных программ
  • Ориентация на высокие показатели
  • Трудности детских коллективов
  • Отношение учителя

Дидактогения – пагубное влияние процесса обучения

Дидактоскалогения

Семейные факторы

  • Особенности семейной ситуации
  • Социальная изоляция семьи
  • Родительское давление
  • Особенности родителя
  • Нарушение семейных отношений

Соматогенные факторы

  • Экзогенные (болезни, отравления, травмы
  • Эндогенные (работают благодаря развёртыванию внутренних механизмов – наследственность):
  • Синдромломкой Х-хромосомы (синдром Мартина-Белла) – умственная отсталость
  • Синдром Клайнфельтера (XXY) или больше X
  • Синдром Шерешевского-Тернера (Х)
  • Синдром Дауна
  • Финелкетонурия
  • Синдром «лицо эльфа»
  • Туберозный склероз
  • Алкогольная энцефалопатия

III. Нарушения познавательных процессов

Ощущение – простейший психический процесс отражения окружающей объективной действительности, а также внутреннего состояния организма.

Виды ощущений

  • Экстероцептивные — контактные и дистантные
  • Интроцептивные
  • Проприоцептивные (положение тела в пространстве, движения и т.д.)

Расстройства ощущений

Синестопатии – необычные неприятные ощущения без локализации, которые сложно описать, у них нет причин (распирание, жар, пульсация, покалывание, зуд и т.д.).

При атонических поражениях ГМ и шизофрении.

4 стр., 1712 слов

Факторы синдрома сгорания и профессиональной деформации в работе ...

... Организационный фактор. Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка ... деятельности, ощущение ответственности, эмоциональная вовлеченность в профессиональную деятельность, мотивация, ощущение миссии, сила внешнего контроля и пр. — это фактор, который ...

Парастезии – онемение конечностей, покалывание, мурашки (интоксикации, психогенное)

Аналгезии – отсутствие боли (паралич, шизофрения)

Гипалгезии – уменьшение болевых ощущений (психогенное – аффект)

Анестезия – исчезновение ощущений (истерические расстройства)

Гипестезии – снижение силы ощущений (депрессия, оглушение сознания)

Гиперестезии – обострение ощущений (нервно-психическое истощение)

Синестезии – возникновение ощущений в органе чувств при раздражении другого анализатора

Восприятие

Отражение в сознании предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятий:

  • Зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, кинестезические, вкусовые
  • Восприятия пространства, времени и движения

Расстройства восприятия

Агнозия – отсутствие восприятия (неузнавание) – при поражении ГМ, истерии

  • Акустическая агнозия
  • Оптическая агнозия
  • Пространственная агнозия
  • Тактильная агнозия

Нарушение интенсивности восприятия

Сенсорная гиперпатия – повышение интенсивности восприятия (причина — голодное истощение)

Сенсорная гипопатия – снижение интенсивности восприятия

Дереализация – отчуждение окружающей действительности

Деперсонализация соматопсихическая – будто исчезли все те явления, которые связаны с телом (не дышит, нет веса, чужое тело и т.д.)

Деперсонализация аутопсихическая (расстройство самосознания) – переживание изменённости своего я (нет мыслей, нет чувств, нет страха, нет горя, пустота и т.д.) При истощении, при психастении, при кризисах взросления, при психозах.

Искажение восприятия

Психосенсорные расстройства – нарушение восприятия перспективы, размеров, формы и т.д. При утомлении.

Оптиковестибулярные расстройства – стены рушатся, кровать летает, потолок трясётся и т.д. При алкоголизме.

Расстройство схемы тела (при поражении ГМ):

  1. Расстройства восприятия формы, величины и положения частей тела в пространстве
  2. Распад тела на части
  3. Ощущение ложных конечностей (или наличие двойника)
  4. Невосприятие собственного дефекта

Ошибки восприятия

Иллюзии – ошибочное восприятие реально существующих явлений (у слабовидящих, слабослышащих, например. Или в темноте мешок кажется котом)

Галлюцинации – ошибочное восприятие отсутствующего в реальности.

  1. Истинные — проецируются вовне, воспринимаемое чуждо. Псевдогаллюцинации – находятся во внутреннем пространстве – голове, теле, осознаются как аномальное.
  2. Элементарные – отдельные звуки, образы, Сложные — целые сцены.
  3. Гипногогические – при закрытых глазах перед засыпанием,

Слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые.

Внимание

Произвольная или непроизвольная избирательная направленность и сосредоточенность психической деятельности на определённый объект, значимый в данный момент.

3 стр., 1439 слов

Ощущения и восприятие. Виды нарушений

... ­сикации и соматические болезни, могут сопровождаться расстройствами восприятия типа дереализации. Это очень сложное патологическое ... свойства­ми организма. Различают несколько видов ощущений: зри­тельные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные, ... и других патолологических состояниях. При оптико-пространственной агнозии нарушается вос­приятие пространственного расположения отдельных ...

Св-ва: избирательность, объём, устойчивость, распределение, переключаемость.

Нарушения внимания

  • Отвлекаемость (слабоумие, аутизим, гипертимы)
  • Апрозексия (полная невозможность сосредоточиться) – поражение лобных долей, расстройство сознания, ранняя детская шизофрения, глубокая умственная отсталость)
  • Прикованность (при депрессии, ипохондрии)
  • Истощаемость внимания (снижение способности к длительному сосредоточению) – при астении, минимальной дисфункции ГМ, органические поражения ЦНС
  • Сужение объёма внимания — неспособность удерживать большое число объектов в поле внимания (при прогрессивном параличе)
  • Тугоподвижность внимания – неспособность к быстрому и частому переключению внимания – при эпилепсии
  • Модально-неспецифические нарушения внимания и модально-специфические нарушения (концентрация на определённого типа объектах – зрительных, слуховых и т.д. – при поражении определённых зон ГМ)

Мышление

Процесс отражения общих свойств в вещах и явлениях, а также закономерных связей между ними, опосредствование, установление отношений и зависимостей, раскрытие внутренних связей и закономерностей.

Расстройства мышления

I Нарушение процесса мышления

  • Ускоренное мышление
  • Заторможенное мышление
  • Прерывистое, задержка мыслей (шперрунг)
  • Сгущение (агглютинация)