4. Личность, ее социальная и биологическая сущность. Понятие об индивидуальном развитии личности, его факторах и движущих силах. Специфика, виды, функции психолого-педагогической диагностики и ее место в процессе формирования личности.
Личность– человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.Личность- социальное качество, кот. обретает индивид в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Индивид– принадлежность человека к чел. роду.
Существуют разл. точки зрения на соотношение социального и биологического развития в личности:
- биологическое входит в понятие «личность»;
- биологическое выступает только в качестве условия формирования личности (BЛеонтьев)
Выделяют:
- натуралистические теории психического развития: биологический фактор – ведущий;
- социальные теории: формирование личности – в процессе социализации (социальные отношения, обычаи, традиции, воспитание…).
С точки зрения заруб. психологии ход развития- от индивидуального к социальному, с точки зрения отеч. психологии – от социального к индивидуальному.
Движущие силы психического развития:
- преформизм – развертывание изначально заложенных генетических структур (заруб. психология, Стенли Холл, Карл Бюлер);
- обучение (Выготский), деятельность (Леонтьев), противоречия между усвоениями общественной и предметной сторонами деятельности (Эльконин).
Движущие силы развития(Сафронова) – преодоление внутренних противоречий.
Факторы развития:биологический (индивидуальные, врожденные особенности ребенка, задатки, особенности НС, экология), среда (общество вокруг ребенка), воспитание.
Развитие – единого определения не существует:
- с биологической точки зрения – рост и созревание по уже заданной биолог. программе;
- с педагогической точки зрения – формирование определенных ЗУНов;
- -кое развитие — развитие -ки, ее структуры. По мнению Обуховой, развитие-ки – закономерное изменение-ких процессов во времени, кот. характеризуется количественными и качественными (изменение структуры и механизмов) преобразованиями.
Психолого-педагогическая диагностика – оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей учащегося и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации УВП.
Формирование толерантности с точки зрения космопсихологии
... 3 Денисенко Н.Н., Ильина Н.Л. Психологическая подготовка современного воина. Становление и развитие военной педагогики в России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, ... нравственности» [1, Табл.1]. - Образование Должно Учить, Как Жить; - Образование Должно Способствовать Развитию Характера; - Образованные люди должны приносить пользу обществу и миру в целом. - ...
Педагогическая диагностика, в отличие от психологической, осуществляется всегда внутри пед. процесса.
Задачи педдиагностики:
- получение информации об уровне готовности ребенка к школьному обучению;
- оценка возможностей учащихся начальной школы и определение их готовности к обучению в среднем звене;
- изучение развития у подростков познавательной сферы, взаимоотношений в классе, особенностей характера и т.д.;
- изучение интересов, склонностей, способностей, личных особенностей и т.д. с целью профориентации;
- получение информации об особенностях личности учителя, о взаимоотношениях в пед. коллективе.
Педагог должен знать:
- что диагностировать (цель),
- как диагностировать (методики),
где применять полученные результаты (коррекция).
Классификации методовпеддиагностики:
- пассивные – активные;
- одномоментные – длительные;
- естественные – лабораторные.
Виды методов:
- наблюдение – длительное, планомерное, целенаправленное описание особенностей личности, появляющихся в ее поведении и деятельности;
- анкетирование – прием получения информации с помощью составленных вопросов;
- беседа;
- тестирование, анализ продуктов деят-сти;
- ранжирование;
- шкалирование;
- социометрический метод.
Требования:
- направленность на выяснение особенностей развития:
- сравнивать не с нормами, а с предыдущими результатами;
- изучать каждого на протяжении всего обучения;
- изучение личности влияет на состояние ребенка в целом и на УВП;
- комплексное изучение;
- с учетом возрастных особенностей;
- в естественных для ребенка условиях;
- систематически и последовательно;
- использование разнообразных методик;
Функции:
Особенности адаптации детей к отчиму, мачехе
... воспитания, реализуемым в семье. 2 ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ детей к отчиму, мачехе 2.1 Возраст детей Самая высокая адаптивность к новому браку у детей раннего и дошкольного возраста, ... вопросах воспитания. Ведь родителям, живущим в согласии, безусловно, легче растить детей. Трудности установления отношений детей с новыми супругами родителей определяются сохранением старой эмоциональной привязанности ...
- воспитывающая;
- контрольно-корректировочная;
- прогностическая.