Движущие силы психического развития:

4. Личность, ее социальная и биологическая сущность. Понятие об индивидуальном развитии личности, его факторах и движущих силах. Специфика, виды, функции психолого-педагогической диагностики и ее место в процессе формирования личности.

Личность– человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.Личность- социальное качество, кот. обретает индивид в процессе взаимоотношений с окружающими людьми. Индивид– принадлежность человека к чел. роду.

Существуют разл. точки зрения на соотношение социального и биологического развития в личности:

  1. биологическое входит в понятие «личность»;
  2. биологическое выступает только в качестве условия формирования личности (BЛеонтьев)

Выделяют:

  1. натуралистические теории психического развития: биологический фактор – ведущий;
  2. социальные теории: формирование личности – в процессе социализации (социальные отношения, обычаи, традиции, воспитание…).

С точки зрения заруб. психологии ход развития- от индивидуального к социальному, с точки зрения отеч. психологии – от социального к индивидуальному.

Движущие силы психического развития:

  1. преформизм – развертывание изначально заложенных генетических структур (заруб. психология, Стенли Холл, Карл Бюлер);
  2. обучение (Выготский), деятельность (Леонтьев), противоречия между усвоениями общественной и предметной сторонами деятельности (Эльконин).

Движущие силы развития(Сафронова) – преодоление внутренних противоречий.

Факторы развития:биологический (индивидуальные, врожденные особенности ребенка, задатки, особенности НС, экология), среда (общество вокруг ребенка), воспитание.

Развитие – единого определения не существует:

  1. с биологической точки зрения – рост и созревание по уже заданной биолог. программе;
  2. с педагогической точки зрения – формирование определенных ЗУНов;
  3. -кое развитие — развитие -ки, ее структуры. По мнению Обуховой, развитие-ки – закономерное изменение-ких процессов во времени, кот. характеризуется количественными и качественными (изменение структуры и механизмов) преобразованиями.

Психолого-педагогическая диагностика – оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей учащегося и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации УВП.

16 стр., 7628 слов

Формирование толерантности с точки зрения космопсихологии

... 3 Денисенко Н.Н., Ильина Н.Л. Психологическая подготовка современного воина. Становление и развитие военной педагогики в России. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, ... нравственности» [1, Табл.1]. - Образование Должно Учить, Как Жить; - Образование Должно Способствовать Развитию Характера; - Образованные люди должны приносить пользу обществу и миру в целом. - ...

Педагогическая диагностика, в отличие от психологической, осуществляется всегда внутри пед. процесса.

Задачи педдиагностики:

  1. получение информации об уровне готовности ребенка к школьному обучению;
  2. оценка возможностей учащихся начальной школы и определение их готовности к обучению в среднем звене;
  3. изучение развития у подростков познавательной сферы, взаимоотношений в классе, особенностей характера и т.д.;
  4. изучение интересов, склонностей, способностей, личных особенностей и т.д. с целью профориентации;
  5. получение информации об особенностях личности учителя, о взаимоотношениях в пед. коллективе.

Педагог должен знать:

  • что диагностировать (цель),
  • как диагностировать (методики),

где применять полученные результаты (коррекция).

Классификации методовпеддиагностики:

  1. пассивные – активные;
  2. одномоментные – длительные;
  3. естественные – лабораторные.

Виды методов:

  1. наблюдение – длительное, планомерное, целенаправленное описание особенностей личности, появляющихся в ее поведении и деятельности;
  2. анкетирование – прием получения информации с помощью составленных вопросов;
  3. беседа;
  4. тестирование, анализ продуктов деят-сти;
  5. ранжирование;
  6. шкалирование;
  7. социометрический метод.

Требования:

  1. направленность на выяснение особенностей развития:
  • сравнивать не с нормами, а с предыдущими результатами;
  • изучать каждого на протяжении всего обучения;
  • изучение личности влияет на состояние ребенка в целом и на УВП;
  1. комплексное изучение;
  2. с учетом возрастных особенностей;
  3. в естественных для ребенка условиях;
  4. систематически и последовательно;
  5. использование разнообразных методик;

Функции:

7 стр., 3057 слов

Особенности адаптации детей к отчиму, мачехе

... воспитания, реализуемым в семье. 2 ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ детей к отчиму, мачехе 2.1 Возраст детей Самая высокая адаптивность к новому браку у детей раннего и дошкольного возраста, ... вопросах воспитания. Ведь родителям, живущим в согласии, безусловно, легче растить детей. Трудности установления отношений детей с новыми супругами родителей определяются сохранением старой эмоциональной привязанности ...

  1. воспитывающая;
  2. контрольно-корректировочная;
  3. прогностическая.