ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет»
Кафедра психологии
Учебно-методический комплекс курса
для специальностей 050201 – «Математика», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература», 050401 – «История», 050403 – «Культурология», 050720 – «Физическая культура», 050708 – «Педагогика и методика начального образования», 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050715 – «Логопедия», 050717 – Специальная дошкольная педагогика и психология».
Пермь
ПГПУ
2008
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет»
Кафедра психологии
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Учебно-методический комплекс курса для специальностей 050201 – «Математика», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература», 050401 – «История», 050403 – «Культурология», 050720 – «Физическая культура», 050708 – «Педагогика и методика начального образования», 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050715 – «Логопедия», 050717 – Специальная дошкольная педагогика и психология».
Пермь
Использование вальдорфской педагогики в современном дошкольном образовании
... использованием вальдорфской педагогики в современном дошкольном и школьном образовании. 1. Теоретические основы изучения вальдорфской педагогики .1История вальдорфской педагогики Вальдорфская система образования была создана ... приобретает система интегрированного обучения, знакомство с содержанием образования в штайнеровской педагогике полезно для будущего учителя: пополнится арсенал педагогических ...
ПГПУ
2008
УДК 37.015.3
ББК Ю 984.0
П 24
Рецензент:
Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития Пермского государственного университета С.Ю. Жданова
Автор-составитель:
канд. психол.наук, доцент кафедры психологии О.С. Самбикина
П 24 Педагогическая психология : учеб.-метод. комплекс курса для специальности 050201 – «Математика», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература», 050401 – «История», 050403 – «Культурология», 050720 – «Физическая культура», 050708 – «Педагогика и методика начального образования», 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050715 – «Логопедия», 050717 – Специальная дошкольная педагогика и психология»./ О.С. Самбикина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 40 с.
Учебно-методический комплекс по курсу «Педагогическая психология » составлен в соответствии с требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и включает в себя пояснительную записку, учебно-тематический план курса, программу курса, планы практических и семинарских занятий занятий, темы рефератов и эссе, тесты для самоконтроля, вопросы к зачету, экзаменационные вопросы по курсу, глоссарий, учебно-методическое обеспечение курса, включающее список литературы, информационный электронный ресурс и методические указания студентам и преподавателям.
Адресовано студентам дневного отделения, обучающимся по специальностям 050201 – «Математика», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература», 050401 – «История», 050403 – «Культурология», 050720 – «Физическая культура», 050708 – «Педагогика и методика начального образования»
УДК 37.015.3
Ббк ю 984.0
Печатается по решению учебно-методического совета
Пермского государственного педагогического университета
© Самбикина О.С., 2008
© ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет», 2008
Содержание
I. Рабочая программа дисциплины ………………………………………….
видам учебной работы…………………………………………………….
6. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению……. 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………….. 7.1. Список литературы………………………………………………………. 7.2. Информационное обеспечение дисциплин……………………………… 7.3. Методические указания студентам……………………………………… 7.4. Методические рекомендации для преподавателя……………………… III. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций………………………………… Вопросы к экзамену/зачету…………………………………………………..
|
4 4 5
7 9 14 30 36 36 41 42 50
51 52 |
I. Рабочая программа дисциплины «Педагогическая психология»
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Учебно-методический комплекс курса «Педагогическая психология» разработан в соответствии с общими целями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 050201 – «Математика», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература», 050401 – «История», 050403 – «Культурология», 050720 – «Физическая культура», 050708 – «Педагогика и методика начального образования», 050711 – «Социальная педагогика» и учебными планами ПГПУ.
Цель курса «Педагогическая психология»: сформировать у студентов знания о психологических механизмах и закономерностях образовательного процесса.
Основные задачи курса:
- Раскрыть сущность процессов научения, учения, обучения и учебной деятельности.
- Продемонстрировать специфику различных теорий обучения.
- Описать психологические особенности и механизмы процесса воспитания.
- Раскрыть психологические особенности взаимодействия учителя и ученика как субъектов образовательного процесса.
- Сформировать у студентов умение с психологической точки зрения оценивать степень эффективности тех или иных педагогических приемов обучения и воспитания.
2.Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен:
- иметь представление об основных целях, задачах и проблемах педагогической психологии, её теоретических и прикладных аспектах, истории становления, значении психологических знаний для педагогической деятельности, базовых категориях, принципах и методах исследования;
- знать психологические механизмы и закономерности процессов обучения и воспитания, психологические аспекты педагогической деятельности и общения;
- уметь осуществлять анализ педагогической и учебной деятельности, с психологической точки зрения, оценивать степень эффективности тех или иных педагогических приемов обучения и воспитания;
- владеть приемами эффективной педагогической деятельности и общения.
Краткая характеристика дисциплины и её место в учебном процессе
Курс «Педагогическая психология» занимает одно из ведущих мест в структуре профессиональной подготовки специалиста педагога. Его предметом является изучение фактов, закономерностей и механизмов формирования личности в условиях образовательного процесса.
Педагогическая психология тесно взаимосвязана с такими дисциплинами, как «Общая психология» и «Возрастная психология». В центре внимания педагогической психологии — процессы усвоения знаний, формирования различных сторон личности учащегося. Развитие человеческой личности в онтогенезе выступает, прежде всего, как процесс усвоения (присвоения) опыта, накопленного человечеством. Этот процесс всегда осуществляется с помощью других людей, т.е. как обучение и воспитание. В силу этого изучение психологических закономерностей формирования различных сторон человеческой личности в условиях учебно-воспитательной деятельности существенно способствует познанию общих закономерностей становления личности, что является задачей как общей, так и возрастной психологии. В свою очередь, усвоение знаний по курсу «Педагогическая психология» не возможно без знаний об основных фактах, механизмах и закономерностях функционирования психики человека.
3.Объем дисциплины
-
Распределение часов по темам и видам учебной работы
Форма обучения дневная
Названия разделов и тем |
Всего часов по учебному плану |
Виды учебных занятий |
||
Аудиторные занятия, в том числе |
Самостоя-тельная работа
|
|||
Лекции |
Практ. занятия, семинары |
|||
Раздел 1. Введение в проблематику педагогической психологии |
||||
1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии |
4 |
1 |
1 |
2 |
Раздел 2. Психология обучения |
||||
2.Сущность процессов научения, учения, обучения и учебной деятельности |
8 |
2 |
2 |
4 |
3.Мотивация учебной деятельности и ее формирование |
6 |
1 |
2 |
3 |
4.Учебная задача в структуре учебной деятельности |
4 |
1 |
1 |
2 |
5.Учебные действия и операции в структуре учебной деятельности |
4 |
1 |
1 |
2 |
6. Контроль и оценка, самоконтроль и самооценка в структуре учебной деятельности |
8 |
2 |
2 |
4 |
7.Психологические проблемы современного образования. Развивающее образование и развивающее обучение |
12 |
4 |
2 |
6 |
Раздел 3. Психология воспитания |
||||
8.Воспитание: сущность, цели и формы, закономерности морально-нравственного развития |
6 |
1 |
2 |
3 |
9.Социальная группа и воспитание личности. Социальные факторы воспитания |
4 |
1 |
1 |
2 |
Раздел 4. Психология педагогической деятельности |
||||
10.Сущность и структура педагогической деятельности |
4 |
1 |
1 |
2 |
11.Педагогическое общение как важнейший фактор обучения и воспитания |
8 |
2 |
2 |
4 |
12.Психологические условия эффективности труда учителя |
4 |
1 |
1 |
2 |
Итого: |
72 |
18 |
18 |
36 |
Форма обучения заочная
Названия разделов и тем |
Всего часов по учебному плану |
Виды учебных занятий |
||
Аудиторные занятия, в том числе |
Самостоя-тельная работа
|
|||
Лекции |
Практ. занятия, семинары |
|||
Раздел 1. Введение в проблематику педагогической психологии |
||||
1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии |
4 |
0,5 |
— |
3,5 |
Раздел 2. Психология обучения |
||||
2.Сущность процессов научения, учения, обучения и учебной деятельности |
6 |
1 |
1 |
4 |
3.Мотивация учебной деятельности и ее формирование |
6 |
0,5 |
— |
5,5 |
4.Учебная задача в структуре учебной деятельности |
6 |
0,5 |
— |
5,5 |
5.Учебные действия и операции в структуре учебной деятельности |
6 |
— |
— |
6 |
6. Контроль и оценка, самоконтроль и самооценка в структуре учебной деятельности |
6 |
— |
— |
6 |
7.Психологические проблемы современного образования. Развивающее образование и развивающее обучение |
8 |
1 |
1 |
6 |
Раздел 3. Психология воспитания |
||||
8.Воспитание: сущность, цели и формы, закономерности морально-нравственного развития |
6 |
1 |
— |
5 |
9.Социальная группа и воспитание личности. Социальные факторы воспитания |
6 |
— |
— |
6 |
Раздел 4. Психология педагогической деятельности |
||||
10.Сущность и структура педагогической деятельности |
6 |
0,5 |
1 |
4,5 |
11.Педагогическое общение как важнейший фактор обучения и воспитания |
6 |
1 |
1 |
4 |
12.Психологические условия эффективности труда учителя |
6 |
— |
— |
6 |
Итого: |
72 |
6 |
4 |
62 |
4. Содержание курса
«Педагогическая психология»
(Лекционный курс)
Раздел1. Введение в проблематику педагогической психологии
Тема 1.1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии.
- История становления педагогической психологии. Теоретические предпосылки возникновения и развития педагогической психологии. Краткий исторический обзор основных этапов становления отечественной и зарубежной педагогической психологии. Общедидактический этап, этап выделения педагогической психологии как самостоятельной науки, этап возникновения психологических теорий обучения.
- Предмет педагогической психологии. Объект, предмет и структура педагогической психологии. Основные проблемы и задачи педагогической психологии. Место педагогической психологии среди других наук о воспитании и обучении.
- Методы педагогической психологии. Понятие о методе исследования в педагогической психологии. Требования к методам исследования. Группы методов исследования в педагогической психологии, их характеристика.
Раздел 2.Психология обучения
Тема 2.1. Сущность процессов научения, учения, обучения и учебной деятельности.
2.1.1. Понятия «научние», «учение», «обучение» и «учебная деятельность». Различные подходы к определению понятий «научение», «учение», «обучение» и «учебная деятельность» в современной науке. Сходство, различия и взаимосвязь между данными феноменами.
2.1.2. Научение, его роль в психическом развитии. Виды научения (по особенностям взаимодействия субъекта и среды, по содержанию, по особенностям его организации и т.д.), их характеристика. Основные факторы успешности научения. Учение и научение.
2.1.3. Обучение, его сущность и структура. Понятие об обучении в педагогической психологии. Структура обучения. Единство учения и обучения в образовательном процессе. Основные теории обучения (алгоритмизированное обучение, програм-мированное обучение, проблемное обучение и др.).
2.1.4. Учебная деятельность, её психологические особенности. Основные требования, предъявляемые к учебной деятельности. Формирование учебной деятельности как результат взаимодействия преподавателя и учащихся. Критерии сформированности учебной деятельности.
Тема 2.2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование.
2.2.1. Сущность и структура учебной мотивации. Общая характеристика учебной мотивации. Познавательные и социальные учебные мотивы. Взаимосвязь силы мотива с результативностью учебной деятельности. Интерес в мотивационной сфере, его структура, условия формирования. Отличие интереса от занимательности и любопытства. Возрастные особенности учебной мотивации. Условия формирования мотивации учебной деятельности.
2.2.2. Основные принципы изучения учебной мотивации Полимотивированность учебной деятельности, учет индивидуальных особенностей сочетания доминирующих и второстепенных побудителей, учет возрастной социально-исторической динамики развития учебной деятельности. Методы диагностики учебной мотивации.
Тема 2.3. Учебная задача в структуре учебной деятельности.
2.3.1. Учебная задача в структуре учебной деятельности. Отличительные особенности учебной задачи. Основные компоненты учебной задачи. Виды учебных задач.
2.3.2. Формирование научных понятий в процессе обучения. Теория поэтапного формирования понятий и умственных действий П.Я.Гальперина. Индуктивный (эмпирический ) и дедуктивный (теоретический) пути формирования понятий. Основные концепции обучения в рамках преимущественно индуктивного пути усвоения понятий. Теория Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова о формировании у детей системы научных понятий путем восхождения от абстрактного к конкретному.
Тема 2.4. Учебные действия и операции в структуре учебной деятельности
2.4.1. Учебные действия и операции как способы решения задач. Соотношение понятий «деятельность», «действие», «операция» в теории А.Н. Леонтьева. Виды учебных действий и операций (общие и специфические, внешние и внутренние и др.).
2.4.2. Формирование учебных действий и операций. Основные закономерности формирования учебных действий. Внутренние и внешние критерии сформированности учебных действий. Условия эффективности формирования учебных действий.
Тема 2.5. Контроль и оценка, самоконтроль и самооценка в структуре учебной деятельности.
2.5.1. Контроль, его сущность и виды. Внешний контроль, его виды. Основные звенья контроля. Самоконтроль. Этапы, пути и условия формирования самоконтроля в учебной деятельности.
2.5.2. Оценка и самооценка. Оценка, её основные функции. Формы оценивания. «За» и «против» отметочного и безотметочного обучения. Виды самооценки. Основные пути формирования самооценки школьника в ходе учебной деятельности. Взаимосвязь оценки и самооценки учащихся разных возрастов.
Тема 2.6. Психологические проблемы современного образования. Развивающее образование и развивающее обучение.
2.6.1. Кризис образования и проблемы традиционной школы. Историческая необходимость изменения целей, содержания, методов обучения, принципов взаимодействия учителя и ученика. Основные образовательные парадигмы: когнитивно-ориентированная и личностно-ориентированная.
2.6.2. Развивающее образование и развивающее обучение. Обучение и развитие. Сравнительный анализ традиционного и развивающего обучения. Модель развивающего обучения по Д.Б. Эльконину и В.В. Давыдову. Краткий психологический анализ других моделей развивающего образования (ассоциация «Школа 2100» школа диалога культур, модель «Экология и диалектика» Л.В. Тарасова и др.).
Раздел 3. Психология воспитания
Тема 3.1. Воспитание: сущность, цели и формы, закономерности морально-нравственного развития.
3.1.1. Воспитание как одна из сторон социализации. Воспитание и обучение. Соотношение общечеловеческих и конкретно-исторических целей воспитания различных эпох и стран. Основные формы и виды воспитания. Методы воспитания.
3.1.2. Основные закономерности и факторы воспитания. Взаимосвязь уровней психического и нравственного развития. Основные факторы, влияющие на морально-нравственное развитие ребенка.
Тема 3.2. Социальная группа и воспитание личности. Социальные факторы воспитания.
3.2.1. Психологические условия формирования личности в социальной группе. Размеры социальной группы и развитие личности. Влияние социальной группы на развитие личности в зависимости от уровня группы. Коллектив и развитие личности. Общественно значимая деятельность и развитие личности. Влияние на развитие личности социальных установок, оценок и санкций, индивидуальных и групповых ролей, особенностей эмоционально — личностных отношений. Влияние личности на развитие и особенности социальных групп разного уровня.
3.2.2. Общение и его роль в воспитании. Влияние общения на становление личности на разных этапах развития. Восприятие человека человеком в общении как фактор, формирующий самооценку личности и ее образ «Я».
Раздел 4. Психология педагогической деятельности
Тема 4.1. Сущность и структура педагогической деятельности.
4.1.1. Педагогическая деятельность в мире профессий. Цели, задачи и основные характеристики педагогической деятельности. Уровни продуктивности педагогической деятельности.
4.1.2. Структура педагогической деятельности. Мотивациионно-ориентировочное звено педагогической деятельности. Мотивы профессиональной деятельности педагога. Центральное (исполнительное) звено. Средства педагогической деятельности. Контрольно-оценочное звено.
Тема 4.2. Педагогическое общение как важнейший фактор обучения и воспитания.
4.2.1. Коммуникативная деятельность учителя как ключевой компонент в структуре педагогической деятельности. Педагогическое общение как разновидность профессионального общения. Особенности и функции педагогического общения. Уровни педагогического общения. Структура педагогического общения и краткая характеристика его основных компонентов.
4.2.2. Основные условия, обеспечивающие эффективность педагогического общения. Общительность педагога. Установки учителя по отношению к отдельным детям и их группам. Уровень понимания учащихся педагогом, развитие эмпатии во взаимоотношениях с детьми. Надежность учителя как коммуникатора.
4.2.3. Понятие о стиле педагогического общения. Классификация стилей педагогического общения. Влияние стиля общения и деятельности учителя на развитие учащегося.
Тема 4.3. Психологические условия эффективности труда учителя.
4.3.1. Индивидуально-типологические особенности учителя. Влияние индивидуальных психологических особенностей (свойств нервной системы, темперамента, черт характера, педагогической направленности и др.) на эффективность педагогической деятельности. Профессиональное развитие и возможные деформации личности педагога.
4.3.2. Развитие педагогических способностей как условие эффективной педагогической деятельности. Понятие «педагогические способности» в современной психологии. Структура педагогических способностей Уровни педагогических способностей. Особенности соотношения и взаимодействия общих и предметно-педагогических способностей учителей различных предметных областей. Условия развития педагогических способностей.
5.Темы практических и семинарских занятий
Цель семинарских занятий — закрепление содержания лекционного материала, контроль и проверка знаний, полученных в процессе самостоятельной работы с учебно-методической литературой, первоисточниками, интернет-ресурсами, а также развитие у студентов коммуникативных и дискуссионных навыков.
Тема1. Предмет и методы педагогической психологии
План
- История становления педагогической психологии.
- Объект, предмет и структура современной педагогической психологии. Место педагогической психологии в системе наук о человеке.
- Основные проблемы и задачи педагогической психологии.
- Методы исследования в педагогической психологии.
Библиографический список Основной (учебники)
- Габай Т. В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Т. В. Габай. — М. : Академия, 2003. — 240 с.
- Демидова, И. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. Ф. Демидова. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 224 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / И. А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2004. — 384 с.
- Казанская В. Г. Педагогическая психология/ В. Г. Казанская. — СПб. : Питер, 2005. — 366 с.
- Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / ред. Клюева Н. В. — М. : Владос-Пресс, 2003. — 400 с.
- Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 544 с.
Дополнительный
- Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. — М. : Владос-Пресс, 2004. — 208 с.
- Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. Дубровина И. В., Прихожан А. М., Зацепин В. В. — М. : Академия, 2001. — 368 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1992 или др. изд.
- Давыдов, В. В. Лекции по педагогической психологии: учеб. пособие для студ. вузов / В. В. Давыдов. — М. : Академия, 2006. — 224 с.
- Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах исследования школьников// Советская педагогика. 1986. №7.
- Немов Р.С. Психология. Т. 2, М., 1994. С. 220-230.
- Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии. М., 2002.
Тема 2. Учебная мотивация: особенности и пути формирования
План.
- Сущность и структура учебной мотивации.
- Познавательная потребность и её особенности. Закономерности и условия развития внутренней (познавательной) мотивации учения.
- Закономерности и условия развития внешней мотивации учебной деятельности. Взаимосвязь между силой мотивации и результативностью учебной деятельности.
- Методы изучения, активизации и развития мотивации учения в зарубежной психологии.
- Диагностика учебной мотивации.
Библиографический список Основной (учебники)
- Габай Т. В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Т. В. Габай. — М. : Академия, 2003. — 240 с.
- Демидова, И. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. Ф. Демидова. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 224 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / И. А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2004. — 384 с.
- Казанская В. Г. Педагогическая психология/ В. Г. Казанская. — СПб. : Питер, 2005. — 366 с.
- Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / ред. Клюева Н. В. — М. : Владос-Пресс, 2003. — 400 с.
- Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 544 с.
Дополнительный
- Дусавицкий А.К. 2х2 = х? М., 1995.
- Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников// Вопросы психологии. 1982. №3. С. 56 — 61.
- Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987. С. 113 — 119.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М., 1983.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
- Развитие творческой активности школьников/ Под ред. А.М. Матюшкина. М., 1991. Гл. 3. С. 59 — 78 (О развитии познавательной потребности).
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
Тема реферата
Пути диагностики, формирования и коррекции мотивации учения
Список литературы
- Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. 1976. № 6.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. М., 1990.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1985.
Тема 3. Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка в структуре учебной деятельности
План
- Контроль и самоконтроль. Виды контроля в процессе обучения.
- Пути формирования функции контроля у школьников.
- Оценка, её функции, основные формы. Современные подходы к оцениванию.
- Самооценка, виды самооценки учащихся.
- Взаимосвязь внешних оценок и самооценки учащихся различных возрастов.
- Пути формирования рефлексивной самооценки средствами учебной деятельности.
- Отметочное и безотметочное обучение: «за» и «против».
Библиографический список
Основной (учебники)
- Габай Т. В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Т. В. Габай. — М. : Академия, 2003. — 240 с.
- Демидова, И. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. Ф. Демидова. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 224 с.
- Казанская В. Г. Педагогическая психология/ В. Г. Казанская. — СПб. : Питер, 2005. — 366 с.
- Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / ред. Клюева Н. В. — М. : Владос-Пресс, 2003. — 400 с.
- Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 544 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998. Гл.7.
Дополнительный
- Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1985.
- Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина — В..В. Давыдова. М., 1998. Гл. 4.
- Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности.// Вопросы психологии. 1992. №3-4.
- Захарова А.В., Боцманова М.Э. Как формировать самооценку школьника// Начальная школа.1992, №3. С. 58 — 65.
- Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни// Знание. Серия «Педагогика и психология», 1990. №5.
- Савонько Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми.// Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972.
- Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва — Рига, 1999.
Тема 4. Развивающее обучение и образование
План
- Кризис традиционного образования, причины и пути выхода из него.
- Понятие и основные принципы развивающего обучения.
- Особенности развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдову.
- Обучение по системе Л.В. Занкова, его сущность и основные принципы.
- Другие модели развивающего обучения (ассоциация «Школа 2100», «Экология и диалектика», «Школа диалога культур» и др.).
Библиографический список Основной (учебники)
- Демидова, И. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. Ф. Демидова. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 224 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / И. А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2004. — 384 с.
- Казанская В. Г. Педагогическая психология/ В. Г. Казанская. — СПб. : Питер, 2005. — 366 с.
- Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / ред. Клюева Н. В. — М. : Владос-Пресс, 2003. — 400 с.
- Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 544 с.
Дополнительный
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1992 или др. изд.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников.// Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М.: МГУ. 1992. С. 243-259.
- Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности.// Вопросы психологии. 1992. №3-4.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1989.
- Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла// «Школа 2000…» Концепции. Программы. Технологии. Вып. 2./ Под ред. А.А. Леонтьева. М. 1998.
- Леонтьев А.А. Технология развивающего обучения: некоторые соображения// «Школа 2000…» Концепции. Программы. Технологии. Вып. 2./ Под ред. А.А. Леонтьева. М. 1998.
- Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск. 1997.
- Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск. 1993.
Тема реферата
Особенности и перспективы развивающего обучения и образования
Список литературы
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интер. 1996.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1990.
- «Школа 2000…». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы/ Под научн. ред. А.А. Леонтьева. Вып. 1. -М., 1997.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
Тема 5. Обучение и интеллектуальное развитие школьников
План
- Межполушарная асимметрия и обучение.
- Обучение и развитие мышления:
— теоретическое и эмпирическое мышление в процессе обучения;
— продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление в процессе обучения.
- Развитие восприятия, памяти и внимания в процессе обучения.
- Гендерные различия мальчиков и девочек в процессе обучения.
- Проблемы неуспевающих и слабоуспевающих детей: причины отставания в учении, приемы диагностики и коррекции.
Библиографический список
Основной (учебники)
- Демидова, И. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. Ф. Демидова. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 224 с.
- Казанская В. Г. Педагогическая психология/ В. Г. Казанская. — СПб. : Питер, 2005. — 366 с.
- Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / ред. Клюева Н. В. — М. : Владос-Пресс, 2003. — 400 с.
- Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 544 с.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М., 1998.
Дополнительный
- Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование// Вопросы психологии. 1990. №3.
- Брушлинский А.В. Продуктивное мышление и проблемное обучение. М., 1983.
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М., 1994.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. С. 59-66.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М., 1985. С. 102-115. (Психологический анализ трудностей в учении), с. 115- 133 (Пути преодоления отставания в ходе обучения в школе).
- Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчик и девочка — два разных мира. М., 1998.
- Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. М., 1995.
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.
- Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск. 1992.
- Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. Минск. 1977.
- Познавательные процессы и способности в обучении./ Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.
- Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991. С. 189-215.
- Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск. 1997. С. 5-13.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988. С. 20-40, 137-147.
- Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. М., 1995.
- Якиманская И.С. Знание и мышление школьника. М., 1985.
Темы рефератов
- Особенности развития и обучения одаренных детей
Список литературы
1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
2. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
3. Одаренные дети. М.,1991.
4.Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтес. М.: Академия, 2000.
- Функциональная асимметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение.
Литература
1. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок — левша. М., 1994.
2. Кулак И.А. Психофизиологические принципы обучения: функциональные возможности головного мозга в восприятии и переработке информации. М., 1992.
3. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.
4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей. М., 2000.
- Гендерные различия мальчиков и девочек в процессе обучения
Литература
1. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004. С. 11-26.
2. Еремеева Т.М., Хризман Т.Н. Мальчики и девочки — два разных мира. М., 1998.
4. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.
3. Практикум по гендерной психологии./Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. С.119 -130.
- Обучение и психическое здоровье школьников
Литература
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. М., 1994.
- Диагностика школьной дезадаптации. Научно — методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. М., 1993.
- Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.
- Школа и психическое здоровье учащихся/ Под ред. С.М. Громбаха. М., 1988.
- Психологические особенности «трудных» школьников
Литература
- Альперович В.Д. Трудные дети семей «риска»//Журнал практического психолога. 2000. № 8-9.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.,1991.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 2001.
- Трудные дети/ Под ред. В.Э. Чудновского. М.- Воронеж, 1998.
Тема 6. Психология воспитания
План
- Психологическая сущность, цели и основные формы воспитания.
- Роль разных видов деятельности в формировании личности.
- Роль межличностных отношений в развитии личности.
- Роль семьи в развитии личности. Стили семейного воспитания и типы детско-родительских отношений.
- Отклонения в поведении школьников, их причины и пути коррекции.
Библиографический список
Основной (учебники)
- Демидова, И. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. Ф. Демидова. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 224 с.
- Казанская В. Г. Педагогическая психология/ В. Г. Казанская. — СПб. : Питер, 2005. — 366 с.
- Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / ред. Клюева Н. В. — М. : Владос-Пресс, 2003. — 400 с.
- Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 544 с.
Дополнительный
- Байард Р.Т., Байард Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М., 1990.
- Джайнот Х. Дж. Родители и дети. М., 1991.
- Немов Р.С. Психология. Т. 2, М., 1994. С. 309-390.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. С. 17-221.
- Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума. М., 1990.
- Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М., 2000. С. 259-387.
Темы рефератов
1. NLP в обучении и воспитании.
Список литературы
1. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. Пермь, 1991.
- Психологические условия предотвращения и профилактики отклоняющегося поведения.
Список литературы
- Альперович В.Д. Трудные дети семей «риска»//Журнал практического психолога. 2000. № 8-9.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.,1991.
- Гребенникова М.В. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением. М., 1999.
Тема 7. Психология педагогической деятельности и общения
План
- Сущность, цели и структура педагогической деятельности.
- Сущность, особенности и структура профессионального педагогического общения.
- Барьеры и трудности в педагогическом общении и пути их преодоления.
- Стили педагогического общения и педагогической деятельности.
- Психологические условия эффективности педагогической деятельности.
Библиографический список
Основной (учебники)
- Демидова, И. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. Ф. Демидова. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 224 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / И. А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2004. — 384 с.
- Казанская В. Г. Педагогическая психология/ В. Г. Казанская. — СПб. : Питер, 2005. — 366 с.
- Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / ред. Клюева Н. В. — М. : Владос-Пресс, 2003. — 400 с.
- Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 544 с.
Дополнительный
- Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
- Зюзько М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. М., 1995.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
- Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Качественная психологическая характеристика индивидуальных стилей педагогического общения учителей/ Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992. С. 79-87.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 25-47.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. С. 265-322.
Темы рефератов
- Стили педагогической деятельности и педагогического общения.
Список литературы
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене
- общения: Книга для учителей и родителей. М., 1987.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.
- Практическая психология для преподавателей/Под ред. М.К. Тутушкиной. М., 1997.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
- Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977.
- Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Качественная психологическая характеристика индивидуальных стилей педагогического общения учителей //Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь. 1992. С. 79-87.
- Конфликты в педагогическом процессе и пути их разрешения.
- Практическая психология для преподавателей/Под ред. М.К. Тутушкиной. М., 1997.
- Темина С.Ю.Конфликты школы или «школа конфликтов»? М., 2002.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
- Психологические условия эффективности педагогического общения.
Список литературы
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей. М., 1987.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
Тема 8. Психологические особенности личности учителя
План
- Педагогическая направленность.
- Тенденции развития эмоциональной сферы учителя.
- Типы педагогов.
- Педагогические способности.
- Профессиональное здоровье учителя как проблема современной школы.
Библиографический список
Основной (учебники)
- Демидова, И. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. Ф. Демидова. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 224 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / И. А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2004. — 384 с.
- Казанская В. Г. Педагогическая психология/ В. Г. Казанская. — СПб. : Питер, 2005. — 366 с.
- Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / ред. Клюева Н. В. — М. : Владос-Пресс, 2003. — 400 с.
- Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 544 с.
Дополнительный
- Якунин В.А. Педагогическая психология. СПб., 1998. С. 535-555.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1989.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ч.1 и 3. Ростов-на-Дону, 1994.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М., 1998. Гл. 3-6.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 41-59.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999. С. 223-265.
Тема реферата
1. Педагогические способности и пути их развития.
Список литературы
1. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М., 1997.
2. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.
3. Практическая психология для преподавателей/Под ред. М.К. Тутушкиной. М., 1997.
4. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.
5. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
2. Стресс и психическое здоровье преподавателя.
- Макаревич Р.А. Влияние психической напряженности на процесс общения учителя с учащимися.// Психология учителя. М., 1989.
2. Практическая психология для преподавателей/Под ред. М.К. Тутушкиной. М., 1997.
6. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
Написание реферата — самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, в которой он углубляет знания, овладевает методикой анализа научных фактов, приобретает навыки самостоятельной работы над специальной литературой, а также навыки оформления научной работы.
Работа над рефератом начинается с определения темы и консультации у преподавателя.
Поскольку для написания реферата необходима определенная эрудиция студента в вопросах выбранной темы, рекомендуемая литература по теме должна быть изучена хорошо.
Работы должна быть разборчиво, аккуратно и грамотно написана от руки или напечатана на машинке или компьютере.
Началом реферата должен быть план. Кроме плана и основной части он должен содержать введение, заключение и библиографический список.
В библиографическом списке необходимо указать фамилию и инициалы автора, название книги или статьи (с указанием журнала, в котором она помещена), место издания, издательство, год издания, страницы. В ссылках на источники необходимо в скобках указать порядковый номер используемой работы, а при использовании цитат указать и соответствующие страницы. Например, [2] или [2; 34].
Для уточнения вопросов, связанных с написанием реферата, проводятся консультации с преподавателем.
Темы рефератов
- Пути диагностики, формирования и коррекции мотивации учения
- Моргун В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. 1976. № 6.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. М., 1990.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М., 1985.
2. Особенности и перспективы развивающего обучения и образования
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интер. 1996.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1990.
- «Школа 2000…». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы/ Под научн. ред. А.А. Леонтьева. Вып. 1. -М., 1997.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979.
3. Особенности развития и обучения одаренных детей
1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М., 1991.
2. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
3. Одаренные дети. М.,1991.
4.Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтес. М.: Академия, 2000.
4. Функциональная асимметрия полушарий мозга, типы мышления и обучение.
1. Безруких М.М., Князева М.Г. Если ваш ребенок — левша. М., 1994.
2. Кулак И.А. Психофизиологические принципы обучения: функциональные возможности головного мозга в восприятии и переработке информации. М., 1992.
3. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.
4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей. М., 2000.
- Гендерные различия мальчиков и девочек в процессе обучения
1. Андреева Т.В. Семейная психология. СПб.: Речь, 2004. С. 11-26.
2. Еремеева Т.М., Хризман Т.Н. Мальчики и девочки — два разных мира. М., 1998.
4. Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987.
3. Практикум по гендерной психологии./Под ред. И.С. Клециной. СПб.: Питер, 2003. С.119 -130.
- Обучение и психическое здоровье школьников
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. М., 1994.
- Диагностика школьной дезадаптации. Научно — методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. М., 1993.
- Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.
- Школа и психическое здоровье учащихся/ Под ред. С.М. Громбаха. М., 1988.
- Психологические особенности «трудных» школьников
- Альперович В.Д. Трудные дети семей «риска»//Журнал практического психолога. 2000. № 8-9.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.,1991.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М., 2001.
- Трудные дети/ Под ред. В.Э. Чудновского. М.- Воронеж, 1998.
8. Учебная деятельность и развитие личности.
1. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности школьников. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М., МГУ, 1992, с. 243 — 259 либо — Та же статья в журнале “Вопросы психологии”, №6, 1981.
2. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности //Вопросы психологии. 1992. № 3-4.
3. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.
9. Межличностные отношения учащихся: методы изучения и особенности развития.
- Дусавицкий А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения //Вопросы психологии. 1983. № 1.
- Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 1999.
10. Возможности применения трансактного анализа в решении коммуникативных проблем обучения и воспитания.
1. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов-на-Дону. 1995.
11. Педагогические способности и пути их развития.
1. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. М., 1997.
2. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.
3. Практическая психология для преподавателей/Под ред. М.К. Тутушкиной. М., 1997.
4. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.
5. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993.
12. Стили педагогической деятельности и педагогического общения.
1. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене
общения: Книга для учителей и родителей. М., 1987.
2. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.
3. Практическая психология для преподавателей/Под ред. М.К. Тутушкиной. М., 1997.
4. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
5. Коломинский Я.Л., Березовин Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. М., 1977.
6. Коротаев А.А., Тамбовцева Т.С. Качественная психологическая характеристика индивидуальных стилей педагогического общения учителей //Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь. 1992. С. 79-87.
13. Конфликты в педагогическом процессе и пути их разрешения
1. Практическая психология для преподавателей/ Под ред. М.К. Тутушкиной. М., 1997.
2. Темина С.Ю.Конфликты школы или «школа конфликтов»? М., 2002.
3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
4. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
14. Психологические условия эффективности педагогического общения.
- Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя. М., 2004.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей. М., 1987.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
15. Стресс и психическое здоровье преподавателя.
- Макаревич Р.А. Влияние психической напряженности на процесс общения учителя с учащимися.// Психология учителя. М., 1989.
- Практическая психология для преподавателей/Под ред. М.К. Тутушкиной. М., 1997.
16. NLP в обучении и воспитании.
1. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. Пермь, 1991.
17. Психологические условия предотвращения и профилактики отклоняющегося поведения.
- Альперович В.Д. Трудные дети семей «риска»//Журнал практического психолога. 2000. № 8-9.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.,1991.
- Гребенникова М.В. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением. М., 1999.
18. Школьная тревожность учащихся, её причины, пути диагностики и коррекции.
1. Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебной деятельности младших школьников// Вопросы психологии. 1982. №3. С. 56 — 61.
2. Макаревич Р.А. Влияние психической напряженности на процесс общения учителя с учащимися.// Психология учителя. М., 1989.
3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков. М., 1998.
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
7.1. Список литературы
Основная
- Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для студ. вузов / И. А. Зимняя. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М. : Логос, 2004. — 384 с.
- Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д : Феникс, 2003. — 544 с.
Дополнительная
- Альперович, В.Д. Трудные дети семей «риска»//Журнал практического психолога. 2000. № 8-9.
- Амонашвили, Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. — М., 1984.
- Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989.
- Байард, Р.Т.,Байард, Д. Ваш беспокойный подросток. — М., 1991.
- Безруких, М.М., Ефимова, С.П. Знаете ли вы своего ученика? — М.: Просвещение, 1991.
- Безруких, М.М., Ефимова, С.П. Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть школьные трудности. — М., 1994.
- Безруких, М.М., Князева, М.Г. Если ваш ребенок — левша. — М., 1994.
- Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986.
- Бодалев, А.А. Психология о личности. — М., 1988.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.,1968.
- Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии. — М.: Просвещение, 1986.
- Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. — М., 1988.
- Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми. — М.,1991.
- Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие. — М., МГУ, 1995.
- Гребенникова, М.В. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением. — М., 1999.
- Гриндер, М. Исправление школьного конвейера. Пермь, 1991.
- Гурин, В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. — М., 1988.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1990.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. — М.: Интер. 1996.
- Давыдов, В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования// Вопросы психологии. 1991. №6. С. 5-14.
- Давыдов, В.В., Маркова, А.К. Концепция учебной деятельности школьников. Возрастная и педагогическая психология: Тексты. — М., МГУ, 1992, с. 243 — 259 либо — Та же статья в журнале “Вопросы психологии”, №6, 1981.
- Давыдов, В.В., Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности //Вопросы психологии. 1992. № 3-4.
- Джайнот, Х.Дж. Родители и дети. — М.,1986.
- Диагностика школьной дезадаптации. Научно — методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. — М., 1993.
- Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей. — М., 1987.
- Дусавицкий, А.К. Дважды-два=икс. — М.: 1997.
- Дусавицкий, А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения //Вопросы психологии.1983. № 1.
- Еремеева, Т.М., Хризман, Т.Н. Мальчики и девочки: два разных мира. — М., 1998.
- Зак, А.К. Различия в мышлении детей. — М., 1992.
- Занков, Л.В. Избранные педагогические труды. — М., 1990.
- Захарова, А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Ростов-на -Дону, 1997.
- Зюзько, М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. — М. 1995.
- Ильясов, И.И. Структура процесса учения. — М., 1986.
- Исайчева, Н.Д. Школа глазами учеников и учителей //Вопросы психологии. 1990. № 1.
- Казанская, В.Г. Педагогическая психология. – СПб., 2005.
- Калмыкова, З.И. Проблемы преодоления неуспеваемости глазами психолога. — М., 1982.
- Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.
- Клаус, Г. Введение в дифференциальную психологию учения. — М., 1987.
- Коломинский, Я.Л., Березовин, Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. — М., 1977.
- Коломинский, Я.Л., Березовин, Н.А. Учитель и детский коллектив. Минск. 1975.
- Коротаев, А.А., Тамбовцева, Т.С. Качественная психологическая характеристика индивидуальных стилей педагогического общения учителей //Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь. 1992. С. 79-87.
- Крупенин, А.Л., Крохина, И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов-на-Дону. 1995.
- Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. — М., 2001.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М., 1990.
- Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.
- Кузьмина, Н.В., Реан, А.А. Профессионализм педагогической деятельности. -СПб., 1993.
- Кулак, И.А. Психофизиологические принципы обучения: функциональные возможности головного мозга в восприятии и переработке информации. -М., 1992.
- Курганов, С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. — М., 1989.
- Леонтьев, А.А. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979 (или 1996).
- Макаревич, Р.А. Влияние психической напряженности на процесс общения учителя с учащимися.// Психология учителя. — М., 1989.
- Маркова, А.К. и др. Формирование мотивации учения. — М., 1990.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма. — М., 1996.
- Маркова, А.К. Психология труда учителя. — М., 1993.
- Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал. — М., 1994.
- Моргун, В.Ф. Психологические проблемы мотивации учения //Вопросы психологии. 1976. № 6.
- Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе. — М., 1985.
- Мурачковский, Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. Минск, 1977.
- Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование/ Под ред. Л.В.Занкова. — М., 1975.
- Одаренные дети. — М.,1991.
- Педагогическая психология./ Под ред. Н.В. Клюевой. – М., 2004.
- Практическая психология для преподавателей/Под ред. М.К. Тутушкиной. М., 1997.
- Психологические проблемы нравственного воспитания детей/ Под ред. Ф.Т. Михайлова, И.В. Дубровиной, С.Г. Якобсон. – М. 1977.
- Психология формирования и развития личности. — М.1981.
- Раев, А.И., Матвеева, Л.А. Психологические основы формирования нравственных убеждений учащихся. -Л.: Знание, 1985.
- Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М.Матюшкина. -М. 1991.
- Раншбург, Й., Поппер П. Секреты личности. -М. 1983.
- Раттер, М. Помощь трудным детям. -М. 1987.
- Реан, А.А., Коломинский, Я.Л. Социальная педагогическая психология. -СПб. 1999.
- Ротенберг, В.С., Бондаренко, С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. — М., 1989.
- Рыбакова, М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. -М., 1991.
- Сиротюк, А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: практическое руководство для учителей и родителей. — М., 2000.
- Слободчиков, В.И., Цукерман, Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте// Вопросы психологии. 1990. № 3.
- Степанов, В.Г. Психология трудных школьников. — М., 2001.
- Трудные дети/ Под ред. В.Э. Чудновского. М.- Воронеж, 1998.
- Флейк-Хобсон, К. и др. Развитие ребенка и его отношения с окружающими. — М., 1992.
- Формирование учебной деятельности школьника/ Под ред. В.В.Давыдова. — М.,1982.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — М., МГУ, 1981.
- Хрипкова, А.Г., Колесов, Д.В. В семье сын и дочь. — М.: Просвещение, 1985.
- Цетлин, В.С. Предупреждение неуспеваемости учащихся. — М.: Знание. Серия «Педагогика и психология», 1989, №11.
- Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 1993.
- Цукерман, Г.А. Оценка без отметки. Москва-Рига, 1999.
- Шилова, Т.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. — М., 1995.
- «Школа 2000…». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы/ Под научн. ред. А.А. Леонтьева. Вып. 1. — М., 1997.
- Школа и психическое здоровье учащихся/ Под ред. С.М. Громбаха. — М., 1988.
- Щукина, Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. — М., 1972.
- Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития. — М., 1994.
- Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М., 1984.
- Якиманская, И.С. Развивающее обучение. — М., 1979.
- Якобсон, П.М. Психологические проблемы этического развития детей. -М., 1994.
- Якунин, В.А. Педагогическая психология. — СПб., 1998.
7.2. Информационное обеспечение дисциплин
Технические средства используются с учетом возможностей соответствующих факультетов.
При проведении текущего и итогового контроля знаний могут быть использованы разработанные на кафедре тесты по общей психологии, прошедшие проверку на валидность и надежность (печатный и электронный варианты).
http://www.pedlib.ru/ Сайт «Педагогическая библиотека»
7.3. Методические указания студентам
Изучение социальной психологии предполагает последовательное и углублённое изучение учебных пособий, а также монографических и публицистических изданий.
Освоение курса должно сопровождаться работой над содержанием основных понятий и терминов социальной психологии. Для контроля за их усвоением предлагаются задания на определение основных категорий темы, соотнесения терминов и их определений.
Самостоятельная работа студентов предполагает следующие формы учебной деятельности:
— конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;
— проработка учебного материала (по конспектам лекций) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях;
-углубленное изучение материала в дополнение к лекционным занятиям;
— поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору;
- выполнение контрольных работ, творческих заданий;
- решение задач, упражнений, работа с тестами и вопросами для самопроверки;
Контроль за выполнением самостоятельной работы осуществляется с помощью тестирования, экспресс-опроса на семинарских и практических занятиях, при заслушивании докладов, проверке письменных работ и т.д., результаты самостоятельной работы учитываются при аттестации студента на зачете (экзамене).
Ответы студентов на семинарских занятиях оцениваются по следующим критериям:
- полнота и конкретность ответа;
- последовательность и логика изложения;
- связь теоретических положений с практикой;
- обоснованность и доказательность излагаемых положений;
- наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;
- уровень культуры речи.
Содержание и объем самостоятельной работы студентов очной форма обучения (36ч)
Темы рабочей программы |
Перечень домашних заданий и вопросов для самостоятельного изучения |
Объем часов |
1.1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. |
|
2 |
2.1. Сущность процессов научения, учения, обучения и учебной деятельности. |
1. Раскройте суть основных факторов успешности научения.
а) в начальной школе; б) в средней школе; в) в старших классах.
Раскройте их основные положения. |
4 |
2.2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование. |
1. Интерес как компонент мотивационной сферы, его структура, условия формирования. Отличие интереса от занимательности и любопытства 2. Познавательная потребность и её особенности. Закономерности и условия развития внутренней (познавательной) мотивации учения. 3. Закономерности и условия развития внешней мотивации учебной деятельности. 4. Методы изучения, активизации и развития мотивации учения в зарубежной психологии. |
3 |
2.3. Учебная задача в структуре учебной деятельности |
1. Приведите пример поэтапного формирования понятия или умственного действия. 2. Приведите пример формирования понятия индуктивным путем 3. Приведите пример формирования понятия дедуктивным путем. 4. Какие достоинства и недостатки, с вашей точки зрения, имеет каждый из вышеупомянутых путей формирования понятий? |
2 |
2.4. Учебные действия и операции в структуре учебной деятельности. |
1. Назовите основные этапы формирования учебных действий (по А.К. Марковой). 2. Приведите примеры осуществления действий на а) репродуктивном уровне; б) продуктивном уровне. Аргументируйте свой ответ. 3. Назовите показатели сформированности у учащихся действий контроля и самоконтроля. 4. Назовите показатели сформированности у учащихся действий оценки и самооценки. |
6 |
2.5. Контроль и оценка, самоконтроль и самооценка в структуре учебной деятельности. |
1. Назовите психологические средства стимулирования обучения и воспитания детей и оцените их. 2. Почему необходим комплексный характер стимулирования и в чем он выражается? 3. Перечислите виды педагогических оценок. Охарактеризуйте каждый из видов. 4. Каковы условия эффективности педагогической оценки? 5. Предложите свои способы повышения эффективности педагогической оценки |
6 |
2.6. Психологические проблемы современного образования. |
1. С какими трудностями в обучении и почему чаще всего сталкиваются левши? 2. Раскройте специфику влияния обучения на развитие теоретического и эмпирического мышление учащихся. 3. Раскройте особенности влияния учебной деятельности на развитие когнитивной сферы учащихся на разных ступенях обучения. 4. Дайте характеристику гендерного подхода в образовании. Проблемы неуспевающих и слабоуспевающих детей: причины отставания в учении, приемы диагностики и коррекции.
|
6 |
3.1. Воспитание: сущность, цели и формы, закономерности морально-нравственного развития. |
|
5 |
3.2. Социальная группа и воспитание личности. Социальные факторы воспитания. |
1.Какое влияние различные социальные роли оказывают на развитие личности ребенка? Приведите примеры. 2. Как влияют на развитие личности социальные установки, оценки и санкции? 3. Что определяет положение ученика в системе личных взаимоотношений? 4. Какова роль психологического климата в классном коллективе в развитии личности учащегося? 5. Какие параметры семейной системы оказывают влияние на становление личности? Опишите характер этого влияния. |
2 |
4.1.Сущность и структура педагогической деятельности. |
|
6 |
4.2. Педагогическое общение как важнейший фактор обучения и воспитания. |
На уроке при проверке домашнего задания учитель трижды спрашивает одного и того же ученика, но он молчит. В конце урока она объявляет, что ставит ему «два». На следующем уроке она вновь начинает опрос с этого ученика и, когда он отказывается отвечать, удаляет его с урока. После этого мальчик начал избегать встреч с учителем и вообще прекратил посещать уроки по этому предмету, хотя по другим учился успешно. В конце четверти учитель поставил ему «двойку». Узнав об этом, ученик совсем перестал посещать школу.
|
2 |
4.3. Психологические условия эффективности труда учителя. |
|
4 |
Содержание и объем самостоятельной работы студентов заочной форма обучения (62ч)
Темы рабочей программы |
Перечень домашних заданий и вопросов для самостоятельного изучения |
Объем часов |
1.1. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. |
|
3,5 |
2.1. Сущность процессов научения, учения, обучения и учебной деятельности. |
а) в начальной школе; б) в средней школе; в) в старших классах.
|
4 |
2.2. Мотивация учебной деятельности и ее формирование. |
|
5,5 |
2.3. Учебная задача в структуре учебной деятельности. |
|
5,5 |
2.4. Учебные действия и операции в структуре учебной деятельности. |
|
6 |
2.5. Контроль и оценка, самоконтроль и самооценка в структуре учебной деятельности. |
|
6 |
2.6. Психологические проблемы современного образования. |
|
6 |
3.1. Воспитание: сущность, цели и формы, закономерности морально-нравственного развития. |
|
5 |
3.2. Социальная группа и воспитание личности. Социальные факторы воспитания. |
|
6 |
4.1.Сущность и структура педагогической деятельности. |
1. Определите, о каком уровне продуктивности идет речь: педагог владеет стратегиями обучения школьников знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса. На сколько продуктивен этот уровень? Обоснуйте свой ответ. 2. Опишите возможные варианты проявления мотива власти в педагогической деятельности, какое влияние они могут оказывать на учащихся? 3. Раскройте особенности педагогических задач. 4. Охарактеризуйте функциональные компоненты педагогической деятельности (по Кузьминой). |
4,5 |
4.2. Педагогическое общение как важнейший фактор обучения и воспитания. |
|
4 |
4.3. Психологические условия эффективности труда учителя. |
|
6 |
7.4. Методические рекомендации преподавателям к организации самостоятельной работы студентов
- Не перегружать учащихся творческими заданиями.
- Чередовать творческую работу на уроках с заданиями во внеурочное время.
- Давать учащимся четкий и полный инструктаж:
- цель задания
- условия выполнения
- объем
- сроки
- образец оформления
- Осуществлять текущий контроль и учет.
- Оценивать, дать рецензию на работу, обобщить уровень усвоения навыков самостоятельной, творческой работы.
- В лекциях ставить вопросы для самостоятельной работы студентов, дать указания на источник ответа в литературе
- В ходе лекции возможны так называемые «вкрапления» — выступления, сообщения студентов по отдельным вопросам плана
- Давать опережающие задания – самостоятельно изучить фрагменты будущих тем занятий, лекций (в статьях, учебниках и др.)
В задачи преподавателя входит
- рекомендация литературы,
- проверка заданий,
- разработка заданий для лабораторно-практических занятий,
- составление методических указаний,
- составление алгоритма действий,
- составление показателей уровня достижения результата,
- разработка тематики самостоятельных, курсовых и дипломных работ, консультации, руководство ими,
- разработка контрольных заданий, проверка.
Примечание:
- На заочном отделении на самостоятельное изучение целесообразно выносить тему и проводить по ней контроль.
- На первом курсе следует организовать методический семинар, обучая студентов методам и приёмам самостоятельной работы.
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций
Виды текущего контроля
- Результаты реферирования литературных источников, анализа первоисточников
- Экспресс-тестирование по основным понятиям изучаемых тем
- Результаты текущего опроса на семинарских занятиях
Порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации проводится в строгом соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в Пермском государственном педагогическом университете, соотнесенные с требованиями преподавателя, предъявляемыми при изучении дисциплины, и определяются установленными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования.
Вопросы к экзамену и зачёту по курсу «Педагогическая психология»
- Основные этапы становления и развития педагогической психологии.
- Предмет и методы педагогической психологии.
- Научение. Характеристика видов научения.
- Обучение, его сущность. Особенности современного школьного обучения.
- Учебная деятельность, её сущность и структура.
- Учебная мотивация и основные пути ее формирования.
- Учебная задача в структуре учебной деятельности.
- Основные концепции усвоения понятий в рамках преимущественно индуктивного (Д.Н.Богоявленский, Н.А.Менчинская, Е.Н.Кабанова-Меллер) и дедуктивного (В.В. Давыдов) путей.
- Формирование учебных понятий с позиции теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной.
- Действия и операции в структуре учебной деятельности.
- Контроль и самоконтроль в структуре учебной деятельности.
- Оценка и самооценка в структуре учебной деятельности.
- Внимание в структуре учебной деятельности.
- Память и её развитие в структуре учения.
- Развитие мышления в процессе обучения.
- Проблемы неуспевающих детей и пути их решения.
- Психолого-педагогические проблемы традиционного обучения и кризис образования.
- Психологическая сущность программированного обучения.
- Психологическая сущность и особенности проблемного обучения.
- Особенности и варианты современного развивающего образования.
- Психологическая сущность, цели и основные формы воспитания.
- Роль общения в становлении личности ребенка.
- Роль деятельности в формировании личности.
- Роль социальных оценок в развитии личности.
- Роль межличностных отношений в развитии личности.
- Сущность и особенности педагогической деятельности.
- Структура педагогической деятельности.
- Психологическая сущность и особенности педагогического общения.
- Структура педагогического общения.
- Психологические условия эффективности педагогического общения.
- Индивидуальные стили педагогической деятельности и общения.
- Конфликтные ситуации в процессе обучения и пути их конструктивного разрешения.
- Педагогические способности.
- Цели, задачи и основные направления работы школьной психологической службы.
Методическое издание
Педагогическая психология
Учебно-методический комплекс курса
для специальностей 050201 – «Математика», 050301 – «Русский язык и литература», 050302 – «Родной язык и литература», 050401 – «История», 050403 – «Культурология», 050720 – «Физическая культура», 050708 – «Педагогика и методика начального образования», 050703 – «Дошкольная педагогика и психология», 050715 – «Логопедия», 050717 – Специальная дошкольная педагогика и психология».
Автор-составитель:
Самбикина Оксана Семеновна
Редактор О.В. Вязова
Технический редактор Е.Е. Покровская
Компьютерный набор выполнен О.С. Самбикина
Дизайн обложки Д.С. Корниенко
Свидетельство о государственной аккредитации вуза
№ 1426 от 23.04.2004 г.
Изд. Лиц. Ид № 03857 от 30.01.2001
Подписано в печать 15.05.08. Формат 60х90 1/16
Бумага ксероксная. Печать на ризографе
Усл. печ. л. 2,1. Уч.-изд. л. 1,9
Тираж 300 экз.
Редакционно-издательский отдел
ГОУ ВПО «Пермский государственный педагогический университет»
614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,
тел. (342) 238-63-12
Отпечатано на ризографе
в Пермском государственном педагогическом университете
614690, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, оф.11
7