Вопрос 1. Философия – это:
— совокупность приемов изучения объектов и предметов бытия.
— основа общих позиций и гуманитарных знаний.
— основа частнонаучного знания.
— знание об общих законах бытия и познания.
Вопрос 2. Философское знание представляет собой:
— систему различных концепций и направлений.
— материализм и идеализм.
— рационализм и иррационализм.
— учение о бытие.
Вопрос 3. Наиболее значимыми функциями философии являются:
— мировоззренческая и методологическая.
— гносеологическая и культурологическая.
— Ценностно-ориентирующая и критически-преобразующая.
— все перечисленные.
Вопрос 4. С греческого языка слово «философия» переводится как:
— любовь к истине.
— любовь к мудрости.
— учение о мире.
— божественная мудрость.
Вопрос 5. В философской литературе выделяются крупные исторические формы или типы мировоззрения:
— мифологическое и религиозно-мифологическое.
— религиозное.
— философское.
— все перечисленные.
Вопрос 6. Структурными элементами мировоззрения являются:
— теоретико-познавательный и ценностно-нормативный.
— морально-волевой и житейско-практический.
— практически-действенный и теоретический.
— все перечисленные.
Вопрос 7. В отличие от мифологии и религии, философия опирается на:
— теоретико-логическое размышление человека о мире.
— веру и размышление.
— критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире.
— мысли о бытии.
Вопрос 8. Философия и религия являются близкими по основаниям:
— близки по предмету отражения.
— близки по форме отражения.
— близки тем, что это ценностные формы духовной деятельности
— все перечисленные.
Вопрос 9. Бытие можно рассматривать как:
— материально-предметное и объективно-духовное бытие.
— общественно-историческое бытие.
— субъективно-личностное бытие.
— единство перечисленных компонентов.
Вопрос 10. Небытие в философии рассматривается как:
— отрицательное бытие.
— позитивное превосходство небытия над бытием.
— лишь другая форма бытия.
— единство перечисленных сфер.
Раздел 2 – Европейская философия 19-20 вв.
... Уже в ранних работах проявляется главный вопрос, интересующий Фейербаха, - вопрос отношения философии к религии. По мнению Фейербаха «бог ... как экзистенциализм и персонализм. К философии жизни в некоторых отношениях близки такие направления, как неогегельянство, феноменология ... именно психологизмом проникнута и онтология (учение о бытии), и теория познания французского философа. Говоря о других ...
Вопрос 11. Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:
— Сократ.
— Аристотель.
— Пифагор.
— Цицерон.
Вопрос 12. Историческими формами философствования являются:
— Космоцентризм и техноцентризм.
— Теоцентризм сциентизм
— Социоцентризм сциентизм.
— Все перечисленные.
Вопрос 13. Главными философскими методами являются:
— диалектический метод и диалектическая концепция развития.
— антидиалектический и метафизический подход к развитию.
— эволюционная теория развития.
— все перечисленные.
Вопрос 14. Какой смысл вкладывал Г. Гегель в утверждение о том, что «философия есть эпоха, схваченная мыслью»?
— ход истории зависит от направленности мышления философов.
— философия должна решать конкретные задачи, стоящие пред обществом в данное время.
— философия призвана отражать особенности эпохи, выражать дух времени.
— мышление философов определяется социально-экономическими условиями того общества, в котором они живут.
Вопрос 15. Какой исторический тип философии существовал продолжительнее всех?
— античная философия.
— философия эпохи Возрождения.
— средневековая философия.
— философия нового времени.
Вопрос 16. Как называется философское учение, исключающее Бога из картины мира?
— атеизм.
— теизм.
— деизм.
— монизм.
Вопрос 17. Какая основная черта русской философии:
— эмпиризм.
— позитивизм.
— нравственно-религиозный характер.
— рационализм.
Вопрос 18. Что НЕ относится к типам философии (философствования):
— мифологический.
— божественный.
— идеалистический.
— материалистический.
Вопрос 19. Какую новую концепцию философии разработал Сократ:
— антропологическую этику.
— космологическую натурфилософию.
— онтологию.
— логику.
Вопрос 20. Платон был противником:
— мира чувств вещей.
— афинской демократии.
— диалектики, как метода познания.
— космологии.
Вопрос 21. Какие виды души признавал Аристотель:
— растительная — растения.
— чувствительная — живая обладает способностью воспринимать формы с помощью ощущения
— разумная — присуща человеку.
— все перечисленное.
Вопрос 22. Каковы особенности философия европейского Возрождения:
— отрицание книжной мудрости и схоластики.
— тесная связь с естествознанием.
— исследование проблем человека.
— все перечисленное.
Вопрос 23. Каковы основные черты взгляда на мир, которые сформировались в новое время:
— земля из центра вселенной превратилась в закоулок громадного, бесконечного мира.
— сменилось понимание цели познания.
Философия 98
... знания. Функции и методы философии. Разделы философии: Онтология – учение об основных формах бытия, наиболее общих законах, их существование. Гносеология – учение о познании, методах исследования, ... только с помощью разума без влияния ощущений, чувств, эмоций. Основные вопросы и направления философии. Вопросы философии: «Что первично?» «Познаваем ли мир?» Направления: Монизм – направление ...
— нравственный поворот.
— все перечисленное.
Вопрос 24. Филосов Френсис Бэкон один из основателей идеологии:
— технократизма.
— богословия.
— субъективного идеализма.
— сенсуализма.
Вопрос 25. Философ Бенедикт Спиноза основной целью философии считал:
— цельное познание мира.
— завоевание господства над внешней природой и совершенствование человеческой природы.
— постижение общих законов и причин на основе отдельных фактов.
— изучение чувственных образов внешних характеристик предметов и процессов.
Вопрос 26. Философ Рене Декарт – основоположник:
— рационализма.
— дедуктивного метода.
— диалектического взаимодействия общего и единичного.
— монизма.
Вопрос 27. Основной диалектический закон:
— закон единства и борьбы противоположностей.
— закон перехода количественных изменений в качественные.
— закон отрицание отрицания (двойного отрицания).
— все перечисленные.
Вопрос 28. Главным принципом диалектики является:
— принцип развития.
— принцип всеобщей взаимосвязи.
— принцип противоречивости.
— все перечисленные.
Вопрос 29. Развитие, с точки зрения философии, включает в себя:
— необратимость изменений их количественный и качественный характер.
— внутреннюю противоречивость как источник развития.
— постепенность и скачкообразность.
— все перечисленные.
Вопрос 30. Онтология – это:
— учение о всеобщей обусловленности явлений.
— учение о сущности и природе науки.
— учение о бытии, о его фундаментальных принципах.
— учение о правильных формах мышления.
Вопрос 31. Познание – это:
— взаимообусловленный процесс между тем, кто познает и тем, что позна-ется.
— это субъект-объектные взаимодействия.
— влияние объекта на субъект.
— представление субъективного образа действительности.
Вопрос 32. Понятие – это:
— первая форма рационального мышления.
— обобщенная сущность объекта, выраженная специальным термином.
— уровень абстрагирования, форма мыслительной деятельности, при котором наибольшую роль играют анализ и синтез (обобщение).
— все перечисленные.
Вопрос 33. Сущность научного познания заключается в:
— понимании действительности в ее прошлом, настоящем и будущим.
— в достоверном обобщении фактов.
— в убеждении в том, что за случайностью следует видеть необходимость, закономерность; за единичным – общее и т.д.
— все перечисленные.
Вопрос 34. Что же является критерием истины:
— в истории философии нет однозначного ответа и единой позиции.
— это практика.
— адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного или интеллектуального его постижения.
— результативности наших знаний.
Вопрос 35. Сознание – это:
— общественный продукт.
— естественный процесс структурирования материи.
— функция мозга.
— все перечисленное.
Проблема человека в философии XX века
... Человек как представитель общества или общественная компонента в человеке. 1. Предметная деятельность связывает человека с природой и обществом. Предмет ... было, развитие науки остановить не возможно, и вопрос перемещается в сферу использования, применения научных открытий. ... (учение Локка). Затем эта идея продолжит своё развитие в марксизме (определяющая роль среды в формировании человека). Измените ...
Вопрос 36. Основная особенность сознания в том, что это:
— высшая форма мыслительной деятельности.
— предвидение результатов деятельности; моделирование идеальных объ-ектов,
— абстрактное мышление, результатом которого является создание понятий, суждений, умозаключений.
— способность к философствованию и ценностной ориентации.
Вопрос 37. Человек – это:
— единства биологического (куда входит и психика), социального и духовно-нравственного существа.
— совокупность разума и воли.
— сознательно-волевое и культурно-социальное начало.
— все перечисленное.
Вопрос 38. Свобода – это:
— высшая духовная ценность.
— универсальное и всеобщее понятие культуры.
— фундаментальное качество человека, определяющее его как личность.
— все перечисленное.
Вопрос 39. Абстракция – это:
— результат абстрагирования.
— одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений и вычленении какого-либо главного, сущностного свойства или отношения.
— прием мышления для получения рациональных познавательных средств – общих понятий.
— все перечисленное.
Вопрос 40. Антропология – это:
— часть философского знания, исследующая природу и сущность человека.
— часть философии, изучающая, анализирующая природу ценностей, их происхождение и развитие, смену ценностных ориентаций, их влияние на жизнь человека и общества.
— мировоззренческая позиция, согласно которой человек является центром мироздания и его высшей целью.
— философская концепция.
Вопрос 41. Бытие – это:
— обозначение существования чего-либо вообще.
— материальная и духовная реальность, взятые в их целостности.
— объективный мир в его разнообразном проявлении.
— все перечисленное.
Вопрос 42. Вечность – это:
— бесконечная длительность существования мира
— несотворимость и неуничтожимость мира.
— субстанциальность в материальных формах.
— все перечисленное.
Вопрос 43. Воображение – это:
— способность человека создавать новые чувственные или мыслительные образы на основе преобразования полученных от действительности впечатлений.
— психическая и духовная способность человека выбрать цель и средства ее достижения и приложить все необходимые внутренние усилия для осуществления цели.
— чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира.
— индивидуализированный акт принятия чего-либо за истину.
Вопрос 44. Воля – это:
— чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств.
— психическая и духовная способность человека выбрать цель и средства ее достижения и приложить все необходимые внутренние усилия для осуществления цели.
— элемент познания.
— логическая операция.
Вопрос 45. Герменевтика – это:
— учение о понимании, осознании и поиске нового смысла предметов и явле-ний, уже ранее наделенных каким-то смыслом, выраженном в системе языка как определенном культурном феномене.
Философия и эпистемология Аристотеля как начальный синтез содержательной ...
... познание может быть только познанием "формы". Эта форма каждого предмета вечна: она не возникает и не погибает. У Аристотеля истина рассматривается как высшая форма бытия. Человек, ... служит положение о необходимости опираться на непреходящее бытие. Разум человека рассматривается как инструмент постижения истины, в ... мыслить его, либо нет. Относительно его ставится вопрос только о сути, а не о том, ...
— происхождение, становление объекта, единство логики и истории его развития.
— исходное предположение в каком-либо виде знания.
— исторически изменяющаяся система взглядов на человека, его место и роль в бытии; воззрение, утверждающее самоценность личности, право человека на свободу, на развитие своих способностей; способ отношения к человеку как к цели.
Вопрос 46. Детерминизм – это:
— основополагающие морально-этические понятие, в котором выражается нравственная оценка поведения людей – отдельного человека или социальных групп, а также, общественных явлений с определенных ценностных позиций.
— учение о всеобщей причинной определяемости всех происходящих в мире процессов: либо со стороны бога – теологический детерминизм, либо со стороны человеческой воли – антропологический детерминизм, либо со стороны природы – материалистический детерминизм.
— философская позиция двойственного подхода к явлениям бытия.
— утверждение двух самостоятельных оснований бытия: духовного и материального.
Вопрос 47. Догматизм – это:
— способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулировками, теориями и концепциями без учета новых данных науки и практики, конкретных условий места и времени, игнорирующий принципы творческого развития познания, критического подхода к теориям и явлениям, установкам и правилам.
— различные отклонения от официального (догматического) вероучения.
— биологическая форма движения материи.
— продукт познавательного процесса.
Вопрос 48. Единичное – это:
— категория для обозначения относительной обособленности, дискретности, отграниченности объектов друг от друга в пространстве и во времени, а также, характеристики и индивидуальные особенности, составляющие количественную и качественную определенность бытия.
— связь (отношение) между явлениями, процессами, предметами.
— одна из древнейших заповедей и норм морали и нравственности.
— философская концепция.
Вопрос 49. Идеал – это:
— образец.
— понятие, обозначающее совершенство в какой-либо области; высшая цель стремлений человека.
— мысленная конструкция общества, человека или другого объекта, в которой реальные характеристики дополняются такими, которых нет у объекта, но являются желаемыми.
— все перечисленное.
Вопрос 50. Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:
— отношении сознания к материи.
— смысле жизни.
— соотношении природного и социального миров.
— движущих силах развития общества
Вопрос 51. Идеализм – это:
— концепция в онтологии, считающая, что основаниями бытия, первичными причинами, систематизирующими принципами являются дух, бог, идея, сознание, воля, свобода, мышление – духовные факторы.
О базовых психических фактах: бытие и вера в бытие
... внешних ощущений, добиться «сознания без мыслей»…когда наступит такое состояние сознания, образы сновидений начинают проступать сквозь обычные впечатления, внезапно человек оказывается окружен странным миром ... условие любой сколь-нибудь сложноорганизованной человеческой активности» (Братусь Б.С.). Верующий в бытие (что, по-моему, является вполне естественным) верит в существование определенных ...
— понятие, термин, обозначающий «смысл», «значение», «сущность» вещи или явления.
— метод исследования, метод познания, обеспечивающий переход от единич-ных фактов и характеристик к общим положениям, к теории.
— направленность сознания на объект.
Вопрос 52. Для идеализма характерно утверждение:
— первично сознание, материя независимо от сознания не существует.
— материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга.
— это строгая непротиворечивая система суждений о природе.
— первично сознание, материя не существует.
Вопрос 53. Для дуализма характерен тезис:
— первично сознание, материя независимо от сознания не существует.
— материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга.
— это строгая непротиворечивая система суждений о природе.
— первично сознание, материя не существует.
Вопрос 54. Индивидуализм – это:
— мировоззрение, сутью которого является позиция отдельного человека в его противопоставленности группе, коллективу, обществу в целом; обособленность человека от какого-либо сообщества, непринятие норм и установок этого сообщества.
— неповторимое своеобразие человека, набор уникальных свойств, отличаю-щих его от других людей.
— совокупность религиозных представлений, обычаев, культовой обрядности и социально-бытовых институтов.
— философская концепция.
Вопрос 55. Иррационализм – это:
— философские концепции и учения, которые в противоположность рациона-лизму настаивают на ограниченности познавательных возможностей разума, логики мышления, способности отражения бытия в закономерности.
— непостигаемое разумом, мышлением, невыразимое в логических понятиях.
— умопостигаемый, умосозерцательный мир, не доступный чувственному восприятию.
— один из важнейших способов эстетического освоения мира.
Вопрос 56. Истина – это:
— важнейшее понятие в философии и ведущее, в гносеологии.
— цель познавательной деятельности.
— конвециональная, когерентная, иррационалистическая, прагматическая категории.
— все перечисленное.
Вопрос 57. Идеология – это:
— совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность с точки зрения конкретных интересов определенных социальных групп, партий, классов.
— понятие, широко применявшееся в античности — обозначает гармонию внешнего и внутреннего в человеке.
— отражение цельности человека и величия его души.
— совокупность представлений о мире, существующая как научные и философские концепции в общественном или индивидуальном сознании.
Вопрос 58. Категории – это:
— формы мышления, выраженные в понятиях как всеобщих способах отношения человека к миру.
— отражение наиболее общих и существенных свойств явлений природы, об-щества и самого мышления.
— философские понятия, обладающие свойствами наибольшой обобщенно-сти и универсальности.
— все перечисленное.
Вопрос 59. Концептуализм – это:
Мамардашвили.Философия и личность
... очевидно, с тем. что человек ecлu, такое существо, которое вообще существует, только задавая вопросы. В философии уже давно есть ... е. рассматриваю его как квазирелигиозный} Какова особенность этих перечисленных мной символических понятий, которые требуют, я повторяю, особой ... Я мыслю, следовательно, существую. Также точно онтологического доказательство бытия Бога у Декарта сводится к этой мысли, что ...
— направление в средневековой схоластической философии.
— направление в философии, в гносеологии, согласно которому в основании знания лежат произвольные соглашения, принятые аксиомы согласительного характера.
— разновидность христианства.
— наука о космосе.
Вопрос 60. Личность – это:
— сознательная и свободная индивидуальность.
— это система устойчивых индивидуальных и социально-значимых качеств, которые человек способен реализовать в своей деятельности.
— связь человека с обществом и его возможности социального и духовного вклада в развитие.
— все перечисленное.
Вопрос 61. Агностицизм – это:
— учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира.
— учение, постулирующее наличие потусторонних сил.
— учение о развитии философских знаний.
— учение о ценностях.
Вопрос 62. Логика – это:
— наука, изучающая законы и формы мышления: понятия, суждения, умоза-ключения.
— дисциплина, целью которой является применение идей, методов и аппарата современной логики к научному познанию.
— структура научных теорий, их компонентов (определений, понятий, классификаций и т.п.).
— связи между вопросом о непротиворечивости и полноте теорий, о способах формирования проверки научных гипотез.
Вопрос 63. Основы бытия, проблемы познания, назначение человека и его положение в мире изучает:
— философия.
— онтология.
— гносеология.
— этика.
Вопрос 64. Материализм – это:
— совокупность философских концепций.
— одно из главных философских направлений, которое в основание существования всей действительности ставит материю, природу.
— процесс исследования главных, основных причин бытия.
— способ осознания действительности и метод познания.
Вопрос 65. Мировоззрение – это:
— целостная система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе.
— совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые отражают и оценивают социальную действительность.
— способ отношения человека с действительностью.
— философский термин, означающий структурную, субстанциальную единицу бытия.
Вопрос 66. Мораль – это:
— одна из форм общественного сознания.
— социальный институт.
— основной, неформальный способ регуляции жизни человека в обществе, отношений его с другими людьми
— все перечисленное.
Вопрос 67. Мышление – это:
— творческая способность человека.
— активный процесс отражения мира в абстракциях — понятиях, суждениях, теориях и т.п.
— процесс решения тех или иных задач познавательного характера.
— все перечисленное.
Вопрос 68. Общество – это:
— совокупность исторически сложившихся форм совместной жизнедеятельности людей.
— конкретное образование в единстве его общих, особенных и единичных признаков.
— отделившееся от природы, обособившееся от нее образование человеческих связей и отношений, создавшееся благодаря целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности людей.
Философия жизни. Философские аспекты психоанализа
... материи и духа, бытия и сознания. Жизнь противостоит всему механическому, застывшему, определённому. Трактовка понятия жизни в «философии жизни» довольно многозначна. Для Ницше «жизнь» есть «воля к ... бессознательное. Однако, бессознательные желания, сохраняющие активность, проявляются в поведении и сознании человека: в обмолвках, ошибках памяти, сновидениях, неврозах и др. Происходит также ...
— все перечисленное.
Вопрос 69. Отрицание – это:
— логическая операция, с помощью которой из данного высказывания порождается новое высказывание (называемое отрицанием исходного), такое, что, если исходное высказывание было истинно, то его отрицание ложно, и наоборот, если исходное – ложно, то его отрицание истинно.
— необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей, когда «новое», приходящее на смену старому, отрицает это «старое» (диалек-тический закон «отрицание отрицания»).
— своего рода повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств ряда низших, предшествующих стадий.
— все перечисленное.
Вопрос 70. Плюрализм – это:
— мироощущение, проникнутое безнадежностью, неверием в лучшее; фило-софские концепции, которые в анализе бытия и познания исходят из положения о том, что мир устроен не лучшим образом, что миром управляют стихийные силы, мир незакономерен, в нем много случайности; он хаотичен и бессмысленен.
— в философии: направления, концепции, противоположные монизму; исходящие из признания множества самостоятельных, несводимых друг к другу видов или начал бытия, основоположений и форм знания.
— влиятельное философское направление XIX-XX вв. считающее, что един-ственным источником истинного, действительного знания являются конкретные эмпирические науки, исследующие факты, реальность в ее положительной представленности.
— вера в несколько или множество богов.
— утверждение, которое принимается в какой-либо теории как исходное, без доказательства в рамках этой теории.
Вопрос 71. Понятие – это:
— одна из основных форм мышления, отражающая сущность предмета или явления.
— содержание рациональной деятельности, сущностью которой выступает абстрагирование.
— результат обобщающей мысли.
— все перечисленное.
Вопрос 72. Разум – это:
— одна из основных установок религиозного мировоззрения.
— одна из структур познавательной способности и взаимодействия человека с миром, деятельность человеческого духа.
— философские понятия диалектики, обозначающие процесс развития объекта, его становления и изменения под влиянием, прежде всего, его собственных, внутренних причин, внутренних источников.
— структура человеческой психики, направленная на выделение человеком себя из окружающего мира.
Вопрос 73. Созерцание – это:
— способность человека осознавать предъявляемые к нему нравственные тре-бования и, исходя из них, контролировать свою деятельность.
— непосредственный, пассивный способ осознания объекта.
— высшая форма отражения действительности.
— выявление всех событий, которые связаны с общественной жизнью людей, которые исходят из общества, определяются связями с обществом.
Вопрос 74. Субстанция – это:
— философская категория для обозначения онтологических оснований, основополагающих принципов бытия.
— понятие, обозначающее предопределенность жизни человека, выражающее представления о некой силе, кардинально влияющей на течение событий, на линию поведения.
1 ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ ШЕВЧЕНКО
... разуму, а с позиций познавательных способностей человека. Разуму не непосредственно дано Философия бытия ■> 161 бытие, необходима познавательная деятельность на основе способов ... проблема бытия. Отношения бытия отражены в основном вопросе философии, тесно связаны с прошлым, настоящим и будущим в существовании мира, с жизнью и деятельностью человека. Конкретная и конечная жизнь человека ...
— рассудочное, бессодержательное, догматическое умствование.
— концепция абсолютизации и преувеличения роли науки и техники в жизни человека и общества.
Вопрос 75. Сущность – это:
— смысл вещи, предмета или явления.
— закон, внутренняя определенность объекта, его стержень, совокупность главных свойств.
— качественная устойчивость вещи в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, текучих состояний вещи под влиянием тех или иных причин.
— все перечисленное.
Вопрос 76. Толерантность в философии – это:
— устойчивость организма к внешним воздействиям; способность сохранять свою стабильность, свою качественную определенность.
— качество личности, ее направленность на уважительное отношение к другому человеку, на принятие его индивидуальности, на понимание права иметь эту индивидуальность.
— термин, обозначающий все то, что «выходит» за рамки опыта, чувствен-ности.
— примирение с асоциальными и аморальными формами бытия и поведения.
Вопрос 77. Умозаключение – это:
— логическая операция, форма теоретического мышления и познания, в ходе которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием, логически вытекающее из посылок.
— индуктивные, дедуктивные, категорические, гипотетические, вероятност-ные способы получения нового знания на основе уже имеющегося.
— способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях, зачастую не связанных с научно установленными фактами наблюдения и эксперимента.
— форма вненаучного знания.
Вопрос 78. Экзистенциализм – это:
— учение о существовании человека в его простой фактичности, течение бытия, которое не является сопровождающей «картинкой», а определяет сущность самого человека, его самовыражение.
— форма существования некоторых теорий, заключающаяся в смешении раз-личных, зачастую противоположных мировоззренческих оснований, точек зре-ния, философских взглядов, теоретических посылок, политических оценок и т.п.
— направление в теории познания, признающее чувственный опыт (эмпирию) главным источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
— учение, опирающееся на отсутствие страданий наслаждение жизнью.
Вопрос 79. Эстетика – это:
— философская дисциплина, занимающаяся анализом прекрасного, красоты и материализованной формы их воплощения – искусства.
— учение о прекрасном, его сущности, его формах, его воплощении, исторических взглядах на прекрасное, роли прекрасного для человека и общества и т.д.
— разветвленное и многоструктурное знание, относительно самостоятельное, хотя и сохраняющее философское мировоззренческое основание.
— все перечисленное.
Вопрос 80. Явление – это:
— сущность для чувственного обнаружения личностью чего-либо и на этом основании позволят разуму мыслить сущность.
— материализованная форма бытия.
— духовное ядро человеческой личности
— представления, образы сознания.
Вопрос 81. Ценность – это:
— свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношениях.
— единство объективного и субъективного.
— изменчивость и устойчивость, абсолютность и относительность.
— все перечисленное.
Вопрос 82. Парадигма – это:
— отношение между идеальной и чувственно-телесной сторонами бытия.
— исторический горизонт мышления, внутренняя его определенность, воспринимаемая человеком как всеобщая и незыблемая, однако меняющаяся с каждой новой культурной эпохой.
— совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе.
— все перечисленное.
Вопрос 83. Кто относится к представителям объективного идеализма:
— Платон, Фома Аквинский, Гегель.
— Гольбах, Фейербах.
— Бёме, Ясперс.
— Кант, Юм.
Вопрос 84. Что НЕ относится к категориям диалектики:
— качество и количество
— причина и следствие
— возможность и действительность
— занятость и незанятость.
Вопрос 85. Что НЕ относится к законам диалектики:
— Закон единства и борьбы противоположностей.
— Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.
— Закон отрицания отрицания.
— Закон сохранения материи.
Вопрос 86. Эмоции – это:
— комплексная форма человеческой чувственности.
— аспекты объективного отражения реальных связей, в которые включен человек.
— объективное отношение человека к миру.
— все перечисленное.
Вопрос 87. Нравственное сознание – это:
— основная ценностная форма общественного сознания, в котором находят отражения общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности.
— отражение отношений между личностями и те позиции, с которыми человек оценивает свое собственное Я.
— необходимость регуляции межличностных отношений и совместной дея-тельности людей.
— все перечисленное.
Вопрос 88. Движение – это:
— всякое изменение.
— изменение положения тела в пространстве.
— единство изменчивости и устойчивости.
— все перечисленное.
Вопрос 89. Индивид понимается как:
— единичный представитель человечества, безотносительно к его реальным или антропологическим особенностям.
— существо общественное, и всякое проявление его жизни является проявлением общественной жизни.
— неповторимый, самобытный способ существования конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности.
— все перечисленное.
Вопрос 90. Социальное – это:
— то, что характеризуется совместным сосуществованием людей и отличается от их природной физико-биологической основы.
— системная характеристика, интегральный эффект непосредственного или опосредованного взаимодействия людей.
— комплекс признаков общественных институтов.
— все перечисленное.
Вопрос 91. Предметом философии являются:
— наиболее общие законы развития природы, общества и человека.
— нет однозначного определения предмета философии.
— теоретически сформулированное мировоззрение.
— глобальность проблемы человека.
Вопрос 92. Что входит в комплекс философских дисциплин:
— философия истории, антропология и онтология
— теология, аксиология и гносеология
— история философии, эстетика и этика
— все перечисленное.
Вопрос 93. Что НЕ относится к основным формам мировоззрения:
— мифологическое.
— религиозное
— философское.
— ценностное.
Вопрос 94. Что НЕ относится к компонентам философского мировоззрения:
— познавательный.
— ценностно-нормативный.
— эмоционально-волевой.
— философское мышление.
Вопрос 95. Гносеология — это философское учение о:
— познании мира.
— непознаваемости бытия.
— знании вообще.
— религиозном учении.
Вопрос 96. Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию:
— иррационализм.
— рационализм.
— эмпиризм.
— скептицизм.
Вопрос 97. Философское направление, утверждающее, что разум лишь плавает по поверхности вещей, тогда как сущность мира открывается нам посредством интуиции, переживания, понимания:
— философия жизни.
— неорационализм.
— прагматизм.
— феноменология.
Вопрос 98. К представителям «философии жизни» относится:
— Ф. Ницше.
— И. Фихте.
— К. Поппер.
— Дж. Локк.
Вопрос 99. Волю как главный принцип жизни и познания рассматривал:
— А. Шопенгауэр.
— О. Шпенглер.
— В. Дильтей.
— Г. Зиммель.
Вопрос 100. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:
— философия осуществляет рефлексию современной ей культуры.
— философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками суще-ствующего строя.
— философия способствует улучшению характеров людей.
— философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире.
Вопрос 101. Родоначальник позитивизма был:
— Огюст Конт.
— Фридрих Ницше.
— Анри Бергсон.
— Эдмунд Гуссерль.
Вопрос 102. Направление современной западной философии:
— буддизм.
— прагматизм.
— томизм.
— агностицизм.
Вопрос 103. Иррационалистическое направление в философии XX века:
— экзистенциализм.
— неопозитивизм.
— структурализм.
— прагматизм.
Вопрос 104. К характерным особенностям русской философии относится:
— рационализм.
— эмпиризм.
— антропологизм.
— панлогизм.
Вопрос 105. Основной идеей западничества является:
— сила власти – царю, сила мнения – народу.
— Россия должна развиваться по европейскому пути.
— прогресс общества связан с развитием монархической власти.
— православие, самодержавие, народность.
Вопрос 106. Материя есть первоисточник бытия, утверждает:
— материализм.
— идеализм.
— интуитивизм.
— иррационализм.
Вопрос 107. Последовательность состояний отражает категория:
— времени.
— пространства.
— материи.
— необходимости.
Вопрос 108. Форма бытия материи, выражающая её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах:
— движение.
— время.
— пространство.
— качество.
Вопрос 109. Сущность реляционной концепции пространства и времени за-ключается в том, что:
— время вечно, пространство бесконечно.
— время и пространство не зависят друг от друга.
— пространство и время зависят от материальных процессов.
— пространство и время иллюзорны, в действительности есть только непо-движная и неизменная субстанция.
Вопрос 110. Ощущения, восприятия, понятия, мышление входят в струк-туру:
— мозга.
— сознания.
— бессознательного.
— живого существа.
Вопрос 111. Рефлексия – это:
— отражение предметов.
— размышление личности о самой себе.
— комплекс рефлекторных реакций.
— медитативная практика.
Вопрос 112. Наиболее сложной формой отражения является:
— раздражимость.
— сознание.
— чувствительность.
— психика.
Вопрос 113. Разработанный З. Фрейдом метод:
— психоанализ.
— метод ассоциаций.
— гипноз.
— интроспекция.
Вопрос 114. В структуре личности З.Фрейд выделяет:
— оно, Сверх- Я, Я.
— оно, До-Я, Пра-Я.
— оно, Сознательное Я.
— сознательное, коллективное бессознательное, архетипы.
Вопрос 115. Гносеология рассматривает:
— границы и возможности человеческого познания.
— человеческое бытие.
— нравственные ориентиры человеческой жизни.
— эстетические ценности.
Вопрос 116. Достоверное знание о мире невозможно, утверждает:
— скептицизм.
— атеизм.
— рационализм.
— эмпиризм.
Вопрос 117. Носитель преднамеренной, целенаправленной активности
— субъект.
— объект.
— индивид.
— антропоид.
Вопрос 118. Абсолютность, относительность, конкретность, объективность являются основными свойствами:
— материи.
— пространства.
— истины.
— теории.
Вопрос 119. Непротиворечивость относится к следующему критерию научности:
— эмпирическому.
— логическому.
— эстетическому.
— прагматическому.
Вопрос 120. Поддается фальсификации гипотеза о:
— существовании жизни на Марсе.
— существовании Бога.
— триединстве Троицы.
— просветлении Будды.
Вопрос 121. Исследование объекта в контролируемых или искусственно со-зданных условиях:
— наблюдение.
— измерение.
— эксперимент.
— идеализация.
Вопрос 122. Произведение общего вывода на основе обобщения частных посылок:
— индукция.
— синтез.
— абстрагирование.
— дедукция.
Вопрос 123. Логический вывод частных следствий из общего положения:
— индукция.
— дедукция.
— формализация.
— анализ.
Вопрос 124. Процесс перехода от общих посылок к заключениям о частных случаях:
— дедукция.
— индукция.
— синтез.
— абстрагирование.
Вопрос 125. Мысленное или реальное разложение объекта на составные элементы:
— анализ.
— абстрагирование.
— синтез.
— индукция.
Вопрос 126. Выявление причинно-следственных связей, подведение единич-ных явлений под общий закон характерно для:
— понимания.
— объяснения.
— верификации.
— описания.
Вопрос 127. Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает:
— индивидуализм.
— коллективизм.
— субъективизм.
— агностицизм.
Вопрос 128. Приоритет интересов общества над интересами индивида характерен для:
— Коллективизма.
— Анархизма.
— Индивидуализма.
— Либерализма.
Вопрос 129. Что из нижеперечисленного не относится к атрибутам материи?
— структурность.
— движение.
— отражение.
— стабильность.
Вопрос 130. Неотъемлемое существенное свойство вещи, явления, объекта называется:
— акциденцией.
— атрибутом.
— качеством.
— апорией.
Вопрос 131. Субстанциальную концепцию пространства и времени защищал:
— Лейбниц.
— Лукреций Кар.
— Ньютон.
Эйнштейн.
Вопрос 132. Важнейшее специфическое свойство биологического простран-ства:
— амбивалентность.
— асимметричность.
— четырёхмерность.
— однородность.
Вопрос 133. Способность живых организмов ориентироваться во внешнем мире, управлять своей деятельностью
— раздражимость.
— сознание.
— психика.
— рефлексия.
Вопрос 134. Когерентность – это:
— самосогласованность знания.
— способность знания инициировать постановку новых проблем.
— эстетическая приглядность знания.
— неопровержимость знания.
Вопрос 135. Знание, соответствующее реальности, адекватно отражающее действительность:
— мультиплет.
— агрегор.
— гипотеза.
— истина.
Вопрос 136. Наиболее общие фундаментальные понятия:
— эмпирические данные.
— категории.
— синтаксис.
— семантика.
Вопрос 137. Философский принцип, утверждающий, что все явления свя-заны друг с другом причинными связями и обуславливают друг друга:
— принцип развития.
— принцип детерминизма.
— принцип единства явления и сущности.
— принцип единства и борьбы противоположностей.
Вопрос 138. Существенная, необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями называется:
— тенденцией.
— законом.
— измерением.
— аналогией.
Вопрос 139. Законы диалектики впервые сформулировал
— Аристотель.
— Р. Декарт.
— Ж.-Ж. Руссо.
— Г. В.Ф. Гегель.
Вопрос 140. Один из основных принципов диалектики:
— принцип изоляции.
— принцип развития.
— принцип дополнительности.
— принцип неопределенности.
Вопрос 141. Впервые определил человека как «общественное животное»:
— Декарт.
— Аристотель.
— Августин.
— Сенека.
Вопрос 142. Мысль: «Человек есть мера всех вещей» принадлежит:
— Протагору.
— Ф. Ницше.
— Спинозе.
— Эпикуру.
Вопрос 143. Высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка:
— совесть.
— сознание.
— чувства.
— разум.
Вопрос 144. Одна из главных идей философии всеединства:
— недопустимость любых форм насилия в общественной и государственной жизни.
— философия должна помогать человеку решать насущные проблемы жизни.
— невозможность достоверного познания Абсолюта.
— воскрешение всех живших на земле людей.
Вопрос 145. К идеальным явлениям относится:
— свет.
— всемирное тяготение.
— совесть.
— время.
Вопрос 146. Совокупность естественных условий существования человека и общества:
— мир.
— практика.
— космогенез.
— природа.
Вопрос 147. Философское учение о развитии бытия и познания, основанное на разрешении противоречий:
— диалектика.
— метафизика.
— софистика.
— антропология.
Вопрос 148. Диалектика отличается от метафизики:
— пониманием природы материализма.
— пониманием природы идеализма.
— пониманием развития.
— пониманием человеческой природы.
Вопрос 149. Метафизика – это:
— философская позиция, утверждающая наличие сверхъестественных сил, оказывающих влияние на жизнь человека и общества.
— взгляд, согласно которому мир или отдельная его часть рассматриваются как неизменные, качественно постоянные.
— учение о становлении мира из хаоса согласно единому принципу.
— учебный предмет.
Вопрос 150. Диалектический источник самодвижения и развития природы, общества и познания:
— противоречие.
— материя.
— мера.
— необходимость.