Вопрос 1. Проблема биологического и социального в поведении людей

Вопрос 1. Проблема биологического и социального в поведении людей

Человек рождается как представитель определенного биологического вида. В то же время человек после рождения оказывается в определенном социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества, что с очевидностью сказывается на его поведении.

В настоящий момент нет единого мнения по проблеме соотношения биологического и социального в поведении человека. Такое расхождение во мнениях вызвано различием в подходах к рассмотрению соотношения биологического и социального в структуре личности человека, определяющей поведение, в психическом развитии вообще. Существует несколько группа концепций, полагающих, что в поведении человека тот или иной фактор является ведущим.

В первой группе концепций, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. Эта позиция прослеживается у авторов, которые доказывают божественное происхождение психических явлений и обусловленность человеческого поведения божественной волей.

В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как результат биологического развития и усложнения организма, как в процессе видового развития, так и индивидуального. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий.

Существует целый ряд социологизаторских концепций, в рамках которых утверждается, что психическое развитие индивида в конспективной форме воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры. А поведение, проявляемое индивидом также, в основном, детерминировано фактором усвоения культурного опыта.

Рассматривая проблему взаимодействия и взаимовлияния биологического и социального в психическом развитии и поведении человека, выделяют три уровня организации человека: уровень биологической организации, социальный уровень и уровень психической организации. Таким образом, необходимо иметь в виду, что речь идет о взаимодействии в триаде «биологическое—психическое—социальное».

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное ... психической целостности и полноценности человека. Формируются такого рода потребности главным образом в процессе развития ... все предшествующие. Биологические потребности по своей сути являются и инициаторами поведения в ...

Очень характерен в этом направлении подход К. К. Платонова, утверждавшего, что поведение обусловлено биосоциальной иерархической структурой личности. На формирование разных подструктур влияют и биологический и социальный фактор, но в разных «весах», «пропорциях». Например, поструктура направленности личности почти целиком обусловлена социальным фактором, а подструктура темперамента – в основном биологическим.

По мнению А.Н.Леонтьева, все биологические потребности и свойства личности, вызывающие поведение и деятельность никогда не становятся социальными, но подвергаются глубокой социализации. В этом смысле проявление биологического в человеке в корне отличается от таких же проявлений у животных.

Факторы, определяющие поведение человека, содержат как социальные, так и биологические детерминанты. Попытка представить эти детерминанты как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов, определяющих характер психического развития и поведение индивида, — это весьма грубое упрощение, которое в значительной степени искажает суть дела. Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы и многогранны. Биологическое может выступать по отношению к психическому как его некий механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельных актов поведения, как условие возникновения психических явлений и т. д.

Вопрос 2. Проблема соотношения психических и физиологических процессов

Между психикой и мозгом существует определенная взаимосвязь. Однако и в наши дни продолжает обсуждаться проблема, известная с конца XIX в. как психофизиологическая.

Эта проблема формально может быть выражена в виде вопроса: как соотносятся физиологические и психические процессы? На данный вопрос есть два основных ответа. Первый в наивной форме был изложен Р. Декартом, считавшим, что психическое и физиологическое находятся в постоянном взаимодействии и оказывают влияние друг на друга. Подобный подход получил название принципа психофизиологического взаимодействия.

Второе решение известно как принцип психофизиологического параллелизма. Суть его состоит в утверждении невозможности причинного взаимодействия между психическими и физиологическими процессами.

На первый взгляд истинность первого подхода, заключающегося в утверждении психофизиологического взаимодействия, не вызывает сомнения. Мы можем привести множество примеров воздействия физиологических процессов мозга на психику и психики на физиологию. Все же, несмотря на очевидность фактов психофизиологического взаимодействия, существует ряд серьезных возражений против этого подхода. Одно из них заключается в отрицании фундаментального закона природы — закона сохранения энергии. Если бы материальные процессы, какими являются физиологические процессы, вызывались психической (идеальной) причиной, то это означало бы возникновение энергии из ничего, поскольку психическое не является материальным. С другой стороны, если бы физиологические (материальные) процессы порождали психические явления, то мы столкнулись бы с абсурдом другого рода — энергия исчезает.

4 стр., 1723 слов

Психика, психические явления, поведение человека

... и понятийное или абстрактное (оперирование абстрактными понятиями). Чувства — психический процесс, отражающий отношение человека к предметам и явлениям, отличающийся относительной ... (низкая работоспособность нервных клеток), преобладание процессов торможения над возбуждением, низкая подвижность нервных процессов. ?Поведение человека. Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь ...

Можно попробовать говорить о существовании специфической «психической» энергии, но в этом случае снова необходимо дать объяснение механизмам превращения материальной энергии в некую «нематериальную». И наконец, можно говорить о том, что все психические явления материальны по своей сути, т. е. являются физиологическими процессами. Тогда процесс взаимодействия души и тела есть процесс взаимодействия материального с материальным. Но в этом случае можно договориться до полного абсурда. Мораль, нравственность, отношение к чему-либо, ценности и т.п. тоже придется признать материальным процессом.

Необходимо согласиться с существованием двух явлений — субъективных (прежде всего фактов сознания) и объективных (биохимических, электрических и других явлений в мозге человека).

Вполне естественно было бы предположить, что эти явления соответствуют друг другу. Но если мы соглашаемся с этими утверждениями, то мы переходим на сторону другого принципа — принципа психофизиологического параллелизма, утверждающего о невозможности взаимодействия идеальных и материальных процессов. То, что происходит в сознании, соответствует тому, что происходит в мозге, и наоборот, но эти процессы не зависят друг от друга. Такие рассуждения заканчиваются отрицанием психического. Любое поведение человека можно объяснить, исходя из физиологических механизмов. Психика при этом становится случайным, побочным явлением.

Таким образом, оба рассматриваемых нами подхода оказываются не в состоянии решить психофизиологическую проблему. Поэтому единого методологического подхода к исследованию проблем психологии не существует. Из вышеизложенного следует, что существует тесная связь между психическими и физиологическими процессами. Поэтому, рассматривая психические явления, нужно всегда помнить о том, что они находятся в тесном взаимодействии с физиологическими процессами, что они, вероятнее всего, обусловливают друг друга. При этом мозг человека является тем материальным «субстратом», который обеспечивает возможность функционирования психических явлений и процессов. Поэтому психические и физиологические процессы взаимосвязаны и взаимообусловливают поведение человека.

Вопрос 3. Психические процессы, их динамика и возрастные особенности

Основы понимания психического как процесса, заложены С.Л.Рубинштейном. Эта концепция раскрывает динамику, изменчивость психического как основной способ его существования. Психическое существует как процесс – живой, пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, а потому всегда находящийся в становлении, формировании, порождающий те или иные продукты, результаты. Например, психические состояния, образы, понятия, чувства и т.д. Психическое формируется в деятельности и общении, в ходе взаимодействия индивида с внешним миром, и, следовательно, отражает динамичность окружающей среды, действительности, участвуя в регуляции всех действий, поступков. Например, мышление – это анализ, синтез, обобщение условий задачи и способов ее решений. Процесс мышления непрерывен, динамичен. В его ходе образуются умственные операции, которые мышление порождает, но к которым не сводится. Мышление как процесс неразрывно связано с мышлением как деятельностью личности, с ее мотивацией, способностями и др. На каждой стадии своего психического развития человек осуществляет мыслительный процесс, исходя из уже сложившихся мотивов и способностей. Дальнейшее формирование мотивов и способностей происходит в последующих стадиях мыслительного процесса. При этом мышление, восприятие и т.д. формируются на начальных стадиях неосознанно. Однако на уровне личностного аспекта мышления, восприятия и т.д. человек в значительной степени сознательно регулирует протекание этих процессов. Неразрывная связь неосознанного и сознательного обеспечивает непрерывность, динамичность психических процессов. Непрерывность также проявляется в тесной связи познавательного и аффективного компонентов любого психического акта. Протекание высших психических функций, отличающихся произвольностью, субъектной активностью, сознательной регуляцией невозможно без одновременного протекания низших, натуральных психических функций, отличающихся, в первую очередь непроизвольным осуществлением.

11 стр., 5198 слов

Формирование опыта творческой деятельности в процессе обучения ...

... способностей недооценивается. Следовательно, имеет место противоречие между необходимостью формирования опыта творческой деятельности в процессе обучения географии - с одной стороны, и состоянием проблемы в практике ... но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые связи между ...

Если проследить индивидуальное возрастное развитие психических процессов, то с очевидностью, обнаружится, что генеральный путь (согласно Л.С.Выготскому) развития высших психических функций – это путь социализации путем интериоризации культурных человеческих способов регуляции психических процессов, которая приводит к их функционированию на новых основаниях саморегуляции, произвольности, активности субъекта познания и переживания. Основная роль в социализации психических функций принадлежит культурному знаку, которым чаще всего выступает человеческое слово.

Способность достаточно управлять своей психикой для того, чтобы сознательно усваивать социо-культурный опыт образуется у ребенка примерно к 6-7 годам. Именно в этом возрасте дети поступают в школу. Произвольность является новообразованием этого возраста. Около 10 лет образуется способность анализировать, планировать, совершать рефлексию действий в умственно, внутреннем плане. Около 14-15 лет проявляется первые признаки полноценного прогностического мышления, около 17 лет – способность к абстрактным построениям. С формированием произвольности связано развитие смысловой памяти, волевое направление и удержание внимания и т.д. Аффективная сфера также претерпевает социализирующие воздействия – ребенок учится правильно понимать свои чувства, проявлять их культурными способами, регулировать их силу.

Вопрос 4. Взаимосвязь деятельности и психических процессов

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

8 стр., 3654 слов

Познавательные психические процессы. Мышление, тестирование уровня мышления

... ения             процесс           &n ... bsp;   6. мышление & ...

Психические процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и сами представляют собой особые виды деятельности.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание осуществляется в деятельности и само представляет особого рода мнемическую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на подготовку материала к лучшему его запоминанию. Это — структурирование, осмысление, ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных предметов и движений в процесс запоминания и т.п.

Мышление в ряде своих форм идентично практической деятельности (так называемое «ручное», или практическое, мышление).

В более развитых формах — образной и логической — деятельностный момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций. Речь также представляет собой особо…

**************************************************************