Эта диагностика продолжает и дополняет упражнение телесно-ориентированной психотерапии «Рисуем человека «на глазок», правда выполнять его (в отличие от первого!) с одним человеком можно только один раз. Во второй раз он будет уже всё знать и будет подстраиваться под «правильные» ответы.
Для проведения этого упражнения телесно-ориентированной психотерапии «Точка-точка запятая» нужно запастись:
- Семью листами бумаги.
- Семью разноцветными карандашами.
- Ножницами.
Закончив рисунок на одном листе бумаги, мы переворачиваем его и убираем с глаз долой ДО ВРЕМЕНИ.
Итак, начинайте же сами Ваш эксперимент по исследованию психосоматических проблем и мышечных зажимов!
Первый лист бумаги.
На нём мы изображаем те части Вашего тела или орган, которые обеспечивают по Вашему мнению Вашу как внутреннюю, так и внешнюю безопасность.
Второй лист бумаги.
На нём мы рисуем ту часть нашего тела (органы), которая даёт нам наибольшую жизненную силу — наш РЕСУРС, «наше всё». (Опять же, по нашему мнению)
Третий лист бумаги.
Рисуем те части тела или органы, которые отвечают за сотрудничество с внешним миром, наши «дипломаты» и коммуникаторы.
Четвёртый лист бумаги.
На нём изображаем те части своего тела или же органы, которые помогают нам (если надо) сопротивляться окружающей действительности. Наша «братва» или что там у Вас по этому поводу возникнет в качестве метафоры…
Пятый лист бумаги.
Рисуем на нём те свои части, которые помогают нам общаться с самими собой, отвечают за благополучие нашего внутреннего, интимного мирка.
Шестой лист бумаги.
На них рисуем те свои части тела или же органы, которые всё это контролируют, возглавляют, собирают «до кучи» и вообще служат нашим «генеральным директором».
Седьмой лист бумаги.
На нём мы рисуем или одно или другое — что хотите. Сейчас дам альтернативы.
- Или мы рисуем ту часть своего тела, которую просто хотим нарисовать ещё раз (уж очень она нам нравится),
- или то, что не вошло ни в один рисунок, а Вы считает, что оно должно быть, просто так, для комплекта.
После того, как рисунки закончены, вырезаем по контуру всё, что мы нарисовали и пытаемся составить из полученного — Целого Человечка. Сразу предупреждаю: не беда, если у него будет много рук или, допустим, голов.
Часть II. Опросник креативности джонсона (адаптированный) 38
... Надежность 39 Валидность 40 Опросник креативности 43 Лист ответов 44 Часть I. Тесты творческого мышления 1. Введение Возрастание разнообразия ... в учебе и творческости 35 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36 Часть II. Опросник креативности джонсона (адаптированный) 38 Описание 38 ... и агрессивно ведут себя". Тесты дивергентного мышления являются частью общей системы тестов, нацеленных на раскрытие творческого потенциала ...
АНАЛИЗ результатов упражнения телесно-ориентированной психотерапии «Точка-точка запятая» на диагностику психосоматических проблем и мышечных зажимов
В идеале, конечно, человечек должен быть нормальным и жизнеспособным — то есть целым.
Плохо, когда чего-то важного у него не хватает…
Рассмотрим несколько важнейших параметров оценки полученного коллажа.
ЦЕЛЬНОСТЬ или КОМПЛЕКТНОСТЬ (1)
Если у нашего человечка чего-то в недостатке, значит человечек «не работает», вот и всё. И это главный ответ на частый вопрос: «Почему не работает моя жизнь?» А посмотрите на своего человечка…
ЗАЩИЩЁННОСТЬ (2)
«Защищённость» имеет своё жёсткое и простое требование, запомните же его: ВСЕ ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ ВНУТРИ!
Ну а теперь вспомним статью про девушку, которая ходила по городу с огромным сердцем в руках…
В норме внутренние органы должны быть нарисованы «внутри тельца» и как бы защищены им. Органы не должны быть больше корпуса тела, не должны жить где-то там, отдельно. Всё это выдаёт их незащищённость, уязвимость…
СОРАЗМЕРНОСТЬ (3)
Здесь всё просто, собранный человечек должен быть немного… реалистичным. Голова не может быть больше туловища, а одна нога не может быть короче другой аж в два раза.
ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ (4)
Внимание! Иногда на каждом рисунке человеком бывают нарисованы чуть ли не все части его тела. Получается, что все отвечают за всё…
Представьте аналогию. Это как если бы все сотрудники офиса бросались толпой к ксероксу, когда нужно сделать одну бумажку, потом всей гурьбой бросались к одной телефонной трубке, когда вдруг зазвонит телефон, а затем всем табором сели бы составлять одну накладную, как казаки, пишущие письмо турецком султану…
Что это означает в реальной жизни?
Неумение дифференцировать функции приводит к следующему. Как говорят психологи, у такого человека, «стоит заболеть левому мизинцу, как у него отказывает всё тело»…
То есть, малейшее недомогание лишает такого человека какой-либо трудоспособности.
Недаром в подводных лодках существуют перегородки, которые делят лодку на отсеки и в случае аварии в одном отсеке, блокируют его, чтобы не страдали остальные.
В идеале уши отвечают за слух, глаза — за зрение, а сердце — за любовь. Но когда на рисунке «всё отвечает за всё», это точнейшая диагностика «бардака» в психике и, вследствие этого, и в организме.
РЕАЛИСТИЧНОСТЬ (5)
Никто не говорит, что нужно рисовать, как художник, закончивший Академию Живописи…
Но всякие фантазии в этом тесте говорят об удручающих вещах.
Современные проблемы тифлопедагогики и тифлопсихологии
... щие дидактические средства. В связи с этим возникает проблема, связанная с дифференциацией и индивидуализацией обучения и ... средств обучения, расширение дифференцированности обучения. Понятие слепоты с точки зрения педагогики рассматривается в настоящее время с ... нужен как слушатель. Воспринимаются лишь высказывания, подтверждающие их точку зрения. Важно уже с младших классов учить детей ...
То есть, не надо рисовать капустный кочан вместо головы или горшок с цветами… Не надо рисовать ножи вместо рук, а гусеницы танка вместо ног. И пламенный мотор вместо сердца тоже не надо…
Это грубо и прямо говорит о том, что человек с такими «частями тела» функционировать нормально в нормальной жизни не может. Как например, Вы будете думать головой, когда вместо головы у Вас керамический горшок с примулой?
Часто такие фантазии рисуют подростки в период «борьбы со всем миром». Но это и понятно — подростков, как правило, худо-бедно содержат родители. А вот если такие вещи рисует взрослый человек, то становится неясно: как же он, скажем, за квартиру платит в отделении сберкассы, как вообще живёт-может с таким кандибобером вместо головы? Трудно ему, ох, трудно…
Вообще-то, я не люблю такой диктат психологических тестов, я против того, чтобы любой креативный подход в создании тестового рисунка понимался таким вот образом — скучно, обывательски и как-то даже по-фашистски.
Я за то, чтобы люди рисовали кто что хочет. Но! Вы сами увидите, когда такой «креативный» рисунок начнёт вызывать у Вас ужас вместо умиления и кое-какие прозрения относительно рисующего.
ПРИНЦИП КРАТНОСТИ (6)
Коротко он сводится к следующему: шесть голов это хорошо. Но тогда должно быть и по шесть рук-ног, ну хотя бы уж по две пары.
А когда чего-то явно в избытке, а чего-то нет совсем — это уже нарушение принципа кратности.
Ну а теперь приступаем к самостоятельному анализу результатов упражнения телесно-ориентированной психотерапии «Точка-точка запятая» на диагностику психосоматических проблем и мышечных зажимов …
Посмотрите, какой орган отвечает у вас за коммуникацию с миром? У одних — уши. У других — руки. Не правда ли — это два сильно разных способа жить?
Пробежавшись по основным шести базовым параметрам (перечисленным выше) , начинайте теперь вдумчиво анализировать свой рисунок сами — никто лучше Вас не поймёт корень Ваших же собственных проблем.
Елена Назаренко