Психопрофилактика стрессовых состояний

Стресс(от англ.stress– напряжение, давление, нажим, напор, гнёт; нагрузка)  — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Стресс-это ответная реакция организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие человека.

Термин заимствован канадским эндокринологом Гансом Селье из физики, как аналог растяжения резинового жгута под влиянием механической нагрузки. Различают следующие виды стресса: физический, травматический, наркотический, гормональныйи т. д. В последние годы наиболее часто по отношению к целостному организму употребляется термин»эмоциональный стресс» или «психоэмоциональный стресс»,поскольку показано, что первичными на повреждающие воздействия являются эмоциональные реакции субъектов.

Факторы, вызывающие стресс, получили название стрессоров.С., согласно классическим представлениям Г. Селье, —неспецифическая реакция организма.Для всех видов С. характерна активация ведущего патогенетического звена: гипоталамус — передняя доля гипофиза — кора надпочечников. Под влиянием гормонов гипофиза и надпочечников, согласно Г. Селье, формируется неспецифический адаптационный синдром, характеризующийся гипертрофией надпочечников, инволюцией вилочковой и лимфатических желез, а также язвенными поражениями желудочно-кишечного тракта.

Эустресс и дистресс

По Г. Селье, существует два вида стресса:

Эустресс

Дистресс

Эустресс -защитная, адаптивная реакция организма на стрессоры. Мобилизует, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций

Дистресс —патологическая реакция, разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций

Эустрессявляется кратковременным, сопровождается бурным расходованием «поверхностных» адаптирующих резервов и началом мобилизации «глубоких». Он может давать ощущение подъема внутренних сил

Дистресс чаще относится к длительному стрессу,при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в соматическую или психическую болезнь (невроз, психоз)

Эустресс– характеризуется как эмоциональное расстройство, вызванное яркими положительными событиями мобилизующими организм. При эустрессе происходит перенасыщение гормонами, после чего наступает ухудшение настроения, что может привести к депрессии. Лечение стресса данного вида необходимо, только если организм человека не может справиться сам. Эустресс- понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм»

Дистресс(от греч. dys — приставка, означающая расстройство + англ. stress — напряжение) — стресс, связанный с выраженными негативными эмоциями и оказывающий вредное влияние на здоровье.

Дистресс— разрушительный процесс, ухудшающий протекание психофизиологических функций. Дистресс чаще относится к длительному стрессу, при котором происходят мобилизация и расходование и «поверхностных», и «глубоких» адаптационных резервов. Такой стресс может переходить в психическую болезнь (невроз, психоз).

Дистресс- отрицательная неспецифическая реакция организма животного на любое внешнее воздействие.Наиболее тяжелой формой дистресса является шок

Основными причинами дистресса являются:

Длительная невозможность удовлетворить физиологические потребности(отсутствие воды, воздуха, еды, тепла)

Не подходящие, не привычные условия жизни (изменение концентрации кислорода в воздухе, например при жизни в горах)

Повреждения организма, болезни, травмы, долгая боль

Длительные негативные эмоции(переживания страха, гнева, ярости)

Чаще всего дистрессвызывается длительными и (или) сильными негативными воздействиями на организм. Но часто причинойдистрессаявляется не плохая жизнь вокруг, а негативное отношение к происходящему.

Дистресс— это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Любая эмоциональная встряска человека является стрессором(источником стресса).

При этом устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса и призваны обеспечить сопротивляемость организма.Дистрессже возникает, когда эти механизмы недостаточно эффективны или «истощают свой ресурс» при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека. Надо стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс — это вполне нормальная реакция.

Искусство саморегуляции — это искусство использования преимуществ эустресса и умение избегать дистрессов. Что происходит с человеком в стрессовом состоянии?

Наиболее заметная реакция на стресс у сердечно-сосудистой системы.

В состоянии эустресса пульс учащается до 90-100 ударов в минуту. В состоянии дистресса — 100 ударов в минуту при уменьшении пульсовой волны.

При эустрессе давление повышается умеренно.Придистрессевозможны два типа реакции: или резкое повышение артериального давления или его резкое падение. Дыхание в состоянииэустресса— усилено. Придистрессеоно становится учащенным.

Характерна реакция кожи на стресс.Приэустрессеона краснеет, придистрессе— побледнение или появление красно-белых пятен на коже. Эустресс вызывает чувство ощущение тепла или жара,дистресс— озноб.

Закономерно, что и протекание психических процессовизменяется в стрессовом состоянии. Внимание приэустрессеулучшается. Возрастает способность к концентрации, переключению и распределению внимания. Задача, которую предстоит решить, видится особенно четко. Деятельность прогнозируется на несколько шагов вперед. Расширение объема внимания дает удивительное ощущение собранности.

Когда эустрессперерастает вдистресс, проявляютсятрудности в управлении вниманием. Оно отвлекается по любым мелочам. Все, что отвлекает, начинает раздражать. Нередко проявляется излишняя фиксация внимания на чем-либо. Человек, решая проблему, застревает на ней, не в состоянии найти выход.

Памятьприэустрессе— улучшается. Человек быстрее и успешнее запоминает, с легкостью вспоминает забытое. В состояниидистрессаухудшается запоминание. Человек несколько раз читает текст, но запомнить его не в состоянии.

Изменяется и речь. В состоянииэустрессаэто не очень заметно. Хотя темп речи может несколько возрасти, само изложение более логично и последовательно, чем обычно. Придистрессевозникают различные отклонения в речи. Они выражаются в «проглатывании», заикании, заметном увеличении слов-паразитов, междометий.

Качество мышленияпридистрессеявно ухудшается. Сохраняются только самые простые мыслительные операции. Мысль вращается как бы в порочном круге, не находя выхода из возникшей проблемы. Сознание сужается, поэтому человек становится нечувствителен к юмору. Не стоит шутить с человеком в таком состоянии. Он шуток не поймет. Ведь чувство юмора предполагает мгновенное переключение с одной точки зрения на другую — необычную — точку зрения.

Различают три последовательно сменяющие друг друга стадии С.:

тревога

резистентность

истощение

Представления о природе С. в последние годы существенно изменились. В многочисленных работах отечественных и зарубежных авторов показано, что эмоциональный стресс характеризуется широким спектром нарушений различных физиологических функций: щитовидной железы, половых функций, кровообращения, сердца, кислородообеспечиваюших механизмов, иммунитета, психических функций, показателей крови. Установлено, что наиболее активно на С. реагирует соединительная ткань организма.

Эмоциональный С. формируется у субъектов в условиях, так называемых, конфликтных ситуаций.Конфликтная ситуация— это такая ситуация, в которой субъекты ограничены в возможностях удовлетворения своих ведущих социальных или биологических потребностей. Особо опасны в плане формирования эмоционального стресса острые и затяжные, хронические конфликтные ситуации. Субъекты, как правило, реагируют на конфликтные ситуации естественной защитной отрицательной эмоцией, биологический и социальный смысл которой заключается в мобилизации защитных сил организма на преодоление и избегание конфликтной ситуации. В этом плане отрицательные эмоции в конфликтных ситуациях адаптивны.

На основе эмоциональных стрессов формируются неврозы, психозы, психосоматические заболевания (нарушение сердечной деятельности, артериальная гипертензия, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта, иммунодефициты, эндокринопатии и даже опухолевые заболевания).

Последствием этих заболеваний являются инфаркты миокарда, инсульты. В стрессорных производственных ситуациях нарастает травматизм, алкоголизм, самоубийства.

На первых стадиях нарушений физиологических функций в конфликтных ситуациях с успехом индивидуально применяются нелекарственные методы: психотерапия, дыхательные и физические упражнения, музыка, физиотерапевтические процедуры, аккупунктура и т. п., эффекты которых контролируются на рабочем месте.

Для реабилитации последствий эмоционального стресса применяются специальные мероприятия, включающие тепло-холодовые процедуры в сауне, обильный прием жидкости и прием специальных витаминных минеральных веществ.

Стресс – это естественная реакция организма. Причем если для выхода из стресса ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ достаточно, просто, хорошо и полностью расслабиться, то, как раз борьба со стрессом многими превращается в постоянный источник напряжения и приводит к самому настоящемудистрессу. Более того, стресс полезен (точнее, вредно полное отсутствие стрессов), а вотдистресс– всегда опасен и вредит организму.

Если чуть упростить определение и сделать его более понятным, то дистрессом называется ПОСТОЯННЫЙ стресс.То есть состояние, когда человек длительное время не выходит из состояния стресса. Опасен он тем, что грозит состоянию здоровья и может привести к тяжелым заболеваниям нервной системы, иммунной системы, дыхательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, кровообращения и сердечной деятельности. В легкой форме дистресс может проявляться в виде бессонницы, головной боли, быстрой утомляемости. Даже такие, по мнению многих, не зависящие ни от чего, кроме плохой экологии или наследственности, заболевания, как угревая сыпь и выпадение волос, чаще всего являются следствием продолжительного стресса, т.е. дистресса. Еще говорят о «синдроме дистресса», часто предполагая под этим понятием «синдром хронической усталости». Как ни парадоксально, но в абсолютном большинстве случаев это предположение при всей своей ненаучности верное: постоянная, «хроническая» усталость гораздо чаще является синдромом дистресса, чем проявлением собственно СХУ (синдрома хронической усталости) как отдельного заболевания, предположительно имеющего вирусную природу.

Кстати, усталость — любая, не обязательно хроническая — как раз признаком самого стресса не является. Усталость появляется ПОСЛЕ стресса. Точнее, только на третьей фазе стресса. А во время первых двух фаз ощущения человека прямо противоположны понятию усталости. Впрочем, о признаках стресса мы поговорим отдельно чуть подробней.

Оба понятия – стресс и дистресс – ввел Ганс Селье в начале прошлого века. Дистресс он классифицировал как «плохой стресс». Стресс, с которым организм не в силах справиться.

Фазы стресса:

  • мобилизация
  • сопротивление
  • истощение

Представьте, что после фазы истощения не наступает расслабления и восстановления сил – и после стресса организм, выработавший свой ресурс для того, чтобы адаптироваться к новым для себя условиям, не получил отдыха. Вместо этого он получил новый стресс, соответственно новый сигнал к мобилизации сил, а он уже и так работал на пределе.

Для того чтобы лучше понять как это происходит, проведем аналогию с мышцей.  Представьте, Вы подняли и держите тяжелую штангу. Вам тяжело, Ваши мышцы ноют и требуют отдыха, но вместо того, чтобы опустить штангу и отдохнуть, Вы добавляете вес на штангу, а затем еще и еще. Даже не будучи спортсменом, любой человек в состоянии представить, что долго так продолжаться не сможет – как минимум, Вы опустите штангу, а то и просто упадете под такой нагрузкой. Так и с дистрессом – человек просто «падает» под тяжестью постоянной нагрузки на организм, которая в итоге становится просто непосильной.

Как же помочь организму, как избежать дистресса?Поняв, что же такое дистресс, ответ становится очевидным. Продолжим аналогию со штангой. Вопрос: как не упасть под тяжестью штанги?Очевидно, что:1.Стоит вовремя опускать штангу — то естьрасслабляться.2.Тренированный, сильный человек может держать больший вес и дольше. То естьнадо тренироваться в умении вовремя и правильно напрягаться. Так же, как и тренироваться в умении вовремя и правильно расслабляться. 3.Не стоит хвататься и поднимать все попавшиеся на пути штанги все время. То естьубрать лишние причины стрессов.

Некоторые считают, что «Можно просто не испытывать стрессов – тогда не будет и дистрессов». Это не так. Во-первых, человек не может не испытывать стрессов. Этот необходимый защитный механизм заложен в нас природой. А стрессовым фактором, причиной стресса для организма совсем не обязательно является выговор начальника или ссора с другом. Это точно так же может быть и обычная инфекция, и плохая еда, да и просто смена окружающей температуры — уже повод для стресса с точки зрения организма. А прямое волевое управление реакцией организма на имеющийся раздражитель практически невозможно. Попробуйте для примера усилием воли сузить или расширить сосуды. Или хотя бы резко увеличить пульс, не выдав организму хотя бы мнимой причины для стресса.  Кстати, на этом же примере можно понять (и проверить ;), что организм не различает степени «придуманности» причины стресса. То есть стресс вызывает не только реальная опасность, но и придуманная. Возвращаясь к примеру с увеличением частоты пульса — если ПРИДУМАТЬ (или вспомнить) какую-то тревожную ситуацию — то пульс легко может увеличиться. И все остальные признаки стресса тоже появятся: «мнимая причина» точно такой же повод для стрессового состояния, как и реальная опасность. Строго говоря, у большинства людей именно мнимые причины — основной источник стрессовых состояний.

Во-вторых, как это не парадоксально, разовые стрессы — полезны! Для того чтобы понять, почему единичный стресс и следующее после него расслабление полезны, достаточно ещё продолжить аналогию со штангой: для НЕтренированного человека даже минимальный вес может оказаться запредельным и просто опасным для здоровья. Если человек долго не испытывает стресса, то организм просто «атрофируется», что и само по себе вредно, и становится особенно опасным, когда стресс все-таки наступает. А он точно наступит — смотрите выше, причины найдутся ВСЕГДА.

Итак, в отличии от нормального стресса, в случае дистресса нет фазы расслабления, этим он и опасен. И самое разумное, что можно сделать – это не пытаться убежать от стрессов (что уже — стресс, причем постоянный, если постоянно убегать), а учиться помогать себе и своему организму эффективно жить. Учиться расслабляться. Тренироваться. Избавляться от явно лишних (чаще всего — выдуманных!) поводов для стресса. И именно научиться всему этому — действенный и, самое главное, естественный способ избежать разрушительного действия дистресса.

Агре́ссия (лат. aggressio — нападение) — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Основные меры профилактики стрессовых состояний

Выход из стрессового состояния предусматривает обязательное выполнение трех последовательных этапов:

1-й — выявление стрессора и активное воздействие на него

2-й — устранение физиологических последствий стресса

3-й — снятие психического напряжения

При возникновении стрессовой ситуации необходимы активные действия по устранению источника стресса с целью наименьших психических и физических потерь организма:

  • уменьшение силы воздействия стрессора;

  • устранение повторяемости стрессовой ситуации

  • перераспределение временного фактора

Одним из эффективных путей такого воздействия является снижение субъективной значимости стрессового фактора.

Снятию психологических механизмов стресса способствует искусство, общение, переключение на любимое занятие, чтение художественной литературы, слушание музыки.

Огромную роль в устранении негативных последствий стресса играет трудовая деятельность. Необходимо помнить, что труд — это не только социальная потребность, но и биологическая необходимость.

Различные виды физической деятельности являются основным способом устранения физиологических механизмов стресса. Подавить эмоциональную «стрессовую бурю» можно мышечной работой, особенно на свежем воздухе. В результате мышечной работы ликвидируется избыток гормонов, поддерживающих состояние эмоционального перенапряжения. Это приводит к расширению просвета мелких кровеносных сосудов, улучшает работу сердца, выравнивает артериальное давление, снижает возбудимость нервной системы, нормализует эмоциональное состояние.

Одним из методов профилактики стрессовых состояний является организация рационального питания. Из пищи в период стрессового состояния исключаются активаторы ЦНС, например, кофеин, содержащийся в кофе и чае. Очень важно в этот период регулярное питание, так как нарушение режима питания — одна из существенных причин повышения реакции организма на действие стрессора. Можно использовать терапевтическое обучение пациента и фармакологические методы.

Большая эффективность присуща различным способам реакции и психотерапии.

Отдельными приемами выхода из стрессовых состояний являются реальное планирование дел в соответствии с бюджетом времени, организованность периода работы и отдыха.

Большое значение имеет предупреждение конфликтных ситуаций. Это должно являться общей заботой людей в общественных местах, на работе и месте учебы, в семье. Исключить конфликты полностью невозможно, но разумная деятельность в этом направлении может принести ощутимый положительный результат.

Лучшей психологической защитой от неуверенности в себе, одиночества являются самосовершенствование, творческий труд, которые создают авторитет и повышают чувство собственного достоинства. Этому также способствуют широкие знания, доброе отношение к людям, чуткость и отзывчивость.

Благотворное влияние на психоэмоциональную сферу человека оказывает философия оптимизма. Она заключается в умении находить источник радости в самом себе, в вере хорошего исхода дела, в возможности не огорчаться по пустякам. Оптимист живет по принципу: помнить о хорошем дольше, чем о плохом.

Одним из всемогущих способов устранения отрицательных, неприятных переживаний служит эмоциональная реакция, именуемая чувством юмора. В современной медицине существует такой прием, как «смехотерапия».

Довольно распространено мнение об алкоголе как средстве борьбы со стрессами. Но алкоголь может лишь облегчить переживание стресса, снижая при этом способность человека к сопротивлению. Далее сам алкоголь становится стрессором и часто служит причиной тяжелых стрессов в результате утраты самоконтроля. Не случайно один из древних ученых отметил: «В бутылке неудовлетворенность ищет утешение, трусость — мужество, а робость — уверенность в себе».

Зависимость эффективности деятельности от уровня эмоциональной напряженности

Среди эмоциональных состояний выделяют эмоциональную напряженность, характеризующуюся повышенным уровнем активации (возбуждения).

Эмоциональная напряженность может оказывать на эффективность деятельности как положительное, так и отрицательное действие. По данным Е. А. Иванова и др., эмоциональная напряженность перед прыжком с парашютом увеличивает мышечную силу, но расстраивает моторную координацию.

В состоянии эмоциональной напряженности активизируются спонтанные речевые проявления; резко возрастает количество привычных речений, слов-«паразитов», клише. Эти привычные речения артикулируются в более высоком темпе, чем в речи, происходящей в обычном состоянии, что приводит к изменению темпа артикулирования. Существенно возрастает количество некоммуникативных жестов, сопровождающих речь, факт появления которых не осознается говорящим. Наличие затруднений в выборе слов и в формулировании мыслей, с одной стороны, и активизация спонтанных проявлений, с другой стороны, приводят к резким колебаниям общего темпа речи на отдельных участках речевой цепи, с чем, в известной степени, связаны и колебания частоты основного тона».

Влияние стресса на здоровье человека

Стрессы оказывают отрицательное влияние, как на психологическое состояние, так и на физическое здоровье человека.

Стресс дезорганизует деятельность человека, его поведение, приводит к разнообразным психоэмоциональным нарушениям (тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, гнев, нарушения памяти, бессонница, повышенная утомляемость и др.).

Мы часто слышим: «Он подорвал здоровье на работе, трудился с постоянными перегрузками!»

Как же это происходит, каков истинный механизм «поломки» здоровья?

С самого начала природа заложила во все живое, в том числе и в человека, реакцию на раздражения в виде движений: люди научились обороняться, убегать. В большинстве подобных случаев состояние человека быстро нормализуется, как и работа вовлеченных в реагирование органов и систем. А вот на современные нагрузки, стрессовые раздражения человек не всегда может отреагировать с быстрой разрядкой, самоуспокоением, облегчением состояния; беспокойство, напряжение организма часто остаются длительными. Если негрубые воздействия на нас нередко даже полезны, поддерживают нормальный жизненный тонус, то при значительных и повторяющихся вредных воздействиях любого типа чаще происходит перегрузка организма, развиваются болезненные процессы. Поговорка «Все болезни от нервов» в большой степени отражает это, хотя верна не всегда! Обычно вначале на вредное воздействие, ситуацию реагируют различные отделы нервной системы, а затем и другие, связанные с ней. То есть, практически любой орган может через нервную систему также вовлекаться в болезненный процесс.

Под словом «стресс» мы будем подразумевать чрезмерные для организма воздействия на него, перегрузки, преимущественно нервно-психические, и последующие реакции как внутри организма, так и вне его. Если физические нагрузки зачастую проще прекратить волевым решением, например, перенести, отдохнуть от них, то нервные перегрузки, психотравмирующие ситуации не всегда и не каждый может приостановить сразу, по «просьбе» организма. Отсутствие быстрой разрядки, отдыха от эмоциональной нагрузки, повторение сильных раздражений или возникновение уже своих психогенных «зацикливаний», «накручиваний» после нагрузок и неприятностей приводит к затяжным, зачастую выраженным нарушениям доставки с кровью кислорода, питательных веществ. Клетки крови, подобно пчелам в улье, удаляют вредное, убивают микробы, борются с раковыми клетками, но при ухудшении кровотока, сердечно-сосудистой деятельности, при хронически выраженных стрессах и ряде болезней эта функция крови ухудшается, нарушается и процесс нормальной жизнедеятельности других клеток, структур организма, т.е. ухудшается работа, состояние органов.

При стрессах развиваются болезни: гипертоническая с повышением артериального давления, увеличением нагрузки на сердце и сосуды; кардионевроз как предстадия стенокардии — сосудистого поражения сердца; язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, колиты – воспаление кишечника с нарушением усвоения питательных веществ из продуктов, мигрень, бронхиальная астма с приступами удушья. Нарушаются половые функции, усиливается атеросклероз, провоцируется развитие психических заболеваний, сахарного диабета, снижается иммунитет, а отсюда быстрее развиваются и инфекционные и онкологические заболевания.

Медикам известно, что неприятные переживания, как и чрезмерная радость, нередко ослабляют организм, способствуют удлинению сроков заболевания, а вот умеренная радость помогает поправиться. Недаром говорится, что иногда один комедиант может заменить нескольких врачей, правда, это не следует понимать буквально, но польза хорошего настроения велика. Отсюда становится ясной важность для здоровья умения спокойнее переносить жизненные трудности. Конечно, заболевания могут развиваться и от других причин. В развитых странах нервно-психические расстройства занимают первые места среди других заболеваний из-за перегрузов, легко возникающих стрессов, особенно у лиц умственного труда, предпринимателей.

А ведь существует категория людей – так называемых трудоголиков, постоянно работающих в режиме перегрузки, даже в выходные дни. В то же время известно, что можно делать большую работу разумно, оставаясь при этом спокойным, тогда и болезней будет меньше.

Уровень нервно-психических заболеваний растет в развитых странах и среди молодежи. Эти болезни являются болезнями цивилизации. Организм же лечить сложно еще и потому, что появляются новые, мало изученные причины, механизмы болезней, а он представляет собой не жесткую систему полностью обновляемых при лечении органов. Это действительно целый микрокосмос из взаимосвязанных живых клеток, и чем сложнее система, тем труднее ее «ремонтировать».

Развивающиеся при стрессах, неврозах заболевания других органов и систем в свою очередь могут ухудшить состояние нервной системы. Иногда стрессы способствуют резкому снижению сахара в крови, при этом могут появиться слабость, усиленное сердцебиение, страх.

Часто стресс обусловлен тревогой, неуверенностью в успешности проделываемой работы, непредсказуемостью ситуации, а ведь свои отрицательные эмоции человек нередко лишь скрывает, неблагоприятное же действие их от этого не исчезает. Важно не дать им развиваться чрезмерно, в неблагоприятном проявлении, но и сдерживаемые эмоции следует контролировать разумом. Полезно разряжаться здоровыми методами. Ведь даже иная ругань «про себя» нередко влияет на здоровье не одну и не две минуты.

Спровоцировать стрессы могут шум, жара или чрезмерный холод, загрязненный воздух, мелочные конфликты и переживания, часто повторяющиеся или длительные большие нагрузки, неудовлетворенность собой, чрезмерные запросы, длительная нереализация желанного, споры, болезни.

Неверно считать, что есть люди, абсолютно стойкие к стрессам. Какой бы ни был человек, всегда бывают ситуации, способные «вывести из себя» любого. Другое дело, что некоторые в большем числе ситуаций умеют оставаться спокойными. Лучше, если это не только внешнее проявление.

Пренебрежение правилами здоровой жизни, стрессы, неумение реагировать на них спокойнее, но без пассивности повышает вероятность различных заболеваний. Важно жить не безвольно, а хорошими интересами, не идущими вразрез с другим жизненно необходимым. В то же время не следует творить себе «кумира», видя образ жизни других и перенимая его полностью без глубокого осмысления необходимости для себя, своего подлинного счастья.

Патология эмоций и чувств

Депре́ссия (от лат.deprimo «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности.

Как психическое расстройство является нарушением аффекта. При длительном течении времени (свыше четырех-шести месяцев) депрессия рассматривается как психическое заболевание. Депрессия хорошо поддаётся лечению, более чем в 80 % случаев наступает полное выздоровление, тем не менее, в настоящее время именно депрессия — наиболее распространённое психическое расстройство. Ею страдает 10 % населения в возрасте старше 40 лет. Из них 2/3 — женщины. Среди лиц старше 65 лет депрессия встречается в три раза чаще. В некоторых случаях человек, страдающий депрессией, начинает злоупотреблять алкоголем (или иными препаратами, воздействующими наЦНС), уходит «с головой» в работу.

Субдепрессия-снижение настроения, не достигающее степени депрессии,наблюдается при ряде соматических и неврологических заболеваний. В психотерапии чаще принято говорить о субдепрессии — некоем отдельном состоянии, когда человек пока не лежит на диване в полной апатии и еще в силах сам обратиться за помощью к специалисту.

Собственно говоря, субдепрессия – это то, что на Руси издавна называли словом «хандра». Ее отличие от депрессии в том, что при субдепрессивном состоянии, как правило, не наличествует полная депрессивная триада во всех ее проявлениях. Человек может внешне «жить достаточно активно»: ходить на работу, выполнять супружеские обязанности, совершать еще какие-то «общепринятые действия» – но все это без удовольствия, без вкуса к жизни, без какого-то внутреннего стимула. Был такой анекдот, как раз про субдепрессию: » — Здравствуйте, я у вас вчера воздушные шарики покупал. Я к вам с жалобой — они бракованные. — В чем дело — воздух не держат? — Да нет, с этим все в порядке. — Может быть, лопаются? — Нет, не лопаются… — Так в чем же дело? — Не радуют они меня…»

Такое состояние как раз сегодня и принято именовать депрессией – однако оно не имеет психиатрических «корней», и возникает не в качестве «признака психического заболевания»: здесь совершенно не идет речь ни о какой эндогении и нарушениях психики в клиническом понимании. Более того, субдепрессия чаще возникает как раз у людей психически здоровых, не обделенных интеллектом, имеющих достаточно высокие жизненные притязания – но столкнувшихся с какими-то препятствиями в достижении поставленных перед собой жизненных целей – причем с препятствиями, по ИХ мнению, непреодолимыми. Еще одной причиной возникновения субдепрессии у таких людей может быть то, что поставленные перед собой когда-то цели, бывшие до некоторого момента «основными стимулами и смыслами жизни», в силу дальнейшего интеллектуального развития и повышения критичности мышления человека стали неактуальными – а других пока он по какой-то причине поставить себе не может.

Эйфория(греч. euphoria),повышенное, радостное настроение, чувство довольства, благополучия, не соответствующие объективным обстоятельствам.У лиц с Э., как правило, преобладает оптимистическая оценка окружающего, противоположные аффекты им недоступны. Эйфория может сочетаться как с ускоренным течением мыслей (идеи и мысли скачут), склонностью к образному фантазированию, активной, но малопродуктивной деятельностью(больные излишне суетливы, хватаясь за все, ничего не доводят до конца, вновь и вновь переключаясь на что-то другое, отвлекаясь, не могут продуктивно работать), расторможением влечений, так и с замедленностью психических процессов, пассивностью, вялостью, отсутствием побуждений. Эйфория возникает под влиянием малых доз алкоголя, морфия и некоторых других наркотиков, при кислородном голодании (например, высотная болезнь), нередко при тяжёлых соматических болезнях.

Эйфория может быть также проявлением органические поражения головного мозга (опухоли, прогрессивный паралич и др.) и может сочетаться с явлениями слабоумия.

В психиатрии

Форма болезненно-повышенного настроения, характеризующаяся благодушием, безмятежным блаженством, состоянием тихой радости. В отличие от гипертимии для эйфории не характерно повышение двигательной и интеллектуальной активности, напротив, может наблюдаться замедление мыслительной деятельности. Эйфория наблюдается при слабоумии при органических процессах в головном мозге.

В наркологии

Феномен, являющейся составной частью синдрома наркотического опьянения, включающий измененное состояние психики и различные соматические ощущения человека, находящегося в наркотическом опьянении. В широком смысле, эйфория включает в себя не только эмоциональные изменения, но и целый ряд психических и соматических ощущений, чувствований, за счет которых достигается положительный эмоциональный сдвиг.

Структура эйфории различна для состояний опьянения, вызванных разными наркотиками. Эйфория, вызванная употреблением алкоголя и снотворных препаратов, слагается из собственно эмоциональных изменений в сочетании с приятной двигательной и интеллектуальной заторможенностью. Опийная эйфория характеризуется состоянием соматического наслаждения на фоне эмоционального покоя, блаженства без интеллектуальной заторможенности. При употреблении стимуляторов положительный эмоциональный сдвиг вторичен и обусловлен физическим и интеллектуальным просветлением, подъемом, ощущением общего подъема жизнедеятельности. Эйфория при употреблении гашиша и психоделических препаратов имеет в качестве первопричины изменения восприятия и мышления особое мистическое, фантастическое состояние сознания. Несмотря на разнообразие изменений психики, возникающих при опьянении различными наркотическими веществами, можно отметить, что чем более проявляются следующие признаки, тем более сильную эйфорию может испытывать индивид:

неуправляемость психической деятельности

диссоциация психической деятельности

протопатичность ощущений  — их глубинность, безотчетность, необъяснимость

Эйфория каждого вида наркотического опьянения является динамическим феноменом, включающим несколько последовательно сменяющих друг друга фаз. Собственно эйфория отчётливее всего ощущается в динамике, при переходе от нормального или плохого настроения до чрезвычайно повышенного. Характер, длительность каждой фазы при приеме одного и того же наркотика может меняться в зависимости от субъективной установки человека, пути введения наркотического вещества, и особенно, от стадии заболевания (наркомании) — в динамике каждого вида наркомании эйфория претерпевает существенную трансформацию.

Дисфория(от греч. dysphoréo — тяжело переношу, раздражён),расстройство настроения, характеризующееся напряжённым, злобно-тоскливым аффектом с выраженной раздражительностью, доходящей до взрывов гнева с агрессивностью.Наблюдается при эпилепсии, а также при некоторых психопатических состояниях.

Эмоциональная лабильность-неустойчивость эмоциональных состояний, быстрая смена одних эмоций другими. Эмоции колеблются в очень широком диапазоне от сентиментальности и умиления до слезливости и слабодушия. Эмоциональная лабильность — один из признаков дискоординации высшей нервной деятельности.

Эмоциональная лабильность характеризуется скоростью перехода от одного эмоционального состояния к другому. Люди отличаются друг от друга тем, как часто и насколько быстро у них изменяется состояние — у одних людей, например, настроение обычно устойчивое и мало зависит от мелких текущих событий, у других, с высокой эмоциональной лабильностью, оно меняется по малейшим поводам несколько раз в день.

Неустойчивость эмоционального фона, его зависимость от внешних обстоятельств, частые изменения настроения, обусловленные незначительными положительными или отрицательными ситуациями. Наиболее характерны изменения настроения от приподнято-сентиментального к подавленно-слезливому или от повышенного с оттенком благодушия, эйфории к дисфорическому с недовольством, ворчливостью, злобой, агрессией. Эмоциональная лабильность возникает в рамках астенического, церебрастенического, энцефалопатического синдромов в связи с тяжелыми соматическими заболеваниями, в т. ч. инфекционными, интоксикациями, черепно-мозговыми травмами, органическими заболеваниями головного мозга. В некоторых случаях эмоциональная лабильность у детей и подростков отмечается в течение нескольких недель — месяцев в постприступном периоде маниакально-депрессивного и шизоаффективного психоза. Наиболее часто эмоциональная лабильность в детско-подростковой амбулаторной психиатрической практике встречается в состояниях декомпенсации при резидуально-органической церебральной недостаточности, а также при субдепрессивных состояниях различного генеза.

Эмоциональная амбивале́нтностьот лат. ambo — оба и valentia — сила),двойственность переживания, когда один и тот же объект вызывает у человека одновременно противоположные чувства,напр. любви и ненависти, удовольствия и неудовольствия; одно из чувств иногда подвергается вытеснению и маскируется другим. Термин введен Эйгеном Блейлером(швейцарский психиатр и патопсихолог.

Апа́тия (греч. apatheia — бесстрастность) -состояние эмоциональной пассивности, безразличия и бездеятельности; характеризуется упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов.

Функциональное назначение негативных эмоциональных состояний

Страдание– негативное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в форме эмоционального стресса. Страдание имеет характер астенической (ослабляющей человека) эмоции.

Гнев– негативное эмоциональное состояние, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания, гнев имеет стенический характер (т.е. вызывает подъем, хотя и кратковременный, жизненных сил).

Отвращение– негативное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении и др.) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение, глее нападение мотивируется гневом, а отвращение – желанием избавиться от кого-либо или от чего-либо.

Презрение- негативное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованностью жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нормам и эстетическим критериям.

Стыд– негативное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожидания окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Страх– негативное эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Следовательно, для человека, как биологического существа, возникновение страха не только целесообразно, но и полезно. Однако, для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленных им целей. По мнению К. Изарда, результаты ряда исследований убеждают в том, что необходимо различать страх и тревогу, хотя ключевой эмоцией при тревоге является страх.

В науке различают понятия «тревога» и «тревожность». Понятие «тревога» было введено в психологию З. Фрейдом. Тревога является результатом активности воображения, фантазии будущего. Тревога появляется у человека вследствие наличия незаконченных ситуаций, заблокированной активности, не дающей возможности разрядить возбуждение. В связи с этим, тревога понимается как эмоциональное состояние острого внутреннего мучительного бессодержательного беспокойства, связываемого в сознании индивида с прогнозированием неудачи, опасности или же ожидание чего-то важного, значительного для человека в условиях неопределенности Выраженная тревога проявляется как тягостное неопределенное ощущение «беспокойства», «дрожания», «кипения», «бурления» в различных частях тела, чаще всего в груди, и нередко сопровождается различными сомато-вегетативными расстройствами (тахикардией, потливостью, кожным зудом и др.).

Хотя тревога близка психологически к эмоции боязни, она все же отличается от страха. Боязнь имеет конкретный источник переживания, связана с определенным объектом, который оценивается как безусловно опасный. Тревога же не имеет четкого и конкретного повода для своего возникновения

Термин «тревожность» нередко используют и для обозначения более широкого круга переживаний, возникающих независимо от конкретной ситуации. В тоже время полагают, что тревожность, тревога предшествуют страху, который возникает, когда опасность уже осознана и конкретизирована .

В психологии различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревожность) и как устойчивую черту (личностная тревожность).

Ситуативная тревожность определяется Спилбергером как «эмоциональная реакция», которая характеризуется мрачными предчувствиями, субъективными ощущениями напряженности, нервозности, беспокойства и сопровождается активизацией вегетативной нервной системы

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающих, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком, как опасная самооценке самоуважению.

Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности. Это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности . У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности. Это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Однако, если вдруг, человек или окружающие замечают, что все вроде бы более или менее нормально, а его не покидает чувство тревоги, или реакция на рядовые события чрезмерна, или тревожность возникает по такому поводу, на который ранее человек не обратил бы внимания, то в данном случае ситуативная тревожность имеет дезадаптивный характер.

Одним из видов негативных эмоциональных состояний является агрессивность.

Начало изучения психологических механизмов агрессивности связано с именем З. Фрейда, который выделил агрессивность, как неотъемлемое свойство человеческой природы. Накапливающаяся энергия агрессивного драйва время от времени должна получать разрядку во вспышках агрессивности – таково психоаналитическое толкование.

Есть теория, которая уподобляет агрессивность человека поведению животных и объясняет ее чисто биологически – как средство выжить в борьбе с другими существами, как средство защиты и утверждения себя в своей жизни через уничтожение или победу соперника.

Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей. Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно снижается.

Фрустратором выступает непреодолимое для человека препятствие, блокирующее достижение поставленной им цели. С точки зрения С.Розенцвейга, всякая реакция на фрустратор направлена на поддержание равновесия внутри организма. Отечественные психологи склонны считать, что состояние фрустрации – это реакция личности.

Фрустрация может оказать различное влияние на деятельность человека. В некоторых случаях она мобилизует его для достижения отдаленной по времени цели, повышает силу мотива. Однако поведение при этом может носить импульсивный и иррациональный характер. В других случаях фрустрация демобилизует человека, и тогда он, либо путем замещающих действий, пытается уйти от конфликтной ситуации, либо вообще отказывается от действия.

По С.Розенцвейгу, состояние фрустрации может проявиться в трех формах поведения (реакций):

Экстрапунитивная формареагирования характеризуется направленностью реакции вовне. Человек склонен обвинять в случившемся обстоятельства, других людей. Он обнаруживает повышенную раздражительность, досаду, озлобленность, упрямство, а также стремление добиться поставленной цели, во что бы то ни стало. Поведение вследствие этого становится малопластичным, примитивным, стереотипным, даже если ранее усвоенные способы поведения не приводят к желаемому результату

Интрапунитивная формафрустрации характеризуется аутоагрессией: самообвинением, появлением чувства вины. У человека возникает подавленное настроение, повышается тревожность, он становится замкнутым, молчаливым. При решении задачи человек возвращается к более примитивным формам поведения, ограничивает виды деятельности и удовлетворение своих интересов

Импунитивная формареагирования связана с отношением к неудаче либо как к неизбежному, фатальному, либо как к малозначимому событию, которое со временем «разрегулируется» само по себе. Таким образом, человек не обвиняет ни себя, ни других

которые свидетельствуют о направленности реакций.

Кроме того, выделяют определенные виды фрустрационного реагирования:

· Двигательное возбуждение– бесцельные и неупорядоченные реакции;

· Апатия (например, ребенок в ситуации фрустрации лег на пол и смотрел в потолок);

· Агрессия и деструкция;

· Стереотипия –тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;

· Регрессия,проявляющаяся в примитивизации поведения, в обращении к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни или в снижении качества исполнения.

Профилактика стресса

Стрессовая реакция вызывает в организме обычным рефлекторным путем естественное ответное действие. Наш сегодняшний «естественный» образ жизни с его «привычным» дефицитом движений не дает стимула для активного ответного действия. Для нас все более и более привычной в подобных ситуациях становится реакция «ухода от ситуации». Это сочетание неадекватного образа жизни с биохимической и гормональной реакций на стресс может привести к серьезным отклонениям в состоянии здоровья.

В течение долгого времени бытовало мнение, что реакция тревоги является непредсказуемой и небезопасной и по-другому человек не может реагировать на стресс. Однако многолетний опыт свидетельствует: гораздо полезнее, используя резервные возможности организма, овладеть методам сознательной и активной саморегуляции. Это позволит реагировать на стресс более спокойно. Это означает – научиться управлять стрессом вопреки естественной автоматической реакции и отвечать на него ауторегуляционно, или, как говорят медики, релаксационно.

Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции:

Релаксация — состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается либо во всем организме, либо в любой его системе.

Каким же образом действует релаксация на состояние стресса. Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г. Селье):

Противострессовая «переделка» дня

Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему – наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возвратившись домой с работы или учебы, сразу же проводить релаксацию. Вот несколько рекомендуемых способов релаксации за 10 минут.

1. Сядьте в кресло, расслабьтесь и спокойно отдохните. Или же сядьте поудобнее на стул и примите релаксационную «позу кучера».

2. Заварите себе крепкого чая или сварите кофе. Растяните их на 10 минут, старайтесь в этот отрезок времени ни о чем серьезном не думать.

3. Включите магнитофон и послушайте свою любимую музыку. Наслаждайтесь этими чудесными мгновениями. Постарайтесь полностью погрузиться в музыку, отключившись от ваших мыслей.

  1. Если ваши близкие дома, выпейте чай или кофе вместе с ними и спокойно побеседуйте о чем-нибудь. Не решайте свои проблемы сразу же по возвращении домой: в состоянии усталости, разбитости это очень трудно, а порой невозможно. Выход из тупикового положения вы сможете найти после того, как пройдет немного времени и спадет напряжение трудового дня.
  2. Наполните ванну не очень горячей водой и полежите в ней. В ванне проделайте успокаивающие дыхательные упражнения. Сделайте глубокий вдох через сомкнутые губы, опустите нижнюю часть лица и нос в воду и сделайте очень медленный выдох. Постарайтесь выдыхать как можно дольше (выдох с сопротивлением).

    Представьте себе, что с каждым выдохом общее напряжение, накопившееся за день, постепенно спадает.

  3. Погуляйте на свежем воздухе.
  4. Наденьте спортивный костюм, кроссовки и побегайте эти 10 минут. Очень важно, чтобы инициатива таких «переделок» дня исходила от нас самих. Необходимо предупредить своих близких, что в это короткий период времени мы забываем о своих домашних обязанностях и попробовать провести эти 10 минут вместе с ними. На свежую голову на решение всех домашних проблем потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии

1) импульс

2) стресс

3) адаптация

Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

Иными словами, если наступает адаптация, то стрессовое состояние вскоре идет на убыль – человек, так или иначе, успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств.

С помощью релаксации человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым можно помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация peгулирует настроение и степень психического возбуждения. Это позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко – для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Правда, есть все же одно непременное условие – мотивация, каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

Разумеется, релаксация не решит всех забот и проблем, но, тем не менее, ослабит степень их воздействия на организм, что очень важно. С помощью релаксации невозможно устранить негативные воспоминания или впечатления, хранящиеся в подсознании, не надо ждать какого-то особенного, чудодейственного эффекта. Но благодаря релаксации можно активно бороться со стрессами.

При регулярности занятий релаксационные упражнения; постепенно становятся привычкой и ассоциируются с приятными впечатлениями. Естественно, что эти впечатления возникнут не сразу — для овладения физической и психической саморегуляцией требуются усердие, упорство и терпение

Первая помощь при остром стрессе

Если же вы оказались в стрессовой ситуации неожиданно (вас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) – у вас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе «СТОП!», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе

Перечислим некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса

  • Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
  • Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.
  • Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.
  • Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) « по косточкам», как описано в пункте 3.
  • Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).
  • Займитесь какой-нибудь деятельностью – все, равно, какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.
  • Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация).

    Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

  • Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения).

    Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

  • Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.
  • Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.

Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность

Ауторегуляция дыхания

В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И, наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание).

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения — как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.

Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.

Ритмичное дыхание успокаивает нервы т психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения — важен ритм. От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.

Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни. Попробуйте заняться каким – либо любым другим видом деятельности, чтобы побыстрее забыть стрессовую ситуацию. Не повредят умеренные занятия спортом или прогулка – словом любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения