ПОРТНОВ А. В. – педагог-психолог
ГУ СРЦ «Гармония» г.о. Тольятти
Уважаемые коллеги!
Мне хотелось бы начать своё выступление с вопроса: «Что такое брак?»
В ответ можно услышать ехидненькое: «Хорошее дело браком не назовут», или что-то ещё из той же обоймы. Более вдумчивые люди могут вспомнить цитату из Кодекса о браке и семье: «Брак — это добровольный союз мужчины и женщины, порождающий взаимные права и обязанности супругов друг перед другом, перед детьми и перед родителями». И это, как говорят в популярной телевизионной игре, «несомненно, правильный ответ». Но, вряд ли кто-то «навскидку», быстро и полно, ответит на другой вопрос: «С какой целью заключается этот самый «добровольный союз?» (Есть желающие ответить?)
Позвольте напомнить, что цель брака – организация совместной деятельности для наиболее полного удовлетворения всех (материально-органических, духовных, общественных и других) потребностей.
Я бы хотел вынести на обсуждение два аспекта, на мой взгляд, серьёзно влияющих на процесс взаимной адаптации супругов к жизни в браке. Один из них, это тип сотрудничества, к которому прибегают люди в совместной деятельности. Другой – это степень развитости общих адаптационных способностей к межличностному взаимодействию в брачной и семейной жизни.
Как известно, супружеским отношениям пока нигде не учат, права и обязанности, хотя и передаются через систему социальных норм, обычаев, традиций, в конкретной семье имеют неповторимые черты. Мужчина и женщина, заключившие брак, оказываются на долгие годы включёнными в самую разнообразную совместную деятельность, успешность которой требует от них взаимопонимания, слаженности, чёткой кооперации. Иными словами, молодожёнам необходимо наладить сотрудничество. Рассматривая вопрос о типе сотрудничества, мне хотелось бы познакомить вас с концепцией, которая была предложена в 80-х годах ХХ века Георгием Александровичем Ваниевым (к.т.н., деканом Карагандинского политехнического института, а затем Директором школы современного управления при Доме науки и техники г. Караганды) и апробирована им в организационной практике. Автор выделяет шесть типов сотрудничества и соответствующие им механизмы сотрудничества: инерционный, принудительный, авторитарный, договорный, коллегиальный и единоусловный.
Взаимоотношения детей в совместной деятельности
... направлением в научных исследованиях лаборатории является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и ... качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет себя показать с луч шей стороны. Над этим вопросом работали и проводили опыты Репина и ...
- Инерционный
- Принудительный
- Авторитарный
- Договорный
- Коллегиальный
- Единоусловный
При инерционном типе сотрудничества основным механизмом обеспечивающим согласованность действий и, как следствие, их эффективность, являются традиции и привычки.
Принудительный тип сотрудничества, как правило, опирается на механизм кнута и пряника и осуществляется по принципу: «Не можешь – научим, не хочешь – заставим!»
При авторитарном типе сотрудничества активность исполнителя базируется на стремлении как можно точнее исполнить указания вышестоящей инстанции. А при возникновении разногласий взаимодействие спорящих сторон строится по принципу: «Вот приедет барин — барин нас рассудит!»
При договорном типе сотрудничества основным механизмом является договор, в котором отражаются как права, так и обязанности договаривающихся сторон, а также предусматриваются санкции, применяемые к каждой из сторон, за невыполнение условий договора.
Коллегиальный тип сотрудничества опирается на высокий уровень профессионализма всех сотрудников и их готовности решить часть общей задачи в рамках своей компетенции.
Единоусловный тип сотрудничества осуществляется по принципу: «Всё для фронта! Всё для победы!»
Единоусловный и коллегиальный типы сотрудничества основаны на осознанном подходе к решению основных задач деятельности и являются высшими типами сотрудничества. Обязательным условием при этих типах сотрудничества является активная позиция каждой из сотрудничающих сторон и стремление наилучшим способом разрешить возникающие проблемы.
В повседневной жизни при организации совместной деятельности у людей могут проявляться разные поведенческие стратегии. Одна из них это манипулирование. Исследователь этого вопроса в США Э. Шостром утверждает, что человек, прибегающий к манипулированию, встаёт на путь разрушения своей личности. И альтернативой стратегией здесь выступает стратегия актуализации.
Другой тип поведенческой стратегии это доминантно-рецессивные отношения (о них мы поговорим на мастер-классе), которые могу порождать массу психологических проблем и серьёзно затруднять адаптацию супругов.
До вступления в брак потребности молодых людей удовлетворялись независимо и автономно. В браке же требуется согласование не только потребностей, но и интересов молодых супругов. Появляется сложнейшая сеть взаимной зависимости, требующая уступок, компромиссов, которые не обходятся без споров и конфронтаций. Степень семейного согласия во многом зависит оттого, насколько каждый из членов супружеской диады способен поставить себя на место другого и понять ту или иную ситуацию, т.е. проявить адаптационные способности.
В ходе совместной деятельности люди, так или иначе, проявляют весь арсенал приёмов межличностного взаимодействия, который был ими освоен в добрачный период жизни. И эффективность совместной деятельности в значительной степени будет зависеть от уровня развитости у них адаптационных способностей. Но, прежде чем говорить об адаптационных способностях вступающих в брак, важно отметить несколько видов брачной адаптации, таких как:
- адаптация к брачным ролям, к новым обязанностям и правам, к разделению труда в брачном союзе, к совместной согласованной деятельности;
- адаптация к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни брачного партнёра;
- адаптация к темпераменту, характеру, ко всему психическому миру партнёра;
- адаптация физиологическая, в том числе и сексуальная;
- адаптация к основным ценностям жизни, к «жизненной философии», пониманию цели и смысла жизни партнёра;
- адаптация к профессиональной деятельности партнёра.
И это не исчерпывающий список видов адаптации (попробуйте его дополнить).
Процесс взаимной адаптации является залогом успеха хороших взаимоотношений между супругами. Так отчего же зависит этот процесс и что надо сделать, чтобы он не провалился? Успешность или неуспешность адаптации к совместной жизни в браке будет зависеть от того какой комбинацией черт характера и способностей обладает тот или иной человек. К группе общих адаптационных способностей индивида к межличностному взаимодействию можно отнести:
- способность к сотрудничеству;
- способность к общению;
- способность к эмоциональному и рациональному пониманию других людей;
- способность к самоконтролю и самопознанию;
- умение выбирать адекватный тип регуляции поведения в зависимости от условий и обстоятельств.
Естественной базой этих способностей являются врождённые и приобретённые качества, свойства и черты:
а) центральной нервной системы;
б) темперамента;
в) характера.
И если особенности темперамента человек наследует от родителей по биологической линии, то черты характера приобретаются им в процессе воспитания и самовоспитания.
В таблице представлены черты характера и темперамента в зависимости от того как они влияют на успешность процесса брачной адаптации.
Процесс межличностной адаптации происходит |
|||
положительно |
затруднительно |
положительно |
затруднительно |
Уступчивость Общительность Гибкость Уравновешенность Уживчивость Решительность Покорность Добросердечие Отходчивость Отзывчивость Открытость Деликатность Заботливость Радушие Щедрость |
Непреклонность Замкнутость Заторможенность Импульсивность Сварливость Робость Властность Неприветливость Мстительность Холодность Подозрительность Грубость Чёрствость Сухость Жадность |
Мягкосердечие Сдержанность Естественность Доступность Снисходительность Инициативность Сострадание Дружелюбие Теплота Неуверенность Терпимость Раскованность Весёлость Беззаботность Мягкость |
Деспотичность Суетливость Скованность Высокомерие Непреклонность Неповоротливость Надменность Агрессивность Суровость Самоуверенность Непримиримость Эмоциональность Грусть Озабоченность Упрямство |
Каждый из супругов вырабатывает особый, индивидуальный стиль общения с другим партнёром. Происходит выработка взаимосогласованной оценки той или иной жизненной ситуации, возникающей перед брачными партнёрами. Таким же путём у брачной пары формируются достаточно устойчивые ориентации относительно друг друга, т.е. вырабатываются определённые типы поведения. В результате брачная адаптация супругов складывается как интегральный показатель согласованности действий относительно всех сторон жизни данной семьи.
Если судить об адаптационных свойствах человека по комбинации способностей, а вернее и точнее, по степени их развитости и наличия, то можно выделить четыре типа личностей:
- высоко адаптированные личности;
- средне адаптированные личности;
- низко адаптированные личности;
- дезадптированные личности.
Имея такой набор интегральных групп по степени и уровню адаптации к межличностному взаимодействию, можно составить девять виртуальных вариантов возможных супружеских союзов.
1) ВЛ + ВЛ 4) ВЛ + ДЛ «??» 7) СЛ + ДЛ «??»
2) ВЛ + СЛ 5) СЛ + СЛ «?» 8) НЛ + НЛ «?»
3) ВЛ + НЛ «?» 6) СЛ + НЛ «??» 9) НЛ + ДЛ «??»
Где «?» — означает асоциальные, невротические, алкогольные союзы,
а «??» — это брачные союзы, стабильность которых весьма низкая.
Все эти, вместе взятые «блоки» и «подсистемы» и определяют диапазон индивидуальной адаптации к брачной и семейной жизни.
Думаю, что всё выше сказанное, наглядно показывает, насколько важной является задача подготовки молодёжи к браку в добрачный период и считаю, что крайне необходимо иметь в системе образования государственную программу по этому вопросу. Предпринятая в 80-х годах ХХ века в СССР попытка осуществить подобного типа подготовку молодого поколения успешно провалилась из-за недостаточной продуманности организационных вопросов и неготовности государственных структур к их решению. Однако положительный опыт всё-таки есть, и, я думаю, его надо обогащать и совершенствовать
Использованная литература
- Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.
- Бобнева М.И. Особенности нормативной регуляции поведения человека в организации. – В кн. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
- Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. – В кн. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
- Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.,1981.
- Сысенко В.А. Молодёжь вступает в брак. М., «Мысль»,1986.
- Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-актуализатор. М., 1994.