Психология супружества Портнов А

ПОРТНОВ А. В. – педагог-психолог

ГУ СРЦ «Гармония» г.о. Тольятти

Уважаемые коллеги!

Мне хотелось бы начать своё выступление с вопроса: «Что такое брак?»

В ответ можно услышать ехидненькое: «Хорошее дело браком не назовут», или что-то ещё из той же обоймы. Более вдумчивые люди могут вспомнить цитату из Кодекса о браке и семье: «Брак — это добровольный союз мужчины и женщины, порождающий взаимные права и обязанности супругов друг перед другом, перед детьми и перед родителями». И это, как говорят в популярной телевизионной игре, «несомненно, правильный ответ». Но, вряд ли кто-то «навскидку», быстро и полно, ответит на другой вопрос: «С какой целью заключается этот самый «добровольный союз?» (Есть желающие ответить?)

Позвольте напомнить, что цель бракаорганизация совместной деятельности для наиболее полного удовлетворения всех (материально-органических, духовных, общественных и других) потребностей.

Я бы хотел вынести на обсуждение два аспекта, на мой взгляд, серьёзно влияющих на процесс взаимной адаптации супругов к жизни в браке. Один из них, это тип сотрудничества, к которому прибегают люди в совместной деятельности. Другой – это степень развитости общих адаптационных способностей к межличностному взаимодействию в брачной и семейной жизни.

Как известно, супружеским отношениям пока нигде не учат, права и обязанности, хотя и передаются через систему социальных норм, обычаев, традиций, в конкретной семье имеют неповторимые черты. Мужчина и женщина, заключившие брак, оказываются на долгие годы включёнными в самую разнообразную совместную деятельность, успешность которой требует от них взаимопонимания, слаженности, чёткой кооперации. Иными словами, молодожёнам необходимо наладить сотрудничество. Рассматривая вопрос о типе сотрудничества, мне хотелось бы познакомить вас с концепцией, которая была предложена в 80-х годах ХХ века Георгием Александровичем Ваниевым (к.т.н., деканом Карагандинского политехнического института, а затем Директором школы современного управления при Доме науки и техники г. Караганды) и апробирована им в организационной практике. Автор выделяет шесть типов сотрудничества и соответствующие им механизмы сотрудничества: инерционный, принудительный, авторитарный, договорный, коллегиальный и единоусловный.

13 стр., 6486 слов

Взаимоотношения детей в совместной деятельности

... направлением в научных исследованиях лаборатории является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние ее на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский, Т.А.Репина, Р.А.Иванова и ... качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет себя показать с луч шей стороны. Над этим вопросом работали и проводили опыты Репина и ...

  • Инерционный
  • Принудительный
  • Авторитарный
  • Договорный
  • Коллегиальный
  • Единоусловный

При инерционном типе сотрудничества основным механизмом обеспечивающим согласованность действий и, как следствие, их эффективность, являются традиции и привычки.

Принудительный тип сотрудничества, как правило, опирается на механизм кнута и пряника и осуществляется по принципу: «Не можешь – научим, не хочешь – заставим!»

При авторитарном типе сотрудничества активность исполнителя базируется на стремлении как можно точнее исполнить указания вышестоящей инстанции. А при возникновении разногласий взаимодействие спорящих сторон строится по принципу: «Вот приедет барин — барин нас рассудит!»

При договорном типе сотрудничества основным механизмом является договор, в котором отражаются как права, так и обязанности договаривающихся сторон, а также предусматриваются санкции, применяемые к каждой из сторон, за невыполнение условий договора.

Коллегиальный тип сотрудничества опирается на высокий уровень профессионализма всех сотрудников и их готовности решить часть общей задачи в рамках своей компетенции.

Единоусловный тип сотрудничества осуществляется по принципу: «Всё для фронта! Всё для победы!»

Единоусловный и коллегиальный типы сотрудничества основаны на осознанном подходе к решению основных задач деятельности и являются высшими типами сотрудничества. Обязательным условием при этих типах сотрудничества является активная позиция каждой из сотрудничающих сторон и стремление наилучшим способом разрешить возникающие проблемы.

В повседневной жизни при организации совместной деятельности у людей могут проявляться разные поведенческие стратегии. Одна из них это манипулирование. Исследователь этого вопроса в США Э. Шостром утверждает, что человек, прибегающий к манипулированию, встаёт на путь разрушения своей личности. И альтернативой стратегией здесь выступает стратегия актуализации.

Другой тип поведенческой стратегии это доминантно-рецессивные отношения (о них мы поговорим на мастер-классе), которые могу порождать массу психологических проблем и серьёзно затруднять адаптацию супругов.

До вступления в брак потребности молодых людей удовлетворялись независимо и автономно. В браке же требуется согласование не только потребностей, но и интересов молодых супругов. Появляется сложнейшая сеть взаимной зависимости, требующая уступок, компромиссов, которые не обходятся без споров и конфронтаций. Степень семейного согласия во многом зависит оттого, насколько каждый из членов супружеской диады способен поставить себя на место другого и понять ту или иную ситуацию, т.е. проявить адаптационные способности.

В ходе совместной деятельности люди, так или иначе, проявляют весь арсенал приёмов межличностного взаимодействия, который был ими освоен в добрачный период жизни. И эффективность совместной деятельности в значительной степени будет зависеть от уровня развитости у них адаптационных способностей. Но, прежде чем говорить об адаптационных способностях вступающих в брак, важно отметить несколько видов брачной адаптации, таких как:

  • адаптация к брачным ролям, к новым обязанностям и правам, к разделению труда в брачном союзе, к совместной согласованной деятельности;
  • адаптация к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни брачного партнёра;
  • адаптация к темпераменту, характеру, ко всему психическому миру партнёра;
  • адаптация физиологическая, в том числе и сексуальная;
  • адаптация к основным ценностям жизни, к «жизненной философии», пониманию цели и смысла жизни партнёра;
  • адаптация к профессиональной деятельности партнёра.

И это не исчерпывающий список видов адаптации (попробуйте его дополнить).

Процесс взаимной адаптации является залогом успеха хороших взаимоотношений между супругами. Так отчего же зависит этот процесс и что надо сделать, чтобы он не провалился? Успешность или неуспешность адаптации к совместной жизни в браке будет зависеть от того какой комбинацией черт характера и способностей обладает тот или иной человек. К группе общих адаптационных способностей индивида к межличностному взаимодействию можно отнести:

  1. способность к сотрудничеству;
  2. способность к общению;
  3. способность к эмоциональному и рациональному пониманию других людей;

  1. способность к самоконтролю и самопознанию;
  2. умение выбирать адекватный тип регуляции поведения в зависимости от условий и обстоятельств.

Естественной базой этих способностей являются врождённые и приобретённые качества, свойства и черты:

а) центральной нервной системы;

б) темперамента;

в) характера.

И если особенности темперамента человек наследует от родителей по биологической линии, то черты характера приобретаются им в процессе воспитания и самовоспитания.

В таблице представлены черты характера и темперамента в зависимости от того как они влияют на успешность процесса брачной адаптации.

Процесс межличностной адаптации происходит

положительно

затруднительно

положительно

затруднительно

Уступчивость

Общительность

Гибкость

Уравновешенность Уживчивость

Решительность

Покорность

Добросердечие

Отходчивость

Отзывчивость

Открытость

Деликатность

Заботливость

Радушие

Щедрость

Непреклонность

Замкнутость

Заторможенность

Импульсивность

Сварливость

Робость

Властность

Неприветливость

Мстительность

Холодность

Подозрительность

Грубость

Чёрствость

Сухость

Жадность

Мягкосердечие

Сдержанность

Естественность

Доступность

Снисходительность

Инициативность

Сострадание

Дружелюбие

Теплота

Неуверенность

Терпимость

Раскованность

Весёлость

Беззаботность

Мягкость

Деспотичность

Суетливость

Скованность

Высокомерие

Непреклонность

Неповоротливость

Надменность

Агрессивность

Суровость

Самоуверенность

Непримиримость

Эмоциональность

Грусть

Озабоченность

Упрямство

Каждый из супругов вырабатывает особый, индивидуальный стиль общения с другим партнёром. Происходит выработка взаимосогласованной оценки той или иной жизненной ситуации, возникающей перед брачными партнёрами. Таким же путём у брачной пары формируются достаточно устойчивые ориентации относительно друг друга, т.е. вырабатываются определённые типы поведения. В результате брачная адаптация супругов складывается как интегральный показатель согласованности действий относительно всех сторон жизни данной семьи.

Если судить об адаптационных свойствах человека по комбинации способностей, а вернее и точнее, по степени их развитости и наличия, то можно выделить четыре типа личностей:

  1. высоко адаптированные личности;
  2. средне адаптированные личности;
  3. низко адаптированные личности;
  4. дезадптированные личности.

Имея такой набор интегральных групп по степени и уровню адаптации к межличностному взаимодействию, можно составить девять виртуальных вариантов возможных супружеских союзов.

1) ВЛ + ВЛ 4) ВЛ + ДЛ «??» 7) СЛ + ДЛ «??»

2) ВЛ + СЛ 5) СЛ + СЛ «?» 8) НЛ + НЛ «?»

3) ВЛ + НЛ «?» 6) СЛ + НЛ «??» 9) НЛ + ДЛ «??»

Где «?» — означает асоциальные, невротические, алкогольные союзы,

а «??» — это брачные союзы, стабильность которых весьма низкая.

Все эти, вместе взятые «блоки» и «подсистемы» и определяют диапазон индивидуальной адаптации к брачной и семейной жизни.

Думаю, что всё выше сказанное, наглядно показывает, насколько важной является задача подготовки молодёжи к браку в добрачный период и считаю, что крайне необходимо иметь в системе образования государственную программу по этому вопросу. Предпринятая в 80-х годах ХХ века в СССР попытка осуществить подобного типа подготовку молодого поколения успешно провалилась из-за недостаточной продуманности организационных вопросов и неготовности государственных структур к их решению. Однако положительный опыт всё-таки есть, и, я думаю, его надо обогащать и совершенствовать

Использованная литература

  1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.
  2. Бобнева М.И. Особенности нормативной регуляции поведения человека в организации. – В кн. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
  3. Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. – В кн. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979.
  4. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.,1981.
  5. Сысенко В.А. Молодёжь вступает в брак. М., «Мысль»,1986.
  6. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-актуализатор. М., 1994.