Выполнил студент:
Шубин Владимир Владимирович.
Группа ЭЭ-12-2у подпись________________________
Внимание! Сборник заданий составлен по разделам «Теоретические основы общения» и «Формы делового общения».
Ответы на вопросы и задания записывать в данном бланке. Конфиденциальность личной информации гарантируется.
1.Дайте определение следующих понятий:
«Я-реальное»—то, что мы есть на самом деле. Самооценка носит осознанный ха-
рактер и выступает в форме самоуважения.
«Я-образ»—то, что мы о себе думаем, наше знание о самом себе. На первом плане уже не знание, а оценка, как правило, не осознаваемая и не всегда положительная, часто формирующаяся в раннем детстве
Имидж —умение управлять теми впечатлениями, которые возникают по нашему поводу у других людей
Роль—это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из двух переменных:
базовых психологических установок нашего «Я»и ожиданий других людей.
2. Предложите анализ следующей ситуации:
Мария – сотрудница медицинского центра. Она оканчивает аспирантуру, ее профессионализм высоко ценят в коллективе. Медицинский центр расширяется, и Мария предлагает главврачу центра взять на работу свою подругу Людмилу. Собеседование главврача с Людмилой, начавшись с сугубо профессиональных вопросов, очень быстро перешло в задушевный разговор о «жизни» (воспоминание о годах учебы, поиск возможных общих знакомых в медицинских кругах, проблемы «отцов и детей» и т.п.).
В итоге главврач принял решение о приеме Людмилы на работу.
Какие из механизмов и эффектов социальной перцепции повлияли на решение главврача?
Скорее всего влияние на принятие решения главврачом оказали идентификация (поиск возможных общих знакомых и т.д.) и аттракция. Так же повлияли эффект первичности (ранее полученная информация о Людмиле оказалась наиболее значимой) и эффект проекции (положительные качества Марии проецировались на Людмилу).
3.Изучите требования к составлению резюме для работодателя по любым источникам. Составьте резюме о себе, используя следующую схему:
Личные сведения:
Ф.И.О.
возраст (год рождения)
семейное положение
31. Общая характеристика эмоций человека. Теории эмоций
... не характер каждой мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей. В ... доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как ... факторов. Эмоции являются главной характеристикой личности человека. Подобно мышлению, памяти эмоции являются психическим ... проявления эмоций, Дарвин выделил целый ряд общих черт, например, в экспрессивно-телесных движениях ...
адрес, телефон
Образование (в обратном хронологическом порядке)
год окончания, название учебного заведения, специальность, квалификация
Дополнительное образование (если есть и необходимо для требуемой должности)
Опыт работы(в обратном хронологическом порядке)
год, название организации, должность, основные обязанности
Дополнительные сведения(владение иностранными языками, навыки работы на компьютере и программное обеспечение, которым владеете, общественная деятельность, наличие водительских прав)
О себе: интересы, личностные качества.
Шубин Владимир Владимирович
Личные данные |
1989 Семейное положение: Женат |
Контактная информация |
Адрес: г. Березники ул. Пятилетки 140-142Телефон: 89194516805 E- mail: Vladimir.Shubin159rus@Yandex.ru |
Цель: |
Перспектива карьерного роста с достойной оплатой труда. |
Образование: |
В настоящее время учусь на 2 курсе в Пермском национальном исследовательском политехническом университете. Направление: «Электроэнергетика и электротехника» (бакалавр техники и технологии) В 2012 г. Закончил Березниковский политехнический техникум. Специальность: «Горный техник –электромеханик |
Опыт работы и полученные профессиональные навыки |
«ООО» Уралкалий-ремонт Электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования
Электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования
|
Дополнительные навыки и интересы |
Опытный пользователь ПК. Работаю в программах Word,Exel, КОМПАС (составление электрических схем, эскизов деталей) |
Личные качества: |
Ответственный, коммуникабельный, работоспособный, исполнительный. |
4. Какие из предложенных позиций расположения за столом (рис.) наиболее подходят для следующих ситуаций:
- спокойной рабочей беседы
- для короткого конкретного разговора с подчиненным
- для совместной работы с документами
Ответ: 1) — а 2) — г 3) — в
5. Определите, какое из предложенных выражений лица (рис.) определяют названные ниже эмоциональные состояния:
1) скепсис;
2) сильная злость;
3) радость;
4) враждебность;
5) безразличие.
Ответ: 1) — г 2) — в 3) — д 4) — б 5) — а
6. Как Вы считаете, если решение может быть принято раньше, чем выслушаны все члены группы. Это может привести к….(отметьте ваши варианты)
- незаинтересованности членов группы в выполнении принятого решения;
- поддержке членами группы мнения руководителя;
- скрытому «саботажу» в процессе выполнения решения;
- экономии времени;
- повышению сплоченности группы.
7. На пути эффективных коммуникаций встречаются следующие барьеры(отметьте ваши варианты):
- экономические;
- физические;
- временные;
- юридические;
- семантические.
8. Для каждой приведенной ситуации:
- выберите, когда имеет смысл использовать нейтральные реплики, показывающие собеседнику, что вы его внимательно слушаете, а когда прибегать к активному (рефлексивному) слушанию.
- какие фразы, по вашему мнению, могут быть здесь уместны?
ситуация |
нейтральные реплики (Н) или активное слушание (А) |
что можно сказать |
А.Собеседник горит желанием высказать свою точку зрения |
Н |
Ваши предложения? |
Б. Вы хотели бы проверить точность своего понимания |
А |
Итак… |
В. Собеседник хочет выговориться по поводу своих переживаний |
Н |
Да-да, конечно |
Г. Вам непонятны некоторые высказывания |
А |
Поясните, пожалуйста… |
Д. Вы обсуждаете спорный вопрос |
А |
Почему Вы так считаете? |
Е. Собеседнику сложно выразить словами то, что его волнует |
Н |
Продолжайте |
Ж. Собеседник слишком болтлив и бесцеремонен |
А |
То есть Вы думаете, что… |
З. Человек застенчив и неуверен |
Н |
Продолжайте |
И. Вы хотите как можно больше узнать о человеке |
А |
Расскажите поподробнее о себе |
9. Ознакомьтесь с материалом:
В деловом общении важно уметь распознать психологическую позицию партнера и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.
Манипуляции – скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором.
Попробуйте предложить свой способ защиты от манипуляции, заполнив 2-й столбец:
Способы манипуляции |
Способы защиты |
1. Навязывание роли. Угадав желания человека, манипулятор начинает навязывать роль Незаменимого Работника, Бескорыстной Сотрудницы, Всеми Обожаемого, Неотразимой и т.п. Например, «Верочка, мы все прекрасно знаем, что если вы этого не сделаете, это никто не сделает…» |
Сослаться на сильную загруженность другими, не менее важными делами. |
2. Доброжелатель. Чрезвычайно любезно и доброжелательно расспрашивает о личных делах, трудностях, затем обращается с просьбой, в которой после такого разговора трудно отказать |
Не считать себя обязанным к чему-либо. |
3. «Дружим против общего врага». Манипулятор доверительно сообщает о том, как плохо высказался о вас руководитель или коллега. Он возбуждает неприязнь к «недоброжелателю», подталкивая в определенным действиям |
Объективно и трезво оценить ситуацию не поддаваясь на уловки собеседника. |
4. Берет измором. Манипулятор с обворожительной улыбкой снова и снова повторяет одну и ту же просьбу, выполнить которую вы не можете или не хотите |
Согласиться не оговаривая сроки выполнения просьбы. |
10. Изучите самостоятельно тему «Правила деловой переписки»(например, «Психология и этика делового общения» / под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 347-350).
Ответьте на следующие вопросы:
а) требования к деловому письму
- не более 1-1.5 страниц машинописного текста
- четкость и ясность изложенной информации
- минимальное количество многосложных, непонятных слов и выражений
- краткость предложений в тексте, отсутствие лишних прилагательных, наречий
- письмо должно отображать индивидуальность автора, отдела или компании, где он работает; из письма должно быть ясно, что это за кампания.
б) схема делового письма
- адресат
- тема письма
- заголовок, обращение
- основной текст письма
- заключительная формула вежливости
- подпись отправителя
- инициалы автора письма и исполнителя
- указание на приложения
- уведомление на наличие копий
11. Ознакомьтесь с ниже представленной информацией о публичной речи в деловом общении, а также дополнительно по любым другим литературным источникам
11. Ознакомьтесь с ниже представленной информацией о публичной речи в деловом общении, а также дополнительно по любым другим литературным источникам.
Виды речей: а) информационная, б) убеждающая, в) призывающая к действию, г) по специальному поводу (траурная, торжественная, в дружеском кругу).
Эффектное начало выступления:
сопереживание; парадоксальное начало; неожиданный вопрос; интригующее описание; интересный или необычно поданный факт; оригинальная цитата; комплимент собравшимся; наглядный пример; шутка; обращение к непосредственным интересам аудитории.
Задачи заключения: · обобщить самое существенное в выступлении; · усилить впечатление, закрепить сказанное; · поставить конкретные задачи.
Выполните тест для самооценки (предоставлять результаты не требуется)
Тест «Умеете ли вы выступать?»
Отвечать на вопросы нужно «да» или «нет». При положительном ответе засчитайте себе 2 очка.
1. Нуждаетесь ли вы в тщательной подготовке к выступлению в зависимости от состава аудитории, даже если вы не раз выступали на эту тему?
2. Чувствуете ли вы себя после выступления «выжатым», ощущаете ли резкое падение работоспособности?
1. Всегда ли одинаково начинаете выступление? 2. Волнуетесь ли перед выступлением настолько, что должны преодолевать себя? 3. Приходите ли задолго до начала выступления?4. Нужны ли вам 3-5 минут, чтобы установить первоначальный контакт с аудиторией и заставить внимательно вас выслушать? 5. Стремитесь ли вы говорить строго по намеченному плану?6. Любите ли вы во время выступления двигаться? 7. Отвечаете ли на замечания по ходу их поступления, не группируя их?8. Успеваете ли во время выступления пошутить?
Ответы
Более 12 баллов – вы умеете подчинить себе аудиторию, не допускаете вольностей в поведении на трибуне и в речи, но излишняя независимость от аудитории может сделать вас нечувствительным к интересам слушателей
Менее 12 баллов – вы сами подчиняетесь аудитории, ориентируясь на ее реакцию, но стремление во всем следовать за ней может привести к потере авторитета и эффекта от сказанного.
Вопросы
- Каковы требования к публичной речи?
- отчетливое произношение, хорошо поставленный голос
- нормальный и средний темп речи
- смена темпа, умение сделать паузу, чтобы дать возможность собеседнику осмыслить сказанное
- соразмерность силы голоса
- последовательность и четкость объяснений, убедительность и логичность приводимых доводов
- понятность языка, простота и ясность изложения
- краткость и нацеленность выступления
- богатый словарный запас речи. отсутствие лишних слов, жаргонных и вульгарных выражений
- использование прямых обращений
- Какой должна быть внутренняя структура речи (схема)?
- вступление, объясняющее причину выступления
- основная часть: объяснение существующего положения, а так же предложения путей решения проблем
- заключение, содержащее побуждение к действиям, предложенным оратором для изменения существующего положения.
3. Что влияет на эффективность речи? Как произвести положительное впечатление перед аудиторией?:
На эффективность речи оказывает влияние:
- эффектное начало выступления
- хорошая дикция и ясное изложение мыслей
- заинтересованность слушателя
- эмоциональность выступающего
Для создания положительного впечатления:
- голос должен создавать положительное воздействие, быть приятным на слух, выражать внутреннюю энергию выступающего, включая чувства и эмоции
- нужно внести разнообразие в свою речь (не зацикливаться на одной теме, не произносить речь монотонно, делать отступления)
- нужно создать связь между выступающим и аудиторией
- приятный партнерам зрительный контакт позволяет выразить и почувствовать внимание, одобрение, произвести благоприятное впечатление
- выразительные движения лица (мимика) и жестикуляция дают дополнительную возможность ярче и образнее донести мысли и чувства
6