Особенности психологической коррекции учащихся начальных классов

Начало обучения ребенка в школе — сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. В среднем привыкание ребенка к школе имеет продолжительность от 3 месяцев до 1,5 лет.

 

Условия психологической адаптации ребенка к школе многообразны.

 

Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. Впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему себя вести, что и как делать.

 

Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. С приходом в школу дети начинают овладевать учебной деятельностью: школьники должны «научиться учиться», т. е. запоминать учебный материал, формулировать ответ, решать задачу. Ребенок становится обязанным делать то, что ему не всегда хочется делать; он должен произвольно контролировать свое поведение, стабильно держать активное внимание на уроке. Таким образом, учебная деятельность основана на развитых навыках произвольного поведения ребенка.

 

В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение: учитель, класс, семья. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит также и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Семейная ситуация, в которой оказывается ребенок в начале своего обучения в школе, также имеет большое значение.

 

В-четвертых, одной из острых проблем обучения в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и наоборот, активизации вялых и пассивных детей. Учитель стремится сформировать некий оптимальный уровень активности ребенка, способствующий хорошему усвоению учебного материала, длительному поддержанию активного внимания, сосредоточенности, концентрации.

 

В-пятых, успешная адаптация ребенка к школе, его полноценное включение в учебно-воспитательный процесс связана с необходимостью укрепления психики ребенка, с развитием его мышления и эмоционально-волевой сферы, с нейтрализацией страхов и эмоционально-отрицательных переживаний. Необходимо развивать «комплекс произволь­ности» — умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.

6 стр., 2648 слов

Социально-психологическая поддержка тревожных детей при адаптации ...

... рассмотреть методы психолого-педагогической помощи тревожным детям при проблемах с адаптацией в школе. В дипломной работе отражены актуальные вопросы факторов ... чем делать окончательные выводы, необходимо понаблюдать за ребенком, вызывающим опасения, в разные дни недели, во время обучения и свободной ... предохранить себя от неудачи, общение со сверстниками и учителями - не в радость, а в тягость. Да ...

 

Школьные требования достаточно однозначны. Что ценит и что оценивает школа в детях? Отвечая на этот вопрос, необходимо помнить о школьных правилах, влияющих на реальные оценки достоинств ученика, которые можно сгруппировать в три основные группы.

 

I. Дисциплинарные правила, требующие обязательного выполнения и не нуждающиеся в подробных инструкциях, показе того, как надо это делать. К примеру: открыть учебник на стр. 11, списать с доски все примеры, отступить две клеточки, дома выполнить именно заданное упражнение, принести линейку…

 

П. Навыковые правила, требующие от ребенка как можно более тщательного подражания действиям учителя, точного копирования его образцов. В отличие от умения выполнять дисциплинарные команды умение действовать по правилам требует довольно долгого обучения в условиях совместных действий ребенка и взрослого.

 

Простой приказ «Пиши!», «Считай!» в начале формирования навыка неуместен, необходима строго дозированная помощь, уменьшающаяся по мере того, как растет самостоятельность ребенка. Показ действия гораздо полезней, чем рассказ об этом действии. Показывая правильное, образцовое действие, стоит одновременно показывать и ошибки: «Надо — так, а вот так — не надо».

 

III. Правила мышления. В этой группе правил сосредоточено все то новое, что только еще должно развиться у ребенка в результате школьного обучения. Необходимо отметить: новый — научный, теоретический тип мышления не возникает автоматически. Ученик может, старательно копируя взрослые образцы, выучиться бегло читать, красиво и достаточно грамотно писать, хорошо считать, будет знать ответы на стандартный набор вопросов, по которым принято проверять знания школьников, но в нестандартных задачах обнаружит, в сущности, дошкольный тип мышления. Это говорит о том, что обучение не привело к развитию детского мышления. Школьное — теоретическое мышление в отличие от мышления дошкольного — конкретно-практического — не останавливается на результате решения задачи, а предполагает понимание способа ее решения.

 

Выполнение всех этих правил требует от ребенка наличия развитых учебных навыков.

 

Таким образом, коррекционная работа в начальной школе должна вестись по нескольким направлениям и быть связанна: с развитием мышления и эмоционально-волевой сферы, с развитием мотивации обучения и «комплекса про­извольности», с формированием навыков письма, чтения, счета и интеллектуальных способностей, с развитием сферы межличностных отношений ребенка.

 

Важно подчеркнуть, что при проведении специфической коррекционной работы с младшими школьниками (коррекция учебных навыков, формирование произвольности, развитие психических процессов и т.п.), особое внимание должно уделяться коррекции личностного развития. Специальные проблемы коррекции составляют такие личностные особенности, как неадекватность самооценки, тревожность, неуверенность в своих силах, отражающие повышенную эмоциональную напряженность ребенка, а также конформизм, пассивность, безынициативность.

7 стр., 3058 слов

Дидактические игры как средство формирования количественных представлений ...

... практических основ организации дидактических игр в формировании количественных представлений, у детей пятого года жизни. Объект работы: формирование количественных представлений у детей пятого года жизни ... и звуков, движений. У детей формируются хаотические, неупорядоченные представления о количестве. [9] Познание количества, количественных отношений осуществляется детьми в основном в наглядно ...

 

Основные методы развивающего и психокоррекционного характера используемые в начальных классах школ — это игровые методы. В форме игровых методов должно проводится и предметное обучение и психотерапевтическая/тренинговая работа. Это требование продиктовано необходимостью создания постоянного поддерживаемого психологического «фона» для детей, создания оптимальных психологических условий для успешного развития их личности.

Главное условие при этом — проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться позитивным эмоциональным настроем.

Игры как форма коррекционной работы

 

Для понимания сути психологической игры, приведем отрывок из книги М.Р. Битяновой «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками». «Психологические игры — один из видов использования психологической информации в коррекционной работе. Психологические игры широко используются в работе с детьми разного возраста, особенно эффективно их применение в работе с детьми

 

младшего школьного возраста. Эти игры позволяют человеку сориентироваться в особенностях своего внутреннего мира, пережить и отрефлексировать динамику его изменения при осуществлении психологического задания.

 

Итак, психотехнические задания и игры направлены в первую очередь на совершенствование возможностей челове­ка в осуществлении какого-нибудь вида активности, через это он более активно начинает выделять все параметры свое­го внутреннего мира. При групповом выполнении психотехнических заданий каждый из участников группы получает возможность проанализировать содержание психологической информации, полученной им, сопоставить ее с данными других людей — таким образом, каждый участник группы знакомится с помощью психолога с разнообразными проявлени­ями психологической информации, через это осваиваются новые средства организации внутреннего мира человека».

 

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры:

 

1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, сле­дования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.

 

2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма и пос­ледовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного «Я» в игре и возрастает мера соци­альной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

 

3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.

17 стр., 8207 слов

Особенности режиссерских игр детей дошкольного возраста

... положение, оснастив его научно-психологическими данными, был К.Д.Ушинский. В работе «Человек как предмет воспитания» (1867) К.Д.Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ войти во ... психологов и педагогов, которых волновал вопрос: всегда ли существовала игровая деятельность, предваряя в жизни ребенка последующую трудовую деятельность? Д.Б. Эльконин на основе анализа этнографического ...

 

4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.

 

Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений.

 

5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.

 

Битянова М.Р. отмечает, что для определенной категории детей за желанием играть стоит потребность в сильных и целостных эмоциональных переживаниях. Особенно это характерно для младших школьников. Игры предоставляют им возможность эмоционально отреагировать на различные волнения и трудности, построить на уровне чувств отношения с окружающими, научиться контролировать и регулировать свой внутренний мир.

 

На сегодняшний день игры все чаще применяются в школе, их организация является одним из важнейших направлений деятельности школьного психолога. Игра как психологический метод в школе может быть использована для решения трех последовательных задач:

 

1. Научить детей жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир и игровые отношения.

 

2. Научить быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с другими людьми.

3. Научить осмыслять игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов.