Цель:на основании ответов учащихся оценить различные проявления психологического климата в классе.
Ход проведения:Учащимся предлагается бланк для оценки психологического климата в классе и следующая инструкция:
«Перед вами бланк, на котором перечислены различные свойства психологического климата. Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные ниже свойства психологического климата в вашем классе, выставив ту оценку, которая, по вашему мнению, соответствует истине.
Оценки:
3 свойство проявляется всегда,
2 свойство проявляется в большинстве случаев,
1 свойство проявляется нередко;
0 проявляется в одинаковой степени и то, и другое свойство
Обратите внимание, что свойства А и В противоположны по своему содержанию, поэтому в графе 3 («оценка») может быть обведена только одна цифра (1,2 или 3), которая стоит ближе либо к свойству А, либо к свойству В».
Для облегчения проведения опроса можно учащимся раздать бланки, на которых изображены только графы 1 и 3 данного бланка, а свойства психологического климата из граф 2 и 4 зачитывать вслух.
Обработка:
Сложить оценки левой стороны бланка (сумма А), затем сложить оценки правой стороны бланка (сумма В), найти их разность (С=А-В).
Если С<0, то, по мнению испытуемого, имеет место ярко выраженный неблагоприятный психологический климат Если С>25, то психологический климат благоприятен. Если С<25, то психологический климат неустойчиво благоприятен.
Далее следует рассчитать среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:
.
;
Анализ проведения Методики №2 (психологический климат коллектива)
Полученное значение Сгрговорит о том, что психологический климат коллектива класса неустойчиво благоприятен.
Бланк для оценки психологического климата (методика №2)
№ |
Свойства психологического климата А |
Оценка |
Свойства психологического климата B |
||||||
Преобладает добрый, жизнерадостный тон настроения |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Преобладает подавленное настроение |
|
|
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Конфликтность в отношениях, антипатия |
|
В отношениях между группировками существует взаимное расположение, понимание |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Группировки конфликтуют между собой |
|
Членам класса нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности |
|
Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов класса |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Успех или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство |
|
С уважением относятся к мнению других |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей |
|
Достижения и неудачи класса переживаются как свои собственные |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Достижения и неудачи класса не находят отклика у ее членов |
|
В трудные для класса дни происходит эмоциональное единение, «один за всех и все за одного» |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
В трудные дни класс «раскисает»: растерянность, ссоры, взаимные обвинения |
|
Чувство гордости за группу, когда ее отмечает руководство |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
К похвалам и поощрениям класс относится равнодушно |
|
Класс активна, полна энергии |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Класс инертна, пассивна |
|
Участливо и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность |
|
В классе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Класс заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», пренебрежительное отношение к слабым |
|
Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Группу невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах |
Методика №3. Определение уровня развития коллектива
Цель:на основе личных наблюдений за группой определить уровень развития коллектива класса.
Описания групп разного уровня развития
«Песчаная россыпь»самый низкий уровень развития класса. Вроде бы класс есть, но в то же самое время каждый человек сам по себе. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей. Причина: либо еще мало знают друг друга, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Нет твердого, авторитетного актива.
«Мягкая глина»в классе заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим звеном здесь еще является формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные: доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко ссорятся. Хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как его никто не поддерживает.
«Мерцающий маяк»формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой классе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В классе есть на кого оперетьсяактив. Класс отличается своей индивидуальностью. Но иногда она не может проявить настойчивость в преодолении трудностей. Некоторые члены класса не всегда подчиняются коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива. Проявление активности наблюдается всплескамида и то не у всех.
«Алый парус»здесь действуют по принципу «один за всех все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Есть надежный, авторитетный актив. К нему идут за советом, помощью. У большинства членов проявляется чувство гордости за свой коллектив, все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Группа интересуется, как обстоят дела в других классах, приходят им на помощь, если попросят. Хотя класс и сплочена, бывают моменты, когда она не может преодолеть трудности, совершает ошибки.
«Горящий факел»здесь хорошо проявляются все качества коллектива: тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Если кому-то трудно, если рядом класса, которым нужна поддержка, такой коллектив бескорыстно приходит на помощь, делает все, чтобы принести пользу людям.
Анализ проведения методики №3 (Определение уровня развития коллектива)
На основе личных наблюдений за взаимоотношениями в группе определено, что по уровню развития коллектив группы скорее всего можно назвать «Мерцающий маяк», т.к. соответствующие признаки проявляются наиболее полно и наиболее устойчивы на данном этапе.
«Мерцающий маяк»формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой классе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В классе есть на кого оперетьсяактив. Класс отличается своей индивидуальностью. Но иногда она не может проявить настойчивость в преодолении трудностей. Некоторые члены класса не всегда подчиняются коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива. Проявление активности наблюдается всплескамида и то не у всех.
Методика №4. Что важнее?
Цель:определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ).
Ход проведения: учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27), знания (2, 5, 14, 21, 32), качества ума (4, 20, 30, 24, 34), учебно-организаторские умения (8, 13, 15, 22, 26), отношение к товарищам (11, 17, 23, 29, 33), отношение к себе (10, 19, 28, 31, 35).
Школьники должны выбрать из этих 35 качеств только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной учебной работы.
№ |
Качества личности |
№ |
Качества личности |
1 |
Дисциплинированность |
19 |
Требовательность к себе |
2 |
Эрудированность |
20 |
Критичность |
3 |
Сознание общественного долга |
21 |
Духовное богатство |
4 |
Сообразительность |
22 |
Умение объяснить задачу |
5 |
Начитанность |
23 |
Честность |
6 |
Трудолюбие |
24 |
Инициативность |
7 |
Идейная убежденность |
25 |
Внимательность |
8 |
Умение контролировать работу |
26 |
Ответственность |
9 |
Моральная воспитанность |
27 |
Принципиальность |
10 |
Самокритичность |
28 |
Самостоятельность |
11 |
Отзывчивость |
29 |
Общительность |
12 |
Общественная активность |
30 |
Рассудительность |
13 |
Умение планировать работу |
31 |
Скромность |
14 |
Любознательность |
32 |
Осведомленность |
15 |
Умение работать с книгой |
33 |
Справедливость |
16 |
Целеустремленность |
34 |
Оригинальность |
17 |
Коллективизм |
35 |
Уверенность в себе |
18 |
Прилежание |
Обработка полученных данных.
Учитель составляет матрицу таблицу. В ней в каждой строке отмечаются те пять номеров (качеств), которые выбрал данный ученик. Затем по столбцам подсчитывается количество выборов каждого качества. Коэффициент, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся класса (С), вычисляется по следующей формуле:
где — среднее число выборов, приходящееся на одно из пяти качеств личности, получившее максимальное число выборов,— среднее число выборов, приходящееся на одно из остальных качеств личности,N— число учащихся, принявших участие в эксперименте.
Иногда пользуются и другой, более простой формулой, которая может быть получена из приведенной путем некоторых преобразований:
где n— сумма выборов, приходящаяся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов,N— число учащихся, принявших участие в эксперименте.
С ≥ 0,5 считается высоким показателем и свидетельствует о том, что класс можно считать коллективом. Если 0,3 ≤ С < 0,5, то класс промежуточный по уровню развития ЦОЕ. Наконец, С ≤ 0,3 свидетельствует о недостаточном ЦОЕ и развитии класс как коллектива.
Если наиболее весомые качества принадлежат одной классе свойств, значит учащиеся связывают успех своей совме6стной деятельности с той сферой, которую эти качества характеризуют.
Анализ проведения Методики №4 (Что важнее)
С==0.4
Вывод: группа промежуточная по уровню развития ЦОЕ.
№№ |
Фамилия и имя |
Качества личности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
||
1 |
Амирова Рита |
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Байнова Яна |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Бирковский Антон |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
4 |
Воробей Влад |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Воробьёв Вадим |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
6 |
Городничая Анжела |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
7 |
Гришакова Лиза |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
+ |
8 |
Детковский Влад |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Коклина Нина |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
10 |
Кондрачук Вадим |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Макаревич Влад |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Мартинович Никита |
отсутствовал |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Наливко Дима |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
14 |
Реут Виктория |
отсутствовала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Рубан Алина |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Хомец Денис |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
+ |
17 |
Чёрный Лёша |
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Чуб Ирина |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
19 |
Шматов Влад |
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
Шороп Лёша |
отсутствовал |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
Шульженко Игорь |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
22 |
Ясковец Ангелина |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
+ |
|
|
|
|
|
23 |
Чеменкова Диана |
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
Всего выборов |
14 |
1 |
1 |
4 |
9 |
6 |
3 |
0 |
5 |
0 |
2 |
1 |
3 |
8 |
3 |
2 |
0 |
4 |
3 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
2 |
4 |
4 |
8 |
2 |
3 |
1 |
1 |
2 |
0 |
5 |
Психолого-педагогическая характеристика коллектива учащихся
8Класса Число учащихся: 23 Время существования коллектива группы: 9 лет
В состав класса входят 10 девочек и 13 парней. Таким образом, преобладает количество лиц мужского пола. Возраст членов исследуемой группы колеблется от 14 до 15 лет.
Родители учащихся занимают различное социальное положение. Материальный достаток в семьях также различается.
Материально-техническая база школы находится на высоком уровне. Техническое состояние оборудования отличное.
За время существования класса произошло изменение его состава.
Социометричсская структура группы:
Число учащихся с высоким статусом: 10.
Число учащихся с низким статусом: 13.
Уровень благополучия межличностных отношений является средним.
Количество микрогрупп в классе 2.
В первую микрогруппу входят Амирова М.(староста класса),Байнова Я.,Реут В., Ясковец А.,Рубан А.,. Причина возникновения данной микрогруппы – общий интерес к учебе.
Вторая микрогруппа: Лидер данной микрогруппы –Макаревич В.«социометрическая звезда», имеет высокий статус в классе. На втором месте по лидерству —Шульженко Игорь и Городничая Анжела.Другие члены микрогруппы имеют низкий статус. Причина возникновения этой микрогруппы — общие интересы; а также в том, что ее некоторые члены живут в одном многоэтажном доме и хорошо знают друг друга.
Один учащийся попал в категорию «изолированные»- Бирковский Анон.. Возможная причина –переход из другой школы..
Наиболее влиятельной, авторитетной является вторая микрогруппа. Ее члены являются самыми уважаемыми в группе, так что их лидерство бесспорно. Это актив класса.
Имеет место эпизодическое соперничество первой и первой микрогрупп.
Психологический климат коллектива класса неустойчиво благоприятен. Преобладает бодрый тон, однако активность класса не особенно высока. В классе учащиеся чувствуют себя довольно уютно.
На основе личных наблюдений за взаимоотношениями в группе определено, что по уровню развития коллектив группы скорее всего можно назвать «Мерцающий маяк», т.к. соответствующие признаки проявляются наиболее полно и наиболее устойчивы на данном этапе.
«Мерцающий маяк»формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой классе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. В классе есть на кого оперетьсяактив. Класс отличается своей индивидуальностью. Но иногда она не может проявить настойчивость в преодолении трудностей. Некоторые члены класса не всегда подчиняются коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива. Проявление активности наблюдается всплескамида и то не у всех.
Полученное значение Сгрговорит о том, что психологический климат коллектива класса неустойчиво благоприятен.
Успеваемость в классе в общем можно оценить на уровне «удовлетворительно» «хорошо». Класс более или менее дисциплинирован на занятиях. В общественно-полезной деятельности класс участвует довольно охотно.
Для увеличения сплоченности, активности класса следует больше вовлекать его в общественную деятельность, проводить коллективные дела, мероприятия, организуемые членами колектива. Потенциал для этого имеется.
МЕТОДИКА №5 «НАШ КЛАСС»
Методика предназначена для исследования личностных взаимоотношений в коллективе (классе).
Основополагающим методом исследования является тестирование (групповая форма).
Интерпретация результатов проводится в соответствии с ключом оценки и обработки данных исследования.
Инструкция: «Вам предлагается ответить на несколько вопросов о вашем классе. Возьмите лист бумаги и напишите с верху, фамилию и инициалы. Затем запишите колонку номеров от 1 до 8. Я буду читать вопрос, а вы отвечать на него (да) или (нет).
- Есть ли у вас в классе настоящие друзья
- Есть ли ученики, умеющие проявлять чуткость, понимание ваших жизненных трудностей
- Есть ли в классе человек, который умеет организовать общее серьезное дело
- Есть ли ученики, которые могут в трудные ситуации поднять ваше настроение
- Есть ли в классе ученики, с которыми у вас враждебное отношение
- Считаете, ли вы, что в классе есть ученики, которые болеют только за себя, не когда не посочувствуют другому
- Есть ли в классе люди, склонные разрушать любое общее дело
- Есть ли ученики, которые своим нытьем или постоянно плохим настроением портят ваше настроение
Ключ
Номер |
Определение наличия в классе |
Наличие баллов + |
Наличие баллов — |
1 2 3 4 5 6 7 8 |
Друзей Альтруистического Делового лидера Эмоционального лидера Неприятелей Эгоистического лидера Дезорганизатора дел «Нытиков» |
1 1 1 1 0 0 0 0 |
0 0 0 0 1 1 1 1 |
Анализ ответов позволяет определить лидерскую структуру класса, группировки, степень сплоченности ее членов, степень противоречивости отношений в классе. Чем больше положительных лидеров и меньше отрицательных, тем выше сплоченность и возможности самоорганизации, ниже степень противоречивости отношений, выше значимость и приемлемость класса для его членов. И наоборот, при наличии нескольких отрицательных лидеров ниже сплоченность и хуже самочувствие членов класса. Если положительных лидеров больше, то у класса есть шансы к развитию.
Обработка результатов.
- Амирова Р. 8
- Байнова Я. 4
- Бирковский А. 8
- Воробей В. 8
- Воробьёв В. 8
- Городничая А. 8
- Гришакова Л. 8
- ДетковскийВ. 8
- Коклина Н. 4
- Кондрачук В. 8
- Макаревич В. 8
- Мартинович Н. 8
- Наливко Д. 8
- Реут В. 8
- Рубан А. 8
- Хомец Д. 8
- Чёрный Л. 8
- Чуб И. 8
- Шматов В. 8
- Шороп Л. 8
- Шульженко 8
- Ясковец А. 8
- Чеменкова Д. 8
Итого 9,1
Вывод:Так как средний критерий баллов равен 9,1, то больше положительных лидеров и меньше отрицательных, выше сплоченность и возможности самоорганизации, ниже степень противоречивости отношений, выше значимость и приемлемость класса для его членов.