Личностно-нравственные качества социального работника. Нравственное сознание, компоненты нравственного сознания

Социальная коррекция. Направления коррекционного воздействия. Организация коррекционной работы с детьми с отклонениями в поведении

Образец ответа

Социальная коррекция — это деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе стандартам.

Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения.Компенсирование заключается в усилении тех качеств или той деятельности социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений. Стимулирование направлено на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, формирование определенных ценностных ориентации, установок отдельных ющентов, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме. Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта па положительные.

Коррекционная работа с клиентами, имеющими физические недостатки, прежде всего, будет направлена на развитие физических функций, которые могут компенсировать увечье, а работа с трудными подростками, в первую оче­редь, предполагает исправление негативных отрицательных свойств. Восстановление социальных связей и социального статуса будет приоритетным направлением в коррекционной работе с лицами, отбывшими срок наказания.

Центром любого коррекционного воздействия является конкретный клиент социальной службы. Этим объясняется распространение в повседневной практической деятельности психокоррекционных методов, связанных с личностно-ориептированной психотерапией, которая включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия. Они направлены на изменение отношения человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, на выработку и развитие терпения, понимания, способности видеть положительное во всем и опираться на него.

При построении социально-педагогической коррекционной программы работы с подростками девиантного поведения в качестве базовых учитываются следующие положения:

1. Опора на положительные качества несовершеннолетнего. Для социального
педагога недопустимо категорическое осуждение ребенка, имеющего отклонения
в поведении, высказывание мрачных прогнозов. Необходимо следовать путем
создания для него «ситуации успеха», уметь найти положительное в поведении
подростка, строить согласно этому деятельность социального педагога.

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

... но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности. Данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы как в узком, так и ... качествами. Структура социальной работы — это се компоненты, содержание которых определяется необходимостью удовлетворения наиболее насущных интересов и потребностей объектов социальной работы. Выделяют следующие аспекты социальной ...

2. Формирование будущих жизненных устремлений. Имея, как правило хроническую неуспеваемость в школе, подростки часто отчаиваются, не верят в свои силы, не видят будущего. Для такого подростка важно дальнейшее профессиональное самоопределение, и в этом случае помощь социального педагога вместе с психологом направлена на определение его будущей профессии, выбор соответствующего интересам и возможностям подростка учебного заведения и трудоустройство.

3. Помимо деятельности, связанной с его дальнейшей трудовой судьбой, необходимо включение несовершеннолетнего, склонного к девиантному поведению, в значимую для него и общественно-полезную деятельность, а не чтение ему моралей, нотаций, нравоучений, наставлений. Это сложная задача, так как зачастую требует изменения не только отношения к тому или иному виду деятельности, но и нормализацию отношений с коллективом детей. Как показывает практика, у трудновоспитуемых подростков свободного времени в четыре раза больше, чем у других школьников, и столь же велика разница его качественного использования. Если благополучные подростки самоутверждаются в учебе, труде, личных увлечениях, то для трудных подростков вхождение в эти сферы ограничено, и избыток свободного времени становится для них криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик несовершеннолетнего.

4. Глубокая доверительность и уважение во взаимоотношениях с подростком. В силу отсутствия у дезадаптированных подростков опыта доброжелательного, спокойного общения, любое воспитательное воздействие встречает активное сопротивление несовершеннолетнего этому действию. Терпение и выдержка — главные помощники социальному педагогу в работе с такими детьми.

В зависимости от личностных особенностей подростка и условий, в которых он находится, при построении реабилитационных программ следует учитывать, в каком состоянии находится подросток. Это может быть предкризисное состояние, обусловленное социальной запущенностью вследствие конфликтов в семье или со сверстниками; побегами из дома, непосещением образовательного учреждения.

Работа социального педагога с этой категорией детей ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира подростка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок — в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений.

Основными видами деятельности являются: индивидуальное консультирование;

включение подростков в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях.

Кроме этого необходима работа с семьей с целью установления значимых взаимоотношений между ребенком и родителями, которая предполагает: диагностику педагогических позиций семьи; индивидуальное консультирование;

включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребенком.

5 стр., 2472 слов

Раздел 2. Особенности применения психолого-педагогических диагностик ...

... Особенности применения психолого-педагогических диагностик исследования уровней развития художественно-творческой деятельности детей и подростков   6. Диагностическое обеспечение определения уровней развития ... развернутость действия, оригинальность решения композиции) Уровни художественной выразительности в работах детей – (высокий, «фрагментарный», дохудожественный). К самому высокому уровню ...

Других подходов требует ребенок, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением подростка. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. В работе с данной категорией детей используются: экстренная диагностика эмоционального состояния; выявление причин данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа над формированием позитивной «Я-концепции».

Существующие технологии работы с дезадаптированными детьми направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемоелибо нейтральное русло; в-третьих, отказ от уголовного или административного преследования подростков, занимающихся бродяжничеством, наркоманией, гомосексуализмом, проституцией и др.; в-четвертых, создание специальных служб социальной помощи:суицидологической, наркологической и др.

Личностно-нравственные качества социального работника. Нравственное сознание, компоненты нравственного сознания

Образец ответа

Социальная работа относится к тем редким видам профессиональной деятельности, где зачастую не профессиональные знания и Навыки, а личностные качества специалиста во многом определяют успешность и эффективность работы. Поэтому в процессе обучения социального работника происходит не только познание им основ и тонкостей профессии, но и воспитание его как личности, формирование духовно-нравственных качеств, которые будущий специалист проявит в работе с людьми. Более того, следует признать, что настоящий социальный работник обязательно сочетает в себе профессиональные знания и навыки, и личностные характеристики.

Социальный работник и его клиент встречаются впервые в самые тяжелые моменты жизни клиента, когда человеку реально угрожает несчастье, или оно уже произошло. Само обращение в социальную службу для клиента является своего рода ис­пытанием, поскольку означает не только появление или возрождение надежды на благополучное разрешение проблемы, но и признание собственной несостоятельности, которое, как бы человек не оправдывался внешними, не зависящими от него самого, обстоятельствами, всегда является для личности признанием тягостным. В этом случае от нравственных качеств личности социального работника зависит, сможет ли его клиент преодолеть неверие в самого себя и свои силы, обретет ли уверенность в себе, сохранит ли чувство собственного достоинства и уважение со стороны своего окружения.

Большое значение при этом имеет уровень моральности социального работника как мера соответствия нравственных представлений и ценностных предпочтений массовым этическим суждениям. Очевидно, что уровень моральности социального работника должен быть выше среднего, так как только это дает ему право общения с человеком, попавшим в беду, поскольку высокий уровень моральности человека предполагает способность понимать другого человека, он помогает ему тактично, без упреков и морализации.

22 стр., 10757 слов

Исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных ...

... а также сформировать важнейшие профессиональные умения и навыки деятельности практического психолога. В современное время проблемами добровольчества с позиции социальной психологии и социологии за ... поведения психолога-консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность профессиональной деятельности, но и является залогом успешности психологического воздействия [5]. Эффективность ...

Социального работника и его клиента объединяет общая цель, но вместе с тем социальный работник в совместной с клиентом деятельности олицетворяет собой активное начало. Социальный работник и его клиент являются партнерами, однако, в силу того, что специалист владеет способами и методами решения проблем, приведших в тупик его клиента, а также другими необходимыми полномочиями, знаниями и навыками, он выступает по отношению к последнему в качестве старшего товарища, наставника, помощника и руководителя. Однако ведущее (но не главенствующее) положение социального работника должно быть оправдано не только простой необходимостью и социальными ролями, но и его нравственными качествами, дающими ему такое моральное право.

Основой личности социального работника должна являться нравственность как внутреннее, духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить людям благо выполнять свои функциональные обязанности в соответствии с утвержденной должностной инструкцией. Однако в должностной инструкции нельзя предусмотреть сочувствия клиенту, сострадания к нему, без которых действия социального работнике превратятся в формальную, бездушную схему. Более того, социальный работник как специалист может вообще оказаться профессионально несостоятельным, и его знания навыки окажутся невостребованными, если его клиент почувствует полное равнодушие себе и своей судьбе или неприязнь. Не доверяя социальному работнику, клиент не предоставит нужную информацию о себе и своей проблеме, что сделает ее разрешение крайне затруднительным, или вообще невозможным.

Нравственное сознание социального работника содержит три необходимых компонента: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность.

Нравственные знания. Основы знаний об этике, морали и нравственности, в том числе и в области профессиональной деятельности, социальный работник получает в процессе обучения в среднем специальном, высшем учебном заведении или на курсах и факультетах повышения квалификации. В ходе занятий будущий специалист постигает сущность нравственности, получает сведения о ее содержании и функционировании в об­ществе, системе ее требований и санкций за отклонение от установленных норм, сравнивает собственные нравственные нормативы с профессиональными, социально значимыми и корректирует свою нравственную позицию.

Следует отметить, что знание норм морали еще не означает моральности поведения, и поэтому необходимо признать, что относительно практики профессиональной деятельности знания сохраняют значительную самостоятельность — они могут не использоваться или использоваться частично в профессиональной деятельности. В этом случае мы можем даже иметь дело с личностью так называемой «двойной морали», которая теоретически может прекрасно ориентироваться в вопросах нравственности, в том числе и профессиональной морали, но не считать для себя обязательным следовать ее требованиям. Формирование и развитие высокой нравственности, попытки сделать ее органичным, неотъемлемым свойством своей лич­ности требуют от специалиста не только знаний, но и постоянной, в течение всей трудовой деятельности и жизни, работы над собой.

11 стр., 5291 слов

Анализ социальной деятельности социальной службы

... бюджета. Социальные работники, занятые в государственных социальных службах, выполняют раз личные роли в зависимости от масштаба и направлений деятельности организации. ... профессиональными социальными работниками, представителями других специальностей, техническим персоналом (ассистентами). Эти организации имеют четкие уставные правила, которые определяют, каких клиентов обслуживать, ...

Нравственные убеждения — это основанная на опыте и знаниях уверенность социального работника в справедливости требований профессиональной морали. Нравственные убеждения требуют от специалиста умения взглянуть на свой труд с точки зрения интересов дела, выяснить соотношение между тем полезным, что он делает для общества и клиентов, и тем, что он обязан сделать. Нравственные убеждения определяют теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, являются основанием для его сознательного отношения к своему поведению и действиям в практике социальной работы. Они участвуют в формировании волевых качеств личности и устойчивых форм морального реагирования на окружающую действительность.

Однако нравственные убеждения обладают также относительной самостоятельностью, поскольку в практической повседневной деятельности может возникнуть ситуация, когда личность действует вопреки своим убеждениям, поскольку ситуативно. Возникают причины, кажущиеся более значимыми, нежели собственные убеждения. В этом случае личность находится в разладе с собой, со своими принципами.

Нравственная потребность — наивысшая степень нравственного сознания социального работника. Она характеризуется наличием моральной потребности в соблюдении требований Профессиональной этики. Когда соблюдение требований про­фессиональной этики становится внутренней потребностью человека, он в соответствии с этическими принципами организует все свои волевые и эмоциональные качества, направляет усилия на решение этически сложных проблем именно с точки зрения нравственности. В этом случае соблюдение требований профессиональной этики становится устойчивым качеством личности мощным фактором мобилизующим ее для организации своего поведения, и деятельности, делом долга и совести, чести и достоинства. Руководствуясь своими нравственными потребностями, специалист не может поступиться. Идти и совершить действия, с его точки зрения, не отвечающие Критериям добра и зла, но ситуативно обусловленные как необходимые.

Роль профессиональной морали в формировании нравственных знаний, убеждений и потребностей социального работника велика. Она помогает ему сопоставить собственные нравственные позиции с теми действиями, которых ожидают «от него как от представителя профессии», помогает ориентироваться в многообразии моральных требований и предписаний.

Таким образом, нравственные знания, убеждения и потребность связаны с практической деятельностью, однако они по-разному обусловливают ее. Наиболее жесткая и устойчивая связь наблюдается в случае формирования у специалиста нрав­ственной потребности.

Нравственная потребность и нравственная мотивация деятельности определяют новое качество, — они характеризуют социального работника как личность. Мотивы деятельности социального работника характеризуют его личностные качества, опосредованно проявляющиеся в социальной работе как его интересы.

10 стр., 4714 слов

Социальная работа как профессиональный вид деятельности

... и исполнители; • практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов. Функции, структура и уровни социальной работы К функциям с.р. ... властей разного уровня; • различные государственные социальные службы (территориальные центры социальной помощи семье и детям); • администрации государственных предприятий, организаций, ...

Таким образом, нравственное поведение социального работника определяется вполне определенными нравственными и душевными качествами его личности.

Честность — необходимое качество для социального работника. Честность, умение специалиста говорить правду необходимы и в большом, и в малом. Социальный работник должен говорить правду о положении клиента, о возможности решить его проблемы, о тех затруднениях, которые встречаются в работе, о совершенных ошибках. Однако честность должна проявляться не только на словах, честным надо быть на деле. Социальный работник не имеет права обмануть ожидания клиента, если сам дал ему повод к ним, связал себя обещанием помочь. Если по объективным причинам социальный работник не уверен в желаемом исходе деятельности, он должен сообщить о своих сомнениях клиенту, чтобы не порождать несбыточных надежд и не вызывать впоследствии нареканий в свой адрес. Однако если он, продумав план действий, дал слово клиенту, то должен его держать.

Совесть социального работника проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая человека к творческим поискам решения и предостерегая его от чисто формального подхода к выполнению моральных и профессиональных норм.

Объективность: социальный работник — человек, и полностью исключить человеческий фактор в его взаимоотношениях с клиентом невозможно; однако по оценке проблем клиента и его качеств социальный работник должен соблюдать объективность, отрешившись от собственных эмоций; должен оценивать необходимость в помощи группе клиентов, при этом он не имеет права недооценивать или переоценивать всей совокупности обстоятельств каждого из клиентов и принимать решение об оказании преимущественной помощи одному в ущерб интересам другого без достаточно веских на то оснований.

Справедливость должна постоянно присутствовать во взаимоотношениях социального работника с клиентами, их близкими и коллегами. Справедливость должна проявляться и по отношению к коллегам — каждое действие коллеги должно получать справедливую оценку, без преувеличения или преуменьшения его заслуг или не­достатков, с учетом как объективных, так и субъективных факторов. Воплощение в практике социальной работы принципа справедливости предохраняет социального работника от отчуждения и от клиента, и от коллектива.

Тактичность — как качество личности социального работника необходима вследствие того, что его поведение всегда требует одновременного соблюдения множества нравственных требований, которые могут противоречить друг другу. Умение выстроить свои действия таким образом, чтобы не поставить невольно кого-либо е неловкое положение, не задеть самолюбие личности, не унизить ее, достигается путей всесторонней оценки противоречивой ситуации, а также тенденций и динамики ее развития. Как качество личности, тактичность особенно необходима социальному работнику, которому в силу профессиональной специфики приходится иметь дело с людьми слабыми, больными, униженными, раздраженными, чье самолюбие уже е достаточной мере задето теми обстоятельствами, в которых они находятся.

4 стр., 1546 слов

Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся начальных ...

... с социально-преобразующей деятельностью младших школьников и с принципами её организации. Задачи: 1)изучить современные документы об образовании; 2)познакомиться с литературой по вопросам духовно-нравственного и социального развития младшего ...

Внимательность и наблюдательность необходимы социальному работнику в его повседневной практической деятельности. Работая с клиентом, социальный работни! обязан обращать внимание на малейшие изменения в его настрое, как положительные так и отрицательные. Именно эти качества социального работника дадут ему возможность, не упуская времени, доказать свою правоту, более веско аргументируя предложения, подбодрить клиента, поддержать его. Наконец, внимательность и наблюдательность помогут социальному работнику уловить неискренность клиента и подтолкнуть к проверке полученной информации.

Терпимость — моральное качество, характеризующее уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей. Терпимость социального работника основывается на устойчивом навыке принимать человека таким, каков он есть, на признании его права быть самим собой, иметь собственные привычки, взгляды, убеждения, вести тот образ жизни, который он считает целесообразным, если это не имеет характера уголовно наказуемой или иной социально опасной деятельности.

Выдержка и самообладание являются качествами личности социального работника, без которых его профессиональная деятельность невозможна. Даже если клиент раздражен и позволяет себе выплеснуть негативные эмоции на социального ра­ботника, то социальный работник не имеет права ответить тем же. Более того, он не должен терять самообладания — в противном случае, отдавшись во власть собственных эмоций, он не услышит того, что говорит клиент, не сможет воспринять информацию и правильно оценить ее. В случае, когда социальный работник общается с клиентом, имеющим нарушения психики или функций органов чувств, выдержка и самообладание ему также необходимы, поскольку в интересах дела следует наладить контакт даже с таким клиентом, получить от него сведения, предоставить информацию в доступной форме и добиться ее усвоения.

Доброта — воплощение заботы о человеке, создание благоприятных условий для его жизнедеятельности, положительного эмоционального настроя, в обучении клиента необходимым для него навыкам ‘и действиям, в умении вовремя и в должной мере оказать необходимую помощь. Социальный работник должен быть не добреньким, жалеющим клиентов и потакающим их слабостям, а добрым, — т. е. способным учить клиента противостоять негативным явлениям, преодолевать трудности, быть ответственным за свою судьбу и судьбы близких. Доброта социального работника обязывает его говорить клиенту даже неприятную правду, если это необходимо для его блага.

Любовь к людям — без нее социальный работник никогда не станет для клиента другом, наставником, близким человеком. Социальный работник должен уметь видеть в людях положительные качества — именно они могут стать основой его любви к ним. Работая с клиентом и определяя его положительные черты и качества, социальный работник должен стремиться к тому, чтобы изменить мнение клиента о самом себе и вызвать ту положительную трансформацию личности, которая повлечет за собой позитивное изменение ее жизненных обстоятельств. Равнодушие к человеку ведет к невнимательности, непониманию его внутреннего мира и, соответственно, резко снижав эффективность воздействия.

19 стр., 9055 слов

Этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала ...

... отношений и начала изобразительной деятельности клиента; этапе укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента; завершающем этапе (терминации). Подготовительный ... изменения в отношениях клиента и психотерапевта); социаль­ном (изменения в отношениях клиента с семейным, профессиональным и более широким социальным окружением). 5. С ...

Самокритичность дает возможность социальному работнику не только честно исполнять свой долг, но и совершенствоваться в своей профессиональной деятельности. Только не закрывая глаза на собственные недостатки, а конструктивно критикуя самого себя, можно развивать свои достоинства.

Терпение — качество социального работника. Он должен быть терпелив с каждым готов выслушать бессвязный рассказ или несколько раз повторить одно и то же, дoлжeн иметь терпение выслушать эмоционального клиента, даже если эти эмоции беспричинно направлены на социального работника. Для него главное, добиться понимания и вызвать мотивацию к совместной деятельности.

Коммуникабельность — важнейшее качество социального работника. О коммуникативной способности социального работника во многом зависит в целом успе его деятельности, потому что именно в общении он вырабатывает план совместны действий по решению проблемы и обсуждает ход его выполнения и корректировк; совместной работы. В общении с коллегами социальный работник перенимает распространяет опыт работы, обсуждает общие проблемы и решает волнующие его вопросы. В общении с представителями других государственных и негосударственных учреждений и организаций решает вопросы необходимые для нормального функционирования и развития социальной службы.

Оптимизм позволяет социальному работнику нести людям радость, надежду и еру в лучшее, а это невозможно осуществить, если сам он не имеет ни веры, ни надежды. С учетом того обстоятельства, что от настроя социального работника во многом зависит и активность клиента, оптимизм может считаться одной из основных черт личности социального работника.

Сила воли всегда необходима социальному работнику в его практической деятельности. Она необходима социальному работнику не только для того, чтобы преодолеть себя, но и для того, чтобы преодолеть пассивность клиента, обусловленную его неуверенностью в себе, разочарованностью в своих силах и возможностях. Именно сила воли социального работника может заставить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и неверие в собственные силы, активно подключиться к дея­тельности и тем самым повысить свой личностный потенциал и социальную активность.

Эмпатия (от греч. empatheia — сопереживание) — постижение эмоционального состояния другого человека. Способность к эмпатии в форме сопереживания и сочувствия является необходимой чертой личности социального работника и во многом определяется его умением поставить себя на место клиента. Практика показывает, что, обращаясь за помощью в социальные службы, клиент в первую очередь ищет сочувствия, сострадания, сопереживания. Результаты многочисленных исследований говорят о том, что наибольшим успехом у клиентов пользуется не тот социальный работник, кто профессионально выполняет свои обязанности, но при этом остается равнодушным к клиентам, а тот, кто всегда готов выслушать и посочувствовать, даже если он выполняет свои обязанности не так профессионально.

Стремление к самосовершенствованию должно проявляться не только в постоянном стремлении специалиста к профессиональному росту, приобретению практического опыта, навыков, умений и новых теоретических знаний, но и в совершен­ствовании духовном и нравственном, повышении своих моральных качеств и преодолении недостатков, особенно тех, которые могут отрицательно сказаться на качестве его работы.

7 стр., 3456 слов

1. Диагностика операциональных характеристик деятельности ребенка

... произвольных форм запоминания, способности к опосредованному запоминанию, исследование особенностей мыслительной деятельности ребенка, возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, ... на листе остается открытым до конца работы ребенка. Обработка результатов: После того, как ребенок приступил к работе, психолог включает секундомер и фиксирует количество ...

Стремление социального работника к самосовершенствованию становится положительным примером для клиента, и напротив, трудно требовать от клиента актив­ных действий, максимальной реализации личностного потенциала, если он видит, что социальный работник, призывающий его к этому, не предъявляет таких же жестких требований к себе самому.

Творческое мышление — неотъемлемая характеристика социального работника. При отсутствии творческого мышления специалист будет действовать по раз и навсегда принятой им схеме, что существенно снизит мобильность решений, эффективность его работы и может отрицательно сказаться на клиенте, поскольку в социальной работе готовых рецептов, применимых в абсолютно любых обстоятельствах и ситуациях, просто не существует. Отсутствие творческого мышления у специалиста будет расценено его клиентом как невнимательность, недостаток опыта и желания помочь, что может дискредитировать социальную работу.

Таким образом, качества личности социального работника во многом определяют успешность его взаимодействия с клиентом и являются необходимым условием его профессиональной пригодности. Формирование моральных качеств происходит путем усвоения духовных ценностей общества и профессии, превращения их в процессе деятельности в убеждения и потребности. Эти качества личности социального работника, проявленные им по отношению к клиенту, его окружению и всему обществу способствуют повышению уровня общественной нравственности и тем самым — решению ряда социальных проблем.

ЕЖЕМЕСЯЧНОЕ ПОСОБИЕ НА РЕБЕНКА

Ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода, дающий право на получение этого пособия в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации (пункт в редакции, введенной в действие с 20.05.2000 Постановлением Правительства РФ от 05.05.2000 №386).

Лицо, обратившееся за ежемесячным пособием на ребенка представляет:

-заявление в письменной форме о назначении ежемесячного пособия на ребенка с указанием в нем сведений о доходах семьи и справку органа социальной защиты населения по месту жительства другого родителя (усыновителя, опекуна, попечителя) о неполучении им ежемесячного пособия на ребенка;

— копию свидетельства о рождении ребенка;

— справку с места жительства ребенка о совместном его проживании с родителем (усыновителем, опекуном, попечителем);

— справку об учебе в общеобразовательном учреждении ребенка (детей) старше 16 лет;

Для назначения ежемесячного пособия на ребенка, находящегося под опекой (попечительством), дополнительно представляются:

— выписка из решения органов местного самоуправления об установлении над ребенком опеки
(попечительства);

— справка из органов управления образованием о неполучении денежного содержания на ребенка.

На территории ХМАО — Югры, а значит и в нашем городе действуют следующие виды пособий:

1. Единовременное пособие при рождении 2-го ребенка (10000 руб).

2. Единовременное пособие при одновременном рождении 2-х и более детей независимо от количества детей в семье в возрасте до 18 лет.

3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенка в возрасте от 1,5 до 3-х лет (3500 руб) и от 3-х до 4 — х лет (1750 руб).

4. Ежемесячное пособие на ребенка (детей), назначается только малообеспеченным семьям.

5. Ежемесячное социальное пособие детям, потерявшим кормильца (800 руб.)

6. Ежемесячное социальное пособие на детей-инвалидов.

На сегодняшний момент Президент РФ Путин В.В. выступил с посланием, в котором говорится о повышении размеров пособий на ребенка. В частности при рождении 2-го, 3-го и последующего выплачивать денежное единовременное пособие в размере 250 тыс. руб. на целевые нужды (учебу, покупку жилья и т.д.), а пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет повысить от 700 руб. до 1000 руб. на одного ребенка, и 3000 руб. на 2-х и более. Такие нововведения заметно повысят доход семьи.

Деонтология социальной работы и ее принципы. Ответственность и долг социального работника перед государством, перед клиентом, профессией

Образец ответа

 

Деонтология — учение о должном поведении, поступках, образе действий.

Деонтология социальной работы — это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

Профессиональный долг специалиста — это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его нравственной внутренней потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.

Моральный долг как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе «человек — среда», для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии Требования морального долга заставляют социального работника рассматривать свои обязанности шире, чем этого требует профессиональный долг. В своей работе социальный работаю руководствуется профессиональным и моральным долгом, учитывает и юридические, профессиональные требования, установленные обществом.

Требования профессионального долга (они должны быть осознаны социальным работником означают:

• высокий профессионально-квалификационный уровень как гарант качества;

• четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;

• профессиональную деятельность и сознательную дисциплину, привычку к должном; поведению;

• стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания.

Профессиональная деятельность социального работника не сводится к механическом выполнению своих обязанностей. Обязанности должны стать моральным долгом и должны выполняться по внутреннему убеждению и побуждению.

Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:

• личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;

• компетентность специалиста;

• рационального подхода к решению поставленных задач;

• правовой регламентации деятельности;

• подотчетности;

• инициативы и творческого подхода;

• организованности и дисциплины;

• контроля и проверки исполнения;

• критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;

• доверия и свободы действий;

• поощрения и наказания и др.

Условно деонтологию социальной работы можно рассматривать по тому, какие субъекты объекты рассматриваются как стороны конкретного профессионального отношения. Соответствен можно выделить следующие виды отношений:

Ответственность и долг социального работника перед обществом и

Государством

Деятельность социального работника во всех ее видах и составных частях имеет социальную направленность и влечет социальные последствия, в связи, с чем встает вопрос о долге ответственности специалиста перед обществом и государством за свою деятельность. Рассматривая этот вопрос в целом, следует отметить, что само выполнение социальным работником профессиональных обязанностей, достижение поставленных целей совпадает с интересами общества.

Решая ту или иную задачу, социальный работник руководствуется различными интересами — интересами клиента, личными интересами, интересами профессиональными, которые в главном совпадают с общественными. Однако деятельность социального работника столь сложна и многообразна, содержит в себе возможность возникновения такого огромного количества нестан­дартных, неформальных ситуаций, что социальный работник довольно часто оказывается перед проблемой выбора правильного решения.

Большинство этиков прошлого, в частности философы Древней Греции и Древнего Рима, связывали должное с общественным благом, что имеет свое историческое обоснование. Анало­гичный подход к определению должного демонстрировали и философы эпохи Просвещения — И. Кант, К.-А. Гельвеции, Ж.-Ж. Руссо и др. Из их трудов следует, что в случаях, когда интересы, которыми руководствуется человек, совпадают с интересами общества, его поступки в меньшей степени нуждаются в моральном регулировании.

Декларируя в Конституции Российской Федерации благо человека как свою главную цель и задачу , государство добивается достижения этой цели различными способами. Одним из наиболее эффективных способов достижения «условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», является формирование в стране института социальной работы, призванного осуществлять деятельность в отношении тех граждан, которые имеют объективные и субъективные ограничения жизнедеятельности, затруднения в реализации своих конституционных прав и находятся в трудной жизненной ситуации. Поэтому на институт социальной работы возложены наиболее трудные и ответственные функции по оказанию помощи именно этой категории граждан. Для многих людей существование института социальной работы является единственной действенной гарантией реализации права на образование, охрану здоровья, труд и др.

Долг и ответственность перед обществом и государством требуют от социального работника первую очередь использования всех его профессиональных знаний и навыков, таланта и душевны качеств в интересах общества и государства, — т. е. следования социальным работником установлениям принятой государством социальной политики. Долг предполагает выбор приоритете деятельности и способов ее осуществления на основании понимания им (работником) целей и зада профессии, институциализированной обществом и государством, а также социального содержания его деятельности.

Поручая социальному работнику заботу от своего имени о своих социально уязвимых гражданах предоставляя ему некоторые необходимые для осуществления этой целенаправленной деятельности полномочия, государство и общество возлагают на специалиста двойную ответственность — действия и последствия этих действий самого социального работника и за деятельность его клиента. В связи с такой постановкой вопроса оценке подвергается не только чисто формальная сторона деятельности социального работника и ее социально значимые результаты, но и те взаимосвязи отношения, которые возникают в процессе деятельности. Таким образом, социальная работа долж1 отражать не только букву, но и дух социального законодательства и социальной политик Профессиональный долг социального работника состоит в установлении таких взаимосвязей отношений в профессиональной деятельности, которые оптимально соответствуют требования предъявляемым к институту социальной работы.

Одной из главных целей деятельности социального работника является улучшение и. восстановление условий жизнедеятельности клиента и в связи с этим — оптимизация его жизнедеятельности как таковой. Подобный результат социальной работы для общества и государства является целеполагающим — в этом смысл и цель существования в любом обществе система социальной защиты населения. Используя свои знания и навыки для достижения поставленной государством и обществом цели, прилагая свои усилия для улучшения положения одной из самых многочисленных категорий населения — социально уязвимых, незащищенных граждан, социальный работник добивается улучшения социальной и морально-нравственной ситуации обществе в целом.

Совершая для достижения стоящих перед ним целей необходимые действия в рамках профессиональной деятельности, социальный работник привлекает для этого, при необходимости, возможные виды ресурсов и в первую очередь те, которые ему предоставляют государство и общество. При этом он должен заботиться об обеспечении оптимального соотношения между
затратами ресурсов и полученным результатом. Эффективное использование ресурсов в социальной работе, их творческое, рациональное расходование, изыскание новых, нетрадиционных и более эффективных видов ресурсов — одна из главных задач социального работника и профессиональный долг перед обществом и государством.

Влияние социального работника на жизнедеятельность общества проявляется не только непосредственно через него самого и его действия, но и опосредованно, через действия его клиентов, а также результаты этих действий и их влияния на собственную жизнедеятельность, жизнь развитие окружения. Поэтому имеет большое общественное значение то нравственное содержание которое социальный работник привносит в отношения с клиентами и передает им в процесс взаимодействия.

Основной задачей социального работника в этой связи становится обеспечение максимально активного, посильного участия его клиентов в деятельности на благо общества, даже если это касается решения клиентом его собственных проблем. Не только социальные работники, но и их клиенты обладают большей или меньшей социальной активностью. Направить эту активность клиентов в нужное русло, придать ей глубокий социальный и нравственный смысл и общественную значимость — одна из целей социального работника, за достижение которой он несет ответственность перед обществом и государством.

Таким образом, глубокое понимание социальным работником социального содержания и последствий его профессиональной деятельности является его профессиональным долгом и важнейшим деонтологическим принципом. Этот принцип определяет основные отношения специалиста в области социальной работы с обществом и государством.