Этап формирования системы психотерапевтических отношений и начала изобразительной деятельности клиента

Лекция №8

!!! (Сделать подробный конспект в тетради, уметь ориентироваться в основных этапах арт-терапевтического процесса)

Арт-терапевтический процесс и его системное описание

В современной арт-терапевтической литературе понятие арт-терапевтического процесса обозначает разнообразные изменения в поведении, состоянии и отноше­ниях клиента и психотерапевта в ходе их совместной работы, приводящие в конеч­ном счете к достижению определенных психотерапевтических результатов. Пред­полагается, что, как и любая психотерапевтическая работа, арт-терапевтический процесс также имеет начало, середину, совпадающую с моментом наиболее значи­мых для успеха психотерапии изменений, и завершение (терминацию).

Признает­ся также, что на динамику арт-терапевтического процесса оказывают влияние са­мые разные факторы, в связи с чем в одних случаях она может быть наиболее вы­раженной, а в других — минимальной.

Имея много общего с любым процессом психотерапии, арт-терапевтический процесс обладает своими особенностями. Они в значительной степени связаны с тем, что отношения клиента и психотерапевта опосредуются изобразительной де­ятельностью клиента и отражают процесс художественной экспрессии. Посколь­ку этот процесс, как было сказано ранее, имеет стадийный характер, это так или иначе влияет на динамику арт-терапевтического процесса. В свою очередь отношения клиента и психотерапевта и их изменения в арт-терапевтическом про­цессе отражаются на художественной экспрессии клиента.

В истории арт-терапии имели место попытки описания происходящих в арт-те­рапевтическом процессе изменений с использованием тех или иных подходов, од­нако они трактовались при этом весьма противоречивым образом, что было связа­но со стремлением исследователей следовать достаточно жесткой системе представлений и рассматривать эти изменения в рамках какой-либо одной теории. Вме­сте с тем, как отмечает Б. Болл (2001), «имеется явный дефицит системных иссле­дований тех моментов арт-терапевтического процесса, которые связаны с реаль­ными изменениями в состоянии и взаимоотношениях пациента и арт-терапевта. Именно такие исследования могли бы помочь нам приблизиться к пониманию за­гадочных механизмов лечебного воздействия арт-терапии. В прошлом необходи­мость в наблюдениях за изменениями в ходе арт-терапевтического процесса, как правило, игнорировалась. При этом для его описания автоматически применялись определенные теоретические представления. Между наблюдениями за реальным арт-терапевтическим процессом и его теоретическим обоснованием существует тесная диалектическая связь… Наблюдения <…> обусловлены личным и профес­сиональным опытом специалиста, а также его теоретическими представлениями… В то же время он должен сохранить высокую степень восприимчивости к тому, что происходит в ходе сессий между психотерапевтом и клиентом, а также в их внут­реннем опыте» (с. 14-15).

22 стр., 10710 слов

Теория и техники терапевтического анализа

... дыры", образованные бессознательным страхом перед тем, что может быть обнаружено в ходе терапевтической работы. Клиент В., жаловавшийся на одиночество и непонимание, рассказал о навязчиво повторявшемся сюжете ... над этими снами, искал литературные параллели ("Баллада Редингской тюрьмы"). Вскрытый в процессе анализа злокачественный нарциссизм (неспособность отдавать либидо объектам в силу того, что ...

Новые подходы к исследованию арт-терапевтического процесса, таким обра­зом, могли бы предполагать:

  • во-первых, наблюдение за самыми различными проявлениями в поведении и состоянии его участников;
  • во-вторых, осторожность в использовании тех или иных теоретических моделей, необходимую для того, чтобы сохранить высокую степень открытости исследователя к изучению новых явлений и того, что он не может объяснить в рамках существующей теории.

В данной лекции делается попытка системного описания арт-терапевтического процесса. При этом наряду с эклектическим использованием элементов разных теоретических подходов нами применяются некоторые положения общей теории систем, дополняемые стратегией постмодернистского «деконструирования», ко­торое можно рассматривать в качестве одного из метаметодов современного науч­ного познания. Несмотря на то что использование обшей теории систем не мо­жет являться «исчерпывающим», одно из ее несом ценных достоинств, по мнению Д. Фримена (2001), «заключается в том, что она дает достаточно широкую и де­тально разработанную теоретическую базу, позволяющую соотнести друг с дру­гом разные теории и сформировать целостную картину разного уровня сложно­сти». Он также отмечает, что «одним из достижений системного подхода является то, что он позволил определить системный характер поведения, не стре­мясь при этом к уточнению преимуществ той или иной психологической теории. Системный подход, подчеркивая, таким образом, общность системных принципов поведения, отличается теоретической «нейтральностью».

На сегодняшний день системный подход с успехом реализуется, в частности, в системной семейной психотерапии (Mimichin & Fishman, 1981; Haley, 1971; Фримен, 2001), а также в некоторых направлениях групповой динамической пси­хотерапии (см., например, McKenzie, 1997).

Системный подход также реализу­ется в контексте новых микроаналитических качественных исследований психо­терапевтического процесса (Rhodes & Greenberg, 1994; Safran & Muran, 1994).

В последние годы стали появляться и отдельные публикации, посвященные сис­темным исследованиям в арт-терапии (Ball, 2000; Болл, 2001).

Вместе с тем этих работ явно недостаточно.

При системном описании арт-терапевтического процесса мы будем исходить из сле­дующих основных представлений.

1. Психотерапевтические отношения представляют собой открытую «живую» систему, включающую в себя в качестве основных элементов клиента, психотерапевта и изобразительный материал/продукцию и обладающую разными системными характеристиками (открытость, наличие информационных каналов, связывающих составляющие ее элементы друг с другом и с внешней средой, способностью к целеполаганию).

4 стр., 1812 слов

Принципы специального образования.Технология и методы спец образования.Средства ...

... непосредственно на уроке. К числу дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования относятся экскурсии, дополнительные занятия, внеклассные формы педагогической ... эпизодические мероприятия внеклассной работы. 10. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе спец образования Учебно-познавательная деятельность человека с особыми ...

Признавая психотерапевтические отношения и арт-терапии открытой системой, мы тем не менее допускаем разную степень ее открытости. При определенных обстоятельствах, в частности в усло­виях жесткого институционального или идеологического давления, при использовании психоте­рапевтом догматической системы взглядов, его чрезмерной директивности, при наличии у клиен­та определенных психических расстройств и т. д., психотерапевтические отношения становится закрытой системой, что отражается на динамике арт-терапевтического процесса.

2. Являясь открытой системой, психотерапевтические отношения в арт-терапии имеют определенные структурные, функциональные и генетические характеристики. Ее структурные характеристики связаны с наличием внешних границ системы психотерапевтических отношений, личностных, а также межличностных границ, определяемых нормами поведения клиента и психотерапевта и ролевыми аспектами их взаимодействия. К функциональным характеристикам данной системы можно отнести многообразие форм поведения и состояния клиента и психотерапевта в ходе их прямой и опосредованной художественной экспрессией клиента интеракции, направленной в конечном счете на достижение психотерапевтического результата. К генетическим характеристикам данной системы относится изменение характера психотерапевтических отношений, а также поведения и состояния клиента и психотерапевта на разных этапах психотерапевтического процесса.

3. Различные факторы психотерапевтического воздействия и используемые в арт-терапевтическом процессе интервенции могут рассматриваться в качестве внутренних ресурсов и механизмов, необходимых для достижения определенных психотерапевтических результатов, что связано с прогрессивной дифференциацией данной системы и проявлением механизма динамического равновесия.

4.Связанная с арт-терапевтическим процессом прогрессивная дифференциация данной системы проявляется в формировании каналов энергоинформационной связи с окружающей средой; распределении функций между ее элементами; совершенствовании механизмов обратной связи; повышении степени структурности и т. д. Происходящие на разных этапах арт-терапевтического процесса системные изменения можно рассматривать на трех основных уровнях — внутриличностном (изменения в состоянии, установ­ках, способах психического реагирования клиента и психотерапевта); меж­личностном (изменения в отношениях клиента и психотерапевта); социаль­ном (изменения в отношениях клиента с семейным, профессиональным и более широким социальным окружением).

5. С учетом того, что изобразительные материалы/продукция являются тре­тьим элементом системы психотерапевтических отношений в арт-терапии, опосредующим взаимодействие клиента и специалиста и в то же время вы­ступающим в качестве одного из механизмов их связи друг с другом и с вне­шним миром, художественная экспрессия клиента и создаваемая им изо­бразительная продукция в значительной мере отражают происходящие на разных этапах арт-терапевтического процесса системные изменения разно­го уровня (внутриличностного, межличностного, социального).

6 стр., 2904 слов

Психосоциальная работа и проблемы консультативного процесса

... консультирования; - включенность клиента в процесс консультирования; - разграничение личных и профессиональных отношений. Социально-психологическое консультирование предполагает использование своеобразных приемов и методов работы с клиентами. К их числу ... воздействия. Мотивируются те или иные действия. Более внушаемы лица с инертной системой, до 15— 16 лет, у девушек конформность на 10—15% выше. ...

Более того, художественная экспрессия и продукция являются не только «зеркалом», но и одним из факторов этих изменений.

На основе наблюдений за реальным арт-терапевтическим процессом можно го­ворить о его следующих основных этапах:

  • подготовительном этане;
  • этапе формирования отношений и начала изобразительной деятельности клиента;
  • этапе укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента;
  • завершающем этапе (терминации).

Подготовительный этап

Подготовительный этап арт-терапевтического процесса включает:

  1. первую встречу с клиентом, получение от него первичных данных и определение показаний для арт-терапии;
  2. разъяснение клиенту содержания и особенностей арт-терапевтической работы, основных правил его поведения и тех возможностей для художественной экспрессии, которые имеются в его распоряжении;
  3. заключение психотерапевтического контракта, регламентирующего общие цели и условия арт-терапевтической работы, количество, частоту и продолжительность сессий, и другие моменты;
  4. создание «безопасного пространства».

Несмотря на то что арт-терапия может использоваться максимально широким кругом клиентов, перед началом работы необходимо определить, насколько целе­сообразным может быть ее использование с тем или иным клиентом. Показания для применения арт-терапии определяются характером проблем или заболевания клиента, степенью имеющихся у него психических или физических ограничений, возрастом, его коммуникативными возможностями, уровнем мотивации к арт-терапевтической работе, ожиданиями от нее и рядом других факторов. Следует учесть, что некоторые категории клиентов, обычно не подлежащих вербальной психотерапии (например, олигофрены, лица с тяжелыми психическими заболева­ниями или речевыми нарушениями, лица преклонного возраста с нарушениями памяти и внимания), при определенных условиях могут довольно успешно зани­маться с арт-терапевтом индивидуально или в группе. Это связано с тем, что, имея сниженные способности к вербальной коммуникации, они нередко могут выра­жать свои переживания в изобразительной форме. Даже если некоторые из них не способны создавать художественные образы, простая манипуляция и различные виды игр с изобразительными материалами оказываются очень важными для их активизации, тренировки сенсомоторных навыков, развития невербального мыш­ления и других функций.

Тем не менее, принято считать, что в качестве самостоятельного лечебно-коррекционного метода арт-терапия подходит, прежде всего, клиентам с негрубой пси­хической патологией в форме неврозов или личностных расстройств. Более серь­езные психические нарушения могут являться препятствием для формирования психотерапевтических отношений. Однако даже с ними арт-терапия может быть использована в качестве одного из элементов комплексной лечебной или реаби­литационной программы, дополняя методы биологической терапии, социальную работу и иные формы психотерапии.

19 стр., 9482 слов

Социальная работа с семьей с онкобольными детьми

... 1.1 Семьи с онкобольными детьми как объект социальной работы Проблемы в семьях детей с онкологическими заболеваниями во ... причину возникновения, что в свою очередь определяет направление работы психолога. На этом этапе у родителей на фоне ... В основном это мероприятия санаторно-курортного спектра и психокоррекционная работа. Некоторая часть проблем возникает из-за недостаточной функциональности семьи, ...

Особую ценность арт-терапия может иметь для работы с теми детьми и взрос­лыми, у которых имеются затруднения в выражении и вербализации своих чувств и мыслей, например в силу речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности самих переживаний и наличия значительных внутренних барьеров для их выражения (например, у лиц с посттравматическим стрессовым рас­стройством, наркотической или алкогольной зависимостью и т. д.).

Это не значит, конечно же, что арт-терапия не может быть эффективной в работе с теми, у кого имеется достаточная способность к вербальному общению. Для таких людей ху­дожественная экспрессия может являться альтернативным средством общения, позволяющим им выразить свои мысли и переживания с большей полнотой и убедительностью.

Наличие у клиента художественных способностей и навыков изобразительной работы сколь-либо большого значения при этом не имеет. При определении показаний к проведению арт-терапии специалист может отчасти ориентироваться на те критерии, которые используются при отборе клиентов для использования иных форм психотерапевтической работы. При этом он учитывает ту информацию, ко­торая содержится в направлении, и то, что сообщает ему сам клиент (или его род­ственники и прочие лица).

В некоторых случаях могут использоваться иные ис­точники информации: так, при работе психотерапевта в социальной сфере это мо­гут быть сведения от социального работника; при работе в школе — сведения от педагога или психолога и т. д.

Многое может проясниться в ходе первой встречи с клиентом, когда психоте­рапевт выясняет его основные жалобы или проблемы, собирает сведения об исто­рии его жизни, оценивает его биопсихосоциальный статус, время появления у клиента тех или иных нарушений и их изменение с течением времени, а также опреде­ляет ожидания клиента относительно арт-терапевтической работы. Кроме того, в хо­де первой встречи с клиентом психотерапевт также объясняет ему основные прави­ла и условия проведения арт-терапии, а также содержание и общие задачи работы.

Принципиально важным моментом подготовительного этапа арт-терапевтиче­ского процесса является получение от клиента добровольного согласия на прове­дение арт-терапии, что, конечно же, невозможно без его информированности о ха­рактере, задачах и содержании арт-терапевтической работы. Поэтому психотера­певт должен предоставить клиенту эту информацию. Чаще всего за этим может следовать обсуждение с клиентом (либо с его родственниками или иными пред­ставителями, если клиент несовершеннолетний или имеет ограничения дееспособ­ности) условий психотерапевтического контракта. Контракт регламентирует ос­новные цели и содержание арт-терапевтической работы, ее продолжительность, общее число сессий, их частоту и продолжительность, Взаимные обязательства сто­рон, порядок и размер оплаты услуг специалиста и другие моменты. Хотя соблю­дение конфиденциальности в отношениях специалиста с клиентом является одним из основополагающих этических принципов его деятельности, этот момент может быть дополнительно оговорен в контракте. То же самое относится и к условиям хранения художественных работ клиента и праву его собственности на свою изоб­разительную продукцию.

В ходе первой встречи с клиентом психотерапевт обычно объясняет, в чем бу­дет заключаться их совместная работа; что клиент может, а чего не может делать (например, портить инвентарь арт-терапевтического кабинета, использовать изоб­разительные материалы опасным для себя и окружающих образом).

5 стр., 2368 слов

Роджерс — клиент-центрированная терапия

... установки психотерапевта образуют необходимые и достаточные условия терапевтической эффективности; 2) основной акцент на феноменологическом мире клиента (отсюда определение психотерапии как «клиент-центрированной»); 3) терапевтический ... уравнение психотерапии» (1961b) дает представление о терапии как о работе с теплыми живыми людьми теплых живых консультантов. Анализ процесса проводится ...

Как правило, психотерапевт подчеркивает, что эта работа не предполагает наличия каких-либо художественных способностей или навыков изобразительной деятельности и не ставит своей целью создание «высокохудожественных произведений». Он дает клиенту понять, что акцент будет сделан на свободном выражении клиентом сво­их чувств и мыслей с помощью имеющихся в его распоряжении изобразительных материалов. При этом целесообразно добавить, что это будет необходимо или весь­ма желательно для достижения положительных результатов арт-терапевтической работы.

К подготовительному этапу арт-терапевтического процесса относится также создание «безопасного» пространства, что является важным условием установле­ния психотерапевтических отношений и перехода клиента к изобразительной де­ятельности. Безопасное психотерапевтическое пространство является условием достижения клиентом и психотерапевтом состояния внутренней защищенности, взаимного доверия и открытости. Поскольку арт-терапевтическая работа связана с использованием различных изобразительных материалов, они также могут рас­сматриваться в качестве составной части безопасного психотерапевтического про­странства. Это имеет непосредственное отношение к оформлению арт-терапевтического кабинета и его оснащению соответствующими инструментами и материа­лами. К. Кейз и Т. Делли отмечают, что «каждый приходящий в арт-терапевтический кабинет человек использует его по-разному и устанавливает с арт-терапевтом уникальные отношения. И хотя одно и то же пространство каждый клиент воспри­нимает по-своему, оно всегда будет играть одинаковую роль, являясь не только фактическим местом пребывания клиента, арт-терапевта и изобразительных ма­териалов, но и символическим пространством» (Case & Dalley, 1992, p. 20).

Арт-терапевтический кабинет обладает уникальной атмосферой, обусловлен­ной тем, что клиенту здесь предоставлены такие условия и средства для выраже­ния им своих чувств и мыслей и действуют такие правила, которые отсутствуют за его пределами. Немаловажное значение имеет и позиция самого психотерапевта, и хотя стиль его работы и используемые им методы могут быть различны, эта по­зиция, как правило, отличается недирективностью и мягкостью. С этой точки зре­ния арт-терапевтический кабинет можно рассматривать в качестве своего рода «фасилитирующей среды». Понятие «фасилитирующая среда», как известно, было введено Д. Винникоттом для обозначения той среды, которая создается матерью в ее отношениях с ребенком в первые годы его жизни и позволяет ребенку свободно манипулировать «транзитными объектами». Арт-терапевтический кабинет и его оснащение могут поэтому рассматриваться как то пространство, в котором роль «транзитных объектов» выполняют различные изобразительные материалы и средства изобразительной деятельности.

Все это, по-видимому, дало основание Д. Шаверьен описать арт-терапевтиче­ский кабинет следующим образом: «Что бы здесь ни происходило, оно будет в той или иной степени отделено от повседневной жизни и является предметом для на­блюдения. Это имеет очень большое значение, так как без ощущения вынесенного за пределы внешнего мира пространства будет сохраняться склонность пациента действовать и реагировать неосознанно — то есть так же, как мы ведем себя в по­вседневной жизни. Наличие определенных границ обеспечивает возможность для поддержания психотерапевтической дистанции. Это также позволяет клиенту от­страниться от внешнего мира и дает ему возможность психологического регресса и функционирования в качестве наблюдателя за своим собственным поведением». (Schaverien, 1989. р. 149).

5 стр., 2372 слов

Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы.Практические ...

... -служение, любовь-деятельность на благо ближне­го. Лечение любовью представляет собой сложный процесс, включающий в себя знания личности клиента, понимание ро­ли терапевта и терапевтических усилий, необходимых ...

Таким образом, основными задачами психотерапевта на подготовительном эта­пе арт-терапевтического процесса являются следующие:

  1. Создание атмосферы высокой терпимости, защищенности и безопасности, необходимой для установления психотерапевтических отношений и перехода клиента к изобразительной деятельности, что достигается за счет заключения психотерапевтического контракта, эмпатических качеств психотерапевта, обозначения пространственно-временных границ арт-терапевтической работы и соответствующего оборудования кабинета.
  2. Структурирование и организация поведения клиента и его отношений с психотерапевтом посредством разъяснения клиенту правил поведения в арт-терапевтическом кабинете, основных задач и содержания работы, определения взаимных обязательств сторон и знакомства клиента с оборудованием арт-терапевтического кабинета.

Пользуясь системными определениями, можно сказать, что на данном этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее:

  • моделирование системы психотерапевтических отношений и ее структурно-функциональных параметров (что связано со знакомством клиента и психотерапевта, обозначением пространственно-временных границ арт-терапевтической работы, определением взаимных обязательств сторон и основных правил их поведения);
  • определение информационных, энергетических и материальных ресурсов системы, что связано со сбором психотерапевтом исходной информации о клиенте и оценкой его биопсихосоциального статуса, первичным налаживанием с ним эмпатического контакта, знакомством клиента с имеющимися в арт-терапевтическом кабинете материалами и инструментами изобразительной деятельности, определением показаний для арт-терапевтической работы и ее общей продолжительности, а также частоты и продолжительности сессий);
  • целеполагание (исходя из оценки биопсихосоциального статуса клиента, его основных жалоб и проблем и имеющихся материальных, энергетических и информационных ресурсов системы).

Этот этап арт-терапевтического процесса связан с формированием психотерапев­тического альянса и переходом клиента к изобразительной деятельности, в ходе которой происходит первоначальное отреагирование им своих чувств, конфлик­тов и потребностей, а также тех переживаний, которые отражают его отношение к психотерапевту.

Большое значение на этом этапе работы имеют профессиональные умения, опыт психотерапевта и его личностные особенности, что является предпосылкой формирования устойчивого психотерапевтического альянса. Многое зависит так­же от личностных особенностей и ожиданий клиента, а также его социального и культурного опыта. На данном этапе работы, исходя из первых реакций и отноше­ния клиента к психотерапии и его личности, специалист может гибко менять ис­пользуемые им тактики ведения сессий, демонстрируя большую или меньшую степень его эмоциональной поддержки.

10 стр., 4765 слов

1.Основные требования к оборудованию арт-терапевтического кабинета

... для работы, а также условиям экспонирования и хранения продуктов изобразительной деятельности клиента. Понятие «психотерапевтического пространства», применительно к арт-терапевтической работе, охватывает ... — особой среде, которая является местом взаимодействия между психотерапевтом и клиентом. Понятие «психотерапевтического пространства» предполагает высокую степень внутренней защищенности ...

Принципиальное значение имеет установление с клиентом эмоционального ре­зонанса, что является одним из факторов психологической защищенности клиен­та и эффективного обмена с ним чувствами, представлениями и фантазиями. Мно­гие арт-терапевты стремятся подчеркнуть равноценность своих позиций и пози­ций клиента и даже в некоторых случаях (как, например, в работе с детьми или с клиентами с «хрупкой психической организацией») выполнять его волю, чтобы он смог ощутить возможность управления ситуацией, что является важным средст­вом поддержки его хрупкого «Я». Столь же большое значение имеет признание и поддержка потребностей клиента.

Следует, однако, подчеркнуть, что с учетом индивидуальных особенностей кли­ента, условий работы, а также стилевых отличий деятельности психотерапевта и его теоретических представлений, его действия и степень директивности, эмо­циональной поддержки клиента на данном этапе могут быть различны. Как было отмечено, многие арт-терапевты, в особенности, если речь идет о работе с клиента­ми с пограничными психическими расстройствами, предпочитают недирективный подход, предполагающий минимальную степень протекционизма в отношениях с клиентом и избегание вторжения в его изобразительную деятельность. Подобная позиция объясняется тем, что избыточный протекционизм и директивность со сто­роны психотерапевта приводят к блокированию способностей клиента к выраже­нию своих чувств и потребностей. Кроме того, чрезмерная поддержка клиента мо­жет вызвать у него негативную реакцию. «В целом, — отмечает Фицджеральд, — чем более серьезны проблемы пациента, тем в большей поддержке он нуждается» (2001, с. 87).

Однако ориентация на нозологический диагноз при этом недостаточ­на, и необходимо прибегнуть к иной системе оценок, чтобы определить необходи­мый для клиента уровень директивности и эмоциональной поддержки. Фицдже­ральд, в частности, предлагает принять во внимание:

  1. степень нарушения социального и профессионального функционирования клиента;
  2. характер имеющихся у него поведенческих нарушений;
  3. способы его психологической защиты;
  4. выраженность интраспективных черт личности.

Все это позволяет преодолеть недоверие клиента и помогает ему справиться с имеющейся тревогой и перейти к изобразительной работе.

Проведенные в последние годы систематические наблюдения за ходом арт-терапевтического процесса с использованием «вовлеченного независимого наблю­дателя» (Болл, 2001) свидетельствуют о том, что для начального этапа арт-терапевтического процесса характерна преимущественная фокусировка внимания клиента и психотерапевта на их отношениях, что связано с их «настройкой» друг на друга, стремлением понять особенности личности и реагирования другого, а также с необходимостью преодоления возможного конфликта между взаимными ожиданиями. При этом внимание клиента и психотерапевта, в отличие от вербаль­ной психотерапии, многократно в течение одной сессии может переходить с их от­ношений на изобразительную работу. И даже когда их внимание сфокусировано на художественной экспрессии, она нередко отражает отношение клиента к пси­хотерапевту.

4 стр., 1798 слов

Понятие арт-терапии.Функции групповой арт-терапии.Сущность консультативного ...

... хотя эти формы работы остаются доминирующими. Однако, наряду с ними, участникам арт-терапевтического процесса предлагаются самые разнообразные занятия изобразительного и прикладного характера, ... безоценочное отношение к созданной художественной продукции [8]. Для терапевтического процесса художественная одаренность клиента не имеет принципиального значения. Эстетические критерии созданного образа ...

Во многих случаях, однако, психотерапевту приходится прилагать определен­ные усилия для того, чтобы вовлечь клиента в изобразительную работу. Он может, в частности, еще раз продемонстрировать имеющиеся в арт-терапевтическом кабинете изобразительные материалы. У многих клиентов на начальном этапе арт-терапевтического процесса имеется внутреннее сопротивление изобразительной деятельности. Тем не менее, дополнительное разъяснение психотерапевтом особен­ностей художественной экспрессии в арт-терапии, ее отличий от профессиональ­ных или любительских занятий изобразительным творчеством, направленных на создание «эстетической продукции*, и подчеркивание им допустимости любых форм экспрессивного, связанного с художественной деятельностью поведения, способно во многих случаях помочь клиенту справиться с этим внутренним сопро­тивлением.

Наблюдения за ходом сессий на начальном этапе арт-терапевтического процес­са также свидетельствуют о том, что при переходе клиента к изобразительной ра­боте очень часто имеет место непосредственное отреагирование им своих чувств, потребностей и фантазий посредством различных манипуляций с изобразитель­ными материалами и в его поведении. В своей изобразительной деятельности и по­ведении клиент может вновь и вновь переживать связанные с перенесенными им психическими травмами или имеющимися у него внутрипсихическими конфлик­тами разнообразные сложные чувства, не находя какой-либо возможности для их разрешения. Экспрессивное поведение клиента и его изобразительная деятель­ность при этом часто носят хаотический или деструктивный характер, причем де­структивные тенденции и отрицательные аффекты могут направляться клиентом как на изобразительные материалы и продукцию, так и на самого себя или психо­терапевта. Кроме того, в процессе работы с изобразительными материалами кли­ент часто еще не ощущает себя достаточно «защищенным» и уверенным в своих силах, что вызывает у него сильную тревогу.

С учетом этого имеется необходимость в структурирующем воздействии на по­ведение и художественную экспрессию клиента со стороны психотерапевта, а так­же фасилитации им выражения клиентом своих чувств и потребностей. Это до­стигается за счет «эмоционального присоединениям, к клиенту, включения пси­хотерапевта в изобразительный процесс и разные виды совместной с клиентом игровой деятельности, когда он выступает главным образом в качестве «ведомо­го», а также за счет привлечения внимания клиента к изобразительной работе и в случае необходимости оказания ему «технической» помощи. В тех же случаях, когда аффекты клиента «выплескиваются» в деструктивных реакциях или неод­нократном повторном отреагировании в хаотичном поведении связанных с пере­несенными психическими травмами или внутрипсихическими конфликтами пере­живаний, психотерапевт использует те или иные приемы «ограничения» клиента (в частности, путем напоминания ему об основных правилах поведения, ограни­чения формата бумаги или количества используемых клиентом материалов, зада­вая ему вопросы, направленные на выяснение мотивов и целей действий клиента, и т. д.).

В качестве иллюстрации начального этапа арт-терапевтического процесса мож­но привести следующий эпизод, отражающий один из моментов третьей сессии. Данный эпизод приводится в статье Б. Болл (2001, все права защищены; публику­ется с разрешения автора).

Дверь арт-терапевтического кабинета открывается. Шейла — семилетняя девочка афроамериканского происхождения — входит в него, следуя за арт-терапевтом по имени Энн. Шейла с минуту пребывает в нерешительности, но затем направляется к большо­му столу. Энн садится па стул с зеленой обивкой рядом со столом…

Шейла. Я хочу сегодня резать бумагу.

В голосе Шейлы звучит решительность. В этот же момент она берет со стола большие ножницы и показывает, будто что-то режет. Тем самым она демонстрирует Энн и мне, что ей хочется делать. Она размахивает ножницами, которые выглядит в ее руках круп­ными и угрожающими.

Ш е й л а. Резать, я люблю резать.

Энн. Что ты хочешь резать? Бумагу?

Энн встает, для того чтобы взять бумагу из расположенной у окна стопки. Она берет довольно много листов, но протягивает Шейле всего один лист. Остальную бумагу она кладет себе на колени.

Шейла разрезает бумагу па четырехугольники, которые, в свою очередь, разрезает на более мелкие фрагменты. В комнате царит тишина. Вскоре стол оказывается усеян ку­сочками бумаги. Шейла поворачивается к Энн.

Шейла. Мне нужна еще бумага. Энн продолжает держать бумагу на коленях.

Энн . Что ты хочешь делать с бумагой, которую ты разрезала? Ты ее собираешься как-то использовать?

Шейла (обращаясь к Эпн).

Мне нужна еще бумага. В ее голосе звучит раздражение.

Энн. Используй сначала ту бумагу, которую ты нарезала, Шейла. Вы начальница, а я — гений. В ее голосе звучит еще больше злости.

Э н н. Я начальница?

Шейла. Вы начальница, и вы меня пе слышите.

В течение оставшегося времени сессии Шейла ведет себя по отношению к Энн как свое­нравная начальница, а Энн — как ее секретарша, которая безропотно выполняет ее при­казы и записывает то, что та диктует. Шейла часто строго отчитывает арт-терапевта.

На примере данного описания видно, что на начальном этапе арт-терапевтического процесса девочка испытывает определенные затруднения в переходе к изоб­разительной деятельности и отреагирует свои чувства в деструктивном манипу­лировании с ножницами и бумагой. При этом арт-терапевт использует различные приемы «ограничения» деструктивных проявлений и структурирования поведе­ния девочки, задавая ей вопросы, направленные на выяснение целей ее действий, и ограничивая количество бумаги. Кроме того, стремясь «присоединиться» к де­вочке и оказать ей эмоциональную поддержку, она вступает с ней в ролевую игру и играет роль «ведомого» (секретарши).

На этом этапе сессии внимание девочки и психотерапевта сфокусировано на их отношениях. Связанные с ними чувства де­вочки, а также те, которые отражают перенесенный его травматичный опыт, про­являются в основном в ее ролевом взаимодействии с психотерапевтом.

Таким образом, основные задачи психотерапевта на данном этапе арт-терапевтического процесса заключаются в следующем:

  • в поддержании атмосферы терпимости, защищенности и безопасности, что достигается за счет высокой эмпатии и недирективной позиции психотерапевта, формулирования четких пространственно-временных границ арт-терапевтической работы;
  • в структурировании и организации поведения и изобразительной деятельности клиента путем обозначения правил его поведения, привлечения его внимания к изобразительной работе, регулирования количества и качества используемых клиентом изобразительных материалов и другими способами;
  • в фасилитации эмоциональной экспрессия путем «присоединения» к нему в ходе его изобразительной работы и участия в совместных играх, а также за счет предоставления ему необходимых материалов и средств работы;
  • в установлении и усилении эмоционального резонанса (раппорта) и обмене с клиентом чувствами, фантазиями, образами и идеями.

Помимо решения всех этих задач, в значительной мере связанных с особыми условиями арт-терапевтической работы, на данном этапе арт-терапевтического процесса специалист делает то, что делают большинство специалистов, использу­ющих вербальные формы психотерапии, а именно — строит диагностические ги­потезы, позволяющие объяснить поведение клиента, а также причины и механиз­мы имеющихся у него эмоциональных и поведенческих расстройств. Взаимодей­ствуя с клиентом, психотерапевт пытается проверить правильность этих гипотез и в случае необходимости их скорректировать или вовсе от них отказаться. Боль­шое значение при этом принадлежит способности и желанию психотерапевта ви­деть в поведении и высказываниях клиента как можно больше и обращать внима­ние на самые разные аспекты его психической феноменологии — а не только то, что он «хочет* в клиенте видеть или то, что соответствует тем или иным жестким тео­ретическим конструктам.

Используя системные определения, можно считать, что на данном этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее:

  1. формирование системы психотерапевтических отношений, включающей в себя клиента, психотерапевта и изобразительные материалы/продукцию, с установлением между ними каналов двухстороннего энергоинформационного обмена (что связано с формированием эмоционального резонанса и взаимного обмена клиента и психотерапевта своими чувствами, мыслями и фантазиями — как напрямую, так к посредством художественной экспрессии);
  2. структурно-функциональная организация системы с укреплением ее внешних и внутренних границ и началом ее функционирования, направленногона достижение пели (что связано с поддержанием пространственно-временных границ арт-терапевтической работы и правил поведения ее участников; структурированием поведения и изобразительной деятельности клиента; фасилитацией психотерапевтом его эмоциональной экспрессии; выдвижением и проверкой правильности диагностических гипотез, а также постепенным расширением диапазона экспрессивного, в том числе связанного с художественной деятельностью поведения клиента и форм его интеракции с психотерапевтом);
  3. формирование системы динамического равновесия, являющегося предпосылкой роста и развития системы и ее адаптации к изменяющимся внутренним и внешним условиям и проявляющегося в наличии в ней определенного напряжения (что связано с установлением эмоционального резонанса между клиентом и психотерапевтом; расширением спектра разных форм психотерапевтического взаимодействия между ними и высокой степенью их взаимной открытости для исследования самых разных аспектов психиче­ской феноменологии и поведения и характерной для арт-терапии работы «посредством» сложных переживаний, а не ев обход» их, а также с методо­логической «воздержанностью» психотерапевта и недирективностью его позиции).

Этап укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента

Данный этап арт-терапевтического процесса связан с укреплением психотерапев­тических отношений, консолидацией личности клиента и его постепенным переходом от хаотичного поведения и изобразительной деятельности к созданию бо­лее сложной изобразительной продукции с осознаванием ее психологического со­держания и связи со своим опытом и системой отношений.

Достигнутое на предыдущем этапе ощущение безопасности и доверия к пси­хотерапевту и структурирование его деятельности и поведения в рамках опреде­ленных правил и форм художественной экспрессии дает клиенту достаточную сво­боду самовыражения, благодаря чему он начинает более активно выражать свои чувства, мысли, потребности и фантазии в изобразительной работе и общении с психотерапевтом. В процессе его изобразительной работы происходит актуализа­ция переживаний, отражающих различные аспекты как более раннего, так и теку­щего опыта клиента, которые так или иначе запечатлеваются в создаваемой им художественной продукции. Конфронтация с этими переживаниями может быть для клиента порой весьма болезненной. Кроме того, углубление и развитие его отношений с психотерапевтом могут служить одним из факторов провокации таких связанных с переносом чувств, как, например, чувства гнева, вины, утраты и др. Однако надежные границы психотерапевтического пространства, доверие к психотерапевту и возросшая структурированность поведения и художественной дея­тельности клиента являются факторами «удерживания» всех этих переживаний и предупреждения их «выплескивания» в импульсивных или хаотичных действиях. Кроме того, поскольку на данном этапе клиент переходит к созданию более сложных, так называемых символических образов, они также выступают в качестве од­ного из факторов «удерживания». «Удерживающая» функция художественного образа наиболее ярко проявляется в тех случаях, когда речь идет о слишком слож­ных и непонятных для клиента чувствах. Работая над созданием серии связанных друг с другом образов или вновь и вновь возвращаясь к одной и той же теме или изображению, он проецирует на них эти переживания, которые «накапливаются» в изобразительной продукции словно в «контейнере» и находятся в ней до тех пор, пока эти чувства не начнут осмысляться клиентом и не будут включены им в бо­лее сложную систему значений, отражающую внутренний мир клиента и систему его отношений. Осознание содержания изобразительной продукции и ее связи с внутренним миром и системой отношений иногда происходит благодаря самосто­ятельной работе клиента с образом и взаимодействию с ним (инсайт), независимо от интервенций психотерапевта, однако чаще всего это происходит благодаря ин­терпретации и вербальной обратной связи.

Используемые психотерапевтом на данном этапе арт-терапевтического процес­са приемы работы могут быть различными. Он, в частности, может применять раз­ные виды обсуждений, направленные на «прояснение» скрытого смысла изобра­зительной продукции, а также высказываний и поведения клиента. Воздержива­ясь, как правило, от собственных оценок, психотерапевт использует вопросы, ам­плификации и метафоры для того, чтобы помочь клиенту как можно более полно раскрыть этот смысл. Некоторые вопросы могут быть направлены на «проясне­ние» смысла эмоциональных реакций или действий клиента, вызванных его взаи­модействием с психотерапевтом, и осознание клиентом их связи с его отношени­ями с близкими ему людьми в прошлом и настоящем. Параллельно с этим психо­терапевт внимательно анализирует свои собственные реакции и переживания, связанные с его отношениями с клиентом и его изобразительной продукцией, по­скольку, с одной стороны, они могут быть тонким индикатором происходящих в клиенте изменений, а с другой стороны — отражать собственные эмоциональные проблемы психотерапевта.

На данном этапе работы могут также применяться различные виды игровой деятельности, художественные описания изобразительной продукции, элементы драматерапевтической работы, движение и танец, работа с голосом, построение ролевых диалогов, а также различные виды обсуждений, направленные на «деконструирование» привычных ассоциативных связей и связанной с образом системы значений, направленные на преодоление культурных стереотипов и привычных форм самоидентификации клиента. При этом психотерапевт стремится предоста­вить клиенту новую информацию, идеи и образы, помогая ему тем самым по-ино­му описать и осмыслить свой опыт. Все эти виды работы можно назвать «направ­ленными на смыслообраэование интервенциями» (Ball, 2000).

В зависимости от особенностей клиента, конкретной ситуации и задач работы, а также от своих теоретических предпочтений и опыта на данном этапе арт-терапевтического процесса психотерапевт может использовать иные формы интервен­ций и виды работы, в том числе убеждения, советы или рекомендации; коррекцию неверных мыслительных процессов, помощь в преодолении клиентом чувств вины и стыда, поддержку более адаптивных защитных механизмов и способов поведе­ния, помощь клиенту в установлении и регулировании его социальных связей, кон­фронтации и собственные интерпретации действий клиента, различные системные интервенции, связанные с привлечением к арт-терапевтической работе членов се­мьи клиента и другие приемы (Фицджеральд, 2001).

Большинство арт-терапевтов, в особенности использующих недирективный подход, предпочитают не давать клиенту готовых «рецептов» для решения им сво­их проблем. Они воздерживаются от излишнего структурирования деятельности клиента и, стараясь настроиться на его индивидуальные потребности, стиль и темп работы, гибко следуют за динамикой происходящих в его внутреннем мире и поведении изменений. Многие арт-терапевты действуют «посредством» сложных чувств клиента, а не «в обход» них: «сопровождая» клиента в моменты пережива­ния им чувств фрустрации, тревоги, гнева, вины и т. д. и не пытаясь искусственно заменить их чувствами оптимизма, комфорта и удовлетворения, они, тем не менее, помогают ему «принять» в себе эти чувства и осмыслить их связь со своим внут­ренним миром и системой отношений. Негативные переживания клиента не про­являются и не предаются забвению, но выражаются посредством художественной экспрессии и, постепенно осознаваясь, становятся одним из элементов новых форм опыта клиента.

По мере происходяших в клиенте изменений и его конфронтации со сложны­ми переживаниями имеют место изменения в его отношениях с психотерапевтом. Они, в частности, становятся «ареной» проявления самых разных переживаний и фантазий клиента, как положительных, так и отрицательных. В то же время про­исходят их постепенная интеграция и осознание клиентом их связи не только с личностью психотерапевта, но и с различными событиями своей жизни и аспекта­ми своего социального и культурного опыта, что ведет к постепенному увеличе­нию межличностной дистанции между психотерапевтом и клиентом и достиже­нию последним большей самодостаточности. Этому во многом способствует изоб­разительная деятельность клиента, являющаяся одним из факторов укрепления его личных границ и развития его психологических защит.

Весьма важным показателем происходящих в клиенте изменений являются из­менения в фокусировке его внимания. Как было отмечено в предыдущем разделе, для второго этапа арт-терапевтического процесса характерна фокусировка вни­мания клиента на его взаимоотношениях с психотерапевтом, что чередуется с пе­риодами непродолжительной фокусировки на изобразительной деятельности. На третьей стадии происходит увеличение фокусировки клиента на изобразительной деятельности и уже созданных им работах. Взаимоотношения с психотерапевтом, сохраняя свою значимость, нередко отступают на второй план. Обучаясь самосто­ятельно справляться с неприятными переживаниями и регулировать свое поведе­ние, клиент уже не в такой степени, как раньше, нуждается в поддерживающем, фа-силитирующем и структурирующем воздействии со стороны психотерапевта. Все больше погружаясь в изобразительную работу и связанные с ней чувства, ассоци­ации и образы, клиент начинает больше фокусироваться на своем «Я» и внутрен­нем мире и более широкой системе отношений.

Данные изменения находят отражение в динамике изобразительной работы и характере создаваемых клиентом образов. Вовсе не обязательно, что его изобрази­тельная продукция приобретет более значительное эстетическое наполнение, хотя переживания клиентом «прекрасного» нередко имеют место и могут отражать оп­ределенный поворот в настроении клиента и его отношении к окружающему миру (Кейэ, 1998).

Клиент начинает ощущать определенное «сродство» со своими работами. Они наполняются для него ценностью и смыслом. Это отчасти можно связать с созда­нием так называемых «воплощенных» образов (Schaverien, 1992), предполагаю­щим различные виды прямого взаимодействия и «диалога» клиента с ними.

Развивается способность клиента к различению и осознаванию особенностей создаваемой им художественной продукции, ее формы и содержания и уяснению се связи с содержаниями своего внутреннего мира и системой отношений. Клиен­ты нередко способны при этом испытывать чувство глубокого внутреннего удов­летворения и радости от процесса художественной экспрессии и ее результатов, но не потому, что созданные ими работы кажутся им «красивыми» или могут кому-то понравиться (хотя это также может быть иногда немаловажно), а потому что они «открывают» для себя в их форме и содержании нечто важное и становятся более спонтанными, искренними и аутентичными в выражении посредством художе­ственной экспрессии своих чувств, мыслей и потребностей.

Изобразительная продукция является для многих клиентов «воплощением» пережитого ими нового опыта и свидетельством открытых ими в себе новых воз­можностей. Они начинают более свободно использовать различные материалы и средства творческого самовыражения. Более емким и убедительным становится их изобразительный «язык», который, дополняясь иными формами творческой экс­прессии, превращается в один из элементов «синкретического» отражения внут­ренней и внешней реальности и средством передачи создаваемой клиентом в арт-терапевтическом процессе «мифопоэтической картины мира».

Одной из примет происходящих в клиенте изменений является также более ча­стое использование им так называемых «символических образов». В данном слу­чае речь идет не о стереотипных «псевдосимволических» изображениях, имеющих широкое хождение в конвенциональной культуре и иногда называемых «архети-пическими образами», а о тех работах, которые обладают глубиной и богатством смысла и «феноменологической убедительностью», органично выражая не то, что клиент «придумал» о себе и мире, а то, что он действительно смог в себе и окружа­ющем мире «открыть».

Многие приверженные психодинамической теории психотерапевты, воспри­нимающие создаваемую клиентом изобразительную продукцию через призму фи-гуративности и иконографии, порой не могут увидеть разницы между этими дву­мя типами образов (символами и «псевдосимволами»).

Более того, вырывая изоб­ражения из культурного и социального контекста, они тем самым выхолащивают их содержание. Увлекаясь созданием собственных метафор на основе изобрази­тельной продукции клиентов, они интерпретируют ее таким образом, что их ин­терпретации отражают лишь их собственное видение реальности или теоретиче­ские взгляды, а отнюдь не переживания и взгляды клиента. Это дало основание Дж. Хензеллу (Henzell, 1995) называть используемую в арт-терапии психодина­мическую модель интерпретаций редуктивной. Столь же редуктивными автору этой книги представляются попытки использовать с целью оценки происходящих в клиенте и его изобразительной продукции изменений какую-либо одну догма­тическую систему взглядов.

Обольщение некоторых психотерапевтов «псевдосимволическими» и мифо­логическими образами и их склонность во всем видеть «архетипы» может дезори­ентировать и привести к ошибочной оценке наблюдаемых в арт-терапевтическом процессе феноменов. Ограничиваясь оценкой одних лишь символических репре­зентаций внутренних качеств и переживаний клиента, психотерапевт неизбежно использует художественную экспрессию лишь в качестве «паллиативного сред­ства» — весьма слабого утешения для того клиента, чьи проблемы и страдания свя­заны, например, с расовой или этнической дискриминацией, неравенством полов или гомофобией. По поводу иллюзорности попыток «освободить» женщину «ми­фологическими» средствами А. Картер (Carter, 1979), например, пишет: «Все ми­фологические изображения женщин, начиная с мифа о спасительной чистоте Девы и заканчивая образами исцеляющей и всепримиряющей матери, — не что иное, как утешительный нонсенс… Мифы являются ложными обобщениями, создаваемыми для того, чтобы заглушить боль, вызванную реальными обстоятельствами» (р. 5).

Все это свидетельствует об ограниченности фигуративных, основанных на жестких теоретических «конструктах» подходов к анализу создаваемой на разных этапах арт-терапевтического процесса изобразительной продукции клиента и не­обходимости использования более широкой системы взглядов, позволяющей учи­тывать контекстуальные факторы арт-терапевтического процесса, отношения со­здаваемых клиентом образов с «интертекстуальным» (или «гипертекстуальным») пространством. В связи с этим одной из форм работы на данном этапе арт-тера­певтического процесса могут быть различные способы «деконструирования», осу­ществляемого психотерапевтом посредством обсуждения с клиентом его изобра­зительной продукции в контексте культурных, идеологических, институциональ­ных и иных влияний, а также тех форм культурной репрезентации, которые опо­средуют представления клиента о себе самом и окружающем мире. С учетом всего этого наиболее оправданным при анализе и обсуждении художественной продук­ции клиента на разных этапах арт-терапевтического процесса нам представляется использование системного подхода, позволяющего рассматривать эту продукцию в качестве одного из элементов открытой динамической системы психотерапевти­ческих отношений, опосредующего взаимодействие клиента с психотерапевтом, содержаниями своего внутреннего мира и внешней средой.

Поэтому имеется смысл рассматривать изобразительную продукцию клиента на трех основных уровнях — внутриличностном, межличностном и социальном.

Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что на третьем этане арт-тера­певтического процесса в состоянии и поведении клиента происходят следующие основные изменения:

  • исчезновение импульсивного, хаотичного поведения, связанного с «выплескиванием» чувств, и переход клиента к изобразительной деятельности, связанной с созданием визуальных образов;
  • развитие у клиента способности видеть заключенный в создаваемой им изобразительной продукции смысл и ее связь с содержанием своего внутреннего мира и системой отношений;
  • получение клиентом удовлетворения от изобразительной деятельности и создаваемых им художественных образов, а также от дальнейшего взаимодействия с ними посредством разных видов творческой работы, рефлексии и анализа;
  • в повышении самооценки клиента, развитии механизмов психологической защиты и новом восприятии им самого себя и собственных возможностей;
  • в использовании им новых форм поведения, художественной практики и взаимоотношений с психотерапевтом и получении на основе всего этого нового опыта;
  • в укреплении личных границ клиента и его относительном дистанцировании от психотерапевта, что проявляется, в частности, в его меньшей фокусировке на психотерапевтических отношениях и в большей — на изобразительной деятельности, себе и системе своих отношений;
  • в усвоении им новой информации о себе и окружающем мире, в частности благодаря «деконструированию» используемых им ранее способов репрезентации своего опыта и использованию новых.

Происходящие в клиенте на данном этапе арт-терапевтического процесса из­менения можно было бы в целом охарактеризовать как движение от бессмыслен­ности — к смыслу, от слабости — к силе; от фрагментированности — к интеграции; от дефицитарности — к полноте; от зависимости — к самодостаточности.

Основные же задачи психотерапевта на этом этапе работы заключаются в сле­дующем;

  1. в поддержании атмосферы терпимости, защищенности и безопасности и четких пространственно-временных границ арт-терапевтической работы, необходимых для дальнейшего выражения клиентом различных чувств, потребностей и мыслей и освоения им новых возможностей и опыта;
  2. в структурировании и организации в случае необходимости деятельности клиента и привлечении его внимания к новым материалам, средствам и формам творческой работы;
  3. в фасилитации эмоциональной экспрессии клиента;
  4. в активизации «диалога» с клиентом посредством использования разных видов интерпретации и вербальной обратной связи;
  5. в дальнейшем обмене с ним чувствами, ассоциациями, образами, идеями;
  6. в предоставлении ему новой информации и «деконструировании» прежних форм репрезентации им своего опыта, а также в создании совместно с ним новых форм репрезентаций;
  7. в укреплении его личных границ и фокусировке его внимания на различных аспектах его системы отношений, включая отношение к самому себе.

Используя системные определения, можно заключить, что на данном этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее:

  • Развитие каналов энергоинформационной связи, как между элементами системы психотерапевтических отношений, так и системой — и внешним миром (что связано с поддержанием высокого эмоционального резонанса и взаимного обмена клиента и психотерапевта своими чувствами, мыслями и фантазиями; использованием интерпретаций и вербальной обратной связи; предоставлением клиенту новой информации; «деконструированием» прежних форм репрезентации его опыта и создания новых, а также с его взаимодействием с созданной им художественной продукцией и осознанием ее смысла).
  • прогрессивная дифференциация системы психотерапевтических отношений (что связано с постепенным расширением диапазона экспрессивного, в том числе связанного с художественной деятельностью, поведения клиента и форм его интеракции с психотерапевтом; с укреплением личных границ клиента, совершенствованием механизмов его психологической защиты и относительным дистанцированием от психотерапевта; развитием новых потребностей клиента и освоении им новых форм поведения);
  • поддержание системой динамического равновесия, обеспечивающего ее адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям (что связано с сохранением высокого эмоционального резонанса между клиентом и психотерапевтом; высокой степенью их взаимной открытости для исследования разных аспектов психической феноменологии и поведения клиента; освоением клиентом новых форм поведения и развитием у него новых потребностей);
  • достижение системой ее целей (что связано с получением определенного психотерапевтического эффекта, выражающегося в качественном изменении состояния, поведения, потребностей и социального функционирования клиента).

В качестве иллюстрации данного этапа арт-терапевтического процесса хоте­лось бы привести еще один короткий, но весьма показательный эпизод из статьи Б. Болл (2000), отражающий поворотный момент в работе арт-терапевта (Энн) с той же самой семилетней девочкой по имени Шейла. Данный эпизод относится к десятой сессии.

Шейла. Я хочу сегодня шить. Я хочу делать стежки.

Она достает из ящика ножницы и нитки. Энн достает фланель разных цветов. Шейла

выбирает розовый цвет. Она поудобнее устраивается на большом белом стуле, так что

колени достают до ее подбородка.

Шейла. Ты можешь мне помочь?

Э н н. Тебе нужно делать так — вверх и вниз, вверх и вниз…

Она показывает Шейле, как нужно делать стежки.

Шейла. Я как бабушка.

Энн. Как бабушка?

Шейла. Обычно у меня не получалось шить, но сейчас получается, потому что ты мне сказала, как это делать — вверх и вниз.

Шейлэ улыбается и поет, игла движется в одном ритме с музыкой.

Шейла (поет).

Я — бабушка, бабушка. Вверх и вниз. Вверх и вниз. Вверх и вниз.

Я делаю одеяло. Вверх и вниз. Вверх и вниз. Для кого это одеяло? Шейла. Я делаю одеяло для куколки. Энн (одобрительно), Гм-М-м.

Энн улыбается. Шейла делает большие стежки. Шейла. Одеяло для куколки. Энн. Как куколка себя чувствует?

Шейла. Ей холодно. Ей нужно одеяло. Она плачет и плачет. Я должна побыстрее сшить ей одеяло.

Длинная нитка зацепилась за угол одеяла. ЭнВ встает для того, чтобы посмотреть, что случилось. Она движется без излишней спешки.

Энн. Ничего страшного. Просто сними нитку с угла.

Ее голос звучит очень спокойно и одобрительно. Шейла закапчивает свою работу, пре­вращая в последующем одеяло в подушку.

Вскоре после этого Шейла впервые нарисовала себя и психотерапевта о полный рост; она также смотрелась в зеркало, вступила в диалог со своей работой и стала чаще рас­сказывать арт-терапевту о различных эпизодах своей жизни.

Из описанного видно, что в поведении девочки и ее отношениях с психотера­певтом на данном этапе арт-терапевтического процесса произошли глубокие изменения. Между девочкой и психотерапевтом установлен эмоциональный резонанс, и он проявляется как на вербальном, так и невербальном уровнях. Психоте­рапевт чутко прислушивается к потребностям девочки и в случае необходимости предоставляет ей те материалы, которые требуются. Она также оказывает девочке поддержку, демонстрируя ей, как нужно шить. Шейла с готовностью принимает эту помощь: она не только воспроизводит те движения, которые ей покачала Энн, но и трансформирует ритм этих движений в ритм песни. Таким образом, отноше­ние девочки к психотерапевту на данном этапе характеризуется открытостью и высокой степенью доверия, что принципиально отличается от ее отношения к пси­хотерапевту входе третьей сессии, когда девочка воспринимала Энн как«началь­ницу», которая не хочет ее слышать.

Обращает на себя внимание изменение характера деятельности девочки: она уже не отреагирует чувства обиды и злости в деструктивном поведении, но, вос­пользовавшись советом Энн, погружается в работу. Ее действия при этом носят структурированный характер, она работает самостоятельно, если не считать того момента, когда нитка зацепилась за край одеяла, что указывает на ее возросшую самостоятельность. По всей видимости, активно воспроизводимый ею в движени­ях и пении ритм является для нее одним из механизмов психологической защиты.

Чрезвычайно важными и указывающими на формирование у Шейлы нового представления о себе и своих возможностях являются ее слова: «Обычно у меня не получается шить, но сейчас получается…» Столь же значимым является и то, что теперь она способна получать удовольствие от своей деятельности — улыба­ется и поет.

В ходе работы Шейла использует спонтанную ролевую импровизацию: пред­ставляя себя бабушкой, она говорит психотерапевту, что шьет одеяло для кукол­ки, а когда психотерапевт спрашивает ее, как куколка себя чувствует, Шейла гово­рит, что куколке холодно. Таким образом, в своей ролевой импровизации девочка моделирует отношения любви и заботы и, идентифицируя себя с бабушкой, вербализирует отрицательные переживания («ей холодно»), что указывает на то, что она уже способна с ними самостоятельно справиться.

Образ одеяла в данном случае можно рассматривать как довольно емкий сим­волический образ, с которым Щейла вступает во взаимодействие, создавая в сво­ем воображении целую сцену.

На значимость этой сессии, знаменующей собой поворотный момент в арт-терапевтическом процессе, указывают дальнейшие действия и художественные ра­боты Шейлы, на которых она впервые изобразила себя и психотерапевта в полный рост, смотрелась в зеркало и рассказывала психотерапевту о различных событиях своей жизни. Все это указывает на ее возросшую способность к саморефлексии и осмыслению своих чувств и отношений.

Завершающий этап (терминация)

Завершающий этап арт-терапии является логическим продолжением тех процес­сов, которые были запущены на предыдущих этапах работы и в конечном итоге приводят к достижению определенных психотерапевтических эффектов. Данный этап можно также рассматривать как период подведения итогов и оценки резуль­татов психотерапии.

Терминация может быть как запланированной, так и вынужденной. Ее срок может специально оговариваться в психотерапевтическом контракте и опреде­ляться продолжительностью курса арт-терапии. В некоторых случаях, в особенности, если речь идет о долговременной работе с неопределенными временными границами, срок терминации не оговаривается, но определяется по мере того, как специалист и клиент в процессе своей работы решают те или иные задачи. Вынуж­денная терминация может быть связана с различными факторами, такими как пе­реход психотерапевта на новое место работы или его переезд в другой город; его болезнь или смерть; болезнь самого клиента, возникновение у него финансовых затруднений или иных экстремальных ситуаций в его жизни и т. д. В некоторых случаях клиенты преждевременно завершают психотерапию в связи с тем, что проводимая с ними работа или поведение психотерапевта не соответствуют их ожиданиям или из-за возникновения у них сильных эмоциональных реакций на психотерапевта, которые не могут быть удержаны в границах психотерапевтиче­ских отношений.

Существует, таким образом, множество самых разных внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на сроки наступления терминации. Как отме­чают Заро и соавторы (Zaro et el., 1977), «начинающие психотерапевты предпо­лагают, что психотерапевтический процесс завершится довольно гладко в некое идеально подходящее для этого время, когда клиент решит все свои проблемы и научится самостоятельно справляться с новыми возникающими в его жизни труд­ностями. К сожалению, это происходит довольно редко. Завершение психотера­пии представляет собой компромисс между ожиданиями клиента и психотерапев­та и теми ограничениями, которые связаны с недостаточной мотивацией к работе, переживанием психического дискомфорта, стоимостью психотерапевтических услуг и множеством других факторов» (р. 142).

Так или иначе, психотерапевт и клиент должны стремиться к тому, чтобы мо­мент терминации был ими согласован и чтобы арт-терапевтический процесс не прекращался в одностороннем порядке. Очевидно, что преждевременный выход клиента из арт-терапевтического процесса в одностороннем порядке может нане­сти ему вред.

Терминация может сопровождаться оживлением сильных чувств, включая чув­ства утраты, горя, страха, гнева и др., нередко отражающих пережитый клиентом опыт «расставаний», что требует их специальной «проработки». Необходимо так­же учесть, что сопровождающие терминацию сильные переживания характерны не только для клиента, но и для психотерапевта, что диктует необходимость в адек­ватном выражении и анализе им своих переживаний.

Основными задачами психотерапевта на завершающем этапе арт-терапевтиче-ского процесса являются:

  1. создание условий для выражения клиентом своих чувств и потребностей, а также структурирование и организация при этом его поведения и деятельности;
  2. продолжение «диалога» с клиентом, необходимого для его дистанцирования от прошлого опыта, осознания им своих переживаний и оценки результатов арт-терапии;
  3. фокусировка внимания клиента на себе и своих внутренних ресурсах, необходимая для укрепления его личных границ, увеличения межличностной дистанции и укрепления веры в свои силы;
  4. привлечение внимания клиента к системе его социальных отношений, с тем чтобы подготовить его к встрече с новым» трудностями и использованию новых моделей поведения.

Терминационный этап арт-терапевтического процесса в целом имеет много об­щего с соответствующим этапом любой психотерапевтической работы. Вместе с тем ему присущи некоторые особенности, связанные с тем, что характерные для терминации переживания клиента выражаются им в значительной мере посред­ством изобразительной деятельности. Поскольку эти переживания достаточно сильны, взаимодействие клиента с изобразительными материалами и ранее со­зданной художественной продукцией может приобретать драматический оттенок. Нередки случаи деструктивных проявлений с попытками клиента уничтожить ранее созданные работы. На терминационном этапе подобные проявления могут играть как положительную, так и отрицательную роль. Положительная роль де­структивных проявлений связана с тем, что они могут отражать интернализацию пережитого клиентом в арт-терапевтическом процессе опыта и преодоление им зависимости от внешних (связанных с этим опытом) объектов. Это может также отражать его решительное и окончательное дистанцирование от психотерапевта и психотерапевтического пространства. Как отмечают Пэтрик и Уиншип (Patrick & Winship, 1994), «деструкция изобразительной продукции, в отличие от ее сохра­нения, может отражать интернализацию: клиент способен сохранить свой опыт арт-терапевтической работы и созданные им образы в своих воспоминаниях, и ему нет необходимости «цепляться» за изобразительную продукцию» (р. 22).

Щаверьен (Schaverien, 1992) также рассматривает разрушение клиентом со­зданных им образов как положительное явление, указывающее на то, что клиент смог дистанцироваться от травматичного опыта, благодаря чему образ утрачивает способность оказывать на клиента какое-либо влияние.

Осознание клиентом психологического содержания созданных им образов ве­дет к их «депотенцированию», благодаря чему у него возникает к ним новое отно­шение: иногда — холодно-равнодушное, иногда — агрессивное. Так или иначе, те­перь клиент является «хозяином» своих чувств и способен контролировать их про­явление.

Деструктивные проявления на завершающем этапе арт-терапевтического про­цесса принципиально отличаются от тех деструктивных реакций, которые харак­терны для начала арт-терапии и связаны с «выплескиванием» чувств. В последнем случае попытки клиента уничтожить созданную им работу свидетельствуют о его неспособности удерживать аффекты и принять их в себе. В связи с этим Шаверьен (Schaverien, 1992) пишет: «Когда образ теряет аффективную «заряженность», клиент может решить, что с ним делать. Изображение может быть взято клиентом с собой или оставлено в арт-терапевтическом кабинете. Клиент также может при­нять сознательное решение уничтожить свои работы. Когда он приходит к этому сознательно, согласуя свои действия с психотерапевтом, это может быть важным показателем его готовности завершить психотерапию» (р. 115).

Как бы то ни было, уничтожение клиентом своих работ может вызвать у психо­терапевта сильные переживания, включая чувства гнева, беспомощности, опусто­шенности, сожаления, отчаяния и т. д. Все эти чувства могут многое сказать пси­хотерапевту о состоянии клиента, но требуют дополнительного прояснения моти­вов его деструктивных действий и того, какой смысл клиент в них вкладывает. Давая клиенту возможность выразить связанные с терминацией сильные чувства и определенным образом структурируя их проявление за счет придания деструк­ции ритуального, символического характера, психотерапевт в то же время сохра­няет с клиентом обратную связь. Психотерапевт не должен ни препятствовать отреагированию клиентом своих чувств подобным образом, ни оставлять его дей­ствия без внимания и обсуждения. Столь же непродуктивным следует признать директивные попытки некоторых психотерапевтов «навязать» клиенту уничтоже­ние некоторых его работ в надежде, что это само по себе поможет ему освободить­ся от травматичного опыта.

Деструктивные проявления на завершающем этапе арт-тераиии отмечаются, конечно же, не всегда. Чаще всего клиенты просто оставляют свои работы психо­терапевту, теряя к ним интерес. Иногда при этом клиент может осознанно или неосознанно делать это в надежде на новую встречу с психотерапевтом или про­должение арт-терапевтической работы. Большинство клиентов, однако, делают это в связи с произошедшей интериоризацией опыта арт-терапевтической работы и по­явлением у них спокойного отношения к своей изобразительной продукции. В не­которых случаях клиенту, может быть, попросту негде бывает ее хранить.

Определенная категория клиентов выражает желание взять некоторые или все работы с собой, что может свидетельствовать о высокой значимости для них того, что произошло с ними в арт-терапевтическом процессе. Когда клиент заби­рает с собой какое-либо из созданных им произведений, оно может выступать для него в качестве «транзитного объекта» (Winnicolt, 1980), и подобно тому как «транзитный объект» помогает ребенку дистанцироваться от матери, так и данное произведение помогает ему дистанцироваться от психотерапевта и достичь самодостаточности.

Кроме того, забирая свои работы с собой, клиент может вновь и вновь возвра­щаться к ним с целью анализа, что помогает ему лучше осмыслить опыт арт-терапевтического процесса и собственные переживания.

Одним из несомненных достоинств арт-терапии является то, что опыт участия клиента в арт-терапевтической работе облекается в создаваемую им изобразитель­ную продукцию, что позволяет проводить ее ретроспективный обзор на заверша­ющем этапе арт-терапевтического процесса и помогает ему интегрировать свои чувства и мысли.

Весьма полезным может быть использование особых «терминационных ритуа-лов», которые в арт-тераневтической работе могут совершаться посредством изоб­разительной деятельности, драматизации, игр и других форм творческой деятель­ности. Как пишет Т. Глаттхори (2000), «терминационные ритуалы имеют индиви­дуальный характер и, метафорически выражая основные «уроки» психотерапии, утверждают ее положительную роль в жизни клиента» (с. 39).

Кроме того, по­скольку при создании и использовании терминационных ритуалов, как правило, применяются визуальные метафоры, они позволяют создать более «безопасные» условия для отреагирования сложных, связанных с завершающим этапом, чувств, затронуть неосознаваемые переживания клиента и дольше сохранить в памяти клиента опыт его участия в психотерапии, обеспечивая более продолжительное сохранение достигнутых эффектов. Совместное же планирование терминационного этапа клиентом и психотерапевтом, создание ими ритуалов терминации дают клиенту ощущение большего контроля над своими переживаниями и собственных возможностей и способствует осознанию дальнейших перспектив (Kramer, 1990).

В глазах некоторых клиентов их работы могут иметь определенную эстетиче­скую привлекательность. Другие же берут работы с собой, опасаясь, что их могут уничтожить, выбросить или использовать против них. В большинстве случаев по­добные опасения можно предупредить или снять, подчеркивая полную конфиден­циальность арт-терапевтической работы при заключении психотерапевтического контракта и сообщая клиенту, как его изобразительная продукция будет исполь­зоваться в дальнейшем. Во избежание нежелательных последствий для клиента, связанных с ненадлежащим хранением и использованием его изобразительной продукции или ее уничтожением, правила обращения с ней специально оговари­ваются в этических кодексах арт-терапевтов. Так, пункт 2.4 Этического кодекса Британской ассоциации арт-терапевтов (ВААТ, 1994) гласит: «На всей создавае­мой клиентом в ходе арт-терапевтических сессий избразителыгой продукции дол­жны указываться его фамилия, имя и дата. В ходе арт-терапии эта продукция дол­жна храниться в надлежащем месте. В тех случаях, когда срок лечения продолжи­телен и в связи с хранением изобразительной продукции возникают определенные проблемы, их необходимо решать вместе с клиентом. В большинстве случаев, од­нако, изобразительная продукция и описания хода сессий должны сохраняться арт-терапевтом в течение трех лет после завершения арт-терапевтического процес­са». Кроме того, если по истечении трех лет после завершения арт-терапевтической работы у психотерапевта появляется потребность использовать изобразитель­ную продукцию клиента для экспонирования, публикаций или научных исследо­ваний, он должен сохранять анонимность работ и не ущемлять при этом интере­сов клиентам (пункт 1.9).

Используя системные понятия, можно заключить, что на завершающем этапе арт-терапевтического процесса происходит следующее:

  1. дальнейшее развитие каналов энергоинформационной связи, как между элементами системы психотерапевтических отношений, так и системой и внешним миром, с последующим разрушением (или значительным ослаблением) каналов энергоинформационной связи, связывающих клиента и психотерапевта (что обусловлено поддержанием высокого эмоционального резонанса и взаимным обменом клиента и психотерапевта чувствами, мыслями, потребностями и фантазиями; использованием интерпретаций и вербальной обратной связи; получением клиентом всей новой информации; «деконструированием» прежних форм репрезентации его опыта и созданием новых; его взаимодействием с созданной им изобразительной продукцией и осознанием ее смысла и, наконец, с прекращением клиентом внешних отношений с психотерапевтом и их интериоризацией, благодаря чему психотерапевт превращается в один из элементов «внутрипсихического пространствам клиента — инструмент его психологического дискурса с самим собой);
  2. прогрессивная дифференциация системы психотерапевтических отношений, продолжающаяся до момента разрушения ее внешних границ, выхода ее элементов в окружающее культурное и социальное пространство и утраты системой ее прежних структурно-функциональных свойств (что связано с укреплением личных границ клиента, совершенствованием механизмов его психологической защиты и растущим дистанцированием от психотерапевта; развитием у него новых потребностей и форм поведения, а также интериоризацией им опыта арт-терапевтической работы);
  3. поддержание системой динамического равновесия, обеспечивающего ее адаптацию к изменяющимся внутренним и внешним условиям и последующим переживанием состояния «кризиса» и утратой равновесия (что связано с сохранением высокого эмоционального резонанса между клиентом и психотерапевтом, высокой степенью их взаимной открытости для исследования различных аспектов психической феноменологии и поведения клиента, освоением им новых форм поведения и развитием новых потребностей с последующей утратой клиентом и психотерапевтом цели и смысла дальнейшей арт-терапевтической работы);
  4. достижение системой ее целей (что связано с получением определенного психотерапевтического эффекта, выражающегося в качественном изменении состояния, поведения, потребностей и социального функционирования клиента).

Заключение

Из вышеизложенного очевидно, что арт-терапевтический процесс представляет собой ряд закономерно сменяющих друг друга стадий, каждая из которых отражает динамику художественной экспрессии и психотерапевтических отношений.

Описание и изучение арт-терапевтического процесса требуют использования различных теоретических моделей, позволяющих отразить самые различные его аспекты, а также сохранение высокой степени открытости исследователя для того, чтобы учесть не только то, что происходит в самом «психотерапевтическом пространстве», но и за его пределами, и так или иначе влияет на динамику арт-терапевтического процесса.

Использование эклектического и системного подходов к описанию арт-терапевтического процесса, дополняемых стратегией постмодернистского «деконструирования», открывает новые возможности для изучения комплекса самых разнообразных феноменов, проявляющихся на разных его этапах.

12