Культурология. СЕМИНАРЫ 1 часть

1-й семинар. Работа Х. Ортеги-и-Гассет «Восстание масс» (2 часа)

Задание к семинару:

  1. Прочитать текст дайджеста и найти в тексте ответы на следующие вопросы:
  1. Какие события и тенденции в ХIХ в. повлекли подъем уровня жизни людей?
  2. Каковы были психологические следствия «подъема исторического уровня»?
  3. Что такое «масса» в трактовке Ортеги? Каков критерий ее выделения?
  4. В чем совершенно изменилось поведение масс? Ведь массы были и раньше…
  5. Что вкладывает философ в такие понятия, как «жизнь благородная» и «жизнь пошлая»?
  6. Почему массы «во все» лезут всегда с насилием?
  7. Сопоставьте психологический склад «Человека-массы» и «избранного меньшинства».
  8. Как характеризуется «эпоха самодовольства» и «самодовольный человек»?
  9. Какое психологическое следствие имела узкая специализация, широко распространившаяся в 19 веке? Как понимает Ортега «варварство узкой специализации»?
  10. Как Ортега объясняет и аргументирует тезис о том, что «Европа осталось без морали»?
  11. Что означает «психология прямого действия», выбираемая человеком — массы?
  1. Составить таблицу сравнения особенностей, черт характера массового человека и элитарного.

    Обязательно при сравнении использовать принцип антитезы. Например, :

  1. Безудержный рост жизненных вожделений, психология «Хочу!»
  1. Умение ограничивать себя во многом, психология «Надо!»

2-й семинар. Коллоквиум. Феномен массовой культуры (2 часа)

  1. Проблема происхождения массовой культуры: время возникновения, условия потребности. Человек «массы».
  2. Массовая культура и народная. Элитарная культура и маскульт. Воздействие массовой культуры на личность: идеологическое, психологическое и эстетическое.
  3. Китч и его основные характеристики.

Основная литература.

  • Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества.-5-е изд.-М.: Изд-во ЛКИ, 2011.
  • Культурология: Учебник /Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана.- М.: Высш. образование, 2008. Гл.12/6
  • Флиер А.Я. Культурология для культурологов. Часть 3 и 4. Социальные основания массовой культуры. Екатеринбург, 2002 г.
  • Шапинская Е.Н., Шапинский В.А. Массовая культура в зеркале концепций. Учебное пособие. М., 1992.

Дополнительная литература.

  • Дар или проклятье? Мозаика массовая культура. М., 1994.
  • Карцева Е.Н. Китч или торжество пошлости. М., 1977.
  • Кукаркин А.Б. Буржуазная массовая культура. Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. М., 1987.
  • Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 1999. — с. 75−76, 205−207.
  • Культурология. Челябинск, 1999. Ч. I и Ч.II.
  • Массовое искусство — искусство против масс. М., 1993.
  • Разлогов К.Э. По ту сторону наслаждения (Массовая культура в современных политико-экономических условиях).

    // Свободная мысль, 1994, № 12−18.

  • Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. СПб, 1991.
  • Смольская Е.П. Массовая культура: развлечение или политика? М., 1986.
  • Чегодаева М. Китч, китч, китч. М., 1990.
  • Хофман Китч и тривиальное искусство как искусство массового потребления. // Искусство, 1989, № 6.
  • Шаповалов В.Ф. «Восстание масс» по-российски. // Свободная мысль, 1993, № 12.
  • Яковлева А.М. Китч и художественная культура. М., 1990.

Примечание.

К семинару рекомендуется прочитать текст А.Лошака. «Гитлер на фейс-контроле». Мы будем обсуждать его на занятии. Текст прилагается отдельным файлом.

3-й семинар. Субкультуры (2 часа)

  1. Субкультуры: определение, сущность, типы, внешние отличительные черты.
  2. Молодёжные субкультуры — явление ХХ века? Контркультурные молодежные субкультуры.
  3. Современные молодежные субкультуры стран Запада и России.

Основная литература.

  • Кравченко А.И. Культурология: Учебник.- М.: Проспект, 2010.
  • Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001.
  • Культурология: Учебник /Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана.- М.: Высш. образование, 2008. Гл.12/5
  • Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.
  • Социология молодежи: Учебник /Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996. С. 335.

Дополнительная литература.

  • Исламшина Т. Г. Молодежные субкультуры. Казань, 1997
  • История и развитие хип-хоп культуры /Авт.-сост. С. Н. Возжаев, А. В. Максимов Ю. К. Ярушников; Предисл. Вал. А. Лукова. М., 2004
  • Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. — М.: Социум, 1999
  • Луков В.А. Молодежные субкультуры в современной России. // www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Lukov_Val/4/
  • Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. № 10. С. 79−87.
  • Молодежная культура и ценности будущего /Отв. ред. А. Г. Козлова, М. С. Гаврилова. СПб., 2001.
  • Нормальная молодежь: Пиво, тусовка, наркотики; Часть 2: Посторонним вход не воспрещен: Нарративы, дневники, артефакты… аутентичные свидетельства за и против «нормализации» /Под ред. Е. Омельченко. Ульяновск, 2005.
  • Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000; ее же. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск, 2004
  • Сикевич З. В. Молодежная культура: за и против. Л., 1990
  • Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993
  • Суртаев В. Я. Молодежная культура. СПб., 1999; Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб., 1999.

Примечание.

К семинару рекомендуется прочитать текст А.Н.Ильина. «Массовая культура и субкультура: общее и особенное». Мы будем обсуждать его на занятии. Текст прилагается отдельным файлом.

4-й семинар. Специфика русской культуры и менталитета (4 часа)

  1. Основные факторы формирования культуры и менталитета. Роль христианства в раз-витии русской культуры. Россия как наследница византийской традиции.
  2. Анализ «характера» русского народа в работе Н.А. Бердяева «Судьба России»: обос-нование бинарности, особенности русской религиозности, «власти пространств над русской душой» и т. д.
  3. Проблема ментальности русской культуры. Характер народа, система его ценностей, нравы. Сильные и слабые стороны россиян.
  4. Народ и интеллигенция как субъекты русской культуры.
  5. Проблема этнического и национального в российской культуре. Культурологический прогноз развития российской культуры.

Для сообщения: «Русская сказка — отражение души русского народа». Работа Е. Трубецкого «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке".

Основная литература.

  • Кармин А. Культурология. — СПб., 2003, Гл. 3, параграф 7.
  • Кондаков И. Культурология. — М., 2003. раздел IV. С. 479−568.
  • Культурология / Под ред. Г. В.Драча. — Ростов-на-Дону, 2001.
  • Культурология / Под ред. Ю.Н.Солонина и М.С.Кагана., М., 2005. Гл. 15.
  • Розин В. Культурология. — 2003. — С.375−382.

Дополнительная литература.

  • Бердяев Н.А. Судьба России: Дайджест / Составитель И.М. Бормотова. — Челяб., 2000.
  • Введение в культурологию. (Под ред. Попова Е.В.) М., 1995. Гл.8
  • Воронов А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер и судьбы страны. СПб, 1992.
  • Гачев Г. Л. Национальные образы мира. Курс лекций. М., 1998.
  • Кондаков И. Введение в историю русской культуры. Гл. 2. М., 1997.
  • Культурология в вопросах и ответах. (Под ред. Драча Г. В.) Ростов-на-Дону, 1999. Разд. 3.
  • Лебедева Н. Введение в этническую и кросскультурную психологию. Разд. 3, гл. 6. М., 1999.
  • Лихачев Д.С. Земля родная: Дайджест / Составитель И.М. Бормотова. — Челябинск, 2000.
  • Седов Л.А. Место русской культуры среди мировых культур.//Полис. — 1994. — № 3.
  • Сикевич З.В. Русские: образ народа. СПб, 1996.
  • Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М., 1999. Ч.2.
  • Специфика русской культуры: Дайджест текстов/ Составитель И.М. Бормотова. Челябинск, 2000.
  • Электронный дайджест «Н. Бердяев и И. Ильин об особенностях русской ментальности» / Составитель Г. Ю. Чернов // www.urags-chel.ru/faculties /kultur.php

Примечание.

1. Дайджест по раб. Н.А.Бердяева «Судьба России» читать всем.

Результатом изучения дайджеста должен быть сделанный к семинарскому занятию конспект с ответами на следующие вопросы:

  • Почему у русского человека нет дара создания средней культуры? О чем идет речь?
  • Почему мещанство западного человека всегда отталкивает русского человека?
  • В чем проявляется дуализм русской морали?
  • Что имели в виду К. Леонтьев и Н. Бердяев, констатируя, что «русский человек может быть святым, но не может быть честным»?
  • Почему принцип «все или ничего» обычно в России оставляет победу за ничем? Приведите аргументы Бердяева и обозначьте свою позицию.
  • Что имеет в виду философ, говоря о неразвитости и нераскрытости личности в России?
  • Воспроизведите аргументы и факты, которые приводит Бердяев для обос-нования преобладания в русской ментальности женского начала.

2. Для студента, взявшегося приготовить сообщение по раб. Трубецкого Е.Н."Иное царство" и его искатели в русской народной сказке" (в библиотеке есть дайджест по этой работе).

При чтении работы Е.Н. Трубецкого постарайтесь ответить на следующие вопросы и коротко рассказать об этом:

  1. Кто главные герои русских народных сказок? Почему?
  2. Как понимается «Иное царство» в сказке? Чем оно столь желанно русскому человеку?
  3. Как связаны «Иное царство» и аскеза?
  4. Как проявляется и чем оправдывается в сказке «культ воровства»?
  5. Какова роль женского начала в русской сказке?
  6. Проявляется ли эсхатологическое начало русского национального характера в сказках?
  7. Какие черты национального характера и менталитета, с одной стороны, отража-ет, с другой стороны, формирует народная сказка?
  8. В чем тождество и в чем различия понятий «Святая Русь» по Н.А.Бердяеву и «Иное царство» по Е.Н.Трубецкому? Одинаковы ли пути их достижения?
  9. Нашли ли Вы подтверждения основных положений работы Бердяева в работе Трубецкого?

4