1-й семинар. Работа Х.Ортеги-и-Гассет «Восстание масс» (2 часа)
Задание к семинару:
- Прочитать текст дайджеста и найти в тексте ответы на следующие вопросы:
- Какие события и тенденции в ХIХ в. повлекли подъем уровня жизни людей?
- Каковы были психологические следствия «подъема исторического уровня»?
- Что такое «масса» в трактовке Ортеги? Каков критерий ее выделения?
- В чем совершенно изменилось поведение масс? Ведь массы были и раньше…
- Что вкладывает философ в такие понятия, как «жизнь благородная» и «жизнь пошлая»?
- Почему массы «во все» лезут всегда с насилием?
- Сопоставьте психологический склад «Человека-массы» и «избранного меньшинства».
- Как характеризуется «эпоха самодовольства» и «самодовольный человек»?
- Какое психологическое следствие имела узкая специализация, широко распространившаяся в 19 веке? Как понимает Ортега «варварство узкой специализации»?
- Как Ортега объясняет и аргументирует тезис о том, что «Европа осталось без морали»?
- Что означает «психология прямого действия», выбираемая человеком – массы?
- Составить таблицу сравнения особенностей, черт характера массового человека и элитарного. Обязательно при сравнении использовать принцип антитезы. Например, :
|
|
2-й семинар. Коллоквиум. Феномен массовой культуры (2 часа)
- Проблема происхождения массовой культуры: время возникновения, условия потребности. Человек «массы».
- Массовая культура и народная. Элитарная культура и маскульт. Воздействие массовой культуры на личность: идеологическое, психологическое и эстетическое.
- Китч и его основные характеристики.
Основная литература.
- Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества.-5-е изд.-М.: Изд-во ЛКИ, 2011.
- Культурология: Учебник /Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана.- М.: Высш. образование, 2008. Гл.12/6
- Флиер А.Я. Культурология для культурологов. Часть 3 и 4. Социальные основания массовой культуры. Екатеринбург, 2002 г.
- Шапинская Е.Н., Шапинский В.А. Массовая культура в зеркале концепций. Учебное пособие. М., 1992.
Дополнительная литература.
- Дар или проклятье? Мозаика массовая культура. М., 1994.
- Карцева Е.Н. Китч или торжество пошлости. М.,1977.
- Кукаркин А.Б. Буржуазная массовая культура. Теории. Идеи. Разновидности. Образцы. М., 1987.
- Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 1999. – с. 75-76, 205-207.
- Культурология. Челябинск, 1999. Ч.I и Ч.II.
- Массовое искусство – искусство против масс. М., 1993.
- Разлогов К.Э. По ту сторону наслаждения (Массовая культура в современных политико-экономических условиях).
// Свободная мысль, 1994, №12-18.
- Семенов В.Л. Массовая культура в современном мире. СПб, 1991.
- Смольская Е.П. Массовая культура: развлечение или политика? М., 1986.
- Чегодаева М. Китч, китч, китч. М., 1990.
- Хофман Китч и тривиальное искусство как искусство массового потребления. // Искусство, 1989, №6.
- Шаповалов В.Ф. «Восстание масс» по-российски. // Свободная мысль, 1993, №12.
- Яковлева А.М. Китч и художественная культура. М., 1990.
Примечание.
К семинару рекомендуется прочитать текст А.Лошака. «Гитлер на фейс-контроле». Мы будем обсуждать его на занятии. Текст прилагается отдельным файлом.
3-й семинар. Субкультуры (2 часа)
- Субкультуры: определение, сущность, типы, внешние отличительные черты.
- Молодёжные субкультуры – явление ХХ века? Контркультурные молодежные субкультуры.
- Современные молодежные субкультуры стран Запада и России.
Основная литература.
- Кравченко А.И. Культурология: Учебник.- М.: Проспект, 2010.
- Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001.
- Культурология: Учебник /Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана.- М.: Высш. образование, 2008. Гл.12/5
- Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учеб. пособие. М., 2004.
- Социология молодежи: Учебник /Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1996. С. 335.
Дополнительная литература.
- Исламшина Т. Г. Молодежные субкультуры. Казань, 1997
- История и развитие хип-хоп культуры /Авт.-сост. С. Н. Возжаев, А. В. Максимов Ю. К. Ярушников; Предисл. Вал. А. Лукова. М., 2004
- Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. — М.: Социум, 1999
- Луков В.А. Молодежные субкультуры в современной России. // http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Lukov_Val/4/
- Луков В. А. Особенности молодежных субкультур в России // Социол. исследования. 2002. №10. С. 79–87.
- Молодежная культура и ценности будущего /Отв. ред. А. Г. Козлова, М. С. Гаврилова. СПб., 2001.
- Нормальная молодежь: Пиво, тусовка, наркотики; Часть 2: Посторонним вход не воспрещен: Нарративы, дневники, артефакты… аутентичные свидетельства за и против «нормализации» /Под ред. Е. Омельченко. Ульяновск, 2005.
- Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000; ее же. Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск, 2004
- Сикевич З. В. Молодежная культура: за и против. Л., 1990
- Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы. СПб., 1993
- Суртаев В. Я. Молодежная культура. СПб., 1999; Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга. СПб., 1999.
Примечание.
К семинару рекомендуется прочитать текст А.Н.Ильина. «Массовая культура и субкультура: общее и особенное». Мы будем обсуждать его на занятии. Текст прилагается отдельным файлом.
4-й семинар. Специфика русской культуры и менталитета (4 часа)
- Основные факторы формирования культуры и менталитета. Роль христианства в раз-витии русской культуры. Россия как наследница византийской традиции.
- Анализ «характера» русского народа в работе Н.А. Бердяева «Судьба России»: обос-нование бинарности, особенности русской религиозности, «власти пространств над русской душой» и т.д.
- Проблема ментальности русской культуры. Характер народа, система его ценностей, нравы. Сильные и слабые стороны россиян.
- Народ и интеллигенция как субъекты русской культуры.
- Проблема этнического и национального в российской культуре. Культурологический прогноз развития российской культуры.
Для сообщения: «Русская сказка – отражение души русского народа». Работа Е. Трубецкого «Иное царство» и его искатели в русской народной сказке».
Основная литература.
- Кармин А. Культурология. – СПб., 2003, Гл.3, параграф 7.
- Кондаков И. Культурология. – М., 2003. раздел IV. С. 479-568.
- Культурология / Под ред. Г.В.Драча. – Ростов-на-Дону, 2001.
- Культурология / Под ред. Ю.Н.Солонина и М.С.Кагана., М., 2005. Гл.15.
- Розин В. Культурология. – 2003. – С.375-382.
Дополнительная литература.
- Бердяев Н.А. Судьба России: Дайджест / Составитель И.М. Бормотова. – Челяб., 2000.
- Введение в культурологию. (Под ред. Попова Е.В.) М., 1995. Гл.8
- Воронов А.О., Смирнов П.И. Россия и русские: характер и судьбы страны. СПб, 1992.
- Гачев Г.Л. Национальные образы мира. Курс лекций. М., 1998.
- Кондаков И. Введение в историю русской культуры. Гл. 2. М., 1997.
- Культурология в вопросах и ответах. (Под ред. Драча Г.В.) Ростов-на-Дону, 1999. Разд. 3.
- Лебедева Н. Введение в этническую и кросскультурную психологию. Разд. 3, гл. 6. М., 1999.
- Лихачев Д.С. Земля родная: Дайджест / Составитель И.М. Бормотова. – Челябинск, 2000.
- Седов Л.А. Место русской культуры среди мировых культур.//Полис. – 1994. — №3.
- Сикевич З.В. Русские: образ народа. СПб, 1996.
- Скворцова Е.М. Теория и история культуры. М., 1999. Ч.2.
- Специфика русской культуры: Дайджест текстов/ Составитель И.М. Бормотова. Челябинск, 2000.
- Электронный дайджест «Н. Бердяев и И. Ильин об особенностях русской ментальности» / Составитель Г.Ю. Чернов // http://www.urags-chel.ru/faculties /kultur.php
Примечание.
1. Дайджест по раб. Н.А.Бердяева «Судьба России» читать всем.
Результатом изучения дайджеста должен быть сделанный к семинарскому занятию конспект с ответами на следующие вопросы:
- Почему у русского человека нет дара создания средней культуры? О чем идет речь?
- Почему мещанство западного человека всегда отталкивает русского человека?
- В чем проявляется дуализм русской морали?
- Что имели в виду К. Леонтьев и Н. Бердяев, констатируя, что «русский человек может быть святым, но не может быть честным»?
- Почему принцип «все или ничего» обычно в России оставляет победу за ничем? Приведите аргументы Бердяева и обозначьте свою позицию.
- Что имеет в виду философ, говоря о неразвитости и нераскрытости личности в России?
- Воспроизведите аргументы и факты, которые приводит Бердяев для обос-нования преобладания в русской ментальности женского начала.
2. Для студента, взявшегося приготовить сообщение по раб. Трубецкого Е.Н.«Иное царство» и его искатели в русской народной сказке» (в библиотеке есть дайджест по этой работе).
При чтении работы Е.Н. Трубецкого постарайтесь ответить на следующие вопросы и коротко рассказать об этом:
- Кто главные герои русских народных сказок? Почему?
- Как понимается «Иное царство» в сказке? Чем оно столь желанно русскому человеку?
- Как связаны «Иное царство» и аскеза?
- Как проявляется и чем оправдывается в сказке «культ воровства»?
- Какова роль женского начала в русской сказке?
- Проявляется ли эсхатологическое начало русского национального характера в сказках?
- Какие черты национального характера и менталитета, с одной стороны, отража-ет, с другой стороны, формирует народная сказка?
- В чем тождество и в чем различия понятий «Святая Русь» по Н.А.Бердяеву и «Иное царство» по Е.Н.Трубецкому? Одинаковы ли пути их достижения?
- Нашли ли Вы подтверждения основных положений работы Бердяева в работе Трубецкого?
4