Ключ к опроснику ВРР для родителей дошкольников и младших школьников

Подсчет и обработка результатов опросника ВРР

Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается — прямые это или обратные утверждения. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом:

Ответы: 1—2 — 3 — 4—5.

Баллы: 5 — 4 — 3 — 2—1.

В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на 2. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ).

Например, к 1-й шкале относятся утверждения: 1, 13, 25, 37, 49; к 10-й шкале: 12, 24, 36, 48, 60; к 3-й шкале: 3, 4, 15, 16, 27, 28, 39, 40, 51, 52; и т.д.

Ключ к опроснику ВРР для родителей дошкольников и младших школьников

 

  Баллы   Баллы   Баллы   Баллы   Баллы Сумма по шкале номер
    13*         1.
    14*     38*   50*   2.
3*         39*     3. (делим на 2)  
4*           52*  
        41*     4.
6*     18*       54*   5.

(делим на 2)

7*     19*   31*   43*    
            6.
            7.
10*     22*   34*   46*   58*   8.
            9.
        48*     10.

Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников и младших школьников:

1) нетребовательность — требовательность;

2) мягкость — строгость;

3) автономность — контроль;

4) эмоциональная дистанция — близость;

5) отвержение — принятие;

6) отсутствие сотрудничества — сотрудничество;

7) тревожность за ребенка;

8) непоследовательность — последовательность;

9) воспитательная конфронтация в семье;

10) удовлетворенность отношениями с ребенком.

Описание шкал опросника «Взаимодействие родитель—ребенок»

1. Нетребовательность — требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка.

2. Мягкость—строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3. Автономность—контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем более выражено контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, стремлении ограничивать; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

4. Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить особое внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителями. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителя, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

5. Отвержение — принятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7. Тревожность за ребенка.

 

8. Непоследовательность — последовательность родителя.Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т.п.

9. Воспитательная конфронтация в семье.

 

10. Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

 

Для интерпретации данных опросника ВРР можно пользоваться результатами процентильной стандартизации, представленными в таблице 1.

 

Шкалы опросника
процентили
10,5
12,5
14,5 16,5
15,5 17,5
19,5
21,5

 

В ходе исследования также применялась проективная методика «Родительское сочинение». Методика представляет одну из наиболее информативных и достаточно надежных техник, позволяющих продиагностировать особенности родительской позиции, выявить особенности восприятия и переживания матерью характера отношений и взаимодействия с ребёнком. Кроме того, методика «Родительское сочинение» позволяет выявить личностные особенности самого родителя (матери).

Базовой темой родительского сочинения являлась тема открытого типа «Я и мой ребёнок». Тема сочинения задавалась в открытой форме, без конкретизации того содержания, которое должно быть представлено. Матерям предлагалось написать всё, что они хотят, считают важным и нужным. Время написания сочинения не ограничивается.

Основные параметры анализа сочинения.

Значимыми для интерпретации сочинения и информативными являются особенности принятия задания, объём сочинения, язык и стиль повествования, подчеркивания в тексте, рисунки в тексте.

Особенности принятия задания. Категорический отказ выполнить задание может быть расценен как проявление психологической защиты и барьеров на пути осознания своих взаимоотношений с ребёнком. Настойчивые вопросы о содержании сочинения, актуализируемые и после повторения исследователем инструкции, свидетельствуют о высокой социальной тревожности и личностной неготовности родителя.

Объём сочинения. Малый объём может быть интерпретирован как неприятие задачи, пассивный отказ от её выполнения или чисто формальное выполнение задания. Чрезмерно большое по объёму сочинение отражает высокую эмоциональную включённость автора.

Форма повествования, стиль и язык сочинения. Могут быть выделены следующие формы повествования: канцелярская (напоминает автобиографически-канцелярскую характеристику, формальную по содержанию) может расцениваться как показатель значительной дальности дистанции во взаимодействии с ребёнком, трудностей в общении с ним; чисто описательная форма, которая, как правило, не содержит информации о проблемах и жалобах родителя; проблемнаяформа характеризуется минимальным описанием свойств и качеств ребёнка вплоть до того, что из содержания сочинения трудно определить возраст ребёнка, и устойчивой фиксацией на проблемах, волнующих автора; описательно-проблемнаяформа предполагает разумное соотношение информационно-событийного описания и постановки проблем воспитания и развития ребёнка.

Подчёркивания в тесте. Позволяют автору расставить акценты и выделить основные смысловые моменты. Иногда подчёркивание отражает стремление автора возложить ответственность за возникшую коллизию на себя, на другого члена семьи или ребёнка.

Рисунки в тексте. Могут представлять собой либо наброски по типу каракуль, либо тематический рисунок. В первом случае рисунки свидетельствуют о наличии внутренних барьеров и защит, во втором – об эмоциональной вовлечённости в родительско-детские отношения.

Структурирование пространства листадаёт информацию об индивидуально-личностных особенностях автора сочинения. Здесь указываются полнота заполнения пространства листа, использование полей, линеек для расположения строчек, использование абзаца и «красной строки». Сплошной неструктурированный текст является индикатором эмоциональной захваченности проблемой, импульсивности автора и потери контроля. Поля и линейки – показатель гиперсоциализированности автора, его ориентации на «закон и порядок», приоритетность социальных норм и правил.

Наиболее важны для интерпретации материнских сочинений содержательные показатели. К ним относятся: соответствие сочинения заданной теме; соотношение трёх планов сочинения; использование в сочинении имени ребёнка; описание истории развития ребёнка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенности взаимоотношений ребёнка с автором сочинения и другими членами семьи; оценка ребёнка; отношение автора к ребёнку; описание системы воспитания, реализуемой родителем, и оценка её эффективности.

Соответствие сочинения заданной теме важный показатель принятия задачи. Уход и отступление от темы сочинения могут свидетельствовать о скрытом отвержении ребёнка и актуализации защитных механизмов.

Соотношение трёх планов сочинения. Материнское сочинение задаёт три основных плана описания – план «Ребёнок», план «Родитель (мать)» и план «Наши отношения». Тема « Я и мой ребёнок» требует от матери сосредоточения на всех трёх планах. Информативным о характере родительской позиции матери будет баланс этих планов.

Можно выделить четыре варианта соотношения планов родительского сочинения:

1) Преобладание плана «Ребёнок» или плана «Родитель»соответственно теме сочинения. В этом случае можно говорить об адекватной центрации автора сочинения на проблемах развития ребёнка или на проблемах воспитания и родительства.

2) Неадекватное теме сочинения доминирование плана «Ребёнок»или плана «Родитель». В подобной центрации проявляются ограниченность родительской позиции. В первом случае это фиксация родителя на ребёнке и его проблемах без должного осознания собственных воспитательных методов воздействия и своей роли в генезисе проблем развития ребёнка, а часто и стремление родителя полностью переложить вину и ответственность за них на плечи самого ребёнка. Во втором случае быстрый отход от проблем ребёнка к обсуждению родителем своих собственных качеств, особенностей поведения, чувств и переживаний, выходящих за пределы детско-родительских отношений, является свидетельством неразрешённых личностных проблем самой матери, её воспитательной неуверенности.

3) Развёрнутое позитивное описание плана «Наши отношения». Более или менее развёрнутое обсуждение взаимоотношений матери с ребёнком является показателем осознания матерью двухстороннего диалогического характера процесса воспитания. Степень развёрнутости плана «Наши отношения» выступает индикатором меры сенситивности матери к всестороннему конструктивному анализу проблем и развития ребёнка.

4) Доминирование плана «Наши отношения» при фактическиполной редукции планов «Ребёнок» и «Родитель». Может расцениваться либо как показатель высокого уровня конфликтности отношений и беспомощности матери в попытках их разрешения. Описание отношений носит негативный характер, изобилует примерами конфликтов, ссор, непослушания ребёнка. Либо – как показатель высокой эмоциональной зависимости матери от ребёнка по типу симбиотической привязанности.

Имя ребёнка, используемое в сочинении, заключает важную диагностическую информацию об особенностях эмоционального принятия ребёнка матерью, избранной ею позиции во взаимодействии с ним, степени близости-дальности матери и ребёнка. Так, уменьшительная форма имени ребёнка может иметь ласкательный или пренебрежительный оттенок, что позволяет судить об особенностях эмоционального отношения матери к ребёнку. Ласкательные прозвища могут расцениваться как свидетельство эмоциональной значимости ребёнка для матери. Избегание имени ребенка в сочинении говорит о недостаточном принятии самоценности ребёнка матерью. Излишне частая замена имени ребёнка местоимением «он» («она») в сочинении может являться фактом эмоционального отражения ребёнка матерью.

Сведения об истории развития ребёнка. Негативное эмоциональное отношение к прошлому может быть интерпретировано как свидетельство неразрешенного конфликта, хронической фрустрации, психологической травмы. Пессимизм в восприятии настоящего – проявление стресса, депрессии, фрустрированности родителя, тревожность в отношении будущего – как проявление воспитательной неуверенности матери.

Описание качеств и предпочтений ребёнка. Избирательность матери в выделении определённого сочетания качеств, характеризующих ребёнка (физические особенности и внешность ребёнка, формально-биографические сведения, описание знаний, умений, навыков ребёнка, его достижений, особенности поведения, общения, выполнения требований родителей, описание интеллектуальных, морально-волевых и эмоционально-волевых качеств, особенности полоролевой идентичности), во многом отражает значимость этих свойств для самой матери и позволяет судить о разделяемых ею ценностях воспитания.

Оценка ребёнка в сочиненииможет присутствовать как в прямой, так и в косвенной форме. Оценка может быть позитивной, негативной, амбивалентной, с большей или с меньшей степенью дифференцированности. Баланс положительных и отрицательных оценок позволяет судить об интегральной оценке ребёнка. «Наклеивание ярлыков», однозначно-негативная, уничижительная оценка указывает на неуважение личности ребёнка матерью, его отвержение ею.

Описание особенностей типа материнского воспитанияможет включать открытое декларирование ценностей и приоритетности целей воспитания. Следует обратить внимание на методы поощрения и наказания ребёнка. Следует также обратить внимание на высказывание матери о сходстве или различиях системы воспитания, реализуемой по отношению к своему ребёнку, и тех методов, которые применялись по отношению к матери, когда она была ребёнком, в её прародительской семье.

Интерпретация родительских сочинений

Для интерпретации родительских сочинений необходимо обра­тить внимание на следующие содержательные показатели:

· соответствие сочинения заданной теме;

· соотношение трех планов сочинения («Ребенок», «Родитель», «Наши отношения»);

· упоминание имени ребенка;

· описание истории развития ребенка, его индивидуально-личностных качеств и предпочтений, особенностей взаимоот­ношений с автором сочинения и другими членами семьи;

· оценка ребенка;

· отношение автора к ребенку;

· описание системы семейного воспитания, реализуемой родителем, и оценка ее эффективности.

Соответствие сочинения заданной теме — важный показатель адекватности принятия задачи и готовности родителя к продук­тивному сотрудничеству с консультантом. Уход и отступления от темы сочинения могут свидетельствовать о скрытом отвержении ребенка и актуализации защитных механизмов либо о неразре­шенном внутреннем конфликте и проблемах самого родителя.

Особое внимание психолога должны привлекать случаи пе­ренесения конфликта автора с супругом или другими членами се­мьи в сферу детско-родительских отношений, а также проекции не­гативных качеств партнера на личность ребенка. Примером такого перенесения может быть отрывок из сочинения матери, которая, характеризуя свою дочь в целом положительно, пишет: «…она несколь­ко эгоистична и упряма (это в мужа)». В указанном случае важной задачей коррекционной работы должна стать оптимизация супру­жеских отношений и взаимодействия как составная часть общей коррекционно-профилактической программы работы с семьей.

УХОД И ОТСТУПЛЕНИЯ ОТ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ МОГУТ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О СКРЫТОМ ОТВЕРЖЕНИИ РЕБЕНКА И АКТУАЛИЗАЦИИ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИБО О НЕРАЗРЕШЕННОМ ВНУТРЕННЕМ КОНФЛИКТЕ И ПРОБЛЕМАХ САМОГО РОДИТЕЛЯ

Соотношение трех планов родительского сочинения. Сочинение задает три основных плана описания — «Ребенок», «Родитель» и «Наши отношения». Со­отношение этих планов, т. е. доминирование одного из них и, напро­тив, беглость и конспективность описания другого, в значительной мере определяются темой сочинения. Очевидно, что тема «Мой ребе­нок» требует от родителя сосредоточения на психологических осо­бенностях и свойствах самого ребенка, его проблемах. Тема «Я как родитель» предполагает рефлексию автором особенностей своей воспитательной позиции, ее эффективности, своих возможностей и ресурсов для решения проблем воспитания ребенка, собственных психологических качеств. Однако в какой бы форме ни была задана тема сочинения, его содержание в подавляющем большинстве случа­ев позволяет выделить все три указанных плана описания. Информа­тивным для заключения о характере родительской позиции будет их баланс с учетом заданной темы сочинения.

Имя ребенка, используемое в сочинении, дает важную диагно­стическую информацию об особенностях эмоционального приня­тия ребенка родителями, избранной ими позиции во взаимодей­ствии с ребенком и дистанции в ней, т. е. степени близости ребенка и родителя. Безусловно, выбор полного или уменьшительного имени ребенка в значительной степени определяется возрастом и полом ребенка, полом самого родителя, количеством детей в се­мье. Так, сиблинговая (от англ. sibling — родной брат или сестра, по­томки одних родителей) позиция младшего ребенка диктует уменьшительную форму имени, в то время как позиция старшего — скорее, полное имя, даже если возраст ребенка невелик. Уменьши­тельная форма, однако, может иметь ласкательный или пренебре­жительный оттенок, что позволяет судить об особенностях эмоционального отношения родителя к ребенку. При квалифика­ции значения этого отношения следует учитывать и такой фактор, как пол самого родителя. Матери более склонны к уменьшительно-ласкательным именам, отцы же, особенно по от­ношению к сыновьям, могут использо­вать иную форму, на первый взгляд с оттенком пренебрежения («Вовка», «Мишка»), истинное эмоциональное значение которой выявляется лишь в целостном контексте сочи­нения родителя. Ласкательные прозвища типа «мое маленькое солнышко», «мой котенок» и прочие могут расцениваться как сви­детельство эмоциональной значимости ребенка для родителя, но в то же время указывают на необходимость специального изуче­ния фактов потворствования в реализации типа семейного воспи­тания.

ЛАСКАТЕЛЬНЫЕ ПРОЗВИЩА ТИПА «МОЕ МАЛЕНЬКОЕ СОЛНЫШКО», «МОЙ КОТЕНОК» И ПРОЧИЕ МОГУТ УКАЗЫВАТЬ НА НЕОБХОДИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ФАКТОВ ПОТВОРСТВОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Достаточно частое использование выражений «мой сын», «моя дочь» может быть интерпретировано как показатель фиксации ав­тора сочинения на своей роли родителя или как попытка более четко структурировать свои отношения с ребенком. Избегание его имени в сочинении говорит о дефиците переживания чувства безопасности родителем, а в ряде случаев и о недостаточном при­нятии самоценности личности ребенка родителем. Наконец, из­лишне частая замена имени ребенка личным местоимением «он» («она») в сочинении делает необходимым проведение специально­го исследования с целью подтверждения или опровержения факта эмоционального отвержения ребенка родителем. Показательно и то, как родитель называет себя — именем собственным или в соот­ветствии с семейной ролью — «мама» («папа») или «мать» («отец»).

Сведения об истории развития ребенка, включая основные, базо­вые, факты развития (когда начал ходить, говорить и проч.), важны для сбора и уточнения анамнестических данных, позволяют более верно определить причины генезиса проблем развития ребенка.

ИЗЛИШНЕ ЧАСТАЯ ЗАМЕНА ИМЕНИ РЕБЕНКА ЛИЧНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ «ОН» («ОНА») В СОЧИНЕНИИ ДЕЛАЕТ НЕОБХОДИМЫМ ПРОВЕДЕНИЕ СПЕЦИ­АЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ИЛИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ ФАКТА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТВЕРЖЕ­НИЯ РЕБЕНКА РОДИТЕЛЕМ

 

Временные планы в сочинении (ретро­спективный, перспективный, план на­стоящего), описание основных жизнен­ных событий и их влияния на развитие ребенка позволяют оценить степень прогностичности родительской пози­ции. Эмоциональный тон описания про­шлого и настоящего устанавливает ха­рактер переживания жизненных событий родителем и другими членами семьи, выявляет аффективные очаги неразрешенных кон­фликтов и источник фрустрации, позволяет составить план коррекционной работы с семьей. Например, родитель пишет о рождении ребенка: «Все были очень рады, потому что ждали мальчика». Или о возможном будущем сына: «Я часто со страхом думаю, каким он вырастет, как ему придется в жизни» Негативное эмоциональное отношение к прошлому может быть интерпретировано как свидетельство неразрешенного актуального конфликта, хронической фрустрации, психологической травмы. Пессимизм в восприятии настоящего -как проявление стресса, депрессии, фрустрированности родителя; тревожность в отношении будущего — как проявление воспитатель­ной неуверенности родителя.

НЕГАТИВНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРОШЛОМУ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРПРЕТИРОВАНО КАК СВИДЕТЕЛЬСТВО НЕРАЗРЕШЕННОГО АКТУАЛЬНОГО КОНФЛИКТА, ХРОНИЧЕСКОЙ ФРУСТРАЦИИ, ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАВМЫ

 

Описание качеств ребенка и его предпочтений занимает важное место в родительском сочинении. Спектр описываемых качеств доста­точно разнообразен и включает физические особенности и внеш­ность («небольшого роста и с длинными светлыми волосами»), фор­мально-биографические сведения (когда и где родился, сколько лет), перечисление знаний, умений, навыков («знает буквы», «умеет пла­вать», «занимается танцами»), достижений ребенка, особенности пове­дения и деятельности с конкретными примерами («очень активный, всегда куда-то лезет»), общения с родными («ласковый, все замечает»), выполнения требований родителей («не убирает за собой игрушки»), описание интеллектуальных («умный», «сообразительный», «очень спо­собный»), морально-волевых («добрая», «настойчивая», «целеустрем­ленная») и эмоционально-волевых качеств («чуткая», «заботливая», «взрывается») и, наконец, особенности полоролевой идентичности («она вся томная и женственная»).

ИНОГДА НЕ УДАЕТСЯ УСТАНОВИТЬ ОБЩУЮ ОЦЕНКУ РЕБЕНКА ВСЛЕДСТВИЕ ИНДИФФЕРЕНТНОСТИ ОПИСАНИЯ

Оценка ребенка в родительском сочинении присутствует как в прямой, так и в косвенной форме. Оценка может быть позитивной, негативной, амбивалентной, с большей или меньшей степенью дифференцированности. Иногда не удается установить общую оценку ребенка вследствие ин­дифферентности описания. Баланс положительных и отрицатель­ных характеристик позволяет судить об интегральной оценке ре­бенка. «Наклеивание ярлыков», однозначно негативная, уничижительная оценка ясно указывают на неуважение личности ребенка родителем, его отвержение. Анализ того, какие именно качества подвергаются оценке, определяет образ ребенка в глазах родителя и степень его принятия, позволяет делать выводы о реа­лизуемых родителем ценностях воспитания. Сравнительная оцен­ка (по отношению к сиблингам, сверстникам), особенно негатив­ная, отражает недостаточность признания родителем самоценности ребенка и неэффективную практику воспитатель­ных воздействий на его поведение.

Описание особенностей типа семейного воспитания может вклю­чать открытое декларирование ценностей и приоритетности це­лей воспитания («Хочу, чтобы она выросла хорошим человеком, имела интересную работу, устроила личную жизнь», «Хочу дать ему радость и семейное благополучие», «Хочу, чтобы он стал добрым и честным», «Для меня самое важное — его отношение к людям»).

Тем не менее консультант должен постоянно учитывать возможность расхождения и даже прямого противоречия между декларируе­мыми ценностями и реальными целями воспитания, специально отмечая факты подобного расхождения.

Особого внимания заслуживают высказывания, указывающие на явления «делегирования» в детско-родительских отношениях («У нас постоянно идет борьба из-за музыкальной школы, но я-то по себе знаю, как он будет сожалеть потом, если бросит ее»).

Немало сведений можно почерпнуть из родительского сочинения и о методах наказа­ния и поощрения ребенка, практикуемых родителями («не выдержи­ваю, хватаюсь за ремень», «не разговариваю, обижаюсь на него», «хва­лю, покупаю игрушку, какую хочет, разрешаю играть в компьютерные игры»).

Следует обратить внимание на высказывания родителей о сходстве или различиях системы воспитания, реализуемой ими по от­ношению к своему ребенку, и тех методов, которые применялись по отношению к ним, когда они были детьми, в их собственной семье. Факты влияния прародительской семьи на воспитательную систему нуклеарной семьи должны быть учтены при разработке программы коррекционной работы.