Мировоззрение
– обобщ.сист-ное упоряд.совокупн.взглядов на мир в целом, на место чела в этом мире и на отн-я чела в этом мире, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы, к-е определяют жизнен. позицию чела, пр-пы поведения и ценност. ориентации. Чел пытается найти ответ на наиболее общие и глубокие вопросы: что предст-т собой окружающий мир и каково место человека в мире? Что лежит в основе всего существующего: материя или дух? Подчинен ли мир каким-либо законам? В чем смыслжизни,еецель? Такие вопросы наз-ся мировоззренческими.Чел может опираться на жизненный опыт и здравый смысл, на веру в сверхъестественное или на научные знания. Это зависит от типа М. Мировоззренческие положения и пр-пы содержат оценку явлений действит-ти, определяющей жизненную позицию чел. М. включает настроения, чувства, переживания, составляющие эмоц-психолог основу. 2 стороны М: эмоц-психолог и рацион. Личное М — зависит от хар-ра, соц группы. В обществе формируются общечел-е ценности — единые для всех людей идеи гуманизма, нравственные пр-пы, эстетические и др. критерии. Т. О. можно говорить о М всего общества на определенном этапе истор развития.
В М.обычно выд.3 ур.:
1.Мироощущ (как эмоцион.чувственная сторона мировоззр. Знания о мире чел.пропуск. ч/з призму собствен. интересов,пережив,потребн)
2.Мировосприятие(как способн.чела формир.познават-е образы:ощущ,восприят,представл.)
3.Миропоним(интел.-рацион.стор.)
М. [в себя :1.знаниеразличного рода 2.принципы,основополагающ.идеи 3.убежд-я,как уверен-ть чела в истин-ти,правоте собств.мыслей,поступков.4.идеал-цели,к к-м стрем.чел, компонент мировоззрения, духовный ориентир, придает осмысление и целеустремленность чел-й деят-ти5.цен-ти-идеи,к-е имеют полож-ю значим-ть для чела(истин,красота,вера)
Ист. типы М: миф, религия, философия. Первонач.ист.типом мировоззр. б. мифол-я.Мифология(“миф”-легенда)-фантаст.иллюзорн.отраж.мира. Мироощущ. и мировоспр.-основы формир.миф-и. Миф игнорирует различия между субъектом и объектом, также игнорир. различия м/у челом и прир. Олицетвор.,очеловеч.внеш.мира.Повествоват.и описат.х-р. Сенкретичн(нерасчлененность вымысла и реальн,естеств.и сверхъест).Миф.М: формир.на ранних стадиях развития общ-ва. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержащими нравственные нормы и эстетические представления, сочетающие реальность и фантазии, мысли и чувства. В мифах чел не выделяет себя из природы. Религия— фантаст.иллюзорн.отраж.мира ,основан.на вере в богов. Осн. элементы Р.: мировоззрение(в виде мифа), религиозные чувства(в виде мистических настроений) и культ-обрядов. Р.- это вера в сверхестественное, базируется на вере. Четк.раздел.мира на 2 :естеств.и сверхъест., разрабат.опред-й группой людей, организац. Религ. созн. формир.вместе с такими ф. как фил-я,наука,иск-во.Религ М. отличается от миф-го верой в сущ-е сверхъест-х сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей.
4. Гносеологические и социально-философские идеи Дж. Локка
... классификации идей, он утверждает, что основанием мировых идей являются 3 идеи: идея добра, идея истины, идея красоты. Идея красоты выражается, прежде всего, через искусство и выражает мир человеческих чувств. Идея истины ... в котором вся власть и правомощность взаимны – это действует естественное право чел., тогда можно исключить войны. Этика: сторонник утилитаризма (учение о полезности) - добро ...
Раздваивает мир на земной и небесный. Вера в сверхъест — основа. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам, позднее формируется образ единого Бога. Философия-“любовь к мудрости” или “мудрость в идеале”. Ф. предстает (с момента своего рождения) как единство: содержание, метода и цели. По содержанию Ф. объясняет тотальность. Вопрос первого философа: Что есть началом всех вещей? С точки зрения метода ф. стремится к рациональному объяснению всеобщего как объкта. Цель Ф. состоит в чистом созерцании истины, в желании достичь ее. Филос.мировоззр. ориент-но на рацион. объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становится предметом теоретического рассмотрения и лог. анализа, отличается логически упорядоченной системой знаний, характеризующейся стремлением теоретически обосновать положения и принципы.
2.Пробл.опред.ф.Специф.фил.мышл.Ф нельзя опред общепринятым образом как другие науки, потому что она осмысливает то, что не явл-ся предметом опыта. У Ф нет опред-го предмета, заранее известного метода; они всякий раз формир-ся в рамках конкр Ф направл. Гл объектом науки –объект-й мир в его независимых от чел свойствах и отдельных частях, гл объектом Ф — живое отношение «чел — мир», мир сквозь призму чел-х целей и во всей своей целостности. Ф отвечает глубокой потребности чел – целостному пониманию мира и назначения чел. Специфика Ф-х проблем: носят всеобщий, «предельный» и «вечный» хар-р. Ф – это самосозн нации, эпоха, схваченная в мысли. Ф-“любовь к мудрости” наука о наиб.общих законах разв.прир,общ-ва и мышл..Учение о бытие,о всеобщем. Учение о первоприч. и первлнач.бытия. Ф. предстает (с момента своего рождения) как единство: содержание, метода и цели. По содержанию Ф. объясняет тотальность. Вопрос первого философа: Что есть началом всех вещей? Метод — рац-му объяснению всеобщего как объкта. Цель -чистое созерцании истины, в желании достичь ее. Филос.мировоззр. ориент-но на рацион.
объясн мира. Общие представл о природе, обществе, чел становится предметом теорет-го рассмотрения и лог. анализа, отличается логически упорядоч-й сист-й знаний, характ-ся стремлением теоретически обосновать положения и пр-пы. Основные фун-и Ф: мировоззр, методологич, общекульт фун-я, гуманист-я. Специфика:Реш.пробл.соотн.идеальн.и матер.миров Саморефлексия. Явно выраж.критицизм.Свободомыслие и открытость к диалогу. Первая рац-е ф.осмысл.мира. Доказат-во и основанность собств.выводов. Главная особенность Ф — стремится дать целостное представл-е о мире, познать природу мира, устанавл-т причины его развития, изучает общие законы природы, и т.д. Термин «Ф» впервые родился в Др.Гр, автор Пифагор. С греч. — любовь к мудрости. Возникн Ф в собственном смысле относ к 6в. до н.э. — в странах Др.Вост (пр.всего в Инд и Кит) и Др.Гр осущ-ся переход от мифолог-го мировоззрения к понятийно-филос мышл. В мифе чел не выделяет себя из мира, очеловечивает природу, объясняет его происх-е и сущ-е по аналогии с самим собой. В отличие от мифа Ф основывается на разуме, логике, понятийном освоении мира. Переход от мифа к Ф обусл рядом факторов соц, эк и дух хар-ра: переходом от бронзы к железу; развитием аграрного и ремесл произв-ва; разложением первобытно-общин строя и возникн-м гос.структур и правовых норм регулир-я общ-й жизни; появлением разделения труда и товарно-денеж отношений; постепенным накопл-м элементов научного знания, к-ое все больше использ-сь в практич-й жизни людей и способств развитию их мировоззр.
Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, ...
... природу, практическую деятельность, превращали сознание в пассивное созерцание мира (Созерцательность). Специфические особенности марксистского понимания сознания заключаются в следующем: 1) Сознание общественно по своей природе. ... сущность - в этом заключается смысл сознания. 4) Сознание включает в себя не только отражение объективного мира, но и осознание человеком своей психической деятельности ...
Переход от соц однородного родового общества к соц-но-дифференцированному обществу привел к смене способов мышления. Мышл родового общества носило мифолог хар-ер. Миф был особой формой мироощ и жизнедеят людей, соц-м регулятором их поведения. Таким духовным обр-ем стала зарождающаяся Ф, исследующая мир в ходе критич-ого преодоления мифологич миропонимания и полемики с ним В Ф мышлении начинает формир теоретич интерес к миру: что он собой представляет и как устроен. Теоретич отношение к миру предполаг отвлечение от наглядных образов и представлений и выработку понятий, отраж-х наиболее общие хар-ки предметов. Ф начиналась с поиска ответов на вопрос о происх мира. Соединив в первоначале субстанциальную основу (то, что является причиной возникновения всего) и материальный субстрат (то, из чего сделаны все вещи), первые греч. философы положили конец теогонической трактовке мира, т.к. миф был заменен логосом, разумным словом, философским понятием.
Основные пробл. Фил.
ведущ.пробл.рассм ОВФ, поскольку его решение оказывается исходным в понимании принц-в мировоззр системы. От того, как решается этот вопрос, зависит хар-р фил-й системы. ОВФ имеет две стороны:1. Что первично,что вторично:материя или сознание?(онтолог.пробл) 2.Познаваем ли мир?(гносеол.пробл) Агностики отрицают познание объект мира (ими были все субъект идеалисты).
Сознание выражает лишь состояние «Я». Материализм счит, что материя первична, бесконечна, вечна, сознание – продукт материи. Идеализм-идеальн.начало-первонач.первично, вечно, мирзависим от него. Идеализм: объективный исходит из признания первичности дух мира идей, чистой мысли, бога, мирового разума. Платон, Гегель, субъективный признает первичным ощущения и сознание чел, мир – комплекс этих ощущений. Первично сознание субъекта, от восприятия зависит действит-ть. Беркли,Юм.. Основатель объект идеализма Платон. Согласно ей:• реально сущ-т только идея;• идея первична;•вся окруж действит-ть делится на «мир идей» и «мир вещей»;• «мир идей» (эйдосов) изнач сущ-т в Мировом Разуме (Божеств Замысле и т. д.);• «мир вещей» — матер-й мир не имеет самост сущ-я и является воплощением «мира идей»;• большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;• отдельные идеи («мир идей») объективно сущ-т независимо от нашего сознания. В противоположность объективным субъект идеалисты (Беркли, Юм и др.) счит:•все сущ-т только в сознании познающего субъекта (чел); • идеи сущ-т в разуме чел; • образы (идеи) матер-х вещей также сущ-т только в разуме чел через чувственные ощущения; •вне сознания отдельного чел ни материи, ни духа (идей) не сущ-т. Слабая черта идеализма-отсутствие достоверного (логич) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкр вещь (механизма возникн материи и идеи).
Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения. ...
... мысли и чувства людей), научный анализ языка. Сознание, как и материя, это реальность. Но если материя это объективная реальность, то сознание - это реальность субъективная, это субъективный образ ... раздражение: безусловные рефлексы – врожденные, инстинкт; условные рефлексы – приобретенные с опытом. Сигнал – матер. явление, не имеющее биологическое значение для организма, но связана с другим ...
Дуализм был основан Декартом. Суть: •сущ-т две независимые субстанции — матер-я (обладающая свойством протяжения) и дух (свойством мышл),• все в мире производно либо от одной, либо от др указанных субст (матер-е вещи — от матер-й, идеи — от духовной); • в чел соединяются одновр-но две субстанции — и матер, и дух; • материя и сознание (дух) — две противопол-е и взаимосвязанные стороны единого бытия • ОВФ(что первично — материя или сознание) в действ-ти не сущ-т, так как материя и сознание взаимо дополняют др др и сущ-т всегда. ОВФ есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объект и субъект, психич и физич, матер и идеальн, материи и сознания и т.д.Гегельсчитал, что познаваемы мысль, мышление чел,абсолютная идея и дух. Фейербах— процесс познания начин-ся при помощи ощущений, но они дают не полное представ-е об окруж действит-ти, и дальнейший процес познания происх-т при помощи восприятий (материалист)Французские материалисты 18 в.: Толон, Гельвеций, Гольбах — процесс познания происх-т при помощи органов чувств, а разум чел не в состоянии познать то, что нах-ся за пределом органов чувств (позиция субъект идеализма) Кант – агностик.
Агностицизм — направл, сомневающееся в возможности познания мира Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность. Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъективного идеализма. Больш.ч.утв.,что мир познав, но разн. спос=появ. напр.: сенсуализмистин. зн.получ. орг.чувств.; эмпиризмпозн. опытом, эксперим Бэкон; рационзмразумом. Декарт; иррацэмоц, любовью, волей Ницше, Шопенгауэр).; В марксистск. разраб.основн.теор.полож.диалектикоматериалист.теориипозн:1.призн.сущ.внеш мира 2.мир познаваем 3.познав.проц.имеет диалектич. х-р. (ОВФ)поиск ответов: что предст собой окруж мир и место чел в мире? Что лежит в основе всего сущ-го: материя или дух? Подчинен ли мир каким-либо законам? Такие ? наз-ся мировоззренч. Центр. мировоззр проблема — отношение мышл к бытию, чел к миру, сознания к материи, духа к природе, психич к физич, идеальн к материал, что явл первичным. Т.о.формируется ОВФ, т.к. через отнош чел, его мышл, сознания, дух и псих деят-ти осознается место чел в мире, его предназн, смысл сущ-я. Любое Ф учение основ-ся на его решении, опирается на него как на исходный пр-п при ответах на др. вопросы: о сущности, отношении матер./дух. о природе истинного знания, о жизни и смерти и др.
Сознание и познание. Научное познание
... характеризуют как: А) онтогенез Б) движение В) прогресс Г) редукцию. Сознание и познание. Научное познание 1. При рассмотрении сознания с точки зрения его связи с материальным носителем нередко ... чувственно-воспринимаемый мир Г) Выражает идею единства бытия. 6. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И. Ленину, называется: А) материей Б) субстанцией В) миром Г) ...
Стр-ра фил.зн.
Осн.разделы Ф:1.Онтология -это Ф бытия (учение о фундамент-х принц-х существ.природы) 2.Гносеология-теор познания (раздел Ф, в кот обсужд ? возможности позн.действ-сти) 3.аксиология — Ф учение о ценностях, их месте в дух мире чел и роли в его индивид. и соц жизни 4.праксиология-Ф соц-го действия (теоретическое рассмотр-е чел как субъекта обществ-х отнош исоц. изменений).5.логика- н.о з-х мышл.6.фил.антропол.о сущн.чела.7.соц.фил-об общ, егозаконом. 8.ист.фил;ист.фил,пол,экон,рел,этики.9.концепции разв:диалектика,метафизика. Основным в Ф традиц счит-ся ? об отношении мышл к бытию, а бытия — к мышл (сознанию).
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противопол-е хар-ки бытия. В связи этим сущ-т две стороны осн ? Ф: онтологическая и гносеологическая.Онтолог (бытийная) -заключается в постановке и реш проблемы: что первично — материя или сознание? Суть гносеолог (познавательной) -познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?Материализм (М) (так называемая «линия Демокрита») — направ в Ф счит что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно: материя реально сущ-т;• сущ-т независимо от сознания •является самост-й субстанцией — не нуждается в своем существ-и ни в чем, кроме самой себя;•сущ-т и развив-ся по своим внутренним законам;• сознание опред-ся материей (бытием).
К М направл принадл-ли Демокрит; фил Милетской шк (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные франц матер-ты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство М — опора на науку на точные и естеств (физ, матем, хим и т. д.), логич доказуемость многих полож-й М-в.Слабая сторона М — недостаточн объясн сущности сознания, наличие явлений окруж-го мира, необъясн-х с т. зр. М-в. М распространен в демократ-й Гр, эллинистических гос-х, Анг периода бурж рев (XVII в.), Фр XVIII в., СССР и социалист странах в ХХ в. Идеализм (И) («линия Платона») — направл в Ф, сторонники кот в отнош-х материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).В И выдел два самост-х направл:• объект И (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);• субъект И (Беркли, Юм).
Основатель объект — Платон. Согласно концепции объект И • реально сущ-т только идея;• идея первична;• вся окруж действит делится на «мир идей» и «мир вещей»;• «мир идей» (эйдосов) изнач сущ-т в Мировом Разуме (Божеств Замысле и т. д.);• «мир вещей» — матер-й мир не имеет самост-го существ-я и явл воплощением «мира идей»;• большую роль в преобразов «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;• отдельные идеи («мир идей») объективно сущ-т независимо от нашего сознания. Субъект И (Беркли, Юм и др.) счит, что• все сущ-т только в созн познающего субъекта (чел);• идеи сущ-т в разуме чел;• образы (идеи) матер-х вещей также сущ-т только в разуме чел через чувственные ощущения;• вне сознания отдельного чел ни материи, ни духа (идей) не сущ-т. Слабая черта И — отсутствие достоверного (лог) объясн самого наличия «чистых идей» и превращ «чистой идеи» в конкр вещь (механизма возникн материи и идеи)Дуализм как Ф напр был основан Декартом. Суть: • сущ-т две незав-е субстанции — матер-я (облад свойством протяжения) и дух ( свой-м мышлен);• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от др указанных субст (матер-е вещи — от матер-й, идеи — от дух);• в чел соединяются одновр две субстанции;• материя и сознание (дух) — две противопол и взаимосв стороны единого бытия;• ОВФ (что первично — материя или сознание) в действит-ти не сущ-т, т.
1. Сознание – свойство высокоорганизованной материи
... материалисты до Маркса и Энгельса, остановившись в затруднении перед проблемой возникновения сознания, объявили сознание атрибутом материи, ее вечным свойством, присущим всем ее формам. Некоторые же из ... материального мира, и не зависит от материи. Из этого также не следует, что сознание вообще нельзя изучать строго научными объективными методами. Хотя мы непосредственно чувствами не воспринимаем ...
к. материя и сознание взаимодополн др др и сущ-т всегда. Деизм — напр в Ф, стор кот (преимущ франц просвет XVIII в.) признавали наличие Бога, кот, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальн развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Считали материю одухотвор и не противопост материю и дух (сознание).Эмпиризм, основатель Ф. Бэкон. Счит, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущ. Основопол рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт. Осн идея — истинное (достов) знание м. б. выведено только непосредств из разума и не зависит от чувств опыта. (Во-первых, реально сущ-т лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деят-ть разума. Во-вторых, сущ-т истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нужд-ся ни в каком опытном доказат-ве, — «Бог существует», «У квадрата равные углы» и т. д.) иррационализм (Ницше, Шопенгауэр).
-мир хаотичен, не имеет внутр логики, а следов, никогда не будет познан разумом. Общую стр-ру предмета Ф сост-т четыре осн раздела:• онтология (учение о бытии);• гносеология (учение о познании);• человек;• общество. Можно выд след особен Ф знания• имеет слож структуру (включает онтологию, гносеол, логику и т. д.);• носит предельно общий, теорет хар-р;• содержит базовые, основопол-е идеи и понятия, кот лежат в основе иных наук;• во многом субъект • явл совокупн объект знания и ценностей, нравств-х идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;• опирается на категории — предельно общие понятия;• неисчерпаемо по своей сути;• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логич путем.
Методы измененного состояния сознания
... творческой активности. Слуховые галлюцинации, возникающие в измененном состоянии сознания, превращал в музыку для собственных текстов песен. « ... воспоминаний с сопутствующими им фантазиями из различных периодов жизни человека, объединенные сильным эмоциональным зарядом одного и того ... определяющих отношение к себе, к миру, изменение способов взаимодействия с миром и со своей психической реальностью. ...
5.Предмет фил.шире предмета исслед-я любой отдельн науки, Ф обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включ в себя все научное знание, не стоит над ним. Развитие Ф обусл-ло необх осмысл-я этого проц, формируя тем самым предпосылки становл такой особой отрасли исслед-я, как истор Ф. Уже в сочин Платона и Арист содерж анализ учений их пред шеств, подчиненный изложению их собств взглядов. Попытки концептуального осмысления ист античных фил-х учений в сочин Диогена Лаэргия и Секста Эмпирика. В эп средн-я, а также в 16-18 вв. истор-фил исслед были частью комментариями к фил-м работам. Поворотным пунктом стали лекции по ист Ф Гегеля. Отвергая господствовавшие тоща представления, согласно кот история Ф есть ни что иное, как нагромождение заблуждений, беспорядочная смена учений, лишённых внутренне необх связи, Гегель рассматр ист-филос процесс как закономерное поступательное развитие. В каждой Ф видит самосознание исторически конкретной эпохи. Этим опред-ся ее содерж и знач. Переход к новой эпохе возникн новой Ф благодаря кот осущ обогащение Ф знаний. Гегелевская теор ист-филос процесса была подвергнута критич переосмысл как со стороны марксистской Ф, так и ф-ми, представл-ми немарксистские циклы Запада.
Так, например, представ последних Дильтей, полностью отверг рацион зерно гегел теории. История Ф м.б правильно понята лишь как анархия фил-х систем, каждая из кот интеллектуально воспроизводит неизбежное для данной ист эпохи чувство жизни, не подлежащее оценке как истинное или ложное: оно просто сущ-т как сама жизнь. В отличие от гегелевской, диалектико-материалистич теория ист-фил процесса не сводится к развитию идеализма. Она исходит из необходимости раскрывать развитие Ф как борьбу различных учений, течений, направлений, в ходе кот происходит радикальная поляризация Ф на главные — материалистическое и идеалистическое — направления, борьба между кот образует движущую идейную силу фил-го развития. Основой являются решения ОВФ- об отношении дух к матер, сознания к внеш миру. Получив широкое признание и авторитет, диал-материал Ф подверглась сущ-м деформациям, превратившим ее «фил-й катехизис», сборник правил, инструкций и формул » на все случаи жизни», кот получил свое реальное воплощение в статье Сталина «О диалектич и истор материализме». Диалектико-матер Ф превратилась в служанкой, холуйкой пол-ки. «ИФ — раздел фил-и, изуч-й истор типы Ф. В его рамки включены как Ф системы отдельных фил-в, так и развитие их взглядов в рамках фил-х школ.Истор типы Ф и их классиф. 1. –античная Ф, кот возникла в др Ег, Кит, Инд и Гр. как наука и форма общ-го сознания Ф в 7 — 6 в. до н.э. и продолж до 6 века н.э. Носила космоцентр хар-р и основ-сь, как пр, на накопивщиеся научные знания. 2. – Ф средневековья сущ с 5 – 6 в.н.э. до 14 в. н.э., носила теоцентр хар-р и основ-сь на религии. (христ Ф.)3.– Ф Возрождения (15 – 16 вв.), она осн-сь на искусстве и носила антропоцентрич хар-р. 4.– Ф Нов вр (17, 18 и пер пол 19 в.).
Методы, принципы и стили управления
... адаптированным и гибким по отношению к конкретному трудовому коллективу. Экономические методы управления отражают социально-экономическую природу компании и способствуют ее развитию в современных рыночных условиях производства. ...
гносеоцентрич хар-р и основ-сь на развитую науку. 5. – совр Ф (марксистская Ф, позитивизм, экзистенциализм, прагматизм, феноменология, Ф жизни, семантическая Ф и др).
Она связана с научно-технич прогрессом и глобализ-й общ-й жизни. Могут быть и другие критерии периодиз ИФ. Марксизм выделял истор типы Ф по общ-экон формациям: Ф первобытного общества, рабовладельч, феод, бурж и марксист. Чтобы подчеркнуть какие-то ист или другие особ-ти используют национ-й или госуд-террит критерий периодиз Ф (например, еврейская или арабская средневековая Ф, фр материализм 18 века, нем классич Ф, вост или зап Ф и т.д.).
Однако последние критерии не общеприняты и используются реже
№6 Методы фил. Основными МФ (путями, средствами, с помощью кот осущ-ся фил-е исследование) явл:• диалектика;• метафизика;• догматизм;• эклектика;• софистика;• герменевтика. Диалектика — метод фил-го иссл, при кот вещи, явления рассм-ся гибко, критически, последов-но с учетом их внутр против-й, изменений, развития, причин и следствий, единства и б-бы противоположностей. Метафизика — метод, противоп-й диалектике, при кот объекты рассм-я:• обособленно, как сами по себе (а не с т. зр. их взаимосвязанности) ;• статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);• однозначно (ведется поиск абсолютн истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).Догматизм — восприятие окруж мира через призму догм — раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолют хар-р. Данный метод был присущ средневек теологич Ф.Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в рез-те кот достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеолог ценности и достоверн (в ср века — в религии, в наст время — в рекламе).Софистика — метод, основ-й на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Была распростр в Др Гр, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использ-сь как прием ораторского искусства. Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распростр в зап Ф. Одновр и направлениями в Ф, и фил-ми методами являются: • материализм;• идеализм;• эмпиризм;• рационализм. При материал-м методе действит-ть воспринимается как реально сущ-я, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской Ф и имеет широкое распростр в совр российской.) Суть идеалист-го Ф метода — признание в качестве первоначала и опред силы идеи, а материи — как производной от идеи, ее воплощением. широко распростр в США и ряде стран Зап Евр (напр, Герм).Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно кот в основе познават-го процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в рез-те чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)Рационализм — фил-й метод и направл в Ф, в силу кот истинное, абсолютно достовер знание м. б. достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение — это уже работа мысли, разума.)
5 стр., 2193 слов
Методы психолого-педагогической диагностики содержание
... Необходимо отметить то, что психолого-педагогическая диагностика наделена своим кругом методов. Методами психолого-педагогической диагностики являются способы изучения личности. Существенной особенностью диагностики ... представлений и понятий, образующих общую научную картину природного и социального мира. К предмету воспитательной деятельности необходимо причислить процесс, направленный на ...
№7. Особ и школы Ф Др Инд.В основе периодиз древнеинд Ф лежат различные источники фил-й мысли, известные как в древн, так и в совр эпоху.В соотв-и с данными источников в древнеинд Ф выд три основных этапа:• XV — VI вв. до н. э. — ведический пер;• VI — И вв. до н. э. — эпический пер• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эп сутр.Веды (дословно — «знания») — религ-фил трактаты, кот создавались пришедшими в Инд после XV в. до н. э. из Ср Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды включали в себя:• «священное писание», религ гимны («самхиты»);• описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и использ ими при отправлении религ культов;• книги лесных отшельников («араньяки»);• фил-е комментарии к Ведам («упанишады»).
До наших дней дошло всего четыре Веды:• Ригведа• Самаведа• Яджурведа• Атхарвавед. Наибольший интерес у исслед-й древнеинд Ф вызывают заключит-е части Вед — Упанишады в кот дается фил-я трактовка содержания Вед. Наиболее известными источн Ф Др Инд второго (эпического) этапа (VI — II вв. до н. э.) явл две поэмы — эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в кот затрагиваются многие фил-е проблемы эпохи. Одновр возникает ряд фил-х школ («даршан»), кот развивают ведическое учение: • йога; • веданта; • миманса; • санкхья. Завершает период древнеинд Ф эра сутр (II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких фил-х трактатов, рассматр-х отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.).
Онтология инд Ф (учение о бытии и небытии) опир-ся на закон Риты — космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоц-ся соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца).В свою очередь, К-Бр живет 100 космич лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, кот длится также 100 космич лет — до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная история -это чередование жизни Космоса и Абсолютного Небытия, кот сменяют др др через каждые 100 космич лет. При каждом новом рождении К-Бр заново появляется жизнь, но в более соверш форме. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок чел, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоян смену материал-х форм. Гл особен-ю древнеинд гносеологии (учения о познании) явл не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что хар-но для европ типа познания), а изучение процессов, происх-х в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи инд Ф выделяет 3 вида сознания.• «пракрити» — материальное сознание;»пуруша» — чистое сознание (первичная энергия, из кот возникли Вселенная и люди);• «майя» — сознание сновидения, мираж. Каждое из данных видов сознания согласно инд Ф реально и заслуживает изучения — в отличие от европ ф, кот признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассм-ла вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности. Душа в инд Ф состоит из двух начал:• атмана• манаса. Атман-частица Бога-Брахмы в чел-й душе. Атман первоначален, неизменен, вечен. Манас-душа чел, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудш-ся в завис-ти от поступков чел, его личного опыта, хода судьбы.Также для инд Ф хар-ны учения о сансаре, ахимсе, мокше и карме Сансара — учение о вечности и неуничтожимости души, кот проходит цепочку страданий в земной жизни. Карма — предопределенность чел-й жизни, судьбы. Цель кармы — провести чел через испытания для того, чтобы его душа совершенств и добилась высшего нравств развития — мокши. (душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.) Мокша — высшее нравственное совершенство, после достижения кот эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращ эволюц развития души) — высшая цель любой души, кот м.б. достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобожд от цепи бесконеч жизни и станов Махатмами — Великими Душами. Ахимса — единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение чел, животных и всей окруж природы).
Важнейший пр-п ахимсы -непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.
№8. Особ и шк Др Кит.Дух к-ра Кит предст собой явление стабильное, практически не меняющееся на протяжении неск тысячел. Длительный предфилос-й период, повыш интерес к мифол-и, строгие моральные законы, замкнутость и отдаленность от европ цив – предпосылки развит др.кит Ф — утвердились самобытные взгляды на чел, прир и общ. Кит хар-ся деспотически-монархич гос-м правл. В основе соц строя-семья во главе с отцом, система гос устройства предст собой аналогию семейно-кланового подчинения. Во главе гос -«отец» своих подчиненных. преклонение перед традициями, обязательность ритуалов. Мораль в Китае б. первичной, — вырабат-сь система дух ценн-й. Малейшее нарушение сурово осуждалось обществ мнением и властями. Ритуалы отражали систему воображаемых отнош между живыми и мертвыми. Культ предков, Земли, Неба и плодородия, были гл в жизни др. кит. Ф мировозр в Др Кит включает в себя как зачатки науки, так и элементы мифологии. Миф-е представл происх мира имеют немаловажное знач для развития Ф мировоззр. Согласно мифу, до начала мира сущ-л хаос, из кот возникают два космич божества-Ян и Инь. Они разделяют хаос на небо и землю, создают из грубых частиц животных,а из легких — людей. Взаимодействие Ян и Инь порождает пять элементов: » — вода, — огонь, — дерево, — металл — земля». Зарожд фил-е представл-е о единой субстанции — «ци«, Зарождается и представл о безличном мировом законе, космическом и нравственном -«дао«. Анализ фил-х школ позволяет выделить две важные черты кит Ф. 1. Др.кит Ф имела ярко выраженную прагматическую направленность: большинство фил-х школ учили китайцев жить. Поэтому и мировоззр ф-я Ф выражена слабо, упор делается на постановку и освещение соц-этических проблем. 2. кит Ф хар-ся слабым логич аппаратом, она малосистемна. Древнейшими нац фил-ми учениями в Кит являлись:• даосизм• конфуцианство• легизм. Даосизм- пытается объяснить основы построения и существ-я окруж мира и найти путь, по кот должны следовать чел, прир и космос. Основатель — ЛаоЦзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. Гл источники — философские трактаты «Даоцзин» и «Дэцзин». Осн понятиями — «Дао» и «Дэ». «Дао» имеет два значения:• путь, по кот в своем развитии должны идти чел и прир, универс-й мировой закон, обеспеч-й сущ-е мира; • субстанция, от кот произошел весь мир, первоначало, кот представляло собой энергетически емкую пустоту. «Дэ» — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря кот первоначало «Дао» преобразов в окруж мир. основные идей:• все в мире взаимосвязано, • материя, из кот состоит мир, едина; сущ-т кругооборот материи в природе («все происходит из земли и уходит в землю»),;• мировой порядок, законы природы, ход истории незыблемы и не зависят от воли чел, следоват, гл пр-п жизни чел — покой и недеяние («у-вэй»);• особа императора священна, только император имеет духовный контакт с богами и высшими силами; • познать «Дао» и получить «Дэ» можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, • путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей;• необходимо во всем уступать друг другу. Конфуцианство —рассматр чел прежде всего как участника соц жизни. Основоположн Конфуций, живший в 551 — 479 гг. до н. э., гл источ учения — произведение»Беседы и суждения».Осн вопросы, • Как необх управлять людьми? • Как вести себя в обществе?Каков чел по своей природе? Конфуций: зло — от недостатка образования и воспит чел. – н. образовывать но в рамках кастового слоя. Реализовал на практике ряд пр-в поведения: человеколюбие (жень), справедл (инь), знание (джи), церемонии (ли), Уважение к родителям (сяо), пр-п почитания старшего брата (ди, все наследовал старший брат), пр-п почитания господина. Все управляется гос-м на основе сакральных норм. Юpидич норма вроде бы не нужна. Школа выст-т за мягкое управление обществом. Пример власть отца над сыновьями, а гл условие — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу. Золотое правило: не делай другим того, чего не желаешь себе. Большое внимание уделяет вопросу, каким д. б. начальник (руководитель)Учение Конфуция сыграло большую роль в объединении китайского общества. Оно остается актуальным и в настоящее время. Легизм (школа законников, или Фацзя).
Его основате были Шан Ян (390 — 338 гг. до н. э.) и ХаньФэй.Осн вопрос(как и конфуц): как управлять общ-м? — путем гос насилия, опирающ на законы. Т. об.Л — Ф сильной гос власти. Основн. постулаты:• чел обладает изначально злой природой;• движ силой чел-х поступков явл-ся личные эгоистич интересы• чтобы избежать произвола и всеобщей вражды, необ гос вмешат-во в обществ-е отнош;• гос-во (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопосл-х граждан и жестоко карать провинивш;• стимул страх перед наказанием• законы д. б. одинаковы для всех, а наказание должно применяться независимо от звания • гос аппарат должен формир-ся из профессионалов• гос-во — гл регулир-й механизм общ-ва имеет право вмеш в обществ отнош, экон, личную жизнь граждан.
Др.греч.фил,античный материализм.
Др.греч.фил.-совок.учений,развивш с 6 в.дон.э.-6в.н.э. нач.связ.с именем Фалеса Милетского. Ф возн-т вместе с рабовлад.общ. Ее соц.предпос: появл эксплуатор класса, отделение умств труда от физ, отделение города от дер (в общем – смена образа жизни людей).
Источн формир Ф: первонач наблюдения над прир и общ-м; мифология– система образных фантаст представл о мире, осн-х на одушевл природы; религия – система фантаст-х представл, базирующихся на вере в Бога. В рабовлад общ еще не сущ-ло сист наук, общ-во располагало преднаукой с первонач зачатками матем, физ, хим, биол и т.д. Особое полож занимала Ф, опиравшаяся на др наук. Ф взгляды первон возникают в стр Др Вост – Вавил, Ег, Лидии, Перс. Однако наиб развитие и свою класс форму они приобр в Др Гр и Риме (к 7в. до н.э. – н 6в. н.э.) В целом др.греч(античная)фил-я имеет особ-сти: историч.связь с миф-ей; критич.отн.к мифологич. мировоззр. Но отрицан.мифов-не самоцель. Многие мифы-как ср-во выраж.мысли; предприн. попытка в рацион логич.ф.объясн. возникн. гармоничн. космоса • матер-й основой расцвета данной Ф был эк-й расцвет полисов (торг-ремесл городских центров);• др.греч. Ф была оторвана от процесса материальн.произв-ва, а Ф превр-сь в самостю прослойку, не отягощенную физ.трудом и претендю на дух-е и полит-е руков-во общ-м;• Гл идея космоцентризм (К) (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к пробл-м происх материал мира, объясн явлений окруж мира)• на поздних этапах — смешение К и антропоцентризма (в основе кот были проблемы чел);• допускалось сущ.богов• др.гр. боги были частью природы и близки людям;• чел не выделялся из окруж мира, был частью природы;• были заложены два направления в Ф — идеалистическое («линия Плат») и материалистическое («линия Демокр»), кот поочередно доминир-ли: в досократич период — матер-е, в классич — имели одинак влияние, в эллинистич-й — материал-е, в римский — идеал-е. Хар-я особ-ть др-грч. Ф. протипоставл фил. размышл практич деят-ти, в ее свеобразном отнош к мифологии. Дух развитие шло от миф-и и религии к науке и Ф. Важным звеном усвоение научных и фил-х понятий, выработанных в странах Вост-Вавилоне, Ир, Ег. 1. Др.гр. наз-ся Ф (учения, школы), выработанная гр фил-ми, проживавш на терр совр Гр, а также в гр полисах (торгово-ремесл гор-гос) Мал Аз, Средиземн, Причерн и Крыма, в эллинистич-х гос-х Аз и Аф, в Рим имп. Четыре осн этапа.• демократич — VII — V вв. до н. э.;• класс (сократический) — с V — к IV вв. до н. э.;• эллинист — к IV — II вв. до н. э.;• римский — I в. до н. э. — V в. н. э. . К досократ относ-ся деят-ть филос-«досократиков»:• милетск шк — «физиков» (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);• Гераклита Эфесского;• элейск шк;• атомистов (Демокрита, Левкиппа);• некот иных филв. Осн пробл, — объяснение явл природы, сущн Космоса, окруж мира, поиски первонач всего сущего. Метод философствования — декларирование собств взглядов, превращ их в догму. Классич (сократич) — время расцвета др.гр. Ф (совпавшее с расцв др.гр. полиса).
относятся:• фил-просвет деят-ть софистов;• Ф Сократа;• зарождение «сократических» школ;• Ф Платона;• Ф Арист Пытались объяснить сущн природы и Космоса, однако сделали это глубже «досократиков»:• меньше уделяли вним поиску первоначала• допускали участие богов и идей в создании природы и Косм;• положили начало спору м\д материал-м и идеализмом;• интерес к проблеме чел, общ-ва, гос-ва. Элинистич. (пер кризиса полиса и образ крупных гос в Аз и Афр под властью греков) хар-но: • зарожд стоического направления Ф;• деят-ть «сократических» Ф школ: Академии Платона, Ликея Аристот, киренской шк (киренаиков) и др.;• Ф Эпикура и пр.Отлич черты • кризис антич моральных и филос ценностей;• снижение страха перед богами и иными сверх силами, уважения к ним;• Наиболее изв фил римск пер явл:• Сенека;• Марк Аврелий (имп-р Рима в 161 — 180 гг.);• Тит Лукреций Кар;• поздние стоики;• ранние христиане. I. с милецкой шк: (Фалес, Гераклит, Димоктрит) Гл идея-космоцентризм, пытались объяснить мир, первоприч) II. рассвет (Плат, Арист).
Создание класс фил-х систем III.Упадок. Эллинизм. Период Рим респ IV.Гибель(рим имп).
№10.Досократич.школы Харак-е черты шк:• ярко выраж космоцентризм;• повыш вним к проблеме объясн явлений окруж прир;• поиск первонач, • гилозоизм (одушевление неживой прир); Гераклит из Эфеса (2-я п VI — 1-я п V вв. до н. э.) — крупный др.гр. Ф-материалист, основатель фил-го направл (первонач принадл к логич шк):• первонач — считал огонь;• вывел закон единства и б-бы противоположн — ключевой закон диалектики (наиб важное фил-е открытие Г);• весь мир нах в постоянном движ и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);• сторонник круговорота веществ в природе и цикличности истор;• выступал за материальность челов и мировой души;• был сторонн чувственного (материалистического) познания окруж действит;• движущей силой всех процессов считал борьбу: Пифагорейцы — сторонники и последПифагора (2-я п VI — н V вв. до н. э.), др.греч. Ф и математика: первоприч всего сущего считали число (всю окруж действит, можно свести и измерить с помощью числа);• выступали за познание мира через число (считали познание через число промежут-м между чувственным и идеалистическим сознанием);• считали единицу мельчайшей частицей всего;• пытались выделить «протокатегории», кот показывали диалектич-е единство мира (четное — нечетное, светлое — темное, прямое — кривое, правое — левое, мужское — женское и др.).
Элеаты — представители элейской фил-й шк, в VI — V вв. до н. э. в др.греч. полисе Элея на терр совр Итал. ( Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский).
Элеаты:• пыт-сь в рацио-й ф.доказать неподвижность, неизменчив. мира в своей основе. За это их наз.метофизиками.изучали проблемы познания;• жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее дух идеалистическое• были сторон-ми монизма — выводили всю множественность явлений из единого первоначала;• считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).
Осн проблемы, — объясн явл природы, сущности Космоса, окруж мира, поиски первонач всего сущего. Метод философствования — декларирование собств взглядов, превращение их в догму. Милетская шк сущ в Др Гр в VI в. до н. э. от назв города, Милета — крупн торг-ремесл полиса в Мал Азии. ( Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.) суть:• выступали с материалистич-х позиций;• занимались не только Ф, но и др науками — точн и естеств;• пытались объяснить законы природы (второе назв — шк «физиков«)• искали первонач — субстанцию, из кот возник окруж мир.Фалес— основатель первонач всего сущего считал воду («архэ»);• Земля — плоский диск, кот покоится на воде;• все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом — одушевлял все сущее);• допускал наличие множества богов• Земля – центр вселен;• точно определил продолж года — 365 дней;• сделал ряд матем открытий (теорема Фалеса и др.)Атомисты— материалист-я фил шк, (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопич частицы — «атомы». Демокритсчитался основопол материалист-го направл в Ф («линия Демокрита» — противоположн «линии Платона» — идеалистич-му направл).
осн положения:• весь матер-й мир состоит из атомов;• атом — мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего• атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);• атомы имеют различн величину (от мельчайших до крупных), различн форму (круглые, продолгов, кривые, «с крючками» и т. д.);• между атомами сущ-т пространство, заполненное пустотой• атомы нах-ся в вечном движ• сущ-т круговор атомов: вещи, живые организмы сущ-т, распад-ся, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы матер-го мира• Др.гр (античная) Ф 4 этапа.• демократич — VII — V вв. до н. э.;• классич (сократический) — с V — к IV вв. до н. э.;• эллинистич — к IV — II вв. до н. э.;• римский — I в. до н. э. — V в. н. э. . К досократическому периоду относится деят-ть так наз философов-«досократиков»:• милетской шк — «физиков» (Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена);• Гераклита Эфесского;• элейской шк;• атомистов (Демокрита, Левкиппа);• некот иных фил-в.Осн проблемы, кот занимались «досократики»: объяснение явлений природы, сущности Космоса, окруж мира, поиски первонач всего сущего.
Особенности философ учения Аристотеля
Ф делил на три вида:• теоретич, изуч-ю проблемы бытия, различных сфер бытия, происх-я всего сущего, причины различных явлений (получила название «первичная Ф»); • практическую — о деят-ти чел, устройстве гос; • поэтическую.
Считается, что логика была выделена четвертая часть.
Проблему бытия— критика Ф Платона, по кот окруж мир делился на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) идей», и «мир вещей» в целом, как и каждая вещь в отдельности, являлся лишь материал отображением соответствующей «чистой идеи».
Аристотель дает свою трактовку данной пробл:• не сущ-т «чистых идей», не связ-х с окруж-й действит-ю, отображением кот являются все вещи и предметы матер мира; • сущ-т только единичные и конкретно определ веши;• данные вещи назыв индивидуумы (в переводе — «неделимые»), то есть сущ-т только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», воплощением кот данная лошадь является, конкретн стул, наход-ся в конкр месте и имеющий свои признаки, а не «идея стула», • индивидуумы явл первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т. д.) -вторичной.
Выделяет 10 катег, кот отвечают на ? что так бытие, причем одна говорит о том, что такое, а 9 остальных дают его хар-ки. Данными категориями являются:• сущность (субстанция);• количество;• качество;• отношение;• место;• время;• положение;• состояние;• действие;• страдание.
Иначе говоря бытие — это сущность (субстанция), облад свойств колич, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Проблема материи.— это потенция, огранич формой (например, медный шар — это медь, огранич шарообразностью, и т. д.).
Пришёл к выводам: • все сущее на Земле обладает потенцией (собственно материей) и формой;• изменение хотя бы одного из этих качеств (либо материи, либо формы) приводит к изменению сущности самого предмета;• высшей формой всего сущего является Бог, имеющий бытие вне мира.
Носителем сознания— является душа. три уровня :• растительная;• животная;• разумная.
Каждая отвеч за ф-и организма.
Растит — питания, роста и размножения. Этими же ф-ми и животная + ощущения и желания. разумная (чел) душа, охватывая все вышеперечисл + рассужд и мышл. Именно это выдел чел из всего окружающего мира.
• отлич от животных наличием мышления и разума; • имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными
Регулир-м механизмом общ-ва (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие эк и т.д.) является гос-во. Выдел шесть типов гос:• монарх;• тиран;• аристокр;• крайняя олигар;• охлократия (власть толпы, крайняя демокр);• полития (смесь умеренной олиг и умер демокр).
Подобно Платону разделяет «дурные» формы гос-ва (тирания, крайняя олиг и охлократия) и «хорошие» (монарх, аристокр и полития) Наилучшей является полития
Развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему, обосновал систему силлогизмов Антология Аристотеля )
13.Средневек.фил.В феод.обществе главн.формой осознания мира и самого себя стала религия. Пер-д феод-ма хар-ся безраздельным господством религии и церкви в дух жизни общества. Материализм, как система фил-х взглядов, исчезает в Зап Ф. Средневек знает только одну Ф – религиозную. = построить чел-е сущ-е на идейных началах религии и идеализма. Возникло феод общ-во (крепостное право).
Значит роль играло духовенство. Монастыри -очагами просвещ и к-ры. Церковь — хранительницей письменности и образованности в Европе. (Тертуллиан Карфагенский (160 — 220), Август Блаженный (354 — 430), Боэций (480 — 524), Альберт Великий (1193 — 1280), Фома Аквинский (1225 — 1274), Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109), Пьер Абеляр (1079 — 1142), Уильям Оккам (1285 — 1349)) основные черты средневй теологй Ф:1.Ф.-Служанка богословия(с пом.фил.осущ.систематиз.и пояснение религ.истин и догматов. Богословы поместили в центр новой картины мира бога и чел как творение его) 2..-теоцентризм (гл причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом фил-х исслед-й являлся Бог) 3..-креоцеанизм(Согласно христ догмату, бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает сохранять, поддерживать бытие мира. 4. ярко выраж.схоласт.хр(от.лат.-школа,сврего рода школьн.фил.,к-я препод.) Господств положение в Ф феод занимала схоластика, Гл напр в развитии Ф ср.век. Она преподавалась в школах и универ. 3 периода:1.ранняя С (9-12в) 2.период зрелости (13в) 3.упадок (14-15в) Центр вопрос — об отношении знания к вере. Истина дана в библ текстах, и необх правильно истолковать их. Т.к. носили иносказат-й хар-р. Бог един, но троичен в трех лицах — отец, сын и святой дух. Отсюда вопрос об отнош общего к единичн — спор о универсалиях, т.е. о природе общих родов и понятий. кот рассм в качестве пути постижения Бога разум, логические рассуждения, а не мистическое созерцание и чувство. Хар-й чертой сх-ки — слепая вера в «авторитеты». Источники – учение Платона; идеи Аристотеля,;Библия. Августин (Блаженный) (354 — 430) — христ теолог, епископ, заложил основы католиц-ма как гл в то время направле христ-ва Один из основателей ранней схоластики. Гл произв— «О граде Божьем» — на протяжении столетий стало распростр религ-фил трактатом, на кот опирались среднев теологи при изучении и преподавании схоластикиосновные полож:• ход истории, жизнь общества — это борьба двух противопол царств — Земного (грешного) и Божественного;• Земное царство воплощается в гос-х учреждениях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;• Божественное царство представлено священнослуж-ми;• Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божеств царством;• короли и импер должны выражать волю христ Церкви и подчиняться ей, • Церковь — единств сила, способная объединить мир 2. Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге• Бог существует 3. Значение Ф А. Блаженногов том, что им• уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);• Церковь (часто подвластная гос-ву и преследуемая в Рим империи) объявлена тоже властью наряду с гос-й (а не элементом государства);• обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами;• выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью), Фома Аквинский (1225-1274).
труды – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников». Рассм-л Бога как «чистую форму», первоприч и конечную цель всего сущ-го. В его взглядах важное место занимает учение о бож-м творении мира. Вещь– единство материи и формы; при этом материя – результат божественного творения. Аквинский делил все догматы веры на разумно постижимые человеком (бог сущ-т, бог един, душа бессмертна) и разумно непостижимые, которые должны быть приняты чел на веру, ибо они сверхразумны, недоступны человеч.разуму (сотворение мира, троичность бога).