Диагностика Стили педобщения

Описание методик

«Методика диагностики стилей педагогического общения» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов).

Методика направлена на выявление доминирующего стиля педагогического общения. Испытуемому предлагается ответить на 25вопросов. Интерпретация результатов осуществляется с помощью восьми моделей взаимодействия.

1. Модель диктаторская («Монблан»).

Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия. Педагогические функции сведены к информационному сообщению.

Следствие: отсутствие психологического контакта, безынициативность и пассивность обучаемых.

2. Модель неконтактная («Китайская стена») очень близка по своему содержанию к первой. Разница з том, что между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду произвольно и непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой- либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятий, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми, а с их стороны – равнодушное отношение к педагогу.

3. Модель дифференцированного внимания («Локатор») основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров или аутсайдеров. В общении педагог концентрирует на них свое внимание. Следствие: нарушается целостность акта взаимо действия в системе «педагог-коллектив», она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

4. Модель гипорефлексивная («Тетерев») заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична. Он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга, учебно-воспитательное взаимодействие поставлено формально.

23 стр., 11160 слов

Профессионально-педагогическое общение в системе взаимодействия ...

... на психику подростков Педагогическое общение многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями ... и содержанием их совместной деятельности Педагогическое воздействие, посредством общения преподаватель музыки- ...

5. Модель гиперрефлексивная («Гамлет») противоположна по психологической канве предыдущей. Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение. Он остро реагирует на нюансы психологической атмосферы в среде обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву.

Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели бразды правления могут оказаться в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию.

6. Модель негибкого реагирования («Робот»).

Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность, состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности. Следствие: низкий эффект социального взаимодействия.

7. Модель авторитарная («Я – сам»).

Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он – главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется.

Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности.

8. Модель активного взаимодействия («Союз»).

Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна.

ОПРОСНИК

Уважаемый педагог!Ответьте,пож-та, на вопросы

Вы составляете подробный план урока?

Вы планируете урок лишь в общих чертах?

Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока?

Отклоняетесь ли Вы от плана, заметив про­бел в знаниях учащихся или трудности в ус­воении материала?

Вы отводите большую часть урока объясне­нию нового материала?

Вы постоянно следите за тем, как усваивает­ся новый материал в процессе объяснения?

Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с воп­росами в процессе объяснения?

В процессе опроса много ли времени Вы от­водите ответу каждого ученика?

Вы всегда добиваетесь абсолютно правиль­ных ответов?

Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ?

Вы часто используете дополнительный учеб­ный материал при объяснении?

Вы часто меняете темы работы на уроке?

Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуж­дение или объяснение нового учебного мате­риала?

Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся?

Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса?

Может ли неподготовленность или настрое­ние учащихся во время урока вывести Вас из равновесия?

Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся?

Вы всегда укладываетесь в рамки урока7

Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно без подсказок, не подгляды­вая в учебник?

Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ?

Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам?

Часто ли Вы поощряете за хорошие ответы?

Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы?

Часто ли Вы контролируете знания учащихся?

Часто ли Вы повторяете пройденный мате­риал?

Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися?

Как Вы думаете, учащимся обычно интерес­но у Вас на уроках?

Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках?

Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока?

Вы сильно переживаете невыполнение уча­щимися домашнего задания?

Вы всегда требуете четкого соблюдения дис­циплины на уроке?

Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке?

Вы часто анализируете свою деятельность на уроке?