Семинар № 5 Нарушение поведения у детей и подростков.
Девиантное поведение (от. англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию.
Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию. Таким образом, это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами.
Сравнение разных культур показывает, что одни и те же действия одобряются в одних обществах и недопустимы в других. Определение поведения как девиантного зависит от времени, места и группы людей. Например, если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания. Однако ведь в обоих случаях в места погребения вторгаются посторонние и выносят оттуда какие-то предметы. Еще один пример. Общительность, современная одежда и открытое лицо европейской женщины недопустимы во многих традиционных мусульманских странах
Эти примеры свидетельствуют о том, что отклонения не могут быть объективной характеристикой человеческого поведения. Общество само решает, считать или не считать какое-то поведение девиантным. Это не означает, что такие явления, как убийство, воровство, половые извращения, психические отклонения, алкоголизм, азартные игры и жестокое обращение с детьми и т.п., могли бы не иметь места, если бы им не были даны социальные определения. Просто решающее значение имеет то, как люди определяют поведение и каким конкретным образом реагируют на него.
Одно и то же поведение может рассматриваться одной группой как отклонение, а другой — как норма. Более того, многое зависит от социального контекста, в котором наблюдается такое поведение. Например, появление в нетрезвом виде на работе вызывает недовольство окружающих, однако на новогодней вечеринке именно такое поведение ее участников вполне естественно. Добрачные сексуальные отношения и разводы, всего одно поколение назад вызывавшие сильное осуждение в обществе, сейчас в целом считаются нормой. Большинство людей рассматривают девиантное поведение как плохое, как поведение, представляющее собой источник социальных проблем. Причина таких оценок — результат негативных или разрушительных последствий, которые влечет за собой большинство отклонений от нормы.
Социальные нормы поведения и отклонения от них в процессе социализации
... социальных норм и отклонения от них - девиантное и деликвентное поведение, проанализировать причины этого поведения. Теоретической основой данной ... психосоматическими дефектами и отклонениями. Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать людей с пограничными ... правоохранительных органов вызывает тенденция к "омоложению" женской преступности - 12,6%. [1] Растет число отклонений в нервно- ...
Девиантное поведение — это такое поведение, которое не является нарушением уголовного законодательства, то есть не является противоправным, а просто не совпадает с принятыми в обществе стандартами. Например, гомосексуализм — это чисто девиантное в узком смысле слова поведение. В недавнем прошлом гомосексуализм рассматривался как преступное поведение и соответствующим образом наказывался, однако в настоящее время общество стало терпимее к таким отклонениям.
Особенности девиантного поведения:
1) его относительность (то, что для одной группы является девиацией, для другой — норма (например, интимные отношения в семье — норма, в трудовом коллективе — девиация);
2) исторический характер (то, что считалось девиацией прежде, теперь — норма, и наоборот; например, частное предпринимательство в советское время и в наши дни);
3) амбивалентность (девиация бывает положительной (героизм) и отрицательной (лень)).
Негативные последствия девиации очевидны. Если отдельные индивиды не в состоянии выполнять те или иные социальные нормы или считают их выполнение необязательным для себя, то их действия наносят обществу урон (приносят вред другим людям, искажают и даже прерывают значимые социальные связи и отношения, вносят разлад в жизнь группы или общества в целом).
В основу классификации видов и форм девиантного поведения могут быть положены различные основания. В зависимости от субъекта (т.е. кто нарушает норму) девиантное поведение может быть индивидуальным или групповым. С точки зрения объекта (т.е. того, какая норма нарушена), девиантное поведение подразделяется на следующие категории:
во-первых, это аномальное поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья и подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии;
во-вторых, это асоциальное или антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны, их называют правонарушениями, а когда серьезны и наказываются в уголовном порядке — преступлениями.
К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, проституцию, наркоманию. Каждая форма девиации имеет свою специфику.
Наиболее податливую к делинквенции группу населения составляет молодежь, прежде всего вырастающая и проходящая социализацию в преступной или девиантной среде. Такую среду или семью в обыденной терминологии называют неблагополучной. Чаще всего склонность к делинквентному поведению возникает под влиянием пьющих родителей, нередко побывавших в местах лишения свободы.
К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан).
Поведение как психофизиологический феномен
... два типа поведения: нормальное и девиантное поведение. Человек — существо социальное, мы живем в обществе, которое четко прописало нормы поведения. Отсюда – нормальное поведение – это поведение, которое не противоречит общепринятым нормам, не нарушает общественных ожиданий ...
В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.
Дисциплинарный проступок как вид делинквентного поведения — это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.
Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения — наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и др.).
Среди биологических предпосылок, которые влияют на негативную поведение человека, Г. Аванесов выделяет следующие: патология биологических потребностей, которая часто становится причиной сексуальных извращений и преступлений на этой основе; нервно-психические заболевания (психопатии, погранични состояния, неврастении), которые повышают збудженисть нервной системы и обусловливают неадекватную поведение и реакцию, затрудняют социальный контроль за действиями; наследственные заболевания, особенно те, которые сопровождаются злоупотреблением алкоголем; психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, (внутренне-личностный конфликт), изменение химического состава окружающей среды, использования новых видов энергии, приводит к различным психопатичних, аллергических, токсических заболеваний и служит дополнительным криминальным фактором.
Социальными предпосылками девиантного поведения могут быть следующие: патология социальных потребностей; алкоголизм и наркомания в семье; конфликтные ситуации (межличностных конфликт); неудовлетворенность запросов людей в сфере потребления; разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями их реализации; обнищание населения; пробелы в воспитании и т.д.
Социальные факторы отклоняющегося поведения
Влияние общественных процессов и социальных групп на поведение людей рассматривается прежде всего в рамках социологического подхода.
Социологические теории рассматривают девиантное поведение в контексте общественных процессов и норм, утвержденных внутри данного общества. Социальные девиации подчиняются социальным закономерностям, они зависят от времени и общества, их можно прогнозировать, в ряде случаев — ими можно управлять. Для объяснения социальных девиаций Э.Дюркгейм предложил концепцию аномии. Термин «аномия» в переводе с французского, означает «отсутствие закона, организации». Это такое состояние социальной дезорганизации — социального вакуума, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились. Э.Дюркгейм подчеркивал необходимость объяснения различных форм социальной патологии именно как общественных явлений. Например, количество самоубийств зависит не столько от внутренних свойств индивида, сколько от внешних причин, управляющих людьми .
1. Теоретические знания: теория поведения личности в организации. ...
... отношений Э. Мэйо выявлено решающее влияние на поведение работников, их отношение к труду таких факторов, как социальные отношения в коллективе, групповые процессы, гуманное ... взаимозависимость системы и среды; автономность; адаптивность; иерархичность; уникальность; динамичность; инертность. Поведение систем слабо прогнозируется, любой прогноз имеет вероятностный характер. Методы влияния ...
Другими объективными факторами социальных девиаций признаются: различия между участниками социального взаимодействия и невыполнение ожиданий несоответствие между распределением благ и личными качествами людей влияние норм девиантной субкультуры и обучения. Так, личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминальную, конфликтную или ретристскую), с большой вероятностью будет проявлять соответствующие формы девиантного поведения. Влияние современных субкультур на девиантное поведение личности является чрезвычайно важным, хотя и недостаточно изученным вопросом. В то же время хорошо известно, что личность всегда включена в какую-либо социальную группу. В ряде случаев групповые потребности доминируют — быть включенным в группу, следовать ее нормам, подражать ее участникам, противопоставлять себя другим группам. На этой почве вырастают самые разнообразные субкультуры — аристократическая элита, хиппи, металлисты, рокеры, геи, скинхэды и т.д. Люди склонны идентифицироваться с групповыми лидерами и их идеалами (в том числе деструктивными), что во многом объясняет существование таких массовых девиаций, как геноцид, расизм, фашизм. Другим очевидным пробелом можно назвать неясность связи «профессия — девиантное поведение». Профессиональная среда оказывает существенное воздействие на личность человека. Хорошо известны такие негативные феномены, как профессиональный стресс, профессиональное «выгорание» и профессиональная деформация личности. Тем не менее публикаций, посвященных проблеме влияния профессии на девиантное поведение личности, практически нет. Наряду с рассмотренными объективными социальными факторами действуют и так называемые субъективные причины девиантного поведения. В соответствии с теорией стигматизации девиации — следствие того, что само общество (вернее, социальная группа) наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с абстрактными правилами (первичная девиантность).
Интернет-зависимость — новая форма аддиктивного поведения у подростков
... которых грозит значительными последствиями для психического здоровья общества. Список литературы А.Ф.Шайдулина. Интернет-зависимость - новая форма аддиктивного поведения у подростков ... При этом и без того узкий круг общения, по мере развития интернет-зависимости приводил фактически к формальной изоляции подростка. Чаще всего, сами подростки не отдавали ...
Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность. И. Гофман выделяет три типа стигмы: физическая стигма (врожденные аномалии и телесные увечья); дефекты воли (алкоголизм, наркомания, душевные болезни); расовые стигмы («черные») Наконец, субъективной причиной отклоняющегося поведения может стать отношение самой личности (группы) к социальным нормам .Например, чтобы освободиться от моральных требований и оправдать себя, человек может «нейтрализовать» действие норм следующими способами: ссылаться на высшие понятия (дружбу, преданность группе); отрицать наличие жертвы; оправдывать свое поведение девиантностью жертвы или провокацией с ее стороны; отрицать свою ответственность; отрицать вред своего поведения . Таким образом, социологические и близкие к ним социально-психологические теории рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. С одной стороны, мы видим, что в самом обществе имеются серьезные причины для отклоняющегося поведения, например социальная дезорганизация и социальное неравенство. С другой стороны, мы закономерно приходим к пониманию роли индивидуальности конкретного человека в процессе социализации его личности. Социологические теории не объясняют, почему в одних и тех же социальных условиях различные люди демонстрируют принципиально разное поведение, например далеко не все представители беднейших слоев проявляют делинквентность и наоборот. Следует признать, что социальные условия действительно определяют характер социальных девиаций (масштаб распространения данных явлений в обществе или социальной группе).
Но их оказывается явно недостаточно для объяснения причин и механизмов отклоняющегося поведения конкретной личности.
2. Причины и факторы зависимого поведения.
Зависимое поведение оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями ее потребностей. В специальной литературе употребляется еще одно название рассматриваемой реальности — аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction — склонность, пагубная привычка. Если обратиться к историческим корням данного понятия, то лат. addictus — тот, кто связан долгами (приговорен к рабству за долги).
Иначе говоря, это человек, который находится в глубокой рабской зависимости от некоей непреодолимой власти. Некоторое преимущество термина «аддиктивное поведение» заключается в его интернациональной транскрипции, а также в возможности идентифицировать личность с подобными привычками как «аддикта» или «аддиктивную личность». Психология и лечение зависимого поведения.
Зависимое (аддиктивное) поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности — химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс.
Девиантное поведение: причины, формы (алкоголизм, наркомания, ...
... личностью статуса, определяющего положение человека в обществе. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации и является отклоняющееся (девиантное) поведение. В зависимости ... Это – социальная патология: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция, суицид. Границы между позитивным и негативным девиантным поведением подвижны во времени и пространстве ...
В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как: 1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики); 2) алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); 3) пища; 4) игры; 5) секс; 6) религия и религиозные культы.
В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:
— химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);
— нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);
— гэмблинг — игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
— сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм (см. глоссарий));
— религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).
По мере изменения жизни людей появляются новые формы зависимого поведения, например сегодня чрезвычайно быстро распространяется компьютерная зависимость. В то же время некоторые формы постепенно утрачивают ярлык девиантности. Так, на наш взгляд, гомосексуализм в современной социальной ситуации не следует относить к девиантности, хотя, несомненно, он остается в разряде маргинального поведения (занимающего крайнюю границу нормы и пока вызывающего непринятие людей).
Нужно воздерживаться от соблазна причислять к зависимому поведению повседневные формы активности, не вызывающие реального ущерба, например привычку пить кофе или есть сладкое.
Поскольку мы рассматриваем только формы отклоняющегося поведения, целесообразно внимательно следить за тем, чтобы поведение отвечало всем общим признакам девиантности. Например, любое сексуальное поведение будет располагаться в границах нормы, если оно: 1) основано на взаимном согласии; 2) не связано с использованием несовершеннолетних детей; 3) направлено на живого человека; 4) не отвечает общим признакам девиантности. Тогда все виды сексуального поведения можно расположить на оси:
— преступные сексуальные действия, запрещенные законом (сексуальное насилие, проституция, использование детей, совращение);
— сексуальные девиации (секс с животными, садомазохизм, фетиш-секс и т.д.);
— маргинальное поведение (промискуитет, нудизм, гомосексуализм);
— общепринятое сексуальное поведение (гетеросексуальное поведение взрослых людей по взаимному желанию).
Итак, зависимое (аддиктивное) поведение — это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации.
Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной — от практически нормального поведения до тяжелых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической и психической патологией. В связи с этим некоторые авторы различают аддиктивное поведение и просто вредные привычки, которые не достигают степени зависимости и не представляют фатальной угрозы, например переедание или курение. В свою очередь, отдельные подвиды аддиктивного поведения представляют континуумы разнообразных проявлений. Например, специалисты признают, что алкоголизм (клиническая форма алкогольной зависимости) не является монолитным, и в действительности более правильно говорить об «алкоголизмах».
Зависимость поведения индивида в определенной жизненной ситуации ...
... мнений. В данной работе мы рассмотрим точки зрения некоторых теорий, объясняющих зависимость поведения индивида в определенной жизненной ситуации от различных факторов. Основная цель работы: ... собой ряд оснований: совершенно очевидно, что нельзя свести все к объяснению человеческого поведения, основанному на наивном внешнем наблюдении (когда наблюдатель при объяснении руководствуется эпизодическими ...
Выбор личностью конкретного объекта зависимости отчасти определяется его специфическим действием на организм человека. Как правило, люди отличаются по индивидуальной предрасположенности к тем или иным объектам аддикции. Особая популярность алкоголя во многом обязана широкому спектру его действия — он может с одинаковым успехом использоваться для возбуждения, согревания, расслабления, лечения простудных заболеваний, повышения уверенности и раскованности.
Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования. Например, курильщик с многолетним стажем, отказавшись от сигарет, может испытывать постоянное желание есть. Человек, зависимый от героина, часто пытается поддерживать ремиссию с помощью употребления более легких наркотиков или алкоголя.
Следовательно, несмотря на кажущиеся внешние различия, рассматриваемые формы поведения имеют принципиально схожие психологические механизмы. В связи с этим выделяют общие признаки аддиктивного поведения.
Прежде всего, зависимое поведение личности проявляется в ее устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще — как утрата самоконтроля.
Пожалуй, одним из самых негативных проявлений аддиктивной установки является анозогнозия — отрицание болезни или ее тяжести. Нежелание аддикта признавать свою зависимость («я — не алкоголик»; «если захочу, брошу пить») осложняет его взаимоотношения с окружающими и существенно затрудняет оказание помощи, а в ряде случаев делает зависимость непреодолимой.
Переход аддиктивного поведения в зависимое поведение определяется рядом факторов, способствующих или препятствующих этому переходу. Факторы в соответствии с природой самого человека традиционно делятся на социальные, психологические и биологические.
Социальные факторы: доступность, мода, степень грозящей ответственности, влияние группы подростков.
Психологические факторы: тип акцентуации характера, привлекательность возникающих ощущений и их переживание, выработка гедонических установок, страх причинить себе реальный вред, отсутствие социальных интересов, стремление к самоутверждению.
Биологические факторы: степень изначальной толерантности (индивидуальная непереносимость, высокая устойчивость), отягощение наследственности, органические поражения мозга, хронические болезни, природа употребляемого вещества.
3.Химическая зависимость. Никотиновая зависимость. Алкогольная зависимость. Компьютерная зависимость у детей и подростков
Химическая зависимость— вид нарушения адаптации, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами, которое приводит к индивидуальной психической или физической зависимости.
Алкоголизм у детей и подростков. Проблема профилактики раннего алкоголизма.
... учителей - не допустить, чтобы в этот круг вовлеклисьдругие подростки. Если хотя бы один учащийсястрадает алкоголизмом или наркоманиями, то употреблениеспиртного или наркотиков может принять характерэпидемии ... обычного поведения и т. д. Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте, обусловленном стремлением личности преодолеть тяготящее ее чувство зависимости. Это имеет свои социально- ...
Этапы формирования химической зависимости
1. «Исходная точка» — это возникновение и фиксация в сознании связи между переживанием интенсивного изменения психического состояния и приемом, какого либо вещества.
2. «Аддиктивный ритм» — устанавливается определённая частота обращения к средству аддикции, пока только в моменты психического дискомфорта.
3. «Аддикция как часть личности» — учащение аддиктивного ритма формирует стереотип реагирования на психологический дискомфорт.
4. «Доминирование аддикции» — человек начинает общаться только с себе подобными.
5. «Катастрофа» — возникает общее пренебрежение к своему здоровью.
Виды химической зависимости
В классификации химической зависимости принято выделять три вида такой зависимости — это:
1.Наркомании
2.Токсикомании
3.Алкоголизм
Наркомании — заболевания, характеризующиеся патологическим влечением к различным психоактивным веществам (ПАВ), развитием зависимости и толерантности к ним выраженными медико-социальными последствиями.
Токсикомании — заболевания, характеризующиеся патологическим влечением к токсичным веществам, изменяющим сознание, развитием физической и психической зависимости.
Алкоголизм — вызванное злоупотреблением спиртными напитками хроническое, психическое заболевание, характеризующееся патологическим влечением к алкоголю и связанными с ним психическими и физическими последствиями алкогольной интоксикации нарастающей тяжести.
Злоупотребление психоактивными веществами неизбежно ведёт к нарушению взаимодействия личности с окружающей средой, разрушению стереотипов поведения, что ведёт к дезадаптации человека в обществе.
Алкоголизм
Алкоголизм — вызванное злоупотреблением спиртными напитками хроническое, психическое заболевание, характеризующееся патологическим влечением к алкоголю и связанными с ним психическими и физическими последствиями алкогольной интоксикации нарастающей тяжести.
Первичным звеном в развитии алкоголизма является острая алкогольная интоксикация с характерными для неё клиническими проявлениями и неадекватными психическими реакциями.
Алкоголизм, как и любая другая болезнь человека, возникает в результате сочетания средовых и генетических факторов, представляя собой нарушение адаптации организма и личности к социальной среде, связанное с определёнными патобиологическими и патопсихологическими механизмами.
Определив алкоголизм как болезнь, необходимо подчеркнуть, что это психическая болезнь. И хотя давно стало привычным видеть алкоголизм в перечнях психических заболеваний, его психопатологическая суть многими оспаривается. Так, Ю.П. Лисицын и П.И. Сидоров(1990) считают, что «поскольку при алкоголизме поражаются все органы и системы организма, то… предпочтение психических нарушений в ущерб остальным поражениям органов, тканей и систем было бы принципиально не верным».
Особенности профилактики алкоголизма среди молодежи
... профилактики алкоголизма для молодежи; -изучить особенности алкоголизма среди молодежи - обосновать необходимые принципы и методы эффективной социальной профилактики подростков. Объект исследования - процесс профилактики алкоголизма среди молодежи Предмет исследования - особенности профилактики алкоголизма. Глава 1.Теоретические основы профилактики алкоголизма § 1. Алкоголизм ... синдром зависимости.[3 ...
Классификация алкогольных психических расстройств
Психические расстройства, обусловленные употреблением алкоголя, принято делить на группы в зависимости от длительности его приёма: возникающие после однократных или эпизодических приёмов и являющиеся результатом многократных его приёмов на протяжении значительного времени (хронического употребления), а также в зависимости от наличия или отсутствия психотических расстройств.
Группы алкогольных расстройств:
1.острая алкогольная интоксикация:
— простое алкогольное опьянение;
— изменённые формы простого алкогольного опьянения;
— патологическое опьянение.
2.Хронический алкоголизм;
3.Алкогольные (металкогольные) психозы.
Как и любая другая классификация болезней человека, приведённое разделение алкогольной патологии несколько схематично и условно. В клинической практике используются и другие диагностические классификации, которые будут даны в дальнейшем после рассмотрения хронического алкоголизма.
Степени алкогольного опьянения
Как уже отмечалось, симптоматика алкогольного опьянения определяется в первую очередь концентрацией алкоголя в крови. При небольших концентрациях его в крови наблюдается стимулирующий эффект.
Лёгкая степень— концентрация алкоголя в крови составляет 20-100ммоль\л, характеризуется обычно повышением настроения, многоречивостью, ускорением ассоциаций, увеличением амплитуды эмоциональных реакций, снижением самокритики, неустойчивостью внимания, нетерпеливостью и другими признаками преобладания психического возбуждения над торможением.
Средняя степень— концентрация алкоголя в крови 100-250ммоль\л, психические реакции утрачивают живость, мышление становится замедленным, непродуктивным, суждения — тривиальными и плоскими, речь — персеверативной смазанной. Резко затрудняется оценка и понимание окружающего. Эмоциональные реакции огрубляются, приобретают брутальный характер, настроение склоняется к угрюмости, гневливости или равнодушию ко всему окружающему.
Тяжёлая степень— концентрация алкоголя в крови 250-400ммоль\л, выражается угнетением сознания — от оглушенности и сомноленции до комы. Иногда возникают эпилептические припадки. При более высоких концентрациях алкоголя ив крови может наступить смерть от паралича дыхании
Алкоголизм у подростков
Начавшееся в подростковом возрасте злоупотребление алкоголем к 18 годам в 18-20% случаев приобретает болезненный характер, т.е. приводит к формированию алкоголизма. Однако клинические признаки заболевания можно обнаружить и в подростковом периоде. Чаще всего это признаки первой стадии алкоголизма. Они заключаются в патологическом влечении к алкоголю, повышении толерантности, изменение картины опьянения, появление алкогольных палимпсестов, вегетативной дистонии. Патологическое влечение к алкоголю начинает рано доминировать в психической жизни подростка, грубо деформируя его личность. Алкогольное опьянение быстро приобретает дисфорический характер. Палимпсесты (фрагменты очень смутных, едва проступающих в сознании, почти стёртых воспоминаний относящихся к миновавшему состоянию опьянения, хотя оно внешне могло проявляться относительно упорядоченным поведением) могут изредка возникать и в доболезненном периоде злоупотребления алкоголем; о начале болезни свидетельствует их учащение или регулярный характер. Вегетодистония проявляется в преобладании симпакотонии (тахикардия, потливость, чувство жара).
Вся эта симптоматика отличается нестойкостью и склонностью к быстрому обратному развитию, включая и явления толерантности к алкоголю, если злоупотребление алкоголем прекращается.
Здесь не был, упомянут симптом утраты количественного контроля, имеющий большое диагностическое значении в клинической картине алкоголизма 1 стадии у взрослых. Дело в том, что у подростков количественный (да и ситуационный) контроль изначально отсутствует, поскольку потребление спиртного осуществляется ими чаще всего коллективно, когда члены компании индуцируют друг друга, стараясь демонстрировать свои возможности и стремясь непременно поглотить весь запас напитков.
Вторая стадия алкоголизма наблюдается у подростков крайне редко, так как формирование его главного признака-ААС затруднено.
Алкогольный абстинентный синдром (ААС)- Это комплекс вегетативных, соматических, неврологических и психических нарушений, возникающих у больных алкоголизмом вслед за прекращением или резким сокращением более или менее длительного и массивного пьянства.
Похмельное расстройство, составляющие наряду с влечением к алкоголю основу этого синдрома, имеют мимолётный характер, что, по-видимому, связано с большими компенсаторными возможностями молодого организма. Если же ААС возникает, то в его структуре преобладают депрессивно-дисфорические, дисомнические и астенические нарушения. Спустя 3-5 дней они проходят, оставляя после себя надолго (до 2 мес.) патологическое влечение к алкоголю, которое не встречает ни какого внутреннего сопротивления и полностью подчиняет себе поведение подростка. В этих случаях требуется длительное стационарное лечении и терпеливая разнообразная психотерапия.
В целом течение алкоголизма у подростков не поддаётся единой оценке. Если заболевание развивается на неблагоприятной преморбидной основе (эпилиптоидный или не устойчивый тип), то оно протекает злокачественно. С другой стороны, половина из тех лиц, у кого в подростковом возрасте был диагностирован алкоголизм первой стадии, спустя десять лет не имела признаков заболевания. Это может свидельствовать либо о гипердиагностьике алкоголизма у подростков, либо о его регредиентом характере.
Компьютерная зависимость.
Почему же наши дети, как завороженные, часами сидят у монитора?
Почему этот вид времяпрепровождения подчас оказывается для них наиболее привлекательным и даже единственным? Куда девается любовь к подвижным играм и потребность в дружбе, общении? Какие движущие силы заставляют простое увлечение компьютерными играми и чатами перерасти в постоянную потребность играть и общаться в чатах?
Давайте перечислим основные причины возникновения компьютерной зависимости у младших школьников (7-10 лет) и подростков.
1. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.
2. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять тоже не очень, по дому помогать особо не стремился, да и к учёбе мало рвения проявлял – так, телевизор бы ему всё смотреть да «в потолок плевать». И вот, появляется у этого юного лентяя компьютер! Подросток понимает, что можно сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребёнка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая.
3. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребёнок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребёнка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.
4. Общая неудачливость ребёнка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребёнок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он – главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель).
В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.
5. Следующая причина схожа с двумя предыдущими. Психологи выделяют её как одну из первых, но… что-то удерживает меня от согласия с ними. Они (психологи) обозначили эту причину как «наличие тяжёлой инвалидности, серьёзного заболевания». Если ребёнок-инвалид учится на дому, если круг его общения очень ограничен, если он почти или вовсе не выходит из дома, если тяжёлые увечья препятствуют установлению контактов с окружающими или отвращают окружающих от ребёнка, то компьютер может стать единственным средством общения, получения информации, единственным развлечением и занятием. Под физическими недостатками, препятствующими общению, я подразумеваю отсутствие слуха, зрения, ДЦП, затруднённую речь, тяжёлую форму эпилепсии, тяжёлые пороки сердца, атрофию мышц и т.п.
Разумеется, нет ничего плохого в том, что компьютер позволяет таким детям «открывать мир», находить друзей – это абсолютное благо. Зависимость же наступает тогда, когда при появлении альтернативных возможностей обучения, общения, досуга, они (эти новые возможности) отвергаются, когда компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, но не информации, не пользы. Иными словами, если, например, для вашего покорного слуги (незрячего человека) компьютер служит помощником в учёбе, работе, средством общения, то это не является зависимостью. Ведь я с лёгкостью могу заменить занятия с компьютером на поездку, общение с подругами, поход в театр. Но… вообще-то грань здесь едва уловимая – очень сложно определить, является ли ребёнок-инвалид, не выходящий из дома и не имеющий альтернативных возможностей времяпрепровождения, находящийся целыми днями у экрана монитора, зависимым от компьютера.
Вы, вероятно, спросите: «А отличник, здоровый ребёнок, у которого много друзей и с родителями прекрасные отношения, не может приобрести компьютерную зависимость?» Отвечу: конечно, может! Детская психика ведь ещё не окрепшая, стержень характера ещё не сформировался, «компьютерных соблазнов» очень много, а во многих компьютерных играх могут использоваться эффекты, оказывающие психологическое влияние.
Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:
– в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия; – у ребёнка разносторонние интересы и увлечения; – ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими; – ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.
4. Профилактика расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ в детско-подростковом возрасте При проведении профилактической работы по предупреждению употребления ПАВ несовершеннолетними, и в первую очередь ее антинаркотической части, требуется соблюдение пропагандистами особых предосторожностей, так как не вся имеющаяся информация о наркотиках и токсических веществах может быть предоставлена подросткам.
Ни в коем случае не следует приводить описание путей получения, изготовления и применения наркотических средств и их прекурсоров и их подробный перечень, с тем, чтобы беседа не могла служить справочным материалом для приобретения или использования наркотиков.
В среде подростков того или иного региона существуют своп сложившиеся стереотипные представления об употребляемых на данной территории веществах психоактивного типа. В этих случаях при проведении лекций нецелесообразно слишком далеко выходить за рамки этих представлений и рассказывать о тех наркотиках (токсических веществах), которые мало известны именно этим подросткам.
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Цели первичной профилактики: Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются: -изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; -сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.
Стратегия первичной профилактики
Современная концепция первичного, раннего предупреждения употребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность — семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на: -формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ; -формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социальномедицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков; -внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися; развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка «группы риска наркотизации» и ребенка, заболевшего наркоманией.
Перечисленные условия определяют необходимость стратегического направления профилактики употребления ПАВ и развития наркомании. Наиболее адекватной, с учетом всех моментов, является стратегия сдерживания. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении употребления наркотиков и избавлении от наркомании абсолютно нереально.
Следует уточнить, что негативно-ориентированная профилактика злоупотребления ПАВ, т.е. традиционный проблемно-ориентированный подход, акцентирование на отрицательных последствиях приема ПАВ не обеспечивают достижение поставленных целей. Специфические проблемноориентированные воздействия безусловно необходимы, но недостаточны. Проблема предупреждения злоупотребления ПАВ только на их основе принципиально не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к ПАВ.
Именно поэтому стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья — освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.
ВТОРИЧНАЯ И ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель — максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ как потребителю, так и окружающей его микросреде — учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося.
Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются: создание системы раннего выявления потребителей ПАВ, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.
В связи с этим необходимо решить вопрос легитимности использования диагностических тестов на определение ПАВ в биологических средах организма учащихся, а также предусмотреть обязательное обследование на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В, С, венерические заболевания, которые, как правило, сопутствуют употреблению ПАВ.
Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться создать психотерапевтическую атмосферу непримиримости к повторному употреблению ПАВ и оптимизировать их здоровые личностные и социальные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребывание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнительного образования, семья и т.д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму.
В случаях, когда ставится диагноз «наркомания», учащийся нуждается в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилитации. Прежде всего необходимо выяснить, какие биологические, психологические, характерологические и микросредовые особенности способствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень поражения личности и каков предполагаемый реабилитационный потенциал.
Профилактика, лечение и реабилитация — это взаимосвязанный процесс. Реабилитация начинается с первого контакта больного с медицинской службой и продолжается до тех пор, пока не будет восстановлен его личностный, профессиональный и социальный статус. Если учесть, что прием «тяжелых» наркотиков типа героина способен в максимально короткие сроки превратить «экспериментатора» в больного наркоманией, то лечебнореабилитационная программа должна начинаться как можно раньше, быть интенсивной и комплексной. Вместе с тем без включения больного в образовательный и осознанный трудовой процесс невозможно решить проблемы третичной профилактики, т.е. реабилитации.
Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, относятся к третичной профилактике. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психологических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью приспособления больного к деятельности на максимально возможном для него уровне.
Несмотря на высокий уровень участия психиатров-наркологов в осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики, активное участие в этом процессе воспитателей, педагогов, школьных психологов, социальных педагогов не только не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов решения проблем реабилитации. Именно специалисты образовательных учреждений осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение, обеспечивают организацию технических и иных кружков, спортивных секций, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь, формируют законопослушное поведение, без которых реадаптация и ресоциализация просто невозможны.
Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реабилитации детей и молодежи в системе Министерства образования Российской Федерации. Помимо специализированных центров, в целях профилактики злоупотребления психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи — ППМС-центров. Спектр деятельности таких центров должен быть многогранным и многопрофильным: оказание консультативно-диагностической, медикосоциальной и правовой помощи детям и молодежи, употребляющим психоактивные вещества и имеющим болезненную зависимость; оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по вопросам наркозависимости детей и молодежи; организация общеобразовательного и профессионального обучения и с этой целью создание учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых; оказание организационно-методической и консультативной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от ПАВ; взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлеченных в употребление психоактивных веществ; разработка и апробирование реабилитационных программ для детей и молодежи с зависимостью от ПАВ; разработка программ профилактики срывов и рецидивов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию, и интегрированных в образовательное учреждение.
Дети и подростки, успешно прошедшие реабилитацию (третичная профилактика), должны возвращаться в образовательные учреждения на общих основаниях.
Совершенно очевидно, что вторичная и третичная профилактики имеют свои особенности. Между профилактическими блоками (первичная, вторичная и третичная профилактики) как составляющими единой системы имеет место взаимопроникновение и взаимопересечение. Именно такой подход позволит структурировать целостную концепцию профилактики злоупотребления психоактивными веществами и перейти к созданию профилактических программ на всех трех уровнях.
5.Микросоциальные факторы суицидального поведения. Мотивы, поводы и причины
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана ее реализации. Человеком предусматривается способ суицида, время и место его совершения. Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу к внешнему проявлению. Внутреннее суицидальное поведение сопровождается также соответствующим эмоциональным фоном – суицидальными переживаниями. Структура суицидальных переживаний основывается на отношении к двум полярно противоположным ценностям: к собственной жизни и к смерти. Отношение к жизни выражается в четырех основных формах: 1) в ощущении безразличия; 2) в чувстве сожаления о своем существовании; 3) в переживании его тягостности, невыносимости; 4) в отвращении к жизни. Отношение к смерти выступает в следующих четырех формах: 1) страх смерти, хотя и сниженный в своей интенсивности; 2) ощущение безразличия; 3) чувство внутреннего согласия на смерть; 4) желание смерти. В структуре суицидальных переживаний выделенные формы встречаются в различных сочетаниях, создавая множество индивидуальных вариантов. Однако для диагностики суицидального переживания, как такового, психологу необходимо установить наличие в один момент времени любой пары элементов из двух перечисленных рядов. Внешнее суицидальное поведение проявляется в форме суицидальных высказываний или же практических суицидальных действий различных типов. Такие действия, связанные с использованием тех или иных средств и способов, отражают психологию суицидента, приводя к завершенному суициду или оставаясь его попыткой. Суицидальная фаза заканчивается суицидальным актом — самоубийством или покушением на него. Суицидальный акт отличается значительными гипертрофированными аффективными переживаниями и резким сужением рациональной области психики. При этом следует учитывать типологию суицидального поведения, которая представлена следующим образом: · истинный суицид — осознанное действие, целью которого является совершение акта самоубийства; · аффективный суицид — занимает промежуточное положение между истинным и демонстративно-шантажным суицидом и обусловлен необычно сильным аффектом в результате острого психотравмирующего события; · демонстративно-шантажное суицидальное поведение — сознательная манипуляция жизненноопасными действиями; может быть двух видов: рациональное и аффективное. Имеет целью запугать окружающих и “выторговать” все необходимое суициденту. К сожалению, в 2/3 случаев демонстративно-шантажные суициды заканчивались гибелью людей. Основные мероприятия психологического обеспечения социальной работы по предупреждению суицидального поведения могут быть представлены следующим образом: 1. Эффективная работа психолого-суицидологической службы по накоплению, систематизации и использованию опыта профилактической деятельности, анализу тенденций и разработке специальных научно-практических программ. 2. Умелое прогнозирование суицидальной активности и усиление профилактической работы по социальным группам, временам года и обстоятельствам. 3. Обучение молодежи приемам и способам снижения уровня неконструктивной конфликтности, полноценному использованию существующих возможностей по формированию правовой культуры и правоисполнительной обстановки на местах. 4. Систематическое проведение мероприятий психогигиены и оказания адекватной психологической помощи людям с острым личностным кризисом.
Классификация суицидальных проявлений.
Внутреннее суицидальное поведение:
-антивитальные переживания (жалобы на невыносимость жизни);
-пассивные суицидальные мысли (фантазии на тему своей смерти вообще);
-суицидальные замыслы (разработка плана самоубийства);
-суицидальные намерения (присоединение к плану волевого компонента, готовность к самоубийству).
Пресуицид: острый и хронический.
Внешние формы суицидального поведения:
-суицидальная попытка:
-обратимая фаза;
-необратимая фаза.
-завершенный суицид.
Суицид можно рассматривать как действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим мотивом. Суицидальные действия в большинстве случаев «обслуживают» иную вышестоящую потребность. Цель суицида и мотив деятельности, в состав которой он включен, не совпадают, а их соотношение составляет личностный смысл для субъекта. В области психопатологии иногда цель и мотив совпадают (например, так называемая суицидомания).
Опасные для жизни действия, направляемые иными целями, следует относить к несчастным случаям.
На выбор способа самоубийства влияют:
-длительность пресуицида;
-истинность суицидального решения;
-представление об опасности этих способов;
-социально-культурные особенности;
-психопатологическая симптоматика.
Иногда способы самоубийства вызывают серьезные соматические осложнения, а это или становится новым травмирующим фактором (чаще всего), или может остановить суицидента от рецидива.
Типы суицидальных действий в зависимости от личностного смысла:
-протест, месть;
-призыв (о помощи);
-избежание (наказания, страдания);
-самонаказание;
-отказ.
Еще Дюркгейм выделил четыре основных мотива суицидов: альтруистический и эгоистический, с одной стороны, фаталистический и аномический — с другой.
Действительно, сознательный уход из жизни возможен во имя какой-то большой цели, убеждений, ради спасения людей и т.д. Такие поступки, совершаемые по альтруистическим мотивам, высоко оцениваются обществом. Однако в подростковом возрасте мотивы суицидальных действий чаще всего эгоистические. Дюркгейм ввел понятие «аномиз» — тип социально-психологической изоляции, наступающей при ослаблении связей, соединяющих индивида и его социальную среду. Аномическое самоубийство, по Дюркгейму, является результатом тяжелого разногласия между личностью и окружающей его средой.
Однако такие сложные виды деятельности, как суицидальное поведение, вызваны, как правило, не одним, а несколькими одновременно действующими и взаимодействующими мотивами, образующими развернутую систему мотивации действий и поступков человека.
Мотивы могут быть осознанными, высшими (интересы, убеждения, стремления, страсти, идеалы), и неосознанными, низшими (установки, влечения и т.п.).
В противоположность фрейдизму, который усматривает неодолимую пропасть между осознанными мотивами и неосознанными побуждениями, биологизируя и мистифицируя их, научная психология, опираясь на современные достижения физиологии, подчеркивает связь и взаимопереходы между ними, обусловленность и тех и других общественно-историческими условиями развития личности.
Основной движущей жизненной силой человека, определяющей его активность, наряду с различного рода потребностями (естественные, культурные и т.д.) является цель. Цель может меняться, формироваться в процессе жизни, но она обязательно должна быть, иначе жизнь становится бесперспективной.
Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. И.П. Павлов объяснял самоубийство утратой «рефлекса цели». В связи с этим он писал: «Рефлекс цели имеет огромное жизненное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красива и сильна, кто всю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда недостижимой цели, или с одинаковым пылом переходит от одной цели к другой… Наоборот, жизнь перестает привязывать к себе, как только исчезает цель. Разве мы не читаем весьма часто в записках, оставленных самоубийцами, что они прекращают жизнь потому, что она бесцельна. Конечно, цели человеческой жизни безграничны и неистощимы. Трагедия самоубийцы в том и заключается, что у него происходит чаще всего мимолетное и только гораздо реже продолжительное задерживание, торможение, как мы, физиологи, выражаемся, рефлекса цели». И.П. Павлов категорически отвергает мнение о том, что все лица, совершившие суицидальное действие, являются душевнобольными.
Нередко при анализе суицидов путают понятия: причина, условия и повод.
Причина суицидального поведения — понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиатрический анализ проблемы. Причина — это все то, что вызывает и обусловливает суицид. А.Г. Амбрумова основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности. Помимо главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т.д.).
От причины следует отличать условия и повод. Под условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и на характер следствий. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям. Анализируя причины суицидов, приходится повсеместно встречаться с зависимостью их от условий.
Повод в отличие от причины — это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин.
А.Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит: 1) потерю любимого человека; 2) состояние переутомления; 3) уязвленное чувство собственного достоинства; 4) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков; 5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство; 6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.
Д.Д. Федотов и соавт. отмечают, что суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на систематическое словесное унижение, игнорирование их мнения близкими, ущемление самостоятельности, в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств, вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем. Суициды и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции), по данным авторов, чаще возникают в результате незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей, оскорбления чувства дружбы и любви, исключения по разным причинам из учебного заведения, измены.
А.А. Султанов, изучая причины суицидального поведения у практически здоровых подростков и юношей, выделил три основные группы факторов: 1) дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний; 2) конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения; 3) алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.
По нашим данным, основной причиной суицидальных действий подростков в 26% случаев явились болезненные состояния (психозы — 10%, пограничные состояния — 15%, соматические заболевания — 1%), в 12% — трудная семейная ситуация, в 18% — сложная романтическая ситуация, в 15% — нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах, в 8% — нездоровые отношения со взрослыми, в том числе с учителями (дидактогении), в 7% — боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение, в 5% — пьянство и употребление наркотиков и в 9% — прочие, в том числе и невыясненные, причины.