Алкоголизм у детей и подростков. Проблема профилактики раннего алкоголизма.

Шнейдер Л.Б. «Девиантное поведение детей и подростков», Москва, Академический проект, 2005. С. 125-129

Еникеева Д.Д.,«Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков: Учебное пособие.»Москва, 1999. С. 20-23, 138-143

     — проблемы алкализации подростков

     — ребенок в «алкогольной семье»

     — алкоголизм в подростковой середе

     — задачи педагогов при выявлении алкоголизма учащихся

     -задачи родителей при выявлении алкоголизма детей

     — проблемы профилактики алкоголизма

Особенность фармакологического воздействия алкоголя на психику заключается в том, что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах, подавляет психическую активность, а с другой, особенно в малых дозах, стимулирует ее, снимая сознательное торможение и тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам. Сравнительно-социологические и этнографические исследования пьянства выявили несколько закономерностей (М. Бэкон, 1981).

Поскольку опьянение снижает переживаемое индивидом чувство тревоги, пьянство чаще встречается там, где больше социально-напряженных, конфликтных ситуаций.

Выпивка связана со специфическими формами социального контроля; в одних случаях они является элементом каких-то обязательных ритуалов («церемониальное пьянство»), а в других выступает как антинормативное поведение, средство освобождения от внешнего контроля. Основной мотив пьянства у мужчин — желание чувствовать себя и казаться сильнее; пьяный старается привлечь внимание к себе, чаще ведет себя агрессивно, нарушает нормы обычного поведения и т. д.

Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте, обусловленном стремлением личности преодолеть тяготящее ее чувство зависимости. Это имеет свои социально-педагогические предпосылки. Если строгость воспитания и дефицит эмоционального тепла в раннем детстве сменяются затем установкой на самостоятельность и личные достижения, человеку трудно совместить эти противоречивые установки. Это вызывает чувство зависимости, мотивационный конфликт, находящий временное разрешение в алкогольном опьянении, создающем иллюзию свободы (Г. Барри, 1976).

Что способствует алкоголизации подростков и юношей? Выпивая, подросток стремится погасить характерное для него состояние тревожности и одновременно — избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремление к экспериментированию и особенно нормы юношеской субкультуры, в которой выпивка традиционно считается одним из признаков мужественности и взрослости. И, само собой разумеется, действует отрицательный пример родителей.

8 стр., 3652 слов

Аддиктивное поведение у подростков (наркомания и алкоголизм) 2

... этапотребность, являющаяся особенно важной для молодежи, часто проявляется тольков традиционном испытании новичка выпивкой. Такая скудность ... что причиной ихболезни часто является алкоголизм родителей. Борьба с алкоголизмом — крупнейшая социальная и медицинская ... примерить» на себя рольдругого человека, его жизнь, чувства, детерминировано необходимостью своегорода тренировки психики, ее закаливания, ...

Ребенок в «алкогольной» семье: Психологический портрет. Частота различных проблем, медицинских и психологических, у детей, чьи родители больны алкоголизмом, повышена по сравнению с их частотой у детей не больных алкоголизмом родителей. Анализ этих проблем проведен нами в других работах. При сравнении детей больных алкоголизмом родителей с детьми, чьи родители расценивались как «неблагополучные», было обнаружено: детей из семей с наличием алкоголизма в 7 раз больше суицидальных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходное государственное учреждение, в 2 раза больше вероятность раннего (до 16 лет) брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний и в 2 раза больше вероятность делинквентного поведения. Очевидно, что часть проблем может объясняться влиянием генетических факторов, рассмотренных нами в обзоре, а часть — системой воспитания в семьях.

Все семьи с наличием больного алкоголизмом являются дисфункциональными. Алкогольная семья всегда дисфункциональна, лишь временами она может нормально жить. Основные признаки дисфункциональной семьи заключаются в следующем: члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям; родители плохо, неправильно относятся к детям; вся жизнь семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами — деспотичностью; члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать один или более секретов семьи; в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, используются эмоциональные репрессии; взаимоотношения ригидны.

Современных подростков, не употребляющих спиртного,во много раз меньше, чем тех, кто его употребляет,а некоторые пьют регулярно. Это относится не только кмальчикам, но и к девочкам. Есть даже 8-10-летние детисо сформированным алкоголизмом.Не следует думать, что злоупотребляют алкоголем толькодети алкоголиков, что подросток из благополучной семьи,где родители не подают ему дурного примера, никогда

не заболеет алкоголизмом. Учащиеся большую часть своегосвободного времени проводят вне контроля взрослых – наулице, со сверстниками.Маленькие дети бессознательно подражают родителям,а в подростковом возрасте авторитет родителей уже утрачиваетсвое прежнее значение и доминирует авторитетсверстников и групповых норм поведения в подростковойкомпании. А там свои законы, о которых ни педагоги,

ни родители часто даже не подозревают.

А алкоголизм -это прогрессирующее заболевание, и если уж возникли дажесамые первые его симптомы, то болезнь будет неуклонно развиватьсяи неизбежно возникнут остальные клиническиепроявления, деградация личности и все типичные последствия.Исход нелеченого алкоголизма закономерен и неминуем.Поэтому так важно знать, чем отличается алкоголизм отбытового пьянства для всех людей, кого волнует эта проблема.

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

... Сторонники нового подхода к профессиональным семьям считают важным психологическое сопровождение этих семей и особое внимание предлагают уделять подготовке родителей-опекунов и детей к осуществлению ... семейная ситуация, в которой он растет. Спиваковская А.С. обнаружила, что у родителей, воспитывающих приемных детей, часто наблюдается социально-перцептивная неадекватность родительской позиции ...

Поскольку алкоголизм никогда не возникает внезапно,а формируется постепенно и вырастает именно из бытовогопьянства, наркологи расценивают злоупотребление алкоголемкак предболезнь, преддверие алкоголизма, т.е.алкоголизма еще нет, но он неминуемо сформируется, если

пьянство будет продолжаться, а тем более утяжеляться.На внешне кажущийся таким простым вопрос, почемутот или иной человек начинает злоупотреблять спиртным,можно получить совершенно разные ответы в зависимостиот того, кому он задан. Родители скажут, что сын (дочь)

стал(а) выпивать потому, что попал(а) в дурную компанию,на него (нее) плохо влияют друзья-приятели. Сампьющий уверенно ответит: «Потому, что все пьют!» Врач-нарколог оценивает причину злоупотребления спиртным с

иных позиций.

Влияние дурной компании и друзей собутыльников дляначала пьянства, безусловно, имеет значение. Однако почемуже подросток не покинет такую компанию и не смениткруг пьющих сверстником на непьющих. Что здесьпричина и что следствие?

Психиатры-наркологи, не умоляя влияния «питейных»традиций, не оставляют безвнимание и личность самогопьющего.Известно, что каждый человек избирает тот уровень общенияи тот круг, в котором он чувствует себя комфортно.Если подростку нечем занять свое свободное время, у него

нет стойких привязанностей и увлечений, склонности к целенаправленному

и продуктивному времяпрепровождению,если все ему неинтересно, скучно и не о чем говорить, покаон не выпил, если в непьющей компании или среди сверстниковболее высокого интеллектуального уровня он чувствует

себя «не в своей тарелке», то ему проще и комфортнеенаходиться в кругу таких же, как и он сам, и, выпив с ними,ощущать себя равным среди равных.

У большинства подростков в этом возрасте появляютсяопределенные интересы — кто-то увлекается спортом, удругих есть хобби. А у примитивных ребят с ограниченнымиинтересами пустота заполняется частыми выпивками.Организация выпивки, сама выпивка и разговоры оней занимают свободное время, и подросток вроде бы приделе — у него есть постоянный круг общения, есть с кемпоговорить и где развлечься. Он может и сам не заметить,как втянулся в пьянство.Возраст, в котором начинается злоупотребление алкоголем,имеет крайне важное значение для формированияалкогольной зависимости: чем раньше человек начинает

употреблять спиртное, тем больше шансов, что сформируется

алкоголизм.Употребление спиртного подростками обычно уже ссамого начала имеет форму злоупотребления.Подростковая среда — особая среда, в ней свои законы,отличающиеся от взаимоотношений взрослых людей. Как

уже говорилось, основные черты поведения — это группирование

со сверстниками и имитация. Это означает, чтоподростки стараются подражать не только взрослым (причемдалеко не лучшим качествам взрослого), но и своимсверстникам из подростковой группы. И если хотя бы

один из членов группы имеет опыт употребления спиртного(как правило, это дети из неблагополучных семей, гдеодин или оба родителя алкоголики), то начинает употреблятьалкоголь вся группа. Если кто-то не будет пить вместе

с другими членами группы, над ним все будут смеяться,а это для подросткового возраста очень болезненно. Поэтомув группе пьют все.

11 стр., 5473 слов

Влияние застенчивости на социально-психологический статус подростка ...

... все более сильным, в частности у подростков. А. Валлон подметил, что подростки более решительно предъявляют требования членам своей группы и добиваются их выполнения более жестко, ... эффективной работе с отвергаемыми подростками. 1. Отверженность в подростковом возрасте отверженность дезадаптация подросток застенчивость Большое влияние на поведение школьника оказывает группа сверстников, с которыми он ...

Поскольку выносливость к спиртному в этом возрастеневысока, опьянение даже от небольших доз может бытьсильным. Подростки обычно не знают пределов своей выносливостик спиртному и пьют помногу, стараясь походитьна взрослых. Рвота, которая при этом возникает, считается

признаком слабости, и, чтобы не прослыть слабаком,подросток старается приучать себя к спиртному дотех пор, пока рвотная реакция не исчезнет.

Как уже говорилось, бытовое пьянство может незаметнодля самого человека перейти в алкоголизм.Этап бытового пьянства может продолжаться нескольколет. У разных людей длительность периода злоупотребления

алкоголем, предшествующего алкоголизму, различнаи зависит от многих факторов — от частоты употребленияспиртного и его дозы, вида спиртного напитка, особенностейхарактера и от общего состояния здоровья. У подростковэтап бытового пьянства может быть непродолжительным- несколько месяцев, реже 1-2 года.Всех подростков, которые употребляют спиртные напиткирегулярно, можно считать группой риска в аспектеалкоголизма.Именно поэтому нужно знать, с чего начинается болезньи как она проявляется. К каждому учащемуся нужноприглядеться более внимательно и быть постоянно настороже,чтобы уберечь его от беды. Педагоги должны быть впостоянном контакте с родителями и при малейших подозренияхбить во все колокола.

Задача учителей — не допустить, чтобы в этот круг вовлеклисьдругие подростки. Если хотя бы один учащийсястрадает алкоголизмом или наркоманиями, то употреблениеспиртного или наркотиков может принять характерэпидемии в классе.

Итак, что же делать педагогам? В первую очередь обратитьпристальное внимание на три группы учащихся.Первая — стабильные двоечники-троечники. Вторая — учащиеся,постоянно нарушающие дисциплину. Третья – ребятаиз неблагополучных семей. Это группы риска.Скорее всего, получится, что несколько учеников в классеобладают всеми тремя характеристиками, а именно: всемье выпивает отец или мать, подросток учится с троек надвойки и регулярно нарушает правила и нормы поведения.Увидеть психическую патологию у таких школьниковможет только врач-психиатр. Однако указанные характеристикипозволяют предположить, что у подростка имеетсяскрытая или явная психическая патология. Почему? Апотому, что программа массовой школы (равно как и программаобучения в училище) рассчитана не на вундеркиндов,а на детей с нормальным психическим развитием.Нецелесообразно разделять учеников на способных инеспособных. Снижение способности к учению очень частои означают, что у данного учащегося есть какие-либопсихические отклонения. Любое неблагополучие в психическойсфере у детей и подростков обычно сказывается наих школьной успеваемости и поведении.

Точно так же не следует считать, что подросток плохоучится только потому, что дома у него неблагополучно.Имеет значение и наследственность: ребенок пьющего отца(матери) часто имеет психическую патологию. Важен ипсихологический климат в семье. Подросток из пьющейсемьи, как минимум, невротизирован (т.е. у него имеютсяпроявления невроза) или психопатизирован (имеет отклонения,напоминающие психопатию).Выяснить, что кто-то из учащихся часто или даже регулярновыпивает, не составляет особого труда. Если до этогоон учился неплохо, то тут успеваемость резко снижается.Пьющему подростку некогда учить уроки, на занятиях емускучно, отметки его не интересуют, к замечаниям учителейон безразличен или огрызается и грубит. Употреблениеспиртного тут же сказывается и на посещении школы.Частые немотивированные пропуски занятий, уход с уроковтоже позволяют предположить неблагополучие.Еще один из признаков, позволяющих заподозритьчастое употребление спиртного, — колебания настроения иобщего состояния. В главе о бытовом пьянстве говорилось,что наутро после выпивки человек вял, легко устает,настроение снижено, интеллектуальные нагрузки даются струдом. Если такие состояния у ученика бывают довольночасто, необходимо обследование у психиатра. Это можетбыть связано с каким-либо заболеванием, но может бытьобусловлено и употреблением спиртного.Случаи приема алкогольных напитков или наркотиков вшколе (училище) даже во время субботника или школьноговечера должны расцениваться как ЧП. Оправдывать подобныйфакт тем, что сейчас «все пьют», «иногда можно», «отодного раза ничего страшного не случится», — недопустимо.Установить, что в школу (училище) кто-то приноситнаркотики, например наркоторговец или кто-то из учащихся,не так уж сложно. Обычно на перемене или послеуроков вокруг такого лица собирается группа ребят, онишепчутся, в руках мелькают деньги. При появлении учителейони замолкают, быстро все прячут и не очень натуральноделают вид, что просто разговаривают.Однако наркоторговец может поджидать ребят в школьномдворе или где-то поблизости от школы. Далеко не всешкольники к нему потянутся. Скорее всего, поначалу вокругнего будут «кучковаться» именно учащиеся из группыриска. Ребята, которые хорошо учатся, имеют другие приоритеты.Но если дело пустить на самотек, то не исключено,что со временем, когда часть класса станет регулярно приниматьнаркотики, в этот круг могут втянуться и остальные.

7 стр., 3388 слов

Проблемы, связанные с употреблением алкоголя, никотина, наркотиков

... По данным Всемирной организации здравоохранения, проблемы, связанные с употреблением алкоголя, никотина, наркотиков, перестали быть сегодня медицинскими или моральными проблемами только отдельных лиц, они ... в число привычных элементов образа жизни большинства народов мира. В процессе социализации подростки, вступающие во взрослую жизнь, жадно присматриваются и усваивают “взрослые” нормы ...

Выше говорилось об имитации и группировании со сверстникамикак характерных свойствах подросткового возраста.Это может привести к тому, что к приему наркотиковприобщатся и благополучные до того учащиеся.Если у педагога возникли опасения, что несколько учениковстали принимать наркотики, то желательно расспроситьтех ребят, на кого можно положиться. Психическиздоровые девочки обычно не вовлекаются в наркотизацию,но они могут быть в курсе того, что в школу (училище)регулярно приходит наркоторговец. Скрыть это отсоучеников сложно — любая новость обычно становитсядостоянием всего класса.Самостоятельно заниматься расследованием и «ловить»торговца наркотиками педагогам не стоит. Лучше предоставитьэто профессионалам. Если появляются факты, чтокто-то регулярно снабжает учащихся наркотиками, нужнообратиться в милицию. Сейчас есть специальные отделы поборьбе с наркоманиями.После задержания наркоторговца об этом факте нужнооповестить всех учеников и родителей. Скрывать здесь нечего, в борьбе против распространения наркотиков должныпринимать участие не только педагоги, но и родителиучащихся.

Известно, что наркотические средства во многих случаяхможно приобрести в стенах школы. Кто-то из ребят,употребляющих наркотики, является посредником междуторговцем и желающими купить наркотик. Наркоторговецможет давать ему «товар» на реализацию, а тот послеперепродажи отдает торговцу вырученные деньги, получаяс этого определенный процент.Если выяснится, что распространителем наркотиков вшколе (училище) является кто-то из учеников, то в первуюочередь нужно поговорить с родителями и предупредитьих, что «деятельность» их сына (дочери) уголовно наказуема.Если родители не в состоянии повлиять насвоегоотпрыска, остается один выход — обратиться в милицию.Если педагогам становится известно, что кто-то из учениковпринимает наркотики или регулярно выпивает, обэтом надо немедленно оповестить родителей. Родители,небезразличные к судьбе своего ребенка, предпримут адекватные

26 стр., 12923 слов

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами у подростков ...

... диагноз "Задержка психического развития конституционального характера". Практическая значимость определяется приобретением знаний по проблеме и собственно знанием о профилактики злоупотребления ПАВ у подростков ... это неестественные, ложные ощущения, которые являются лишь результатом отравления организма. Родители, педагоги, медики, работники полиции и другие лица, несущие ответственность за ...

меры. Такими мерами может быть и перевод вдругую школу, и даже переезд на другое место жительства,чтобы оторвать подростка от «дурной» компании.Всех подростков, замеченных в наркотизации или регулярномупотреблении спиртного, должен обследовать врач-нарколог на предмет, имеет ли тут место бытовое пьянстволибо эпизодическая наркотизация или речь уже идет осформированной зависимости, т.е. болезни — алкоголизме

или наркомании.Даже при эпизодической наркотизации и бытовом пьянстветакие школьники должны состоят на профилактическомучете у психиатра, поскольку оба состояния психиатры-наркологи расценивают как предболезнь, преддвериеболезни. Алкогольной или наркотической зависимости ещенет, но при продолжении наркотизации или алкоголизацииона неминуемо сформируется. Порой профилактическогонаблюдения психиатра вкупе с психотерапевтическим воздействиембывает достаточно, чтобы предупредить болезнь.Если у подростка есть психическая патология, которая явиласьосновой для нарушений поведения и приема наркотиков

и спиртного, то врач проведет адекватное лечение. Немало подростков психиатры наставили на путь истинныйи предупредили формирование болезни. На раннемэтапе это еще возможно. Позже, когда болезнь уже сформировалась, это становится проблематичным, поскольку

энцефалопатия (слабоумие) при систематическом приеме

алкоголя и наркотиков у подростков возникает очень быстро.На ребят не действуют те доводы и медицинскиемеры, которые эффективны в отношении взрослых пациентов.Все это — еще одно свидетельство необходимостикак можно более раннего выявления подростков, употребляющихспиртное или наркотики. Если это сделано своевременно,шансы на успех повышаются.Наркологическое обследование на предмет установлениядиагноза обычно проводится в психиатрической больнице.Диагноз может установить и районный наркологпсихоневрологического диспансера, но лишь в явных случаях.Если болезнь уже на второй стадии, то установитьдиагноз несложно. Но на первой стадии возможны трудностис диагностикой. Подросток будет врать врачу, чтоон всего лишь «разок» попробовал, а в амбулаторных условияху психиатра нет возможности понаблюдать за егосостоянием. Поэтому первичных больных (т.е. тех, у когоеще не установлен диагноз) направляют на стационарнуюпсихиатрическую экспертизу. Обычно экспертиза длитсядесять дней.После окончания экспертизы врачи устанавливают диагноз.Либо это будет «алкоголизм» или «наркомания», либо«эпизодический прием наркотиков» или «бытовое пьянство». В каких-то случаях может быть диагноз: «Данныхза наркотизацию нет». Но обычно дыма без огня не бывает.Сами педагоги не могут направить учащегося на обследование.Это делает либо подростковый психиатр, либонарколог районного психоневрологического диспансера.Я и мои коллеги лечили сотни, тысячи подростков,больных алкоголизмом и наркоманиями. К сожалению,статистика результатов лечения неутешительная.Мамы рыдают в кабинете нарколога: «Доктор, спаситесына (дочь)!» У врача не поворачивается язык сказать: «Акуда же вы смотрели раньше, когда он(а) еще только начал(а) выпивать или пробовать наркотики?! Почему непоинтересовались, где, с кем и как проводит свободноевремя, почему не забили во все колокола, впервые увидевына (дочь) в состоянии алкогольного или наркотическогоопьянения?!»Безусловно, недостатки воспитания — вина в первуюочередь родителей. Здесь незачем кивать на педагогов. Да,учителя не только дают учащимся знания, но и воспитывают у них нравственные ценности, высшие идеалы. Ноесли это не подкрепляется примером родителей, усилияшколы могут оказаться тщетными. Моя двадцатипятилетняяпрактика психиатра показывает, что алкоголиками инаркоманами обычно становятся дети из неблагополучныхсемей. В данном случае имеется в виду не формальноеблагополучие — материальный достаток и непьющие родители,а психологический климат в семье. Если у родителейнет доверительных отношений с сыном (дочерью), тотакая семья неблагополучна.

17 стр., 8203 слов

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) подростками в семье

... в деле первичной психолого-педагогической профилактики - организация досуговой деятельности подростков. Свободное время подростка - это тот ресурс, который необходимо использовать оптимально. Задача родителей ... способу действия на организм. Не все психоактивные вещества являются наркотиками, но все наркотики являются психоактивными веществами. Разделение психоактивных веществ может также проводиться ...

Мой опыт позволяет утверждать, что подростки из семьис хорошим эмоциональным и психологическим климатом,где родители в контакте со своим ребенком, в курсепроблем, свойственных этому возрасту, уважают его правакак личности, никогда не станут алкоголиками и наркоманами.Если всего этого в семье нет, то такие родителиплохие помощники в борьбе за их ребенка.И последнее, что нужно знать. В таком важном деле,как предупреждение алкоголизма и наркоманий у подростков,необходимы совместные усилия всех взрослых людей.Мне приходилось слышать от педагогов, что даннаяпроблема — вне их компетенции, их задача — учить.