Организация и содержание психологической помощи старшим дошкольникам с низким уровнем мотивационной готовности к школе

Отчет по практике

Организация и содержание психологической помощи старшим дошкольникам с низким уровнем мотивационной готовности к школе

Введение

Цель работы:

Получить практические навыки самостоятельной разработки программы психологической помощи детям и самостоятельного проведения программы. А так же получить практические навыки по определению эффективности разработанной программы психологической помощи как групповой, так и индивидуальной.

Задачи исследования:

1. Выявить факторы риска;

2. Провести подбор валидных методик и диагностику мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;

3. Определить детей «группы риска»;

4. Подобрать комплекс методик и организационных форм работы с ребенком и группой детей «группы риска»;

5. Разработать развивающую программу психологической поддержки;

6. Провести развивающую работу;

7. Получить практические навыки по определению эффективности разработанной программы;

8. Провести сравнительный анализ полученных данных.

Объект исследования:

Воспитанники подготовительной группы детского сада № 10 Московской области в возрасте 5 — 7 лет.

Предмет исследования:

Мотивационная готовность к школе детей старшего дошкольного возраста, особенности эмоциональной сферы, проявление коммуникативных особенностей и самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза:

Уровень самооценки, особенности эмоциональной сферы и сформированность коммуникативных навыков влияют на уровень мотивационной готовности старших дошкольников к школе.

Перечень методов и методик, использованных в диагностике:

· Метод наблюдения

· Диагностическая беседа (Тест «Мотивационная готовность» Л.А. Венгера)

5 стр., 2353 слов

Специфика ошибок письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста

... – проведение формирующего эксперимента, разработка и апробирование программы коррекции нарушений письма у детей с ринолалией младшего школьного возраста. Четвертый этап – проведение повторного контрольного исследования ... выполнить тестовые задачи. Так низкие баллы по подбору ребенком названных букв из разрезной азбуки получили 7 учеников (70%), при записи букв под ...

· Тест «Лесенка»

Методы развивающей программы:

· Беседы

· Дискуссии

· Упражнения

Практическая база:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 комбинированного вида.

1. Организация исследования мотивационной готовности к школе детей

мотивационный школа психодиагностический

В исследовании принимали участия дети в возрасте 5 — 7 лет воспитанники подготовительной группы детского сада № 10 комбинированного вида.

Количество детей по списку в группе — 24 человека (10 девочек и 14 мальчиков)

При исследовании мотивационной готовности старших дошкольников к школе были использованы следующие методы и методики:

· Метод наблюдения

· Тест «Лесенка»

· Тест «Мотивационная готовность» Л.А. Венгера

· Тестирование для родителей

При проведении исследования были соблюдены все условия, необходимые для их проведения.

Перед проведением исследования детям были разъяснены инструкции к данным методикам и были ими поняты.

Дети проходили исследование с интересом и удовольствием.

Все результаты исследований были занесены в сводные таблицы, произведены необходимые расчеты и сделаны соответствующие выводы.

По окончании исследования было составлено заключение, в котором определялся уровень мотивационной готовности к школе старших дошкольников и из экспериментальной группы было выбрано 10 человек (группа риска) для проведения с ними психокоррекционной работы.

У родителей было получено разрешение на прохождение их детьми психодиагностического исследования и проведения с ними развивающих занятий.

Развивающие занятия проходили преимущественно в дневное время перед прогулкой.

В заключении еще раз было проведено исследование с детьми группы риска и они были сравнены с первоначально полученными данными исследования проводимого с дошкольниками и сделаны соответствующие выводы.

3 стр., 1451 слов

Метод тестирования в психолого-педагогическом исследовании, требования, предъявляемые к тестам

... Метод тестирования в психолого-педагогическом исследовании, требования, предъявляемые к тестам студента 2 курса заочного отделения ... методикам Для уверенности в достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно ... . Перед педагогами школ поставлена задача подготовки детей к тестированию. Тестирование является одним из ...

2. Описание психодиагностических методик

Информационная психодиагностическая карточка 1

Наблюдение — это планомерное, целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта в естественных условиях.

В протоколе наблюдения фиксируются различные поведенческие реакции, которые позволяют выявить у дошкольников работоспособность, преобладание эмоционального фона, коммуникативную активность, что дает нам возможность выявить особенности каждого ребенка.

Цель: изучение операциональных характеристик деятельности, особенностей эмоциональной сферы, проявление коммуникативных особенностей.

Наблюдение за детьми проводится во время занятий. Результаты наблюдения отмечаются в таблице, проставляя в соответствующих графах знаки «+» или «-». Делается вывод относительно выявленных в ходе наблюдения особенностей.

Информационная психодиагностическая карточка 2

Название: Тест «Лесенка»

Источник описания: Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский Дом «Бахрах М», 2012 г.

Назначение: Методика предназначена для исследования уровня самооценки у детей дошкольного возраста.

Стимульный материал: Рисунок лестницы, состоящей из семи ступенек. Посередине можно расположить фигурку ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Так же мною была изготовлена лесенка из картона и обклеена яркой самоклеющейся бумагой, для того, чтобы дети с плохим зрением могли ее потрогать и понять, что от них требуется.

Инструкция: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка).

На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше — тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке — самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже — еще хуже, а на самой нижней — самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят мама? папа? воспитательница?

13 стр., 6290 слов

Проблема социально и педагогически запущенных детей в начальной школе

... в семье, детском саду и школе затрагиваются все личностные структуры ребенка, начинают складываться дисгармонии психосоциального развития ребенка, нарушаются процессы формирования самосознания личности, тормозится развитие ... одного побега, ни одного серьезного правонарушения, а подавляющее большинство выпускников учатся в высших и средних специальных учебных заведениях. Ранняя профилактика и ...

Процедура обследования: Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов: Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то есть естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Информационная психодиагностическая карточка 3

Название: Тест «Мотивационная готовность» Л.А. Венгера

Автор: Л.А. Венгер

Источник описания: Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Самара: Издательский Дом «Бахрах М», 2012 г.

Назначение: определение мотивационной готовности старшего дошкольника к школе.

Стимульный материал: Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из двух вариантов поведения.

1. Если бы было две школы — одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая — только с уроками пения, рисования и физкультуры, в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было две школы — одна с уроками и переменками, а другая — только с переменками и никаких уроков. В какой из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы было две школы — в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, в какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было две школы — в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все, что хочешь, в какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы было две школы — в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, в какой из них ты бы хотел учиться?

6. Если бы у вас в классе заболела учительница, и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

7. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», — согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», — согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравиться в школе, что бы ты ему ответил?

Инструкция: Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше.

Процедура обследования: Детям читают вслух вопросы, причем время на ответ не ограничивается. Каждый ответ фиксируют, так же как и все дополнительные замечания детей.

Анализ результатов: За каждый правильный ответ дается — 1 балл, за неправильный — 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше.

3. Методическое обоснование

Цель программы:

Создание условий и проведение развивающих занятий для формирования школьной готовности у детей с мотивационной незрелостью в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

· Формирование у детей учебно-познавательных мотивов и способствование удержанию внутренней позиции будущего ученика;

· Развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, воображение и т. д.) и формирование их произвольности;

· Формирование коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимых для успешного протекания процесса обучения;

· Формирование адекватной самооценки;

· Коррекция у детей нежелательных черт характера и поведения;

· Развитие рефлексии

Общая характеристика программы

Развивающая программа рассчитана на 10 занятий, которые должны проводиться не реже 2 — 3 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия — 30 мин.

В группу входят старшие дошкольники в возрасте 5 — 7 лет.

Количественный состав группы 10 человек.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Для исследования мотивационной готовности старших дошкольников к школе были использованы следующие методы и методики:

· Метод наблюдения

· Тест «Лесенка»

· Тест «Мотивационная готовность» Л.А. Венгера

· Тестирование для родителей

Диагностика проводилась в начале работы группы и после окончания развивающей программы — для выявления результативности работы (повышения уровня самооценки, коммуникативных навыков, социальных и познавательных мотивов учения)

План описания развивающей программы

п/п

Название.

Цели и задачи

Содержание занятия

Время

1

«Давайте познакомимся».

Цели и задачи: рассказать цели и задачи программы, правила работы в группе. Установка на взаимопонимание

— Знакомство

— Правила существования группы; пояснение о занятиях

— Упражнение «Знакомство»

— Ритуал приветствия

— Ритуал прощания

ИТОГО:

5 мин.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

30 мин.

2

«Что такое школа?»

Цели и задачи: формирование представления у детей о школе и ее значении

— Ритуал приветствия

— Игра «Ассоциации на слово „первоклассник“»

— Загадки про школу

— Упражнение «Собираем портфель»

— Ритуал прощания

ИТОГО:

5 мин.

5 мин.

5 мин.

10 мин.

5 мин.

30 мин.

3

«Какое оно — наше общение?»

Цели и задачи: воспитание положительных качеств, умения слушать взрослых и других детей

— Ритуал приветствия

— Игра «Камень мудрости»

— Игра «Слепой»

— Ритуал прощания

ИТОГО:

5 мин.

10 мин.

10 мин.

5 мин.

30 мин.

4

«Мысли и чувства»

Цели и задачи: развитие воображения, внимания, развитие произвольности поведения, слуховой памяти, координации движения

— Ритуал приветствия

— Упражнение «Укрась слово»

— Игра «Съедобное — несъедобное»

— Упражнение «Да и нет не говорите»

— Ритуал прощания

ИТОГО:

5 мин.

8 мин.

5 мин.

7 мин.

5 мин.

30 мин

5

«Мои друзья»

Цели и задачи: эмоциональное раскрепощение детей; преодоление барьера отчужденности; развитие общительности, зрительной и слуховой памяти; развитие внимания

— Ритуал приветствия

— Игра «Чьи ладошки приходили к тебе в гости»

— Игра «Хрюкните те, кто…»

— Игра «Калейдоскоп»

— Ритуал прощания

ИТОГО:

5 мин.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

30 мин.

6

«Я знаю, я могу»

Цели и задачи: учить детей различать свои индивидуальные особенности, развивать позитивное представление о своем «Я»; помочь ребёнку обрести уверенность в своих силах, увидеть в себе положительные стороны, почувствовать, что он понимаем и ценим другими

формирование адекватной самооценки

— Ритуал приветствия

— Игра «Какой Я?.»

— Игра «Я знаю, ты можешь…»

— Игра «Разыщи радость»

— Упражнение «Комплимент»

— Ритуал прощания

ИТОГО:

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

30 мин.

7

«Я и мое окружение»

Цели и задачи: снятие напряженности, эмоциональное раскрепощение детей; преодоление барьера отчужденности; развитие общительности

— Ритуал приветствия

— Игра «Приятное слово»

— Игра «Спина к спине»

— Игра «Как меня видят другие»

— Ритуал прощания

ИТОГО:

5 мин.

5 мин.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

30 мин.

8

«Азбука настроения»

Цели и задачи: развитие воображения и умения чувствовать состояние другого человека; развитие невербальных средств общения

— Ритуал приветствия

— Игра «Изобрази эмоцию»

— Игра «Попугай»

— Упражнение «Эмоциональные состояния»

— Ритуал прощания

ИТОГО:

5 мин. 5 мин.

5 мин.

10 мин.

5 мин.

30 мин.

9

«Кем я стану»

Цели и задачи: развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, воображение и т. д.)

— Ритуал приветствия

— Упражнение «Замок»

— Упражнение «Копилка первоклассника»

— Упражнение «Моя будущая профессия»

— Ритуал прощания

ИТОГО:

5 мин.

10 мин.

5 мин.

5 мин.

5 мин.

30 мин.

10

«Сказкотерапия»

Цели и задачи: формирование у детей учебно-познавательных мотивов и способствование удержанию внутренней позиции будущего ученика. Развитие рефлексии

— Ритуал приветствия

— Прочтение сказок на школьную тематику

— Упражнение «Кто где?»

— Ритуал прощания

ИТОГО:

5 мин.

10 мин.

10 мин.

5 мин.

30 мин.

Занятие 1. «Давайте познакомимся»

Вводное слово психолога:

Нам предстоит провести с вами значительное количество времени. Мы будем встречаться с вами два — три раза в неделю. Нас ждут очень интересные и полезные занятия. Это будут увлекательные, сказочные занятия. Чтобы наша работа была более эффективной, мы будем использовать различные упражнения, игры, которые нам позволят лучше узнать себя и других людей, помогут нам решить различные проблемы во взаимоотношениях с окружающими и помогут нам больше узнать о школе. Я буду предлагать вам различные игры и упражнения, буду их организатором и, если группа мне позволит — участником, таким же равноправным партнером в группе, как и любой из вас. Все игры и упражнения рассчитаны на участие всех членов группы, но если кто-нибудь не захочет выполнять какое-либо упражнение, то может отказаться, но не более трех раз за все время наших встреч. Также группа может отвергнуть то или иное упражнение, или предложить понравившееся — это ваше право.

Прежде чем начать работу, нам необходимо выработать определенные правила существования нашей группы. Давайте вместе подумаем и запишем наши правила.

Правила существования группы записываются ведущим цветными маркерами на ватмане, закрепленном на мольберте.

Правила могут определяться по-разному:

· Можно предложить варианты, правил существования группы и предоставить детям право выбора наиболее приемлемых для них;

· Можно предложить им самим придумать правила

Желательно включить в правила группы такие правила как:

· Искренне и откровенно высказываться (говорить то, что чувствуешь и думаешь);

· Доброжелательно относиться друг к другу;

· Правило «Здесь и теперь!» (говорить только о происходящем);

· Стремиться слушать говорящего, стараться не перебивать;

· Правило «Стоп!» (возможность отказаться от участия в игре не более трех раз);

· Иметь право высказать свое мнение по любому вопросу.

Упражнение «Знакомство».

Все встают в круг. Ведущий говорит: «Сейчас мы все по очереди будем называть свои имена. После того как все представятся, мы все хором повторим, как кого зовут. Не обязательно называть свое настоящее имя, можно представиться так, как вы бы хотели, чтобы к вам обращались все время на протяжении наших встреч».

Ритуал приветствия:

Затем психолог предлагает детям придумать ритуал приветствия. Он должен быть таким, чтобы дети немного раскрепостились и легко входили в дальнейшую игру.

Ритуал прощания: ведущий задает какую-нибудь тему (напр., овощи) и дети по очереди приветствуют друг друга, называя свое имя и на какой овощ они сегодня похожи.

Ритуал прощания:

Детям обычно так же предлагается придумать ритуал прощания. Он наоборот должен быть спокойным.

Ритуал прощания: дети встают в круг около своих стульчиков, и мы делаем дыхательную гимнастику (3 — 4 глубоких вдоха и выдоха), затем садимся на стульчики, и каждый ребенок говорит всем: «Спасибо, за прекрасно проведенное время».

Занятие 2. «Что такое школа?»

Цели:

· формирование представления у детей о школе и ее значении

1. Вводная часть.

· Ритуал приветствия

· Информирование детей о целях встречи

2. Основная часть.

· Игра «Ассоциации на слово „первоклассник“»

· Загадки про школу

· Упражнение «Собираем портфель»

3. Заключительная часть.

· Ритуал прощания

Занятие 3. «Какое оно — наше общение?»

Цели:

· воспитание положительных качеств, умения слушать взрослых и других детей

1. Вводная часть.

· Ритуал приветствия

· Информирование детей о целях встречи

2. Основная часть.

· Игра «Камень мудрости»

· Игра «Слепой»

3. Заключительная часть.

· Ритуал прощания

Занятие 4. «Мысли и чувства»

Цели:

· развитие воображения, внимания

· развитие произвольности поведения

· развитие слуховой памяти

· развитие координации движения

1. Вводная часть.

· Ритуал приветствия

· Информирование детей о целях встречи

2. Основная часть.

· Упражнение «Укрась слово»

· Игра «Съедобное — несъедобное»

· Упражнение «Да и нет не говорите»

3. Заключительная часть.

· Ритуал прощания

Занятие 5. «Мои друзья»

Цели:

· эмоциональное раскрепощение детей

· преодоление барьера отчужденности; развитие общительности

· развитие внимания

· развитие зрительной и слуховой памяти

1. Вводная часть.

· Ритуал приветствия

· Информирование детей о целях встречи

2. Основная часть.

· Игра «Чьи ладошки приходили к тебе в гости»

· Игра «Хрюкните те, кто…»

· Игра «Калейдоскоп»

3. Заключительная часть.

· Ритуал прощания

Занятие 6. «Я знаю, я могу»

Цели:

· учить детей различать свои индивидуальные особенности, развивать позитивное представление о своём «Я»

· помочь ребёнку обрести уверенность в своих силах, увидеть в себе положительные стороны, почувствовать, что он понимаем и ценим другими

· формирование адекватной самооценки

· развитие рефлексии

1. Вводная часть.

· Ритуал приветствия

· Информирование детей о целях встречи

2. Основная часть.

· Игра «Какой Я?.»

· Игра «Я знаю, ты можешь…»

· Игра «Разыщи радость»

· Упражнение «Комплимент»

3. Заключительная часть.

· Ритуал прощания

· Рефлексия

Ребята все вместе вспоминают сегодняшнюю работу в группе, и каждый продолжает следующие фразы:

o Мне не понравилось…

o Я почувствовала…

o Мне очень понравилось…

o Сегодня меня раздражало

Занятие 7. «Я и мое окружение»

Цели:

· снятие напряженности, эмоциональное раскрепощение детей

· преодоление барьера отчужденности; развитие общительности

1. Вводная часть.

· Ритуал приветствия

· Информирование детей о целях встречи

2. Основная часть.

· Игра «Приятное слово»

· Игра «Спина к спине»

· Игра «Как меня видят другие»

3. Заключительная часть.

· Ритуал прощания

Занятие 8. «Азбука настроения»

Цели:

· развитие воображения и умения чувствовать состояние другого человека

· развитие невербальных средств общения

1. Вводная часть.

· Ритуал приветствия

· Информирование детей о целях встречи

2. Основная часть.

· Игра «Изобрази эмоцию»

· Игра «Попугай»

· Упражнение «Эмоциональные состояния»

3. Заключительная часть.

· Ритуал прощания

Занятие 9. «Кем я стану»

Цели:

· развитие высших психических функций (внимание, память, мышление, воображение и т. д.)

1. Вводная часть.

· Ритуал приветствия

· Информирование детей о целях встречи

2. Основная часть.

· Упражнение «Замок»

· Упражнение «Копилка первоклассника»

· Упражнение «Моя будущая профессия»

3. Заключительная часть.

· Ритуал прощания

Занятие 10. «Сказкотерапия»

Цели:

· формирование у детей учебно-познавательных мотивов и способствование удержанию внутренней позиции будущего ученика

· Развитие рефлексии

1. Вводная часть.

· Ритуал приветствия

· Информирование детей о целях встречи

2. Основная часть.

· Прочтение сказок на школьную тематику

· Упражнение «Кто где?»

3. Заключительная часть.

· Ритуал прощания

· Рефлексия

Ребята все вместе вспоминают сегодняшнюю работу в группе, и каждый продолжает следующие фразы:

o Мне не понравилось…

o Я почувствовала…

o Мне очень понравилось…

o Сегодня меня раздражало

4. Результаты диагностики

Результаты первичной диагностики

Метод наблюдения

Во время наблюдения за детьми в ходе проведения исследования было обнаружено, что все дети с интересом и удовольствием выполняли задания. Во время выполнения заданий у всех ребят наблюдалась повышенная работоспособность. Все дети достаточно быстро справлялись с заданиями.

На все задания дошкольники реагировали адекватно ситуации. Хотя у некоторых из них иногда наблюдалось преобладание повышенного или тревожного фона.

На занятиях в своей группе и в кабинете психолога дети быстро и достаточно хорошо справлялись с заданиями, довольно быстро включались в игру, активно участвовали в жизни группы.

На занятиях у других педагогов (музыкальный руководитель, преподаватель по физической культуре) у некоторых из ребят наблюдалась застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе.

Коммуникативная активность практически у всех детей адекватна ситуации. Но иногда можно было выделить некоторых ребят, у которых преобладала чрезмерная активность. Их можно отнести скорее к лидерам в данной группе, поскольку они всегда пытались «быть впереди», как-то выделиться среди всех.

Диагностическая беседа

Результаты диагностики мотивационной готовности к школе (по тесту «Мотивационная готовность» Л.А. Венгера)

№ п/п

Имя ребенка

Возраст, лет, мес.

Мотивационная готовность к школе, балл. (+)

1

Павел.

5 лет 11 мес

5

2

Ангелина

6 лет 7 мес.

5

3

Вера

6 лет 7 мес.

4

4

Антон

6 лет 10 мес.

5

5

Андрей

6 лет 5 мес.

7

6

Валентина

6 лет 9 мес.

6

7

Юлианна

6 лет 2 мес.

7

8

Кирилл

6 лет 8 мес.

5

9

Юля

5 лет 9 мес.

6

10

Илья

5 лет 5 мес.

4

Среднегрупповые значения (Хср.)

5,4

Стандартное отклонение (у)

1,02

Данные, полученные в процессе проведения психологического обследования, свидетельствуют о том, что у большинства дошкольников 80% (8 человек) отмечается высокий и средний уровень учебной мотивации. Дня них ведущими являются учебно-познавательные мотивы. Они признают важную роль обучения в школе, но желание поиграть для некоторых старших дошкольников по-прежнему играет одну из важнейших ролей в организации их деятельности.

У некоторых дошкольников 20% (2 человека) отмечается низкий уровень мотивации. В мотивационной структуре этих детей отмечается доминирование игровых мотивов, что в будущем может отрицательно сказаться на успешности усвоения учебного материала и формировании учебной деятельности.

В целом из результатов, представленных в таблице, видно, что мотивационная готовность старших дошкольников к школе в целом по группе соответствует средним значениям. Поэтому их внутреннюю позицию можно считать сформированной. Хотя с некоторыми ребятами необходимо еще заниматься для формирования у них учебно-познавательных мотивов и способствованию удержанию внутренней позиции будущего ученика.

Тест «Лесенка»

Результаты диагностики самооценки старших дошкольников (по тесту «Лесенка»)

№ п/п

Имя ребенка

Возраст, лет, мес.

Самооценка, № ступеньки (+)

ребенок

мама / папа

воспитатель

1

Павел

5 лет 11 мес

4

6

5

2

Ангелина

6 лет 7 мес.

4

6

6

3

Вера

6 лет 7 мес.

7

5

6

4

Антон

6 лет 10 мес.

6

5

5

5

Андрей

6 лет 5 мес.

5

4

6

6

Валентина

6 лет 9 мес.

6

5

5

7

Юлианна

6 лет 2 мес.

4

7

6

8

Кирилл

6 лет 8 мес.

6

5

5

9

Юля

5 лет 9 мес.

6

6

6

10

Илья

5 лет 5 мес.

7

5

5

Среднегрупповые значения (Хср.)

5,5

5,4

5, 5

Стандартное отклонение (у)

1,1

0,8

0,5

Полученные по данной методике результаты показали, что большинство детей 50% (5 человек) имеют адекватную самооценку. Они рассказали о своих отрицательных и положительных качествах. В коллективе они отличаются активностью, чувством юмора, общительностью, умением находить и исправлять свои ошибки.

Два ребенка (20%) имеют завышенную самооценку. Они выбирают «место на самой верхней ступеньке», мотивируя такой выбор собственными положительными качествами. Данное явление связано с отсутствием у дошкольников достаточных представлений о своих положительных и отрицательных качествах. Кроме этого следует отметить, что завышенная самооценка является возрастной нормой для детей старшего дошкольного возраста. Примерно к 6,5−7 годам при соответствующих воспитательных воздействиях она заменяется адекватно завышенной самооценкой, когда ребенок считает себя «хорошим», но понимает, что иногда ведет себя «плохо».

Еще трое детей (30%) оставили себя на той ступеньке, которая была им показана изначально (4 ступенька).

Это может свидетельствовать об отрицательном отношении к себе и неуверенности в собственных силах. Эти дети считают себя «не очень хорошим» и объясняет свой ответ либо плохим поведением, либо тем, что они что-то не умеют делать (петь, танцевать и т. п.).

«Тестирование для родителей»

В большинстве случаев ответы родителей соответствовали тому утверждению, что их дети уже многому научились и практически готовы к школьному обучению.

Мама Юлианны считает, что она очень много времени уделяет своим детям и занятиям с ними и поэтому ее ребенок многому научился и вполне готов к тому, чтобы идти в школу.

А родители Андрея Ш. и Маши считают, что их дети еще не достаточно подготовлены к обучению в школе и принятию на себя нового статуса — статуса ученика, хотя они прикладывают огромные усилия, чтобы в дальнейшем не возникало трудностей или эти трудности были бы для их детей легко преодолимыми.

Заключение по результатам первичной диагностики

В среднем все показатели группы находятся в возрастной норме. Но среди всех есть дети, которые выделяются из общей массы.

Так, например, Юлианна — девочка достаточно умная, всегда старается помочь другим детям, но очень стеснительная. Она сама практически никогда не просит других о помощи, и такие занятия как музыка ей даются очень тяжело, так как на этом занятии повышается ее неуверенность в себе, появляется чувство тревоги.

Ильюша — лидер группы, хотя и самый маленький по возрасту. Это очень целеустремленный мальчик. Всегда пытается достигнуть своих целей. Но относительно всех остальных, его в какой-либо деятельности больше привлекают игровые, а не учебно-познавательные моменты.

Особое внимание воспитателей и психологов требуют Андрей С., Аня и Маша. Эти дети на первый взгляд ни чем не выделяются из общей группы, но поработав с ними их неуверенность в себе становиться очевидной. Это отразилось и на их самооценке. Эти дети очень чувствительны к высказываниям в их адрес со стороны окружающих.

И наоборот, Андрей Ш. является очень способным и умным ребенком, легко идет на контакт, старательно выполняет все задания, но мама постоянно сомневается в его успехах, его способностях, говорит, что сам он так сделать не мог, что ему все помогали.

Таким образом, можно сделать вывод, что только совместная работа психолога, воспитателей и родителей будет благотворно влиять на всестороннее развитие детей и формирование у них внутренней позиции будущего ученика.

Результаты повторной диагностики

Цель: проведение повторной диагностики для определения результативности коррекционных занятий

При анализе тестов и анкет учитывалась их динамика до и после коррекционных занятий.

Сводная таблица по результатам повторной диагностики

Имя ребенка

Возраст,

лет, мес.

Самооценка, № ступеньки (+)

Мотивационная готовность к школе

ребенок

мама / папа

воспитатель

Павел

5 лет 11 мес

4

6

5

5

Ангелина

6 лет 7 мес.

4

6

6

6

Вера

6 лет 7 мес.

7

5

6

4

Антон

6 лет 10 мес.

6

5

5

5

Андрей

6 лет 5 мес.

5

4

6

7

Валентина

6 лет 9 мес.

6

5

5

6

Юлианна

6 лет 2 мес.

5

7

6

7

Кирилл

6 лет 8 мес.

6

5

5

5

Юля

5 лет 9 мес.

6

6

6

6

Илья

5 лет 5 мес.

7

5

5

4

Среднегрупповые значения (Хср.)

5,6

5,4

5,5

5,5

Стандартное отклонение (у)

1,02

0,8

0,5

1,02

Заключение по результатам повторной диагностики

Сравнивая результаты первичной и повторной диагностики можно сделать следующие выводы:

· Немного повысилась самооценка у Юлианны;

· Маша показала чуть более высокий уровень сформированности учебно-познавательных мотивов;

· В ходе занятий дети лучше узнали друг друга, группа стала более сплоченной;

· Появилось чувство ответственности за результаты деятельности, как в индивидуальной, так и в совместной работе.

Рекомендации

Педагогу-психологу и воспитателю:

· Уделять особое внимание формированию у ребенка позитивной самооценки, ориентации на успех не только в учебной деятельности.

· развитие мотивационной готовности детей к школе;

· развитие у детей памяти, внимания, мышления, воображения и т. д.;

· построение развивающей работы на основе индивидуального подхода, учитывающего «зону ближайшего развития» ребенка;

· занятия должны проводиться в игровой форме, вызывающей у детей живой интерес и способствующей их большему вовлечению в занятие;

· развитие коммуникативных навыков;

· развитие у детей способностей к самостоятельной работе и самостоятельной оценке своей работы;

· признавать право ребенка на ошибку.

Родителям:

Уделять особое внимание формированию у ребенка позитивной самооценки, ориентации на успех не только в учебной деятельности. Доверие и сотрудничество должно стать главным по отношению к ребенку. Стараться видеть и положительно оценивать даже небольшие позитивные изменения этих качеств. Это поможет приобрести уверенность в себе, повысит уровень самооценки и, таким образом, создаст достаточные предпосылки для работы по дальнейшему формированию адекватной мотивации учения. Тесное сотрудничество с воспитателями детского сада.

Заключение по результатам диагностики и проведению развивающей работы

Итак, проблема мотивационной готовности детей к обучению в школе — это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит многое, в том числе и будущее детей.

Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был успешен, хорошо учился, с радостью ходил в школу и с удовольствием занимался. Но это возможно только при сформированной мотивационной готовности ребенка к школе

Поэтому, опираясь на данные исследования можно сделать следующие выводы:

1. обследование необходимо начинать раньше, для того чтобы иметь возможность раньше выявить «проблемных» детей, начать наблюдение за ними, за их развитием; заранее найти пути помощи таким детям и их родителям;

2. для большей достоверности и точности результатов обследование необходимо проводить не однократно, а периодически и продолжать это делать в начальной школе;

3. результаты данных исследований могут быть полезны как педагогам-психологам и воспитателям в детских садах, так и педагогам-психологам и учителям начальной школы, куда в дальнейшем пойдут эти дети.

Ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Хотя некоторых детей школа в первую очередь привлекает своими внешними атрибутами (форма, портфель, тетрадки, оценки и т. д.), их все равно можно увлечь чем-то новым и интересным и в то же время способствующим формированию мотивационной готовности к школе. Для них более доступными и интересными являются занятия, проводимые в виде игры.

Следовательно, уровень мотивационной готовности к школе у старших дошкольников будет повышаться при применении игровых методов в процессе развивающих занятий-уроков. А дети подготовительной группы с высоким уровнем мотивационной готовности к обучению в школе, с развитой потребностью к знаниям, умениям, а также стремлением к их совершенствованию, успешно смогут адаптироваться к школе.

Положительным моментом в реализации программы можно считать то, что ребята с удовольствием шли на контакт, участвовали в предложенных им упражнениях и играх. Также после проведения программы был заметен небольшой эффект: у двоих детей немного улучшились показатели, по сравнению с первоначальной диагностикой, что дает возможность уже прогнозировать их дальнейшие успехи. Это можно считать хорошим результатом при таком небольшом периоде работы.

Поэтому для более эффективной работы с детьми целесообразнее использовать программу, рассчитанную на большее количество занятий.

А полученный мною опыт разработки и проведения развивающей программы, поможет мне в дальнейшей работе. Также как и данные полученные в ходе данной работы могут быть полезными для воспитателей и других специалистов, работающих с этими детьми.

Литература

мотивационный школа психодиагностический

1 Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 1972 г.

2 Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комаров Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. испр. и доп. — М.: Академический проект; Культура, 2005 г.

3 Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Просвещение, 1994 г.

4 Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: Методические разработки для школьного психолога. / Под ред. В.В. Слободчикова. — № 2. — Томск, 1992 г.

5 Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — СПб: Питер, 2003 г.

6 Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. — М.: Мысль, 1996 г.

7 Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. Тесты для детей. — М.: Знание, 1997 г.

8 Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости. // Диагностика психического развития. — Прага, 1978 г.

9 Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М.: Просвещение, 1983 г.

10 Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. — М.: Педагогика, 1984 г.

11 Обухова Л.Ф. Детская психология. — М.: Педагогика, 1995 г.

12 Рыбалко Е.Ф. Возрастная психология. — М.: Владос, 1996 г.

13 Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — СПб.: Речь, 2011 г.

14 Туревская Е.И. Дошкольный возраст. Развитие психики ребенка. — М.: Знание, 1998 г.

15 Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. т — М.: Академия, 1996 г.

16 Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — СПб.: Университетская книга, 2002 г.

17 Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. — Самара: Издательский Дом «Бахрах — М», 2012 г.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector