[Введите текст]
Введение
В профессиональной деятельности психолога определяющую роль играют практические навыки: чем больший опыт накоплен по практическому использованию теоретических знаний, тем более эффективна его работа. Поэтому целью производственной практики является активное использование теоретических психологических знаний в практической деятельности психолога.
Задачи практики:
1. Углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе учебы в ВУЗе.
2. Приобретение практических навыков самостоятельной работы в деятельности психологической службы в системе образования.
3. Умение применять на практике:
— методы психологического обследования;
— обработки и анализа полученных материалов;
— постановки психологического диагноза;
— составления текстов заключений и практических рекомендаций.
Продолжительность практики 6 недель: с 13.07.2013 по 16.08.2013 года.
Тема практики: изучение социально-психологического климата.
Цель практики: приобретение практических навыков работы психолога детского дошкольного учреждения (ДОУ) по изучению и гармонизации социально-психологического климата в коллективе.
Задачи, решаемые за время прохождения практики:
— общее знакомство с организацией работы ДОУ;
— знакомство с администрацией и персоналом ДОУ;
— знакомство с рабочим местом психолога, основной документацией и основными направлениями работы психолога в ДОУ;
— в соответствии с выбранной темой практики — провести исследование состояния социально-психологического климата в ДОУ.
В современных условиях на образовательные учреждения (ОУ) возлагаются ответственные задачи — воспитывать, обучать и готовить к жизни поколение людей, труд, инициатива и творчество которых будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс России XXI века. В связи с этим одним из принципов работы ОУ является — принцип психологической комфортности в коллективе, который предполагает создание в учреждении доброжелательной атмосферы и комфортного психологического климата.
В социальной психологии психологический климат определяется как качественная сторона межличностных отношений, способствующая или препятствующая продуктивной совместной деятельности членов коллектива и всестороннему развитию каждого человека (Н.Н. Вересов).
Анализ различных направлений использования метафоры в практике ...
... в практике психологического консультирования. Объект исследования – метафора как элемент работы с клиентом в процессе консультационной работы. Предмет исследования – различные направления использования метафоры в практике психологического ... сказкотерапия. - М, 1997. 36. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2003. – 928 с. 37. Теория ...
Б.Ф. Ломов включает в понятие «психологический климат» систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.
Педагоги находятся в наиболее сложной ситуации, т.к. испытывают двойные нагрузки в связи с эмоциональной загруженностью и стрессонасыщенностью. Поэтому проблема создания в коллективе благоприятного социально-психологического климата на сегодняшний день является одной из самых основных в современной системе образования.
1. Общая характеристика МБДОУ «Детский сад №9»
Базой производственной практики является Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Семицветик» (МБДОУ д/с №9).
Адреса учреждения: Россия, 663690, Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Бортникова, 6.
Детский сад осуществляет деятельность на основании лицензии: Серия РО № 017511, регистрационный № 4755-л, выдана Службой по контролю в области образования Красноярского края от 28.03.2011 г., срок действия — бессрочно.
Детский сад размещается в 2-х этажном отдельно стоящем здании общей площадью 1443,8 мІ. На территории имеются: общая физкультурная площадка, игровые площадки для каждой возрастной группы, на каждой площадке установлено стационарное современное игровое оборудование.
Режим работы МБДОУ: круглогодичный, в режиме пятидневной рабочей недели с двумя выходными (суббота, воскресенье).
Группы в ДОУ функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания) с 6.30 до 18.30.
В детском саду функционируют 9 групп общеразвивающей направленности:
— раннего возраста (для детей 1-3 лет) — 3.
— дошкольного возраста (для детей 3-7 лет) — 6.
Дети находятся в закрепленных за каждой возрастной группой помещениях, где созданы все условия для самостоятельного активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д.
Прием детей в ДОУ осуществляется по направлению, выданному Управлением образования, на основании медицинского заключения, заявления одного из родителей или иного законного представителя о приеме в ДОУ, документов, удостоверяющих личность одного из родителей или иных законных представителей.
Порядок комплектования и приема детей в детсад определяется «Положением о порядке комплектования и приема детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения», с которым родители (законные представители) знакомятся до приема детей в ДОУ. Общее количество детей — 149 человек: мальчиков — 78, девочек — 71.
Характеристика социального состава семей: количество полных семей — 145, неполных — 28, многодетные семьи — 5. Детей-инвалидов — нет. Детей, получающих пенсию по потере кормильца — нет.
Данные о родителях:
Количество человек |
% от общего числа родителей |
||
Рабочие |
116 |
46,2% |
|
Служащие |
92 |
36,6% |
|
Предприниматели |
9 |
3,7% |
|
Безработные |
34 |
13,5% |
|
Образовательный уровень:
Количество человек |
% от общего числа родителей |
||
Высшее |
89 |
35,5% |
|
Среднее и средне-специальное |
162 |
64,5 % |
|
Таким образом, контингент воспитанников социально благополучный, преобладают мальчики; в основном дети из русскоязычных и полных семей; из семей рабочих со средним специальным образованием.
Функции и полномочия Учредителя ДОУ осуществляет Администрация ЗАТО г. Зеленогорска и Управление образования Администрации ЗАТО г. Зеленогорска.
Управление ДОУ строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления ДОУ.
Формами самоуправления МБДОУ д/с №9 являются: Общее собрание ДОУ, Совет педагогов ДОУ, Родительский комитет, Общее собрание родителей.
Так, работа Родительского комитета направлена на:
— оказание помощи в создании предметно-развивающей среды в каждой возрастной группе к началу учебного года;
— благоустройство территории и участков;
— организацию и контроль за качеством питания и нормой выдачи блюд;
— координацию родительской общественности в рамках акции «Весенняя неделя добра»;
— оказание благотворительной помощи детям нуждающимся в лечении.
Кадровое обеспечение воспитательно-образовательного процесса МБДОУд/с №9 обеспечивает 51 сотрудник:
1. Административный персонал:
Должность |
ФИО |
|
Заведующий |
Быкова Людмила Николаевна |
|
Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе |
Рашкина Елена Алексеевна |
|
Заместитель заведующего по хозяйственной работе |
Ланг Розалия Михайловна |
|
Педагогический персонал — 24 человека, в т.ч.: воспитатели — 19, педагог-психолог — 1, учитель-логопед — 1, музыкальный руководитель — 1, инструктор по физической культуре — 1.
Учебно-вспомогательный персонал — 13 человек.
Обслуживающий персонал — 13 человек.
Сведения о кадровом составе, об образовании и уровне квалификации педагогического состава представлены в Приложении А, анализ которых свидетельствует о благополучии в плане методического и кадрового обеспечения педагогического процесса.
Миссия ДОУ: создание благоприятных условий проживания ребёнком дошкольного детства, всестороннее формирование личности ребёнка с учётом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, обеспечивая качественную подготовку к школе.
Образовательную деятельность МБДОУ д/с №9 осуществляет в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения, в основе которой лежит реализация «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), а также примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой), программы психолого-педагогического учебного центра им Л.А. Венгера «Развитие»; программы «Безопасность» (под ред. Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной).
Учебный год в ДОУ начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Обучение детей осуществляется по кабинетной системе (5 кабинетов).
Детский сад обеспечен учебными материалами, наглядными пособиями, игрушками и игровыми предметами.
Для воспитанников создана современная предметно-развивающая среда. В здании находятся специализированные помещения для занятий с детьми, предназначенные для поочерёдного использования группами или подгруппами воспитанников: музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет педагога-психолога, изостудия, кабинет учителя-логопеда.
При проектировании предметно-развивающей среды в каждой группе ДОУ, исходят из необходимости учёта следующих факторов: социально-психологических особенностей ребёнка; развитие любознательности; гендерного развития; физического развития и укрепления здоровья, эмоционально-личностного развития ребёнка.
В дошкольном учреждении создана и постоянно совершенствуется система дополнительного образования детей, обучение ведется в кружках и студиях.
В течение года в ДОУ проводятся закаливающие процедуры (полоскание горла травами, точечный массаж, промывание носа, дыхательная гимнастика, горячее обтирание, хождение по солевым дорожкам).
Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю в физкультурном зале, 1 раз — на улице. Ежедневно проводятся утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после сна, динамические паузы во время и после занятий. Во всех возрастных группах оборудованы физкультурные уголки.
В ДОУ функционирует логопункт, реализуется программа «Учим ребёнка говорить и читать» (Цукановой С.П., Бетс Л.Л.), осуществляется коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи по системе Нищеевой Н.В.
Кроме того, организован консультативный пункт для родителей, где по различным вопросам воспитания и образования дают консультации специалисты МБДОУ. Проводятся общие, групповые родительские собрания, консультации, открытые занятия, выставки, конкурсы рисунков и поделок, выполненных детьми совместно с родителями. Составлены социальные паспорта семей.
2. Изучение социально-психологического климата
Педагог-психолог МБДОУ №9 «Семицветик» — Воробьева Ольга Анатольевна.
Стаж работы — свыше пять лет, образование высшее профессиональное.
Работа педагога-психолога строится в соответствии «Положением о психологической службе в ДОУ», с обязанностями и правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции.
Основные направления деятельности педагога-психолога ДОУ:
— психопрофилактическая работа;
— психодиагностическая работа;
— развивающая и сопровождающая работа;
— консультативная работа.
Объектом деятельности, т.е. с кем проводится данные виды работы, являются дети, педагоги, родители.
Главная задача педагога-психолога в детском саду — создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного развития способностей каждого ребёнка.
Занятия с детьми на развитие эмоциональной сферы проводятся по программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» (Крюковой С.В., Слободяник Н.П.).
На учебный год психолог-педагог составляет календарный план, в котором распределены занятия для детей в течение года.
С целью создания условий для полноценного психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь родителям и педагогам, составляя рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок детей.
План работы педагога-психолога в различных функциональных областях в МБДОУ д/с №9 представлены в Приложении Б.
В ходе своей деятельности педагог-психолог ДОУ проводит психологическое обследование детей (диагностика памяти, внимания, мышления, речи, восприятия в старшей, средней и младшей группах детского сада), анализирует полученные результаты, и на их основе осуществляет развивающую и коррекционную работу.
Кроме того, поскольку в дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, большое внимание психолог уделяет профилактической и развивающей работе.
Особое значение психолог придает работе с педагогическим коллективом. Педагогический коллектив — это не просто организационно-оформленная общность людей, имеющих общественно-полезные и значимые цели, задачи деятельности, органы управления, но и общность, в которой люди могут испытывать друг к другу симпатию или антипатию, сходиться или расходиться во взглядах, вкусах, личных потребностях и интересах. Правильная организация образовательно-воспитательного процесса, как результат работы педагогического коллектива, в значительной степени определяется не только объективными данными (возраст, образование, стаж работы), но и существующим в нем социально-психологическим климатом.
Социально-психологический климат — это качественная сторона межличностных отношений и психического состояния группы людей. Качественная сторона межличностных отношений проявляется как совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих их продуктивному взаимодействию. В тех случаях, когда в коллективе недооценивается роль тех или иных факторов, благоприятно влияющих на психологический климат, может сложиться нездоровая атмосфера, проявляющаяся в напряженности человеческих отношений с другими, в конфликтах между членами коллектива.
Дошкольное образовательное учреждение — социальная организация и она представляет собой систему совместной деятельности людей: педагогов, воспитанников, родителей, поэтому социально-психологические условия здесь являются важнейшими. На психологический климат коллектива педагогов действуют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам относятся:
— высокая эмоциональная загруженность;
— наличие большого числа эмоциональных факторов, вызывающих сильное напряжение и стресс;
— формирование защитного поведения в ответ на неблагоприятные эмоциональные состояния;
— однополый состав коллектива.
К внутренним фактором относится личностный фактор, проявляющийся в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Данные факторы негативно сказываются на качестве работы педагогов дошкольных учреждений, способствуют формированию у них профессиональных деформаций, что в значительной мере влияет и на психологический климат воспитанников, на формирование личности вообще, на создание благоприятных условий для совместной работы. Продуктивная и творческая работа педколлектива возникает только в условиях благоприятного психологического климата, развитого чувства гордости за свое учреждение и свою профессию. В благоприятных социально-психологических условиях работы значительно легче заниматься самообразованием, предвидеть возможные конфликты в коллективе, предотвращать их, а в случае возникновения — гасить. Проявлять внимание к нуждам, бедам и радостям своих коллег, поддерживать и культивировать полезные инициативы друг друга, творческие проявления. Поэтому изучение и проведение коррекционной работы с педагогами является необходимым условием для улучшение социально-психологического климата в коллективе ДОУ.
Многообразие и сложность социально-психологических феноменов обусловливает и наличие большого количества методик их изучения. В практике исследования психологического климата коллектива педагогом-психологом ДОУ используются различные методики (Приложение В).
В зависимости от полученных результатов, после проведения диагностики, психолог выстраивает направления дальнейшей деятельности в работе с педагогическим коллективом. С результатами диагностик и рекомендациями психолог знакомит администрацию ДОУ и воспитателей.
В соответствии с темой практики, для изучения социально-психологического климата МБДОУ д/с №9, нами проведено психодиагностическое исследование коллектива с применением ряда диагностических методик (поперечных срезов), т.е. проведение одноразового анкетирования по разным методикам и анализ результатов деятельности, которые помогут определить трудности в создании благоприятного социально-психологического климата коллектива ДОУ.
В исследовании приняли участие 22 человека — педагогический персонал.
С целью выявления удовлетворения условиями работы в детском саду проведено анкетирование педагогов (анонимное), которое дало следующие результаты:
— работать в детском саду нравится — 88%, не нравится — 12%;
— хотели бы поменять свою работу — 31%, не хотят — 69%;
— мероприятия, проходящие в ДОУ устраивают 93%, не устраивают — 7%;
— хотели бы изменить условия труда 86% педагогов, не нуждаются — 14%;
— хорошие взаимоотношения с детьми у 93%;
— устраивают взаимоотношения с родителями 43%, 57% — не устраивают;
— хотели бы изменить взаимоотношения с родителями 86% педагогов, тогда как 14% не хотели бы;
— не устраивает материальное положение 73% педагогов, устраивает — 27%;
— хотели бы участвовать в психологическом тренинге и релаксационных паузах 77% педагогов, 23% — не нуждаются.
Диагностика социально-психологического климата (СПК) в педагогическом коллективе детского сада проведено по методике О. Немова «Социально-психологическая самооценка коллектива» (СПСК), которая показала следующее (рис. 1):
— коллектив стремится сообща решать все вопросы, сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению;
— показатель «сплоченности» говорит о единстве мнений членов группы по самым важным для нее вопросам, а также единстве действий в самых существенных жизненных ситуациях;
— показатель «контактность» говорит о взаимной общительности, личных, эмоционально-непосредственных отношениях между членами группы;
— открытость свидетельствует о положительном отношении членов группы к другим группам или к новым участникам своей группы;
— организованность свидетельствует о способности к быстрому созданию и изменению организационной структуры деловых взаимоотношений, необходимых для эффективной групповой работы;
— информированность говорит о доступности всем членам группы наиболее важной информации о состоянии дел в ней и о каждом члене группы;
— отношения членов группы к совместной работе положительные.
детский сад работа удовлетворение
Рисунок 1 — Распределение выборки самооценки по уровням
Дальнейшее исследование психологического климата в педагогическом коллективе было проведено с опорой на диагностику В.Е. Рогова «Оценка социально-психологического климата в коллективе по полярным профилям». Исследование показало, что степень благоприятности социально-психологического климата соответствует среднему уровню — 14,3 балла (высокая степень 22 балла).
Кроме того, для оценки привлекательности группы для каждого ее члена, для представления о том, в какой мере цели и установки членов группы совпадают, — в наше исследование психологического климата педагогического коллектива ДОУ, мы включили определение индекса групповой сплоченности Сишора. Данный показатель оказался равным 14,4 баллам, что также говорит о среднем уровне групповой сплоченности.
Далее изучение социально-психологического микроклимата в педагогическом коллективе ДОУ проведено по методике «Диагностика социально-психологического климата группы» (Л.Ю. Шалыто и О.С. Михалюк), результаты которого представлены в Приложении Г.
Диагностика уровня и особенностей социально-психологического климата в педагогическом коллективе позволило сделать следующие выводы: в коллективе сложилась средняя степень благоприятности социально-психологического климата; большинство педагогов трактуют свои отношения в коллективе как благоприятные.
Общий показатель психологического климата можно охарактеризовать как положительный. При оценке психологической атмосферы внутри коллектива средний показатель составляет 0,68, что говорит об уровне немного выше среднего. В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное единение «один за всех и все за одного».
Между членами коллектива установились деловые отношения. У педагогических работников преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения, доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии.
Лишь 12% педагога не удовлетворены существующим отношениям в коллективе в полной мере по тем или иным компонентам социально-психологического климата. Возможной причиной неудовлетворения является нежелание вступать в контакт по принципу «Я никого не трогаю, и меня не трогайте». Кроме того, может быть личностная пассивность: не у всех есть желание тратить личное время на общественные мероприятия, и они ограничиваются только фактически отработанным временем.
Полученные данные показали нам на необходимость осуществления мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе. Направления дальнейшей деятельности в работе с педагогическим коллективом психолог выстраивает по следующим направлениям:
1. Развитие сплоченности коллектива: проведение семинара-практикума (Приложение Д); психологического тренинга (Приложение Е);
2. Работа с личностными проблемами: консультации, направление к специалистам; тренинговые занятия на развитие навыков ауторелаксации, коммуникативных навыков и т.д.; подключение администрации к разрешению проблем.
Следует отметить, что непосредственную ответственность за состояние благоприятного социально-психологического климата в коллективе несет руководитель ДОУ, который создаёт условия для удовлетворения их профессиональных потребностей; сплачивает людей вокруг общих целей; готовит каждого члена коллектива к совместной деятельности на основе постоянного профессионального развития и саморазвития; устанавливает необходимые деловые отношения; мотивирует и стимулирует труд, создаёт в коллективе атмосферу уважения, доверия и успеха. И здесь, одним из условий развития благоприятного психологического климата коллектива являются установившиеся традиции ДОУ, которые дают возможность повысить самооценку, уважение, почувствовать собственную значимость и внимание коллег, руководства к своей персоне, например «Чествование ветеранов труда» (10, 15, 20 … лет трудового стажа); конкурс «Фея детского сада»; профессиональные конкурсы педагогического мастерства; разнообразные личностные конкурсы воспитателей; празднование Дней рождения детского сада, Вечеров выпускников и т.д.
Большое значение в плане взаимопонимания в коллективе имеет совместное проведение досуга: совместные вылазки на природу, посещение музеев, театров, концертов способствует лучшему узнаванию членами коллектива друг друга. Когда люди хорошо знают друг друга, у них исчезает необходимость в психологической защите, что позволяет проявлять большую открытость в общении.
Итак, социально-психологический климат в дошкольном учреждении играет значительную роль в формировании воспитательного процесса, влияет на качество обучения и воспитание подрастающего поколения. Решение социально-психологических проблем является залогом стабильности и успешного функционирования ДОУ.
Заключение
Таким образом, производственную практику я проходила в МБДОУ «Детский сад №9 Семицветик» г. Зеленогорска, за время которой ознакомилась с организацией работы учреждения в целом. Познакомилась с коллективом ДОУ, который состоит из педагогического персонала, в т.ч.: воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре; учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.
Подробно изучила деятельность педагога-психолога: его должностные и функциональные обязанности, планы работы; основные направления, методы и формы работы. Кроме того, в процессе прохождения практики я присутствовала на занятиях разных возрастных групп развития; совместно с психологом проводила диагностические исследования и анализировала их результаты.
В настоящее время, особое внимание уделяется созданию благоприятного социально-психологического климата в среде педагогического коллектива, которые в основном состоят из женщин, вынужденных часто выполнять сверхурочную и малооплачиваемую работу, ограниченных в общении друг с другом. Данные факторы негативно сказываются на качестве работы педагогов дошкольных учреждений, способствуют формированию у них профессиональных деформаций, что в значительной мере влияет и на психологический климат воспитанников, на формирование личности вообще, на создание благоприятных условий для совместной работы.
Следовательно, изучение социально-психологического климата, а также проведение коррекционной работы с педагогами является необходимым условием для улучшения СПК в коллективе, которое позволит создать благоприятные условия для профессиональной деятельности педагогов и целостного развития детей.
Поэтому, в соответствии с целью производственной практики — изучение социально-психологического климата, — я более подробно ознакомилась с деятельностью педагога-психолога в данном направлении.
Создание благоприятного СПК в ДОУ — это результат сложной и кропотливой работы. В ходе практики мною получен опыт:
— в изучении факторов, влияющих на СПК в коллективе ДОУ;
— в проведении исследования СПК в коллективе ДОУ;
— в разработке мероприятий по улучшению СПК в коллективе данного учреждения.
Диагностика СПК имеет многопрофильный характер, поэтому для диагностики рекомендуют применять комплекс методик и процедур, позволяющих наиболее полно составить картину благополучия в коллективе. Нами, в процессе исследования, использовался методы анкетирования и тестирования, а также обработанных данных.
Проведенное исследование уровня и особенностей СПК в педагогическом коллективе МБДОУ д/с №9 показало, что большинство педагогов трактуют свои отношения в данном коллективе как благоприятные (64% от всех испытуемых), в то же время 14% педагогов не удовлетворены существующим отношениям в коллективе в полной мере по тем или иным компонентам социально-психологического климата.
С целью улучшения психологического климата в коллективе психологом проводятся мероприятия по развитию сплоченности педколлектива, а также работа с личностными проблемами отдельных членов коллектива.
Необходимо также отметить, что в ходе исследования я столкнулась с такой проблемой, как нежелание некоторых сотрудников участвовать в диагностике.
В целом же, практика прошла успешно, и мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи: приобрести практический опыт и навыки работы с коллективом с учетом его психологической структуры; углубить свои знания в психологии; сформировать умения по организации психологического исследования и анализировать полученные результаты.
Список использованных источников
1. Вересов Н.Н. Психология управления / Н.Н. Вересов. — М., 2006. — 304 с.
2. Ильин Г.Л. Руководство и лидерство в ДОУ / Г.Л. Ильин // Управление ДОУ. — 2005. — № 3.
3. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологи / Б.Ф. Ломов. — М.: Директ-Медиа, 2008. — 444 с.
4. Лосев П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П.Н. Лосев — М.: ТЦ, 2005. — 160 с.
5. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика: учебник / Р.С. Немов. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 631 с.
6. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом / Р.В. Овчарова — Курган: изд-во КГУ, 2006. — 187 с.
7. Прохорова Л.Н. Мастер — класс по созданию творческого коллектива в ДОУ / Л.Н. Прохорова. — М.: 5 за знание, 2008.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. пособие / Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. — 480 с.
9. Рогов Е.И. Психология группы / Е.И. Рогов. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 430 с.
10. Социально-психологический практикум: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. В.В. Гриценко. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004. — 184 с.
Список сокращений
ВУЗ — Высшее учебное заведение.
ДОУ — Дошкольное образовательное учреждение.
ЗАТО — Закрытое административно-территориальное образование.
МБДОУ — Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.
ОУ — Образовательное учреждение.
СПК — социально-психологический климат.
СПСК — Социально-психологическая самооценка коллектива.
ФГТ — Федеральные государственные требования.
Размещено на