Федеральное агентство по образованию 54

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

ОТЧЕТ ПО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ СЕТЕВОГО ОБЩЕНИЯ

Выполнили:

Студентки дневного отделения

340 группы

Карюкина Алёна и

Шлёнская Екатерина

Научный руководитель:

Доцент кафедры клинической психологии,

кандидат психологических наук, доцент

Богдановская Ирина Марковна

Санкт-Петербург

2011

Содержание

2.1. Программа исследования 14

2.2 Описание объекта исследования 14

2.3. Описание методов и методик исследования 15

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования: наша работа посвящена изучению личностных особенностей участников Интернет-коммуникации. Обращение к данной теме обусловлено тем, что одним из основных признаков современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. Интернет перестал быть только системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации и стал новым слоем повседневной реальности, сферой жизнедеятельности огромного числа людей. В результате, у пользователей компьютерных сетей возникает целый ряд интересов, мотивов, целей, потребностей, установок, а также форм психологической и социальной активности, непосредственно связанных с этим новым пространством. Специалистам социальных, педагогических и психологических наук необходимо исследовать Интернет как феномен, проникающий в жизнь каждого человека, связанный с серьезными преобразованиями условий его социализации.

3 стр., 1350 слов

Интернет и психологические исследования

Интернет и психологические исследования Интернет как среда проведения психологических исследований стал  рассматриваться учеными сравнительно недавно. Однако, за период с  1999 по 2000 гг. только в России опубликовано как минимум 5 работ,  посвященных проблеме проведения психологических исследований в сети  Интернет, Практически во всех этих публикациях обсуждаются проблема& ...

Цель исследования: Выявить взаимосвязь между пространственно-временными характеристиками и уровнем психологической адаптации у людей, увлекающихся Интернет-общением.

Задачи исследования:

  • Обзор литературных источников по теме исследования и факторам увлечения Интернет-общением
  • Разработка психодиагностического комплекса исследования
  • Сбор материала с помощью психодиагностического комплекса
  • Обработка полученных данных
  • Выявление взаимосвязи пространственно-временных характеристик и уровня психологической адаптации данной группы

Гипотеза исследования: существуют достоверно значимые различия в личностных особенностях пользователей Интернет с разным стажем сетевого общения

Предмет исследования: личностные особенности Интернет-пользователей

Объект исследования: группа молодых людей от 18 до 25 лет в количестве 40 человек.

Обзор литературных источников.

Человек всегда стремится к согласованию внешних и внутренних условий своей деятельности. Показателем оптимальности деятельности человека является продуктивность деятельности: при оптимальном согласовании происходит возрастание, умножение психической и личностной активности. Ценность деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, творчества, применения своих способностей. Однако, не всякая личность может самовыразится в деятельности, потому что не каждая деятельность отвечает притязаниям личности. И поэтому человек ищет возможность самовыразится в опосредованных формах, таких как Интернет, который с одной стороны занимает всё более значимое место в жизнедеятельности людей, а с другой вызывает серьёзные опасения в связи с появлением феномена Интернет-зависимости.

2 стр., 797 слов

Ее целью является выработка и овладение навыками, способствующими личностному росту и адаптации человека в обществе.

Психологические основы психотерапии.   Соотношение различных видов психологической помощи.   Оказание психологической помощи — одна из важнейших задач клинической психологии. Психологическая помощь необходима здоровым людям (клиенты) с разнообраз­ными житейскими проблемами, находящимся в кризис­ном состоянии, а также больным (пациентам) с различ­ными психическими и соматическими ...

Говоря о феномене Интернет-зависимости, нельзя не сказать о таком важном понятии как социально-психологическая адаптация и самоактуализирующаяся личность.

Понятие «социальная адаптация» используется в науке достаточно давно и широко. При этом сфера его применения не ограничивается какой-либо одной, конкретной отраслью или направлением научного знания. Напротив, понятия «адаптация» и «адаптационный процесс» используются сегодня в биологии и социальной психологии, философии и кибернетике, социологии. Можно утверждать, что проблемы адаптационных процессов – это проблемы комплексного исследования человека и окружающего его мира.

Социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими.

Социально-психологическая адаптация рассматривается как процесс организации социального взаимодействия, способствующего наиболее полной реализации личностного потенциала. Личностный потенциал представляет собой совокупность личностного ресурса и уровня развития самопознания, обеспечивающих процесс саморегуляции и самореализации в измененных условиях существования.

13 стр., 6067 слов

Раздел 2. Диагностика интересов, склонностей и способностей человека по параметру возможностей личности

§ 1. Диагностика интеллектуальных способностей Отдельные способности человека не существуют как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано и объединено в определенных и, в то же время, подвижных структурах. Эти структуры способностей являются взаимодополнительными, что обеспечивает не только уникальность, но и универсальность возможностей человека. В индивидуально-своеобразных особенностях ...

Важнейшим элементом этого процесса является согласование самооценок, притязаний и возможностей субъекта с реалиями социальной среды.

Социальная адаптация тесно связана с понятием самоактуализации.

Самоактуализирующиеся люди – психологически здоровые, психологически «наилучшие», сочетающие душевное здоровье и личностное здоровье.

Самоактуализирующаяся личность стремится к развитию, имеет высокую мотивацию развития. Она принимает свои чувства, импульсы, эмоции и желания такими, как они есть. У таких людей удовлетворение потребности усиливает, а не ослабляет мотивацию, подвигая на новые достижения. Человек, вместо того, чтобы обрести покой, становится более активным. Утоление жажды развития разжигает, а не ослабляет ее. Развитие, само по себе становится восхитительным и приносящим удовлетворение процессом.

У самоактуализированного человека целенаправленная деятельность занимает менее 10% его времени. Деятельность может приносить удовлетворение сама по себе или иметь ценность только потому, что благодаря ей достигается желанное удовлетворение. В последнем случае она теряет свою ценность и не доставляет удовольствия, если становится неэффективной или безуспешной. В большинстве случаев она вообще не доставляет удовольствия – его доставляет лишь достижение цели. [5]

В настоящее время актуальность исследования проблемы Интернет-зависимости становится все более очевидной в связи с ростом количества Интернет-пользователей в России и в мире. Все больше пользователей ежедневно подключается к «Всемирной Паутине». [4]

Согласно Войскунскому, можно выделить три основных вида деятельности в Интернете:

  • познавательную,
  • игровую
  • коммуникативную.

Этим разновидностям деятельности соответ­ствуют глобальные изменения (трансформации) личности, кото­рые привлекли в последнее время внимание широкой публики (как однозначно негативные трансформации) и – в меньшей степени – исследователей (которые не стали бы торопиться с оценкой):

8 стр., 3678 слов

Характер в структуре личности. Мотивация

Содержание Аннотация………………………………………………………… 2 Введение…………………………………………………………...3 Характер в структуре личности…………………………………. 6 Строение характера………………………………………………. 6 Понятие мотивации………………………………………………. 8 Заключение………………………………………………………...14 Библиографический список………………………………………16 Аннотация В данном реферате я рассмотрела три основные составляющие понятия «мотивация личности» — это характер в ...

  1. Увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;
  2. Увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, «игровая наркомания»;
  3. Увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант, т.н. Интернет-аддикция – своеобразная «(нарко)зависимость» от Интернета.

Коммуникативная деятельность в Интернете очень разнообразна. Существуют следующие основные виды общения в сети:

  1. Общение в режиме реального времени (т.н. «чат»):
  • с одним собеседником (выбирается определенный канал для такого общения)
  • с большим количеством людей одновременно
  1. Общение, при котором сообщения к адресату приходят с отсрочкой:
  • с одним собеседником (электронная почта)
  • со многими людьми – участниками телеконференции (ньюсгруппы).[7]

Исследователи Интернета обратили внимание на следующие характерные черты виртуальной личности:

  1. Бестелесность, редукция личности к ее семиотическим манифестациям (т.е. к текстам в самом широком смысле);
  2. Анонимность, по крайней мере, возможность таковой; анонимность в данном случае следует понимать не как отсутствие имени, но как сокрытие реального имени или, говоря семиотически, как произвольную связь между «реальной» и «онлайновой» личностями;
  3. Расширенные возможности идентификации, свобода наделять виртуальную личность любым набором характеристик;
  4. Множественность, возможность иметь ряд различных виртуальных личностей одновременно или последовательно;
  5. Автоматизация, возможность полностью или частично симулировать активность виртуальной личности, используя компьютерные программы.

Понятие виртуальной личности тесно связано с понятием виртуального сообщества – электронно опосредованной социальной среды, в которой происходит взаимодействие виртуальных личностей (Rheingold, 1993; Holmes, 1997; Riva, 2001).

3 стр., 1169 слов

Качество личности, дающее возможность выполнять творческую деятельность на таком уровне, какой недоступен для других, называется … .

Внутриличностный конфликт – это… . | глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач+ | состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией | столкновение противоположно направленных мотивов личности | столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности | внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели ~ ...

События, происходящие в виртуальной среде, могут оказывать влияние на реальную жизнь взаимодействующих участников, иногда благоприятное и конструктивное, а иногда отрицательное и даже разрушительное.

Российские работы, посвященные виртуальной личности, распадаются на три основные категории:

1) исследование психологии общения и конструирования идентичности в Интернете (Жичкина 1999; Бабаева и др., 2000; Жичкина и Белинская 2000; Фриндте и Келер, 2000);

2) отчеты пользователей Интернет, переживающих опыт виртуализации, и рефлексия над этим опытом (Грызунова 2000; Аллерген 2001);

3) популярные практические руководства по созданию виртуальной личности (Артамонов, 2002; Шелли 2002).

[2]

Можно выделить преимущества, которые даёт Интернет. К ним обычно относят:

  • возможность анонимных социальных интеракций (здесь особое значение имеет чувство безопасности при осуществлении интеракций, включая использование электронной почты, чатов, ICQ и т.п)
  • возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы «Я»; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.)
  • чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника – т.к. в любой момент можно найти нового)
  • неограниченный доступ к информации («информационный вампиризм») (занимает последнее место в списке, т.к. в основном опасность стать зависимым от Всемирной Паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются, чуть ли не, а иногда и единственным средством общения) [1]

Основной же негативной стороной коммуникативного применения Интернета можно считать т.н. «нарко-зависимость» от Интернета, или Интернет-аддикцию: подобное общение спо­собно целиком затягивать субъекта, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности (Янг, 2000).

12 стр., 5519 слов

Исследование мотивации трудового коллектива 2

... исследования мотивации трудового коллектива и техника анализа Исследование мотивации коллектива имеет важное теоретическое и практическое значение в современной психологии личности ... -конкурентов. Социально-культурные нормы ... провести интернет во все ... самореализации. 3. Заработная плата и иные виды материального мотивирования. Актуальным является создание системы оценки и формирования мотивации ...

Само по себе наи­менование «зависимость от Интернета» выглядит спорным (Griffiths, 1999; Grokol, 1995), если подходить к нему со строгими медико­психологическими критериями. Так, оно не представлено в официальных перечнях заболеваний, не вполне ясны и критерии, отличающие этот феномен от других человеческих увлечений (как-то: коллекционирование, страсть к покупкам, графоманртво, сиде­ние перед телевизором, гипертрофированная забота о собственном здоровье и др.), не менее сильно выраженных, однако обычно не признаваемых патологическими видами зависимости. Тем не менее, представление о «зависимости от Интернета», или Интернет-аддикции в достаточной степени утвердилось и в популярной, и в специальной литературе, что дает определенные основания исполь­зовать данное понятие, пусть это и не вполне корректно с термино­логической точки зрения.

Виртуальный компьютерный мир замещает реальность, однако, в этом случае «прилипание» к нему сразу же приобретает принципиально иной характер. Будущий аддикт сливается с виртуальным миром, как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне, становясь его частью. Реальность начинает восприниматься как нечто нереальное.[4]

По мнению некоторых авторов, зависимость от Интернета – явление, основанное на проявлениях эскейпизма (т.е. бегства в «виртуальную реальность» людей с низкой самооценкой, тревожных, склонных к депрессии, ощущающих свою незащищенность, одиноких или не понятых близкими, тяготящихся своей работой, учебой или социальным окружением).

А наряду с этим – поиск новизны, стремление к постоянной стимуляции чувств, эмоциональной привязанности (возможность выговориться, быть эмпатийно понятым и принятым, освободиться тем самым от острого переживания неприятностей в реальной жизни, получить поддержку и одобрение); упоминается и удовольствие ощутить себя «виртуозом» в применении компьютера для работы в Интернете. [6]

Кроме бегства от реальности, учёные выделяют и другие типы мотивации Интернет-пользователей. Вот одна из эмпирических классификаций, описывающая мотивы, по которым люди погружаются в виртуальную среду:

  1. Деловая мотивация.
  2. Познавательная мотивация. Познавательная активность пользователей может быть направлена на различные аспекты сетевой коммуникации. Можно выделить деловую, профессиональную познавательную направленность, а также познавательную активность, связанную с межличностной коммуникацией неделового, свободного, личностного характера.
  3. Мотивация cотрудничества. Мотивация сотрудничества, проявляющаяся как стремление помочь другим пользователям, часто является способом увеличения собственного авторитета, достижения признания компетентности и мастерства.
  4. Мотивация самореализации. Пользователи, отмечающие наличие такой мотивации, рассматривают Интернет как способ проявления и развития собственных интеллектуальных и творческих возможностей. Респонденты с мотивацией самореализации отмечают наличие в своей работе мотива аффилиации, мотива самоутверждения и коммуникативного мотива. По-видимому, можно говорить о едином комплексе социально ориентированных мотивов, в состав которого входят мотивы, связанные с различными аспектами делового и межличностного общения. Среди них – мотив сотрудничества, мотив аффилиации, мотив самореализации, мотив самутверждения и коммуникативный мотив. Для респондентов с мотивом самореализации характерно следующее мнение о личностных последствиях работы в Интернете. Они считают, что работа в Интернетет
  • имеет элемент игры и импровизации,
  • способствует развитию личности,
  • способствует жизненному успеху,
  • сопровождается чувством включенности в глобальный информационный процесс.
  • Рекреационный мотив. Основная сфера их интересов – телеконференции по темам хобби и юмор, а также внетематические телеконференции. Наряду с рекреацией отмечается наличие мотивов самореализации, аффилиации, самоутверждения, познавательный и коммуникативный мотивы.
  • Мотивация аффилиации. Мотивация аффилиации проявляется в стремлении пользователей найти в Интернете референтную группу, принять ее ценности, найти свое место в этой группе. Этот вид мотивации имеет комплексный характер, что подтверждается связью такой мотивации с мотивом сотрудничества, мотивом самореализации, самоутверждения, познавательным мотивом, рекреационным мотивом и собственно коммуникативным мотивом. Данный вид мотивации включает в себя различные аспекты социального взаимодействия: профессиональные, глобально-личностные и ситуативно-эмоциональные.
  • Мотивация самоутверждения. Самоутверждение является необходимым аспектом активности Я, реализующим сущностные свойства человеческой личности. В зависимости от типа личности, индивидуальных особенностей и социальной ситуации самоутверждение принимает различные формы. Оно может носить характер научного или художественного творчества, коммуникативной активности, социальной карьеры, стремления к лидерству, саморазвития личности. Поскольку Интернет предоставляет новые коммуникативные и познавательные возможности, можно предположить, что исследуемый тип самоутверждения связан с различными феноменами общения (поиском референтной группы, идентификацией с ее ценностями и возможностью самовыражения в ней).

    Респонденты данной группы отмечают также наличие мотивов аффилиации, самореализации, сотрудничества, познавательного и рекреационного мотивов. В качестве психологических последствий отмечается что Интернет:

  • дает возможность игры и импровизации, — способствует развитию
  • личности, ведет к чувству включенности в глобальный информационный процесс,
  • увлечение Интернетом ведет к тому, что люди забывают о других делах.
  1. Коммуникативная мотивация. Респонденты данной группы утверждают, что Интернет позволяет преодолевать коммуникативный дефицит, возникающий в обыденной жизни. Интересы респондентов лежат в cфере внетематических телеконференции и телеконференций по хобби и юмору. Мотив коммуникации сочетается со всем блоком мотивов социально-коммуникативного характера, а также с рекреационным мотивом. При оценке личностных последствий работы в Интернете респонденты данной группы отмечают, что:
  • Интернет способствует развитию личности,
  • общение в Интернете ведет к тому, что обычное общение утрачивает привлекательность,
  • при работе в Интернете возникает чувство включенности в глобальный информационный процесс,
  • увлеченность Интернетом отвлекает от других дел.

По-видимому, можно говорить об особой группе пользователей, в мотивационных диспозициях которых над деловыми, профессиональными, познавательными интересами преобладают неформальные, личностные, собственно коммуникативные моменты. [7]

Проанализировав литературные источники по данной теме, мы делаем вывод о том, что в настоящее время нет ни теоретических, ни эмпирических оснований полагать, что увлеченность компьютерными играми препят­ствует позитивному личностному развитию. Немногочисленные и разрозненные исследовательские данные, имеющиеся в настоящее время, свидетельствуют о неоднозначности и разнообра­зии влияния, оказываемого информационными технологиями на личность. Психологические исследования Интернет-зависимости нача­лись совсем недавно. Видны разногласия в определении самого понятия Интернет-зависимости и отличии этого феномена от других человеческих увлечений.

Существует также мнение, что Интернет может являться своего рода «убежищем» для тревожных людей с низкой самооценкой, использующих такие качества виртуальной среды, как анонимность, расширенные возможности идентификации. И можно предположить, что Интернет, посредством которого они могут безопасно общаться, каким-то образом способствует их адаптации в социуме и удовлетворяет множество социальных потребностей: потребностей в принятии, общении, включённости в группу.

Так или иначе, интересен вопрос о связи между феноменом Интернет-общения и социальной адаптацией. Именно его мы бы и хотели осветить в своём исследовании.

Глава 1. Методическая организация исследования

2.1. Программа исследования

Проведение нашего исследования проходило в несколько этапов:

  1. подготовительный, в котором изучалась и анализировалась литература, рассматривались вопросы постановки проблем, целей, задач, выбор методик;
  2. проведение психодиагностического исследования;
  3. анализ, обобщение и интерпретация исследования, по итогам которых были сделаны выводы.

2.2 Описание объекта исследования

Объектом исследования была группа молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет, в количестве 40 человек. В исследовании поучаствовали 20 девушек и 20 юношей.

Средний возраст по выборке составляет 20,08 года. Образование преимущественно неоконченное высшее.

Все не состоят в браке, 62% – неработающие.

2.3. Описание методов и методик исследования

Для проведения основного эмпирического исследования были отобраны следующие методики:

Описание методического комплекса:

  • Авторская анкета [3]
  • Методика исследования самоотношения МИС, С.Р. Пантилеева
  • СПА — Опросник социально-психологической адаптации Р. Даймонда-К. Роджерса [8]

Обоснование для выбора методики

Понятие «социально-психологическая адаптация» подразумевает приспособленность человека к гармоничной жизнедеятельности в обществе, которая объединяет необходимость соответствовать требованиям социума и собственные потребности, мотивы, интересы. Социально-психологическая адаптация характеризуется осознанием необходимости для личности постепенных изменений отношений с социальной средой через овладение новыми способами поведения, а также становлением новых приспособительных механизмов, ориентированных на гармонизацию отношения личности со средой. Уровень социально-психологической адаптации тесно ввязан с психологическими характеристиками личности и особенностями ее поведения.

Шкала социально психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой. Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение. Адаптированность – согласованность требований социальной среды и личностных тенденций. Она предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личную активность, гибкость, социальную компетентность. Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними. Напротив, критерии дезадаптации предполагают: неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, негибкость. Шкала ориентирована на возраст от 14 лет и старше.

Методика исследования самоотношения мис, с.Р. Пантелеева

Описание опросника. Теоретическая концепция. Самоотношение понимается в контексте представлений о смысле “Я”. Опирается на концепцию самосознания В.В. Столина, который выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость.

Шкалы:

Закрытость — определяет преобладание одной из двух тенденций: либо критичности, глубокого осознания себя, внутренней честности и открытости, либо конформности, выраженной мотивации социального одобрения.

Самоуверенность — выявляет отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которому есть за что себя уважать.

Саморуководство — отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного “Я”, либо внешних обстоятельств.

Отраженное самоотношение — характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию.

Самоценность — характеризует ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность для других.

Самопринятие — позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятие себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости.

Самопривязанность — выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию.

Внутренняя конфликтность — определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденции к самокопанию и рефлексии.

Самообвинение — характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего “Я”

Надежность – устойчивость – удовлетворительная, проверялась повторным тестированием на выборке 53 человек с интервалом 10-14 дней.

Коэффициент корреляции – от 0,72 до 0,93.

Надежность-согласованность обеспечивается процедурой отбора пунктов с высокими и устойчивыми нагрузками по соответствующим факторам.

Конвергентная и дискриминантная валидность проверялась коррелированием шкал МИС с факторами опросника 16 ЛФ, ММИЛ, УСК.

Опросник социально-психологической адаптации (спа) р. Даймонда-к. Роджерса

Назначение: методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию.

Методика применима для средних и старших школьников, для реципиентов, получающих профессиональное обучение.

Основная сфера применения – психологическое консультирование, разработка личностно-коррекционных программ, основной концептуальной идеей которых является изменение негативного отношения к другим людям, в целях реализации потенциала позитивных социально-психологических качеств.

Описание шкал опросника спа

1.     Шкала  « адаптации»  выявляет  уровень  приспособления  человека  к  существованию  в  обществе  в  соответствии  с  требованиями  этого  общества  и  с  собственными  потребностями, мотивами  и  интересами. Адаптивность – тенденции  функционирования  целеустремлённой  системы, определяющиеся  соответствием  (несоответствием)  между  её  целями  и  достигаемыми  в  процессе    деятельности  результатами.

2.Шкала  «дезадаптации» определяет  незрелость  личности, невротические  отклонения, дисгармонии  в  сфере  принятия  решения, являющиеся  результатом  постоянных  неуспешных  попыток  индивида  реализовать  цель  или  наличия  двух  и  более  равнозначных  целей.  

3. Шкала  «лживости»  определяет  уровень  искренности  испытуемого в ситуации обследования. Результаты по рассматриваемой шкале подлежат  анализу  в  первую  очередь.

4.Шкала  «приятия  себя»  выступает  как  результат  самооценки  индивида,  определяет степень  удовлетворённости  личности  своими  характеристиками.

5. Шкала  «неприятия  себя»  выявляет  степень  неудовлетворённости  индивида  своими  личностными  чертами.

6. Шкала  «приятия  других»  говорит  о  степени  (уровне)  потребности  личности  в  общении, взаимодействии, совместной  деятельности.

7.Шкала  «неприятия  других» противоположна  по содержанию предыдущей  шкале.

8.Шкала «эмоциональный  комфорт» выявляет  степень  определённости  в  своём  эмоциональном  отношении  к  происходящей  действительности, окружающим  предметам  и  явлениям.

9.Шкала «эмоциональный  дискомфорт» измеряет  неопределённость  в  эмоциональном  отношении  (неуверенность, подавленность, вялость  и  т.п.) к окружающей социальной действительности.

10.Шкала  «внутренний  контроль» и шкала  «внешний  контроль»  определяют  предрасположенность  индивида  к  определённой  форме  локуса  контроля  (интернальность и экстернальность).

Если  ответственность  за  события, происходящие  в  жизни  человека, принимаются  в  большей  мере  на  себя, то результаты деятельности объясняются  своим  поведением, характером, способностями. Данная предпозиция говорит  о  наличии  у   индивида  внутреннего, интернального   контроля. Если  же  доминирует  склонность  приписывать  причины  происходящего  внешними  факторами  (окружающей  среде, судьбе  или  случаю), то  это    свидетельствует  о  наличии  у  индивида внешнего  (экстернального)  контроля.

11.Шкала  «доминирование» выявляет уровень  стремлений  к  лидерству, руководству  в  решении  задач, зачастую личностно значимые задачи решаются за счет окружающих. 

12.Шкала  «ведомость» определяет уровень  стремлений  быть  подчинённым, выполнять  поставленные  кем-то  задачи.

13.Шкала  «эскапизм  (уход  от  проблем)» определяет  уровень  избегания  проблемных  ситуаций, уход от них.

Наиболее репрезентативными  характеристиками  личности, которые  в  наибольшей  степени  дифференцируют  выборку, являются  интегральные  показатели  «адаптация», «самоприятие»  и  «приятие  других».

2.4. Методы статистической обработки результатов

Обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью методов математической статистики. Основными методами обработки были анализ средних показателей, корреляционный анализ. В целях определения статистической достоверности различий в уровневом анализе нами использовался F-критерий Фишера.

Глава 2. Анализ эмпирических результатов исследования

  1. Социально-демографические характеристики участников исследования

В исследовании приняли участие 40 человек, в возрасте от 18 до 25 лет. Средний возраст по данной группе составляет 20,08 года. В основном не работающие (62%), не состоят в браке. Образование преимущественно неоконченное высшее (68%).

Группу, принимавшую участие в исследовании, мы разделили по времени, проводимому в Интернете (среднее значение 277 минут) на тех, кто проводит в Интернете меньше 277 минут и на тех, кто проводит в Интернете больше 277 минут, не отрываясь ни на какие другие дела.

  1. Анализ достоверно значимых различий

Наименование показателей

Среднее по группе (ниже среднего)

Среднее по группе (выше среднего)

t-критерий

Уровень доверительной вероятности p<

Время, проводимое в Интернет

134,78

499,06

-5,22

0,00

Стремление знакомиться в Интернет

0,57

0,88

-2,13

0,04

Невнимание к физиологическим потребностям, во время работы в Интернет

1,61

2,19

-2,56

0,01

Ранговая сумма 1

Ранговая сумма 2

U- критерий

Уровень доверительной вероятности p<

Значимость общения

547,50

232,50

96,50

0,01

Значимость поиска информации

389,50

390,50

113,50

0,04

Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что в данной группе, те люди, кто проводит мало времени в Интернете, в основном тратят время на общение и знакомство с людьми. А те, которые проводят больше 277 минут в Интернете, в основном затрачивают время на поиски информации, новостей. Для первой группы ( те, кто проводят в Интернете меньше 277 минут) значимость общения, контактов с людьми выше, чем во второй. А для второй (те. кто проводят в Интернете больше 277 минут) значимость поиска информации выше, чем в первой.

  1. Анализ среднегрупповых профилей личностных особенностей

ВЫВОДЫ

Заключение литература

  1. Бурова, В.А. Социально-психологические аспекты Интернет-зависимости. www.psyvlad.ru/wp/?3.1.1.1.1.2.2004_03_22_07_14
  2. Горный, Е. Онтология виртуальной личности. http://www.zhurnal.ru/staff/gorny/texts/ovr.html
  3. Манеров В.Х., Королёва Н.Н., Богдановская И.М., Проект Ю.Л., Мирообразование и личностные феномены Интернет-коммуникации: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. – 191 с.
  4. Савельева М.А. Феномен зависимости от INTERNET / Методическое пособие – Красноярск, 2008. – 32 с.
  5. Хьелл Л., Зиглер Д., Теории личности (Основные положения, исследование и применение), СПб, “Питер Пресс”, 1997 г., с. 514-520.
  6. Индивидуально-психологические особенности пользователей сети Интернет, статья:

http://webinary.com.ua/publ/stati_dlja_kazhdogo/individualno_psikhologicheskie_osobennosti_polzovatelej_seti_internet/6-1-0-813

  1. Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского – М., «Можайск-Терра», 2000. – 432 с.
  2. Диагностика социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.193-197