19. Островский

 РАННИЙ ПЕРИОД. 1847-1851 ГОДЫ. Начало творческого пути Островского связано с натуральной школой. Однако эта связь была чисто литературной, организационно он не имел к этому движению никакого отношения. Островский родился в семье чиновника, поэтому будущий драматург получил хорошее образование: сперва домашнее, а затем в Первой московской гимназии. Поступив на юридический факультет Московского университета, Островский увлекся театром и литературой, он оставил после второго курса факультет и поступил по настоянию отца, чиновником сперва в Московский совестный, а потом Московский коммерческий суд. Эта нелюбимая работа дала Островскому богатейший запас впечатлений. Формирование литературных и эстетических взглядов Островского в этот период происходит под влиянием чтения статей Белинского и Герцена. Огромное значение для всего его творчества имел Гоголь и «Горе от ума», «одно из высоких вдохновений» Островского, по верному замечанию Ан. Григорьева. Первый из дошедших до нас литературных опытов Островского — юмористический рассказ «Сказание о том, так квартальный надзиратель пускался в пляс, или От великого до смешного один шаг» — относится к 1843 году, т.е.

к тому моменту, когда натуральная школа переживает период теоретического, творческого и организационного формирования. Правда, здесь Островский имеет прямым предшественником Гоголя и отчасти Пушкина. В отличие от классической формы физиологического очерка Островский строит повествование вокруг явно выраженной фабулы анекдотического характера. Несмотря на то, что в сюжетном отношении рассказ вполне был закончен, Островский не стал его печатать. Частично он был использован в дальнейшем при работе следующим прозаическим произведением — «Записками замоскворецкого жителя», опубликованный в 1847 году в «Московском городском листке…», этот очерк должен был послужить началом серии, в которой Островский предполагал дать «физиологию Замоскворечья». Других очерков он не напечатал, но некоторые материалы сохранились в рукописях. Основной интерес очерка состоит в изображении «страны никому до времени в подробности неизвестной» и никем еще из предшественников не описанной. «До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же касается до обитателей ее, то есть образ жизни их, язык, нравы, обман, степень образованности — все это было покрыто мраком неизвестности» — пишет Островский1.

11 стр., 5476 слов

Периоды развития теории управления

... кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации (до 1960 г.) на основе полученных знаний формируется новые направления школ, ... своих собственных возможностей. Школа науки управления (количественная). С 1960 г. информационный период. Управление рассматривается как логический процесс, который может быть выражен математически, происходит замена ...

В 1846 году была закончена, прочитана на вечере у Жевырева, а затем опубликована в «Московском городском листке». «Картина семейного счастья», позднее переименованная в «Семейную картину». Этот день Островский считал началом своей литературной карьеры: «Самый памятный для меня день в моей жизни: 14 февраля 1847 года… С этого дня я стал считать себя русским писателей и уже без сомнения и колебаний поверил в свое призвание» 2. Первая пьеса была, в сущности, почти тем же физиологическим очерком, но таким, из которого изъяты все описания. Быт, среда, характерные купеческие типы были обрисованы исключительно с помощью диалогов действующих лиц. Действие в собственном смысле слова отсутствует, нет драматической интриги, нет конфликта между персонажами. Это можно «проследить на примере пьесы «Свои люди — сочтемся!». «СВОИ ЛЮДИ — СОЧТЕМСЯ!» Это произведение по жанру комедия. Первоначально она имела название «Банкрот». Затем Островский ее доработал и назвал «Свои люди — сочтемся!». Главный герой пьесы — Самсон Силыч Большов. Он лицо драматическое, не только потому, что оказывается жертвой своего злодейского замысла, но он жертва своей веры в то, что свой свет не обманет.

Большов заработал свое состояние собственным трудом, он принадлежат к патриархальному миру, где возможны доверительно-деловые отношения между родственниками без заключения соответствующих договоров. Он решил провести денежную махинацию: взять ссуду в банке, переписать свое имение на родственника, а потом объявить этого родственника банкротом, но Большов не учел того, что честные отношения между родственниками перестали существовать, таким «своим» человеком, который обманет Самсона Силыча, в пьесе является Лазарь Елизарыч Подхолюзин, приказчик в доме Большого. У Большого есть дочь Липочка, которую отец выдает за Подхолюзина, несмотря на то, что она его не любит. В итоге Подхолюзин получил и имение, и Липочку, а Большов угодил в долговую яму. Жена Большого говорит о том, что совесть замучает и Липочку, и Подхолюзина, поступивших так несправедливо с Большовым. Но совесть была нравственным мерилой в патриархальном мире, а не в зарождающемся новом, буржуазном. В доме есть ещё один персонаж — Тимка — мальчик на побегушках, последователь Подхолюзина. Когда-то и Подхолюзин начинал с мелкой должности, а теперь стал хозяином. Следовательно, можно сделать вывод о том, что это явление становится типичным для русской действительности.

Я.С.Белинкис пишет, что «попранным оказывается и то без чего жизнь просто не может стоять» 3. В новых зарождающихся как отношениях утрачивают свои ценности такие понятия, как совесть, честность, трудолюбие. Подхолюзин нанес удар исподтишка, он не зарабатывал этого состояния сам, а воспользовался чужим трудом. Таким образом, Островский показал процесс умирания патриархального мира и его ценностей, в котором мог существовать устный закон «свои люди — сочтемся», в сменивший же патриархальный мир действительности все изменилось: здесь выживает сильнейший, главное в этом мире деньги, а не совесть. «Говорящими в этой пьесе оказываются имена и фамилии героев: Самсон Силыч Большов — сильный, большой богатырь. Так же он типичный представитель самодуров, это человек, в котором имелись сила, трудолюбие, русская доверчивость случаю, самодурство. Лазарь Елизарыч Подхолюзин. Слышны такие ноты: лебезить, быть подхалимом, «петь Лазаря». Таким образом, даже фамилия и имя указывают на то, что он человек лживый, неискренний. Большого предает даже его дочь. И современная Островскому критика видела в Большове русского короля Лира. Эта пьеса Островского была замечена и высоко оценена: А.Панаева вспоминала, что после появления этой комедии Некрасов очень заинтересовался автором, захотел с ним познакомиться и пригласить в сотрудники в «Современник».

2 стр., 723 слов

Островский а. н. — Душевная драма катерины в пьесе а. н. островского гроза

... искренностью, горячим сердцем и конечно же твердостью характера. Островский начал пьесу на прекраснейшем берегу Волги, тем самым он стремился ... жизнь города не сливается с трагической судьбой героини, но Островский показывает нам гнетущую силу общественного мнения, которая в конечном ... пренебречь всем и связать свою жизнь с ним. Конец пьесы неоднозначен. С одной стороны, он пессимистичен, так как ...

Классическим стал отзыв В.Ф. Одоевского: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкроте» я поставил норме четвертый4. По выходе этой пьесы за Островским был установлен негласный полицейский надзор, и ему ни раз приходилось объясняться с властями по поводу этой пьесы. Он говорил: «Главным основанием моего труда, главную мыслию, меня побудившего, было: добросовестное обличение порока, лежащее долгом на всяком члене благоустроенного крестьянского общества, тем более на человеке, чувствующим в себе прямое к тому призвание. Такой человек льстит себе надежного, что слово горькой истины, обличенная форма искусства, услышится многими и произведет желанное плодотворное впечатление, как все в сущности права и по форме изящное «согласно понятиям моим об изящном, считая комедию лучшею формою к достижению нравственных целей и признавал в себе способность воспроизводить жизнь преимущественно в этой форме, он должен был написать комедию или ничего не писать» 5. МОСКВИТЯНИНСКИЙ ПЕРИОД. 1852-1855 ГОДЫ. Новый период в творчестве Островского был очень непродолжителен. В это время создаются всего лишь 3 пьесы: «Не в свои сани не садись» (1852), «Бедность не порок»(1853) и народная драма (жанровое определение автора) «Не так живи, как хочется» (1855).

Первыми литераторами, горячо принявшими молодого драматурга, были сотрудники журнала «Москвитянин», издававшегося историком и публицистом М.П.Погодиным. Сам Погодин разделял идеи официальной народности, и «молодая редакция» «Москвитянина» придерживалась более демократических воззрений. Идеи моквитянинцев принято считать разновидностью славянофильства, хотя таким видеть в них ранний вариант подвижничества. Со славянофилами «молодую редакцию» сближала сосредоточенность вокруг идеи национальной, самобытности, а также к допетровским формам русского быта, сохранявшимся еще в среде крестьянства и патриархального купечества. К моменту вступления Островского в литературу у нас сложилось два типа комедии. Один, стадиально более поздний и непосредственно предшествующий появлению Островского, — комедия без героя, где все персонажи подвергаются осмеянию, а «положительное лицо — смех», по известному выражению Гоголя. Другой, более традиционный, основан на противопоставлении положительных и отрицательных персонажей. В реалистической литературе, предшествующей Островскому, такой комедией было «Горе от ума», безусловно, дающее яркий образец соединения высокого и комического.

Начав с гоголевского варианта, Островский в этот период обращается к грибоедовскому типу построения пьесы. Но только среда, материал, вся бытовая фактура у него совершенно иная, затушевывающая это сходство. Мир драматургии Островского москвитянинского периода — мир должностного создания, когда человеку и не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Островский в москвитянинский период видит социальную конфликтность изображаемого им быта, показывает, что идиллия патриархальной семьи, чревата драмой. Несмотря на то, что пьесы этого периода, в известной мере, полемичны по отношению к наиболее передовым — революционно-демократическим идеям своего времени, в становлении Островского-художника они сыграли немаловажную роль. Это были первые опыта драматурга в создании положительного народного характера. В это время в его творчестве неповторимо соединились две стихии: аналитическое, исследовательское начало, порожденное близостью к принципам натуральной школы, и вынесенное из москвитянинских увлечений внимание, интерес и доверие к стихийным проявлениям жизни, вера в творческие возможности не только просвещенной личности, но и темной, неразвитой, однако, свежей и непосредственной.

28 стр., 13918 слов

Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ...

... ДОУ 3.1 Взаимодействие воспитателя и семьи ребенка третьего года жизни во время адаптационного периода 3.2 Стили педагогической деятельности воспитателя 3.3 Организация педагогического процесса в первой ... выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка. Объект исследования - адаптация детей третьего года жизни к детскому саду. Предмет исследования ...

Именно в этот период сложились некоторые из тех художнических представлений о жизни, о соотношении в ней стихийного и теоретического, которые Островский сохранил в дальнейшем до конца своего пути и которым он и обязан тем, что сказал о русской действительности совершенно новое, своеобразное слово, достойное на равных правах встать рядом с теми открытиями о русской жизни, которые совершают его великие современники-романтики. Наиболее яркой пьесой этого периода является пьеса «Бедность не порок». «БЕДНОСТЬ НЕ ПОРОК» Чернышевский ругал эту пьесу, так как считал, что в ней наблюдается распадины драматической формы. Он не видел в ней драмы, основанной на столкновении интересов. Опасаясь перехода драматурга в лагерь реализма, он оценил пьесу как «приторное прекрашивание того, что не может и не должно быть прекрашиваемо» 6. Действие пьесы происходит во время Святок. Любой святочный рассказ должен иметь счастливый финал. Пьеса Островского соответствует этому закону. Гордей Торцов — отец Любы Торцовой — является самодуром. Он хочет выдать свою дочь замуж по собственному усмотрению. Люба влюблена в Митю — приказчика в доме, но Торцов не хочет выдавать за него свою дочь, для него важно исполнение его воли.

Люба патриархальна, любит своего отца, не может его ослушаться, но в ней уже просыпается индивидуальное начало, и она способна сделать выбор. Я.С.Белинкис пишет: «…до развитого, индивидуального чувства и, таким образом до уровня личности, вырастает девушка, ничего в жизни кроме старозаветности не знавшая7. Островский хочет этот выбор Любы согласовать с патриархальными нормами, но обнаруживает, что это уже невозможно, только счастливая случайность спасает Любу и Митю. Таким образом, можно сделать вывод о том, что чудесное спасение, а не законы современной жизни приводят к счастливому концу. Любим Торцов, брат Гордея Торцова, помогает влюбленным. Это человек, который выпал из купеческого быта, оторвался от семьи, от рода. Это становящаяся личность, которой Островский предсказывает большое будущее. Именно он встает на защиту любви Мити и Любы. К этому периоду относятся и пьесы «Не в свои сани не садись». «Не так живи как хочется», написанные в 1855 году. Его заканчивается Москвитянинский период творчества Островского. Чернышевский назвал пьесы Островского, относящиеся к этому периоду, произведениями слабыми и фальшивыми. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» поставил пьесы Москвитянинского периода в один ряд с обличительными комедиями о «темном царстве» и показал, что они рисуют тяжелые стороны самодурства.

13 стр., 6344 слов

1. Обоснование выбора пьесы

... смысл. Нельзя путать идею с моралью. Художники – моралисты, например Островский, Фонвизин и др., в своих пьесах стремились решить те или иные этические проблемы морального свойства. Тут ... "чувство поколения", т.е. дать художественную концепцию, выделить основную и особенную черту современной жизни. Вл. И. Немирович-Данченко говорил о неизбежном "триединстве", которое отмечает талантливый спектакль. ...

Революционные демократы рассматривали пьесы Островского этого периода как явление исторически прогрессивное. «Несмотря на то, что пьесы Москвитянинского периода в известной мере комичны по отношению к наиболее передовым — революционно-демократическим — идеям своего времени, в становлении Островского художником, они сыграли немаловажную роль. Это были первые опыты драматурга в создании положительного народного характера» 8. ПРЕДРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД. 1856-1860 ГОДЫ. Исследуя в москвитянинский период архаические формы быта и семейных отношений купечества, Островский создает художественную утопию, мир, где, опираясь на народные представления о нравственности, оказывается, возможно преодолеть рознь и ожесточенный индивидуализм, все более распространяющийся в современном обществе, достигнуть утраченное, разрушенное историей единение людей. Но обострение социальных противоречий русской жизни, поражение николаевской России в Крымской войне и подъем антикрепостнического движения, изменение всей атмосферы русской общественной жизни в преддверии крушения крепостного права приводит великого реалиста к пониманию утопичности к несбыточности этого идеала. Высшим художественным произведением Островского в предреформенные годы стала »Гроза». От последней вполне москвитянинской пьесы до »Грозы» прошло четыре года. За это время Островский написал «В чужом пиру похмелье» (1855), «Доходное место» (1857) начал трилогию о Бальзаминове, для журнала «Современник» написал «Не сошлись характерами» (1857).

В годы, непосредственно предшествующие крестьянской реформе, расширяется сам материал драматургии Островского, в круг внимания художника попадают области жизни, ставшие к тому времени традиционными предметами изображения: дворянская усадьба, чиновничья среда. Но и включаясь в давнюю литературную традицию, Островский находит свой угол зрения на вещи. Появление первых трех пьес демократическая критика восприняла как возвращение Островского к обличительному реализму. Приветствуя новые пьесы, революционные демократы много сделали, чтобы раскрыть свою остроту содержащейся в них социальной критики. Именно в это время создается статья Добролюбова »Темное царство». Имя Островского часто появляется на страницах газет и журналов. В годы революционного подъема драматург обличается с лагерем революционных демократов, с их органом »Современник», и сотрудничает в нем, а после его закрытия — в »Отечественных записках». Но он не принял мысли о необходимости революционной борьбы, революционного переустройства жизни. Идейным основанием его союза с революционно-демократическими кругами следует считать то, что, начиная с 1855 года, в центре своего творчества Островский ставит последовательную критику современных общественных отношений, причем не только пережитков феодально-крепостнического уклада, но и темных сторон буржуазного общества.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... периодизации раз­вития. Он делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода по шесть лет каждый: 1) детство (от рождения до 6 лет включительно); 2) отроче­ство — от ... 6 до 12 лет; 3) юность — от ...

Суждение Островского оказалось очень глубоким, он взглянул в самый корень проблемы и вывод его был безотрадным. Именно поэтому Н.Н. Толстой пишет В.П. Боткину о »мрачной глубине» этой пьесы, а в письме самому Островскому говорит о »Доходном листе», что это »огромная вещь по глубине, силе, верности современного знания и по безукоризненному лицу Юсова». Следующая наиболее яркая пьеса — это »Гроза». «ГРОЗА» »Гроза» — несомненно, вершина творчества Островского. В этой пьесе спор патриархального мира и чего-то нового: »…исследуя вроде бы периферийный жизненный материал, Островский обнаруживает в нем грозные симптомы обширного, необратимо нарастающего социального катаклизма» 9. Теперь на суше новая личность осознавшего себя, но близкая к церкви, »…личность здесь (в быте) рождается в гуще и толще сложившегося быта, в постоянных и разветвленных отношениях с ним» 10. Именно здесь и возникает спор о жанре: драма или трагедия. Островский заявляет жанр как драма, а некоторые исследователи определяют его как трагедия, т.к. в конце Катерина заканчивает жизнь самоубийством. Часть исследователей относит Катерину к »Гамлету в юбке», ведь она не знает, что ей сделать: смириться ли с законами или бороться против них.

Катерина религиозна, она не знает гражданских законов. Кабаниха тоже принадлежит к патриархальности, но брат Достоевского назвал ее формалистом, т.к. религия для нее — прикрытие; она — своеобразный ханжа. Для мира самодуров важен девиз »шито-крыто», здесь не осталось ничего патриархального, и Катерина является носителем нравственности в этом мире. Новаторство этой драмы в том, что в Катерине наметилось личностное начало: сопротивление воли родителей, понимание себя как личности проявляется и в любви: »Любовная страсть растормошила и взорвала первоначальную ценность духа — в потаенных недрах его разыгрывается трагедия распадения аспектов». И это закономерный этап развития человека11. Она хочет, чтобы и выбор был одобрен и людьми, и Богом, но это невозможно, ведь с религиозной точки зрения: и любовь к Борису — грех, но с другой стороны она не может пойти против себя — это чувственное начало. Существует такое мнение, что Катерина не борец против «темного царства», а столкновение конфликтов, заложенных в ее душе. Островский не знал, как может разрешиться этот конфликт, и он разрешает его смертью, она умирает и примиряет два этих начала.

Смерть для Катерины — это спасение, а могила — дом. Я.С.Белинкис считал, что она соединила в себе два противоречия, благодаря смерти. Добролюбов рассматривает и смерть как бунт против социальной среды, но на самом деле и уход из жизни — не просто уход из «темного царства», но это также уход от внутренней духовной путаницы. Катерина сознательно идет на еще один грех, тем самым делает свой второй легкомысленный долг, но она уходит любя и будучи любимой. «Диалектика любви и жалости: от наивного поспирального неразличения их — через и противоборства — к трагическому их слиянию уже из смертной черты — такова история жизни и гибели Катерины» 12. ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД. 1861 — 1886 ГОДЫ. Как уже говорилось, к 1860-1861 годам мировоззрение Островского окончательно сложилось. Более чем двадцать лет жизни драматурга, приходящиеся на пореформенный период, вносят, разумеется, много нового в творчество Островского, но его идейные позиции на протяжении этого двадцатилетия не претерпевают существенных изменений. Стабильность идейного мира Островского привела к широко распространенному мнению о «статичности» его творчества, даже утверждения о том, что драматург «»повторяется».

11 стр., 5072 слов

Тургенев и. с. — Красота русской души

... о бурмистре, о нравственной сути поведения людей, о русской жизни и о быте других народов. Автор ссылается на ... крепостного крестьянства27. Автор подробно описывал условия и обстановку их жизни. Однако крестьяне, изображенные Тургеневым в его очерке, – не ... становится средством возвышения героя. Далее, изображая быт, уклад жизни крестьянина, писатель сосредоточивает свое внимание на его характере, ...

Эти обвинения особенно часты в статьях недоброжелательно настроенных критиков-современников. О том, насколько они не обоснованны, свидетельствует даже простой обзор написанного Островским в этот период. Продолжением дореформенных линий творчества была группа социально-бытовых комедий из жизни купечества; в конце 50-х годов начинается цикл пьес «из жизни захолустья». Группа исторических пьес, сатирических комедий, совершенно уникальная «Снегурочка», и разрабатываемая в 70-80-е годы психологическая драма, — все это новые направления драматургии Островского, сложившиеся в пореформенный период. В пореформенный период Островский обращает внимание на все больший диапазон областей современной жизни, его волнует вопрос о путях развития России. Расширяется жанровый диапазон его драматургии, он обращается к новым типам конфликта, новым принципам сюжетосложения, создания характеров. Помимо этого, параллельно продолжает существовать и уже сложившиеся в его творчестве жанровый характер. В это время в литературе наблюдается тяготение к иносказанию, сказке, символу. Не прошел мимо этого в своем творчестве и Островский. Так появилась на свет его сказка «Снегурочка».

В этой пьесе создан «максимально обобщенный образ «мира Островского», воспроизводящий в фольклорно-символической форме глубоко лирическое авторское представление о сути национальной Жизни» 13. Автор определил направление пьесы как «весенняя сказка». Некоторые исследователи творчества Островского называют это произведение утопией (несбыточная, неосуществимая мечта), т.к. в ней, по их мнению, в сказочной форме воплотилось представление автора об идеальном обществе, но с этим мнением можно поспорить. «СНЕГУРОЧКА». 1873 ГОД «Снегурочка» — это весенняя сказка. В этот период наблюдается тяготение к сказке в литературе, а также иносказанию, символам. К жанру сказки обращается и Островский. На полях к черновику «Снегурочки» Островский написал: «Счастье в том, чтобы любить, счастье в том, чтоб не любить». Таким образом, драматург показывает антикомичность жизни, это итоговое произведение Островского. Действие пьесы происходит в глубокой древности, в царстве Берендея. Все здесь подчинено нравственным ценностям, здесь царят чистые нравы и помыслы. Самое страшное наказание здесь — это изгнание. Сначала Снегурочка предстает перед нами невинной, целостной натурой, самолюбующейся.

Она холодна, но в любви она проявляет себя страстной, горячей натурой, готовой к самоотдаче, и за любовь она платит смертью. Ее бытие было бы неполным, если бы она не испытала любви, счастье ее связано со страданием, оставленным Купавой. Но Мизгирь должен понести наказание за то, что оставил Купаву, но она вдруг находит свое счастье с Лелем. Таким образом, Островский словно говорит о том, что ход жизни гораздо мудрее всех наших решений, такова диалектика жизни. Закон царства Берендея основан на доверии к жизни. В финале Берендей говорит: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить так не могут», т.е. случилось так, как должно было случиться в царстве Берендея, в котором жизнь продолжается несмотря на смерть Снегурочки и Мизгиря. «СЦЕНЫ И КАРТИНЫ». «Гроза», несомненно, была высочайшей вершиной на творческом пути Островского. Вслед за тем наступает период поисков и проб. Писатель работает над бытовыми пьесами, рисующими повседневную борьбу за хлеб и свое человеческое достоинство, которую ведут «маленькие люди» — мелкие чиновники, приказчики, овдовевшие и осиротевшие женщины («Старый друг лучше новых двух», «Шутники», «Пучина», позднее — «Трудовой хлеб»).

9 стр., 4039 слов

"Новая драма" у Бернарда Шоу

... путь «к более совершенным формам общественной и частной жизни». Именно поэтому и необходимо осуществить реформу драмы, сделать главным элементом драматургии дискуссию, столкновение различных идей и ... с окружающей его обстановкой. Так, условные декорации и неопределенный романтический антураж в пьесах первой половины столетия постепенно оказались вытеснены точным воспроизведением на сцене бытовых ...

По ряду признаков к этому же циклу тяготит и бальзаминовская трилогия. Эти «негромкие» пьесы обладают чертами жанрового новаторства, сам драматург нередко затрудняется отнести их к одному из трех видов драмы, и называет то «картинами», то «сценами». Возникает он, по-видимому, как отражение в драматургии заметкой в литературе этих лет тяги к очерку. Жанровое определение, предложенное для них автором, вызвано, видимо, двумя обстоятельствами: обаянием и идейно-художественной значительностью для них бытовых описателей сцен и смелым смешением комического и драматического элементов в содержании. Герои Островского горячо мечтают о счастье. Но само понятие о том, что же такое счастье, у героев этих пьес незамысловатое. Никакого поэтического ореола в нем нет, нет и того, что столь свойственно большинству положительных героев русской классики: напряженной духовности, тоски по идеалу. Они хотят мирного семейного счастья и верного куска хлеба. В пьесах Островского не звучит упрек за скромность этих надежд и стремлений. «Трудовой хлеб» — вот главное оправдание этих героев в глазах драматурга. С большим сочувствием показывает Островский борьбу героев за то, чтобы отстоять свою скромную домашнюю жизнь и нерочную материальную независимость.

Одной из очень остро переживавшихся Островским проблем современной ему русской жизни было столкновение, встреча двух культур: национально-самобытной, исконной, опирающейся на патриархальные формы быта, и европейской культуры «цивилизованного» общества. Эта проблема по-разному освещалась Островским в разных пьесах, но неизменно волновала его. Как раз в середине века она обрела особую актуальность: если раньше «европейская» культура и соответствующие ей формы быта и литературного сознания были достоянием дворянства, а национально-самобытные формы жизни сохранялись в народе, то и середина века демократические слои населения — прежде всего, конечно, городского — начинают преобращаться к этим новым для них формам жизни. Несмотря на то, что в творчестве Островского на протяжении многих лет продолжали появляться пьесы о «маленьких людях», в которых с полным уважением и без всякой авторской иронии рисовались скромные до убожества надежды и стремления этих забитых жизнью и поневоле ограниченных героев, драматург тоже дал критику «маленького человека», так сказать свой, глубоко оригинальный и соответствующий описываемой среде вариант Фомы Фомича. У Островского это Миша Бальзаминов. «ТРИЛОГИЯ О БАЛЬЗАМИНОВЕ». Работу над «Трилогией о Бальзаминове» начал еще в 1857 году пьесой «Праздничный сон — до обеда» и завершил в пореформенный период («Свои собаки грызутся — чужие не приставай!», «Зачем пойдешь, то и найдешь» — 1861 год).

9 стр., 4131 слов

Анализ пьесы

... чувств, возникающих от несовпадения целей и результата. Противоречие - это двигатель действия в пьесе. Драм. ситуация - это совокупность межчеловеческих отношений в каждый момент времени. Переходим к действию, ... Каждый индивид в драме (как и в жизни) имеет цель. Он взаимодействует с другими (в пьесе - очень плотно), но у них тоже есть цели и они, по закону ...

Многие критики видели в главном герое этих пьес ничтожного человека и не понимали, зачем ему посвящено целых 3 пьесы. У Островского были свои причины для выбора такого героя. Подобный герой уже успел глубоко укорениться как в общелитературной традиции, так и в творчестве самого Островского. «Для выяснения литературного Бальзаминова трилогию следует рассматривать в ряду произведений о «маленьком человеке». Специфичный для мира Островского и вместе очень актуальный для его роли была «культурная проблематика», отчетливо проступающая во всех трех пьесах» 14. Одной из важных для творчества Островского проблемой было столкновение двух культур: исконно русской (патриархальной) и европейской. Этой проблеме было посвящено несколько его пьес. К 50-м годам XIX века она стала особенно актуальной: раньше «европейская культура» была достоянием дворянства, а патриархальные формы жизни сохранились в народе. К середине же века и городские слои населения начинают приобщаться к новым для них формам жизни. «Освоение их у малообразованных людей идет через нередко карикатурное подражание внешним формам быта…» 15. Миша Бальзаминов является как раз таким малообразованным человеком.

В трилогии о нем все темы пронизаны этой культурной проблематикой. В социальном плане он принадлежит к разряду «маленьких людей», как и герои серьезных комедий Островского, посвященных теме «маленького человека», Миша Бальзаминов стремится к простому идеалу семейного счастья, но в его мечтах нет того «трудового хлеба», который сглаживает ограниченность других. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЬЕСЫ. В 60-е годы, переломную эпоху русской жизни, и наша общественная мысль, и наша литература обращаются к истории. В эти годы появляются выдающиеся труды по русской истории С.М. Солоьева, Н.И. Костомарова, И.Е. Забилина. Публикуется множество ценнейших исторических документов. Вместе с тем Островский в связи со своим просветительским пониманием задач театра считал пьесы на темы национальной истории необходимой частью репертуара, понимая, что исторические драмы и хроника «развивают народное самопознание и воспитывают сознательную любовь к Отечеству». Важно также, что обращение к исторической теме открывало перед драматургом возможность воплотить сильные и яркие героические характеры, каких он не находил в среде, описанной в его бытовых пьесах того периода. Исторические пьесы Островского неоднородны по жанру.

Среди них есть хроники — «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Тушино», историко-бытовые комедии (очень непохожие друг на друга по своей этике) — «Воевода» и «Комик XVII столетия», психологическая драма «Василиса Мелентьева». В высшей степени характерно для Островского два обстоятельства: то, что начинает он с хроники, и то, что выбирает эпизоды из истории Смутного времени. До Островского в русской исторической драматургии абсолютно преобладала трагедия. Жанровое содержание хроники глубоко отмечается от жанрового содержания трагедии, и потому обращение Островского к хронике столь показательно для его идейно-творческих принципов. Трагедия берет вершинный, переломный момент истории, отразившийся в судьбе выдающейся личности. Хроника обращается к изображению широкой картины национальной жизни в определенный исторический момент, не обязательно кульминационный. В Смутное время едва ли не впервые в России историческое творчество «народа появилось с такой исключительной наглядностью. Участие народа в решении судеб нации и государства и привлекает внимание Островского. В этом отношении выбор материала был сделан им безошибочно.

Это можно увидеть в пьесе «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». «КОЗЬМА ЗАХАРЬИЧ МИНИН-СУХОРУК». Первая хроника Островского «Козьма Захарьич…» была завершена в 1861 году и появилась в январской книжке «Современника» за 1862 год. Созданная в период демократического поэма и повествующая о широком народном движении прошлого, она привлекала внимание современников и вызывала много споров. Кроме того, хроника Островского имела чрезвычайно нетрадиционный для того времени финал. Островский заканчивал сценой сбора народного ополчения и выступления его на защиту Москвы от иноземцев. Критика осталась недовольна также тем, что у Островского ярко выражены религиозные мотивы, — это не соответствовало духу 60-х годов. Островский пишет по поводу этих суждений: «Неуспех «Минина» я предвидел и более этого: теперь овладело всеми веселое бешенство, я в Минине хотел видеть демагога <…>. Он собирал деньги на великое дело, как собирают их на церковное строение…» 16. В пьесе Островского показана и социальная борьба, которая кипела в русском обществе Смутного времени. В изображении драматурга именно простой народ стремится к бескорыстной защите родины, а губит Россию не только иноземное нашествие, но и междоусобицы. И все-таки преобладающим мотивом этой пьесы оказывается преодоление всякой козни во имя защиты национального единства и независимости Руси. Фигура Минина была слишком сильно выдвинута на первый план. Пьеса, будучи, безусловно, хроникой по самому характеру художественной задачи (получать массовое демократическое движение), в своей поэтике имела рудименты жанра трагедии (преувеличенная композиционная роль центрального героя, его обширные монологи).

САТИРИЧЕСКИЕ КОМЕДИИ. В самом конце 60-х и в 70-е годы Островский создает группу сатирических комедий: «На всякого мудреца довольно простоты» (1868), «Бешеные деньги» (1869), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875).

За исключением «Горячего сердца», своеобразного сатирического эпоса, это комедии из дворянского быта. Антидворянский сатирический цикл объединен не только общностью темы, но и художественным родством. Здесь драматург впервые с такой широтой пользуется приемами сценической условности, а иногда и гротеска, во всех этих пьесах сложная интрига, все они широко используют богатые литературные и культурно-исторические ассоциации. Островский приходит в литературу как писатель «третьего сословия», непривилегированных слоев общества, жизнь которых становится преобладающим материалом в его ранних пьесах. Дворянские герои — всегда сатирически обрисованные — появляются в них эпизодически. К типу дворянского интеллигента Островский впервые обратился в конце 60-х годов, но в его художественном мире попытка освоения фактуры дворянского личностного героя заканчивается созданием сатирической комедии «На всякого мудреца довольно простоты» и других антидворянских комедий. Быстрое разрушение авторитарной морали, характерной для феодального уклада, несет с собой, помимо, освобождения личности, открывает перед индивидуальным человеком гораздо более широкие и разнообразные возможности.

Но эти же процессы как бы лишают личность тех опор, которые представляли ей патриархальные формы организации общества. Именно Островский, поэтизировавший в москвитянинских пьесах такую идеальную модель патриархальной семьи, как никто другой в русской литературе показал и процессы разложения этой морали, ярко выразившиеся в открытом им и художественно освоенном явлении — самодурстве. Старая мораль утрачена, а новая не сложилась. Перед каждым решением человек одинок, он сам должен сделать выбор. Нравственные катастрофы, как и медленное сползание в жизнь без всяких представлений о нравственных нормах, в жизнь с мыслью лишь о материальном благоденствии и удовольствиях, происходят на фоне совершенно иных, чем прежде, непривычных экономических отношений в обществе. Пореформенная драматургия Островского широко отразила все эти процессы в комедии «Лес». «Л Е С» В «Лесе» драматург все же сосредоточен в еще большей степени на нравственных моментах. Через семейный конфликт в комедии Островского просвечивают огромные сдвиги, происходящие в русской жизни. В этом «глухом помещичьем захолустье» (выражение одного недоброжелательного критика Островского) поистине чувствуется ветер истории. Здесь существует государство многих и многих людей. И вот они сталкиваются и спорят, воюют друг с другом здесь в гостиной помещицы Гурмыжской, люди, которых раньше немыслимо было представить в каком бы то ни было диалогическом общении: уездная знать, серый неграмотный купчина, бедная (но отнюдь не бессловесная!) воспитанница, недоучившийся гимназист из разорившегося дворянского семейства, помещик Гурмыжский и беспаспортный актер из мещан Счастливцев. В «Лесе», как и в других комедиях из «цивилизованного» быта, действие строится вокруг гораздо более напряженной интриги, но все же подлинная борьба антогонистов показана не при помощи механизма интриги, а скорее по поводу ее. Это борьба слов и стоящих за ними жизненных позиций. Именно поэтому, несмотря на наличие в пьесе нескольких сюжетных линий, в том числе и любовной, центральная линия действия, сосредотачивающая вокруг себя и остальные, — столкновение двух представителей дворянского рода Гурмыжских: богатой немолодой помещицы, проматывающей имение с любовниками, и ученного на медные деньги полуграмотного актера, великодушно дарящего бедной девушке намедни деньги из родового состояния. Бадаев и Милонов, своими разговорами о «нынешних временах», не являются участниками интриги, но они нужны не только для характеристики среды, но участвуют в действии: они необходимые слушатели и зрители того спектакля, который разыгрывают главные антагонисты пьесы Гурмыжская и Несчастливцев. Добытая истина закрепляется в своеобразной «искусствоведческой» формуле Несчастливцева: «Комедианты? Нет, мы артисты, благородные артисты, а комедианты вы». Спектакль, который разыгрывает Гурмыжская, — комедия интриги, а маска и добродетель, и благопристойность. Постепенное выяснение того, что это именно маска, роль, и есть динамика этого характера в пьесе. Несчастливцев тоже стремится поставить свой спектакль, мелодраму. И это его актерство, перенесение игры со сцены в жизнь, Островский не одобряет, он над ним смеется, ставя в нелепые положения героя, которому в целом, бесспорно, сочувствует. Выйдя из мелодраматической роли, Несчастливцев, остается актером. Последний его монолог незаметно переходит в монолог Карла Моера из «Разбойников», как будто Шиллер судит обитателей этого «леса». Как сложится новая иерархия в обществе — об этом драматург через пять лет четко сказал в комедии «Волки и овцы». ЖАНР ДРАМЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ОСТРОВСКОГО. Сатирические комедии и психологические драмы — два направления творчества Островского, в наибольшей степени связанные с пореформенной действительностью. Как известно, драма возникает в европейской литературе в связи с выходом буржуазии на общественную арену. Создателями и теоретиками драмы были представители просветительского реализма (Дидро).

Драма была призвана изобразить конфликты из жизни «третьего сословия». Просветительскую драму характеризует пафос буржуазного демократизма, борьба с составными предрассудками. После победы революций и разочарования в реальности нового общества, европейская драма разветвляется на две линии: реалистическую драму с ее бунтарскими мотивами и благонамеренную буржуазную драму, рисующую семейные конфликты, мишенную социальной остроты. Если в сатирических комедиях Островский подвергает беспощадной критике быт и мораль пореформенного дворянства и буржуазии, а порой и их политический союз («Волки и овцы»), прибегал при этом к гротеску и условности, но в драме новый уклад жизни делается предметом спокойного, вдумчивого описания и анализа. Драма Островского — семейно-бытовая. Ее особенность — «безгеройность»: в центре стоит женщина, именно ее судьба определяет развитие действия, организует сюжет. Думается, что это далеко не случайное обстоятельство: в современной жизни Островский не видит такого героя, который мог бы отказаться одновременно и человеком дела. Все герои в драмах Островского либо черствые преуспевающие дельцы, либо пошлые, циничные прожигатели жизни, либо препрямодушные идеалисты. Таким образом, ни один из героев не может стать центром драматического действия. Таким естественным центром оказывается женщина. Достаточное основание для такого положения в сложении ее чистоты, бескорыстность, готовность к самопожертвованию. Именно таковы все героини психологических драм Островского. Эти женщины были всем: они талантливы, и искусство дает им возможность выйти из замкнутого мира семьи, преодолеть личную драму, обрести «дело женщин». Представление об Островском как бытописатель обычно связывается исключительно с его «купеческими пьесами». Драмы пореформенного периода тоже построены главным образом на анализе быта; но это новый уклад жизни, бесцветный быт «цивилизованной» буржуазии, усваивающей дворянские формы жизни. Принцип купли-продажи, лежащий в основе человеческих отношений в буржуазном обществе, выступает в этих пьесах Островского совершенно прямо и непосредственно. В полном соответствии с сущностью воцаряющегося буржуазного уклада жизни он теперь нисколько не маскируется авторитарной моралью, свойственной феодальному обществу. В художественной системе Островского драма формируется в недрах комедии. То обстоятельство, что Островский разрабатывает такой тип комедии, в котором наряду с отрицательными персонажами непременно присутствуют их жертвы, вызывающие наше сочувствие и создание, уже предопределило драматические потешки его комедийного мира. Вместе с тем именно в них постепенно накаливаются качества, необходимые для возникновения драмы в узком значении термина. Рассмотрим «Бесприданницу» как психологическую пьесу. «БЕСПРИДАННИЦА» «Бесприданница» — лучшая психологическая драма Островского буржуазной эпохи. Здесь уже нет абсолютного противостояния героики и среды, Лариса лишена цельности, но сама ее житейская драма — результат того, что буржуазные представления о жизни имеют над ней власть, ведь и Паратова она полюбила не безотчетно, а потому что «Сергей Сергеич это… идеал мужчины». Мотив торговли, проходящий через всю пьесу и концентрирующийся в главном сюжетном событии — торге за Ларису, охватывает всех героев-мужчин. И Паратов здесь не сколько не исключение, но, как выясняется, — самый жестокий и бессловесный участник торга. Быть может, «Бесприданница» и выделяется каким-то новым художественным качеством среди пьес Островского как раз потому, что буквально все действующие лица очерчены в ней не только с обычной для Островского определенностью нравственной оценки, но и разносторонне. Сложность героев — будь то противоречивость их внутреннего мира, как у Ларисы, или несоответствие внутренней сущности героя и его внешнего поведения, как у Паратова, — вот что требует избранного Островским жанрового решения — формы психологической драмы. Репутация Паратова — большой барин, широкая натура, бесшабашный храбрец. Он продает не только «Ласточку» Воливатову, но и себя самого невесте с золотыми приисками. Ни один из героев не изменяется в процессе драматического действия, а лишь постепенно раскрывается перед зрителями. Даже о Ларисе можно сказать также: она прозревает, узнает правду об окружающих ее людях, принимает страшное решение стать «очень дорогой вещью». И только смерть освобождает ее от всего, чем наделил житейский опыт. «Смерть Ларисы спасает ее у Островского … от душевного опустошения, от превращения во что-то совсем другое, чем она есть, и она благодарит Карандышева за его выстрел…» 17. В этот момент она как бы возвращается к естественной красоте своей натуры. Она смягчена и успокоена, она всех прощает, потому что счастлива тем, что наконец-то вызвала вспышку человеческого чувства. Редкий художественный эффект этой сцены Островский строит на остром столкновении разнонаправленных эмоций. Имя Островского в нашем читательском сознании давно и прочно стоит в ряду великих классиков русской литературы. Но в нашей культуре ему принадлежит еще и совсем особое место. В 1867 году он написал: «Только при сценическом исполнении драматический вымысел автора получает вполне доконченную форму и производит именно то моральное действие, достижение которого автор поставил себе целью» 18. Эти слова очень многое объясняют и в деятельности, и в судьбе Островского: а его целеустремленное, подвижническое служение театру, и нравственную активность его авторской позиции в таком самом «объективном» литературном роде, как драма. Именно эти свойства писателя позволили ему завершить великое историческое дело — создание национального театра. 

19. Островский — Стр 2

Трагическая острота конфликта в пьесах А. Н. Островского. Островский – создатель самобытной национальной драмы.

«Пьесами жизни» назвал Н. А. Добролюбов произведения А. Н. Островского. Пьесы Островского привлекательны не только достоверной исторической или социально-бытовой информацией, но и остротой конфликта между людьми, живущими по принципам «правды и совести», и теми, для которых погоня за богатством и положением в обществе сместила все нравственные ориентиры. Пьесы А. Н. Островского дают ответы на «вечные» вопросы жизни — о любви, смысле человеческого существования, счастья. Наиболее

привлекательны в его пьесах женские образы, героини с «горячим сердцем». Для них главный смысл жизни можно определить словами Весны из пьесы «Снегурочка»: «На свете все живое должно любить».

Драма «Гроза» была написана Островским в 1859 году. Светел и поэтичен образ главной героини драмы Катерины. Это личность неординарная и неодноплановая. Трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада жизни — основная сюжетная линия пьесы. «Лучом света в темном царстве» назвал Н. А. Добролюбов Катерину, так как в пьесе «Гроза» она оказалась самым бесправным и угнетенным существом, не примирившимся с деспотизмом и произволом в семье своего мужа.

В «Грозе» автор показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах, воссылаемых к Богу. Варваре она рассказывала: «В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало… ночью встану… да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колени, молюсь и плачу». Выйдя замуж за Тихона,Катерина попадает в семью купчихи Кабановой — Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, но «домашних заела совсем». Орудие ее власти — страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками обижает она Катерину. Ратуя за крепкую семью, за порядок в доме, она считает, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение. Трагизм положения Катерины еще и в том, что, выйдя замуж за Тихона, которого не любила, в его лице она не находит поддержки и защиты против Кабанихи, хотя всеми силами старается быть Тихону верной женой. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из-под неволи». В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из-под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах;

он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья.

Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда — суда совести будет преследовать ее до последних дней. Чувство любви для Катерины — это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа почти неизбежна. Катерина уже в начале пьесы предчувствует беду: «Я умру скоро… Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. Таким образом, получается, что «Гроза» — не только трагедия любви, но и трагедия совести. Лгать и обманывать — не только кого-то, но и саму себя Катерина не умеет: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Мрак, как при грозе, сгущается вокруг Катерины. А разразившаяся природная гроза пугает всех (кроме Кулигина) страхом возмездия за грехи. Катерина боится грозы не потому, «что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Самоубийство Катерины — акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада. Финал пьесы оставляет надежду на то, что Бог будет милосерднее к ней, чем люди, за ее великое страдание, за ее грешную любовь, за ее всепрощение миру.