(48)Драма, как литературный род. Драматические жанры

Драма один из родов литературы, отличающийся от других способом передачи сюжета – не по средствам повествования или монолога, а через диалоги персонажей. Драме присуща глубокая конфликтность. Драма литературный род принадлежащий сразу к 2 видам искусства: к театру и литературе. Создавалась для сценической постановки.

Драматические жанры:

— трагедия;

— драма (ведущий современный жанр драматургии)

— комедия;

— пьеса.

(47Эпос как литературный род. Эпические жанры.

Эпос — род литературы, повествующий о событиях в прошлом. Эпос возник как жанр народно – героического сказания (саги, былины, предания) и существовал до эпохи возрождения. В последние 3 века когда происходит поворот к человеку как к личности, начинает появляться эпос как род литературы в нашем современном понимании. Между ведение речи и событием сохраняется временная дистанция. Эпос показывает не только, что делает герой, но и о чем он думает. Объем эпического произведения не ограничен. В эпических произведениях используются почти все средства художественной выразительности.

Жанры:

— эпопея;

— роман;

— эпическая поэма;

— повесть;

— рассказ;

— очерк;

— сказка;

— былина.

(46)Лирика, как литературный род. Лирические жанры. Лирический герой.

Лирика — литературный род, предмет изображения которого – содержание внутреннего мира, собственного «я» поэта, преимущественно в стихах. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводится в форме субъективного переживания. По внутреннему миру человека, раскрытому в лирике мы представляем себе и человека, и жизненную обстановку, которая вызвала его переживания

Жанры:

— ода;

— элегия;

— послание;

— эпиграмма;

— песня;

— сонет.

Лирический герой – герой от лица которого ведется лирический монолог.

(41)Романтизм.

Романтизм – литературное направление возникшее в начале XIX века, изображающий переживание человека.

Ведущее литературное направление в начале XIX века. Романтизм проявляет особый интерес к личности. В рамках романтизма развивается направление «чистого искусства»( главные идеалы которого – красота и искусство. Красота прежде всего. Искусство служит для воспевания красоты. Искусство не должно завесить от государства. Представители: Григорьев, Фет).

9 стр., 4200 слов

Текст для аудиторной работы: тексты разных литературных родов ...

... и жанр 1. Теория литературных родов и жанров в аспекте развития науки о литературе. 2. Эпический род литературы. Основные жанры эпоса. 3. Лирика как род литературы. Лирические жанры. 4. Драма как род литературы. Основные драматические жанры. ...

Романтизм в середине и во второй половине XIX века развивается в творчестве А. К. Толстого, Тютчева, Фета, Полонского, в прозе Гаршина.

(42)Реализм.

Реализм – литературное направление, изображающее реальную действительность. Становиться ведущим направлением после 30-тых годов XIX века. Основой реалистического искусства является правдивое отражение действительности. Писатели реалисты: Гоголь, Достоевский.

1845 – 1846 гг. – выпуск двух сборников ( «Петербургский сборник», «Физиология Петербурга») на основе которых развивается «Натуральная школа» (делает установку на почти научное изучение бщества).

(44)Сатира.

Сатира – злой смех с социальной подоплекой, проекцией на социальные отношения. Сатира, как вид комического, основана на несоответствии и неожиданности. Так в XIX в. в своей статье «Красное и черное» (посвященной комическому искусству) написал Сендаль. Для нее характерны приемы гиперболизации (преувеличения), гротеска ( искажения), литоты (приуменьшения), иносказания (художественный прием создающий обобщенный образ, замаскированный объект).

Имеет публицистический характер ( высказывается на злобу дня), непосредственное высказывание авторской позиции, интенсиозность (готовые умозаключения), выражения народных чаиньей.

(45)Композиционные приемы

Композиционные приемы – это приемы построения текста.

Композиционные приемы:

— параллелизм (сопоставление);

— антитеза (противопоставление);

— повтор, рефрен (повторение).

Система образов, словесный материал, детали могут сопоставляться, противопоставляться, повторяться. На уровне системы образов главные герои могут быть похожи, противоположны.

(43)Психологизм. Средства психологизма.

Психологизм- индивидуальное воспроизведения внутреннего мира человека в литературном произведении, с помощью различных художественных средств.

Существуют 2 основных видов психологизма:

— явный ( — прямое воспроизведения внутреннего мира человека);

— скрытый ( — основан на учете внешних проявлений психологии героев).

Средства явного психологизма:

— высказывание самого героя или других персонажей о душевном состоянии;

— исповедь;

— авторские сообщения о внутреннем мире героя.

Средства скрытого психологизма:

— сон, бред;

— портрет, говорящие фамилии;

— пейзаж (параллелизм с природой);

— речь героя;

— интерьер, мир вещей, окружающих героя;

— поступки, действия героя.

(40)Конфликт. Этапы развития конфликта.

Конфликт – основное противоречие в характере персонажа, благодаря которому развивается сюжет.

Этапы развития:

  1. Экспозиция (пролог)
  2. Завязка ( — место формирования конфликта)
  3. Развитие действий

IV. Кульминация ( — момент развития конфликта, когда он больше не может существовать и требует разрешения)

V. Развязка ( — разрешение конфликта)

8 стр., 3814 слов

Понятие «психологизм» в литературоведении: подходы к определению ...

... «психологию» героев, т. е. создает характеры, типы, то это вроде бы и есть художественный психологизм, и, таким ... подвергается некоторому искажению или стилизации. Решающими для возникновения психологизма оказываются не объективные свойства характеров (тематика), а ... воссоздать, либо пользуются для этого косвенными формами и приемами изображения. Наконец, природа литературы как временного искусства ...

VI. Эпилог ( — постконфликтный этап)

Конфликт делится на внутренний и внешний.

(14)И. А. Гончаров: жизнь и творчество.

Родился в Симбирске (Ульяновске) 6 июня 1812 г. У Ивана Алексеевича рано умирает отец. Мать продолжая дело мужа ведет торговые дела ( семья торговала хлебом), а 4 детей воспитывал крестный отец, отставной моряк.

Гончаров был отдан в частный пансионат, после его окончания (в 1822 г.) Гончаров отправился в Москву и поступает в коммерческое училище и учится там до 1830 г.и не окончив его в 1831 г. поступает на словесное отделение Московского университета и окончив его служит в Симбирске. Позже возвращается в Москву и служит в министерстве финансов переводчиком, печатается в журнале для детей и читает небольшие лекции по литературе.

В конце 30-ых начале 40-ых работа над романом «Обыкновенная история»(печать в 1847 г.) В 1852 г. отправляется на фрегате «Паллада» в кругосветное путешествие, после приезда из которого выпускает сборник «Паллада». В начале 50-ых г. задумывает роман «Обломов» (издает его в 1859г.).

В 60-ых издается роман «Обрыв».

Имел либеральные взгляды. Женат не был, но под конец жизни обзавелся семьей, усыновив трех детей своего слуги.

Скончался от инсульта, вызванного воспалением легких. В настоящее время похоронен в Петербурге на Волковском кладбище.

16)Женские образы в романе «Обломов». Сравнительная характеристика а. М. Пшеницыной и Ольги Ильинской.

В романе «Обломов» образы Ольги и Агафьи Матвеевны противоположны друг другу: Ольга Сергеевна « не была красавицей… Но если бы ее обратить в статую, она была бы статуя гармонии и грации». Агафья Матвеевна же бела и полна в лице, руки имела белые но жесткие.

Ольга пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным, но душа Обломова не лежала к той жизни, которую ему не предлагала Ильинская. А Агафья Матвеевна боготворила Обломова ленивого, изнеженного барина.

(15)Русское дворянство и тема России в романе «Обломов». Сравнительная характеристика Штольца и Обломова. Литературное направление

Середина XIX в. – конец крепостного права. Тема лакея ставшего свободным – очень важна, Гончаров показывает: России придется изменить принцы хозяйствования.

Гончаров – западник, и понимает, что Россия будет технической страной, считает ,что таких людей как Штольц должно быть больше. Время Обломовых прошло, несмотря на это Обломов симпатичен Гончарову своей способностью оставаться морально чистым человеком, симпатичен своей независимостью и свободой. В конце романа мы узнаем, что сын Облома обучается у Штольца, этим Гончаров хотел что бы русский человек остался чист душой, независим и при том сделался практичным и рациональным.

Роман реалистический, т. к. показан характер в развитии, как в зависимости от воспитания развивается характер. Гончарову было важно показать эту закономерность.

Сравнительная характеристика:

От отца и матери Штольц перенял разные черты характера: в романтические моменты он вспоминает мать, рациональность — от отца. Штольц живой человек в практической жизни, но в чувственной сфере он инертен. Он хочет что бы в чувствах все было ясно и четко. Штольц деятельный, живой, но чрезмерно расчетливый.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

На характер Обломова огромное влияние оказала жизнь в Обломовке. Свою самостоятельную жизнь он делает такое же неторопливой, плавной. Обломов инертен в практической жизни, но живой, активный в жизни чувственной.

(18)Жизнь и творчество ф. М. Достоевского.

В 1821 г. 30 октября в флигеле Московской Мариинской больнице для бедных родился Федор Михайлович. Его семья происходила из древнего дворянского рода. С детства Достоевский видел картины нищеты, болезни и смерти. С 1834 по 1837 гг. учиться в пансионе, а после смерти матери отец увозит братьев в Петербург в военно-техническое училище.

В 1839 г. отца убивают собственные крестьяне, из-за жестокого обращения. После окончания училища (в 1845 г.) Достоевский зачислен на службу в чертежную инженерного департамента, но через год был уволен.

1844 г. – дебют, перевод Бальзака «Евгений Гранде», уже через год выходит произведение «Бедные люди». Позже повести «Двойник», «Хозяйка», «Роман в 9 письмах», «Ползунков» и др. Начинает работать над романом « Неточка Незванова»,но не успевает дописать из-за ареста(Достоевский состоял в кружке Петрашевского, был за отмену крепостного права и цензуры).

Достоевского лишили дворянского титула, чина и заточили в Петропавловской крепости. Суд приговорил его к смертной казни. Инсценировка ее состоялась 22 декабря 1849 г., через 2 дня Достоевского заковали в кандалы и отправили в Омский острог до 1854 г. В 1857 г. – женитьба на Марии Дмитриевне Исаевой ,умерший от чахотки в 1864г. В 1860 г. –опубликовано произведение Достоевского «Записки мертвого дома».

В 1865 г. умирает Михаил (брат Федора Михайловича) оставив большие долги, которые писатель принимает. Что бы заработать деньги обращается Тиловскому с кабальным договором на год. Следствием этого договора стал написанный в 1866 г. роман «Преступление и наказание». В этом же году Достоевский женится на своей стенографистке.

60-ые – пишутся произведения«Идиот», «Бесы» (публикация в 70-ых), « Униженные и оскорбленные».

70-ые – «Подросток», «Братья Карамазовы»(публикация 80-ые).

Скончался от легочного кровотечения в результате разрыва аорты. Похоронен в Александро-Невской лавре.

Памятные места:

— Мариинская больница;

-музей-квартира в Петербурге.

(23)Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание»

Достоевский осознает дурное влияние Петербурга на здоровье (как моральное, так и физическое) людей. Петербург влияет на всю страну как столица.

Достоевский показывает пьяниц и попрошаек как обычное, привычное для этого города явление. Все описание Петербурга создает давящую атмосферу: узкие переулки, грязные улицы, ремонт дома сразу после убийства ( разговор маляров, тема: возможности найти в Петербурге все, кроме родных людей ( тема одиночества)).

Часто присутствует грязно-желтый цвет, цвет желчи (обои в комнате Раскольникова, лицо Мармеладова)

(22)Мастерство Достоевского-психолога.

Для изображения мира души своих героев Достоевский использует :

портрет ( + двойное портретирование: описание портрета Раскольникова до и после преступления. Основная художественная деталь – глаза, как зеркало души человека ( взгляд Раскольникова до решения убить старуху «спокойный», а после – «воспаленный» с «лихорадочным блеском»))

15 стр., 7176 слов

Любовь в лирике Фёдора Ивановича Тютчева

... были успехи по службе. И когда после университета Тютчев поступил в 1822 году в коллегию иностран­ ... Фетом, Островским, Достоевским, двумя Толстыми - Львом Николаевичем и Алексеем Константиновичем - связав своей долгой жизнью разные эпохи ... году на графине Эмилии­Элеоноре Ботмер; стал отцом троих дочерей. Здесь, на улице Отто в ... и не умирать в июле 1873 года в Царском Селе. В Космосе Тютчев, по сути ...

описание обстановки ( объем помещения напрямую связан с общим представление о нищете героев)

систему двойничества( благодаря этому показывается масштабность)

сны (Сон 1- о забитой лошади- отражение мыслей о жестокости мира, о необходимости его исправить. Сон2- о хозяйке- отражение реальности. Сон 3 – о воскресшей старухе- следствие страха перед наказанием, осознание того, что он «не старуху убил, а себя убил». Сон 4- о войне- указывает на опасность индивидуализма, провал теории).

диалоги и монологи (пример : монолог Раскольникова на ему кто же он, «тварь дрожащая или право имеющий»)

жесты и мимику.

(8)И. С. Тургенев: жизнь и творчество.

1818 г. – родился Иван Сергеевич Тургенев в Орловской губернии, в родовом имении Спаское-Лутовиново. Детство и юность Тургенева были очень сложными. Мать происходила из древнего богатого рода, наказывала сыновей розгами почти каждый день. Отец – отставной полковник, донжуан, женился на матери Тургенева по расчету. Иван Сергеевич обожал отца.

В 1828 г. вся семья переезжает в Москву и родители отдают мальчика в частный пансион, но через 2 года забрали и готовили к поступлению в университет дома. В 1833 г. поступает в Московский Университет на словесное отделение, а через год переводится в Петербургский университет.

С 1841 г. начинает литературную деятельность(«3 портрета», «Нахлебник»(1848), «Холостяк»(1849), «месяц в деревне»(1850), «Где тонко, там и рвется»(1848), «Му-му»(1852), «Рудин»(1855), «Отцы и дети»(1862)).

В 1843 г. знакомится с Полиной Виардо(оперной певицей) и ее мужем. Тургенев учил Виардо русскому, а она воспитывала его дочь.

В 1856 г. встречается с 18 летней Ольгой, проявляет желание жениться, но отказывается.

3 сентября 1883 г. – умирает от рака, похоронен в Петербурге на Волковском кладбище, рядом с могилой Белинского.

(9)Смысл названия романа и.С.Тургенева «Отцы и дети». Литературное направление.

В 1860 г. Тургенев начинает работать над романом «Отцы и дети». Тема романа – взаимоотношение между поколениями, отсюда и название. Герои романа делятся на 2 лагеря : «отцов» (Павел Петрович, Николай Петрович, Василий Иванович) и «детей» (Аркадий и Базаров).

Основной сюжет романа построен на противопоставлении взглядов отцов и детей.

(10)Нигилизм, его испытание и критика в романе и.С.Тургенева «Отцы и дети»

Нигилизм – отрицание всего. Нигилисты ничего не принимают на веру, опираются только на опыты и науку. Для молодежи нигилизм – определенная жизненная и политическая позиция. Но одни воспринимают его как модное поветрие (Ситников, Кукшина) и лишь немногие действительно живут нигилизмом. В романе, несмотря на уверения молодежи есть только 1 настоящий нигилист- Базаров, но и его нигилизм не выдерживает испытание любовью.

6 стр., 2920 слов

Основы психологии семейной жизни

... детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты ... точную характеристику разных типов темперамента. Так про флегматиков он писал, что они “будто водой напоенные, страсти не только ... острым течением, с лихорадочным состоянием”. О меланхоликах С.Г. Забелин писал, сто “они везде наперед ищут затруднения, коих нет, ...

(11)Женские образы в романе «Отцы и дети».

Образ Анны Сергеевны Одинцовой:

Высока, стройна, взгляд спокойный и умный. Кокетка, опытна в мужчинах. В городе ходят о ней плохие слухи из-за его отца-афериста. Любит роскошь (пример ее комната).

Была замужем, но муж ее умер, в память о нем ничего не меняет в кабинете. Предпочитает счастью комфорт, поэтому в конце романа выходит замуж по расчету.

Образ Катерины Локтевой:

Брюнетка с большими чертами лица и небольшими, задумчивыми глазами. Кроткая, тихая, стыдливая. Боится много говорить, краснеет, вздыхает. Терпелива, нетребовательна, но в то же время упряма. Противоположность своей сестры.

Образ Фенички:

«Молодая женщина лет 23, вся белая и мягкая с темными волосами и глазами. Фенечка естественна, красива, нежна, кротка, комната ее живая, обжитая, уютная и светлая.

Образ Кукшиной:

Эмансипированная женщина, как сама себя называет. Ведет себя не естественно, развязно. В кабинете бардак: везде разбросаны окурки, журналы и неразрезанные газеты(что доказывает обманчивость ее натуры, т. К. она их даже не читает).

(12)П.П.Кирсанов и е.Базаров: сопоставимость персонажей и цель параллелизма.

И Павел Петрович, и Базаров являются своеобразными «героями своего времени», только Павел Петрович – ровесник Печорина и герой того времени. А Базаров – герой своего времени. Оба одиноки, не могут найти свое место в жизни, у одних была большая безответная любовь.

Цель переллелизма не знаю!!!!нужно дописать!!! (29)а.А.Фет – биография поэта. Чтение наизусть и анализ стихотворений а.А.Фета.

(1820-1892)

Уроженец Орловской губернии. Детстве носил фамилию отца Шеншин. Но в 14 лет был лишен отцовской фамилии и дворянского, а вскоре после этого умирает его мать. Помощь от отца получает не регулярно.

Фет учится в Московском Университете на словесном отделении. В 1840 г. «Пантеон», а в 1844 г. заканчивает университет, после чего поступает на военную службу (т. к. чин помогал получить дворянства) в кавалерии в Херсон. Там знакомиться с Марией Лазич, они влюбляются, но Фет жертвует свою любовь единственной цели – получить дворянство. В 1850 г. выпускает свой сборник, а в 1853 г. Фету удается добиться перевода в гвардейский полк под Петербургом.

С 1854 г. регулярно печатается в «Современнике». В 1856 г. выходит указ о присвоении дворянского титула людям с чином не ниже полковника, Фет уходит в отставку. Женится на Марии Ботниковой («барышне с длинным хвостом»), друг друга не любят, но уважают.

В 1850-ых годах Фет уходит из «Современника» и успешно занимается хозяйством. Удесятерив состояние просит вернуть дворянский титул и фамилию. Избирается мировым судьей. В 1873 г. ему удается добиться возврата фамилии Шеншин, потомственного дворянства и наследственных прав.

Был реакционным( т. е. антипрогрессивным) поэтом. В это время (2 половина 60-ых, первая 70-ых)занимается переводами.

12 стр., 5945 слов

Смысл жизни 3

... Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо ... Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что мы умр ... Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой ...

Фет убежденный субъективист в поэзии. С 1883 по 1891 гг. выходят 4 тома поэтического сборника «Вечерние огни», издает 3 тома мемуаров «Мои воспоминания», а четвертый, последний выходит уже после его смерти.

В 1892 г. Фет умирает от инфаркта при попытке самоубийства. Похоронен в селе Клейменово, родовом имении Шеншиных.

Непогода — осень — куришь, Куришь — все как будто мало. Хоть читал бы — только чтенье Подвигается так вяло. Серый день ползет лениво, И болтают нестерпимо На стене часы стенные Языком неутомимо. Сердце стынет понемногу, И у жаркого камина Лезет в голову больную Все такая чертовщина! Над дымящимся стаканом Остывающего чаю, Слава богу, понемногу, Будто вечер, засыпаю…

АНАЛИЗА НЕТ!!!!!А ОН БЫТЬ ОБЯЗАН!!!

(30)Тематика, лирический герой и импрессионизм стихотворений А.А.Фета.

Принято мнение, что лирика Фета импрессионистична, т. е. все в стихотворении подчинено одному моменту, чувству. Фет пытается передать то, как человек вспоминает и воспринимает событие потом. Лирика Фета ассоциативна, обрывчата на первый взгляд абсолютно фрагментарна. Фрагменты в его стихотворениях связанны ассоциативно.

(27)Ф.И.Тютчев – биография поэта. Чтение наизусть и анализ стихотворений ф.И.Тютчева

(1803-1873)

Родился в 1803 г. в Овстуге Орловской губернии. Отец происходил из старинного дворянского рода. Тютчев начальное образование получил дома. В 1817 г. был напечатан его первый перевод.

В 1819 год – Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. В 1821 г. оканчивает университет. А через год Тютчев направлен в Петербург, на службу в государственную коллегию иностранных дел. В этом же году поэт уезжает в Мюнхен сверхштатным чиновником русской миссии. Там слушает лекции Шеллингера. В 1829 г. венчание с Элеонорой Петерсон, в 1838 г. кончающей жизнь самоубийством, не выдержав измен мужа.

С 1826 по 1833 часто печатается, появляются стихи «Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны», «Silentium». В 1839 г. женится на Эрнестине. Работает чиновником общественных дел, позднее цензором. В 1844 г. возвращается в Россию. С 1843 по 1846 практически не пишет. В 1854 год – при помощи семьи Тютчева И.С. Тургенев собирает около ста стихотворений поэта и передает их в «Современник»; в этом же году произведения выходят отдельной книгой.

Последняя драма – отношения с Еленой Денисьевой( ровесницей его дочерей), их раскрывают и Тютчев вынужден жить на 2 семьи. В 1864 г. Денисьева умирает вместе с ней умирают двое ее детей.

В 1873 г. Тютчев умирает от инсульта, похоронен в Царском Селе. По политическим взглядам был монархистом. Музеи-усадьбы: Мураново, Орловщина.

Как океан объемлет шар земной,

Земная жизнь кругом объята снами;

Настанет ночь — и звучными волнами

Стихия бьет о берег свой.

То глас ее; он нудит нас и просит…

Уж в пристани волшебный ожил челн;

Прилив растет и быстро нас уносит

В неизмеримость темных волн.

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины,-

И мы плывем, пылающею бездной

Со всех сторон окружены.

10 стр., 4813 слов

Здоровый образ жизни и его необходимость в жизни современного человека

... других сторон образа жизни ». Здоровый образ жизни воплощает грань образа жизни, орга­нически присущую обществу и направленную на заботу о людях. Здоровый образ жизни выражает и ... ­тельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребно­стей человека. Сущность здорового образа жизни — обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оп­тимизации ...

АНАЛИЗА ОПЯТЬ ЖЕ НЕТ!!!!!

(24)Н.А.Некрасов: жизнь и творчество.

(1821-1878/1879)

В 1821 г. родился в Немирове Подольской губернии, в семье мелкопоместного дворянина. После выхода отца в отставку переезжает в село Грешнево Ярославской губернии. С 1832 по 1837 гг. учиться в Ярославской губернии, начинает писать стихи. В 1838 г. против воли отца уезжает в Петербург поступать в университет, но не поступает и 2 года посещает лекции по философского факультета вольным слушателем. Отец лишает его материальной помощи.

В 1840 г. выходит первый сборник «Мечты и звуки», сборник успеха не имел и Некрасов полностью скупает и уничтожает тираж. С 1841 г. сотрудничает с журналом «отечественные записки», где под редакцией Некрасова выходят 2 сборника: Петербургский сборник», «Физиология Петербурга». После знакомства с Белинским пишет реалистические произведения. С 1847 по 1866 г. был фактическим редактором журнала «Современник». В 1856 г. тяжело заболел и думая, что умирает издает сборник стихов.

1868 год – Некрасов приобретает право на издание «Отечественных записок», которыми совместно с М.Е. Салтыковым руководит до самой своей смерти. 60-ые гг. «Рыцарь на час», «Коробейники», «Мороз красный нос», «Железная дорога». 70-ые гг. «Княгиня Трубецкая», сборник «Последние песни».

Умирает 1878/1879 г. от рака, похоронен на Новодевичьем кладбище.

(26)Поема Некрасова « Кому на Руси жить хорошо». Связь с народным творчеством. Главные герои, авторские идеалы

Черты фольклора : использование Некрасовым скатерть самобранку, говорящую пташку; обещание волшебного выкупа за жизнь; эпитеты Красно солнышко, серый волк, широкое/чистое поле; уменьшительно ласкательные суффиксы; фразеологизмы.

Главные герои:

-Гриша Добросклонов:

Поэт, сочиняющий песни. Счастье для него возможность чесно трудиться, возможность выражать авторские позиции.

— Ярмила Гирин:

Честный бескорыстный человек, уважаемый народом (история с мельницей) – самый счастливый из крестьян.

— Савелий Матвеевич:

Святорусский богатырь. По убеждению Некрасова таких богатырей на Руси очень много, но к сожалению сила их, так, же как и сила Савелия, растрачивается ими в пустую, на мелочи.

— Матрена Тимофеевна:

Крестьянка сумевшее отстоять свое человеческое достоинство + нужно дописать

Главные герои поэмы показывают какая несокрушимая сила скрыта в народной душе. Некрасов показывает нам, что счастье – это не богатство, а свобода и труд для народа.

(1)А. Н. Островский: жизнь и творчество.

(1823-1886)

Известен как драматург, заложил основы современной драматургии.

Москвич. Отец – чиновник, хотел что бы сын окончил университет как правовед. В 9 лет умирает мать.

Островский учится в университете, там же начинает писать небольшие очерки. Дебют – «Записки замоскворецкого жителя» (1847г.), одна из первых драм «Несостоятельный должник» из-за цензуры вынуждена поменять название на «Банкрот», а позже – « Свои люд, сочтемся» (печать только в конце 1850-ых г.).

8 стр., 3930 слов

Приёмы раскрытия характера в романе И. С. Тургенева Отцы и дети

... о чем он и пишет в письме к Тургеневу. Но осознавая противоположность взглядов героя романа своему собственному ... Сергеевича Тургенева – это своеобразная художественная летопись, запечатлевшая жизнь России в период перехода от феодально-крепостнического к ... описание, наконец, через окружающий его предметный мир.<См.№7> «Отцы и дети» - яркий образец социально-психологического романа, ...

В 1850-ых гг. сотрудничает с журналом « Современник». В это время отец лишает его своей помощи, а сам он женится на Агафье Иванове, умершей в 1860-ых г.

В 1850-ых пишет : «Бедная невеста», «Не живите как хочется», «Бедность не порок», « Не в свои сани не садись»( — первая комедия, поставленная в 1853 г.).В эти годы участвует в литературной экспедиции по Волге ( пьеса «Гроза»).

В 1860-ые г. занимается историческими хрониками(пьесы «Грех да беда», «Пучина»).

В конце 1860-ых г. женится на актрисе Марии Васильевне , от которой имел 6 детей.

В 1870-ых пишет сказку «Снегурочка». А так же комедии : «Лес», « Волки и овцы», «Правда — хорошо, а счастье лучше», «Бесприданница»

1880-ые г. – «Таланты и поклонники» и «Без вины виноватые»

Скончался в 1886 г. от порока сердца.

(2)«Гроза»: смысл названия, конфликты (внутренний и внешний) этапы развития и проблематика.

— Внутренний конфликт:

В сознании Катерины, между чувством к Борису и боязнью греха. Завязка конфликта – отъезд Тихона, Катерина получает ключи. Кульминация – признание в грехе прилюдно. Развязка самоубийство.

— Внешний конфликт:

С одной стороны власть денег( Кабанов, Дикой), с другой – желание людей быть свободными и счастливыми (Катерина, Варвара, Борис, Тихон).

Дописать!!! (33)м. Е. Салтыков-Щедрин: жизнь и творчество.

(1826-1889гг.)

Родился в селе Спас-Угол Тверской губернии. Выходец из старинного дворянского рода. В 10 лет поступил в Московский дворянский институт. А через 2 года был переведен в Царскосельский лицей. В 1844 г. служит в канцелярии военного министра.

Вторая половина 1840-ых г.- « отечественные записки»(первая публикация), «Противоречие», «Запутанное дело».В это же время увлекается теорией социалистов-утапистов. В 1848 г. был выслан в г. Вятку на службу за «вредный образ мыслей». Смерть Николая I позволила Михаилу Евграфовичу вернуться в Петербург, где издает имевшие успехи «Петербургские очерки». Женится на Болтиной. В конце 1860-ых г. служит вице-губернатором в Резане, затем в Твери. Учувствует в подготовке крестьянских реформ.

В 1875-1876 гг. проводит в лечении за границей.

1880-ые г. – «Господа Головьевы», «Пешехонские рассказы». В 1884 г. пеатается в журнале « Вестник Европы», так как «Отечественные записки» закрыли.

В последние годы жизни пишет: «Сказки», «Пешехонская старина», «Мелочи жизни». В 1889 г. умирает в Петербурге, похоронен на Волковском кладбище.

(34)Проблематика и художественное своеобразие сказок «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Коняга»

Темы сказок : господа и рабы («Дикий помещик»), страх, как основа рабской психологии («Премудрый пескарь»), каторжный труд («Коняга»).Объединяющим тематическим началом всех сказок выступает жизнь простого народа в соотносительности с жизнью господствующих сословий. В описании жизни животного царства с присутствующими ему деталями , вкрапливаются детали реальной жизни.

(35)Н. С. Лесков : жизнь и творчество.

(1831-1895гг.)

Родился в г.Орле, в 7 лет переехал на хутор под Орлом. Отец, уважаемый чиновник, служил судьей. Мать происходила из дворянской семьи, была очень властной и прагматичной.

Николая Семеновича отдали в гимназию, но он ее не окончил и дальше учился самостоятельно. После смерти отца от холеры Лесков уезжает служить в орловский суд, дядя приглашает его в Киев, там в 1857 г. он работает экспедитором и разъезжает по стране.

Дебют состоялся в 1861 г. («Очерки винокурной промышленности»).

В этом же году выходит его статья о петербургский пожарах, вызвавшая возмущение народа. Выходят романы «Некуда» и «На ножах», после Лескова не признают как автора и не хотят печатать. Признают его только в XX в. , в это время пишет оперу «Катерина Измайлова».

1860-ые – 1870-ые – пишет в жанре дворянской хроники (« Воительница», «Захудалый род» — 1874 г.).

В 1872 г. – «Запечатленный ангел»; в 1873 г. – «Очарованный странник»; в 1881 г. «Левша». Пишет антиклерикальные произведения 1875 г. — «На краю света»; 1878 — г. «Мелочи архиерейской жизни»; 1891 г. — «Полуночник».

Лесков известен как стилист и создатель сказа ( «Записки неизвестного», «Прекрасная Аза»).

Был дважды женат, оба раза с женами разошелся.

Умирает от отека легких.

(58)Творческая биография а. П. Чехова.

(1860- 1904 гг.)

Родился в Таганроге. Отец – хозяин бакалейной лавки, строгий, очень набожный человек. Мать же напротив добрая и заботливая. В 1876 г. вся семья ( кроме Антона Павловича) переезжает в Москву, спасаясь от кредиторов. Сам Антон Павлович переезжает в Москву только в 1879 г. и поступает в Московский Университет на медицинский факультет, после его окончания проходит практику в Воскресенске.

Первое напечатанное произведение – «Стрекоза». В 1884 г. выходит первая книга рассказов – «Сказки Мельонены», пишет рассказы «Беглец» и «Хирургия». Сотрудничает в это время с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени» под псевдонимом Антоша Чахонте.

ДОПЕЧАТАТЬ!!!

(56)

Проблематика и художественное своеобразие «Маленькой трилогии» Чехова.

«Маленькая трилогия» состоит из 3 рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник» и «О любви», написанных в 1898 г. и опубликованных в журнале «Русская мысль». Чехов не называет рассказы трилогией, но общая нумерация, идеи, мысли и даже главные герои указывают на то, что рассказы составляют серию.

Все 3 рассказа о футлярности человека: «Человек в футляре» — футляр, защищающий от жизни; «Крыжовник» — Футляр усадьба. Идеал покоя, бездумного существования; «О любви» — футляр для чувства, символ страха жить не как все.

Рассказы рисуют разные проявления футлярной жизни, футлярностью заражены не только герои, но и сами рассказчики. Чехов говорит нам, что в каждом из нс есть футляр. Главная мысль – человек в дисгармоничной жизни остаются не воплощенными, не реализованными его душевные силы и возможности