1.Особенности психологии как науки. Житейская и научная психология. Отрасли психологии

Во-первых, это наука о самом сложном из всего, что известно человечеству. Еще древнегреческий философ Аристотель, начиная свой трактат «О душе», писал: «Среди прочих знаний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно — знание о наиболее возвышенном и удивительном». А великий физик А.Эйнштейн, знакомясь с опытами знаменитого психолога Ж. Пиаже, резюмировал свои впечатления в парадоксальной фразе о том, что изучение физических проблем — это детская игра в сравнении с загадками психологии детской игры.

Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.

В-третьих, в психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания. Многие ученые отказывались от признания психологии объективной научной дисциплиной, аргументируя это невозможностью объективно изучать субъективный внутренний мир человека, который непосредственно открыт для познания только ему одному.

Источником житейской психологии является индивидуальный опыт со всеми его нюансами. Приобретается он случайным образом, и психические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и не систематически.

Научная психология базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы познания – целенаправленного, систематического, инструментально оснащенного.

Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям:

по сферам деятельности (в частности, профессиональной), то есть по тому, что делает человек: инженерная, педагогическая деятельность и др.;

по тому, кто именно эту деятельность выполняет, является ее субъектом и вместе с тем объектом психологического анализа: человек определенного возраста (детская и возрастная психология), группы людей (социальная психология), представитель той или иной национальности (этнопсихология), пациент психиатра (патопсихология);

по конкретным научным проблемам: связь нарушений психики с мозговыми поражениями (нейропсихология), психических и физиологических процессов (психофизиология).

2.Предмет психологии. Общее понятие о психике.

Предмет психологии – психика человека или явления, факты и закономерности психической жизни человека.

2 стр., 934 слов

предмет и задачи психологии, роль знаний по психологии в деятельности сотрудника ОВД, сущность понятия психических состояний

... исследования – изучить предмет и задачи психологии, роль знаний по психологии в деятельности сотрудника ОВД, раскрыть сущность понятия ... 14. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека / Психология состояний: хрестоматия. – М.: Речь, 2000. 15. Маклаков ... качестве предмета психологии рассматривалась душа, которая понималась как источник активности тела, наделенный функциями познания и регуляции ...

В первом, дословном своем значении психология – это знание о психике, наука, изучающая ее.

Психика – свойство высокоорганизованной живой материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нем и управления своим поведением.

3.Понятие о деятельности. Основные виды деятельности.

Деятельность можно определить как

специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое

преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего

существования.

4.Наблюдение и эксперимент как основные методы психологии.

Наблюдение

Наблюдение как метод изучения психической жизни человека широко применяется в психологии. При помощи наблюдения изучаются отдельные психические процессы (память, внимание, мышление и т. д.), психические свойства личности (характер, способности), которые внешне выражаются в разнообразной человеческой деятельности (трудовой, учебной, игровой), психические состояния (настроения, аффекты и т. д.).

Характерной особенностью метода наблюдения является то, что изучение внешних проявлений человека (действий, поступков, речевых высказываний, складывающихся взаимоотношений с другими людьми, поведения в целом) происходит в естественных жизненных условиях.

В этом заключается объективный характер этого метода. Исследователь по результатам наблюдения за действиями и поступками людей судит об особенностях их психической жизни, т. е. идет от внешних объективных фактов к пониманию внутреннего субъективного мира человека.

Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным, т. е. наблюдатель должен отчетливо, представлять и понимать, что он будет наблюдать и для чего наблюдать. Иначе наблюдение превращается в случайное собирание фактов.

Психологическое наблюдение должно проводиться по определенному плану или программе. Программа наблюдения обеспечивает наблюдателю изучение тех вопросов и фактов, которые он заранее наметил. Без определенного плана или программы теряется основная линия наблюдения — в результате можно упустить главное и существенное в психической деятельности человека.

5 стр., 2129 слов

Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека

... деятельность коры больших полушарий головного мозга, обусловливающая широту, многообразие, активность обратных нервных связей, обеспечивает человеку лучшую приспособляемость к внешнему миру, к изменившимся условиям ... животных и у человека осуществляются в основном высшим отделом центральной нервной системы (корой больших полушарий головного мозга). Наблюдение явления «психической секреции» ...

Наблюдение лучше проводить систематически, а не от случая к случаю. Систематичность наблюдения обеспечивает сохранение постоянных условий наблюдения и тем самым дает возможность установить тесные связи между наблюдаемыми фактами.

Психологическое наблюдение, как правило, требует длительного времени. Чем продолжительнее наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем глубже и надежнее будут его психологические выводы. Особенно часто длительное наблюдение применяется при изучении возрастных особенностей детей, например, особенностей развития речи и мышления, эмоциональных проявлений и волевых действий, стремлений и интересов, черт характера и способностей. Результаты такого длительного наблюдения описываются или в дневнике, где анализируется процесс психического развития ребенка (часто за несколько лет), или оформляются в виде психологических характеристик.

Эксперимент

Если при наблюдении исследователь пассивно ждет проявления интересующих его психических процессов, то в эксперименте он сам создает необходимые условия, чтобы вызвать эти процессы у испытуемого.

Создавая необходимые условия, экспериментатор имеет возможность обеспечить их постоянство. Повторяя исследование при одинаковых условиях с разными испытуемыми, экспериментатор может установить индивидуальные особенности протекания психических процессов у каждого из них.

Экспериментатор по своему усмотрению меняет условия проведения опыта. Это особенно важное преимущество эксперимента, так как оно дает возможность находить наиболее эффективные приемы в учебно-воспитательной работе с учащимися. Например, меняя условия заучивания того или иного учебного материала (по арифметике, родному языку и т. п.), можно установить, при каких условиях запоминание будет наиболее быстрым, точным, длительным и прочным. В процессе эксперимента с помощью специальных приборов и аппаратов можно очень точно измерить время протекания психических процессов, например, быстроту реакций, скорость формирования учебных, трудовых навыков.

2 стр., 561 слов

Индивидуально- психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

... психическим процессам D) эмоциям E) видам деятельности 5.Английское слово, означающее «проба», «испытание».. A ) тест B) анкета C)социометрия D)эксперимент E)интервью 6.Выделяют…..типа психолого-педагогического эксперимента ... Консерватизм Индивидуально- психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. A ) Способности B) ...

В психологии применяются два вида эксперимента: лабораторный и естественный.

Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных лабораторных условиях, часто с применением различных регистрирующих приборов.

Примером такого эксперимента может служить исследование восприятия при помощи специальной электронной установки. С помощью этой установки на специальном экране (типа телевизионного) можно постепенно предъявлять испытуемому количество зрительной информации от нуля до показа всего предмета. Такой прибор дает большие возможности замедлить мгновенный процесс восприятия и таким образом получить возможность изучать структуру этого процесса. Особенно ярко в этом лабораторном эксперименте выступает и может быть изучен процесс узнавания.

Лабораторный эксперимент применяется в тех случаях, когда по ходу исследования необходимо получить точные и надежные показатели протекания психических явлений при строго определенных условиях.

Такая точность необходима, например, при изучении абсолютной и разностной чувствительности органов чувств, при изучении памяти, в частности, для установления того, как влияет распределение повторений во времени на быстроту и прочность заучивания учебного материала школьниками, при изучении мышления, речи и других психических процессов.

В настоящее время еще не существует методов прямого исследования мыслительных процессов человека и, следовательно, приходится прибегать к различным косвенным показателям.

Советский психолог А. Н. Соколов прибегает к записи скрытых речедвигательных реакций, которая возможна только с помощью очень точной электронной аппаратуры. При помощи чувствительного прибора регистрируются мельчайшие движения языка, выполняемые при решении про себя коротких арифметических задач или при чтении текста. Обнаружено, что при решении более сложных задач движения языка более активны, чем при решении простых задач.

1 стр., 431 слов

Психологический эксперимент над людьми

Психологический эксперимент над людьми. Тема: Манипуляция над людьми. Цель эксперимента: Доказать, что многие люди видят то, что хотят увидеть и это правда. Но есть и ещё одна правда. Какую реальность нам дают, такую мы и воспоминаем. Место эксперимента: университет, школа, улица, Торговые и Развлекательные центры. Испытуемые: Люди разного возраста о от 5 до 39 лет. Дети, молодежь и более зрелый ...

Опыты показали, что при затруднении артикуляции (мышечных движений, необходимых для механизма произнесения слов) решение простых арифметических задач протекает медленнее.

Советский психолог Н. И. Жинкин для изучения механизмов речи применил кинорентгеносъемку. Он в специальном приспособлении соединял рентгеновский аппарат (который применяется в медицине) и совершенный киноаппарат. С помощью рентгенологической методики Н. И. Жинкину удалось внести много нового в изучение механизмов человеческой речи.

Таким образом лабораторный эксперимент обеспечивает глубокое и всестороннее изучение психической деятельности людей. Успехи современной научной психологии были бы невозможны без применения лабораторного эксперимента.

Однако наряду с достоинствами лабораторный эксперимент имеет и определенные недостатки. Наиболее существенный недостаток этого метода — его искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушениям естественного хода психических процессов, а следовательно, к неправильным выводам. Вот почему лабораторное исследование психической деятельности часто сочетается с другими, более естественными психологическими методами.

Естественный эксперимент сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения и вводится научная точность эксперимента.

В естественном эксперименте, как и в лабораторном, создаются специальные условия, но близкие к естественным, обычным условиям поведения и деятельности человека. При помощи этих условий произвольно вызываются и изучаются те или иные психические процессы (память, внимание, мышление, речь) или индивидуальные особенности личности (интересы, характер, темперамент).

Такой преднамеренно созданной обстановкой для изучения психической деятельности испытуемых могут быть специально организованные уроки в школе, игры и т. п.

Можно проводить естественный эксперимент и в специально оборудованном классе. Можно записывать урок с помощью системы магнитофонов или одного магнитофона. Иногда микрофоны могут быть замаскированы и вовсе не видны учащимся. Возможна киносъемка учащихся во время уроков с помощью специально установленных, но не видимых учащимся киноаппаратов.

В соответствии с задачей исследования экспериментатор вначале подбирает такие условия, которые обеспечивают наиболее яркое проявление тех или иных сторон психической деятельности. Например, перед экспериментатором стоит задача — изучить такие индивидуальные особенности детей, как сообразительность, находчивость, смелость и т. д. Организуя с этой целью игру детей, экспериментатор включает в нее такие требования, правила и затруднения, которые выявляют степень развития у детей этих психических качеств.

6 стр., 2966 слов

Виды эксперимента

Тема: Эксперимент. План 1. Особенности педагогического эксперимента. Типы эксперимента. 2. Требования к организации эксперимента. 3. Знакомство с описанием методики эксперимента и процедурой его проведения. Литература: Бернштейн М.С. К методике составления и проверки тестов// Вопросы психологии, 1968, № 1. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. – М.: ...

Точно так же, желая выяснить возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников, экспериментатор создает соответствующие условия, подбирает определенные задания, при помощи которых (в процессе урока) устанавливает уровни развития конкретного и абстрактного мышления, развитие обобщенного и причинно-следственного мышления и т. д.

Для правильного и успешного проведения естественного эксперимента необходимо соблюдать все те требования, которые предъявляются к лабораторному эксперименту. В процессе эксперимента испытуемые не должны знать, что они являются объектами наблюдения и изучения, иначе они невольно изменят свойственное им поведение и тем самым нарушат естественный характер эксперимента.

В советской психологии применяется психолого-педагогический обучающий эксперимент, являющийся дальнейшим развитием естественного эксперимента.

Суть психолого-педагогического эксперимента заключается в том, что вначале изучаются особенности психической деятельности детей, а затем на этой основе организуется специальное обучение с целью продвинуть их психическое развитие на более высокую ступень.

Психолого-педагогический эксперимент не просто устанавливает уровень развития памяти, мышления и других сторон психической деятельности школьника, а изучает возможности и пути, которые обеспечивают продвижение ребенка на более высокую ступень развитие. Здесь изучение школьника совершается в процессе его обучения, прослеживается влияние обучения и воспитания на развитие психической деятельности учащихся, на формирование тех или иных качеств личности.

Приведем пример такого эксперимента.

При изучении особенностей памяти младших школьников было установлено, что дети часто механически заучивают материал, вместо того чтобы осмысленно запоминать его.

Причиной установленного факта оказалось незнание, а также неумение детей пользоваться приемами осмысленного запоминания, с помощью которых достигается понимание материала и его логическое усвоение. Обучая детей приемам смысловой группировки учебного материала, экспериментатор добился того, что школьники стали запоминать его не механически, а осмысленно.

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

... есть все виды общественной деятельности личности. Эта деятельность включает в себя совместное производство и потребление людьми материальных и ... себе, она является не отдельным человеком, а человеком человечества. Понятие личности как таковой появляется лишь в ... В совокупности типические роли личности формируют социальные нормы жизни человека: политико-юридические формы государственного принуждения и ...

5. Понятие о воображении. Формы воображения: сновидения, мечты, грезы, галлюцинации.

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение характерно только для человека.

Сновидения пассивная и непроизвольная форма воображения. В сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они — результат нарушений психики или работы организма.

Грезы— это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима.

6.Идеомоторные акты в спортивной подготовке

идеомоторика отвечает за микродвижения тела и если человек имеет хорошее восприятие идеомоторных движений тела, то может с легкостью говорить, что человек хочет сделать в данный момент, что у него болит или чем озабочен человек.

Самый простой пример идеомоторики – это когда взять некий маятник, привязать его к нити и взять эту нить в вытянутую руку. Рука должная быть неподвижная, следовательно и маятник будет неподвижен. Но стоит нам только представить, что маятник сейчас начнет двигаться по часовой стрелке и через короткий промежуток это и совершится, но при этом рука остается неподвижной. Это объясняется тем, что идеомоторные движения незаметны для неопытного глаза.

7. Понятие о стрессе. Стадии стресса, их характеристика. Профилактика стресса.

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету.

1. Стадия тревоги.

2. Стадия сопротивления.

3. Стадия истощения. Это стадия, когда человек теряет способность адаптироваться к стрессу.

8.Понятие об ощущении. Виды и пороги ощущений.

Ощущение — процесс отражения отдельных свойств объектов окружающего мира.

Виды:

Дистантные ощущения

Зрение

Слух

Обоняние

Контактные ощущения

Вкус

Тактильные ощущения

Боль

Температурные ощущения

Вибрационные ощущения

Кинестетические ощущения

Глубинные ощущения

Чувствительность от внутренних органов

Мышечная чувствительность

Вестибулярная чувствительность

Головокружение (симптом)

Порог ощущения — величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение

9.Восприятие и его свойства.

Восприятие — это процесс приёма и обработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и завершающийся формированием образа.

Свойства:

Предметность — объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а как образы, составляющие конкретные предметы.

Структурность — предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.

Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.

Константность — постоянство восприятия одного и того же дистального объекта при изменении проксимального стимула.

Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

Осмысление состоит из этапов:

Селекция — выделение из потока информации объекта восприятия

Организация — объект идентифицируется по комплексу признаков

Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса

10. Понятие о внимании. Виды и свойства внимания

Внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности.

Виды внимания:

Сенсорное внимание

Моторное внимание

Произвольное внимание возникает при наличии у субъекта цели или задачи

Непроизвольное

Свойства:

Устойчивость

Концентрация

Сосредоточенность

Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому.

Предметность

Объем внимания характеризуется количеством объектов, на которые может направить и сосредоточить внимание субъект в доли секунды.

11. Общее понятие о памяти. Процессы и виды памяти

Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации.

Процессы памяти

1) Запоминание — происходит закрепление нового материала путём связывания его с приобретённым ранее

2) Сохранение — Определяется степенью участия материала в деятельности личности, то есть важностью для человека.

3) Воспроизведение — Происходит актуализация закреплённого материала путём извлечение его из долговременной памяти и передача в оперативную

Виды памяти различают:

А) Двигательная — запоминание и воспроизведение движений. Лежит в основе обучения бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи.

Б) Эмоциональная (впервые ввёл К.С. Станиславский) — прочно сохраняет пережитые человеком чувства

В) Смысловая (словесная) — запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесённых слов

Г)Образная — позволяет запоминать зрительные и звуковые образы, запахи, сопровождающие данную обстановку.

А)Непроизвольная –запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. (Благодаря ей формируется основная часть жизненного опыта человека).

Б)Произвольная — запоминание и воспроизведение, в котором присутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. ( Благодаря ей человек получает профессиональные и другие специальные знания).

А)Кратковременная — очень краткое сохранение материала после одного краткого очень непродолжительного восприятия и немедленного воспроизведения (в первые же секунды после восприятия материала. (Играет роль в функционировании механизмов накопления опыта).

Б)Оперативная – вид кратковременной памяти. Обслуживает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия.( Чтение, списывание).

В)Долговременная – длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.( Роль в функционировании механизмов накопления профессиональных знаний).

12. Мышление в системе познавательных процессов. Виды мышления

Мышление – высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономерность развития.

Различают следующие виды мышления:

Наглядно-действенное мышление

Наглядно-образное мышление

Словесно-логическое мышление

Выделяют также теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

14.

Виды речи:

Устная

Письменная

Внешняя

Внутренняя

Функции:

Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к определенным действиям или отказу от них.

Функция сообщения состоит в обмене информацией (мыслями) между людьми посредством слов, фраз.

Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, и, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяет возможности общения.

Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.

15. Воображение: понятие, виды, функции

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Воображение характерно только для человека.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное – способность по собственному желанию, усилием воли вызываеть у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. В продуктивном действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. В репродуктивном ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть.

Функции:

Познавательная функция

Функция предвосхищения — облегчается мысленное построения фразы.

Регулирующая функция — приобретают побудительное значение, способствуют активности человека в определенном направлении.

Контрольно-корректирующая функция позволяет исправлять ошибки и недочеты, а также совершенствовать методы и приемы выполняемой работы.

16. Эмоции: сущность, функции, виды.

Эмоции –форма выражения чувств (одна из форм отражения объективного мира в сознании человека, это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он делает, познает и к тому, что его окружает).

Положительные, отрицательные, устойчивые, ситуативные

Ситуативные эмоции: Эмоциональный тон ощущений — простейшая форма эмоций, сопровождающих отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные и т. д.), которые побуждают индивида к их сохранению или устранению.

Эмоциональные реакции, отражающие значимость ситуаций, выступающие в форме непосредственных ситуативных переживаний удовлетворения потребностей.

Аффект — сложное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для личности жизненных обстоятельств.

Устойчивые эмоции: Настроение — сравнительно продолжительное эмоциональное состояние, которое возникает на основе преобладающих в нем эмоций, придает определенную окраску всем другим эмоциональным переживаниям.

Чувства — высшая форма эмоциональных состояний, отражающая отношение человека к объекту его потребностей, закрепленная в направленности личности.

Страсть — сильное, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и переживаниями, определяющее направленность мыслей и поступков человека. По интенсивности действия страсть приближается к аффекту. Но, в отличие от аффекта, страсть — это очень стойкое и длительное переживание.

Функции эмоций: 1) отражательная; 2) сигнальная; 3) побудительная; 4) подкрепляющая; 5) переключающая; 6) приспособительная; 7) коммуникативная.

17. Воля как форма активности личности. Волевые качества личности

Волей называется способность человека совершать преднамеренные действия, направленные на достижение сознательно поставленных целей, сознательно регулировать свою деятельность и управлять собственным поведением.

Волевые качества личности — это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности.

Целеустремленность, Инициативность, Самостоятельность, Выдержка,

Решительность, Смелость, Энергичность, Настойчивость, Упрямство,

Организованность, Дисциплинированность, Самоконтроль.

18. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента. Виды темперамента.

Темпераментом называются индивидуальные психологические особенности, характеризующие личность человека со стороны динамики его психических процессов.

Сильный, слабый, уравновешенный и неуравновешенный, спокойный, живой.

Виды:

Сангвиник. Для сангвиника характерны легкость и быстрота возникновения новых эмоциональных состояний, которые, однако, быстро сменяя друг друга, не оставляют в его сознании глубокого следа.Обычно сангвиник отличается богатой мимикой. Сангвиник легко входит в общение с другими людьми. Однако его отношение к другим людям часто поверхностно: он легко расстается со своими привязанностями, быстро забывает горести и радости, обиды и примирения.

Холерик. Эта особенность выражается в характерных для холерика вспыльчивости и отходчивости, непосредственно следующей за бурными вспышками чувств.

Меланхолик. Чувства и настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы. Меланхолический темперамент часто характеризуется упадничеством, отсутствием бодрости и решительности в своих действиях, частыми колебаниями, а в наиболее резких своих проявлениях — пассивностью, вялостью, незаинтересованностью порученным человеку делом.

Флегматик.. Флегматика характеризует также слабая эмоциональная возбудимость. Его чувства и настроения отличаются ровным характером и изменяются медленно. Это невозмутимый, размеренный в своих действиях человек. Он редко выходит из ровного, спокойного эмоционального состояния, его можно редко видеть сильно взволнованным, ему чужды аффективные проявления личности.

19. Понятие о характере и его структуре. Условия и пути формирования характера.

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к окружающему миру. Характер проявляется в деятельности и общении.

20. Понятие о способностях. Виды способностей.

Способности – это совокупные психические особенности человека, которые позволяют ему усиленно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. Основу способностей составляют задатки.

Способности бывают общие (к выполнению жизнедеятельности вообще) и специальные (возможность развития отдельных психических процессов или свойств личности или конкретного вида деятельности).

21. Происхождение и развитие способностей. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность.

Совокупность общих и специальных способностей конкретного человека составляют его одаренность. Одаренность обуславливает особенности усиленной деятельности человека в определенной области и выделяться из тех лиц, кто выполняет то же на тех же условиях.

Талант — определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.

Гениальность — необычайно высокие интеллектуальные способности.

22. Понятие о личности. Человек как индивид, индивидуальность, личность

Личность — это результат социального становления индивида, путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

23. Структура личности по к.К.Платонову.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов).

Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 — социально обусловлены, 3 и 4 — генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

24. Понятие о самосознании. Виды самооценки личности

Самосознание – это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

В современной психологии есть три вида самооценки:

заниженная

нормальная

завышенная

25. Предмет социальной психологии. Методы социально-психологического исследования.

Социальная психология — раздел психологии, изучающий поведение человека в обществе (социуме).

Социальная психология включает в себя 3 основных раздела:

социальная психология групп;

социальная психология общения;

социальная психология личности.

Методы: Наблюдение, Изучение документов, Опрос, Тестирование, эксперимент

26. Характеристика малой группы. Классификация малых групп. Развитие группы по Л.И.Уманскому.

представляет собой небольшое объединение людей (от 2 – 3 до 20 – 30 человек) , занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Малая группа представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни.

Малые группы могут быть разными по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному составу, особенностям ценностей, норм и правил взаимоотношений, разделяемых участниками, межличностным отношениям, целям и содержанию деятельности.

Классификация:

Условные группы — это группы, объединенные по какому-то общему признаку, например по возрасту, полу и т. д.

Реальные группы — это группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные — это группы, созданные в интересах их научного изучения.

Формальные группы — это группы, которые имеют структуру, официально заданную извне.

Формальная группа функционирует в соответствии с заранее установленными, обычно общественно фиксируемыми целями, положениями, инструкциями, фирменными стандартами.

Неформальные группы — это группы, которые образуются на основе личностных предпочтений. Неформальная группа складывается на основе личных симпатий и антипатий ее членов.

Диффузные группы — это группы случайные, в которых люди объединены лишь общими эмоциями и переживаниями.

В концепции Л.И.Уманского (1980) поэтапное развитие группы характеризуется как последовательная смена стадий, различающихся степенью психологической интегрированностисти в деловой и эмоциональной сферах. Отличительными признаками (параметрами) развития группы выступают: направленность (содержание групповых целей, мотивов и ценностей), организованность, подготовленность к выполнению совместной деятельности, интеллектуальная, эмоциональная и волевая коммуникативность, стрессоустойчивость. Целостными характеристиками группы выступают также сплоченность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая и интергрупповая активность. Развитие группы происходит в континууме, высшую точку которого занимает коллектив — реальная контактная группа, отличающаяся интегративным единством направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности, а крайнюю низшую точку этого развития представляет группа-конгломерат, только что сформированная или собравшаяся группа людей, у которых отсутствуют все эти параметры.

В предложенном континууме автор выделяет следующие основные этапы развития группы как коллектива. Номинальная группа характеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленных социальных задач. Группа-ассоциация отличается начальной межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений. Группа-кооперация характеризуется преобладанием интегративных тенденций в сфере деловых отношений. Группа-автономия обладает высоким внутренним единством как в сфере деловых, так и в сфере эмоциональных отношений. Изоляция группы и концентрация активности ее членов на узкогрупповых целях приводит к формированию группы-корпорации. Отличительной особенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основе направленности на более широкие социально значимые цели. Динамика коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях («интраэгоизм» по Л.И.Уманскому), конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.

30. Факторы психического развития.

Факторы психического развития— это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято считать наследственность, среду и активность. Наследственность — свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Среда — окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Активность — деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Активность обеспечивает самодвижение, в ходе которого индивид воспроизводит самого себя. Активность проявляется тогда, когда запрограммированное организмом движение к определенной цели требует преодоления сопротивления среды. Принцип активности противостоит принципу реактивности. Согласно принципу активности жизнедеятельность организма — это активное преодоление среды, согласно принципу реактивности — это уравновешивание организма со средой. Активность проявляет себя в активации, различных рефлексах, поисковой активности, произвольных актах, воле, актах свободного самоопределения

31. Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве.

В младенчестве выделяют особый период новорожденности, который длится месяц или чуть больше месяца. Этот короткий период, однако, имеет решающее значение для всей дальнейшей жизни человека, так как его основным новообразованием является индивидуальная психическая жизнь новорожденного. Проявлением зарождающейся психики являются выразительные и инстинктивные движения новорожденного. Человеческое дитя родится совсем беспомощным. Долгое время новорожденный лежит не двигаясь, почти непрерывно спит, а в короткие промежутки бодрствования слабо сучит ручками и ножками.

Человеческое дитя «вооружено» от рождения гораздо слабее, чем детеныши большинства животных. Мозг новорожденного содержит ограниченное число «записей» готовых действий. Зато большая часть детского мозга свободна и предназначена для присвоения («записи») того, чему ребенок научится от взрослых. Человеческие действия ребенок усваивает (присваивает) уже при жизни.

После младенчества начинается новый этап развития человека — раннее детство (от 1 года до 3 лет).

Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. В раннем возрасте ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей. Она возникает постепенно. Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов – они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления. Ориентировка предыдущего возраста – что это такое? – меняется на ориентировку «что с этим можно делать?»