особенности памяти дошкольников

Содержание.

Введение ………………………………………………………………………………………2

Глава 1. Теоретический анализ изучения памяти дошкольников в психолого-педагогической литературе……………………………………………………………………5

1.1. Изучение памяти………………………………………………………………..5

1.2. Общая характеристика памяти как психической функции……………………8

1.3. Развитие памяти в различных возрастных периодах

дошкольного детства…………………………………………………………………………..15

1.4. Память и деятельность…………………………………………………………20

Глава 2. Исследование возможности развития памяти в среднем

дошкольном возрасте…………………………………………………………………………………………………..24

2.1.Организация исследования………………………………………………………..24

2.2.Характеристика методик исследования…………………………………………..26

2.3. Программа индивидуальных занятий по развитию памяти…………………….28

2.4. Программа групповых коррекционно-развивающих занятий…………………..36

2.5. Анализ результатов…………………………………………………………………44

Заключение………………………………………………………………………………………50

Список литературы.

Введение.

Память как один из уровней отражения окружающей действительности представляет собой совокупность процессов, способствующих организации и сохранению прошлого опыта. Уже в младенчестве память выступает в своей элементарной форме — запечатления и последующего узнавания жизненно важных для ребенка воздействий. На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер. Малыш не умеет ставить перед собой цель запомнить и не принимает мнемическую задачу, данную взрослым. Непроизвольно запечатлевается тот материал, который включен в актив-ную деятельность. На запоминание влияет называние объектов словом, привлекательность их для детей.

На протяжении дошкольного возраста происходит постепенный переход от непроизвольной памяти к произвольной. Сначала ребенок осознает цель припомнить, а затем и цель запомнить, научается выделять и усваивать мнемические средства и приемы (например, прием логической группировки материала).

25 стр., 12363 слов

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

... исследования: процесс развития памяти у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста. Цель работы - провести психологическое исследование особенностей развития памяти ... воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро ...

В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки для осуществления самоконтроля в процессе запоминания, под которым понимается умение соотносить получаемые результаты деятельности с заданным образцом. На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельность ребенка, но игра среди них занимает ведущее место. Ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл.

Один из важных путей генезиса памяти дошкольника — развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда малыш начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например рисунок, в качестве замести-теля другого. Это сближает память с мышлением, развитием знаково-символической функции сознания.

То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени. Возбуждения, идущие в мозг от внешних и внутренних раздражителей, оставляют в нем «следы», которые могут сохраняться долгие годы. Эти «следы» (комбинации нервных клеток) создают возможность возникновения возбуждения и тогда, когда раздражитель, его вызывавший, отсутствует. На основе этого человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести свои ощущения, восприятия каких-либо предметов, мысль, речь, действия.

Так же, как ощущение и восприятие, память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.

Память – важнейший компонент интеллектуального развития ребёнка- дошкольника, от развития которого строятся другие познавательные функции и качества личности (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.П.Нечаев, С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов и др.).

Память ребёнка (человека) – не просто запоминание, сохранение и последующее воспроизведение его опыта, как это ранее было принято в психологии. В свете современных знаний память – это сложная система многоуровневого и многоступенчатого перекодирования информации, в которой соединены два начала – биологическое (природная память –«мнема») и социальное (культурная память).

По мнению учёных, эти два аспекта памяти исследуются, как правило, раздельно в неперекрещивающихся работах Ю.М.Забродин, В.П.Зинченко, Б.Ф.Ломов и др.. Результатами исследований психологов доказано, что в дошкольном возрасте ведущим видом памяти является непроизвольная и непосредственная, т.е. без постановки цели запомнить образы предметов, слова, рассказы и без специально направленных на это усилий. Однако на основе многочисленных экспериментов учёные пришли к выводу: памятью детей-дошкольников можно управлять, обучая специальным мнемическим приёмам – классификации однородных объектов Л.М.Житникова, 1966, смысловому соотнесению З.М.Истомина, 1975, смысловой группировке.

Первоначально у ребенка преобладает образная память, значение которой уменьшается с возрастом. Тем не менее результат запоминания обычно выше при опоре на наглядный материал, так что широкое использование наглядных средств обучения является закономерным и эффективным.

7 стр., 3486 слов

Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей ...

... памяти         1.3  Характеристика процессов памяти         1.4  Особенности памяти детей младшего школьного   возраста Глава 2. Исследование особенностей памяти детей ... планирование своего развития и обучения. 1.1.   Представления памяти. Одним из основных проявлений памяти является воспроизведение ...

Актуальность темы нашего исследования обусловлена тем, что высокая продуктивность запоминания наблюдается в тех случаях, когда оно включается в деятельность, требующую интеллектуальной активности. Поэтому лучше запоминается то, что связано с самостоятельными поисками решения, преодолением затруднений — например, в проблемном обучении. Менее успешно дети запоминают материал, данный им в готовом виде.

Целью данного исследования является разработка программы по развитию памяти у детей среднего дошкольного возраста. И была выдвинута такая гипотеза: в дошкольном возрасте можно существенно улучшить показатели памяти при условии ее специального развития.

Предметом исследования является: процесс развития памяти у дошкольников.

Объектом: особенности памяти у детей дошкольного возраста.

Были сформулированы следующие задачи настоящего исследования:

1.Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

2. Диагностика развития памяти детей среднего дошкольного возраста.

3. Разработка и апробирование программы по развитию памяти для детей среднего дошкольного возраста.

4. Диагностика эффективности апробированной программы.

В исследовании приняли участие 10 детей среднего дошкольного возраста одной из групп детского сада. Возраст детей: от 4 г. 8 мес. до 5 л. 2 мес………

Список литературы

1. Аткинсон В., Скот Дж. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта. – СПб.: Респекс, 1994. – с.384

2. Возрастные и индивидуальные различия памяти. /Под ред. А.А. Смирнова – М: Просвещение, 1967. – с.300

3. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Память примитивного человека. Культурное развитие специальных функций: память // Психология памяти./ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – с.816

4. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – с. 816

5. Детская психология: Учебное пособие / Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; — Минск: Университетское изд., 1998. – с. 399

6. Житникова Л.Н. Учите детей запоминать. – М: Просвещение, 1978. – с.96

7. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М: Просвещение, 1978. – с.96

8. Исследование памяти. / Отв. ред. И.Н. Корж. – М: Наука, 1990. – с. 216

9. Истомина З.М. возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. – М: Просвещение, 1967. – с. 156

10. Истомина З.М. Развитие памяти. – М: Просвещение, 1978. – с. 120

11. Как сохранить и улучшить память. Практические рекомендации и упражнения. – М: Евразия, 2000. – с. 320

12. Лебедева О. О возможностях развития образной памяти. // Ж. Дошкольное воспитание, 1985, №8

13. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М: Смысл, 2000. – с. 512

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...

... : темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Педагогическая психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и ... Формирующий эксперимент – применяемый в возрастной и пед-й психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Тестирование ...

14. Леонтьев А.Н. Пробелы развития психики. – М: Из-во Моск. Ун-та, 1981. – с. 584

15. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – с. 816

16. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. Пособие для студентов. / Под ред. Л.А. Венгера. – М: Просвещение, 1975. – с. 239

17. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – с. 528

18. Развитие логической памяти у детей. / Под ред. А.А. Смирнова. – М: Просвещение, 1976. – с. 256

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2000. – с. 720

20. Рубинштейн С.Л. Память // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – с. 816

21. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М: Просвещение, 1966. – с. 375

22. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – с. 816

23. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. – СПб: «Дельта», 1998. – с. 384

24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. – М: Издательский центр «Академия», 1999. – с. 336

25. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку: Занимательные дидактические задания для детей старшего дошкольного возраста. – М: Просвещение, 1994. – с. 144

26. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: Пособие для студентов высших и средних учебных заведений. – М: Издательский центр «Академия», 1998. – с. 304

27. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. – с. 240

28. Чистякова М.Н. Психогимнастика. – М: Просвещение, 1990. – с. 128

29. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. – М: Педагогика, 1990. – с. 176

30. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. – М: Просвещение, 1979. – с. 156