ТЕМА: ПРОБЛЕМЫ МОЗГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВПФ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АППАРАТ НП:
1. Методология НП, входят три современные концепции:
1. Современные представления о ВПФ. ВПФ – сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующего мотива, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.ВПФ – речь и ее производные.
2. Учение о функциональных системах
3. Учение о динамической и системной локализации ПФ в ГМ
2. Теория:
a. Учение о факторе
b. Новое представление о симптоме и синдроме в НП
Основные особенности ВПФ:
1. Формируются ВПФ при жизни, путем освоения социального опыта. Освоение – это особая форма психического развития, которая есть только у человека.
2. Есть 2 необходимых условия процесса освоения ВПФ:
a. Предметная деятельность
b. Общение, которое сначала возникает в форме внешней непосредственной коллективности или сотрудничества, а позже в форме внутренней или интериоризованной.
3. Общественный опыт формирует не только способы трудовой деятельности и действия с предметами, но он создает и подвижные способы управления своим собственным поведением и сложный мир образов и понятий, который составляет содержание человеческого сознания.
4. Общение с людьми, как этап присвоения ВПФ, включает в себя овладение существующим языком и речью, как средством общения, а позже и познания.
5. В процессе развития ВПФ постепенно автоматизируются и сворачиваются.
6. ВПФ имеет опосредованное строение (зависимое) и главная роль здесь принадлежит речи, которая связывает все психические процессы и переводит их на более высокий уровень организации.
7. ВПФ имеет системное строение и сложную многоуровневую многозначную структуру.
Учение о функциональных системах
Анохин – его учение легло в основу.
ФС – это физиологическая основа ВПФ, это избирательные динамические образования, состоящие из значительного числа анатомических и физиологических образований, часто расположенных в различных частях ЦНС и рабочей периферии (анализаторная система – рецепторы, которые принимают сигналы различной модальности и корковые отделы анализаторной системы – которые принимают).
Влияние различных видов деятельности на психическое развитие ...
... психического развития, возрастные кризисы, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, зона ближайшего развития). Общая характеристика деятельности. Влияние различных видов деятельности на познавательное, эмоционально-волевое развитие ... по дисциплине «Психология» Влияние различных видов деятельности на психическое развитие детей дошкольного возраста. Содержание: Значение психологических ...
ФС – это союз отдельных участков головного мозга, которые территориально независимы и объединены на основе выполнения общей задачи. При этом каждый участок мозга выполняет свою достаточно специфическую роль.
Особенности Функциональных Систем
1. ФС гетерохромна в своем развитии – разные ФС и одна и та же ФС, созревают постепенно и их состав может меняться на разных возрастных этапах
2. Каждая ФС полирецепторна – она обладает определенным набором афферентных сигналов, идущих с различных участков мозга, и эти сигналы образуют афферентное или чувствительное поле.
Теория Системной и Динамической локализации ВПФ сформировалась в борьбе с двумя основными направлениями, которые были более 100 лет в мидицине:
· Узкий локализационизм – считали, что в коре мозга заключены ВПФ, они локализуются отдельно, при поражении определенных участков нарушается или выпадает определенная функция
· Антилокализационизм – вся кора головного мозга отвечает за все ВПФ и если поражаются определенные участки коры, то это приводит к нарушению всех ВПФ, а вот степень нарушения, до полного выпадения зависит от масштабности поражения.
Локализация ВПФ – это соотнесение различных звеньев психической деятельности как функциональных систем, с различными факторами (физиологические закономерности), присущими работе той или иной мозговой структуры.
1. ВПФ локализуется, как система.
2. В основе локализации лежат соответствующие функциональные системы.
3. Рабочее объединение различных зон и уровней мозга, обеспечивающих ту или иную функцию, меняются, по мерее ее формирования и ее локализация у ребенка и взрослого будет не одинаковая.
Динамичность зависит от: Возраста, Упражняемости функции.