УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
Заседанием кафедры проректор по учебно-методической
Протокол № __ от __________ работе
Заведующий кафедрой ________________________
____________ Ю. А. Токарева «__»_______________2011 г.
Учебная программа
для студентов специальности 030301 «Психология»
Автор: преп.Токарева В. В.
Ответственный редактор:
Екатеринбург, 2011
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников
Курс «Основы нейропсихологии» является дисциплиной по выбору цикла ЕН (В1) учебного плана, разработанного в соответствии с требованиями ГОС ВПО второго поколения по специальности 030301 «Психология». Нейропсихология — междисциплинарная наука, сформировавшаяся на стыке нейрофизиологии, неврологии, психиатрии и психологии. В теоретическом плане ее предметом является мозговая организация психических функций, изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различиях видов психической деятельности. В практической сфере нейропсихология вносит свой вклад в решение таких задач медицинской психологии, как диагностика и реабилитация. Объединенные общим методическим подходом – методом синдромного анализа нарушения высших психических функций при различных формах мозговой недостаточности – теоретическая и клиническая составляющие нейропсихологии находятся в тесном и неразрывном единстве, изначальном и главном условии формирования и развития этой дисциплины.
Вместе с тем в настоящее время отчетливо формируется потребность практики (особенно практики подготовки и переподготовки специалистов) в более целенаправленном и акцентированном изложении диагностических возможностей нейропсихологии.
Современный этап развития нейропсихологии характеризуется ее выходом в новые клинические области, обеспечиваемым, с одной стороны, достижениями в области нейрохирургии и неврологии, с другой – накопленными к настоящему времени данными об адекватности нейропсихологического подхода применительно к различным психическим заболеваниям (деменции позднего возраста, шизофрения, эпилепсия, алкоголизм, задержки психического развития) и даже к оценке функционального состояния мозга здоровых людей в особых или экстремальных условиях жизни и деятельности (адаптация к новым средовым факторам, спорт, левшество, билингвизм, стрессовые воздействия и т.п.).
1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей ...
... мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как ... психологического исследования и специфика их применения в общей психологии, психологии развития, педагогической и социальной психологии Методы иссл-ия в психологии: наблюдение- целенаправленное, организованное ...
-
Цель и задачи дисциплины
Цель курса – формирование у студентов представления о возможностях нейропсихологии, достаточных для решения задач оказания психологической и социальной помощи человеку при любом состоянии его здоровья.
Задачи курса:
- дать понятие об основных методологических подходах и методах, разработанных в современной нейропсихологии
- показать роль нейропсихологии в обеспечении связи между психологией, нейрофизиологией и неврологией
- дать представление о связи определенных нарушений психики с конкретными повреждениями или нарушениями в определенных участках головного мозга
- показать значение нейропсихологии в реабилитации больных и оценке функционального состояния мозга здоровых людей в особых или экстремальных условиях жизни и деятельности
1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины «Основы нейропсихологии» студенты должны:
знать:
- работы отечественных и зарубежных нейропсихологов и неврологов
- основные понятия нейропсихологии
- основные принципы структурной и функциональной организации головного мозга,
- понятия нейропсихологических факторов, симптомов и синдромов нарушений высших психических функций при локальных поражениях головного мозга
- синдромы, возникающие при поражении мозга, и факторы, лежащие в их основе.
- клиническую нейропсихологическую диагностику состояний высших психических функций;
- перспективы развития нейропсихологии.
уметь
- выделять и диагностировать корковые нейропсихологические синдромы, связанные с локальными поражениями коры головного мозга;
- выделять и диагностировать подкорковые нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении глубинных структур мозга;
- выделять и диагностировать особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением общемозговых факторов, обеспечивающих работу мозга как целого;
- оценить значение и масштаб повреждающих факторов, затрудняющих реабилитацию и абилитацию клиента
- оценить возможность и перспективы нейропсихологической коррекции заявленных клиентом проблем
- на основе качественного синдромного анализа и с позиций научного подхода к анализу дефектов высших психических функций и их преодолению наметить пути и методы восстановления нарушенной психической функции
иметь навыки:
- работы с информационной базой и чтения медицинских карт
- проведения клинической нейропсихологической диагностики состояний высших психических функций, т.е. количественного анализа высших психических функций, чтобы иметь возможность указать на снижение той или иной психической функции, но, прежде всего, — проведения качественного анализа, позволяющего указать на изменение функции и причину, механизм этих дефектов
- проведения нейропсихологического обследования с целью выявления сохранных и нарушенных звеньев в психической деятельности
- оценки функционального состояния мозга здоровых людей
- нейропсихологической коррекции в практической работе с детьми и подростками с отклоняющимся развитием
- нейропсихологической реабилитации при различных формах мозговой недостаточности
- восстановительного обучения больных с дефектами психической сферы.
2 Рабочая программа
2.1 Очная форма обучения
Общее количество часов ……………………………….50
в том числе:
лекции ………………………………….……………….16
семинарские занятия……………………………………2
практические занятия …………………………………..2
лабораторная работа……………………………………..4
внеаудиторная работа ……..…………………….…….. 26
Отчетность:зачет
Таблица 2.1 – Структура и тематика основных видов занятий
По дисциплине «Основы нейропсихологии» (очная форма обучения)
№ п/п |
Наименование тем и разделов |
Всего часов |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
|||
Лекции |
Семинарские занятия |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
||||
1. |
Предмет, задачи, методы нейропсихологии. Проблема мозговой организации (локализации) высших психических функций. |
4 |
2 |
– |
— |
— |
2 |
2. |
Основные принципы строения мозга. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие |
4 |
2 |
— |
— |
— |
2 |
3. |
Основные нейропсихологические синдромы при локальных поражениях головного мозга |
6 |
2 |
— |
— |
— |
4 |
4. |
Основные нейропсихологические синдромы при сосудистых поражениях головного мозга |
6 |
2 |
— |
— |
— |
4 |
5. |
Нейропсихология детского возраста |
12 |
4 |
2 |
— |
— |
6 |
6. |
Нейропсихологическая диагностика, коррекция и реабилитация |
18 |
4 |
— |
2 |
4 |
8 |
Всего по курсу: |
50 |
16 |
2 |
2 |
4 |
26 |
2.2 Очно-заочная форма обучения
Общее количество часов ……………………………….50
в том числе:
лекции ………………………………….……………….6
семинарские занятия……………………………………2
практические занятия …………………………………..2
лабораторная работа……………………………………..0
внеаудиторная работа ……..…………………….…….. 40
Отчетность:зачет
Таблица 2.2 – Структура и тематика основных видов занятий
По дисциплине «Основы нейропсихологии» (очно-заочная форма обучения)
№ п/п |
Наименование тем и разделов |
Всего часов |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
|||
Лекции |
Семинарские занятия |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
||||
1. |
Предмет, задачи, методы нейропсихологии. Проблема мозговой организации (локализации) высших психических функций. |
4 |
2 |
– |
— |
— |
2 |
2. |
Основные принципы строения мозга. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие |
4 |
— |
— |
— |
— |
4 |
3. |
Основные нейропсихологические синдромы при локальных поражениях головного мозга |
6 |
— |
— |
— |
— |
6 |
4. |
Основные нейропсихологические синдромы при сосудистых поражениях головного мозга |
6 |
— |
— |
— |
— |
6 |
5. |
Нейропсихология детского возраста. |
12 |
2 |
2 |
— |
— |
8 |
6. |
Нейропсихологическая диагностика, коррекция и реабилитация |
18 |
2 |
— |
2 |
— |
14 |
Всего по курсу: |
50 |
6 |
2 |
2 |
0 |
40 |
2.3 Заочная форма обучения
Общее количество часов ……………………………….50
в том числе:
лекции ………………………………….……………….6
семинарские занятия……………………………………2
практические занятия …………………………………..2
лабораторная работа……………………………………..0
внеаудиторная работа ……..…………………….…….. 40
Отчетность:зачет
Таблица 2.3 – Структура и тематика основных видов занятий
По дисциплине «Основы нейропсихологии» (заочная форма обучения)
№ п/п |
Наименование тем и разделов |
Всего часов |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
|||
Лекции |
Семинарские занятия |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
||||
1. |
Предмет, задачи, методы нейропсихологии. Проблема мозговой организации (локализации) высших психических функций. |
4 |
2 |
– |
— |
— |
2 |
2. |
Основные принципы строения мозга. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие |
4 |
— |
— |
— |
— |
4 |
3. |
Основные нейропсихологические синдромы при локальных поражениях головного мозга |
6 |
— |
— |
— |
— |
6 |
4. |
Основные нейропсихологические синдромы при сосудистых поражениях головного мозга |
6 |
— |
— |
— |
— |
6 |
5. |
Нейропсихология детского возраста. |
12 |
2 |
2 |
— |
— |
8 |
6. |
Нейропсихологическая диагностика, коррекция и реабилитация |
18 |
2 |
— |
2 |
— |
14 |
Всего по курсу: |
50 |
6 |
2 |
2 |
0 |
40 |
2.4 Заочная форма обучения (специализированная)
Общее количество часов ……………………………….50
в том числе:
лекции ………………………………….……………….4
семинарские занятия……………………………………2
практические занятия …………………………………..0
лабораторная работа……………………………………..0
внеаудиторная работа ……..…………………….…….. 44
Отчетность:зачет
Таблица 2.4 – Структура и тематика основных видов занятий
По дисциплине «Основы нейропсихологии» (заочная форма обучения (специализированная))
№ п/п |
Наименование тем и разделов |
Всего часов |
Аудиторные занятия |
Самостоятельная работа |
|||
Лекции |
Семинарские занятия |
Практические занятия |
Лабораторные работы |
||||
1. |
Предмет, задачи, методы нейропсихологии. Проблема мозговой организации (локализации) высших психических функций. |
4 |
2 |
– |
— |
— |
2 |
2. |
Основные принципы строения мозга. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие. |
4 |
— |
— |
— |
— |
4 |
3. |
Основные нейропсихологические синдромы при локальных поражениях головного мозга |
6 |
— |
— |
— |
— |
6 |
4. |
Основные нейропсихологические синдромы при сосудистых поражениях головного мозга |
6 |
— |
— |
— |
— |
6 |
5. |
Нейропсихология детского возраста. |
12 |
— |
2 |
— |
— |
10 |
6. |
Нейропсихологическая диагностика, коррекция и реабилитация |
18 |
2 |
— |
— |
— |
16 |
Всего по курсу: |
50 |
4 |
2 |
2 |
0 |
44 |
3 Программа курса
3.1 Содержание учебной дисциплины
Тема 1 Предмет, задачи, методы нейропсихологии. Проблема мозговой организации (локализации) высших психических функций.
Нейропсихология как самостоятельная научная дисциплина в ряду социальных и биологических наук. Ее место в ряду психологических дисциплин, на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии. Значение работ основоположника отечественной нейропсихологии А.Р.Лурия. Разделы современной нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная, нейропсихология детского, старческого возраста, нейропсихология индивидуальных различий (в норме).
Нейропсихологический анализ нарушений психических процессов. Методы клинического нейропсихологического исследования. Значение нейропсихологии для медицины: нейропсихологическая диагностика локальных поражений головного мозга и восстановление высших психических функций.
История изучения локализации высших психических функций. Теория системной динамической локализации высших психических функций Л.С.Выготского и А.Р.Лурия. Основные нейропсихологические понятия. Определение нейропсихологического симптома (первичного и вторичного), нейропсихологического синдрома, нейропсихологического фактора. Общие признаки физиологических и психических функций как функциональных систем (приспособительный характер, иерархическое строение, пластичность, самоуправляемость и др.).
Специфические признаки психических функций (социальный генез, опосредованный характер, связь с речевой системой, прижизненное формирование и др.).
Принципы локализации физиологических и психических функций. Хроногенная локализация высших психических функций человека.
Три основных структурно-функциональных блока мозга (по А.Р. Лурия):
- энергетический (или блок тонуса);
- блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации;
- блок программирования и контроля за психической деятельностью.
Иерархическое строение каждого блока. Морфологические и функциональные особенности первичных, вторичных и третичных корковых полей задних и передних отделов мозга. Вклад каждого блока в осуществление высших психических функций. Дифференцирование участия каждого из трех блоков мозга в мозговом обеспечении различных видов психической деятельности.
Тема 2Основные принципы строения мозга. Межполушарная асимметрия мозга и межполушарное взаимодействие
Мозг как суперсистема. Высокая изменчивость головного мозга: возрастная, половая, индивидуальная, этническая. Основные анатомические составляющие головного мозга: продолговатый мозг, средний мозг, межуточный мозг, мозжечок, базальные ядра больших полушарий, кора больших полушарий. Горизонтальная и вертикальная организация мозга как субстрата психических процессов. Четыре уровня управления:
1 уровень (высший) – новая кора головного мозга,
2 уровень – базальные ядра полушарий большого мозга,
3 уровень – гипппокамп, гипофиз, гипоталамус, поясная извилина, минделевидное ядро, мозжечок,
4 уровень (низший) – ретикулярная формация и другие структуры ствола мозга.
Структурно-системная организация мозга и ее основные компоненты: проекционные, ассоциативные, интегративно-пусковые и лимбико-ретикулярная системы.
Общие принципы строения всех анализаторских систем:
- принцип многоканальной переработки информации,
- принцип анализа информации с помощью нейронов-детекторов, принцип последовательного усложнения переработки информации от уровня к уровню,
- принцип топического представительства периферических рецепторов в первичном поле анализаторской системы.
Два типа расстройств при нарушении различных частей анализаторских систем:
- элементарные сенсорные расстройства,
- гностические расстройства (агнозии).
История изучения функциональной асимметрии мозга: клинические, физиологические данные. Относительная доминантность левого полушария мозга (у правшей).
Анатомические различия левого и правого полушарий. Физиологические методы, доказывающие функциональную неравноценность левого и правого полушарий мозга: измерение локального мозгового кровотока, томографические методы, термоэнцефалоскопия. Клинические и клинико-экспериментальные свидетельства неравноценности левого и правого полушарий мозга: клинические наблюдения. Наблюдения, полученные при хирургических вмешательствах на головном мозге, метод односторонней электрошоковой терапии, метод Вада (введение амитала натрия в сонную артерию).
Асимметрия трех блоков. Парциальный характер функциональной асимметрии. Межполушарное взаимодействие, межполушарные связи (передняя комиссура, мозолистое тело и др.).
Синдром “расщепленного мозга”: речевые, двигательные феномены, симптом дископии-дизграфии, нарушения зрително-конструктивной деятельности. Дифференцированный характер межполушарного взаимодействия. Латеральные особенности нарушений гностических процессов (зрительного, слухового, тактильного восприятия), произвольных движений и действий: мнестических, интеллектуальных процессов, эмоционально-личностной сферы. Особенности нейропсихологических синдромов у левшей. Методы исследования межполушарной асимметрии невербальных и вербальных функций.
Тема 3: Основные нейропсихологические синдромы при локальных поражениях головного мозга
Нейропсихологические синдромы поражения затылочных отделов мозга. Строение зрительного анализатора: рецепторы света (палочки и колбочки) сетчатки глаза — зрительный нерв – хиазма — наружное коленчатое тело таламуса — зрительное сияние (пучок Грациоле) — первичное 17-е поле коры больших полушарий. Сенсорные нарушения работы зрительной системы при поражении периферического, подкорковых и корковых звеньев зрительного анализатора (снижение остроты зрения, различные формы гемианопсий, скатомы, расстройства светоощущения, цветоощущения, фотопсии).
Нарушения зрительного гнозиса при поражении вторичных корковых полей затылочно-теменных областей мозга. Виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, оптико-пространственная, цветовая, буквенная, лицевая и др. Особенности нарушения зрительного восприятия при поражениях верхних и нижних отделов “широкой зрительной сферы” левого и правого полушарий мозга (у правшей).
Псевдоагнозия, локализация поражения. Нейропсихологические методы исследования нарушений работы зрительного анализатора.
Нейропсихологические синдромы при поражении теменных долей мозга: а)Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов.б) Синдром нарушения пространственных синтезов. Строение кожно-кинестетического анализатора: рецепторы в коже, мышцах, суставах и сухожилиях – нейроны спинальных ганглиев – вентральные ядра таламуса – 3-е первичное сенсорное поле коры больших полушарий. Виды общей чувствительности (температурная, тактильная, болевая, кинестетическая, вибрационная), их рецепторные аппараты, проводящие пути. Сенсорные нарушения работы кожно-кинестетической системы при поражении спинного мозга, зрительного бугра, первичных корковых полей, кожно-кинестетического анализатора. Нарушения тактильного гнозиса при поражении вторичных полей коры верхней и нижней теменных областей мозга. Виды тактильных агнозий: предметная (астереогноз), буквенная, цифровая (тактильная алексия), агнозия пальцев (синдром Герстмана), агнозия текстуры объекта. Соматоагнозия (нарушения схемы тела).
Агнозия позы. Особенности нарушения работы кожно-кинестетической системы при поражении верхних и нижних теменных областей левого и правого полушарий мозга (у правшей).
Участие кожно-кинестетической системы в регуляции мануальной и речевой моторики. Нейропсихологические методы исследования нарушений работы кожно-кинестетического анализатора.
Нейропсихологические синдромы при поражении височных отделов мозга: а) Нейропсихологические синдромы поражения латеральных отделов височной области, б) Нейропсихологический синдром поражения «внеядерных» конвекситальных отделов височных долей мозга, в) Синдромы поражения медиальных отделов височной области, г) Синдромы поражения базальных отделов височной области. Особенности строения слуховой системы, ее отличие от зрительной и кожно-кинестетической. Две слуховые функциональные системы: неречевой и речевой слух. Строение слухового анализатора: рецепторы в Кортиевом органе улитки внутреннего уха – слуховой нерв – ядра продолговатого мозга – нижние бугры четверохолмия – медиальное коленчатое тело таламуса – слуховое сияние – первичное 41-е поле коры больших полушарий. Сенсорные нарушения работы слуховой системы при поражении периферического, подкоркового и коркового звеньев слухового анализатора. Гностические слуховые нарушения при поражении вторичных корковых полей височных отделов левого и правого полушарий мозга (у правшей).
Слуховая агнозия, амузия, аритмия, нарушения слуховой памяти. Нарушения речевого фонематического слуха. Особенности фонематического строя русского языка. Нейропсихологические методы исследования нарушений работы слухового анализатора.
Нейропсихологические синдромы при поражении лобных отделов мозга: а) Синдром нарушения динамической (кинетической) составляющей движений и действий при поражении заднелобных отделов мозга, б) Синдром нарушения регуляции, программирования и контроля деятельности при поражении префронтальных отделов, в) Синдром эмоционально-личностных и мнестических расстройств при поражении базальных отделов лобных долей, г) Синдром нарушения памяти и сознания при поражении медиальных отделов лобных долей мозга, д) Синдром поражения глубинных отделов лобных долей мозга. Произвольные движения и действия. Афферентные и эфферентные механизмы произвольного двигательного акта. Уровни регуляции движений: рубро-спинальный, таламо-паллидарный, пирамидо-стриальный, теменно-премоторный, корковый «символический» (1-2-й уровни – регуляция непроизвольных движений, 3-5-й – регуляция произвольных двигательных актов).
Пирамидная система. Основные принципы строения. Первичная моторная кора. Нарушения двигательных актов при поражении первичной моторной коры, пирамидного тракта, мотонейронов (парезы, параличи и др.).
Роль пирамидной системы в управлении точными произвольными движениями.
Экстрапирамидная система. Основные принципы строения. Корковые и подкорковые отделы экстрапирамидной системы. Нарушения движений при поражении разных уровней экстрапирамидной системы: коры и подкорковых структур (стриопаллидарной системы и др.).
Роль экстрапирамидной системы в управлении непроизвольными компонентами призвольных движений (поза, координация движений, мимика и т.д.).
Апраксии. Классификация апраксий: кинестетическая, апрактоагнозия, кинетическая, регуляторная (префронтальная).
Элементарные и системные двигательные персеверации.
Произвольная регуляция психической деятельности. Роль речи в произвольной регуляции. как системное качество, присущее высшим психическим функциям. Роль третьего структурно-функционального блока мозга (блока программирования и контроля) в обеспечении произвольного контроля за высшими психическими функциями.
Строение лобных долей мозга и их особенности. Агранулярная и гранулярная лобная кора; конвекситальные, базальные и медиальные отделы коры лобных долей мозга. Проявления нарушений произвольной регуляции различных форм психической деятельности и поведения в целом при поражении лобных долей мозга: псевдоагнозии, нарушения произвольного запоминания, воспроизведения, произвольного внимания, интеллектуальной, речевой деятельности (интеллектуальные, речевые персеверации, эхопраксия, эхолалия и др.).
Нарушения целесообразности поведения, программирования и контроля элементарных и сложных поведенческих актов (“психические автоматизмы” и др.), нарушения осознания собственных ошибок. Различия участия правого и левого полушария в регуляции движений и произвольной деятельности. Методы нейропсихологического исследования двигательной сферы. Синдром поражения гипоталамо-диэнцефальной области мозга. Синдром «расщепленного мозга» при поражении мозолистого тела: речевые, двигательные феномены, симптом дископии-дизграфии, нарушения зрительно-конструктивной деятельности. Дифференцированный характер межполушарного взаимодействия. Латеральные особенности нарушений гностических процессов (зрительного, слухового, тактильного восприятия), произвольных движений и действий: мнестических, интеллектуальных процессов, эмоционально-личностной сферы. Особенности нейропсихологических синдромов у левшей. Методы исследования межполушарной асимметрии невербальных и вербальных функций.
Тема 4. Основные нейропсихологические синдромы при сосудистых поражениях головного мозга
Нейропсихологический подход в клинике сосудистой патологии головного мозга. Общемозговые симптомы и их динамика при сосудистой патологии головного мозга. Динамика амнестического синдрома при САК. Артериальные аневризмы. Симптомы спазма в бассейнах передней мозговой артерии (ПМА), средней мозговой артерии (СМА), внутренней сонной артерии (ВСА) и в вертебро-базиллярной системе (ВБС).
Генерализованный характер мнестических расстройств при ПМА. Нейропсихологические синдромы при артериовенозных аневризмах. Нейропсихологические синдромы при окклюзирующих поражениях мозговых сосудов. Дисциркуляторная энцефалопатия. Преходящие нарушения мозгового кровообращения (ПНМК).
Преходящие нарушения мозгового кровообращения при левополушарных инсультах. Симптомы полной афазии и системные персеверации.
Правосторонние поражения мозга в этой форме сосудистых расстройств. Комплекс симптомов в виде изменений в эмоциональной сфере (повышенный фон настроения, недостаточность осознания и переживания своего заболевания), нарушений ориентировки во времени, нарушений схемы тела и ярко выраженным синдромом односторонней пространственной агнозии. Тромбоз средней мозговой артерии (СМА).
Симптомы дисфункции левого полушария мозга различной степени выраженности и полноты представленности симптомокомплекса. Речевые расстройства, характерные для всех видов афазий (кроме динамической) в их сочетании. Высокая частота встречаемости сенсорной афазии. Тромбоз правой СМА. Негрубо выраженная недостаточность оптико-пространственных функций, акустического гнозиса, различных видов праксиса и памяти. Тромбоз внутренней сонной артерии (ВСА).
Выраженные латерально представленные симптомы нарушения психических функций. Тромбоз левой ВСА. Нарушения речи, оптико-пространственного гнозиса и различных видов праксиса. Тромбоз правой ВСА. Оптико-пространственные расстройства, которые в общем нейропсихологическом синдроме являются ведущими и по степени выраженности, и по широте спектра своего проявления в различных видах психической деятельности, прежде всего, зрительно-конструктивной. Тонкая нейропсихологическая диагностика структуры дефекта психической деятельности.
Тема 5. Нейропсихология детского возраста
Нейропсихология детского возраста как наука о формировании мозговой организации психических процессов. Задачи нейропсихологии детского возраста: изучение взаимосвязи между формированием психических функций и созреванием нервной системы детей различных возрастных групп; выявление закономерностей нервно-психического развития ребенка; изучение нарушений, задержек, отклонений в психическом развитии или специфики психического развития, которые связаны с заболеваниями или иными особенностями работы нервной системы. Проблема развития и распада высших психических функций. Нейропсихологические закономерности нормального развития. Особенности нейропсихологических синдромов при локальных поражениях головного мозга у детей. Дифференциация симптомов повреждения и несформированности. Особенности исследования нарушений психических функций в детском возрасте. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. Концепция исходной эквипотенциальности полушарий (Э. Леннеберг, М. Газзанига).
Функциональная несформированность лобных отделов мозга, левой височной области, межполушарных взаимодействий, мозолистого тела, правого полушария. Функциональная дефицитарность подкорковых образований, стволовых образований. Дисгенетический синдром. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. Особенности исследования речевых функций. Нарушения речи при локальных поражениях мозга. Речь. Экспрессивная и импрессивная речь. Лингвистические единицы речи: фонемы, лексемы, семантические единицы, предложения, высказывания. Виды речевой деятельности внешняя устная, письменная, письменная. Речевые функции. Периферические и центральные механизмы речи. Афферентные и эфферентные звенья речевой системы. Группы речевых расстройств у детей в зависимости от причин их возникновения (Бадалян Л.О.).
Расстройства речи: афазии, дизартрии, аномии, алалии, моторные нарушения, мутизм. Афазия как системный дефект. Классификация афазий:
- афферентные афазии: сенсорная, акустико-мнестическая, оптико-мнестическая, кинестетическая, семантическая.
- эфферентные афазии: моторная эфферентная, динамическая.
“Речевые зоны” коры левого полушария мозга (у правшей).
Нарушения разных видов речевой деятельности при различных формах афазии. Нейролингвистический подход к изучению афазий. Нарушения парадигматической и синтагматической организации речи при поражении задних и передних отделов коры левого полушария мозга. Псевдоафазии, обусловленные нарушением функций глубоких структур мозга. Роль правого полушария мозга в организации речевой деятельности.
Нейропсихологические методы изучения нарушений речи.
Специфика исследования перцептивных процессов. Межполушарная организация перцептивных процессов с точки зрения двух основных концепций: концепции материальной специфичности (Б. Милнер) и концепции специфичности механизмов переработки информации в каждом из полушарий, родившейся в результате исследований расщепленного мозга, начатых Р. Сперри и М. Газзанигой. Причины и специфика заболеваний нервной системы в детском возрасте. Иррегулярность психического развития. Непатологические отклонения психического развития. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация в детском возрасте на основе результатов нейропсихологического исследования.
Тема 6: Нейропсихологическая диагностика, коррекция и реабилитация
Синдромный анализ нарушений высших психических функций. Качественная характеристика симптома. Первичные и вторичные нарушения. Нарушенные и сохранные функции. Топический диагноз. Фактор как структурно-функциональная единица работы мозга, поражение которой ведет к возникновению нейропсихологического синдрома. Типы факторов: модально-специфические, модально-неспецифические, факторы, связанные с работой ассоциативных полей коры больших полушарий, полушарные, факторы межполушарного взаимодействия и др. Методы нейропсихологической диагностики, разработанные А.Р.Лурией. Качественный и количественный анализ нейропсихологических синдромов. Метод синдромного психологического анализа дефицита психической деятельности у детей, связанного с той или иной мозговой недостаточностью (органической или функциональной) или несформированностью. Нейропсихологический метод как единственный валидный аппарат для системного анализа взаимодействия мозга и психики как взаимообусловливающего единства.
Нейропсихологические методы исследования нарушений работы зрительного анализатора. Нейропсихологические методы исследования нарушений работы кожно-кинестетического анализатора. Нейропсихологические методы исследования нарушений работы слухового анализатора. Методы нейропсихологического исследования двигательной сферы. Нейропсихологические методы изучения нарушений речи. Методы исследования нарушений памяти.
Методы исследования нарушений внимания. Нарушения мышления при поражении глубоких структур. Нейропсихологический анализ нарушения различных компонентов интеллектуальной деятельности (на примере решения задач).
Нейропсихологический подход к изучению эмоций (системное строение, иерархическая организация и др.).
Эмоциональные системы мозга положительного и отрицательного реагирования. Нарушения эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях мозга, описанные нейропсихологией. Особенности нарушений эмоций при поражении лобных долей, диэнцефальных отделов мозга, медиальных отделов височных долей мозга.
Нормальное старение как этап индивидуального развития. Варианты старения. Особенности мозговых изменений и изменения высших психических функций при нормальном старении, связь их с функциональными блоками. Пути компенсации дефицитарной работы мозга при нормальном старении. Патологическое старение. Нозологические формы при патологическом старении: поздний вариант болезни Альцгеймера (старческое слабоумие), ранний вариант болезни Альцгеймера, болезнь Пика, сосудистая деменция. Варианты нейропсихологических синдромов при патологическом старении. Связь их с работой функциональных блоков мозга. Динамика патологического старения. Использование методов нейропсихологической диагностики для экспертной оценки интеллектуально – мнестических нарушений. Подходы к реабилитации лиц с различными формами старения.
Литература
- Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. – СПб.: Стройлеспечать, 2007.
- Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 373 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. 3-е изд. – М.: Академ. проект., 2010. -504 с.
- Психофизиология: Учебник для вузов. / Под ред. Ю.И. Александрова. – СПб.: Питер, 2008. – 496 с. (Серия «Учебник нового века».)
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Изд. Центр «Академия», 2011. – 232 с.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология: учебник для вузов. 3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. –496 с.
- Хрестоматия по нейропсихологии / Под рук. Е.Д. Хомской — М.: Российское психологич. общество, 2009, 526 с.
Дополнительная литература:
- Киященко Н.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. – М.: МГУ, 2003.
- Киященко Н.К., Московичуте Л.И., Симерницкая Э.Г. и др. Мозг и память. – М.: МГУ, 2005.
- Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. – М.: МГУ, 2006.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: МГУ, 2009.
- Лурия А.Р. Этапы пройденного пути. Научная биография, под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2002.
- Нейропсихологическая диагностика. / Под ред. Е.Д. Хомской. – М.: Воениздат, 2004. – Ч.I, Ч.II.
- Нейропсихология. Тексты / Под рук. Е.Д. Хомской. – М.: МГУ, 2004.
- Симерницкая Э.Г. Мозг и психические процессы в онтогенезе. – М.: МГУ, 2004.
- Хомская Е.Д. Мозг и активация. – М.: 2008.
- Хомская Е.Д. Мозг и эмоции. – М.: 2002.
- Хрестоматия по нейропсихологии. / Отв. ред. Е.Д. Хомская. – М.: РПО, 2009.
- Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных. – М.: МГУ, 2005.
- Clinical Neuropsychology/ / Kenneth m., Heilman M.D., Valenstein M.D., — NY., 2003
- Zillmer E.A., Spiers M.V., Culberson W.f. Principles of neuropsycholozy. WardsworthThomsonlearning/ -Australia, 2009
Сайты
http://www.psyworld.ru/for-students/lectures/neuropsychology/542-2008-11-17-10-27-12.html
http://www.psy.msu.ru/about/lab/neuro.html
http://adalin.mospsy.ru/dictionary/dictionary.php?term=732000
http://www.psystatus.ru/forum/viewtopic.php?f=62&t=412