5 Основных разделов

ФИЛОСОФИЯ

Философия: ее предмет и функции

1. Предмет философии.

2. Философия как тип мировоззрения. Исторические типы мировоззрения.

3. Основные функции философии, её роль в современном мире.

«Философия» — с греческого (phileo –люблю, sophia -мудрость) — «любовь к мудрости», «любомудрие».

Предмет философии- система идей, взглядов и представлений о природе, обществе и человеке.

Специфика философии

Высокая степень обобщения: философия изучает мир в целом, самые общие законы его развития.

Структура предмета философии

  1. Онтология
  2. Гносеология
  3. Антропология
  4. Социальная философия
  5. Аксиология

3 Самостоятельные философские науки

  1. Этика
  2. Эстетика
  3. Логика

Мировоззрение — есть целостный взгляд на мир и место человека в нем, это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру.

Три типа мировоззрения:

  1. Мифология
  2. Религия
  3. Философия

Мифология– тип мировоззрения древнего общества, в котором совмещается фантастическое и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Религия- форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Основным элементом религииявляется культовая система – система обрядовых действий, направленных на установление связей со сверхъестественным.

Философия –особый, научно-теоретический тип мировоззрения, который имеет существенные отличия:

— основано на знании (а не на вере либо вымысле);

— рефлексивно (обращенность мысли на саму себя);

— логично (имеет внутреннее единство и систему);

— опирается на четкие понятия и категории.

Философияпредставляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Функции философии– основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи и назначение.

Роль философиидля человека и общества раскрывается в следующихфункциях:

  1. мировоззренческая- способствует формированию целостной (научной) картины мира;
  2. методологическая — философия вырабатывает основные принципы и способы познания окружающего мира;
  3. мыслительно — теоретическая- учит концептуально мыслить, создавать логические схемы;
  4. гносеологическая- выработка механизма познания;
  5. критическая- формирует свободное мышление;
  6. аксиологическая- дает оценку, обосновывает значимость тех или иных явлений;
  7. гуманистическая- рассматривает мир через призму человека, обосновывает его самоценность;
  8. прогностическая- прогнозирует тенденции и перспективы развития.

Основной вопрос философии

11 стр., 5225 слов

Философия личности человека

... идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной. Кроме философии человек изучает множество других естественных и гуманитарных наук: медицина, экономика, социология, этика, ... отдельные его стороны, свойства, закономерности. Так, медицина изучает физическое строение человека, его различные системы и их взаимодействие между собой, физиологические процессы и т.д. Экономические ...

  1. это вопрос об отношении сознания к бытию
  2. об отношении идеального к материальному

2 Стороны овф:

1. Что является первичным – идеальное или материальное?

2. Может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества?

В глоссарий:

Философия

Мировоззрение

Материализм

Идеализм

Дуализм

Агностицизм, гностицизм

Деизм

___\

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

План:

  1. Философия древней индии
  2. Философия древнего китая

Философия возникла ок. 3-х тыс. лет назад параллельно на Востоке (Индия и Китай) и на Западе (Древняя Греция).

В Индии философия возникла во II — начале I тысячелетия до н.э. когда вторжение ариев с северо-запада, покорение ими коренного населения страны, разложение первобытно-общинного строя привели к появлению в Индии классового общества и государства.

Веды

Создавались примерно с 1500 по 600 гг. до н.э.; это обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами, первые представления о происхождении мироздания.

Веды делятся на 4 части:

  1. самхиты – религиозные гимны, «священное писание»;
  2. брахманы – сборник ритуальных текстов;
  3. арамьяки – правила поведения;
  4. упанишады – философские комментарии к Ведам.

Древнеиндийская философия

  1. Ортодоксальные школы (даршаны): санкхья, вайшешика, ньяя, йога, миманса, веданта – ориентированы на авторитет Вед
  2. Неортодоксальные школы: джайнизм, буддизм, чарвака-локаята – не признавали авторитет Вед

Школы:

  1. Вайшешика – интеллектуальная школа: принимай жизнь такой, какая она есть
  2. Йога – включает в себя тренировку тела и духа
  3. Джайнизм: тело – темница бессмертной души, призыв к аскетизму
  4. Буддизм – наиболее развитое учение древней индии

Буддизм

Основатель учения – принц Сиддхартха Гаутама, названный буддой, т.е. достигшим просветления.

В Индии был принят в качестве официальной идеологии царем Ашокой в III в. до н.э. Это учение отличается яркой этической направленностью; ценность его – в стремлении к самопознанию.

Буддизм отражает принципы индийского мировоззрения: терпимость, аскетизм, непричинение зла всему живому, ответственность за свои поступки, созерцательность.

Общие черты философских школ Древней Индии

1. Окружающий мир и человек тесно связаны.

2. Философия направлена на внутренний мир человека. Высшая цель – освобождение от страданий и достижение просветления и блаженства – Нирваны.

3. Философия выступает не только как теория, но и как образ жизни, имеет практическую направленность.

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...

... культурных факторов преображается человеческое естество. Долгое время существовало мнение, что общество тотально формирует человека. Между тем человек еще до истории был уникальным созданием. Он представляет собой особый ... говорим духовно – нравственном аспекте экологии, то мы имеет в виду отношения человека и общества не только к природе: воде, почве, атмосфера, но и самому себе, животному ...

Основные философские школы в Древнем Китае

  1. Натурфилософия
  2. Конфуцианство
  3. Даосизм
  4. Моизм
  5. Легизм или «школа закона»
  1. Натурфилософия

Рассматривает идею о противоположных началах

Понятия инь и ян – отражение китайского мироощущения, они означают противоположные космические силы, упорядочивающие первобытный хаос.

2. Конфуцианство.

Кун Фу Цзы (551-479 до н.э.).

Книга «Беседы и суждения», «Лунь Юй».

Конфуций создал универсальные законы жизни:

  1. жень – «Чего не желаешь себе, того не делай другим» – принцип гуманности и человеколюбия.
  2. ли – почтительность, вежливость и ритуал.

Принципы учения Конфуция:

жить в обществе и для общества;

уступать друг другу;

слушаться старших по возрасту и по званию;

подчиняться императору;

сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей;

быть человечным.

Гуманность и этикет — опоры, на которых строится общественное благополучие

Достижение благополучия: благоустройство внутреннего мира человека = чистое сердце + правдивость и сознательность мысли через самопознание

«Лунь-юй»

1. человек не рождается злым, он ожесточается в течение жизни. чтобы зло не проникло в душу, необходимо правильное воспитание.

2. необходимо воспитание в духе древних традиций, почитания предков.

3. исполнение этих требований ведет человека к совершенству, его превращения в благородного мужа.

3. Даосизм (VI-Vвв. До н.Э.)

Основатель Лао-цзы.

Дао – «путь», «дорога». Это всеобщий закон мироздания.

Центральная проблема даосизма –учение о бессмертии, исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни.

4. Моизм

Основатель — Мо Ди.

Высший закон – воля неба

Принцип равенства и всеобщей любви

Представляет собой четко построенную военизированную организацию.

5. Легизм

Возрождение государства с помощью законов, репрессий.

В основе – теория деспотического государства, которое может вмешиваться в общественные отношения и личную жизнь граждан.

При императоре Цинь-шу-хуа стал официальной идеологией.

Выводы: в центре китайской философии стоит человек, который воспринимается, с одной стороны, как единое целое с природой и космосом, с другой стороны, он находится во власти государства, общества, императора и семьи.

—\

Античная философия

ПЛАН:

  1. Характерные черты античной философии и ее периодизация.
  2. Начало философской мысли: натурфилософия.
  3. «Открытие» человека софистами и Сократом.
  4. Классика в философии Платона.
  5. Систематизация философского научного знания в философии Аристотеля.

В своем развитии античная философия прошла 4 этапа:

  1. натурфилософия (философия природы)
  2. классический
  3. эллинистический
  4. Римский

Философы первоначально искали «кирпичики» мироздания:

3 стр., 1215 слов

Существует ли у человека Душа? — философско-критическое ...

... Ренессанса было возрождение принципов объективного наблюдения. Значимыми стали исследования в области души человека в философии Нового времени. В частности, эта проблема отражается в трудах Р.Декарта, ... философско-психологическим трудом. В нем были систематизированы известные идеи о душе, выдвинуты и обоснованы несколько важных положений. Здесь душа определяется как сущность живого тела — особый ...

А) из конкретного вещества:

У Фалеса первоначало – вода: все происходит из воды, разрушаясь, вновь превращается в воду.

У Анаксимена это воздух, из него рождаются вещи.

У Гераклита – огонь.

Б) из чего-то неопределенного:

У Анаксимандра это апейрон (беспредельное), «апейрон – есть не что иное как материя, в которой соединены противоположности, выделение которых и обуславливает все развитие в различных формах. Это движение вещей вечно».

У Левкиппа и Демокрита – атом. «Атомы – это элементы, из которых состоит вся природа. Атом неделим, вечен, непроницаем. Поэтому мир вечен, неуничтожим. Человек тоже скопление атомов, отличается от других существ наличием души. Душа – это вещество из наиболее подвижных, огненных атомов».

В) суть вещей в числах:

Пифагор: все есть число. Число есть существенное и деятельное качество верховной Единицы (бога), — источника мировой гармонии. «Где нет числа и меры, там хаос».

Г) сущность вещей в их бытии:

У Парменида – субстанция – есть бытие как таковое. «Пустого в пространстве нет – все наполнено бытием».

Протагор: «Человек — есть мера всех вещей».

Классический период — акцент смещается с изучения природы на человека.

Сократ (469-399 до н.Э.)

Основные идеи в философии Сократа:

  1. раскрывает природу нравственного человека;
  2. определяет, что есть Добро, Зло, Справедливость, Любовь, т.е. то, что составляет суть человеческой души;
  3. показывает, что необходимо стремиться к познанию себя именно как человека вообще, т.е. моральной, общественно значимой личности;
  4. сущность человека – его душа. Душа – это способность человека осознавать, проявлять мыслительную активность, быть совестливым, добродетельным. Потенциал души реализуется в познании. Тело человека является инструментом его души. Развивая свои добродетели, человек достигает гармонии души;
  5. государство сильно тем, как граждане исполняют законы.
  6. Сомнение — важным элемент философии. Ничего нельзя принимать на веру: «Я знаю, что я ничего не знаю».
  7. Истина существует, лучший путь ее поиска – честный спор или диалектика (как умение вести спор).
  8. Умение принимать истину, по Сократу, есть майевтика.

Платон (427-347 до н.Э.)

Ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии.

Диалоги с Сократом: «Государство», «Пир», «Федон», «Федр».

Основоположник идеалистической философии, он открыл сферу сверхчувственного бытия – «мир чистых идей» (эйдосов).

Первооснова – это мир идей. Идеи нельзя пощупать, их нельзя увидеть или осязать. Идеи можно «созерцать» только умом, через понятия. Вещный мир тоже необходим, но он является лишь тенью мира идей.

Истинное бытие – это мир идей (эйдосов).

Мир идей — божественное царство, в котором до рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на грешную землю и, временно находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей. Познание – это воспоминание душой своего земного существования.

8 стр., 3734 слов

Лекция — 22 — Философия человека. Ч

... сущность личности, как заложенный в ней источник активности, инициативы, самодеятельности. В философии существуют различные подходы к объяснению тайны человеческого Я, его «неуловимости» в ... всякого конкретного индивидуального сознания. Некоторые американские философы (Р.Лифтон, Дж.Огильви) выдвинули теорию «человека-Протея» (Протей – древнегреческий бог, который постоянно менял свой облик, становясь ...

Аристотель (384-322 до н.Э.)

Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Основал собственную школу – Ликей.

Труды: «Физика», «Метафизика», «Политика», «Поэтика», «Риторика», «Органон».

Заслуги Аристотеля:

  1. подверг критике платоновскую теорию Идей («Платон мне друг, но истина дороже»): мир един и сущность предмета находится не в запредельном мире идей, а в самой вещи;
  2. создал учение о категориях (выделяет 10 категорий, центральной является «бытие»);
  3. первым ввел понятие «материя»;
  4. учение о материи и форме: материя без формы – нереализованная возможность;
  5. дал классификацию наук;
  6. для своего старшего сына Никомаха написал книгу «Накомахова этика»;
  7. впервые дал описание типов государственного устройства, выделив демократию как «лучший выбор из худшего»;
  8. выдвинул знаменитое правило «золотой середины»: добродетель – есть середина между крайностями-пороками;
  9. заложил основы многих современных наук – психологии, логики, этики и др.

—/

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ЗАПАДА

Охватывает период с V по XV века. Характеризу-ется безграничным господством религии и церкви в общественном сознании

ПРЕДСТАВИТЕЛИ:

  1. Августин Блаженный (354-430)
  2. Альберт Великий (1193-1280)
  3. Фома Аквинский (1225-1274)
  4. Ансельм Кентерберийский (1033-1109)
  5. Пьер Абеляр (1079-1142)
  6. Уильям Оккам (1285-1349)

Основные черты средневековой философии:

Опора на два принципа:

Теоцентризм – высшей реальностью признается не природа, а Бог.

Креационизм – признается идея о сотворении мира Богом из ничего.

Основным инструментом познания выступает вера.

Задача философа – раскрыть тайны библейских текстов.

Гармония веры и разума – главное мировоззренческое кредо средневековой философии в Европе.

2 Этапа средневековой философии

1й этап – патристика (II-VIII вв.) — учение «отцов церкви» — первых христианских мыслителей, давших философское обоснование догматов. Патристика во многом использовала идеи Платона.

2й этап – схоластика (с XI в. до к. средневековья) характеризуется формализмом и догматизмом, опираясь на логику и философию Аристотеля. Схоластика – это соединение религиозной философии и логики, — это строгость логического мышления, точность посылок и выводов.

Аврелий Августин (375-383жж.) ( Августин Блаженный)

Самый известный представитель патристики, который разработал основы католицизма.

Главное его произведение «О граде Божьем».

Знаменитая формула «верю, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить» — принцип взаимодополнительности разума и веры

Значение философии Августина Блаженного:

обоснована идея господства Церкви над государством, а Римского Папы — над монархами;

выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью).

Фома Аквинский (1225-1274 гг.)

12 стр., 5951 слов

Философия 47

... -Ф. след-но Ф Ф есть философия. «есть» может быть представлена с 3 позиций есть – т.е. существует. существоание это бытие неограниченная спо-ть ... н э в 5 4 веках д н э фил идеи проникают в др грецию получают сове развитие фил-ие проблемы ... рнас отсылает к Марксизму) «Философы лишь различным способом объясняли мир, но дело заключается в том чтобы изменить его. Философия становится идеологией. с помощью ...

Доминиканский монах, теолог, философ, систематизатор схоластики.

Автор томизма (по-лат. Фома – Thomas) – одного из направле-ний католической церкви.

Пять доказательств существования Бога:

  1. Движение: все, что движется, движимо кем-то другим – следовательно, есть первичный двигатель всего – Бог;
  2. Причина: все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог;
  3. Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
  4. Степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог;
  5. Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, — Бог.

В конце ХIХ века католическая церковь объявила Фому Аквинского вечным авторитетом в области религии, философии, истории, политики и права. Современная католическая философия известна как неотомизм.

Спор между реалистами и номиналистами

о природе универсалий.

Универсалия — общее понятие.

Росцелин

Номиналисты: универсалии — только имена вещей, их существование сводится лишь к колебаниям голоса. Существует только индивидуальное, и только оно может быть предметом познания. Они отрицали наличие общего в конкретной единичной вещи.

Фома Аквинский

Реалисты: существует только общее (Аристотель: общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой)

———-\

Спор номинализма и реализма

в средневековой философии

И.Росцелин

П.Абеляр

————\

В конце эпохи Средневековья начинают зарождаться идеи строгого научного знания

Роджер Бэкон (ок.1214-1294)

Выступал за отделение теологии от светских наук.

Предлагал отказаться от слепой веры в авторитеты и изучать мир при помощи наблюдений и экспериментов.

Призывал к опытному исследованию природы – к разработке оптики, механики и астрономии.

Целью всех наук он считал увеличение власти человека над природой.

Уильям Оккам (ок.1289-1350)

Английский схоласт, представитель номинализма, политик-публицист

Боролся против господства церкви над государством, за строгое разграничение сфер их юрисдикции.

Призывал удалить из науки все понятия, не поддающиеся проверке опытом:

«Сущности не следует умножать без необходимости». Этот принцип известен как «бритва Оккама» или Закон достаточного основания: во всякой теории (гипотезе, рассуждении) следует избегать создания новых понятий, терминов, сущностей, если без них можно обойтись.

ВЫВОД

Эти факты говорят о кризисе схоластики, о начале перехода к Возрождению.

—/

Философия Возрождения и Нового времени

Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV-XVII веках, которые объединяла антицерковная идея, устремленность к человеку, вера в его великий духовный и физический потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер.

Философия Возрождения в своем развитие прошла три Философия Возрождения прошла три периода:

8 стр., 3902 слов

Критическая философия И. Канта

... человека, обращается к вселенной внутреннего бытия человека. Другой причиной выбора темы стало то основание, что Канта считают родоначальником немецкой классической философии, а именно идеализма. Так, у Канта ... биографические события, повлиявшие на становление философии Канта. Кроме того, рассмотрю основные положения философии. 2. Биография Канта. Рождение Канта датируется 22 апреля 1724 года. ...

  1. Гуманистический (XIV — сер. XV в.) – Данте Алигьери, Франческо Петрарка – это раннее Возрождение
  2. Неоплатонический (сер. XV — XVI в.) – Николай Кузанский, Пико делла Мирандолла, Парацельс – это высокое Возрождение
  3. Натурфилософский (XVI — нач. XVII в.) – Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей – это позднее Возрождение

Характерные черты философии Возрождения:

1. Антисхоластический характер, хотя для государства схоластика оставалась официальной философией, и ее принципы изучались в большинстве университетов. Вырабатывается новый стиль мышления, который главную роль отводит не форме выражения идеи, а ее содержанию.

Пантеизм как главный принцип мировоззрения, в котором сближаются понятия «бог» и «природа», т.е. природа одухотворена.

Антропоцентризм становится сутью новой философии. Не Бог, а человек теперь помещен в центр космического бытия. Человек – не просто природное существо, он господин над всей природой, творец.

Задача философии – не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.

Гуманизм – центральное воззрение для всей эпохи – это человеколюбие, свободомыслие и светский индивидуализм. Он изменил характер философствования, источники и стиль мышления, сам облик ученого-теоретика.

Раннее Возрождение

Данте Алигьери (1265-1321) Божественная комедия”

Франческо Петрарка (1304-1374) “Книга песен”

Леонардо да Винчи (1452-1519) – гениальный художник, математик, ваятель, изобретатель, физик, инженер, мыслитель эпохи Возрождения

Обладатель многогранного таланта, Леонардо да Винчи разработал проекты крыла летательного аппарата, парашюта, батискафа, токарного станка. Он являлся автором научных трактатов.

Николай Кузанский (1401-1464) выдвигает идею пантеизма – отождествления природы и бога.

Николай Коперник (1473-1543) создает новую модель мироздания – гелиоцентризм: «Сдвинувший Землю, остановивший Солнце».

В теории Коперника неявно присутствует мысль, что небесными и земными явлениями управляют одни и те же законы.

Позднее Возрождение (XVI-xviIвв.)

Джордано Бруно (1548-1600) «О бесконечности, Вселенной и мирах»: развивает теорию Н.Коперника, идею множественности миров. Сожжен на площади Цветов.

Бруно не только доказывал одушевленность мира, но и высказывал предположение об обитаемости, населенности бесчисленных миров.

Галилео Галилей (1564-1642) продолжает изучение Космоса. Изобрел телескоп, разработал метод научного анализа с использованием математики, поэтому считается основоположником научного естествознания. Умер, оставаясь узником Инквизиции.

Философия скептицизма.

Эразм Роттердамский. «Похвала глупостей» — высмеивает фальшивую мораль и ученость схоластов.

Боккачо — «Декамерон».

Ммшель Монтейн — «Опыты».

Никколо Макиавелли (1469-1527). Социально-политическая философия Ренессанса:

полностью отбрасывает идею Божественной предопределенности в общественной жизни.

Возникновение общества, государства и морали объясняется естественным ходом событий.

9 стр., 4316 слов

Философия Иммануила Канта

... , как «разумный, разум») - филос. направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Кант, пытавшийся примирить идеи Р. и сенсуализма, полагал, что «всякое наше знание начинает ... Но именно эту задачу, считает Кант, должна прежде всего решать философия. И такую философию, в противоположность догматической метафизике, Кант называет критической философией. По сути, это был переворот ...

В работе «Государь» называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

Томас Мор (1478-1535).

Основоположник утопического социализма. В «Утопии» — за уничтожение всех видов собственности, за обязательный труд для всех, за выборность государственных органов.

Томазо Кампанелла. В своем фантастичес-ком Городе Солнца предлагал упразднить частную собствен-ность и семью, дети должны воспитыва-ться государством, продукты необходимо распределять по пот-ребностям, развивать науки, просвещение, трудовое воспитание.

Художники

  1. Леонардо да Винчи
  2. Микеланджело Буонарроти
  3. Боттичелли Сандро
  4. Рафаэль Санти
  5. Филиппиано Липпи

Политическая философия поставила вопрос о пределах власти и социальной справедли-вости: идеи Макиавелли повлияли на становление централизованных государств, а идеи утопистов – на более поздние революционные идеалы свободы, равенства, братства.

Основные черты Философии Нового времени:

эмпиризм – опора на опыт;

рационализм – опора на разум;

высокий статус науки – наука как способ улучшения жизни человека и общества;

социальный оптимизм – вера в устройство общества на разумных началах.

Френсис Бэкон (1561-1626) английский философ. Основатель эмпиризма.

Главные труды: “Новый Органон”, “ Новая Атлантида”.

Фундамент всякого познания – опыт.

“Знание — сила”.

Бэкон считал, что для достижения истинного знания необходимо избавиться от ложных образов в сознании, от четырех заблуждений – «идолов». Это:

Идолы рода,

Идолы пещеры,

Идолы рынка,

Идолы театра.

Рене Декарт (1556-1650).

Основоположник рационализма. Данные опытов и экспериментов сомнительны, зато в самом разуме есть отчетливые идеи. Главное то, что человек мыслит: «Я мыслю – следователь-но, я существую».

Изучая проблему бытия, Декарт пишет: «Субстанция – это все, что существует, не нуждаясь для своего существо-вания ни в чем, кроме самого себя». Таким качеством обладает только одна субстанция – Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим.

Все субстанции Декарт делит на два рода:

  1. материальные (вещи), их атрибут — протяжение;
  2. духовные (идеи), их атрибут – мышление.

Человек — единственное существо, в котором соединяются обе субстанции, и это позволило ему возвысится над природой. В этом проявляется дуализм Декарта.

Бенедикт Спиноза (1632-1677).

Автор учения о единой субстанции. Природа и Бог едины, поэтому нет различия между высшей и сотворенной субстанциями. Единая субстанция Природа–Бог заключает в себе окружающий мир (Природу) и Бога.

Томас Гоббс (1588-1679).Автор всемирно известной книги «Левиафан», где он обосновал теорию общественного договора

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) Немецкий ученый. юрист, философ.

Главный труд “Монадология”: мир состоит из множества субстанций – монад.

Джон Локк (1632-1704 ) развивал учение об ощущениях как источнике наших знаний. Люди не рождаются с уже готовыми идеями. Голова новорожденного – чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры – знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях – основной тезис Локка.

4 стр., 1550 слов

Среди перечисленных ниже принципов укажите наиболее важный этический ...

... общественного сознания, рассматривающая с предельно общих позиций систему «человек – мир»; г) философия – это наука о наиболее общих законах развития ... а) что такое истина? б) в чем смысл жизни человека? в) что такое экономика? г) что такое свобода? ... перечисленных ниже принципов укажите наиболее важный этический принцип философии И. Канта. а) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим ...

—/

Философия Просвещения и Немецкая классическая философия

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Проблема человека и общества в философии Просвещения.

2. Немецкая классическая философия: представители, особенности, значение.

3. Диалектика и материализм Маркса и Энгельса.

Джордж Беркли (1685-1753)

Английский философ, епископ . Субъективный идеалист.

Человек непосредственно воспринимает только свои ощущения, поэтому существование вещей заключается в их воспринимаемости.

Солипсизм (лат. solus– единственный, ipse — сам)– учение, признающее

объективное существование человека и его сознания, а весь объективный мир существуют только в сознании индивида.

Основатель — Дж. Беркли.

Дэвид Юм (1711-1776)

Английский философ. Мы сомневаемся в существовании реального мира

Сторонник античного скептицизма и агностицизма.

Сенсуализм (лат. sensus – ощущение) – учение, признающее ощущения, единственным источником познания. Все знания приобретаются из опыта.

Основатель — Дж.Локк.

Джон Локк (1632-1704 )

Английский философ – материалист.

Главный труд «Опыт о человеческом разуме»

Единственный источник всех идей – это опыт.

Эпоха Просвещения (17-18 вв.) – это эпоха духовного развития. Она стала выражением общего процесса, охватывающего Европу.

Впервые против католицизма выступил просвещенный критический разум, дух сомнения и скептицизма.

Отличительные черты Французского Просвещения:

  1. ярко выраженная антиклерикальная направленность;
  2. неразрывная связь философских воззрений просветителей с достижениями естествознания XVIII в.;
  3. гуманистическая ориентация философии с доминированием в ней антропо-социальной проблематики;
  4. социально-критическая направленность философских взглядов на изменение действительности в интересах прогресса и улучшения гражданского общества.

Настоящее имя — Франсуа Мари Аруэ.

Философ-просветитель, писатель, критик.

Его труды: «Философские письма», «Трактат о метафизике», «Кандида», «Философские слова».

Состоял в активной переписке с монархами Европы.

Вольтер критиковал феодальные отношения, деспотическую форму правления, феодально-клерикальное мировоззрение. Выдвинул идею просвещенного абсолютизма – во главе государства должен стоять просвещенный монарх. В Европе «вольтерьянство» считалось синонимом свободомыслия.

Жан-Жак Руссо (1720-1778)

Основные труды: “Эмиль или О воспитании”, “Об общественном договоре”.

Основное внимание уделял социально-политической философии, придерживался позиции революционной демократии.

Дени Дидро (1713-1784)

внес большой вклад в Просвещение, создав 35-ти томный труд «Энциклопедия наук, искусств и ремесел». Ее появление показало, что ведущей силой в обществе становится наука, а не религия.

Жюльен Ламетри (1709-1751)

Полностью отвергал идеализм и теологию: окружающий мир – это различные проявления единой субстанции – материи, которая несотворима, вечна.

Душа, сознание имеют естественное происхождение, являются свойствами материи.

Идеал государства — просвещенный абсолютизм.

ВЫВОДЫ ПО ФИЛОСОФИИ ПРОСВЕЩЕНИЯ:

просветители утверждали необходимость установления общественной собственности путем народной революции, упразднения религии и церкви, защищали принцип народного суверенитета и демократии.

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В последней четверти XVIII в. и до середины XIX в. на передний край в области философского творчества выходит Германия.

Немецкая классическая философия представлена:

  1. Кант (1724-1804)
  2. Фихте (1762-1814)
  3. Гегель (1770-1831)
  4. Шеллинг (1775-1854)
  5. Фейербах (1804-1872)

Принадлежность к философским направлениям

  1. Объективтивный идеализм
  1. Иммануил Кант
  2. Георг Гегель
  3. Фридрих Шеллинг
  1. Субъективтивный идеализм
  1. Иоган Фихте
  1. Материализм
  1. Людвиг Фейербах

Иммануил Кант (1724-1804)

Этапы творчества Канта

докритический, когда в его творчестве преобладали вопросы наук о природе

критический, когда он рассматривал собственно философские вопросы.

На первом этапе Кант

с материалистических позиций анализирует естественно – научные проблемы. Он делает ряд открытий в космологии, физике, математике. Разработал гипотезу о происхождении солнечной системы из гигантской газовой туманности. Эта гипотеза и поныне имеет научное значение.

На втором этапе Кант отвечает на вопросы:

«Что я могу знать?» — на него отвечает гносеология

«Что я должен делать?» — на него отвечает этика

«На что я могу надеяться?» — он находится на стыке философии и религии.

Основные труды:

  1. «Критика чистого разума» (гносеология),
  2. «Критика практического разума» (этика),
  3. «Критика способности суждения» (философия религии).

«Критика чистого разума»

Кант впервые перенес акцент с познаваемой вещи на познавательные способности самого человека. Существует два мира. Действительный мир (Кант называет его миром «вещей-в-себе») мы не можем познать. Мы познаем лишь мир видимости (Кант называет его миром явлений).

Кантовская «вещь в себе» и агностицизм

Кант выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений

«Критика практического разума»

Кант сформулировал свой «категорический императив» : Человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству. Только те поступки, которые соответствуют императиву (правилу), моральны и достойны человека, если он хочет приобщиться к подлинно нравственному.

«Критика способности суждения»

Кант выдвинул идею всеобщей целесообразности: все в природе имеет свой смысл.

Трактат «К вечному миру»

Кант выдвинул мысль о том, что вечный мир – объективная историческая неизбежность, что будущее должно быть основанным на правовом запрете войны.

Иоган Фихте (1762-1814)

Субъективный идеалист.

Автор «Я-концепции»

Основной труд : «Наукоучение»

Исходным пунктом своей философии он принимает «абсолютное Я», которое актом бессознательной интуитивной деятельности порождает себя (Я) и собственную противоположность (НЕ Я) – природу, мир.

Т.е. внешний мир, природа признается продуктом сознания.

В рамках субъективного идеализма развивает диалектический способ мышления, подчеркивая особую роль противоречия в развитии.

Разработал проблему свободы: свобода – добровольное подчинение всеобщей необходимости. Вся человеческая история – процесс распространения свободы, путь к ее торжеству. Основа всеобщей свободы – наделение всех частной собственностью.

«Я-концепция»

единственная и главная реальность для человека – это он сам, его сознание: вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей действительности нет.

Георг Гегель(1770-1831)

Главные труды: “Феноменология духа”, “Наука логики”, “Философия права”.

Противоречие метода и системы Гегеля

Философия Гегеля внутренне противоречива. Если диалектика Гегеля требует признания бесконечности развития, то его теоретическая система постоянно его ограничивает. Так, диалектическая идея бесконечности развития познания противоречит точке зрения Гегеля о собственной философии как завершении развития всякой философии.

Абсолютная идея или Мировой дух

Стержневое понятие философии Гегеля. А.и. не зависит от сознания и является первопричиной материального мира. Абсолютная идея творит из себя природу, а затем человечество. Через деятельность человека (духовную культуру) идея познает себя.

Заслуга гегеля

Разработал диалектику – учение о всеобщем развитии. Диалектика — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики: всё в этом мире – человек, предметы, явления и процессы содержат в себе противоположности, единство и борьба которых обеспечивают им постоянное движение и развитие.

Гегелевская философия – система диалектических законов и категорий, выражающих процесс саморазвития, но не материального мира, а абсолютной идеи.

Фридрих Шеллинг (1775-1845)

Эволюция взглядов Шеллинга приводит его от натурфилософии и трансцендентальной философии к «философии откровения» — иррациональному и мистическому учению о Боге и человеке.

Натурфилософия

Практическая философия

Иррационализм

Людвиг Фейербах (1804-1872)

Критиковал немецкий классический идеализм, обосновал антропологический материализм.

Материализм фейербаха

Сначала была материя (природа), а затем в результате эволюции появился человек – единственный носитель сознания.

Будучи атеистом, доказывает отсутствие Бога, его выдуманность людьми, перенесением на личность Бога нереализованных человеческих идеалов: «Не Бог создал человека, а человек создал Бога».

Познавательные возможности человека безграничны: «То, что не познаем мы, познают наши потомки».

К.Маркс (1818-1883)

Ф.Энгельс (1820-1895)

Основные труды: «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии», «Нищета философии», «Тезисы о Фейербахе»

Конспект работы Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»

Марксистская философия

Состоит из 2-х частей:

1. Диалектический материализм

2. Исторический материализм.

Диалектический материализм:

основной вопрос философии решается в пользу бытия – бытие определяет сознание;

материя находится в постоянном движении и развитии;

Бога нет, Он является плодом человеческой фантазии для объяснения непонятных явлений, дает утешение и надежду;

Бог не оказывает никакого влияния на окружающий мир;

материя вечна и бесконечна, постоянно принимает новые формы своего существования;

важным фактором развития является практика – преобразование человеком окружающей действительности и самого себя;

развитие происходит по законам диалектики – единство и борьба противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Исторический материализм:

 чтобы жить, люди вступают в производственные отношения;

производственные отношения образуют базис для общества и государства;

государство, общественные институты, общественные отношения — надстройка по отношению к экономическому базису;

базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

уровень развития производительных сил и производственных отношений определяет общественно-экономическую формацию;

рост уровня производительных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций;

следовательно, уровень экономики, материальное производство определяют ход истории, судьбу общества и государства.

—/

Философия Западной Европы XІX-ХХ веков

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

  1. Иррационализм С.Кьеркегора
  2. Философия жизни» Ф.Ницше
  3. Экзистенциализм и фундаментальная онтология
  4. Позитивизм и его исторические формы
  5. Феноменология Э.Гуссерля
  6. Психоанализ З.Фрейда
  7. Структурализм
  8. Герменевтика
  9. Прагматизм

Исторические условия

В 60-е гг. ХХ века сложилась ситуация, получившая имя «постмодерн»:

информационная революция, глобализация, вторжение Интернета во все сферы жизни – затронули онтологические и антропологические основания культуры.

Характерные черты постмодерна:

1. Отказ от основных философских понятий прошлого.

2. Интерес к нетрадиционным формам философии.

3. В мир философии были введены обыденный опыт, аффект, интуиция и т.д.

4 Философия характеризуется большим разнообразием, сложностью, смешением стилей и жанров.

Сёрен Кьеркегор(1813-1855)

Датский философ.

На его философию серьезное влияние оказали болезни с момента рождения до конца жизни. Как считал Кьеркегор, его рождение — результат преступления родителей, а потому он так и не получил божественной благодати.

Основные труды: «Или- или», «Страх и трепет», «Понятие страха», «Болезнь к смерти».

Выступил против немецких классиков, т.к. они рассуждают с т.зр. всеобщего – человечества, общества, — тем самым исключают онтологическое значение личностного начала. Человек, в отличие от животного, не родовое, а экзистирующее существо.

Подлинная философия может быть только экзистенциальной, т.е. носящей глубоко личностный характер. Рассматривая человека как «экзистенцию», он анализирует ее бытийную, онтологическую структуру, вводя понятия «страх, «отчаяние», «решимость».

Иррационализм Кьеркегора

окружающий мир есть разрозненный хаос, он не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, он подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Фридрих Ницше (1844—1900) — немецкий философ и культуролог, один из основоположников «философии жизни»

Основные труды:«Так говорил Заратустра», «Воля к власти».

Центральное место в его философии занимает понятие «жизнь» — единственная реальность, существующая для конкретного человека.

Цель философии — помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

В основе жизни лежит ВОЛЯ

Ее основные виды:

1.«воля к жизни»

2.воля внутри самого человека или «внутренний стержень»

3.неуправляемая, бессознательная воля — страсти, влечения, аффекты

4.«воля к власти»

Воля к власти – это критерий значимости явлений: «Что хорошо? Все, что укрепляет сознание власти, желание власти и саму власть человека. Что дурно? Все, что вытекает из слабости». Близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением спрятанного внутри человека стремления к безопасности и движущей силой многих поступков человека.

Ф.ницше — «Познание, знание действительно только как орудие власти».

В 1881 году Ф. Ницше предупреждал о смерти Бога в сердцах и умах людей – «Бог умер!»

Неокантианство – «назад к канту!» — направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX вв.

Оно акцентировало внимание на гносеологии Канта, повлияло на формирование концепции этического социализма.

Особенно много сделали кантианцы для обособления естественных и гуманитарных наук.

Школы неокантианства

Марбургская школа — логико-методологическая проблематика естественных наук (Коген, Наторп, Кассирер, Гартман).

Баденская школа — проблематика ценностей и методологии наук гуманитарного цикла (Генрих Риккерт, Виндельбанд).

Экзистенциализм (нач.ХХв.) – направление, признающее единственной реальностью бытие человеческой личности. Человеческое существование первично, социальная сущность индивида вторична. И это потому, что человек сам определяет свою сущность, он творит себя и свою жизнь. (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр и др.)

Экзистенция — есть подлинное бытие (существование), которое обнаруживает себя не в повседневной жизни, а в пограничных ситуациях болезни, вины, катастрофы, смерти.

В своем восхождении к подлинному бытию человек проходит 3 стадии:

1. Эстетическая – на этой ступени человек «плывет по течению»; он стремится только к удовольствию.

2. Этическая – на этой ступени человек делает сознательный выбор, теперь им движет долг.

3. Религиозная – человек глубоко осознает свое призвание.

Мартин Хайдеггер(1888-1976)

Представитель немецкого Э. Основатель фундаментальной онтологии.

Основной труд «Бытие и время»

Ввел понятие «фундаментальная онтология» как учение о бытии.

Язык – «дом бытия» – истинное средоточие культуры.

Забота, тревога, страх – это формы субъективного бытия человека или «бытия-в-мире». Чтобы постичь смысл бытия, человек должен отрешиться от всех целей, осознать свою смертность, бренность.

Только перед лицом смерти человек постигает смысл бытия, понимает значимость каждого момента жизни.

Огюст Конт — Основатель позитивизма.

Позитивизм оформился в 30-е годы XIX в.; эволюционировал в направлении субъективного идеализма.

О.конт — Наука должна ограничиться описанием внешнего облика явлений. Поэтому метафизика как учение о сущности явлений должна быть устранена.

Позитивизм — Понятие «позитивизм» обозначает призыв отказаться от метафизических абстракций, и обратиться к исследованию позитивного знания.

Четыре стадии развития позитивизма

Первый позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Д.С.Милль) – середина XIX века

Второй позитивизм или эмпириокритицизм (Э.Мах, Р.Авенариус, В.Оствальд) – первая треть ХХ века

Третий позитивизм или неопозитивизм в форме аналитической философии ( А.Куайн, Л.Витгенштейн и др.) и логического позитивизма (М.Шлик, О.Нейрат, Р.Карнап и др. философы Венского кружка) – двадцатые годы ХХ века

Четвертый позитивизм или постпозитивизм (К.Поппер, Т.Кун, И.Лакатос, П.Фейерабенд) – 50-60-е годы ХХ века

\\\——-\\\ схема

Этапы развития позитивизма

\\\——-\\\

Неопозитивизм

Начало положили философы Венского кружка (1922г.).

Главная идея: научными следует считать только высказывания о наблюдаемых феноменах. Подлинно только эмпирическое знание.

Т.к. достоверно только опытное знание, необходимо отказаться от мировоззренческих и философских проблем как теоретически и практически невозможных.

Основные представители: Б.Рассел, Витгенштейн.

Принцип верификации — это принцип сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда понятие имеет смысл, когда его можно верифицировать – т.е. подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) верификации не подлежит, следовательно, эти проблемы должны быть исключены из философии.

Постпозитивизм — возник и сложился в ХХ в. на базе критики и самокритики неопозитивизма. Любое научное знание носит лишь гипотетический характер и подвержено ошибкам. Главная цель постпозитивизма – развитие научного знания.

Феноменология. Основатель Э.Гуссерль

Источником всех теорий и понятий науки феноменология признает мир повседневности (жизненный мир).

«Феноменологическая редукция» — метод, посредством которого можно очистить «данное» от наслоений, привносимых культурой. Это переход от рассмотрения конкретных предметов к анализу их чистой сущности.

Предмет познания существует постольку, поскольку субъект направляет сознание на тот или иной предмет, при этом предмет не просто обнаруживается, но и создается. Это субъективный идеализм.

Зигмунд Фрейд(1856-1939)

Создатель психоанализа – направления в современной философии о роли бессознательного в жизни людей. «Фрейд – разрушитель, ниспровергатель ценностей 19 века».

Труды: «О психоанализе», «Толкование сноведений», «Тотем и табу».

Бессознательное – это мощное энергетическое начало. В эту область «спрятаны» все запрещенные культурой влечения и страхи, что порождает постоянные неврозы и психические расстройства человека.

Основа бессознательного. Сексуальные инстинкты (либидо), обусловили большинство психических действий человека, они характеризуются двумя понятиями: комплексом и сублимацией – преобразованием вытесненного полового влечения в духовную деятельность.

Психоанализ — это новый феномен современной культуры на стыке философии, психологии, медицины, культурологии, антропологии, этнологии. Это практический способ самопознания.

Структурализм (нач. 20 в.) поиск логических структур, существующих за многообразием явлений культуры. Идеи структурализма пришли из специальных областей знания (лингвистики, литературоведения, этнографии).

Свою основную задачу структурализм видит в поисках устойчивых логических связей объектов. Структурализм добился значительных успехов в выявлении глубинных структур культуры (К.Леви-Стросс, Ж.Лакан, М.Фуко).

Герменевтика (19 в.) философское учение о понимании и постижении смысла (Шлейермахер).

Понимание – это способ существования познающего, действующего человека, универсальный способ освоения человеком мира.

Главная идея: существовать – значит быть понятым.

Предметом исследования является текст.

Толкование языка текстов, его понимание и должно стать ведущим направлением философии.

Гадамер — философия с позиций познания (гносеологии) должна перейти на позиции понимания (герменевтики).

Прагматизм — выработка конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике. Основатели прагматизма – американские философы Ч.Пирс и У.Джемс, Дж. Дьюи.

Истина определяется как полезность или как разработанность идеи. Успех абсолютизируется и превращается не только в единственный критерий истинности, но и в само содержание понятия истины.

ВЫВОДЫ:

Западная философия 19-20 вв. калейдоскопически разнообразна, это связано с поиском новых форм и парадигм философствования. Ее можно охарактеризовать как «философию человека, бытия и смысла».