27. Основные виды внушения

1)прямое-внуш в виде директивного указания, приказа выполненного в виде прямой речи (ваша головная боль ушла!).

2)косвенное (опосредованное)-внуш, через какой то предмет, аппаратуру, пустышку выполняющая роль лекарства и несущую информац св-ва активного влияния на ч.

3)гетеросугестия-от одного лица к другому (группе лиц).

4)аутосугестия-самовнушение.

5)в обычном состоянии сознания-когда ч активен. Основан метод рациональная психотерапия. Основан Дюбуа.

6)в изменённых (особых) состояниях сознания-вызвано различными техниками: медитация, гипноз, аутогенная тренировка.

Внушение-передача инфо от одного лица другому (группе лиц), которая воспринимается или без должного критического отношения к ней и выполняется ч-ом действия, мысли, поступки как свои собственные, а не переданные извне.

Внуш наиб эффективно у имеющих высокую и среднюю внуш. Для мало внуш лиц требуются повторы.

9.Психофизиологические мех-мы аутогенной тренировки.

1)возникновение глубинной релаксации. Ч в активном бодрствовании — его мозг находится в состоянии активного бодрствования, потому что воспр и т. д. Обеспечивает значительное снижение афферентного потока от мышц и др сенсорных потоков. Сопровождается изменениями биоэлектрической активности мозга.

2)хар-ое изменение биоэлектрической активности коры головного мозга сопровождающееся тормозным состоянием клеток коры и возникновением на этом фоне парадоксального возбуждения. Возникновение тормозного состояния в коре гм способствует внушение в большой степени за счёт парадоксальной фазы реализовать любые воздействия. Парадоксальная фаза — слово вызывает сильную ответную реакцию.

3)информационно-регулирующая роль психических ф. Подключение образа к слову.

4)изменение межполушарной активности (изм ф-ых ассиметрий).

Левое полушарие- вербально-логическое. Правое-наглядно-образное.Активность лп-снижается, а пп-повышается.

5)Программирующая роль слова.

6)дыхание. Удлиненный, продолжительный выдох способствует релаксации. Вдох (на 3−4) счета, а выдох на 8 счете для снятия эмоц напряжения.

26.Методы и приемы внушения.

  1. Метод словесного внушения.

Человека, который подвергается этому методу внушения для начала необходимо привести в спокойное, уравновешенное и миролюбивое состояние. Внушаемый должен находится в расслабленом состоянии, поскольку это увеличивает восприимчивость к внушению. Тот же кто внушает, напротив должен быть собран, уверен в себе и сосредоточен на своей работе.

3 стр., 1261 слов

Роль модератора в фокус-группе

Роль модератора в фокус-группе модератор интервью фокус В этой работе мы постараемся рассмотреть деятельность модератора в фокус-группе, также измерить степень его важности и меру его ответственности в процессе его работы. Не будет лишним рассмотреть перечень характеристик, которыми должен обладать человек, использующий метод группового глубинного интервью. Для того, чтобы войти в тему начнем с ...

В произносимые фразы необходимо вложить настойчивость и чувство. Голос должен быть звучным и сильным. Не стоит произносить фразы громко, они всего лишь должны быть пропитаны силой убеждения и силой уверенности в себе. Сила произносимых фраз увеличивается в разы от повторения, ведь именно повторение внушения укрепляет его в памяти внушаемого. При проведении сеанса внушения, внушаемому необходимо представить желаемое состояние и желаемые эмоции. Стоит помнить, что нельзя упоминать о проблемах здоровья. Нужно говорить о том состоянии, которое необходимо достигнуть.

Метод мысленного внушения

    Метод мысленного внушения применяется как правило при заочном воздействии. В таком случае необходимо вообразить, что объект внушения находится рядом, возле вас. Хотя можно представить его и на любом расстоянии, но важно видеть его в близкой действительности. При этом методе нужно только представить, как ваши мысли уходят и достигают объекта внушения.

    Главным при таком методе внушения является способность мысленно представить себе желаемое состояние внушаемого. Сама передача мысли при этом не требует сильного напряжения, необходимо просто представить себе, что передача самой мысли осуществляется.

    1. Метод метафизического внушения.

    Этот метод предназначен для тех, кто подготовлен к осознанному восприятии реальности своего собственного «Я». Он представляет собой совокупность метафизической, то есть по ту сторону физического, беседы о единсте Вселенной и реальности своего «Я».

    1. Метод духовного воздействия.

    Метод духовного воздействия считается высшим способом внушения. Он применяется для психического и физического оздоровления. Правда, этим способом внушения, владеют скорее всего несколько человек на Земле. Таким методом внушения в свое время в совершенстве владели Христос и его ученики. Суть метода заключается в том, что исцеляющий, мысленно представляя себя в качестве проводника, через себя проводит духовные целительные силы Вселенной. Исцеляющий мысленно окунает внушаемого в духовный поток, который целительными силами, сильно и с невероятной скоростью действует на подсознание пациента. А подсознание в свою очередь, так же быстро приводит к гармонии весь организм.

    16 стр., 7565 слов

    Убеждение и внушение как методы психологического воздействия (влияния) руководителя на подчинённых

    Министерство науки и образования Украины Одесский Национальный Университет имени И.И. Мечникова ИМЕМ отделения психологии Курсовая работана тему: "Убеждение и внушение, как методы психологического воздействия (влияния) руководителя на подчинённых" Работу выполнила cтудентка III курса Федоренко Екатерина Александровна научный руководитель Бефани Анжела Анатольевна Одесса 2004г Содержание 1. ...

    Сущность внушения< та же, что и у самовнушения. Правда объекты внушения разные. При внушении, объектом внушения является подсознание другого человека, а при самовнушении — свое собственное.

    Все эти методы внушения следует освоить тем, кто встал на путь самосовершенствования и для защиты от психического воздействия со стороны.

    Приемы внушения, которые можно разделить на три группы:

    1. Приемы прямого внушения — совет, предложение, внушающее наставление, команда, приказ.

    2. Приемы косвенного внушения — намек, одобрение, осуждение, «обманутое ожидание» и др.

    3. Приемы скрытого внушения -трюизм, иллюзия выбора, предоставление всех вариантов, увязывание действительного и желаемого.

    Приемы прямого внушения.

    Совет и предложение — эти приемы наиболее эффективны в том случае, если объект проникся доверием к внушающему. Приемы прямого внушения требуют различной постановки голоса, интонации предложений, жестикуляции. Так, при использовании совета для внушения, тон должен быть мягкий, доброжелательный. В то же время, исследования психологов показывают, что многие люди не знают своих интонационных особенностей. В результате этого очень часто совет подается менторским тоном, естественно вызывающим внутренний протест у внушаемого. Чтобы избавиться от этого недостатка, нужно целенаправленно тренировать интонирование речи с использованием видеозаписи, магнитозаписи голоса.

    9 стр., 4011 слов

    Условия приема

    в Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВОЕННАЯ АКАДЕМИЯ СВЯЗИ ИМЕНИ МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.М.БУДЕННОГО» Министерства обороны Российской Федерации по программам высшего профессионального образования в 2014 году Военная академия связи и ее филиал в г. Краснодар осуществляют обучение курсантов по программам высшего ...

    Внушающее наставление характеризуется тем, что обращение руководителя, выраженное в императивной форме, без аргументации, обуславливает исполнительское поведение подчиненного. Словесными формами внушающего наставления являются повеление, указание, распоряжение, запрещение. Внушающее наставление поддерживается более эмоциональной интонацией и вселяющими уверенность жестами. Построение фразы и интонации не должны допускать критического восприятия. Текст произносится с чувством непреклонной уверенности, что подчиненный выполнит распоряжение. В отличие от команд и приказов, которые рассчитаны на срабатывание уже имеющегося навыка, внушающее наставление создает целостную установку деятельности. Чаще всего внушающее наставление применяется как индивидуальное средство, в целях выработки у подчиненных уверенности в себе, корректировки уровня притязаний, ослабления негативных привычек, изменения образа поведения. Условиями эффективности внушающего наставления в управленческом общении является прежде всего авторитет руководителя, а также отсутствие конфликтности в его отношениях с подчиненным, благоприятный микроклимат в коллективе фирмы, стиль и форма словесного выражения этого суггестивного приема. Команды и приказы, как вид прямого внушающего воздействия, требуют точного и быстрого исполнения. Они рассчитаны на автоматизм поведения и представляют собой особый вид вербального воздействия, выраженный в краткой форме, точно определяемый существующими нормативными положениями или традициями. Команды отдаются твердым, спокойным голосом и повелительным тоном. Важно, чтобы указания проникали в подсознание сотрудников, по возможности, глубоко и однозначно. Тогда формируется глубокое комплексное восприятие. К группе приемов прямого внушения вероятно следует относить и повторение. Большинство исследователей сходятся на том, что стимул, многократно направляемый реципиенту, дает эффект, которого невозможно достигнуть при едино-кратном использовании. Для достижения внушения часто недостаточно бывает подать внушаемое один раз. Чтобы добиться результата, его надо повторять. Но повторяя воздействие, следует стремиться к тому, чтобы внушаемое входило в сознание слушателей или читателей каждый раз по-новому, с помощью разных факторов, чтобы изменился способ подачи содержания. Сила внушения в таких случаях увеличивается, во-первых, за счет повторения воздействия внушаемой мысли. Во-вторых, изменение способа воздействия внушаемой идеи гарантирует от пассивного и скрытого противодействия слушателей. Повторение не дает эффекта при отсутствии интереса у слушателя к информации. Оно также безрезультатно, если сообщение слишком легко усваивается или вызывает резкое сопротивление. Повторение не должно быть механическим. Стереотипное воспроизведение информации оказывается малополезным для суггестивного воздействия. Повторение, как прием внушения, нужно осуществлять с учетом того, что повторное восприятие представлений, образов неизменно вызывает ассоциативное действие психики. С повторением информационных сообщений первичные ассоциации дополняются новыми на основе пространственных, временных, количественных, причинно-следственных отношений, отношений последовательности и т. д., которые возникают в сознании индивидов той или иной аудитории. В конечном итоге сформулировавшиеся ассоциативные ряды и цепи закрепляют в психике полученную информацию. Чем больше таких ассоциаций, тем вероятнее, что сообщения будут приняты сознанием реципиентов.

    8 стр., 3675 слов

    Гипноз. Реальные механизмы внушающего воздействия

    ... внушающего воздействия» Авторизованный реферат по курсу «Суггестология и гипноз» Фамилия,имя, отчество студента Номерзачетной книжки        Руководитель ... безусловно положительный исход.Применяется косвенное внушение. На втором этапе вводится ... , дружественной атмосферы,складывающейся в ситуации психологического эксперимента между исследователем ииспытуемым ...

    Приемы косвенного внушения.

    Косвенное внушение подается не в императивной, а скорее в описательной форме: в виде рассказа, описания какого-либо случая, комментария, намека и др. Цель воздействия здесь выражена не прямо, а косвенно. Сила внушающего воздействия здесь определяется уровнем техники речи руководителя, его умением владеть голосом, мимикой, жестами, интонационно передавать чувства. Для ситуации управленческого общения косвенное внушение более приемлемо, так как оно не наносит ущерба личному достоинству подчиненного, не провоцирует запуск механизмов психологической защиты личности, что может наблюдаться при использовании некоторых приемов прямого внушения, например, приказа или команды. Косвенное внушение применяется в условиях, требующих наиболее тонкого подхода к партнеру, в ситуациях, исключающих, с одной стороны, возможность убеждения, а с другой стороны, прямого внушения. Основными приемами косвенного внушения являются намек, внушающее косвенное одобрение, косвенное осуждение и другие. На использовании механизма косвенного внушения построен такой воспитательный прием, как намек. Заключается он в том, что руководитель, желая затормозить развитие нежелательного качества, не указывает на требуемое поведение прямо, не критикует, а идет к цели окольными путями. При намеке слова или выражения руководителя конструируются так, чтобы не полностью высказанная мысль могла быть понята только по догадке.

    10 стр., 4999 слов

    ТЕХНИКА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНЕРОВКИ I СТУПЕНИ

    Модификаций техники освоения упражнений аутогенной тренировки достаточно много, но суть упражнений практически не меня­ется. Наиболее удобной позой для тренировки является положение нa спине. Под голову можно положить низенькую подушечку. Руки лежат свободно вдоль туловища ладонями вниз, ноги также свободно выпрямлены. Лучше, если глаза закрыты и отсутствует яркий свет, возможно лирическое ...

    Намек — это путь, безусловно, щадящий самолюбие. Пользуются им в ситуациях незначительных нарушений, не подлежащих открытому обсуждению и наказанию. Применять его целесообразно по отношению к подчиненным, проявляющим эгоизм, тщеславие, снобизм, самодовольство, обидчивость, ревность, коварство, своекорыстие, хвастовство и раздражительность, а также часто прибегающих к помощи других. Готовность использовать этот прием к подчиненным, вызывающим симпатию у руководителей, невелика, однако возрастает при отрицательном отношении к объекту воздействия. Прием используется для оказания корректирующего влияния на людей, легко берущихся за выполнение поручений и не доводящих их до конца. Инициативность- полезная черта, но когда она бесплодна и только отвлекает людей, приходится производить мягкую коррекции. Намек может осуществляться в форме шутки, иронии, совета, аналогии. Внутренняя сущность намека в его направленности не на сознание, не на логику объекта, а на эмоции и внутренние установки. Вместе с тем, шутка, ирония, аналогия, будучи действенным инструментом внушения, может задеть личное достоинство объекта, что может быть причиной появления контрсуггестивных барьеров. В связи с этим, внушающий должен чутко улавливать отношение объекта к предмету общения. Большое значение приобретает эмоциональны и фон ситуации общения. Здесь желательно создание «концертного настроения», формирование стойкого интереса к обсуждаемой проблеме. Внушающее косвенное одобрение используется для формирования у подчиненного чувства уверенности в своих силах, положительного отношения к выполняемой задаче. Одобрение произносится с яркой эмоциональной окраской, в голосе слышится теплота, преобладает мягкий тон. В результате косвенного одобрения у объекта порождается ощущение чувства собственного достоинства, формируется установка, нацеленная на деятельность в подобном же плане. Внушающее косвенное осуждение по форме должно быть немногословно, лаконично. Интонационная окраска речи руководителя должна вызывать адекватное эмоциональное состояние партнера. Оно нацеливает внушаемого на коррекцию собственного поведения."Плацебо" - прием внушения впервые стал применяться в медицинской практике. Он заключается в том, что врач, прописывая больному нейтральное средство, утверждает, что оно обладает большим лечебным эффектом. Принимая такое лекарство, больной чувствует облегчение и даже выздоравливает. В управленческом общении могут быть ситуации, в которых возможно применение приема «плацебо», в частности, в педагогических целях. Однако пользоваться им нужно крайне осторожно, так как раскрытие факта его использования воспринимается внушаемым как обман."Обходной маневр" - сущность этого приема, — пишет И.Д. Ладанов. — заключается в том, что какая-либо мысль или идея преподносится объекту как его собственная. Обманутое ожидание может использоваться в управленческом общении как при дружеском отношении объекта к суггестору, так и при явно враждебном. Предпосылкой успешного применения, — по мнению И.Д. Ладанова [14], — этого приема является создание напряженной ситуации ожидания от оппонента вполне определенных действий. Предшествующие события должны сформировать у объекта строго направленный ход мыслей. При обнаружении несостоятельности этой направленности объект внушения оказывается в растерянности и без сопротивления принимает внушаемую идею.

    9 стр., 4459 слов

    Активность субъекта хозяйственной деятельности, необходимая для достижения цели в ситуации неопределенности — это

    Экономическая психология   1. Автором теории макроэкономики является: - Джон Кейнс. Активность субъекта хозяйственной деятельности, необходимая для достижения цели в ситуации неопределенности - это - готовность к хозяйственному риску. 3. Американский экономист-психолог, рассмотревший экономическое поведение потребителей и предпринимателей: - Катона. 4. Анализ достаточности мер и действий в ...

    Приемы скрытого внушения.

    Приемы скрытого внушения в настоящее время находят широкое применение в медицинской практике, рекламе, частично используются в педагогической деятельности. После соответствующей адаптации они могут успешно применяться и в отдельных формах управленческого общения [15].Трюизм — это очевидная истина, банальность. Однако высказывание такой очевидной истины в ходе беседы с подчиненным оказывает внушающее воздействие, потому, что происходящие в окружающем мире события люди склонны воспринимать на «свой счет», так, как будто все нацелено на них. Ценность этого приема заключается еще и в том, что, воспринимая банальность как адресованную себе, подчиненный не имеет возможности возражать. Однако в конкретной ситуации она автоматически предоставляет возможность конкретному руководителю дать вполне определенное задание данному исполнителю. Очень эффективным приемом внушения является предоставление иллюзии выбора. Сущностью этого приема является констатация чего-либо посредством предоставления иллюзии выбора. Целесообразно использовать иллюзию выбора для предотвращения конфликтов, оптимизации психологического климата в общении руководителя и подчиненного. Более сложным является метод предоставления всех вариантов, когда руководитель перечисляет или предоставляет все возможные варианты действий подчиненному, но мимикой, экспрессивными характеристиками голоса выделяет наиболее желательный ход событий. Этим методом, также как и в предыдущем, во-первых, констатируется или предполагается то, что подчиненный предпринимает какие-то действия. А во-вторых — на подсознательном уровне внушается наиболее целесообразный вариант этих действий. Не представляет труда использование такого метода внушения как увязывание действительного и желаемого. В самом названии заложена схема его использования. Ясно, что эти скрытые методы внушения, как и все остальные, не действуют автоматически, но они значительно расширяют коммуникативный арсенал руководителя и, следовательно, повышают эффективность управленческого общения.

    1.Рвп ч и их проявления в обычных и экстремальных условиях жизнидеятельности

    резерв (запас чего-то)-запас сил необходимых для выживания в изменяющихся усл среды.

    Критические ситуации в самом общем виде можно ахарактеризовать как ситуации, порождающие дефицит смысла в дальнейшей жизни человека.

    Чем более обществеено значим и осознан смысл жизни человека, тем более предсказуемо его поведение, тем более устойчив он в критических ситуациях.

    10.Первая ступень ат.

    низшая ступень — обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания;

    1)вызывание тяжести в руках и ногах, что сопровождается поперечно-полосатой мышцой.

    2)вызывание ощущ тепла в руках и ногах.

    3)регуляция ритма сердечных сокращений.

    4)нормализация и регуляция дыхптельного цикла.

    5)вызывания ощущ тепла в обл солнечного сплетения.

    6)вызывание ощущ прохлады в обл лба, выполняется с целью тренировки сосудов головы, используется для профилактики и ослабления головных болей.

    Занятия могут проводиться в спец помещении и в обычном кабинете, оборудованный удобными креслами, где пациент может находиться полулежа, стены окрашены в спокойные тона. Выполняется в позе кучера: ноги расставлены на ширине плеч, предплечья рук на середине бедер, кисти рук свисают ниже уровня бедер, расположение позвоночника, голова свисает на грудь.

    11.Вторая ступень ат.

    Классическая высшая ступень аутогенной тренировки — АТ-2.

    Иоган Шульц считал вторую ступень AT наиболее важной для овладения психическими процессами, создания нужного эмоционального фона. Классическая высшая ступень AT состоит из семи основных упражнений каждое из которых можно осваивать независимо друг от друга. Освоивший высшую ступень AT овладевает возможностью вызывать и удерживать перед своим мысленным взором образы и картины, абстрактно интуитивно мыслить, многократно увеличивает свои творческие возможности.

    Упражнение № 1. Цель — научиться вызывать различные световые пятна и удерживать внимание, на каждом из них. Занимающийся выполняет это и последующие упражнений в состоянии аутогенного погружения.

    Упражнение № 2. Цель — «увидеть» заранее заданный цветовой фон. Занимающийся скоро почувствует, что созерцание красного, оранжевого и желтого фона ассоциируется с теплом, (это создает эмоциональный подъем), зеленый и голубой — с состоянием покоя, синий и фиолетовый вызывают ощущение холода, черный и темно-красный — мрачное настроение, депрессию. Обычно на отработку этого упражнения уходит до 4-х месяцев. В результате тренировки занимающийся приобретает способность легко вызывать нужный эмоциональный настрой при помощи вызываемого цветового фона.

    Упражнение № 3. Цель — выработать устойчивое внимание, позволяющее"видеть" конкретные предметы длительное время. Считается что упражнение освоено, когда на фоне различных предметов непроизвольно возникнет образ самого себя. На отработку упражнения уходит около года.

    Упражнение № 4. Цель — отработать способность придавать каким-либо абстрактным понятием конкретное содержание. Тренирующийся должен научиться легко зрительно представлять объекты, ассоциирующиеся с такими абстрактными понятиями как «красота», «счастье», «свобода», «радость». Каждый ассоциирует эти понятия с образами, которые ему ближе. Тренироваться нужно ежедневно, удерживая внимание (до 60 минут) на абстрактных понятиях и тех конкретных зрительных представлениях, которые навеяны у вас ассоциативно.

    Упражнение № 5. Цель — научиться изменять свое эмоциональное состояние путем зрительного представления ассоциативных образов (из упражнения № 4) и видеть себя в центре представляемой картины. Занимающийся должен научиться вызывать также и динамические картины со своим непосредственным участием. Он должен при этом эмоционально реагировать на развивающиеся события и переживать их.

    Упражнение № 6. Цель — научиться вызывать мысленно я удерживать перед своим мысленным взором других людей, чувствовать свое присутствие и участие в их делах.

    Упражнение № 7. (И. Шульц считал его самым главным.) Цель его — научиться видеть ряд картин, отвечающих на вопросы психологического порядка, относящегося к себе лично. Например: «Чего я хочу?» «Кто я?».

    Это упражнение выполняется в состоянии «пассивной концентрации внимания». После правильно выполненного упражнения происходит «катарсис» — самоочищение, гасятся психотравмирующие факторы, вызывающие заболевания. Для того, чтобы добиться существенного результата, получить отдачу от занятий AT, необходимо заниматься AT ежедневно хотя бы в течение 30 минут. С каждым разом аутогенное погружение выполняется легче. В конце концов наступает момент когда занимающийся AT замечает, что ему уже не нужно проговаривать про себя формулы самовнушения, достаточно сосредоточить внимание на определенной части тела чтобы наступило расслабление…

    Проходит еще некоторое время и занимающийся AT приобретает способность почти мгновенно расслабляться. За несколько секунд происходит переход в состояние расслабления.

    Эта процедура очень приятна, человек как бы сбрасывает с себя груз своего тела, груз проблем и тревог и погружается в «блаженное» состояние.

    25.Внушение в медицине

    Внуше́ние (суггестия; от лат. suggestion — внушение), в медицине — метод лечения, основанный на убеждении больного путем целенаправленного словесного воздействия на психику с целью изменения его отношения к своей болезни. Проводится в состоянии бодрствования или под гипнозом. Сочетается с другими формами лечения. Применяется при наркомании, неврозе внутренних органов, психопатии и др.

    Нам приходится сталкиваться с явлениями внушения во всех жизненных областях, но медицина — единственная область, в которой с древних времен до последнего времени внушения применялись, хоть и в замаскированном виде, но сознательно и методически. Все заклинательные формулы, амулеты, талисманы и тайные средства имели в своей основе внушения. Когда египтяне и греки спали на священной земле, когда китайцы ложились на могилы, то результатом являлись благочестивые видения, сны о нужных лечебных средствах и затем послегипнотическое исцеление болезней. В средние века, да и в настоящее время, многие католики верили и верят, что от святых, их одеяний, мощей, икон и других реликвий исходят целебные влияния. Когда после эпохи возрождения естественные науки оказали широкое влияние на мышление, то нуждающаяся во внушении вера больных устремилась на новые открытия, и при помощи камня мудрости, редких металлов, рецептов розенкрейцеров и т. д., часто удавалось излечивать болезни. В конце концов вся оперировавшая внушением медицина сводилась к учению о животном магнетизме или месмеризме, которое затем постепенно превратилось в современное учение о внушении. Во всех этих превращениях к применению методов внушения побуждал скорее практически-терапевтический, чем психологически научный интерес. Наконец, метод чистого внушения под искусными руками Льебо и Бернгейма оказал такое поразительное целебное влияние на различные болезненные состояния, что он постепенно, несмотря на возражения школы Шарко и ее последователей, превратился в отрасль врачебной медицины, которая приобрела большое значение, так как улучшение гипнотической техники научило гипнотизеров устранять случайности и достигать определенных желаемых воздействий. Естественно, что применение лечения внушением ограничится единичными врачами, одаренными спокойствием, выдержкой и искусностью и обладающими серьезными познаниями в области гипнотических явлений. Чрезвычайно желательно, конечно, чтобы профаны своими ошибочными неумелыми приемами не подорвали веры в это учение, ибо нет ни одного лечебного метода, который нуждался бы в таком глубоком знании человеческой души и в таком специально-техническом опыте. Любой человек может прописать ванны, холодные обтирания и касторку, но для целесообразного и безвредного применения гипноза к больной душевной организации необходимы знания и опыт.

    О лечебном действии внушения в несведущих кругах господствует еще до сих пор с одной стороны недостаточное, с другой стороны преувеличенное представление, которые могут только повредить признанию этого учения. Уже несколько лет тому назад Бернгейм и Молль настаивали, чтобы этим методом ограничивались только в тех случаях, где он является целесообразным. Главная ошибка профанов заключается в мнении, что внушением легче всего оказывать влияние на психические процессы, — но правильно как раз обратное. Обсудим сами, какие болезненные явления легче и какие труднее поддаются лечению внушением? А именно — легче всего те, которые соответствуют результатам внушения, достижимым уже при легком гипнозе; труднее всего те, которые соответствуют состояниям, для вызывания и устранения которых необходима глубочайшая степень гипноза. Я расширил это правило до психотерапевтического закона, что для устранения болезненных явлений необходима та стадия гипноза, признаки или симптомы которой соответствуют физическим болезненным состояниям, подлежащим устранению. Например, мы уже узнали, что в самой легкой стадии сна — сонливости — возможно внушить ощущения тяжести, потребности в сне и физическом и психическом покое. Явления же, которые можно внушить, поддаются и устранению при помощи внушения. Ощущения тяжести, усталости являются так называемыми общими или физическими ощущениями; следовательно, болезненные явления, заключающиеся в понижении или повышении этих ощущений, легче всего устраняются путем внушения как, например, ощущение вялости, тяжести, физическое беспокойство, дрожь в теле, возбуждение и сонливость, то есть болезненные явления, которые могут явиться следствием малокровия или признаками общей неврастении. Вначале вопрос о том, вызваны ли эти расстройства в ощущениях нервными или психическими болезнями, не имеет, в общем, никакого значения. Напротив, необходима глубочайшая стадия гипноза для того, чтобы вызвать амнезию, то есть забывание мыслей или душевных состояний, полную нечувствительность к боли, изменение личности, обманы чувств и послегипнотические действия. Из этого сразу можно вывести, что для уничтожения болезненных идей (между прочим, так называемых навязчивых идей и душевных следствий пережитых тяжелых событий), для облегчения или устранения сильной боли (например, глазной или головной боли, боли в ногах или в кишечнике), для постепенного изменения ненормальной или извращенной личности, для искоренения склонности к болезненным или дурным привычкам (как, например, клептомания или сексуальные извращения), — для устранения всех этих болезненных состояний необходима глубочайшая стадии гипноза — сомнамбулизм.

    Между этими двумя группами состояний находятся те явления, которые удается вызвать уже средней стадией гипноза — гипотаксией, например, онемение или напряжение мускулов, воздействие на чувства и т. д. Соответственно этому, в этой фазе особенно поддаются воздействию судороги мускулов, заикание, нервные подергиванья и т. д. В так называемом катартическом методе, созданном Брейером и Фрейдом и применяемом в последнее время Франком, нашло особенный род применения возможное в гипнотическом состоянии повышение способности к воспоминаниям — внушенная гиперамнезия. Иногда в основе сложных функциональных нервных заболеваний лежат неприятные воспоминания из прежних лет жизни, переживания, глубоко скрытые в душе, поддерживающие внутри постоянное болезненное напряжение. В гипнозе удается довести до величайшей ясности и выделить эти частью подавленные, частью забытые переживания, сросшиеся с сознательной душевной жизнью. Это часть так называемого психоанализа (метод Фрейда).

    Вообще описанное здесь лечение внушением или гипнотерапия является только частью общего лечения внушением, которое врачи большею частью применяют в виде внушения наяву; а это опять таки часть общей психотерапии, которою опытный врач не пренебрегает при лечении не только нервных, но и физических болезней; ибо у каждого физически, нервно или душевнобольного изменена восприимчивость к внушению, и притом большею частью эта восприимчивость повышена у него в измененном направлении. Если измененное направление его восприимчивости к внушению благоприятное, то уже путем внушения наяву удается значительно улучшить его состояние. Напротив, те состояния, которые основаны на повышенной восприимчивости к самовнушению, то есть, которые заключаются в наклонности больного мозга отдаваться воображаемым представлениям особого рода, коренящимся главным образом в подсознании и которые нельзя побороть силой воли, — трудно поддаются лечению внушением, если внушение не идет рука об руку с лечебным воздействием на весь душевный строй такого больного, с перевоспитанием болезненно направленной сферы представлений и воли. Детали о различных точках зрения и осложнениях при лечении внушением сюда, конечно, не относятся.

    22.Асимметрия межполуш взаимоотношений

    Генотепические-те особенности, которые передаются по наследству и которые малоизменчивы, стабильны. Фенотип-преобретаются ч, в процессе его жизнедеятельности, динамичны. Большинство людей относ-ся к левополуш людям.85% более внушаемы.15% правополуш.

    Люди имеющие генотип право-полуш организацию межполуш взаимоотнош как правило имеют те или иные проблемы невротических расстройств при попадании в усл хрон стресса. Иными словами: правополуш генотип асимметрии яв-ся преморбитной почвой для развития нар невротич и психосомат плана. Для коррекции людей, у которых под воздействием хрон стресса, развилось застойное возбуждение (активации) правого полуш с использованием методов регулирующих полуш активность.

    28.Психофизиолог мех-мы внушаемости.

    1)межполуш взаимоотношения (ф-е асимметрии ч).Выделяют:Генотепические-те особенности, которые передаются по наследству и которые малоизменчивы, стабильны. Фенотип-преобретаются ч, в процессе его жизнедеятельности, динамичны. Большинство людей относ-ся к левополуш людям.85% более внушаемы.15% правополуш.2)личностные особенности. По Павлову внушение сопровождается развитием развитого тормозного состояния. При этом возникает парадоксальная фаза. На слабый раздражитель-сильный ответ, это происходит благодаря той разнице потенциалов, которая возникает на фоне тормозной коры. Зона избыточного возбуждения-зона Раппорта.3)индивид личностные кач-ва ч (меланхолики).Основное кач-во-высокая внушаемость, выраженная экстраверсия, низкий нейротизм, преобладание правополуш мех-ов регуляции. Низки внуш люди: интроверты умеренно выраженные, высокий нейротизм, преобладание левополуш мех-ов регуляции.

    16.Приемы и способы гипнотизации.

    1)своеобразная обратная связь испытуемого (используется гипноскоп).Необходимо, чтобы поза испытуемого была либо сидя в удобном кресле, либо лежа на спине. Руки не должны быть скреплены, голова запракинута назад. Испытуемому в процессе гипнотизации предлагается внимательно, не мигая смотреть на шарик и слушать голос гипнолога (опред заранее сформулированный текст).2)создание мотива или увеличение веры ч в собственные силы. Производится внушение ч-ку например, что у него хорошо развиты худ-е или музык способности.

    2.возможности использования и активации психич резервов ч. Активация резервных возможностей чка: 1) Для лиц, работающих в экстремальных условиях (требуют от чка активации всех его резервов)-саморегуляция + готовность психики к действию позволяют адекватно выживать в экстремальных условиях; спец тренажеры для аварийных, нестандартных условий, 2) Активация экстраординарных способностей (способности есть у всех) — особое состояние сознания или измененное состояние сознания.

    1. Внушение в гипнозе как средство активации резервных возможностей организма Внушение в гипнозе: 1) Клинический гипноз (медицинский, психологический) -индивидуально или в малых группах не более 12 человек, сформированных по определенному принципу (например, соц признаки и тд).

      Используется воздействие на зрительный и слуховой анализатор. При использовании слухового анализатора (слово): а) направленно на отвлечение, б) достижение глубинной релаксации, в) произнесение кратких формул на купирование симптомов, г) закрепление в памяти инф. лечебного воздействия (программирование), д) выведение из состояния гипнотического погружения. При использовании зрительного анализатора: а) гипноскоп (блестящий шарик с ручкой), б) гипнотроны (не только индивидуальный, но и групповой) — отвлечь или привлечь внимание.

    1. Внушение в психологии ВНУШЕНИЕ ПО БЕХТЕРЕВУ — В понятии внушения прежде всего содержится элемент непосредственности воздействия. Будет ли внушение производиться посторонним лицом при посредстве слова или воздействия, или оно будет производиться при посредстве какого-либо впечатления или действия, то есть имеем ли мы словесное или конкретное внушение, везде оно влияет не путем логического убеждения, а непосредственно воздействует на психическую сферу помимо личной ее сферы или по крайней мере без соответствующей ее переработки, благодаря чему происходит настоящее прививание идеи, чувства, эмоции или того или иного психофизического состояния.

    15.Психофизиолг мех-мы гипноза

    1)связан с изменением афферентной импульсации и изменением тонуса в этой связи коры гм, т. е. ее состояния. Аутовоздействие:выработка рефлекса по произвольному (переключению)выкл наших анализаторов и соот-го снижения тонусов поперечно полосатой мускултуры. Изменение импульсов от 3−5 раз (мощное воздействие по сравнению с актив состоянием).2)парадоксальная фаза. В особом тормозном состоянии коры слово (др раздражитель) отмечается сильная реакция коры. Слабый раздражитель-> сильный ответ.3)связан с подготовкой состояния 2(подготовительный мех-зм).Случаи моментального, циганского гипноза. Переключение (отвлечение) вним (поток сознания ч).Осущ разными способами: внуш:словесно, организация действа, вера, взаимная индукция.4)изменение активности полушарий гм. Процессы:произвольный-в большей степени образ вним, неразличимые виды образы. непроизвольный-все техники (ауто, гетеро) связаны со снижением тонуса мышц, с афферентным состоянием.5)программирующая роль слова и возможности такого устройства откликаться на внедрение тех или иных программ. Мозг обладает программированнностью, как неким св-ом.-Хрон информация, изменение поведения и действий ч. На програм-ти основаны любые постпрограммированости психики.