Основные понятия психологического консультирования

Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии

Кафедра психологии личности

КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК

Санкт-Петербург

2009

УДК 159. 9

Основные понятия психологического консультирования. Краткий справочник. Учебно-практическое пособие по дисциплине «Психологическое консультирование» / Сост.: О.И. Иванова. – СПб.: Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, 2009. — 52 с.

Пособие составлено на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного 17.03.2000 г., и рекомендациями Министерства образования Российской Федерации

Словарь – справочник является дополнительным учебно-методическим пособием для изучения дисциплины «Психологическое консультирование».

Пособие предназначено для студентов 4-5 курсов психологического факультета.

Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры психологии личности, протокол № 7 от «25» февраля 2009 года.

Печатается по решению Ученого совета Санкт-Петербургского института психологии и акмеологии, протокол № 9 от 18 марта 2009г.

Рецензенты: кандидат психологических наук, доцент О.В. Ванновская;

кандидат педагогических наук, доцент В.К. Келих.

© Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии, 2009.

5 стр., 2096 слов

Темы ов для допуска к вступительному экзамену в аспирантуру по ...

... образовательная организация высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования» ( СПбИГО) Реферат для вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19.00.13 – Психология развития, акмеология «Самооценка как фактор развития профессионализма» ...

Содержание

РАЗДЕЛ 1: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ВИД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ……………………………………….

7

1.1. Базовые понятия психологического консультирования ……………..

7

1.2. Виды психологической помощи ………………………………………

7

1.3. Отличия профессиональной и непрофессиональной психологической помощи …………………………………………………………..…….

8

1.4. Уровни и характеристики психологического здоровья ………………

8

1.5. Отличие психологического консультирования от психотерапии …..

9

1.6. Профессионально-важные качества личности консультанта ……….

9

1.7. Отношения «клиент-консультант» в психологическом консультировании …………………………………………………………………………………

1.8. Профессиональная помощь консультанту в сложных случаях ……..

10

10

1.9. Профессиональная позиция психолога-консультанта ……………….

11

1.10. Основные этические принципы работы психолога-консультанта…

11

1.11. Возможные ошибки консультанта ……………………………………

Основная литература по 1 разделу …………………………………………

12

13

РАЗДЕЛ 2: КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ВИД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………..……

14

2.1. Синдром эмоционального выгорания ………………………………………..

14

2.2. Этапы консультирования и задачи консультанта на данном этапе …

2.3. Первичная гипотеза ……………………………………………………..

15

15

2.4. Причины досрочного окончания консультирования ………………….

2.5. Психологический контракт ……………………………………….……

15

16

2.6. Ведущие методы работы и теории личности, в рамках которой предложен данный метод …………………………………………………..

16

2.7. Техника «трехступенчатой ракеты» …………………………………..

17

2.8. Ступени активного слушания …………………………………………

17

2.9. Техники ведения беседы при заключении контракта …………….…

17

2.10.Ведущие парадигмы в консультировании ………………….………..

18

2.11.Характеристики «материнского» стиля поведения консультанта ….

18

2.12. Характеристики «отцовского» стиля поведения консультанта ……

2.13. Приемы общения при самораскрытии клиента …………………..…

2.14. Процессуально-мыслительные умения и навыки консультанта ..…

2.15. Коммуникативные умения и навыки консультанта ………………..

2.16. Вербализация эмоций (отражение чувств) ………………………….

2.17. Навыки работы с эмоциями …………………………………………..

  1. Требования к личности консультанта и их содержание …………..

Основная литература по 2 разделу …………………………………………

РАЗДЕЛ 3: ПРИМЕНЕНИЕ ВЕДУЩИХ ТЕОРИЙ ЛИЧНОСТИ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ………

18

18

19

19

19

19

20

20

21

3.1. Ведущие теории личности и их основоположники ………………….

21

3.2. Специфика и цели психоаналитического направления в консультировании ……………………………………………………………………..

3.3. Особенности классического психоанализа ………………….……….

21

22

3.4. Особенности аналитической психологии ……………………….…..

3.5 Особенности индивидуальной психологии ………………………….

3.6. Базовые понятия когнитивно-бихевиоральной психологии …….…..

3.7. Базовые понятия гуманистической и экзистенциальной психологии

3.8. Экзистенциальное консультирование (определение) …………..……

3.9. Основные понятия экзистенциального консультирования ……..……

  1. Основные положения гештальт – психологии ……………………..

3.11. Базовые принципы гештальт – психологии …………………………

3.12. Уровни невроза, которые человек проходит в раскрытии своей индивидуальности …………………………………………………………..

3.13. Виды сопротивления в гештальт-терапии ……………………….…..

  1. Методы и цели работы в гештальт – терапии ………………………

23

24

24

26

27

27

28

29

30

30

31

3.15. Базовые понятия психосинтеза ……………………………..………..

Основная литература по 3 разделу ………………………………………….

РАЗДЕЛ 4: ВИДЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ………………………….…

4.1. Виды консультирования ………………………………………………..

4.2. Основания для выбора вида консультирования ………………………

4.3. Достоинства телефонного консультирования ……………………..…

4.4. Рамки рассмотрения проблем построения отношений с коллегами…

4.5. Ведущие теоретические подходы в семейном консультировании и их основатели …………………………………………………………..……

4.6. Виды семейного консультирования и их цели …………………..….

4.7. Объект семейного консультирования …………………………………

4.8. Характеристики стилей родительского воспитания ……………..….

4.9. Кризис «пустого гнезда» ……………………………………………………………….

4.10. Этапы жизненного цикла семьи и стоящие перед семьей задачи….

4.11. Деловое консультирование …………………………………………

4.12. Профессиональное консультирование …………………………….

4.13. Психолого-педагогическое консультирование …………………………

4.14. Кризисное консультирование. Суицид …………………………….

4.15. Кризисная ситуация …………………………………………………

4.16. Стадии кризисной помощи и их содержание ………………………

4.17. «Кризисная интервенция» …………………………………………..

4.18. Характерные черты суицидальных клиентов ………………………

4.19. Содержание консультирования суицидальных клиентов …………

4.20. Консультирование клиентов, переживающих утрату. Работа горя

4.21. Последовательность этапов горевания …………………………………..

4.22. Варианты «рабочих запросов» от людей, переживающих утрату ….

4.23. Основные этапы работы с людьми, переживающими утрату ………

4.24. Понятие и виды зависимости. …………………………………..……

4.25. Характерные особенности людей, живущих в зависимых и созависимых отношениях …………………………………………………….…

4.26. Когнитивные, поведенческие и ролевые модели людей, живущих в зависимых и созависимых отношениях …………………………………

4.27. Характерологические особенности людей, живущих в зависимых и созависимых отношениях ………………………………………………….

4.28. Созависимость (понятие) ………………………………………..……

4.29. Роль и задачи консультанта в работе с зависимыми и созависимыми клиентами ………………………………………………………….……

4.30. Понятие и виды насилия …………………………………………..….

4.31. Типичные фазы насилия ………………………………………..……..

4.32. Характерологические особенности людей, подвергшихся насилию

4.33. Задачи консультанта в работе с жертвами насилия …………..……..

4.34. Что не должен делать консультант в работе с людьми, перенесшими насилие ………………………………………………………………..

4.35. Цели консультанта в работе с жертвами насилия …………..………

4.36. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) …………….

4.37. Истоки посттравматического стрессового расстройства …………..

4.38. Когнитивные, поведенческие и ролевые модели людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством личности…………

Основная литература по 4 разделу …………………………………………

32

33

34

34

36

36

36

36

37

37

37

38

39

39

39

41

42

43

43

44

44

44

45

45

46

46

46

47

48

48

48

48

49

49

49

47

50

50

50

51

51

51

Раздел 1: психологическое консультирование как вид психологической помощи

  1. 1.1. Базовые понятия психологического консультирования:

  • Субъект ПК – психолог-консультант, имеющий документ о праве профессиональной деятельности
  • Цель ПК — оказание направленной профессиональной психологической помощи клиенту
  • Объект ПК — клиент, семья, группа, организация
  • Предмет ПК — процесс восстановления психологического здоровья, способностей к адаптации у клиентов, осуществляющийся в условиях направленной психологической помощи психолога-консультанта
  1. Виды психологической помощи:
  • Психологическое консультирование — процесс оказания психологической помощи, в котором профессионально компетентный в области психологических знаний и навыков консультант стремится помочь клиенту в обнаружении и осознании источников психологического дискомфорта, в прояснении путей решения его актуальных проблем, в достижении психологического здоровья и в формировании потребности в саморазвитии. Психологическое консультирование фокусируется на разрешении текущих затруднений, повышении адаптационного потенциала личности и ориентирует клиента на личностный рост.
  • Психопрофилактика – вид психологической помощи, направленный на сохранение психологического здоровья, предотвращение психологических проблем и личностных отклонений.
  • Психодиагностика – вид психологической помощи, который имеет своей целью выявление количественных и качественных характеристик психологической реальности
  • Психокоррекция – вид психологической помощи, направленный на коррекцию свойств личности и изменение деструктивных эмоциональных состояний.
  • Психотерапия (клиническая и неклиническая) – вид психологической помощи, который используется при глубоких личностных отклонениях (расстройствах), в том числе, находящихся в области, пограничной с психиатрическими заболеваниями.
  • Психиатрия – область медицинской помощи психически больным людям и лицам с крайне тяжелыми формами эмоциональных состояний (например, находящихся в состоянии посттравматического психоза)

Обратите внимание: Психодиагностика и психокоррекция являются неотъемлемыми частями консультирования и, вместе с тем, они же являются самостоятельными видами психологической помощи.

  1. 1.3. Отличия профессиональной и непрофессиональной психологической помощи:

  • По наличию или отсутствию:
    • запроса
    • контракта
    • советов
    • оплаты
    • По уровню квалификации помогающей личности
    • По целям оказания помощи

    1.4. Уровни и характеристики психологического здоровья:

    • Креативный Устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности, наличие созидательной позиции
    • Адаптивный – составляет группу риска. В целом наблюдается адаптированность к социуму, но несколько повышена тревожность, нет запаса прочности для преодоления стрессовых ситуаций.
    • Дезадаптивный — нарушен баланс процессов ассимиляции и аккомодации, для разрешения внутреннего конфликта используется либо приспособление к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, либо активно-наступательная позиция; происходит смещение локуса контроля, характерна недостаточная критичность или мнительность.

    1.5. Отличие психологического консультирования от психотерапии:

      • цели;
      • предмет психологической помощи;
      • объект психологической помощи;
      • субъекты психологической помощи;
      • квалификация специалиста;
      • методы работы;
      1. Профессионально-важные качества личности консультанта:
      • Эмпатия – способность к сопереживанию;
      • Толератность – способность спокойно воспринимать значительные различия в людях и их мировоззрении, терпимость к различиям в характере, поведении и убеждениях другого человека;
      • Конгруентность – соответствие мыслей, чувств и поведения;
      • Аутентичность – доверие к себе в своих проявлениях, проявляющаяся в спонтанности самовыражения (подлинность, самотождественность);
      • Стрессоустойчивость – способность сохранять адекватное восприятие и эмоциональную устойчивость, конструктивное мышление и эффективное поведение в эмоциональной напряженных ситуациях;
      • Самодостаточность – умение адекватно оценивать свои качества и возможности, опираться на собственные ресурсы, наличие четких и пластичных личностных границ;
      • Целеустремленность – умение ставить цели и определять задачи, разрабатывать стратегии и тактики достижения цели;
      • Этичность – умение и готовность следовать этическим принципам профессиональной деятельности специалиста помогающей профессии;

      1.7. Отношения «клиент-консультант» в психологическом консультировании:

      • Перенос — бессознательные эмоциональные реакции клиента на консультанта, связанные с его прошлым опытом и значимыми людьми в его окружении;
      • Контрперенос – бессознательные эмоциональные реакции консультанта на клиента, связанные с его прошлым опытом и значимыми людьми в его окружении;
      • Директивный стиль общения – такое взаимодействие консультанта и клиента, при котором максимум активности и ответственности лежит на консультанте, характер отношений «ведущий — ведомый»;
      • Недирективный стиль общения — такое взаимодействие консультанта и клиента, при котором активность и ответственность адекватно разделена между консультантом и клиентом в зависимости от целей, задач и этапа консультирования, характер отношений «партнерство в решении общей задачи»

      1.8. Профессиональная помощь консультанту в сложных случаях:

      • Супервизия – сотрудничество двух профессионалов, основная цель которого – помочь менее опытному консультанту осознать и проанализировать ошибки в построении процесса консультирования
      • Балинтовский разбор сложного случая – групповой анализ профессиональной деятельности консультанта, направленный на выявление личностных особенностей и проекций консультанта, повлиявших на отношения с клиентом и снизивших эффективность работы
      • Со-консультирование – взаимопомощь консультантов-психологов, в которой они поочередно берут на себя роль супервизора и супервизируемого.

      1. Профессиональная позиция психолога-консультанта определяется:
      • этическим кодексом психолога
      • целями и задачами консультирования
      • теоретической концепцией, на базе которой работает консультант
      • личностными особенностями консультанта
      • личным мировоззрением консультанта
      • национальными традициями той страны, где работает консультант
      • культурным уровнем специалиста
      • финансовым положением консультанта

      1.10. Основные этические принципы работы психолога-консультанта

      • знание и применение Этического Кодекса
      • конфиденциальность профессиональной деятельности
      • обеспечение сохранности и неприкосновенности собранной информации
      • легальность (законность) профессиональной деятельности
      • соблюдение процедурных норм: осознанное согласие клиента на оказание помощи, наличие психологического контракта, четкое и грамотное ведение документации
      • обеспечение безопасности психологического инструментария
      • определение границ компетентности на базе образования, форм повышения квалификации и соответствующего профессионального опыта
      • уважение права других оставаться другими (толерантность)
      • недискриминация — избегание какой-либо дискриминации на основе возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного признака, оговоренного в законе
      • отсутствие посягательства на честь и достоинство клиентов
      • минимизация и обусловленность вторжения во внутренний мир клиента
      • своевременное устранение противоречий между этическими нормами и служебными обязанностями
      • сообщение в психологические сообщества об этических нарушениях коллег при невозможности их устранения в неформальном порядке
      • избегание внепрофессиональных отношений с клиентами: сексуальных связей, бартера, обмена подарками, дружеских и деловых (вне консультирования) отношений
      • запрет на консультирование бывших сексуальных партнеров
      • обоснованность прекращения психологической помощи

      1.11. Возможные ошибки консультанта:

      • ошибкой можно назвать то действие (или бездействие) консультанта, которое нанесло физический или психологический ущерб клиенту;
      • возможные ошибки можно классифицировать по их источнику: личностные ошибки и инструментальные (функциональные) ошибки
      • личностные ошибки могут быть связаны:
        • с особенностями личности психолога и являться следствием личностного проявления;
        • с непроработанными личностными проблемами консультанта;
        • с особенностями его мировоззрения, установками и стереотипами;
        • со спецификой Я-концепции консультанта;
        • инструментальные (функциональные) ошибки можно отнести к ошибкам профессиональной некомпетентности. Можно выделить две основных группы инструментальных ошибок:
        • Ошибки некомпетентности, которые могут быть связаны с недостатком профессиональной грамотности, недостаточно сформированными умениями и навыками консультанта;
        • Ошибки профессиональной позиции, связанные с осознанным выбором, но не соответствующие целям, задачам и этике профессиональной деятельности.

        Основная литература по 1 разделу*:

        1. Галустова О.В. Психологическое консультирование. – Конспект лекций. – М: Приор-издат, 2005. — 240 с.
        2. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 109 с.
        3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 208 с.

        Раздел 2: консультирование как вид профессиональной

        ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

        1. Синдром эмоционального выгорания:
        • эмоциональное выгорание — это динамический процесс профессиональной и личной деформации, сопровождающийся психологической и соматической симптоматикой
        • эмоциональное выгорание как процесс развивается аналогично стрессу
        • эмоциональное выгорание происходит под влиянием следующих внешних факторов:
        • неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности
        • избыток функциональных обязанностей, приводящий к чрезмерной ответственности за результаты профессиональной деятельности
        • психологически трудный контингент клиентов
        • хронически напряженная психо-эмоциональная деятельность
        • к внутренним факторам эмоционального выгорания относятся:
        • повышенная личностная ответственность (гиперответственость)
        • склонность к эмоциональной ригидности
        • слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности
        • в процессе эмоционального выгорания можно выделить три основных фазы:
        • нервное напряжение
        • резистенция
        • истощение
        • симптомы фазы нервного напряжения:
        • симптом «переживания психотравмирующих обстоятельств»
        • симптом «неудовлетворенности собой»
        • симптом «тревоги и депрессии»
        • симптом «загнанности в клетку»
        • симптомы фазы резистенции:
        • симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования»;
        • симптом «эмоционально-нравственной дезориентации»;
        • симптом «расширения сферы экономии эмоций»;
        • симптом «редукции профессиональных обязанностей»;
        • симптомы фазы истощения:
          • симптом «эмоционального дефицита»;
            • симптом «эмоциональной отстраненности»;
              • симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации»;
                • симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений».
                1. Этапы консультирования и задачи консультанта на каждом этапе:
                • Начальный этап – установление контакта, построение первичной гипотезы, постановка психологического диагноза и заключение контракта;
                • Рабочий этап — осуществление коррекционно-развивающей программы;
                • Заключительный этап — оценка результативности психологической работы с клиентом, планирование будущего и прощание

                2.3. Первичная гипотеза – это предположение консультанта:

                • о причинах возникновения проблемы
                • движущих силах (механизмах) развития проблемы
                • взаимосвязи между отдельными людьми и событиями, имеющими отношение к проблеме
                1. Причиной досрочного окончания консультирования может быть:
                • сопротивление клиента
                • принципиальные различия в мировоззрении консультанта и клиента
                • сопротивление консультанта
                • недоверие клиента к консультанту
                • решение консультанта о неэффективности продолжения консультирования
                1. Психологический контракт:
                • заключается после постановки психологического диагноза
                • заключается на начальном этапе работы или при пересмотре рабочего запроса
                • определяет цели и задачи консультирования
                • контракт предполагает наличие способов оценки эффективности достижения цели
                • Основными понятиями при заключении контакта являются:
                  • проблемная ситуация – та жизненная ситуация, с которой клиент связывает свою проблему и которую он хочет, но не может изменить.
                    • первичный запрос – выраженное во время первой сессии представление клиента о причинах жизненных трудностей и о помощи специалиста – психолога, в которой он нуждается.
                      • рабочий запрос — формулировка ожиданий от консультанта, которая определяет внутренние затруднения клиента, препятствующие разрешению проблемной ситуации.
                        • психологическая проблема — «область дефицита», отражающая суть внутренних затруднений клиента.
                          • психологический диагноз — психологически понятная связь между трудностями, которые испытывает клиент (жалобами), ситуацией, в которой возникли эти трудности и особенностями личности клиента.

                          2.6. Ведущие методы работы и теории личности, в рамках которой предложен данный метод:

                          • классический психоанализ — метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, фантазий и оговорок, анализ переноса и сопротивления;
                          • аналитическая психология – анализ сновидений и сказок, активное воображение, словесно-ассоциативный тест, анализ продуктов творчества (рисование, арт-терапия, песочная терапия), амплификация, интерпретация;
                          • индивидуальная психология – анализ сновидений, техника ранних детских воспоминаний, исследование и коррекция индивидуального жизненного стиля, «действие как будто», «ага – переживание», «плевок в суп клиента», задавание вопроса, изменение условий задачи, конфронтация, техники действия (репетиции и ролевые игры), интерпретация, посттерапия;
                          • клиент-центрированный подход — эмпатическое слушание, беседа, построение конструктивных отношений между клиентом и консультантом, направленных на выявление ресурсов клиента;
                          • бихвиоризм – подкрепление, научение, «систематическая десенсибилизация», репетиция, планирование окружения, тренинг ассертивности (уверенности в себе),

                          контракты на достижение;

                          • гештальт — техника «пустого стула», анализ сновидений, конфронтация, «создание кругов», преувеличение, «воплощение в действие», «могу ли я подсказать Вам реплику», «Я беру ответсвенность»;

                          2.7. Техника «трехступенчатой ракеты» может применяться:

                          • для установления связи между чувствами клиента и содержанием беседы
                          • для установления психологического контакта с клиентом
                          • снятия эмоционального напряжения в процессе общения с клиентом
                          • для выявления переноса и контрпереноса
                          1. Ступенями активного слушания являются:
                          • проговаривание
                          • перефразирование
                          • развитие идеи партнера, в т.ч. «перелицовка»

                          2.9. Техники ведения беседы при заключении контракта:

                          • техника вводных слов
                          • задавание вопросов
                          • молчание
                          • перефразирование
                          • «трехступенчатая ракета»

                          2.10. Стиль поведения консультанта соотносится с той парадигмой, в которой работает консультант:

                          • традиционная (медицинская) парадигма: отношения «ведущий» — «ведомый». Директивное ведение со стороны консультанта. Клиент – информирует и выполняет рекомендации. Цель – устранение источника боли;
                          • анимистическая парадигма: отношения не структурированы, специалиста «нет», клиент и консультант – «родственные души». Проблема не исследуется, цель – комфорт;
                          • гуманистическая парадигма: специалист является партнером, отношения равноправные, цель – расширение ресурсов клиента за счет трансформации и интеграции проблемных аспектов личности
                          1. Характеристики «материнского» стиля поведения консультанта:
                          • безусловное принятие
                          • воспринимающая модель поведения
                          • формирование уверенности в собственной ценности вне зависимости от достижений
                          1. Характеристики «отцовского» стиля поведения консультанта:
                          • акцент на действия
                          • рефлексирующая модель поведения
                          • обеспечение развития через формирование установки на достижения
                          1. Самораскрытию клиента способствуют следующие приемы общения:
                          • нерефлексивное слушание
                          • рефлексивное слушание
                          • интерпретация клиента
                          • «трехступенчатая ракета»

                          1. Процессуально-мыслительные умения и навыки консультанта:
                          • умение отслеживать позитивную динамику в поведении клиента
                          • способность консультанта анализировать с теоретической позиции процесс консультирования
                          • умение продумывать стратегические цели и тактические задачи консультирования;
                          1. Коммуникативные умения и навыки консультанта:
                          • навыки установления контакта
                          • умение слушать и слышать
                          • умение задавать вопросы
                          • умение формулировать свои высказывания
                          • техника молчания
                          • эмпатическое слушание
                          • конфронтация
                          • оказание поддержки
                          • навыки обратной связи
                          • умение перефразировать высказывания клиента
                          • умение развивать идеи партнера (в т.ч. перелицовка)
                          • умение отражать поведение партнера
                          • готовность быть моделью для своих клиентов;

                          2.16. Вербализация эмоций (отражение чувств) обозначение консультантом переживаний клиента, о которых он прямо не говорит, но которые консультант может в нем предположить, исходя из его невербальных проявлений (позы, мимики, жестов, тона голоса)

                          1. Навыки работы с эмоциями:
                          • обнаружение и называние (вербализация) эмоций
                          • предоставление пространства для эмоций
                          • эмоциональное отреагирование
                          • «трехступенчатая ракета»

                          2.18. Требования к личности консультанта и их содержание:

                            • профессиональная грамотность — знание общепрофессиональных дисциплин, теорий развития личности и теорий консультирования;
                            • коммуникативная компетентность — умение устанавливать и поддерживать психологический контакт;
                            • профессиональная компетентность — умение применять на практике теоретические знания, пользоваться методами и техниками;
                            • процессуально-мыслительные умения — умение продумывать стратегические цели и тактические задачи консультирования;
                            • этические нормы и правила — искренняя заинтересованность в благополучии людей;
                            • профессионально-важные качества личности – те качества, которые обеспечивают экологичность и эффективность профессиональной деятельности консультанта (искренность, честность, эмпатия, конгруэнтность, аутентичность, стрессоустройчвость, толерантность);
                            • профессиональная позиция – система профессиональных и личных убеждений, отражающих цели и формы поведения специалиста, в т. ч. готовность и умение проводить самооценку с целью определения своих сильных сторон и слабых, а также корректировать и развивать собственную личность.

                            Основная литература по 2 разделу*:

                            1. Айви А., Айви М., Саймек-Даунинг Л. Консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. – М.:, 2000 – 487 с.
                            2. Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002.
                            3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002.
                            4. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. — ЭКСМО-Пресс, 2000.
                            5. Мастерство психологического консультирования. Под ред. А.А. Бадхена, А.М. Родиной. – Изд «Европейский Дом». – СПб. – 2002. – 184 с.
                            6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Пер – с англ. Т.К.Кругловой. — М.: Независимая фирма «Класс». 1994.

                            Раздел 3: применение ведущих теорий личности в практике психологического консультирования

                            1. Ведущие теории личности и их основоположники:
                            • Классический психоанализ – Зигмунд Фрейд;
                            • Аналитическая психология – Карл Густав Юнг;
                            • Индивидуальная психология – Альфред Адлер;
                            • Транзактный анализ – Эрик Берн;
                            • Бихевиоральное (поведенческое) направление:
                            • Классическое обусловливание («стимул – реакция») – Джон Уотсон
                            • Оперантное обусловливание – Б.Ф.Скиннер;
                            • Рационально-эмотивная терапия поведения (РЭТ, РЭТП) – Альберт Эллис
                            • Когнитивное направление:
                            • Теория личностных конструктов – Джордж Келли;
                            • Когнитивная терапия депрессий – Аарон Бек;
                            • Терапия реальностью – Уильям Глассер;
                            • Когнитивно-бихевиоральное направление:
                            • Теория социального научения – Альберт Бандура;
                            • Рационально-эмотивная терапия поведения (РЭПТ) – Альберт Эллис;
                            • Гештальт – направление – Фридерик Перлз;
                            • Гуманистическое направление — Карл Роджерс, Абрахам Маслоу;
                            • Экзистенциальное направление – Ролло Мей, Джеймс Бьюдженталь;
                            • Психосинтез – Роберто Ассаджиоли, Пьеро Ферручи;
                            1. Специфика и цели психоаналитического направления в консультировании:
                            • предметом исследования и дискуссий является бессознательная часть психики;
                            • психоаналитическое направление в консультировании фокусируется на бессознательном эмоциональном и когнитивном опыте клиента;
                            • в фокусе внимания находится опыт детско-родительских отношений как ведущий фактор формирования личности в раннем возрасте;
                            • классический психоанализ ставит своей целью эмоциональную психическую разрядку (катарсис) в процессе повторного переживания прошлого опыта за счет его осознания и глубокого отреагирования (инсайт);
                            • юнгианский анализ направляет человека к личностному развитию (к формированию зрелой Самости и установлению связи Самость – Эго – Персона) через интеграцию сознательных и бессознательных психических процессов;
                            • индивидуальная психология способствует развитию личности через преодоление недостаточности, изменение жизненного стиля и повышение социального интереса;
                            • транзактный анализ фокусируется на Эго-состояниях личности (Ребенок – Родитель – Взрослый), видах транзакций и тех жизненных сценариях, которые люди создают и проживают неосознанно.
                            1. Особенности классического психоанализа:
                            • впервые предложена структурная модель психики и описаны принципы ее функционирования;
                            • впервые рассмотрена модель распределения психической энергии между отдельными структурными компонентами психики;
                            • определены роли сексуальности и агрессии в психической жизни индивида и социума;
                            • разработано понятие «психологическая защита», определены и сформулированы функции и виды психологических защит;
                            • консультант (психоаналитик) выступает в качестве эксперта и интерпретатора;
                            • в анализе сновидений акцент ставится на прошлом, в том числе, на вытесненных сексуальных и агрессивных влечениях в отношении родителей и других значимых лиц из детского опыта клиента;
                            • ведущие правила и принципы процедуры классического психоанализа – правило кушетки, принцип чистого (непрозрачного) зеркала, принцип переноса, правило абстиненции;
                            1. Особенности аналитической психологии:
                            • Структурная модель психики дополнена категориями «коллективного сознания» и «коллективного бессознательного», что выводит ее на трансперсональный (надличностный) уровень рассмотрения;
                            • понятие «либидо» как энергии жизни расширено до представлений о генерализованном (неспецифическом) характере энергии в соответствии с всеобщим законом о сохранении и превращении;
                            • постулируется непрерывность личностного развития в отличие от детерминизма классического психоанализа;
                            • введено понятие «архетипов» как первичных идей адаптации и эволюции, находящихся в кросс-культуральном социальном поле (не зависящих от особенностей отдельных культур и социальных нормативов);
                            • выдвинута идея об интегративном характере психических процессов;
                            • дополнена модель «переноса – контрпереноса», предложен способ конструктивного применения контрпереноса в психоаналитическом процессе;
                            • разработаны методы арт-терапии, активизирующие творческий потенциал личности клиента;
                            • характер отношений между специалистом и клиентом пересмотрен в сторону безоценочности и недирективности;
                            • в анализе сновидений рассматривается как межличностный уровень отношений, так и внутрипсихическая динамика;
                            • сновидение анализируется не только с точки зрения компенсации прошлого опыта, но и как попытка психики мобилизовать ресурсы для решения задач будущего развития;

                            1. Особенности индивидуальной психологии:
                            • впервые в психоаналитическом направлении сделан акцент на целостности организма, психики и личности;
                            • энергия жизни «либидо» рассмотрена в контексте межличностного взаимодействия;
                            • в фокусе внимания находятся социальные отношения, в которых формируется и развивается личность;
                            • целеполагание и волевые усилия личности рассматриваются как ведущие факторы развития;
                            • в процесс консультирования (психотерапии) включено обучение и развитие как стратегия и методы работы с психологическими проблемами;
                            • содержание сновидений рассматривается как репетиция будущего;
                            • ведущими терапевтическими факторами являются «хорошие отношения» с консультантом (психотерапевтом);
                            1. Базовые понятия когнитивно-бихевиоральной психологии:
                              • в бихевиоризме предметом изучения и коррекции является поведение;
                              • когнитивная психология фокусируется на процессах восприятия, переработки и использования информации (когнитивных элементах, когнитивных схемах и когнитивных процессах);
                              • когнитивные процессы – это связующее звено между базисными посылками и автоматическими мыслями, обеспечивающие соответствие вновь поступающей в сознание информации с прежними представлениями;
                              • базисные посылки – как правило, неосознаваемые когнитивные элементы, в которых содержатся глубинные представления личности об окружающем мире, других людях и самой себе;
                              • автоматические мысли – непроизвольные, быстротечные и бессознательные когнитивные элементы, которые сопровождают переработку информации в данный момент времени;
                              • в работе с автоматическими мыслями можно выделить три основных шага:
                                • выявление
                                • оценка
                                • изменение автоматических мыслей на более адаптивные
                                • алогизмы – это ряд искажений, благодаря которым обеспечивается ригидность и устойчивость схем (Аарон Бек):
                                • когнитивные ошибки – это расстройства мышления, приводящие к образованию аффективно-заряженных схем, непосредственно вызывающих когнитивные искажения;
                                • виды когнитивных ошибок:
                                • сверхобобщение – умозаключения, основанные на единичном эпизоде, с последующим их расширением до обобщающих выводов.
                                • произвольные умозаключения – извлечение выводов в отсутствие подтверждающих фактов или даже при наличии фактов, противоречащих заключению;
                                • персонализация – такое восприятие индивидом внешних событий, при котором он считает, что все происходящее, так или иначе, связано с ним (происходит ради него или из-за него).
                                • преувеличение и преуменьшение – противоположные оценки самого себя, ситуаций и событий, связанные с искажением размера и содержания реальных фактов.
                                • избирательное абстрагирование – фокусирование внимания индивида на каких-либо деталях ситуации с игнорированием всех остальных ее особенностей;
                                • дихотомичное мышление поляризованное восприятие событий и явлений, «черно-белое мышление», причисление себя или события к одному из двух полюсов.
                                • тренинг ассертивности – поведенческий тренинг, направленный на обучение клиентов точной передаче положительных и отрицательных чувств без торможения или агрессии, главными целями которого являются:
                                • обеспечить развитие социально-психологических навыков уверенного поведения
                                • научить человека свободно выражать свои мысли и чувства, адекватные ситуации, и при этом не испытывать неуместного беспокой­ства
                                • систематическая десенсибилизация — это метод поведенческого подхода, главным элементом которого является релаксация. Систематическая десенсибилизация используется для того, что­бы:
                                • помочь клиенту преодолеть состояние тревожности в определенных ситуациях;
                                • запустить механизм реципрокного торможения
                                1. Базовые понятия гуманистической и экзистенциальной психологии:
                                • Существенным фактором самоопределения, самосохранения, самоотношения и самореализации является Я – концепция личности;
                                • стремление к самореализации является единственным мотивирующим стимулом;
                                • отношение к опыту опирается на Я – концепцию, определяя его принятие, искажение или полное отвержение;
                                • самоактуализирующиеся (полноценно функционирующие) люди обладают следующими ключевыми характеристиками:
                                • открытость для опыта;
                                • рациональность;
                                • личная ответственность;
                                • чувство собственного достоинства;
                                • способность к установлению и поддержанию хороших личных отношений;
                                • ведение этичного образа жизни;
                                • в практике гуманистического (личностно-центрированного) направления акцент ставится на качестве отношений между клиентом и консультантом;
                                • целью работы консультанта является расширение личностного потенциала клиента (способствование личностному росту клиента);
                                • основными методами работы в гуманистическом подходе являются эмпатия, активное слушание и другие техники ведения беседы;
                                1. Экзистенциальное консультирование – философское направление в психотерапии и консультировании, фокусирующееся на вопросах бытия и существования, свободной воли человека в поисках смыслов индивидуальной жизни, а также экзистенциальных тревогах как естественной части жизни.
                                2. Основные понятия экзистенциального консультирования:
                                • бытие-в-мире
                                • сущность и существование
                                • интенциональность
                                • смысл жизни
                                • судьба
                                • самотрансценденция
                                • самоотчуждение
                                • свобода, в т.ч. свобода выбора и действия
                                • ответственность
                                • воля
                                • нормальная и невротическая тревога
                                • экзистенциальные страхи
                                • экзистенциальные тревоги:
                                • страх смерти
                                • страх экзистенциального одиночества (собственной уникальности)
                                • страх отвержения (изоляции)
                                • страх бессмысленности жизни
                                • роль экзистенциального консультанта:
                                • консультант выступает в качестве модели, демонстри­руя способы реализации индивидуального потенциала и принятия решений;
                                • усилия концентрируются на помощи клиенту в переживании субъективных чувств, в обретении ясного самопонимания и в развитии в направлении установ­ления нового способа существования в мире;
                                • задачи экзистенциального консультанта:
                                • построение углубленных личных отношений с клиентом на базе признания и подчеркивания уникальности каждой личности;
                                • сосредоточенность на таких отношениях между людьми, которые подчеркивают взаимность, целостность и личностный рост;
                                • достижение аутентичности по отношению к своим клиентам и помощь клиенту в осознании того, что переживания и сомнения заложены в самой при­роде человека;

                                NB! Экзистенциальные консультанты не используют психологические тесты, а так­же избегают ставить диагнозы в соответствии с DSMFV.

                                • цели экзистенциального консультирования:
                                • личностный рост клиента (в т.ч. поиск новых жизненных смыслов);
                                • помощь клиенту в прохождении личностного кризиса;
                                • в целом – помочь клиенту научиться жить про­дуктивно в настоящем, не пытаясь возродить собственное прошлое;
                                1. Основные положения гештальт – психологии:
                                • Гештальт – подход – это теория личности, опирающаяся на концепцию изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов, идеи целостности восприятия образов и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.
                                • Объект гештальт-терапии — человек, который хронически препятствует самому себе в удовлетворении собственных потребностей и достижении своих целей, делает то, что ему не впрок, и не делает того, что было бы для него полезно;
                                • Здоровая личность – это личность, достигшая наибольшего осознания: умения слышать и понимать сигналы тела, осознавать свои ограничения, быть в полном сенсорном и ментальном контакте с переживаниями, испытываемыми в данный момент;
                                • Диагностика — гештальт – терапевты не используют психологические тесты, а так­же избегают ставить диагнозы в соответствии с DSM-FV;
                                • «Фон и фигура» — символ восприятия человеком своей действительности: незавершенные потребности (гештальты) побуждают человека видеть именно ту «фигуру», которая отвечает удовлетворению потребности, выделяя ее из общего фона.
                                • Уникальность гештальт-подхода:
                                • подчеркивает важность помощи людям в объединении и принятии всех аспектов своей жизни;
                                • помогает клиенту сосредоточиться на тех областях незавершенной проблемы, которые могут быть решены;
                                • в первую очередь акцент ставится на действии, а не на разговоре;
                                1. Базовые принципы гештальт – психологии:
                                • принцип целостности — анализ частей не может помочь пониманию целого, поскольку целое определяется взаимосвязью и взаимозависимостью частей;
                                • принцип «сейчас», или идея концентрации на настоящем моменте, является самым важным в гештальт-терапии. «Сейчас» — это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент;
                                • принцип «Я – Ты» выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам, которых они касаются, обращаться к ним по имени;
                                • принцип субъективации высказываний — психотерапевт предлагает клиенту заменять объективизированные формы (типа «Что-то давит в груди») на субъективизированные («Я подавляю себя»), что помогает клиенту считать себя активным субъектом, а не пассивным объектом, с которым «делаются» разные вещи;
                                • континуум сознания — это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения клиента к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций;
                                1. Пять уровней невроза, которые человек проходит в раскрытии своей индивидуальности:
                                1. уровень фальшивых отношений, игр и ролей;
                                2. фобический уровень, связанный с осознанием фальшивого, неистинного поведения, игры и манипуляций;
                                3. тупик – характеризуется ощущением пустоты: человек не знает, что ему дальше делать с самим собой, куда двигаться и к чему стремиться;
                                4. имплозия – состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным и глубоким осознанием того, насколько человек ограничил и подавил себя, заблокировал свои возможности и способности развития;
                                5. эксплозия (взрыв) — достижение данного уровня означает формирование аутентичной личности, которая наконец-то обретает способность к переживанию и выражению своих подлинных эмоций. При этом проявляется истинное «Я», происходит взрыв ранее заблокированных эмоций. Эксплозия — это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание.
                                1. Виды сопротивления в гештальт-терапии:
                                • интроекция – пассивное, некритичное принятие чужих убеждений без глубокого их внутреннего усвоения;
                                • проекция — непризнание своих качеств, приписывание другим (среде) своих чувств и убеждений; человек считает себя неспособным изменить свою жизнь, адресуя влияние внешним обстоятельствам.
                                • слияние (конфлюэнция) — человек «плывет по течению», что проявляется в отсутствии понимания различий между собой и средой (слабость или отсутствие психологических границ), проявляя склонность к зависимому поведению.
                                • ретрофлексия – отказ от любых попыток влиять на окружающую среду, в которой человек чувствует себя отдельным достаточным самообразованием; то, что человек хочет сделать другим, он делает себе и наоборот: он делает для других то, что хотел бы получать от них, но о чем не решается сказать;
                                • дифлексия – человек включается в общение со средой «как попало», без осознанной личной позиции. Достижение результата – случайное.
                                1. Методы и цели работы в гештальт – терапии:
                                • методы:
                                  • «горячий стул»
                                  • «хождение по кругу»
                                  • «рондо»
                                  • «проективная игра»
                                  • «реверсивная игра»
                                  • работа со сновидениями;
                                  • конфронтация («как?» и «что?», а не «почему?»).
                                  • «оставление за скобками»
                                    • цели:
                                • помочь клиенту в развитии спонтанности и осознании себя «здесь и сейчас»
                                • помочь клиенту завершить «незаконченные дела» в сознании и поведении
                                • способствовать постоянному расширению опыта осознания клиента и, посредством этого, достижению все большей целостности, более высокого уровня психологического и физического здоровья.
                                1. Базовые понятия психосинтеза:
                                • Психосинтез – это динамическая концепция психической жизни, представляющая ее как непрерывное взаимодействие и борьбу множества разных сил с объединяющим центром, который постоянно пытается управлять ими, согласовывать их между собой и использовать
                                • Основные понятия психосинтеза:
                                • субличности – это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности и отражающим различные аспекты личности: опыт, потребности, переживания, идеи и т.д.
                                • «карты внутреннего мира» — отраженные в схемах представления о строении и функционировании психики;
                                • самореализация (самоосуществление) психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека,- например, этических, эстетических, религиозных переживаний и других форм духовной деятельности;
                                • Стадии личностного роста:
                                1. глубокое познание своей личности;
                                2. контроль над различными ее элементами;
                                3. постижение своего истинного Я – выявление или создание объединяющего центра;
                                4. психосинтез: формирование или перестройка личности вокруг нового центра.
                                • самоотождествление и разотождествление – процессы идентификации и раз-идентификации с различными аспектами своей личности и/или организма;
                                • постижение своего истинного Я: выявление или создание объединяющего центра.
                                • основные задачи психосинтеза:
                                • постижение своего истинного (высшего) Я;
                                • достижение внутренней гар­монии на базе своего высшего Я;
                                • налаживание адекватных отношений с внешним миром, в том числе и с окружающими людьми.

                                Основная литература по 3 разделу*:

                                1. Глэддинг С. Психологическое консультирование. – СПб.: Питер, 2002.
                                2. Куттер Петер. Современный психоанализ. Перевод с немецкого С.С.Панкова под общей редакцией В.В.Зеленского. — СПб.: «Б.С.К.», 2002.
                                3. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002.
                                4. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002

                                Раздел 4: виды консультирования

                                1. Виды консультирования:
                                • интимно-личностное — индивидуальное консультирование по вопросам глубокого недовольства человека самим собой, интимных проблем, жизненных неудач и неуверенности в себе;
                                • семейное – консультирование семьи (групповое) по вопросам поло-ролевых и детско-родительских семейных отношений, а также по вопросам функционирования семьи в целом;
                                • психолого-педагогическое – консультирование всех участников образовательного процесса (детей, родителей, учителей, администрации) по вопросам обучения и социальной адаптации учащихся;
                                • деловое консультирование (по вопросам карьеры и делового взаимодействия) включает в себя проблемы, связанные с выбором и осуществлением профессиональной деятельности, а также вопросы организации коллектива (организационное консультирование);
                                • специальные виды консультирования (имеют специфику, связанную с особенностями личности клиента или его проблематики):
                                • возрастное консультирование (в т.ч. детское, подростковое и геронтологическое) – адресовано решению проблем данного возраста (кризисы жизненного цикла, формирование самоидентичности на данном возрастном этапе и пр.)
                                • «зависимость и созависимость» — консультирование направлено на когнитивные и поведенческие изменения, связанные со склонностью к зависимому поведению и деструктивному самоотношению, в т.ч.:
                                • работа с химически зависимыми людьми (алкоголизм, наркомания)
                                • другие виды зависимости (пищевая, табакокурение, гемблинг, зависимость от отношений)
                                • «суицидальные клиенты» — работа с суицидальными личностями и «пограничниками» по изменению отношения к себе и жизни, расширению личностных ресурсов для конструктивного преодоления проблемных ситуаций и повышению стрессоустойчивости;
                                • «психосоматические клиенты» — работа с людьми, имеющими заметные проблемы с физическим здоровьем, в т.ч. с онкологическими и терминальными больными;
                                • «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР):
                                • С людьми, побывавшими в зоне реальных военных действий независимо от степени личного участия в них;
                                • С людьми, потерявшими близких в результате катастроф или военных действий;
                                • С жертвами насилия;
                                • С «жертвами семейных войн»;
                                • С последствиями эмоционального выгорания.
                                • работа с утратой – направлена на помощь человеку в проживании горя, связанного с утратой чего-то (кого-то) значимого и формировании новой жизненной реальности;
                                • работа с людьми, имеющими отклонения в развитии:
                                • клиенты с отклонениями в развитии, не ставшими причиной инвалидности;
                                • инвалиды с физическими недугами (врожденными и приобретенными)
                                • инвалиды с психологическими недугами (ЗПР, аутизм и т.д.)
                                • акмеологическое консультирование – направлено на личностный рост и самореализацию клиента, в т.ч., поиск новых жизненных смыслов, помощь в прохождении личностного кризиса
                                • опосредованные виды консультирования – характеризуются отсутствием непосредственного контакта с клиентом (телефонное, Интернет-консультирование и применение средств массовой информации для повышения психологической грамотности населения);
                                1. Основания для выбора соответствующих видов психологического консультирования:
                                  • характер решаемых задач;
                                  • возрастные особенности клиента;
                                  • факт наличия органических заболеваний у клиента;
                                  • степень непосредственности или опосредованности контакта между клиентом и консультантом.
                                  1. Безусловными достоинствами телефонного консультирования являются:
                                    • возможность сиюминутной «экспресс – помощи» независимо от времени суток и расстояния;
                                    • анонимность консультанта и клиента
                                    • возможность для клиента выбрать удобное для себя время и пространство обращения за помощью;
                                    1. Проблемы построения отношений с коллегами могут быть рассмотрены в рамках:
                                      • интимно-личностного консультирования
                                      • телефонного консультирования
                                      • психолого-педагогического консультирования
                                      • консультирования по вопросам карьеры
                                      1. Ведущие теоретические подходы в семейном консультировании и их основатели:
                                        • психодинамический – Зигмунд Фрейд, Натан Аккерман
                                        • эмпирический – Вирджиния Сатир, Карл Витакер
                                        • бихевиоральный – Б. Ф. Скиннер, Джон Уотсон
                                        • структурный – Сальвадор Минухин, Браулио Монтальво
                                        • системный – Берт Хеллингер, Карл Вебер
                                        • нарративный – Майкл Уайт, Девид Эпстон

                                        1. Виды семейного консультирования и их цели:
                                        • психодинамическое – разрушить базирующиеся на бессознательных процессах дисфункциональные взаимодействия в семье, устранить индивидуальные проблемы членов семьи, опирающиеся на опыт родительских отношений;
                                        • бихевиоральное – вызвать изменения поведения с помощью изменения предпосы­лок или последствий действий; устранить нежелательное поведение и закреплении положительного поведения индивидов и супружеских пар, обучить их пониманию динамики по­ведения;
                                        • структурное – сделать проблематичное поведение открытым; вызывать структурные перестройки в семьях, например, изменение образцов организации и последовательно­сти действий членов семьи;
                                        • эмпирическое — достичь личностного роста членов семьи, увеличения креативности, и непосредственности их проявлений в семье; устранить ригидность, сформировав новый опыт и увеличить эмоциональную близость;
                                        • нарративное — побудить семью к нахождению выхода из противоречивой ситуации и концентрации на решении проблемы, разработав новые жизненные сюжеты.
                                        1. Объектом семейного консультирования является группа людей, связанных семейными отношениями.
                                        2. Характеристики стилей родительского воспитания:
                                        • директивный (авторитарный, контролирующий) стиль:
                                          • подчинение собственного поведения жестким правилам и навязывание этих правил своим детям;
                                          • исключение детей из процесса принятия решения в семье;
                                          • .отсутствие комфортного психологического климата в семье;
                                          • отсутствие обсуждения разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер;
                                          • управление поведением и отношением ребенка через материальные стимулы;
                                          • как следствие, дети замкнуты, раздражительны, могут быть неуправляемыми и агрессивными;
                                            • демократический стиль:
                                        • высокая степень вербального общения между родителями и детьми;
                                        • стремление к снижению субъективности в отношении к ребенку;
                                        • предоставление инициативы ребенку при контроле безопасности его действий
                                        • твердый контроль за детьми и, в то же время, поощрение общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка;
                                        • дети превосходно адаптированы – они уверенны в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, обладают высокой самооценкой;
                                          • либеральный стиль:
                                        • почти полное отсутствие контроля за детьми;
                                        • родители не устанавливают никаких ограничений;
                                        • добрые, сердечные отношения с детьми;
                                        • как следствие, дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно;
                                          • индифферентный стиль:
                                        • отсутствие интереса к выполнению родительских функций или к собственным детям;
                                        • родители практически не контролируют детей;
                                        • родители не проявляют в отношениях с детьми теплоты и сердечности;
                                        • как следствие, дети демонстрируют агрессивное, делинквентное поведение.
                                        1. Кризис «пустого гнезда» – это такой этап жизненного цикла семьи, когда:

                                          • выросшие дети психологически и финансово отделяются от родителей и начинают самостоятельную жизнь;
                                          • дети покидают дом родителей в любом возрасте и по любым причинам независимо от желания родителей;
                                          1. Этапы жизненного цикла семьи и стоящие перед семьей задачи:

                                            • добрачный период — освоение поло-ролевых ролей и построение брачных отношений;
                                            • молодожены – освоение семейных ролей и построение структуры семьи;
                                            • семья с новорожденным ребенком – освоение родительских ролей и перестройка семейной системы;
                                            • семья с подростком – социализация и обучение ребенка. Формирование новых отношений с ребенком;
                                            • «кризис пустого гнезда» – отделение (сепарация) ребенка с перестройкой семейной системы;
                                            • развод – радикальная перестройка семейной системы с изменением числа ее членов и пересмотр поло-ролевых и семейных функций.
                                            1. Деловое (организационное) консультирование – это вид консультирования, направленный на вопросы профессионального взаимодействия, построения карьеры и управления организацией.
                                            2. Профессиональное консультирование:
                                            • Предметом профконсультирования является:
                                            • выбор профессии
                                            • трудоустройство
                                            • определение профиля профессионального обучения
                                            • смена сферы деятельности и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации
                                            • Суть развивающей профконсультации:
                                              • перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путем правильной оценки природных особенностей и на­правленного формирования необходимых качеств лич­ности
                                              • работу с учащимися разных возрастных групп, направленную на формирование осознанного выбора профессии с учетом личностных особенностей и актуального спроса на рынке труда
                                              • отказ от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточение основного внимания на разработке и примене­нии специальных коррекционных программ и систем психотрени­ровок, основанных на гуманистическом подходе к профконсультированию
                                            • Цели развивающей профконсультации:
                                            • активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению
                                            • информирование учащегося о разнообразии и специфике различных профессий, отрас­лей, специализаций и т. п.
                                            • обучение стратегиям выбора и поиска профессии
                                            • формирование навыков профессиональной презентации и самопрезентации
                                            • Методы работы психолога по вопросам профессионального развития:
                                            • тестирование школьников для определения их личностных особен­ностей в процессе выбора профессии, направления профес­сионального образования и предоставление им соответствую­щей информации
                                            • проведение различных деловых игр с целью выявления личност­ных особенностей школьников и их профессиональных уме­ний и навыков, необходимых для выбранной специальности
                                            • организация и проведение круглых столов и конференций с ра­ботодателями по вопросам трудоустройства молодежи;
                                            • оформление совместно с учащимися стендов, стенгазет, плакатов и других наглядных пособий по профориентации
                                            • Сферы применения профориентационного консультирования:
                                            • школы
                                            • службы занятости
                                            • психологические центры
                                            • Профориентационное психологиче­ское консультирование необходимо:
                                            • при низком образовательном уровне кандидата на профессиональную деятельность;
                                            • при отсутствии подходящей вакансии для клиента;
                                            • при наличии у клиента проблем психоэмоционального характера;
                                            • при неадекватной (заниженной или завышенной) самооценке рецепиента;
                                            • при отсутствии четко разработанного плана своего профессио­нального развития
                                            • в случае неадекватного, неуспешного поведения во время прохождения собе­седований
                                            1. Психолого-педагогическое консультирование:
                                            • содержание психолого-педагогического консультирования:
                                            • психодиагностика свойств личности, способностей и уровня развития психических процессов
                                            • психокоррекция свойств личности и эмоциональных состояний
                                            • повышение психологической грамотности
                                            • обучение
                                            • воспитание
                                            • профориентация
                                            • предмет психолого-педагогического консультирования:
                                            • обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста на этапе подготовки к школе
                                            • обучение и воспитание ребенка школьного возраста
                                            • социальная адаптация ребенка в школе
                                            • возрастные кризисы детей-школьников
                                            • воспитание ребенка в семье
                                            • профилактика детско-родительских конфликтов и разногласий по вопросам распорядка дня
                                            • повышение психологической грамотности родителей
                                            • отношения между учителями и администрацией
                                            • профессиональный выбор выпускника
                                            • позиция психолога, работающего по найму администрации школы – член коллектива, имеющий специфическую роль и обязанности относительно всех членов образовательного процесса;
                                            • в конфликте между учащимися, учителями, родителями и администрацией школьный психолог выступает посредником между конфликтующими сторонами
                                            • Формы работы школьного психолога:
                                            • индивидуальное консультирование
                                            • тренинг навыков
                                            • семинар
                                            • группа развития личности
                                            • План работы школьного психолога определяется:
                                            • районным отделом народного образования
                                            • самим психологом исходя из существующих в данной школе проблем
                                            • Кризисное консультирование участников образовательного процесса входит в обязанности школьного психолога:
                                            • вне запроса родителей, если кризис в семье отражается на школьной успешности и здоровье ребенка;
                                            • по личной инициативе психолога при условии получения согласия со стороны людей, находящихся в кризисе;
                                            • если пребывание в кризисе участников образовательного процесса негативно отражается на их психологическом здоровье или качестве обучения.
                                            1. Кризисное консультирование. Суицид.
                                            • Кризис – это определенное психологическое состояние, для которого характерно блокирование целенаправ­ленной жизнедеятельности человека, наличие комплекса нега­тивных эмоций, чувств и мыслей, отражающихся в его поведении и общем самочувствии;
                                            • Решение человека уйти из жизни, как единственно возможный способ разрешения проблем, может быть:
                                            • следствием личностного кризиса
                                            • симптомом нестабильности нервной системы
                                            • формой демонстративного поведения
                                            • следствием убеждения «нет человека – нет проблем»
                                            • стремлением избежать невыносимой душевной боли
                                            • формой саморазрушающего поведения
                                            • Кризисное консультирование может осуществляться:
                                            • как самостоятельный процесс, если локус проблемы клиента ле­жит в данной области, например затруднения клиента связаны с прохождением возрастного кризиса или с каким-то жизнен­ным событием, вызвавшим кризис;
                                            • как часть процесса психологического консультирования, цель ко­торого — работа с более глубинными слоями личности;
                                            • как вид психотерапии при серьезных последствиях кризиса, на­пример при ситуации, когда человек выжил в автокатастрофе, и т. п.
                                            1. Кризисная ситуация – это:
                                              • небольшой промежуток времени, в течение которого кризис становится явным;
                                              • проблемная ситуация, возникающая как следствие латентного протекания кризиса.
                                              1. Стадии кризисной помощи и их содержание

                                                • принятие кризиса как факта — эта стадия направлена на установление контакта с клиентом. В начале беседы он может находиться в нерешительности, замешательстве, связанном с тревогой, гневом, печалью, сомне­ниями, чувством вины. У клиента есть потребность преуменьшать или отвергать факт наличия кризиса;
                                                • взаимная ориентация в проблеме – задача данной стадии — помочь клиенту в определении и прояснении психологической проблемы и связанного с ней внутреннего и/или внешнего кон­фликта. На выходе из данной стадии клиент и консультант имеют разделенное понимание того, в чем суть затруднений клиента;
                                                • поиск решения – задача данной стадии — облегчить клиенту исследование возможных альтернатив, их возможные последствия. Консультант подводит клиента к исследованию его собственных сил и ресурсов. Самостоятельное решение клиентом своей проблемы дает основание для уверенности, что со следующей кризисной ситуацией он справится сам;
                                                • принятие решения — данная стадия начинается, когда клиент чувствует, что кризис превратился во вполне управляемую проблему. На этой стадии происходит уточнение тактик и стратегий, обсуждение возможных препятствий и рисков в реализации плана преодоления кризиса.
                                                1. Термин «кризисная интервенция» означает:

                                                  • вторжение в мировоззрение кризисного клиента с целью разрушения иррациональных установок
                                                  • специфический вид психологического консультирования людей, находящихся в острой фазе кризиса
                                                  • необходимость директивного ведения процесса консультирования в целях оказания срочной психологической помощи в режиме «скорой помощи»
                                                  1. Характерные черты суицидальных клиентов:
                                                    • аутоагрессивность
                                                    • амбивалентность в мышлении и поведении
                                                    • нестабильная самооценка
                                                    • «тоннельное» мышление и восприятие ситуации
                                                    1. Содержание консультирования суицидальных клиентов::

                                                      • исследование вопросов экзистенциального характера
                                                      • работу с утратой
                                                      • работу с вытесненными эмоциями
                                                      • кризисное консультирование
                                                      1. Консультирование клиентов, переживающих утрату. Работа горя.
                                                      • Утрата – событие, констатирующее факт потери;
                                                      • Горе – это процесс переживания утраты, в ходе которого психика приспосабливается к случившемуся и формирует новые жизненные стратегии;
                                                      • Траур – внутренняя и внешняя формы переживания утраты, связанные с самоограничением и проявляющиеся в специфическом самоотношении и характерном поведении.
                                                      • Внешний траур:
                                                      • дань социальным ритуалам;
                                                      • способ невербального сообщения окружающим о горевании;
                                                      • специфический вид общения с миром, отражающий потребности горюющего человека.
                                                      • Внутренний траур – самоограничение в переживаниях (отказ в позитивном настрое и самонастрое), в поведении (ограничение развлечений), в самовосприятии (переживание не благополучности своего бытия и состояния).
                                                      • Появление у клиента симптомов последнего заболевания умершего связано с такими психическими механизмами, как:
                                                        • психосоматическое проявление горя
                                                        • идентификация с умершим
                                                          • Консультирование клиентов, переживающих утрату, включает в себя:
                                                        • когнитивный компонент
                                                        • поведенческий компонент
                                                        • работу с вытесненными эмоциями
                                                        • кризисное консультирование

                                                      4.21. Последовательность этапов горевания:

                                                        • Шок
                                                        • Отрицание и изоляция
                                                        • Всплеск эмоций
                                                        • Депрессия
                                                        • Принятие разумом
                                                        • Беспокойство
                                                        • «Торги с жизнью»
                                                        • Враждебность
                                                        • Депрессия
                                                        • Принятие чувствами
                                                        • Излечение памяти
                                                        • Формирование новой реальности
                                                        1. Варианты «рабочих запросов» от людей, переживающих утрату:
                                                        • «Поддержите меня и позвольте мне выплакаться»
                                                        • «Расспросите меня о нем/ней»
                                                        • «Позвольте мне просто поговорить»
                                                        • «Помогите мне найти силы для дальнейшей жизни»
                                                        • «Помогите поверить, что это действительно случилось»
                                                        • «Помогите снова научиться жить полноценной жизнью»
                                                        1. Основные этапы работы с людьми, переживающими утрату:

                                                          • определение границ и содержания утраты;
                                                          • работа с эмоциями: предоставление пространства, отражение, присоединение чувств к содержанию и пр.;
                                                          • исследование потребностей в настоящем и ближайшем будущем;
                                                          • поиск личностных ресурсов для осуществления работы горя и формирования новой реальности;
                                                          • восстановление контроля над своей жизнью.

                                                          4.24. Понятие и виды зависимости:

                                                          • Зависимость – это поведенческий, эмоциональный и когнитивный синдром, характеризующийся специфическим самоотношением и выражающийся в несвободе относительно избранных объектов.
                                                          • Роль консультанта в работе с зависимыми клиентами – быть проводником во внутренний мир клиента;
                                                          • Виды зависимости:
                                                          • химическая – зависимость от токсических веществ, вызывающих привыкание:
                                                          • алкоголизм;
                                                          • наркомания;
                                                          • табакокурение;
                                                          • токсикомания;
                                                          • пищевая – зависимость, связанная с неадекватным употреблением пищи:
                                                          • Булимия – вид пищевой зависимости, выражающийся в неумеренном употреблении пищи с последующим ее отторжением в виде рвоты;
                                                          • Анорексия — вид пищевой зависимости, выражающийся в отказе от пищи, связанный либо с полным отсутствием аппетита, либо с отвращением к пище и приводящий к физическому и психологическому истощению;
                                                          • зависимость от определенного вида пищи (как правило, энерготоники – чай, кофе, шоколад, мучное);
                                                          • медикаментозная:
                                                          • обусловленная физическим состоянием здоровья;
                                                          • «фантомная» — не обусловленная физическим состоянием здоровья (форма защитного поведения, связанная со страхом заболевания и/или смерти, ипохондрией);
                                                          • игровая («гемблинг»)
                                                          • трудоголизм;
                                                          • зависимость от значимых отношений

                                                          4.25. Характерные особенности людей, живущих в зависимых и созависимых отношениях:

                                                          • вынесение ответственности за пределы собственной личности;
                                                          • склонность либо брать вину и ответственность за происходящее исключительно на себя, либо полностью от них отказываться;
                                                          • переживание себя одинокими и беспомощными в отношениях с другими людьми;
                                                          • убеждение в невозможности изменить свою жизнь;
                                                          • большое количество вытесняемых эмоций;
                                                          • эмоциональная нестабильность.
                                                          1. Когнитивные, поведенческие и ролевые модели людей, живущих в зависимых и созависимых отношениях:
                                                          • Ребенок – Родитель – Взрослый;
                                                          • Жертва – Преследователь – Спасатель;
                                                          • Угнетаемый – Угнетенный – Освободитель.
                                                          1. Характерологические особенности людей, живущих в зависимых и созависимых отношениях:

                                                            • недоверчивость;
                                                            • гиперчувствительность (особенно в отношении самооценки);
                                                            • эмоциональная закрытость;
                                                            • навязчивость или избегание;
                                                            • склонность к самоунижению;
                                                            • Созависимость – это:
                                                              • специфический жизненный стиль клиента, сопровождающийся определенной эмоциональной, поведенческой и когнитивной симптоматикой
                                                              • тип близких отношений, отражающийся в убеждении: «Я не могу без тебя жить»
                                                              • симптом незавершенных детско-родительских отношений

                                                              4.29. Роль и задачи консультанта в работе с зависимыми и созависимыми клиентами:

                                                              • Роль консультанта – быть проводником во внутренний мир клиента;
                                                              • Задачи консультанта:
                                                                • заключить письменный контакт на работу
                                                                • разработать четкий и последовательный план консультирования;
                                                                • обсудить с клиентом меру ответственности каждого за успешность работы;
                                                                • установить четкие эмоциональные границы в отношениях с клиентами;
                                                                • постоянно отслеживать состояние профессионально-личностных границ;
                                                                • опознавать свой контреперенос.
                                                              1. . Понятие и виды насилия. ПТСР.
                                                              • Насилие – это феномен нарушения личностных границ на физическом и/или психологическом уровне;
                                                              • Виды насилия:
                                                                • физическое (в т.ч. сексуальное)
                                                                • психологическое (интеллектуальное, эмоциональное, духовное, социальное)
                                                                  • Насилие всегда сопровождается:
                                                                    • нарушением психологических границ личности
                                                                    • открытыми или вытесненными эмоциональными реакциями высокой интенсивности
                                                                    • изменением самооценки и «образа Я»
                                                                    • посттравматическим стрессовым расстройством

                                                                    4.31. Типичные фазы насилия:

                                                                      • «острый конфликт»
                                                                      • «примирение»
                                                                      • «медовый месяц»
                                                                      • «фаза нарастания напряжения»
                                                                      • «провокация конфликта»
                                                                      1. Характерологические особенности людей, подвергшихся насилию:
                                                                        • вынесение ответственности за пределы собственной личности;
                                                                        • склонность либо брать вину и ответственность за происходящее исключительно на себя, либо полностью от них отказываться;
                                                                        • переживание себя одинокими и беспомощными в отношениях с другими людьми;
                                                                        • убеждение в невозможности изменить свою жизнь;
                                                                        • большое количество вытесняемых эмоций;
                                                                        • эмоциональная нестабильность.
                                                                        1. Задачи консультанта в работе с жертвами насилия:

                                                                          • заключить письменный контакт на работу
                                                                          • разработать четкий и последовательный план консультирования;
                                                                          • обсудить с клиентом меру ответственности каждого за успешность работы;
                                                                          • установить четкие эмоциональные границы в отношениях с клиентами;
                                                                          • постоянно отслеживать состояние профессионально-личностных границ;
                                                                          • опознавать свой контрепернос

                                                                          4.34. В работе с людьми, перенесшими насилие делать консультант не должен:

                                                                            • снимать с клиента ответственность за свою жизнь в связи с тем, что он не виноват в случившемся;
                                                                            • выполнять все запросы клиента, чтобы поднять его самооценку;
                                                                            • брать на себя всю ответственность в работе с клиентом.
                                                                            1. Цели консультанта в работе с жертвами насилия:

                                                                              • установить четкие границы между прошлым, настоящим и будущим клиента в отношении совершенного/совершаемого насилия;
                                                                              • способствовать формированию паттернов уверенного поведения;
                                                                              • способствовать восстановлению у клиента позитивного самоотношения;
                                                                              • способствовать восстановлению клиентом контроля над собственной жизнью.
                                                                              1. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – это психоэмоциональный синдром, характеризующийся изменением самовосприятия и самоотношения, а также разнообразной поведенческой, когнитивной и психосоматической симтоматикой.
                                                                              2. Посттравматическое стрессовое расстройство возникает:

                                                                                • мирного населения как следствие нахождения в зоне военных действий
                                                                                • военных людей, находящихся в «горячих точках»
                                                                                • членов семьи, участников «семейных войн»
                                                                                • военных людей, находящихся в «горячих точках»
                                                                                1. Когнитивные, поведенческие и ролевые модели людей, страдающих посттравматическим стрессовым расстройством личности:

                                                                                  • Угнетаемый – Угнетенный – Освободитель
                                                                                  • Жертва – Преследователь – Спасатель

                                                                                  Основная литература по 4 разделу*:

                                                                                  1. Ваисов С.Б.Наркотическая и алкогольная зависимость. Практ. руководство по реабилитации детей и подростков. – СПб. – Наука и Техника. – 2008. – 272 с.
                                                                                  2. Глэддинг С. Психологическое консультирование. — СПб.: Питер, 2002.
                                                                                  3. Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе. Жизнь в тени самоубийства.
                                                                                  4. Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. — М.: Смысл, 2001.
                                                                                  5. Учебное пособие по психологии семейных отноше­ний. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский — Самара: Издатель­ский Дом БАХРАХ-М, 2004.
                                                                                  6. Психология и психотерапия семейных конфликтов — 736 стр. Серия: Психология семейных отношений, Бахрах-М. – 2008 г.
                                                                                  7. Юсупов В.В., Корзунин В.А.. Психологическая диагностика зависимого поведения. Серия: Психологический практикум. – Изд. Речь. – 2007 г. – 128 стр.
                                                                                  8. Старшенбаум Г.В. «Суицидология и кризисная психотерапия». – Изд. Когито-Центр. – 2005. – 376 с.

                                                                                  *Примечание: полный список литературы находится в учебной программе по дисциплине «Психологическое консультирование».

                                                                                  Основные понятия психологического консультирования. Краткий справочник. Учебно-практическое пособие

                                                                                  Составитель:

                                                                                  Ольга Ильинична Иванова

                                                                                  Корректор А.В. Цопанова

                                                                                  Подписано к печати 18.03.09 Формат 60×84/16 Бум. офсетная

                                                                                  Заказ 717 усл.печ.л. 5,05 Тираж 100

                                                                                  Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии

                                                                                  191186, Санкт-Петербург, Думская, д. 3

                                                                                  Отпечатано в ООО Издательство «ЛЕМА»

                                                                                  199034, Санкт-Петербург, в.О. Средний пр-т, д. 24

                                                                                  53