Основные понятия патопсихологии

Основные понятия патопсихологии

Патопсихология занимает среднее положение между психиатрией и психологией. После 1920 года патопсихология становится всемирной наукой, и тут же начинаются запреты.

Все материалы изучались на грубой патологии.

После 2 мировой войны — большое количество людей с черепно-мозговыми травмами. Это был большой материал для исследований. После войны также развивается посттравматическое направление.

Основоположник патопсихологии в России Блюма Вульфовна Зейгарник. Училась в Берлине у Курта Ливина.

Феномен Зейгарник: «Незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные». Создала школу.

В психиатрии есть область психопатология — она дает описание симптомов и синдромов психических заболеваний в их динамике. Психопатология — использует медицинские термины:

  • этиология — происхождение заболевания, причина
  • патогенез — развитие заболевания во времени
  • рецидив болезни — повторение
  • ремиссия — излечение от болезни, но не окончательно, возможно повторение

В психопатологии используются медицинские методы. Для психиатров наблюдение, беседа.

В патопсихологии — используются психологические понятия и психологические методы получения информации.

Патопсихология — наука, изучающая психические закономерности нарушения или распада психики при душевных заболеваниях, в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме, то есть в отличие от медицины патопсихология знает основные закономерности.

Как изменяются психические процессы в норме, при патологиях?

9 стр., 4235 слов

Цель: усвоить материал о предмете, задачах и методах психологического состояния человека и понятии «психическое здоровье».

Мед.психология. Тема №1 Список теоретических вопросов Определение, предмет и задачи медицинской психологии. Методы психологического исследования. З. Принципы построения целенаправленной психологической беседы. Определение психического здоровья и уровней психологической адаптации человека. Критерии здоровья ВОЗ. Медицинская психология (от лат. medicus – врачебный, лечебный) - отрасль психологии, ...

Мало узнать, что нарушено. Для реабилитации, коррекционной работы необходимо знать о сохранных психических функциях.

Патопсихология базируется на общих психических знаниях. Патопсихология обогащает общую психологию.

Общетеоретические задачи, решаемые патопсихологией.

  1. Роль личностного компонента в структуре познавательной деятельности: мышления, восприятия, памяти. На материале, полученном от больных, исследуется информация о нарушении восприятия при изменении мотивационной сферы. Например: у шизофреников нарушена мотивация. Особенности личности при шизофрении влияют на познавательную сферу.
  2. Вопрос о соотношении социального (психологического) и биологического в развитии человека. Например: у алкоголиков возникает энцелофопатия — нарушение мозговой деятельности. Этот пример является моделью того, как работают структуры мозга в данных условиях.
  3. Вопрос о соотношении распада и развития психики.

Выготский: распад не является негативным в развитии.

Те, кто поддерживают иную точку зрения: больной не выполняет более сложные функции, а только простые.

Слабоумное мышление внешне похоже на мышление ребенка. Но оказывается, что содержательно они отличаются:

  • Не всегда самые высокие функции нарушаются. Мышление слабоумного и ребенка отличаются особенностями: слабоумный взрослый не в состоянии овладеть системой новых связей. Новые знания для него недоступны. При этом сохраняется запас старых знаний (остаются навыки поведения в обществе).

    Некоторые вещи остаются на автоматизированном уровне. У ребенка наоборот — нет запаса знаний, но он способен овладеть новыми знаниями.

  • «Откликаемость» — акт поведения под воздействием внешней среды. Стимул во внешней ситуации (колокольчик в приемной).

    Полевое поведение. «Откликаемость» у взрослых больных дезорганизует деятельность и не приводит к достижению какого-либо результата. У ребенка его «откликаемость» обогащает умственную деятельность, сферу опыта, служит накоплению знаний.

  • Некритичность — больной не оценивает свои поступки, следствия. Они родственны с поведением ребенка. Сходство формальное. Некритичность больного основана на неиспользовании знаний и недостаточной обусловленности действий личностными установками и намерениями. У ребенка ситуация другая — некритичность связана с недостатком знаний; у ребенка существует ограниченная цель. Есть направленность деятельности.

Существует различие между нарушением психики у взрослого и распадом, выраженным в патологических процессах. Распад не является негативом развития.

3 стр., 1229 слов

МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Содержание 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЫШЛЕНИИ. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕН. 3 2. МЫШЛЕНИЕ КАК ФОРМА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ 4 3. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О МЫШЛЕНИИ. ОТЛИЧИЕ МЫШЛЕНИЯ ОТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ 5 4. ОСНОВНЫЕ СТАДИИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ В ОНТОГЕНЕЗЕ. КОНЦЕПЦИЯ ДЕТСКОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ЭТАПОВ ЕГО СТАНОВЛЕНИЯ (ПИАЖЕ). СТАДИЯ СЕНСОМОТОРНОГО ...