Основные понятия патопсихологии
Патопсихология занимает среднее положение между психиатрией и психологией. После 1920 года патопсихология становится всемирной наукой, и тут же начинаются запреты.
Все материалы изучались на грубой патологии.
После 2 мировой войны — большое количество людей с черепно-мозговыми травмами. Это был большой материал для исследований. После войны также развивается посттравматическое направление.
Основоположник патопсихологии в России Блюма Вульфовна Зейгарник. Училась в Берлине у Курта Ливина.
Феномен Зейгарник: «Незавершенные действия запоминаются лучше, чем завершенные». Создала школу.
В психиатрии есть область психопатология — она дает описание симптомов и синдромов психических заболеваний в их динамике. Психопатология — использует медицинские термины:
- этиология — происхождение заболевания, причина
- патогенез — развитие заболевания во времени
- рецидив болезни — повторение
- ремиссия — излечение от болезни, но не окончательно, возможно повторение
В психопатологии используются медицинские методы. Для психиатров наблюдение, беседа.
В патопсихологии — используются психологические понятия и психологические методы получения информации.
Патопсихология — наука, изучающая психические закономерности нарушения или распада психики при душевных заболеваниях, в сопоставлении с протеканием психических процессов в норме, то есть в отличие от медицины патопсихология знает основные закономерности.
Как изменяются психические процессы в норме, при патологиях?
Мало узнать, что нарушено. Для реабилитации, коррекционной работы необходимо знать о сохранных психических функциях.
Патопсихология базируется на общих психических знаниях. Патопсихология обогащает общую психологию.
Общетеоретические задачи, решаемые патопсихологией.
Лекция 2. Проблема возраста и возрастной периодизации психического ...
... психическое развитие человека определяет возникновение свойственных для данного возраста психологических новообразований. Возрастная периодизация Разделение жизненного пути ребенка на периоды позволяет лучше понять закономерности ... психики ребенка как повторение основных стадий биологической эволюции и ... «Сверх-Я» как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. Развиваются аккуратность, ...
- Роль личностного компонента в структуре познавательной деятельности: мышления, восприятия, памяти. На материале, полученном от больных, исследуется информация о нарушении восприятия при изменении мотивационной сферы. Например: у шизофреников нарушена мотивация. Особенности личности при шизофрении влияют на познавательную сферу.
- Вопрос о соотношении социального (психологического) и биологического в развитии человека. Например: у алкоголиков возникает энцелофопатия — нарушение мозговой деятельности. Этот пример является моделью того, как работают структуры мозга в данных условиях.
- Вопрос о соотношении распада и развития психики.
Выготский: распад не является негативным в развитии.
Те, кто поддерживают иную точку зрения: больной не выполняет более сложные функции, а только простые.
Слабоумное мышление внешне похоже на мышление ребенка. Но оказывается, что содержательно они отличаются:
- Не всегда самые высокие функции нарушаются. Мышление слабоумного и ребенка отличаются особенностями: слабоумный взрослый не в состоянии овладеть системой новых связей. Новые знания для него недоступны. При этом сохраняется запас старых знаний (остаются навыки поведения в обществе).
Некоторые вещи остаются на автоматизированном уровне. У ребенка наоборот — нет запаса знаний, но он способен овладеть новыми знаниями.
- «Откликаемость» — акт поведения под воздействием внешней среды. Стимул во внешней ситуации (колокольчик в приемной).
Полевое поведение. «Откликаемость» у взрослых больных дезорганизует деятельность и не приводит к достижению какого-либо результата. У ребенка его «откликаемость» обогащает умственную деятельность, сферу опыта, служит накоплению знаний.
- Некритичность — больной не оценивает свои поступки, следствия. Они родственны с поведением ребенка. Сходство формальное. Некритичность больного основана на неиспользовании знаний и недостаточной обусловленности действий личностными установками и намерениями. У ребенка ситуация другая — некритичность связана с недостатком знаний; у ребенка существует ограниченная цель. Есть направленность деятельности.
Существует различие между нарушением психики у взрослого и распадом, выраженным в патологических процессах. Распад не является негативом развития.