МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор Института психологии и педагогики
_______________________ / Волосникова Л.М./
__________ _____________ 2015 г.
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 37.03.01 «Психология»
заочной формы обучения
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ
от ____.____.2015
Содержание: УМК по дисциплине «Организационная психология» для студентов направления 37.03.01 «Психология» заочной формы обучения.
Автор: Лебедева Людмила Владимировна
Объем 35 стр.
| 
 Должность  | 
 ФИО  | 
 Дата согласования  | 
 Результат согласования  | 
 Примечание  | 
| 
 Заведующий кафедрой общей и социальной психологии  | 
 Андреева О.С.  | 
 __.__.2015  | 
 Рекомендовано к электронному изданию  | 
 Протокол заседания кафедры от __.__.2015 № __  | 
| 
 Председатель УМК Института психологии и педагогики  | 
 Акунеева Т. В.  | 
 __.__.2015  | 
 Согласовано  | 
 Протокол заседания УМК от __.__.2015 № __  | 
| 
 Директор ИБЦ  | 
 Ульянова Е. А.  | 
 __.__.2015  | 
 Согласовано  | 
 
 
  | 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт психологии и педагогики
Кафедра общей и социальной психологии
Лебедева Людмила Владимировна
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 37.03.01 «Психология»
заочной формы обучения
Тюменский государственный университет
2015
Лебедева Людмила Владимировна. Организационная психология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 37.03.01 «Психология» заочной формы обучения. Тюмень, 2015, 35 стр.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Организационная психология [электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.umk3plus.utmn.ru,свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено директором Института психологии и педагогики.
Ответственный редактор: заведующий кафедрой общей и социальной психологии Андреева о.С., к.Пс.Н.
© Тюменский государственный университет, 2015.
© Лебедева Людмила Владимировна, 2015.
1. Пояснительная записка
1.1.Цели и задачи дисциплины
Цель и задачи курса.
Цель курса получение студентом необходимого объема знаний, развитие профессионального мышления в области организационной психологии, а также прикладной социальной психологии, совершенствование способности к самостоятельному интеллектуальному профессиональному мышлению и ориентировка в современных направлениях прикладных проектов в данной области.
В результате изучения дисциплины студент должен:
- знать историю развития и основное содержание предметной области
 
организационной психологии;
- усвоить категориальный аппарат, необходимый для анализа и прогнозирования процессов, протекающих в трудовых организациях;
 - уметь выделять психологические проблемы в организациях и осуществлять их анализ;
 - иметь представление об организации как социотехнической системе, а также об основных организационных процессах;
 - обладать навыками постановки и решения исследовательских задач в области организационной психологии.
 
1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Организационная психология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин Б1.Б.30
Для освоения дисциплины «Организационная психология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения тем и ключевых позиций следующих дисциплин:
«Социальная психология». Социально-психологические проблемы группы. Социально-психологические проблемы власти.
Освоение дисциплины «Организационная психология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин.
Таблица 1.
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
| 
 № 
  | 
 Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин  | 
 Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин  | 
|||||
| 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
 5  | 
 6  | 
||
| 
 1.  | 
 Конфликтология  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 +  | 
| 
 2.  | 
 Психология управления  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 +  | 
 +  | 
 +  | 
1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.
В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:
— способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
— способностью к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-13).
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):
Знать:
1.Философские теории для формирования мировоззренческой позиции.
2. Требования к к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса
Уметь:
- Использовать философские теории при планировании психологических исследований.
 - Осуществлять проведение работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса .
 
Владеть:
- Навыками использования философских теорий при планировании и проведении психологических исследований.
 - Навыками проведения работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса.
 
2. Структура и трудоемкость дисциплины
Семестр – 9. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Для заочной формы обучения общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 академических часа, из них 16.85 часа, выделенных на контактную работу с преподавателем (в т.ч. 2.85 ч. иные виды работ), 127.2 часа, выделенных на самостоятельную работу.
Дисциплина «Организационная психология» ведется один семестр.
Таблица 2.
| 
 Вид учебной работы  | 
 Всего часов  | 
 Семестры  | 
|||
| 
 1  | 
 2  | 
 3  | 
 4  | 
||
| 
 Контактная работа:  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Аудиторные занятия (всего)  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 В том числе:  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
| 
 Лекции  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Практические занятия (ПЗ)  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Семинары (С)  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Лабораторные занятия (ЛЗ)  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Иные виды работ:  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Самостоятельная работа (всего):  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Общая трудоемкость зач. ед. час  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
|
| 
 Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
3.Тематический план
Таблица 3.
| 
 №  | 
 
 
 
 Тема  | 
 Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.  | 
 Из них в интерактивной форме  | 
 Итого часов по теме  | 
|||||||||||
| 
 Лекции  | 
 Практические занятия  | 
 Лабораторные занятия  | 
 Самостоятельная работа  | 
 
  | 
|||||||||||
| 
 1  | 
 2  | 
 4  | 
 5 
  | 
 6  | 
 
  | 
 7  | 
 8  | 
||||||||
| 
 1.  | 
 Структура организационной психологии, основные направления  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 1  | 
 24  | 
||||||||||
| 
 2  | 
 Теории и модели организации  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 1  | 
 24  | 
||||||||||
| 
 3  | 
 Организационная структура  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 1  | 
 24  | 
||||||||||
| 
 4  | 
 Организационная культура  | 
 0.5  | 
 0.5  | 
 1  | 
 24  | 
||||||||||
| 
 5  | 
 Основные организационные процессы  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
 24  | 
||||||||||
| 
 6  | 
 Личность в организационном процессе  | 
 1  | 
 1  | 
 1  | 
 30  | 
||||||||||
| 
 Итого (часов, баллов):  | 
 4  | 
 4  | 
 6  | 
 130  | 
 
  | 
 144  | 
|||||||||
| 
 Из них в интерактивной форме:  | 
 
  | 
 
  | 
 —  | 
||||||||||||
4.Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 4.
| 
 № темы  | 
 Устный опрос  | 
 Письменные работы  | 
 Технические формы контроля  | 
 Итого количество баллов  | 
||||||
| 
 коллоквиумы  | 
 лабораторная работа  | 
 контрольная работа  | 
 тест  | 
 практическое занятие  | 
 программы компьютерного тестирования  | 
|||||
| 
 Структура организационной психологии, основные направления  | 
 0-5  | 
 0-5  | 
 0-5  | 
 0-15  | 
||||||
| 
 Теории и модели организации  | 
 0-5  | 
 0-5  | 
 0-5  | 
 0-15  | 
||||||
| 
 Организационная структура  | 
 0-10  | 
 0-5  | 
 0-15  | 
|||||||
| 
 Организационная культура  | 
 0-5  | 
 0-5  | 
 0-5  | 
 0-15  | 
||||||
| 
 Основные организационные процессы  | 
 0-5  | 
 0-5  | 
 0-5  | 
 0-15  | 
||||||
| 
 Личность в организационном процессе  | 
 0-5  | 
 0-5  | 
 0-5  | 
 0-25  | 
||||||
| 
 Всего  | 
 0-100  | 
|||||||||
- Содержание дисциплины.
 
Тема 1. Структура организационной психологии, основные направления.
Организационная психология как наука — история становления, цели, задачи, методы. Области применения организационной психологии.
Взаимосвязь с другими дисциплинами. Перспективы развития. Основные направления зарубежной организационной психологии: американская и западноевропейская парадигмы по Ховштеду, прикладные направления в организационной психологии — НЛП в организационном консультировании, гештальт-психология в организационном консультировании.
Тема 2. Теории и модели организации.
Организация как социальная система, ее признаки и характеристики.
Внутренние переменные организации – цели, структура, задачи, технология,люди, организационные процессы и их взаимосвязь. Концепция организациикак открытой системы по Катцу и Кану. Субсистемы организации поШеррингтону. Модель организационной динамики Коттера. Отечественные модели организации: Емельянова и Поварнициной, Снеткова.Неопределенность окружающей среды по Дункану, взаимосвязь организации сокружающей средой.
Тема 3. Организационная структура.
Основные черты структуры организации. Типы организационных структур и их особенности, взаимосвязь структур и стратегий. Факторы, определяющие различия между организационными структурами: стратегия, размер организации, технология, окружающая среда. Принципы построения организационной структуры. Концептуальная схема организации.
Тема 4. Организационная культура.
Дефиниции организационной культуры, теоретические подходы к ней. Модели культуры Шейна, Хофштеда, Оучи. Типологии культур Харрисона, Сонненфилда и др. Функции культуры, сила-слабость культуры. Источники формирования и механизмы поддержания культуры. Организационная культура в контексте национальной. Методы исследования организационной культуры.
Тема 5. Основные организационные процессы.
Групповая динамика в организации — социально-психологический аспект организационных процессов. Информационные потоки в организации. Системы принятия решений и их эффективность. Проблемы построения команды и основные варианты их решения в классической психологии и в гештальт-психологии. Структура коммуникаций в организации. Ролевая структура персонала. Конфликты в организации: конфликтные зоны в организации, динамика конфликта, условия преодоления конфликтных отношений.
Тема 6. Личность в организационном процессе.
Пути воздействия организации на человека – анализ и оценка эффективности. Проблемы индивидуальных различий в процессе профессиональной деятельности. Мотивация персонала и его удовлетворенность трудом. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Стресс в организации -подходы к изучению стресса в труде — эпидемиологический, трансактный, когнитивный. Пути профилактики профессиональных стрессов. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации – психофизиологический, психологический, социально-психологический – и факторы, ее обусловливающие. Понятие организационного поведения. Научение и изменение поведения индивида в организации. Традиционные составляющие организационного поведения – производительность труда, дисциплина, текучесть кадров, удовлетворенность работой. Современные подходы к пониманию организационного поведения.
6. Планы семинарских (практических) занятий
Практическое занятие 1. Структура организационной психологии, основные направления.
Вопросы для практического занятия:
- Организационная психология как наука — история становления, цели, задачи, методы.
 - Основные направления зарубежной организационной психологии
 
Практическое занятие 2. Теории и модели организации.
Вопросы для практического занятия:
- Организация как социальная система, ее признаки и характеристики.
 - Концепция организации как открытой системы по Катцу и Кану.
 - Субсистемы организации по Шеррингтону. Модель организационной динамики Коттера. Отечественные модели организации: Емельянова и Поварнициной, Снеткова.
 
Практическое занятие 3. Организационная структура.
Вопросы для практического занятия:
- Основные черты структуры организации.
 - Типы организационных структур и их особенности, взаимосвязь структур и стратегий.
 - Принципы построения организационной структуры.
 - Концептуальная схема организации.
 
Практическое занятие 4. Организационная культура.
Вопросы для практического занятия:
- Модели культуры Шейна, Хофштеда, Оучи. Типологии культур Харрисона, Сонненфилда и др.
 - Функции организационной культуры.
 - Методы исследования организационной культуры.
 
Практическое занятие 5. Основные организационные процессы.
Вопросы для практического занятия:
1. Групповая динамика в организации — социально-психологический аспект организационных процессов.
2. Системы принятия решений и их эффективность.
3. Ролевая структура персонала.
5. Конфликты в организации: конфликтные зоны в организации, динамика конфликта, условия преодоления конфликтных отношений.
Практическое занятие 6. Личность в организационном процессе.
Вопросы для практического занятия:
1. Проблемы индивидуальных различий в процессе профессиональной деятельности.
2. Мотивация персонала и его удовлетворенность трудом.
3. Подходы к изучению стресса.
4. Адаптация индивида в организации.
5. Современные подходы к пониманию организационного поведения.
7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум).
Лабораторное занятие 1.
Структура организационной психологии, основные направления.
Задание. Изучите литературу по теме «Области применения организационной психологии».
Лабораторное занятие 2. Теории и модели организации.
Задание. Осуществить сбор и анализ эмпирического материала по теме: «Внутренние переменные организации – цели, структура, задачи, технология, люди, организационные процессы и их взаимосвязь».
Лабораторное занятие 3. Организационная структура.
Задание. Изучите основные черты структуры организации (на примере организации, в которой работает студент)
Лабораторное занятие 4. Организационная культура.
Задание. Провести анализ дефиниции организационной культуры, теоретические подходы к ней.
Лабораторное занятие 5. Основные организационные процессы.
Задание. Изучите структуру коммуникаций в организации.
Лабораторное занятие 6. Личность в организационном процессе.
Задание. Разработайте рекомендации по профилактике профессиональных стрессов.
8. Примерная тематика курсовых работ. Курсовые работы не предусмотрены.
9. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов
Таблица 5 .
| 
 №  | 
 
 
 
 Тема  | 
 Виды СРС  | 
 Объем часов  | 
|
| 
 
  | 
 
  | 
 обязательные  | 
 дополнительные  | 
 
  | 
| 
 1.  | 
 Структура организационной психологии, основные направления  | 
 Проработка лекций Подготовка к лабораторным и практическим занятиям  | 
 Подготовка к тесту  | 
 24  | 
| 
 2  | 
 Теории и модели организации  | 
 Проработка лекций Подготовка к лабораторным и практическим занятиям  | 
 Подготовка к контрольной работе  | 
 24  | 
| 
 3  | 
 Организационная структура  | 
 Проработка лекций Подготовка к лабораторным и практическим занятиям  | 
 Подготовка к контрольной работе  | 
 24  | 
| 
 4  | 
 Организационная культура  | 
 Проработка лекций Подготовка к лабораторным и практическим занятиям Подготовка к коллоквиуму  | 
 Подготовка к контрольной работе  | 
 30  | 
| 
 5  | 
 Основные организационные процессы  | 
 Проработка лекций Подготовка к лабораторным и практическим занятиям  | 
 Подготовка к контрольной работе Подготовка к тесту  | 
 24  | 
| 
 6  | 
 Личность в организационном процессе  | 
 Проработка лекций Подготовка к лабораторным и занятиям  | 
 Подготовка к контрольной работе  | 
 30  | 
10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).
10.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):
В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:
| 
 ОК-1  | 
 способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции  | 
| 
 Б1.Б.2  | 
 История  | 
| 
 Б1.Б.3  | 
 Профессиональная этика  | 
| 
 Б1.Б.5  | 
 Философия  | 
| 
 Б1.Б.6  | 
 Концепции современного естествознания  | 
| 
 Б1.Б.22  | 
 Социальная психология  | 
| 
 Б1.Б.29  | 
 Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях  | 
| 
 Б1.Б.30  | 
 Организационная психология  | 
| 
 Б1.Б.31  | 
 История психологии  | 
| 
 Б1.В.ОД.3  | 
 Культурология  | 
| 
 Б1.В.ДВ.1.1  | 
 Мировая художественная культура  | 
| 
 Б1.В.ДВ.1.2  | 
 Мифы и легенды народов мира  | 
| 
 Б1.В.ДВ.2.1  | 
 Логика  | 
| 
 Б1.В.ДВ.6.1  | 
 Антропология  | 
| 
 Б1.В.ДВ.6.2  | 
 Человековедение  | 
| 
 Б1.В.ДВ.7.2  | 
 Этнопсихология  | 
| 
 Б1.В.ДВ.10.2  | 
 Психология жизненного пути  | 
| 
 ПК-13  | 
 способностью к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса  | 
| 
 Б1.Б.16  | 
 Практикум по психодиагностике  | 
| 
 Б1.Б.26  | 
 Психология труда, инженерная психология и эргономика  | 
| 
 Б1.Б.30  | 
 Организационная психология  | 
| 
 Б1.В.ДВ.9.1  | 
 Психология управления  | 
10.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:
Таблица 6.
Карта критериев оценивания компетенций
| 
 Код компетенции  | 
 Результаты обучения по уровням освоения материала  | 
 Виды занятий (лекции лабораторные работы)  | 
 Оценочные средства (коллоквиумы, контрольная работа, тест, реферат, конспект источников, отчет по лабораторным работам, ответы на практических занятиях)  | 
||||
| 
 Пороговый удовлетворительно 61-75 баллов  | 
 Базовый Хорошо 76-90 баллов  | 
 Повышенный отлично 91-100 баллов  | 
|||||
| 
 ОК-1  | 
 Знает: основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции  | 
 Знает: формулирует мировоззренческую позицию на основе философских знаний  | 
 Знает: как точно применить мировоззренческую позицию при анализе социально-психологических феноменов в организации  | 
 Лекции  | 
 Коллоквиум, отчет по лабораторным работам, ответы на практических занятиях  | 
||
| 
 Умеет: описать мировоззренческую позицию при интерпретации социально-психологических феноменов в организации  | 
 Умеет: сформулировать мировоззренческую позицию при анализе социально-психологических феноменов в организации  | 
 Умеет: провести анализ социально-психологических феноменов в организации и обосновать выводы  | 
 Лабораторная работа  | 
 отчет по лабораторным работам, ответы на практических занятиях конспект источников  | 
|||
| 
 Владеет: письменной и устной речью при описании мировоззренческой позиции при интерпретации социально-психологических феноменов в организации  | 
 Владеет: навыками сформулировать мировоззренческую позицию при анализе социально-психологических феноменов в организации при выполнении лабораторных работ  | 
 Владеет: навыками проведения анализа социально-психологических феноменов в организации и обоснования выводов  | 
 Лабораторная работа  | 
 отчет по лабораторным работам, ответы на практических занятиях контрольная работа  | 
|||
| 
 ОК-5  | 
 Знает: требования к реализации психологических технологий в организации  | 
 Знает: требования к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации  | 
 Знает: требования к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп  | 
 Лекции  | 
 контрольная работа  | 
||
| 
 Умеет: учесть требования к реализации психологических технологий в организации  | 
 Умеет: учесть требования к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации  | 
 Умеет: учесть требования к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп  | 
 Лабораторные работы  | 
 отчет по лабораторным работам, ответы на практических занятиях контрольная работа конспект источников  | 
|||
| 
 Владеет: методами реализации психологических технологий в организации  | 
 Владеет: методами реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации  | 
 Владеет: методами реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп  | 
 Лабораторные работы  | 
 отчет по лабораторным работам, ответы на практических занятиях контрольная работа  | 
|||
10.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
Примерная тематика контрольных работ
1. Развитие организационной психологии за рубежом.
- Становление организационной психологии в России.
 - Междисциплинарные связи организационной психологии.
 - Предмет и задачи современной организационной психологии.
 - Психологические проблемы в организациях.
 - Концепция организации как открытой системы по Катцу и Кану.
 - Субсистемы организации по Шеррингтону.
 - Модель организационной динамики Коттера.
 - Отечественные модели организации: Емельянова и Поварнициной,Снеткова.
 - Неопределенность окружающей среды по Дункану, взаимосвязь организации с окружающей средой.
 - Организационная структура, ее аспекты.
 - Виды структур и факторы, определяющие структуру организации.
 - Ограничения и требования к организационной структуре.
 - Принципы построения организационной структуры.
 - Подходы к понятию «Организационная культура»
 - Типологии организационных культур.
 - Концепция организационной культуры Э.Шейна.
 - Концепции организационной культуры Ховштеда и Оучи.
 - Источники формирования организационной культуры.
 - Методы диагностики организационной культуры.
 - Цели коммуникаций в организации.
 - Коммуникативная структура организации и критерии ее оценки.
 - Межличностные и организационные барьеры коммуникаций ворганизации.
 - Информационное пространство организации.
 - Проблемы, связанные с информационными потоками в организации.
 - Сущность метода делегирования полномочий.
 - Организационно-психологические барьеры для внедрения делегирования полномочий.
 - Условия, способствующие успешному внедрению делегирования полномочий.
 - Ограничения для внедрения делегирования полномочий.
 - Содержательные теории мотивации трудовой деятельности.
 - Процессуальные теории мотивации трудовой деятельности
 - Вхождение человека в организацию. Проблема соотношения взаимных ожиданий и притязаний человека и организации.
 - Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации.
 - Понятие организационного поведения.
 - Традиционные составляющие организационного поведения –производительность труда, дисциплина, текучесть кадров, удовлетворенность работой.
 - Современные подходы к пониманию организационного поведения.
 - Подходы к пониманию природы стресса: эпидемиологический, линейный, дифференцированный.
 - Факторы окружающей среды как потенциальные источники стресса в организации.
 - Индивидуально-психологические особенности как факторы, предрасполагающие к стрессу.
 - Организационные факторы стресса.
 
10.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций (Описание процедуры проведения промежуточной аттестации (зачета, экзамена, учебной работы)
Экзаменационные вопросы
1. Западноевропейская парадигма в организационной психологии.
2. Американская парадигма в организационной психологии.
3. Концепция организации как открытой системы Катца и Кана.
4. Организация как система и ее подсистемы (по Шеррингтону).
5. Модель организационной динамики Коттера.
6. Организации как метафоры.
7. Понятие социальной организации: признаки и характеристики.
8. Взаимодействие организации с окружающей средой (по Дункану).
9. Пути преодоления организацией неопределенности в окружающей среде
(по Шеррингтону).
10.Организационная структура, ее аспекты.
11.Виды структур и факторы, определяющие структуру организации.
12.Ограничения и требования к организационной структуре.
13.Принципы построения организационной структуры.
14.Подходы к понятию «Организационная культура»
15.Типологии организационных культур.
16.Концепция организационной культуры Э.Шейна.
17.Концепции организационной культуры Ховштеда и Оучи.
18.Источники формирования организационной культуры.
19.Методы диагностики организационной культуры.
20.Коммуникативное пространство в организации: его структура иэлементы.
21.Критерии оценки коммуникативной структуры.
22.Проблемы, связанные с информационными потоками.
23.Принятие решений в организации – основные этапы.
24.Стратегии приятия решений в организации.
25.Передача решения на исполнение.
26.Реализация решения и ее контроль.
27.Содержательные теории мотивации.
28.Процессуальные теории мотивации.
29.Теоретические подходы к изучению профессионального стресса.
30.Источники профессионального стресса.
Для заочной формы обучения экзамен проводится в устной форме либо по результатам выполнения самостоятельных контрольных заданий.
11. Образовательные технологии.
Лекции курса читаются с использованием презентаций, что обеспечивает усвоение студентами учебного материала как аудиальным, так и визуальным способами. Все лекционные и семинарские занятия ведутся в интерактивной форме. Кроме того, на лабораторных занятиях и при самостоятельной подготовке активно используется работа в малых группах, что развивает не только профессиональные, но и коммуникативные компетенции студентов. В рамках лабораторных занятий также используется проектный метод работы, позволяющий студентам выполнять комплексные ситуационные задания, направленные на обобщение изученного материала
12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).
12.1 Основная литература:
- Организационная психология: [Электронный ресурс]Учебник / Под общ.ред. А.Б. Леоновой — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
 
Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=425039(дата обращения 2.2.2015)
- Организационная конфликтология: [Электронный ресурс] Учеб.пособие / К.В. Решетникова. — М.: ИНФРА-М, 2009. Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=156889 (дата обращения 2.2.2015).
 - Организационная психология: [Электронный ресурс] Учебник / Под общ. ред. А.Б. Леоновой — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. -Гриф. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=425039 . дата обращения 2.2.2015)
 
12.2 Дополнительная литература:
- НауменкоЕ.А. Организационная психология. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2011.
 - Организационная психология. Свенцицкий А.Л.; Изд-во Юрайт, 2014
 - Организационная психология: Учебник / Под общ. ред. А.Б. Леоновой — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
 - Организационная психология: [Электронный ресурс] учебное пособие / А.Н. Занковский. — М.: Форум, 2009. — Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=156450(дата обращения 2.2.2015)
 - Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. — СПб.: Изд-во «Речь», 2002. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=457304 (дата обращения 2.2.2015)
 
- Управленческая психология: [Электронный ресурс] Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=373216 (дата обращения 2.2.2015)
 - Фирсова, А. А. Антикризисное управление: [Электронный ресурс] учеб.пособие / А. А. Фирсова. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2013. Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=458062(дата обращения 2.2.2015)
 
12.3 Интернет-ресурсы:
- http://biblioclub.ru– Университетская библиотека ONLINE
 - http://e.lanbook.com– Издательство «ЛАНЬ»
 - http://znanium.com– Электронно-библиотечная система «znanium.com»
 - http://virtuallib.intuit.ru– Виртуальная библиотека «ИНТУИТ»
 - МЭБ – межвузовская электронная библиотека
 
13. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).
Windows XP/7, Microsoft Office 2003/2007/2010
14. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).
Мультимедийные технологии.
18