Организационная психология 3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института психологии и педагогики

_______________________ / Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2015 г.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 37.03.01 «Психология»

заочной формы обучения

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от ____.____.2015

Содержание: УМК по дисциплине «Организационная психология» для студентов направления 37.03.01 «Психология» заочной формы обучения.

Автор: Лебедева Людмила Владимировна

Объем 35 стр.

Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой общей и социальной психологии

Андреева О.С.

__.__.2015

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от __.__.2015

№ __

Председатель УМК Института психологии и педагогики

Акунеева

Т. В.

__.__.2015

Согласовано

Протокол заседания УМК от __.__.2015

№ __

Директор ИБЦ

Ульянова

Е. А.

__.__.2015

Согласовано

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт психологии и педагогики

Кафедра общей и социальной психологии

Лебедева Людмила Владимировна

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 37.03.01 «Психология»

заочной формы обучения

Тюменский государственный университет

2015

Лебедева Людмила Владимировна. Организационная психология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 37.03.01 «Психология» заочной формы обучения. Тюмень, 2015, 35 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций и ПрОП ВО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Организационная психология [электронный ресурс] / Режим доступа:http://www.umk3plus.utmn.ru,свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и социальной психологии. Утверждено директором Института психологии и педагогики.

Ответственный редактор: заведующий кафедрой общей и социальной психологии Андреева о.С., к.Пс.Н.

© Тюменский государственный университет, 2015.

© Лебедева Людмила Владимировна, 2015.

1. Пояснительная записка

1.1.Цели и задачи дисциплины

Цель и задачи курса.

Цель курса получение студентом необходимого объема знаний, развитие профессионального мышления в области организационной психологии, а также прикладной социальной психологии, совершенствование способности к самостоятельному интеллектуальному профессиональному мышлению и ориентировка в современных направлениях прикладных проектов в данной области.

В результате изучения дисциплины студент должен:

  1. знать историю развития и основное содержание предметной области

организационной психологии;

  1. усвоить категориальный аппарат, необходимый для анализа и прогнозирования процессов, протекающих в трудовых организациях;
  2. уметь выделять психологические проблемы в организациях и осуществлять их анализ;
  3. иметь представление об организации как социотехнической системе, а также об основных организационных процессах;
  4. обладать навыками постановки и решения исследовательских задач в области организационной психологии.

1.2.Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Организационная психология» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин Б1.Б.30

Для освоения дисциплины «Организационная психология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения тем и ключевых позиций следующих дисциплин:

«Социальная психология». Социально-психологические проблемы группы. Социально-психологические проблемы власти.

Освоение дисциплины «Организационная психология» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин.

Таблица 1.

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Конфликтология

+

2.

Психология управления

+

+

+

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения данной образовательной программы.

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

— способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

— способностью к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-13).

1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю):

Знать:

1.Философские теории для формирования мировоззренческой позиции.

2. Требования к к проведению работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса

Уметь:

  1. Использовать философские теории при планировании психологических исследований.
  2. Осуществлять проведение работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса .

Владеть:

  1. Навыками использования философских теорий при планировании и проведении психологических исследований.
  2. Навыками проведения работ с персоналом организации с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса.

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр – 9. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Для заочной формы обучения общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 академических часа, из них 16.85 часа, выделенных на контактную работу с преподавателем (в т.ч. 2.85 ч. иные виды работ), 127.2 часа, выделенных на самостоятельную работу.

Дисциплина «Организационная психология» ведется один семестр.

Таблица 2.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

2

3

4

Контактная работа:

Аудиторные занятия (всего)

В том числе:

Лекции

Практические занятия (ПЗ)

Семинары (С)

Лабораторные занятия (ЛЗ)

Иные виды работ:

Самостоятельная работа (всего):

Общая трудоемкость зач. ед.

час

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

3.Тематический план

Таблица 3.

Тема

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Из них в интерактивной форме

Итого часов по теме

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

1

2

4

5

6

7

8

1.

Структура организационной психологии, основные направления

0.5

0.5

1

24

2

Теории и модели организации

0.5

0.5

1

24

3

Организационная структура

0.5

0.5

1

24

4

Организационная культура

0.5

0.5

1

24

5

Основные организационные процессы

1

1

1

24

6

Личность в организационном процессе

1

1

1

30

Итого (часов, баллов):

4

4

6

130

144

Из них в интерактивной форме:

4.Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

Таблица 4.

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Технические формы контроля

Итого количество баллов

коллоквиумы

лабораторная работа

контрольная работа

тест

практическое занятие

программы компьютерного тестирования

Структура организационной психологии, основные направления

0-5

0-5

0-5

0-15

Теории и модели организации

0-5

0-5

0-5

0-15

Организационная структура

0-10

0-5

0-15

Организационная культура

0-5

0-5

0-5

0-15

Основные организационные процессы

0-5

0-5

0-5

0-15

Личность в организационном процессе

0-5

0-5

0-5

0-25

Всего

0-100

  1. Содержание дисциплины.

Тема 1. Структура организационной психологии, основные направления.

Организационная психология как наука — история становления, цели, задачи, методы. Области применения организационной психологии.

Взаимосвязь с другими дисциплинами. Перспективы развития. Основные направления зарубежной организационной психологии: американская и западноевропейская парадигмы по Ховштеду, прикладные направления в организационной психологии — НЛП в организационном консультировании, гештальт-психология в организационном консультировании.

Тема 2. Теории и модели организации.

Организация как социальная система, ее признаки и характеристики.

Внутренние переменные организации – цели, структура, задачи, технология,люди, организационные процессы и их взаимосвязь. Концепция организациикак открытой системы по Катцу и Кану. Субсистемы организации поШеррингтону. Модель организационной динамики Коттера. Отечественные модели организации: Емельянова и Поварнициной, Снеткова.Неопределенность окружающей среды по Дункану, взаимосвязь организации сокружающей средой.

Тема 3. Организационная структура.

Основные черты структуры организации. Типы организационных структур и их особенности, взаимосвязь структур и стратегий. Факторы, определяющие различия между организационными структурами: стратегия, размер организации, технология, окружающая среда. Принципы построения организационной структуры. Концептуальная схема организации.

Тема 4. Организационная культура.

Дефиниции организационной культуры, теоретические подходы к ней. Модели культуры Шейна, Хофштеда, Оучи. Типологии культур Харрисона, Сонненфилда и др. Функции культуры, сила-слабость культуры. Источники формирования и механизмы поддержания культуры. Организационная культура в контексте национальной. Методы исследования организационной культуры.

Тема 5. Основные организационные процессы.

Групповая динамика в организации — социально-психологический аспект организационных процессов. Информационные потоки в организации. Системы принятия решений и их эффективность. Проблемы построения команды и основные варианты их решения в классической психологии и в гештальт-психологии. Структура коммуникаций в организации. Ролевая структура персонала. Конфликты в организации: конфликтные зоны в организации, динамика конфликта, условия преодоления конфликтных отношений.

Тема 6. Личность в организационном процессе.

Пути воздействия организации на человека – анализ и оценка эффективности. Проблемы индивидуальных различий в процессе профессиональной деятельности. Мотивация персонала и его удовлетворенность трудом. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Стресс в организации -подходы к изучению стресса в труде — эпидемиологический, трансактный, когнитивный. Пути профилактики профессиональных стрессов. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации – психофизиологический, психологический, социально-психологический – и факторы, ее обусловливающие. Понятие организационного поведения. Научение и изменение поведения индивида в организации. Традиционные составляющие организационного поведения – производительность труда, дисциплина, текучесть кадров, удовлетворенность работой. Современные подходы к пониманию организационного поведения.

6. Планы семинарских (практических) занятий

Практическое занятие 1. Структура организационной психологии, основные направления.

Вопросы для практического занятия:

  1. Организационная психология как наука — история становления, цели, задачи, методы.
  2. Основные направления зарубежной организационной психологии

Практическое занятие 2. Теории и модели организации.

Вопросы для практического занятия:

  1. Организация как социальная система, ее признаки и характеристики.
  2. Концепция организации как открытой системы по Катцу и Кану.
  3. Субсистемы организации по Шеррингтону. Модель организационной динамики Коттера. Отечественные модели организации: Емельянова и Поварнициной, Снеткова.

Практическое занятие 3. Организационная структура.

Вопросы для практического занятия:

  1. Основные черты структуры организации.
  2. Типы организационных структур и их особенности, взаимосвязь структур и стратегий.
  3. Принципы построения организационной структуры.
  4. Концептуальная схема организации.

Практическое занятие 4. Организационная культура.

Вопросы для практического занятия:

  1. Модели культуры Шейна, Хофштеда, Оучи. Типологии культур Харрисона, Сонненфилда и др.
  2. Функции организационной культуры.
  3. Методы исследования организационной культуры.

Практическое занятие 5. Основные организационные процессы.

Вопросы для практического занятия:

1. Групповая динамика в организации — социально-психологический аспект организационных процессов.

2. Системы принятия решений и их эффективность.

3. Ролевая структура персонала.

5. Конфликты в организации: конфликтные зоны в организации, динамика конфликта, условия преодоления конфликтных отношений.

Практическое занятие 6. Личность в организационном процессе.

Вопросы для практического занятия:

1. Проблемы индивидуальных различий в процессе профессиональной деятельности.

2. Мотивация персонала и его удовлетворенность трудом.

3. Подходы к изучению стресса.

4. Адаптация индивида в организации.

5. Современные подходы к пониманию организационного поведения.

7. Темы лабораторных работ (Лабораторный практикум).

Лабораторное занятие 1.

Структура организационной психологии, основные направления.

Задание. Изучите литературу по теме «Области применения организационной психологии».

Лабораторное занятие 2. Теории и модели организации.

Задание. Осуществить сбор и анализ эмпирического материала по теме: «Внутренние переменные организации – цели, структура, задачи, технология, люди, организационные процессы и их взаимосвязь».

Лабораторное занятие 3. Организационная структура.

Задание. Изучите основные черты структуры организации (на примере организации, в которой работает студент)

Лабораторное занятие 4. Организационная культура.

Задание. Провести анализ дефиниции организационной культуры, теоретические подходы к ней.

Лабораторное занятие 5. Основные организационные процессы.

Задание. Изучите структуру коммуникаций в организации.

Лабораторное занятие 6. Личность в организационном процессе.

Задание. Разработайте рекомендации по профилактике профессиональных стрессов.

8. Примерная тематика курсовых работ. Курсовые работы не предусмотрены.

9. Учебно-методическое обеспечение и планирование самостоятельной работы студентов

Таблица 5 .

Тема

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1.

Структура организационной психологии, основные направления

Проработка лекций

Подготовка к лабораторным и практическим занятиям

Подготовка к тесту

24

2

Теории и модели организации

Проработка лекций

Подготовка к лабораторным и практическим занятиям

Подготовка к контрольной работе

24

3

Организационная структура

Проработка лекций

Подготовка к лабораторным и практическим занятиям

Подготовка к контрольной работе

24

4

Организационная культура

Проработка лекций

Подготовка к лабораторным и практическим занятиям Подготовка к коллоквиуму

Подготовка к контрольной работе

30

5

Основные организационные процессы

Проработка лекций

Подготовка к лабораторным и практическим занятиям

Подготовка к контрольной работе

Подготовка к тесту

24

6

Личность в организационном процессе

Проработка лекций

Подготовка к лабораторным и занятиям

Подготовка к контрольной работе

30

10. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

10.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы (выдержка из матрицы компетенций):

В результате освоения ОП выпускник должен обладать следующими компетенциями:

ОК-1

способностью использовать основы философских знаний

для формирования мировоззренческой позиции

Б1.Б.2

История

Б1.Б.3

Профессиональная этика

Б1.Б.5

Философия

Б1.Б.6

Концепции современного естествознания

Б1.Б.22

Социальная психология

Б1.Б.29

Методика преподавания психологии в средних учебных заведениях

Б1.Б.30

Организационная психология

Б1.Б.31

История психологии

Б1.В.ОД.3

Культурология

Б1.В.ДВ.1.1

Мировая художественная культура

Б1.В.ДВ.1.2

Мифы и легенды народов мира

Б1.В.ДВ.2.1

Логика

Б1.В.ДВ.6.1

Антропология

Б1.В.ДВ.6.2

Человековедение

Б1.В.ДВ.7.2

Этнопсихология

Б1.В.ДВ.10.2

Психология жизненного пути

ПК-13

способностью к проведению работ с персоналом организации с целью

отбора кадров и создания психологического климата, способствующего

оптимизации производственного процесса

Б1.Б.16

Практикум по психодиагностике

Б1.Б.26

Психология труда, инженерная психология и эргономика

Б1.Б.30

Организационная психология

Б1.В.ДВ.9.1

Психология управления

10.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания:

Таблица 6.

Карта критериев оценивания компетенций

Код компетенции

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды занятий (лекции лабораторные работы)

Оценочные средства (коллоквиумы, контрольная работа, тест, реферат, конспект источников, отчет по лабораторным работам, ответы на практических занятиях)

Пороговый

удовлетворительно

61-75 баллов

Базовый

Хорошо

76-90 баллов

Повышенный

отлично

91-100 баллов

ОК-1

Знает: основы философских знаний для

формирования мировоззренческой позиции

Знает: формулирует мировоззренческую позицию на основе философских знаний

Знает: как точно применить мировоззренческую позицию при анализе социально-психологических феноменов в организации

Лекции

Коллоквиум, отчет по лабораторным работам, ответы на практических занятиях

Умеет: описать мировоззренческую позицию при интерпретации социально-психологических феноменов в организации

Умеет: сформулировать мировоззренческую позицию при анализе социально-психологических феноменов в организации

Умеет: провести анализ социально-психологических феноменов в организации и обосновать выводы

Лабораторная работа

отчет по лабораторным работам, ответы на практических занятиях

конспект источников

Владеет: письменной и устной речью при описании мировоззренческой позиции при интерпретации социально-психологических феноменов в организации

Владеет: навыками сформулировать мировоззренческую позицию при анализе социально-психологических феноменов в организации при выполнении лабораторных работ

Владеет: навыками проведения анализа социально-психологических феноменов в организации и обоснования выводов

Лабораторная работа

отчет по лабораторным работам, ответы на практических занятиях

контрольная работа

ОК-5

Знает: требования к реализации психологических технологий в организации

Знает: требования к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации

Знает: требования к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп

Лекции

контрольная работа

Умеет: учесть требования к реализации психологических технологий в организации

Умеет: учесть требования к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации

Умеет: учесть требования к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп

Лабораторные

работы

отчет по лабораторным работам, ответы на практических занятиях

контрольная работа

конспект источников

Владеет: методами реализации психологических технологий в организации

Владеет: методами реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации

Владеет: методами реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп

Лабораторные

работы

отчет по лабораторным работам, ответы на практических занятиях

контрольная работа

10.3 Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующей этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.

Примерная тематика контрольных работ

1. Развитие организационной психологии за рубежом.

  1. Становление организационной психологии в России.
  2. Междисциплинарные связи организационной психологии.
  3. Предмет и задачи современной организационной психологии.
  4. Психологические проблемы в организациях.
  5. Концепция организации как открытой системы по Катцу и Кану.
  6. Субсистемы организации по Шеррингтону.
  7. Модель организационной динамики Коттера.
  8. Отечественные модели организации: Емельянова и Поварнициной,Снеткова.
  9. Неопределенность окружающей среды по Дункану, взаимосвязь организации с окружающей средой.
  10. Организационная структура, ее аспекты.
  11. Виды структур и факторы, определяющие структуру организации.
  12. Ограничения и требования к организационной структуре.
  13. Принципы построения организационной структуры.
  14. Подходы к понятию «Организационная культура»
  15. Типологии организационных культур.
  16. Концепция организационной культуры Э.Шейна.
  17. Концепции организационной культуры Ховштеда и Оучи.
  18. Источники формирования организационной культуры.
  19. Методы диагностики организационной культуры.
  20. Цели коммуникаций в организации.
  21. Коммуникативная структура организации и критерии ее оценки.
  22. Межличностные и организационные барьеры коммуникаций ворганизации.
  23. Информационное пространство организации.
  24. Проблемы, связанные с информационными потоками в организации.
  25. Сущность метода делегирования полномочий.
  26. Организационно-психологические барьеры для внедрения делегирования полномочий.
  27. Условия, способствующие успешному внедрению делегирования полномочий.
  28. Ограничения для внедрения делегирования полномочий.
  29. Содержательные теории мотивации трудовой деятельности.
  30. Процессуальные теории мотивации трудовой деятельности
  31. Вхождение человека в организацию. Проблема соотношения взаимных ожиданий и притязаний человека и организации.
  32. Адаптация индивида в организации. Уровни адаптации.
  33. Понятие организационного поведения.
  34. Традиционные составляющие организационного поведения –производительность труда, дисциплина, текучесть кадров, удовлетворенность работой.
  35. Современные подходы к пониманию организационного поведения.
  36. Подходы к пониманию природы стресса: эпидемиологический, линейный, дифференцированный.
  37. Факторы окружающей среды как потенциальные источники стресса в организации.
  38. Индивидуально-психологические особенности как факторы, предрасполагающие к стрессу.
  39. Организационные факторы стресса.

10.4 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности характеризующих этапы формирования компетенций (Описание процедуры проведения промежуточной аттестации (зачета, экзамена, учебной работы)

Экзаменационные вопросы

1. Западноевропейская парадигма в организационной психологии.

2. Американская парадигма в организационной психологии.

3. Концепция организации как открытой системы Катца и Кана.

4. Организация как система и ее подсистемы (по Шеррингтону).

5. Модель организационной динамики Коттера.

6. Организации как метафоры.

7. Понятие социальной организации: признаки и характеристики.

8. Взаимодействие организации с окружающей средой (по Дункану).

9. Пути преодоления организацией неопределенности в окружающей среде

(по Шеррингтону).

10.Организационная структура, ее аспекты.

11.Виды структур и факторы, определяющие структуру организации.

12.Ограничения и требования к организационной структуре.

13.Принципы построения организационной структуры.

14.Подходы к понятию «Организационная культура»

15.Типологии организационных культур.

16.Концепция организационной культуры Э.Шейна.

17.Концепции организационной культуры Ховштеда и Оучи.

18.Источники формирования организационной культуры.

19.Методы диагностики организационной культуры.

20.Коммуникативное пространство в организации: его структура иэлементы.

21.Критерии оценки коммуникативной структуры.

22.Проблемы, связанные с информационными потоками.

23.Принятие решений в организации – основные этапы.

24.Стратегии приятия решений в организации.

25.Передача решения на исполнение.

26.Реализация решения и ее контроль.

27.Содержательные теории мотивации.

28.Процессуальные теории мотивации.

29.Теоретические подходы к изучению профессионального стресса.

30.Источники профессионального стресса.

Для заочной формы обучения экзамен проводится в устной форме либо по результатам выполнения самостоятельных контрольных заданий.

11. Образовательные технологии.

Лекции курса читаются с использованием презентаций, что обеспечивает усвоение студентами учебного материала как аудиальным, так и визуальным способами. Все лекционные и семинарские занятия ведутся в интерактивной форме. Кроме того, на лабораторных занятиях и при самостоятельной подготовке активно используется работа в малых группах, что развивает не только профессиональные, но и коммуникативные компетенции студентов. В рамках лабораторных занятий также используется проектный метод работы, позволяющий студентам выполнять комплексные ситуационные задания, направленные на обобщение изученного материала

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля).

12.1 Основная литература:

  1. Организационная психология: [Электронный ресурс]Учебник / Под общ.ред. А.Б. Леоновой — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.

Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=425039(дата обращения 2.2.2015)

  1. Организационная конфликтология: [Электронный ресурс] Учеб.пособие / К.В. Решетникова. — М.: ИНФРА-М, 2009. Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=156889 (дата обращения 2.2.2015).
  2. Организационная психология: [Электронный ресурс] Учебник / Под общ. ред. А.Б. Леоновой — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. -Гриф. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=425039 . дата обращения 2.2.2015)

12.2 Дополнительная литература:

  1. НауменкоЕ.А. Организационная психология. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2011.
  2. Организационная психология. Свенцицкий А.Л.; Изд-во Юрайт, 2014
  3. Организационная психология: Учебник / Под общ. ред. А.Б. Леоновой — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
  4. Организационная психология: [Электронный ресурс] учебное пособие / А.Н. Занковский. — М.: Форум, 2009. — Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=156450(дата обращения 2.2.2015)
  5. Почебут Л. Г., Чикер В. А. Организационная социальная психология [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Л. Г. Почебут, В. А. Чикер. — СПб.: Изд-во «Речь», 2002. http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=457304 (дата обращения 2.2.2015)

  1. Управленческая психология: [Электронный ресурс] Учебник / О.Д. Волкогонова, А.Т. Зуб. — М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=373216 (дата обращения 2.2.2015)
  2. Фирсова, А. А. Антикризисное управление: [Электронный ресурс] учеб.пособие / А. А. Фирсова. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2013. Режим доступа:http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=458062(дата обращения 2.2.2015)

12.3 Интернет-ресурсы:

  1. http://biblioclub.ru– Университетская библиотека ONLINE
  2. http://e.lanbook.com– Издательство «ЛАНЬ»
  3. http://znanium.com– Электронно-библиотечная система «znanium.com»
  4. http://virtuallib.intuit.ru– Виртуальная библиотека «ИНТУИТ»
  5. МЭБ – межвузовская электронная библиотека

13. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости).

Windows XP/7, Microsoft Office 2003/2007/2010

14. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Мультимедийные технологии.

18