Оформление титульного листа
Зачетного задания
Зачетное задание
По дисциплине
«Психология управления»
Психологический автопортрет «Я — менеджер»
Задание выполнил:
студент 4 курса МО
(Ф.И.О. студента)
(например, Меньшиков Артем)
Проверили:
Каданкова Н.Н.
Шкрябина М.А.
Северодвинск
Задание к зачету по курсу «Психология управления» 4 курс ФУП ОДО
1.По итогам лабораторных работ составить автопортрет профессионала по специальности «Менеджер».
2.На основании полученного портрета разработать программу профессионального и личностного самосовершенствования.
Цели: диагностика и коррекция проблем, возникающих у управленца в профессиональной деятельности; выявление профессиональных ожиданий и потенциала деятельностиуправленца.
Задачи:
I. Диагностический этап.
Цели: диагностика уровня профессиональной и личностной готовности выполнять функции менеджера низшего (среднего) звена
Задачи:
1. Изучить и проанализировать основные профессиональные функции управленца
2. Составить перечень основных профессиональных и личностных качеств профессионала;
3. Изучить профессионально –значимые и личностные качества у себя по предложенным методикам;
4. Проанализировать собственные долгосрочные, краткосрочной, среднесрочные цели.
5. Проанализировать собственные цели и их достижимость на основании алгоритма целеполагания (Пример — приложение 1 ).
6. Дать количественный и качественный анализ данных
Задание №1.
Психологический автопортрет
«Я — менеджер».
Цель: составить психологический автопортрет «Я — менеджер». Предоставить анализ сформированности профессиональных и личностных качеств.
Требования к портрету:
1. Портрет оформляется на листах формата А-4.
2. На титульном листе указывается название дисциплины, курс, факультет, название работы, Ф.И.О. студента, Ф.И.О. преподавателей.
3. Объем работы не менее 5 листов (без учета титульного листа).
4. Срок сдачи работ: 19 декабря (В течение 1-2 пары).
Задание 1 Нравственные типы личности
... нравственных портретов Критерий нравственной оценки Мой нравственный автопортрет Соответствующий нравственный тип Нравственный портрет моего мужа Соответствующий ... герой - хорошо совместимы и дополняем друг друга. Задание 2 Тип личности Отношение к работе Как взаимодействовать? ... свобода, духовная свобода только в рамках долга, цель оправдывает средства в рамках духовных ценностей Ценности Социальные ...
Алгоритм составления психологического портрета.
Провести диагностическое обследование по плану.
Коммуникативный потенциал.
1. Методика определения деловых и коммуникативных предпочтений.
2. Диагностика интерактивной направленности личности.
Мотивационный потенциал.
1. Опросник Мехрабиана.
2. Изучение мотивации обучения в вузе.
3. Опросник потребности в достижениях.
Креативный потенциал
1. Определение социальной креативности личности.
2. Определение личностной креативности.
3. Диагностика уровня невербальной креативности
Описать полученные результаты.
При описании полученных данных необходимо следовать рекомендациям:
1. В начале портрета указать цель диагностического обследования (смотри цель психологического портрета).
2. Указать сроки проведения диагностического обследования.
Например, «диагностическое обследование проходило в период с ….. по ……..».
3. Указать методы, использованные в процессе диагностики.
Например, «в процессе диагностики были использованы следующие методы: самонаблюдение, опросники ……(перечислить)».
4. Описать результаты диагностики коммуникативного потенциала
· Например, «В результате обследования могут быть выделены следующие особенности коммуникативного потенциала. Для испытуемого свойственно…… ». Далее следует констатация фактов (перечисление характеристик, особенностей), полученных в ходе выполнения трех методик.
· После того, как описаны особенности, необходимо интерпретировать полученную информацию, т.е. установить причинно-следственные связи. Например, «полученные данные могут быть объяснены следующими причинами…..». Или «низкие (высокие) показатели объясняются тем, что….». Студент самостоятельно пытается выявить причины того или иного уровня выполнения методики.
· Далее, необходимо спрогнозировать возможный вариант влияния актуального состояния потенциала на профессиональную деятельность.
Например, «деловая ориентация испытуемого поможет ему в дальнейшей профессиональной деятельности в том, что он…..». Или «низкий уровень развития коммуникативных умений помешает в дальнейшем…..».
Особое внимание обратить на качество выполнения данного пункта плана: описывать результаты подробно, полно, при необходимости определять основные понятия – «коммуникация», «коммуникативные навыки» и т.п.
Недостаточно в данном пункте плана формального переписывания уровня выполнения методики – например, «низкий уровень», «деловые предпочтения». Подобное краткое описание не зачитывается.
5. Описать результаты диагностики мотивационного потенциала
· констатация фактов (перечисление характеристик, особенностей), полученных в ходе выполнения трех методик.
· После того, как описаны особенности, необходимо интерпретировать полученную информацию, т.е. установить причинно-следственные связи
· Далее, необходимо спрогнозировать возможный вариант влияния актуального состояния мотивационного потенциала на профессиональную деятельность.
Особое внимание обратить на качество выполнения данного пункта плана: описывать результаты подробно, полно, при необходимости определять основные понятия – «коммуникация», «коммуникативные навыки» и т.п.
6. Описать результаты диагностики креативного потенциала
· констатация фактов (перечисление характеристик, особенностей), полученных в ходе выполнения трех методик.
· После того, как описаны особенности, необходимо интерпретировать полученную информацию, т.е. установить причинно-следственные связи
· Далее, необходимо спрогнозировать возможный вариант влияния актуального состояния креативного потенциала на профессиональную деятельность.
Особое внимание обратить на качество выполнения данного пункта плана: описывать результаты подробно, полно, при необходимости определять основные понятия – «коммуникация», «коммуникативные навыки» и т.п.
7. Дать анализ собственных долгосрочных, среднесрочных, краткосрочных целей (смотри лекцию).
8. Сформулировать рекомендации для развития коммуникативного, мотивационного, креативного потенциала. Рекомендации составляются для самого испытуемого (т.е. студента, составляющего портрет).
В рекомендация должны быть указаны конкретные направления работы по самосовершенствованию (даже в том случае, если результаты высокие).
Для каждого вида потенциала по 3 – 4 рекомендации.
Задание №2.
Построение программ профессионального и личностного роста
Строятся программы на основе результатов анализа социально – профессиональных, индивидуально –типологических, этико –психологических, функционально –ролевых характеристик, проблем, выявленных студентом в процессе самообследования. Т.Е. на основании автопортрета менеджера.
Цель: профессиональное и личностное саморазвитие будущегоуправленца.
Построение программы обязательно включает: определение целей и задач программы, определение методов решения поставленных задач, разработку и описание критериев (предполагаемых результатов), по которым можно будет судить о степени разрешенности имеющихся проблем.
(Ключом к построению программы может стать таблица 1)
II.Планирование развивающей работы
Проблема | Способы ее решения | Чья помощь необходима | Как я пойму, что моя проблема решена? |
Особое внимание обратить на критерии, по которым вы можете судить о том, что проблема решена. В таблице это четвертая графа, в которой вы отвечаете на вопрос: «Как я пойму, что моя проблема решена?» Иначе говоря, это те цели, достижение которых позволяет вам профессионально развиваться. Цели должны быть реалистичными(т.е. достижимыми), конкретными(внешнему наблюдателю должно быть понятно, в чем конкретно будет проявляться желаемый результат), измеримыми(по каким признакам можно судить, что цель достигнута), проверяемыми(должно быть понятно, есть ли движение к этой цели) и привлекательными(чтобы был стимул их достигнуть).
Приложение 3
Выписка из стандарта по специальности 061100 — «Менеджмент организации»
2.2.4. Требования по специальным дисциплинам.
Менеджер должен:
— проводить аналитическую, исследовательскую и рационализаторскую работу по оценке социально-экономической обстановки и конкретных форм управления;
— знать современные методы социально-экономической диагностики, получения обобщенных характеристик, агрегирования информации и ее обработки с помощью ЭВМ;
— профессионально вести управленческую, маркетинговую, коммерческую, рекламную и патентно-лицензионную работу в различных подразделениях предприятий (объединений), ассоциациях, совместных предприятиях;
— разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать выбор оптимального, исходя из критериев социально-экономической эффективности и экологической безопасности;
— разрабатывать программы нововведений и составлять план мероприятий по реализации этих программ;
— применять методы научной организации труда и оргпроектирования, практически использовать навыки рационализации управленческого труда;
— владеть навыками поиска, сбора, систематизации и использования информации, практически использовать средства организационной и вычислительной техники;
— владеть методами прогнозирования развития социально-экономических и организационных процессов в объектах управления и оценки их состояния по потенциальным возможностям экономического, социального и организационного развития.
Менеджер должен:
в области психологии и педагогики:
— быть знакомым с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы с ними;
— понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе;
— знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
— иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
— понимать природу психики, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;
— уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей), интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции;
— знать основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей;
— уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;