ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

1. Методы определения абсолютных порогов чувстви­тельности.

2. Методы исследования восприятия на примере ося­зания и зрительного восприятия {методика «Компа­сы», «Шкалы приборов»),

3. Методы исследования представления и воображе­ния: субъективные и объективные (метод саморан­жирования; исследование воображения на основе знаковой информации; метод хронометрии умствен­ных действий).

4. Методы изучения внимания и возможности их ис­пользования в практике психологической работы (методика «Перепутанные линии»; «Расстановки чисел»; «Корректурной пробы»).

5. Предмет и методы исследования памяти (исследова­ние процесса узнавания методом тождественных ря­дов; методика «Память на числа», «Оперативная память», «Зрительная память» и «Слуховая па­мять»).

6. Особенности изучения наглядно-образного, словес­но-логического и практически-действенного мыш­ления (методики «Значение слов», «Комбинаторные способности», «Числовые ряды», «Аналогии»).

7. Изучение экспрессивного компонента эмоций мето­дом наблюдения эмоциональной экспрессии.

8. Методы изучения нервной системы человека: ана­томические наблюдения; эксперимент и стимулиро­вание; поведенческие методы.

9. Методики оценки подвижности нервных процессов с помощью анкеты. Методика «Сортировки слов», ее сущность и назначение.

10. Исследование темпераментных характеристик. Ме­тодика «Акцентуации характера» по К. Леонгарду. Диагностика личности и метод семантического дифференциала.

11. Сущность и назначение социально-психологических методик.

12. Методика диагностики совместимости личности и малой группы.

13. Проективные методы исследования внутригрупповых отношений.

14. Методы исследования межгрупповых отношений.

15. Оценка способа поведения личности в конфликтной ситуации с помощью методики К. Томаса.

16. Исследование умственного развития учащихся младших классов с применением тестов Д. Векслера и Дж. Равена.

17. Школьный тест умственного развития (ШТУР) для 6-8-х классов.

18. Тест общеобразовательных знаний (ТОЗ): сущность и назначение.

19. Роль и место проективных тестов в диагностике развития школьника.

20. Социально-психологический тренинг общения.

2 стр., 839 слов

Методика исследования эмоциональной направленности личности

Романтическая (стремление ко всему необычному, таинственному). Гностическая (радость от получения новой информации плюс потребность в «когнитивной гармонии»). Эстетическая (отражение потребности в гармонии с окружающим, представленной в «чувстве красоты»). Гедонистическая (эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте). Акизитивная ( положительные эмоции при ...

21. Принципы организации тренинговых мероприятий.

22. Проективные методы диагностики взаимоотноше­ний в группе и лидера (ТАТ, Роршах и др.).

23. Опросник штата Миннесота США (MMPI): сущность и назначение.

24. Диагностика характерологической акцентуации личности и нервно-психической неустойчивости (ХАЛ).

25. Диагностика развития дошкольников.

26. Использование теста «Нахождение недостающих де­талей» для исследования уровня развития образного мышления у детей 4-7 лет.

27. Методика — «Контрольный список прилагательных школьный — 60 пунктов» (КСПШ-60): сущность и назначение.

28. Групповые и индивидуальные методы оказания психологической помощи: сущность и назначение.

29. Метод психофизиологического саморегулирования «Ключ».

30. Модель деятельности психолога в процессе организации и проведения психологического консультирования.

31. Основные походы к организации и проведению группового консультирования.

 

 

2. Методы исследования восприятия на примере ося­зания и зрительного восприятия {методика «Компа­сы», «Шкалы приборов»),

Изучение зрительного восприятия (методика «Шкалы приборов»)

Цель работы: изучение индивидуальных особенностей зрительного восприятия.

Экспериментальный материал: 1. Бланк, на котором изображены 9 шкал приборов, выполненных в одном масштабе, но отличающихся друг от друга формой, ценой деления, оцифровкой и направлением отсчета. У каждой шкалы имеется стрелка, указывающая на какое-либо целое число. 2. Секундомер.

Инструкция: «На бланке схематически изображены 9 шкал приборов. Эти шкалы различаются формой, ценой деления, оцифровкой и направлением отсчета (см. примеры) Около каждой шкалы имеется стрелка, которая показывает на какое-либо целое число. Иногда стрелка указывает на деление, в таком случае число можно определить путем отсчета делений шкалы. В других случаях, при грубой калибровке шкалы, для определения числа, необходимо мысленно откалибровать шкалу более подробно.

Ваша задача — определить число, на которое указывает стрелка. Запишите найденное число в тетрадь.

Постарайтесь работать как можно быстрее».

Фиксация результатов: регистрируются ответы испытуемого и время выполнения задания.

Обработка результатов: правильность ответов испытуемого проверяется в соответствии с ключом (см. Приложение).

Подсчитывается количество правильных ответов. Эта величина сравнивается со средне групповым значением. Время выполнения задания также сравнивается со средне групповым значением.

Чем меньше время и чем больше количество правильных ответов, тем выше уровень развития зрительного восприятия по данной методике.

Вывод: на основе сравнения собственных результатов со средне групповым значением делается вывод об уровне развития зрительного восприятия по методике «Шкалы приборов».

 

Методика «Компасы»

Методика предназначена для определения особенностей пространственного мышления. Методика обычно используется с целью профотбора.

Содержание методики: обследуемому предлагается на бланке 20 задач, в каждой из которых на схематически изображенном компасе обозначено одно из 8 направлений сторон света (С, Ю, В, 3, С-В, С-3, Ю-В, Ю-3) в переменной системе координат и стрелка, показывающая какое-то другое направление, определить которое относительно переменной системы координат и будет задачей испытуемого. После того как испытуемый мысленно определит направление компаса, он должен записать обозначение этого направления. Перед началом обследования, объяснив задачу испытуемому, необходимо разобрать один пример. Испытуемого следует предупредить, что поворачивать бланк для ориентирования по оси С-Ю нельзя.

10 стр., 4543 слов

Практическое задание №9 по теме: «Психологическая подготовка спортсменов»

... использовать тренировочные занятия с предельными нагрузками и минимальным отдыхом между упражнениями. применять задания, превышающие фи

Время выполнения задачи — 5 мин. Обработка результатов Результаты обследования обрабатываются по ключу. Определяются следующие показатели:

общее число просмотренных компасов — производительность (Р);

время выполнения задания (Т);

число ошибок (число неправильно отмеченных компасов) (п);

относительная частота неправильных ответов (п/Р);

скорость работы (комп. /мин)

 

4. Методы изучения внимания и возможности их ис­пользования в практике психологической работы (методика «Перепутанные линии»; «Расстановки чисел»; «Корректурной пробы»).

Тест «Перепутанные линии». Работа психолога в детском саду — Диагностика внимания.

Цель: измерение степени концентрации и устойчивости зрительного внимания с помощью методики «Перепутанные линии» (рис.1.3).

Оборудование: секундомеры, специальные бланки.

Инструкция: Опыт может проводиться как индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: «Перед Вами на бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Ваша задача ‑ проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».

Если опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание, поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы запишите его в нижней части бланка».

Другой вариант проведения опыта ‑ с ограничением времени выполнения задания, после чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).

При наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем, что преобладает у испытуемого ‑ установка на скорость или на точность; уверен ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5, с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на выполнение задания. В этом случае бланк протокола исследования такой же как для таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет, и почему он так считает.

Обработка результатов. В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности выполнения задания (Y):

Y =T*(25/N пр), где Т ‑ время выполнения задания (мин), N np, ‑ количество правильно прослеженных линий.

Полученные показатели интерпретируют, исходя из того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации внимания. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу задания.

После получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные интервалы и делаются диагностические выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных контингентах испытуемых.

Критерии оценки по методике«Перепутанные линии»:19 и более-отлично; 4-9-удовлетворит.;

10 — 18- хорошо;3 и менее- неудовлетворительно.

МЕТОДИКА «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»

(Буквенный вариант)

Обследуемым предъявляется бланк с различными буквами в количестве 40 рядов по 40 букв в каждом. Испытуемые должны в каждом ряду вычеркивать определенную букву, которая стоит первой. Работа проводится на время с требованием максимальной точности. Время работы — 5 минут.

Инструкция: На бланке с буквами отчеркните первый ряд букв. Ваша задача заключается в том, чтобы, просматривая ряды букв слева направо, вычеркивать такие же буквы, как и первые. Работать надо быстро и точно. Время работы — 5 минут.

Пример: Е К Р Н С О А Р В Н Е С А Р К В Р Е

Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация — по количеству сделанных ошибок. Таким образом, по предоставленной методике оцениваются 2 показателя. Норма объема внимания — 850 знаков и выше, концентрация — 5 ошибок и менее. Методика используется в группе и индивидуально.

МЕТОДИКА «РАССТАНОВКА ЧИСЕЛ»

Методика предназначена для оценки произвольного внимания. Рекомендуется использовать при профотборе на специальности, требующие хорошего развития функции внимания.

Инструкция: в течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка. Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя. Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма — 22 числа и выше. Методика удобна при групповом обследовании.

Групповое обследование рекомендуется проводить в присутствии экспериментатора.

Стимульный материал

Бланк для заполнения

         
         
         

12. Методика диагностики совместимости личности и малой группы.

Диагностика межличностных отношений и групповых процессов

Исследование межличностных отношений

Методика «Диагностика межличностных отношений Т. Лири» была создана в 1954г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий у человека тип отношений к людям в самооценке и оценке других.

Методика «Тип поведения в конфликтной ситуации» разработана К.Томасом и адаптирована Н.В.Гришиной для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению. К.Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам и считал, что конфликт должен не элиминироваться, а разрешаться и управляться человеком. Поэтому важными для К. Томаса стали вопросы о том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.

Методика «Изучение привлекательности работы» основана на сравнении образов реально существующих условий работы и условий, желаемых человеком. Соотношение этих двух оценок и является показателем субъективной привлекательности для человека работы в данном коллективе. Для прогноза текучести кадров в коллективе опрос проводят индивидуально. Первый раз — при поступлении человека на работу, второй — спустя 2-3

 

 

14. Методы исследования межгрупповых отношений.

Социометрия: исследование межличностных отношений в группе.

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Социометрическая процедура может иметь целью:

а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»;

в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.).

Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

 

15. Оценка способа поведения личности в конфликтной ситуации с помощью методики К. Томаса.

26. Использование теста «Нахождение недостающих де­талей» для исследования уровня развития образного мышления у детей 4-7 лет.

Нахождение недостающих деталей и дополнение до целого.

Это задание может выполняться в трех вариантах: к исходной части изображения ребенок может подобрать недостающую деталь, может ее дорисовать или назвать. Часто один вариант используется для закрепления предшествующего. Задания усложняются следующим образом:

♦ деталь отсутствует в симметричном предмете, где программа дополнения задана (вторая половина яблока, дома, кастрюли);

♦ деталь отсутствует в несимметричном предмете, при этом исходная часть однозначно задает дополнение недостающей части (машина, кофейник, ножницы);

♦ деталь отсутствует в несимметричном предмете, при этом исходная часть может быть дополнена различными деталями до разных предметов (дополнение исходной части до чайника и сахарницы).

Этот вид задания является переходным к следующему – конструированию.

Задания усложняются за счет перцептивной сложности изображений (от реалистических цветных изображений к черно-белым схематическим и контурным) и перцептивной близости (при нахождении второй половины яблока ребенку может быть предложен выбор из перцептивно далеких изображений (груши, сливы) или перцептивно близких (помидора, красного мяча)).

Поле выбора может меняться по объему.

Конструирование. Этот вид заданий используется в диагностической и коррекционной работе очень широко. Одним из его видов является составление картинки из частей, которое мы описывали выше. Другим известным видом задания является составление фигур из кубиков Кооса.

♦ Конструирование предмета из частей:

• все части принадлежат одному предмету, варьируется количество частей;

• части принадлежат двум и более предметам, которые могут быть как перцептивно далекими, так и перцептивно близкими.

Помощь педагога в выполнении этого задания принципиально аналогична помощи в составлении картинки из частей.

♦ Конструирование сюжета из частей (см. выше составление картинок из частей).

♦ Конструирование геометрических фигур из частей:

• сложные (составные) варианты досок Сегена;

• составление простых геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг) с увеличением числа частей, с усложнением и смещением линий разреза;

• «плоскостной» вариант кубиков Кооса;

• кубики Кооса.

 

29. Метод психофизиологического саморегулирования «Ключ».

Метод управляемой психофизиологической саморегуляции «КЛЮЧ», один из самых эффективных методов самостоятельного управления внутренними ресурсами для развития своих способностей, преодоления стресса и психологических барьеров.

КЛЮЧ К СЕБЕ — ПУТЬ ОБРЕТЕНИЯ ВНУТРЕННЕЙ СВОБОДЫ.

В 1981 году, работая в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, Хасай Магомедович Алиев создал метод управляемой психофизиологической саморегуляции «Ключ», предназначенный для моделирования состояния невесомости у космонавта в земных условиях, преодоления стресса и перегрузки.

Система «Ключ» — результат тридцатипятилетней работы с космонавтами, с сотрудниками силовых структур, спортсменами, руководителями госслужб, бизнесменами, менеджерами высшего звена, программистами, системотехниками, управляющими проектами.

Ключ успешно применяется для экстренной психологической помощи пострадавшим от терактов, чрезвычайных происшествий, для антистрессовой подготовки военных психологов и подразделений специального назначения к предстоящим стрессовым ситуациям.

По простоте, доступности и эффективности в экстремальных условиях не имеет аналогов в мире.

Метод максимально эффективен в условиях дефицита времени и жестких внешних ограничений, когда деятельность человека осуществляется на пределе его умственных и физических возможностей.

В настоящее время метод «КЛЮЧ» широко применяется практикующими психологами-психотерапевтами, школьными психологами, психологами силовых министерств и ведомств.

«Если ты не умеешь владеть собой, тобой завладеют другие» Кроното Сумус