Общие понятия о методологии науки

Программа государственного экзамена по методологии психологической науки

Определение методологии науки. Понятие метода в узком и широком смысле. Рефлексивный характер методологического знания, виды рефлексии в науке. Соотношение понятий «философия», «мировоззрение», «наука». Структура методологического знания: уровень философской методологии, уровень общенаучной методологии, уровень частно-научной методологии, уровень процедур и методик исследования. Понятие методологического подхода. Методология психологии как самостоятельная область научного познания.

  1. Методология экспериментального психологического исследования

Понятие объекта, предмета и эмпирической области научного исследования. Предмет науки и предмет конкретного исследования. Основные классификации общенаучных и собственно психологических методов.

Метод как средство познания действительности. Проблема объективного метода в психологии. Классификация методов. Валидность психологического эксперимента. Внутренняя валидность. Факторы, нарушающие внутреннюю валидность. Внешняя валидность. Факторы, нарушающие внешнюю валидность. Конструктная валидность. Операциональная валидность. Гипотеза. Виды экспериментальных гипотез. Экспериментальные переменные и способы их контроля. Планирование эксперимента. Классификация экспериментальных планов. Достоверные и артефактные выводы в экспериментальном исследовании.

  1. История развития и современные представления о научном познании.

Замкнутая теоретическая наука как первый тип собственно научного знания: эмпирическая (описательная) наука; наука нового времени. Историческая относительность форм, средств, эталонов, идеалов и норм научного познания. Онтологизм, гносеологизм и методологизм как стадии развития рефлексивной составляющей научного познания. Научная революция ХХ века, возникновение неклассического естествознания. Постнеклассическая стадия развития науки. Требование экспликации ценностей и целей познания как условие получения объективных знаний о мире. Неопозитивизм и признание однонаправленной зависимости теоретического знания от эмпирического знания. К. Поппер и идея роста научного знания; принцип фальсифицируемости. И. Лакатос и концепция внутреннего единства логики доказательства и опровержения. Понятие парадигмы и научной революции по Т. Куну. Научное познание как деятельность.

12 стр., 5595 слов

1 Роль науки в развитии общества.Научная деятельность, научные знания

... познания, а также получение полезных для деятельности человека результатов, внедрение в производство с дальнейшим эффектом. Основой разработки каждого научного исследования является методология, ... в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование. Классификации научного знания   Научные знания классифицируются по разным основаниям (см., например, [8]): ·& ...

  1. Принцип детерминизма как ведущий принцип научной психологии

Принцип детерминизма как ведущий принцип научной психологии. Исторические этапы в развитии детерминистического объяснения психического. Системный многоуровневый и вероятностный характер детерминации психического. Конкретизация философского принципа детерминизма в частно — научных положениях об общественно — исторической обусловленности психики (принцип историзма; о деятельном опосредовании психического (принцип единства сознания и деятельности); об отражательной природе психики (принцип отражения); о роли внутренних детерминант (принцип активности) и др.

  1. Принцип развития в психологии.

Принцип развития в психологии. Определения и основные характеристики процесса развития: необратимость, единство прогрессивных и регрессивных тенденций, неравномерность, зигзагообразность, диахроничность, переход этапов в уровни и др. Иллюстрация общих закономерностей развития на примере онтогенетического, филогенетического и функционального развития психики. Проблема стихийного и управляемого развития. Сущность генетического метода в психологии.

Системный подход в психологии как ведущий принцип

    Предпосылки возникновения системного подхода; определение системы, виды систем. Основные понятия системного анализа: элемент, структура, целостность, организованность, упорядоченность, связь и др. Уровни системного описания объекта. Реализация системного подхода в психологических учениях: принцип целостности в гештальтпсихологии, принцип системного строения высших психических функций (Выготский Л.С.), принцип системно — динамической локализации психических функций (Лурия Л.Р.), системы интеллектуальных операций (Пиаже Ж.) и др. Системный характер научного психологического знания и понимание самой психики как системного качества. Деятельность как система. Условия целесообразности, и плодотворности применения системного подхода в психологий.

    1. Принцип единства сознания и деятельности в психологии

    Деятельностное опосредование психического. Внутренняя организация активности. Внешняя организация активности. Единство внешней и внутренней организации активности. Самодвижение активности. Принцип единства сознания и деятельности в трудах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.

    1. Образ как базисный уровень психологического знания

    Сенсорное и умственное. Вторичные и первичные качества. Образ как подобие объекта. Образ и ассоциация. Проблема построения образа. Образ и действие. Целостность образа.

    1. Действие как базисный уровень психологического знания

    Общее понятие о действии. Ассоциация как посредующее звено. Бессознательные психические действия. Сенсомоторные и интеллектуальные действия. Интериоризация действий.

    1. Отношение и переживание как базисные уровни психологического знания

    Типы отношений. Роль отношений в психологии. Переживание и развитие личности. Переживание и предмет психологии.

    10 стр., 4767 слов

    Дисциплина: Психология развития человека

    ... знанияо теоретических и практических основах психологии развития; уменияобеспечивать и реализовывать образовательный процесс с учетом возрастных особенностей учащихся; овладеютследующими компетенциями: ОК-2,3,6; ОПК-2,3,6; ПК-3,4,6,9; Принципы отбора содержания и организации ...

    1. Мотив как системообразующая категория психологического знания

    Понятие о мотиве. Локализация мотива. Проблема воли. Мотив в структуре личности. Мотив и поле поведения. Доминанта. Природное и нравственное. Потребности

    1. Личность как системообразующая категория психологического знания

    Узкая и широкая интерпретация понятия «личность». Различные уровни интегральной индивидуальности и личность. Уникальность и неповторимость личности. Личность как высшая ценность, правомерна ли постановка вопроса о формировании личности. Сущность воспитания личности. Личность как источник творчества, основные черты творческой личности. Соотношение личностного и деятельностного подходов в психологии. «Внедеятельностные» основания личности.

    1. Деятельность как системообразующая категория психологического знания

    Деятельность как родовое качество человека и как субстанция человеческого мира. Атрибуты деятельности (субъективность, предметность, целенаправленность, сознательность, продуктивность, опосредованность, социальность).

    Опредмечиванне и распредмечиванне как основные составляющие деятельности. Классификации видов деятельности. Сущность «деятельностного подхода» к изучению психики. Дискуссионные вопросы и перспективы развития психологической теории деятельности (существует ли психическая деятельность; можно ли считать общение одним из видов деятельности, является ли интериоризация единственным каналом развития психики, деятельность и бессознательное, деятельность и творчество; можно ли построить психологию, поставив категорию деятельности в центре психологического знания?

    Отражение как системообразующая категория психологического знания

      Отражение как всеобщее свойство (способность), как процесс и как продукт. Соотношение понятий отражение и взаимодействие. Активные и страдательные компоненты отражения. Отражение как разрешение противоречия между внутренними детерминантами развития объекта и внешними условиями его существования. Специфические черты психического отражения разных уровней. Понимание сознательного отражения как формы деятельности. Образ и деятельность.

      1. Общение как системообразующая категория психологического знания

      Понятие об общении. Природа общения. Виды общения. Функции общения. Общение и деятельность. Является ли общение одним из видов деятельности? Общение и отношение. Соотношение понятий «общение», «коммуникация», «взаимодействие». Представление о роли общения в развитии психики ребенка в трудах Л. С. Выготского. Структура общения.

      1. Категориальный строй психологии. Многоуровневая категориальная система психологии а.В. Петровского и м.Г. Ярошевского

      Теоретическая психология как методологическая основа психологии — взгляды А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Предмет теоретической психологии. Идея построения многоуровневой категориальной системы психологии. Протопсихологический уровень. Базисный уровень. Метапсихологический уровень.

      8 стр., 3751 слов

      Теория личности Зигмунда Фрейда 2

      ... по тем или иным причинам реализовать в своей деятельности вытесняются им в бессознательное, наполняя его содержание. Вторая структура личности — «Я» по мнению Фрейда также является врожденной ... делает их потенциальными невротиками. Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить (так как это фактически не ...

      1. Донаучный этап психологической науки

      Развитие психологии в период античности. Мифические и религиозные представления о душе, первые психологические теории античности (Пифагор, Гераклит, Гиппократ), классические теории античности (Сократ, Платон, Аристотель), эпоха эллинизма (киники, стоики, эпикурейцы), Древний Рим (Лукреций Кар, Марк Аврелий, Плотин).

      Развитие психологии в эпоху средневековья: период апологетики, патристики, схоластики (Августин Аврелий, Авиценна, Авероес, Альгазен, Ф. Аквинский, Р. Бэкон, У. Оккама, Б. Телезио).

      1. Развитие психологии в эпоху возрождения и нового времени.

      Теории Ф. Бэкона, Р. Декарта, рационализм и сенсуализм в психологии (Спиноза Б., Лейбниц Г.В., Гоббс Т., Локк Д.).

      Возникновение и развитие ассоциативной психологии (Беркли Д., Юм Д., Гартли Д., Браун Т., Милль Дж., Милль Дж. Ст., Спенсер Г.).

      Экспериментальный период становления психологической науки. Образование психологии в самостоятельную науку, характеристика предпосылок. Основные программы построения психологии: Вундт В., Брентано Ф., Сеченов..

      Основные направления: структурализм (Титченер Э.), Вюрцбургская школа (Кюльпе О., Бюлер К., Зельц О.), функционализм (Брентано Ф., Штумпф К., Джеймс У., Вудвортс Р.).

      1. Развитие психологической науки в XX веке

      Методологический кризис как этап развития психологии. Причины развития психологического кризиса, Основные школы психологии (общая характеристика) бихевиоризм (Уотсон Д., Холт Э.Б., Лэшли К.), гештальтпсихология (Вертгеймер М., Коффка К., Келер В., Левин К.), психоанализ (Фрейд З., Фрейд А.).

      1. Бихевиоризм как ведущая школа психологии XX века

      Э.Торндайк как опора для бихевиоризма. Основатель бихевиоризма Д. Уотсон, теоретическая программа бихевиоризма. Холт Э.Б., Лэшли К.),

      Необихевеоризм: Ч. Толмена, гипотетико-дедуктивный подход К. Халла, оперантный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера, теория социального научения А. Бандура, социальный бихевиоризм Д. Мида.

      1. Психоанализ как ведущая школа психологии XX века

      Психоанализ: Предмет психологии в психоанализе, теория личности З. Фрейда, исследование детской психики и механизмов психологической защиты в теории А. Фрейд.

      Неофрейдизм: Аналитическая психология К.Г. Юнга. Индивидуальная психология А. Адлера. Психосоциальное развитие в теории Э. Эриксона. Гуманистическая теория личности Э. Фромма. Социокультурная теория личности К. Хорни.

      7 стр., 3075 слов

      Предмет и задачи возрастной психологии, развитие личности младших школьников

      ... что существенно формирует динамику и главное определяет конечный результат. II. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Младший школьный возраст — период впитывания, накопления, период ... развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных) и свойств формирования качеств личности, возрастных и индивидуальных особенностей деятельности и общения. Возрастная психология ...

      1. Гештальт психология как ведущая школа психологии XX века

      Становление гештальтпсихологии (М. Вертгеймер), исследование инсайта и принцип изоморфизма В. Келер, проблема развития психики К. Коффка, теория психологического поля и теория групповой динамики К. Левин.

      1. Когнитивная психология

      Предпосылки когнитивной психологии (Дж. Брунер, Ж. Пиаже).

      Когнитивная психология как новое течение в развитии науки: Д. Миллер, У. Найсер, когнитивная теория личности Г. Келли

      1. Гуманистическая психология.

      Теория Г. Олпорта, теория самоактуализирующейся личности А. Маслоу, теоретические и психотерапевтические концепции К. Роджерса.

      1. Представление о предмете психологии в отечественной науке

      Проблема предмета в отечественной психологии. Поведенческое направление (Бехтерев В.М., Павлов И.П., Бернштейн Н.А); культурно-историческая теория (Выготский Л.С., Лурия А.Р.); деятельностный подход (Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н.), комплексный и системный подходы в отечественной психологии, психология установки Узнадзе, теория планомерного формирования умственных действий (Гальперин П.Я., Давыдов В.В.)