Общая теория конфликта 2

  1. Конфликтология, как наука. История конфликтологии.

Конфликтология — дисциплина, изучающая закономерности зарождения, возникновения, развития, разрешения и завершения конфликтов любого уровня.

Ч. Ликсон: «если в Вашей жизни нет конфликтов, проверьте Ваш пульс».

Ассертивное поведение — не агрессивное, подкрепленное доводами отстаивание своего мнения.

Совокупность понятий конфликтологии условно можно подраз­делить на следующие группы:

1) структура конфликта,

2) динамика конфликта,

3) разрешение конфликта (управление конфликтом),

4) типология конфликтов,

Совокупность этих понятий раскрывает как объект, так и предмет науки о конфликте.

Аксиомы конфликтологии:

— конфликт это ни что-то деструктивное;

— Уход из контакта не решение конфликта.

— прежде чем сделать первый шаг в поле конфликта нужно поставить диагноз (типология конфликта, состав конфликтующих, стадия);

— большинство людей вступают в конфликт, когда не знают другого способа поведения и выхода из ситуации.

За основу разрешения конфликта приняты базовые принципы Гарвордской системы переговоров:

1. Отделяйте людей от проблем. К людям относитесь мягко, к проблеме жестко.

2. Ориентируйтесь ни на позиции, а на интересы. Позиция отвечает на вопрос как — требования человека.

3. Зарание формулируйте критерий (показатель) решения проблемы.

4. Разрабатывайте альтернативные варианты решения проблемы.

Этапы развития конфликтологии.

I. Философско-исторический этап.

Царь Хамурапи, царь Соломон, Конфуций (551 год до н.э.).

II. Античный период.

Аристотель — основатель линии порядка (нормой жизни является порядок, стабильность, гармония).

15 стр., 7139 слов

Баныкина С.В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы ...

... 2]. Рассуждая о теоретико-методологических и прикладных проблемах конфликтологии, значимых для педагогической практики, прежде всего следует ... процесса, а заслуживает тщательного профессионального рассмотрения. Педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в результате ... социального опыта воспитанников. Таким образом, на фоне решения трудных задач обучения и воспитания ярко ...

Гераклид Эффеский

III. Средние века.

Ф. Аквинский — основатель линии войны: война возможна, но должна кем-то регулироваться.

Ф. Бекон — впервые описал причины конфликтов.

Э. Кант — между людьми, живущими по соседству всегда будет конфликт.

Георг Гегель (1770-1831) — главна причина конфликтов в поляризации общества.

Ч. Дарвин

Людвиг Плович

Георг Зиглер — конфликт способствует социальной интеграции и соблюдению норм.

К. Маркс — Теория конфликта в условиях острой классовой борьбы.

  1. Связь конфликта и противоречия. Теория циклов в развитии конфликтов.

Причиной конфликта является только осознанная потребность, которая выступает как интерес. Однако не всякий интерес является причиной конфликта, а только тот, который связан с удовлетворе­нием дефицитных потребностей, из-за овладения которыми и возни­кает противоречие и происходит столкновение сторон. Таким образом, конечная причина всякого социального конфликта — это противоре­чие интересов между его субъектами: индивидами, социальными группами, общностями и обществами.

Любой конфликт есть форма выражения этого противоречия интересов.

В общем смысле противоречие есть взаимо­действие противоположно направленных тенденций, стремлений и Действий, находящихся вместе с тем в единстве.

Всякий конфликт может быть представлен тремя этапами:

1) начало;

2) развитие;

3) завершение.

Таким образом, общая схема динамики конфликта складывается из следующих периодов.

1. Предконфликтная ситуация (латентный период).

2. Открытый конфликт (собственно конфликт):

— инцидент (начало конфликта);

— эскалация (развитие) конфликта; (На этапе эскалации главным противоречием могут выступать уже не цели и интересы субъектов конфликтного взаимодействия, а личностные противоречия. В связи с этим проявляются другие интересы сторон, усугубляющие атмосферу конфликта. Любые интересы при эскалации максимально поляризуются, участники полностью отвергают интересы противоположной стороны. За увеличение агрессивности на этом этапе может произойти потеря истинного первоначального предмета противоречия. Поэтому конфликтная ситуация перестает зависеть от причин, побудивших участников к конфликту, и может развиваться и после уменьшения ценности и значимости первоначального предмета противоречия.)

— завершение конфликта.

3. Послеконфликтный период.

12 стр., 5793 слов

Контрольная работа — Внутриорганизационные конфликты: методы ...

... противоречий на течение конфликта 17-18 2.3. Инициаторы внутриорганизационных конфликтов 18-20 Глава III. Управление внутриорганизационным конфликтом 3.1. Методы управления внутриорганизационными  конфликтами ... и неформальных объединениях, обусловленное различием взглядов, позиций и интересов [2,C.144]. Или, конфликт - многоуровневое явление, ключевым элементом которого является разногласие ...

  1. Методы конфликтологии как науки.

Система знаний о закономерностях, о механизмах возникновения конфликтов

Объект — все конфликты: внутренние, межличностные, политические, этнические.

Предмет — поведение, которое приводит к конфликту.

Конфликт — процесс возникновения, развития, кульминации и завершение противоречия во внутренней (психологической) или внешней реальности человека или группы.

Методы:

1. Методы изучения и оценки личности (наблюдение, тесты, опросы).

2. Методы изучения и оценки отношений в группе (социометрические).

3. Методы диагностики и анализа конфликта (анализ результатов деятельности, экспертное интервью).

4. Методы управления конфликтом (структурные, социокультурные (введение новых норм), социально-психологические (развитие сплоченности, метод картографии).

  1. Классификация основных видов конфликтов. Структура конфликта. Характеристика элементов структуры.

Виды конфликтов

I. По уровням проявления

1. Психологические (внутренние)

2. Социальные

— социально-психологические:

* межличностные

* в малой группе

* организационные

— трудовые

— социальные (больших социальных групп): политические, экономические.

II. По сфере проявления

1. Экономические

2. Идеологические

3. Производственные и т.д.

III. По предмету спора

1. Реалистичные (подлинные, предметные).

2. Нереалистичные (аффективные, индуцированные) — нет прямого предмета конфликта, цель — снятие напряжения.

IV. По форме протикания

1. Открытые (осознаваемые, манифестные).

2. Скрытые (латентные) — существование которых не осознается или игнорируется.

V. По критерию реальности (Дойч)

1. Подлинный (истинный).

2. Случайный (зависит от легко изменяемых обстаятельств).

3. Смещенный

4. Неверно приписанный конфликт.

5. Латентный (скрытый).

6. Ложный.

VI. По исходу

1. Конструктивные.

2. Днструктивные.

Структура конфликта

Конфликт = условия, на которые действуют факторы

оппоненты, конфликтная ситуация, инценденты

Образ конфликтной ситуации А Образ конфликтной ситуации В

А Интересы В

7 стр., 3231 слов

Психологические факторы и методы психической реабилитации

... субъективно и выражается в отношениях человека с окружающими. ... с самой личностью (внутренние конфликты, столкновение противоречивых ценностей, разочарование) ... функционирование различных органов. Основные психологические факторы, определяющие психическое состояние больных ... средством психогигиены и психопрофилактики. Основные методы психической реабилитации: · различные психотерапевтические воздействия ...

Позиция стороны А Позиция стороны В

Оновные элементы конфликтного взаимодействия:

1) объект конфликта не всегда лежит на поверхности, чаще он скрыт от участников конфликта, но является центральной составляющей конфликтного взаимодействия. Конфликт может быть разрешен, только если объект четко определен.

Неверное понимание объекта конфликта или его подмена усугубляют конфликтную ситуацию. Конфликт имеет причину и возникает по поводу не удовлетворения какой-то потребности, иногда эту причину или повод считают объектом конфликта.

2) предметом конфликта выступает противоречие, которое присутствует на протяжении всей конфликтной ситуации. Наличие противоречия заставляет оппонентов вступать в борьбу. Противоречие конфликта бывает объективным и воображаемым и проблемным для конкретного субъекта;

3) участники конфликта – это люди, которые вовлечены в конфликтную ситуацию. Виды участников по форме:

– отдельная личность;

– социальная группа;

– организация;

– государство.

Выделяют основных и второстепенных участников. Среди основных противоборствующих сторон можно определить инициатора. Среди второстепенных – подстрекателей, организаторов.

4) социальнопсихологические условия и социальная среда, в которой разворачивается конфликт. Среда выступает помогающим или мешающим фактором для оппонентов и для медиаторов, так как способствует пониманию целей, мотивов, зависимостей, движимых участниками.

Характер конфликта зависит от субъективного восприятия конфликта (или образа конфликта).

Выделяют три уровня субъективного отношения:

1) представление о самих себе;

2) восприятие других участников конфликтной ситуации;

3) понимание образа внешней среды.

  1. Основные виды конфликтов по уровням противоречий. Конструктивное и деструктивное развитие конфликта.

По уровням противоречий:

1) внутриличностные,

2) межличностные,

3) между личностью и группой,

4) межгрупповые,

5) межгосударственные (или между коалициями государств).

6) Внутриличностный

Три фактора, делающих конфликты трудноразрешимыми:

1) участники рассматривают свои интересы как взаимоисключающие и воспринимают конфликт как борьбу;

2) различия в восприятии сути конфликта связаны либо с изначальными расхождениями в ценностях сторон, либо с разной интерпретацией сути происходящего;

3) нарушение ранее достигнутого согласия.

Успешное урегулирование конфликтов определяют следующие факторы:

1) признание участниками самого факта конфликта, признание существующих разногласий, а также права сторон на свои позиции;

2) направленность работы с конфликтом на регулирование самих проявлений конфликта, предполагающее отказ от бесполезных попыток устранения причин;

12 стр., 5515 слов

Влияние детско-родительских отношений на становление различных ...

... нельзя.[7;62] 2. Влияние детско-родительских отношений на становление различных сторон личности ребенка дошкольника 2.1 Развитие личности ... самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ... мира, формирует соответствующий образ жизни. Семья выступает фактором воспитания еще и потому, что является организатором ...

3) организация конфликтных групп в целях манифестации конфликтов;

4) согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, собственно, и делает возможной эффективную коммуникацию между ними.

Констр и диструкт функции конфликта

I. Конструктивные функции

1. Полностью или частично устраняет противоречия.

2. Позволяет ослабить психологическую напряженность.

3. Выполняет диагностическую функцию (вскрывает нерешенные проблемы).

4. Информационная функция (люди в конфликте лучше узнают друг друга).

5. Функция оценки индивидуально-психологических качеств человека.

6. Служит источником развития личности и межличностных отношений (увеличевается репертуар).

7. Улучшает качество индивидуальной и совместной деятельности.

8. Выполняет функцию сплочения, структуризации, создания новых групп.

9. Способствует поиску конструктивных способов выхода из ситуации.

10. Функция нормирования (создания норм, правил).

II. Деструктивные функции

1. Негативное воздействие на психическое состояние человека (сопровождается стрессом, психосоматикой и неврозом (фобический, истерический, невростения).

2. Негативно отражается на индивидуальной и совместной деятельности (деструкция отношений, коммуникаций).

3. Отрицательно влияет на личностные качества человека.

4. Соправождается психическим и физическим насилием, травмированием.

5. Ослабляет сплоченность и ценностно ориентированное единство.

6. Вызывает конфликтофобию.

  1. Пять основных факторов возникновения конфликта и их взаимосвязь.

Факторы конфликта

1. Информационные факторы

— отсутствие, искажение, избыток, сокрытие, непонимание, недооценка, нежелательное обнородование информации.

2. Структурные (объективные) факторы

— факты, явления, события, процессы, которые трудно или невозможно изменить.

3. Ценностные факторы

— принципы, система убеждений, вероисповедание, профессиональные взгляды.

4. Фактор отношений

— неудовлетворенность людей отношениями: основой отношений (добровольные или принудительные), сущьностью отношений (зависимые, взаимозависимые), несоответствием реальных отношений ожидаемым, важностью и ценностью отношений, совместимостью отношений, длительностью отношений, вкладом в отношения.

5. Поведенческие факторы

— конкретное, агрессивное, странное поведение, проявление эгоизма, насилия.

Мягкие факторы: информационные, фактор отношений, поведенческие.

2 стр., 618 слов

Факторы речевого развития человека

... и правильного протекания речевого развития детей является сохранная психологическая база. Организм человека - это сложная взаимосвязанная система, следовательно, психические процессы оказывают огромное влияние ... сказывается на качестве детской речи [3, 6]. Еще одним немаловажным фактором полноценного речевого развития детей является благоприятное социальное окружение. Оно обеспечивает межличностное ...

Жесткие факторы: ценностные, структурные.

Иллюзии конфликта — факторы, которые поддерживают энергию, усиление конфликта:

1. Иллюзия выигрыша / проигрыша.

2. Иллюзия, связанная с осуждением, обвинением партнера.

3. Иллюзия самооправдания.

4. Иллюзия зеркального восприятия.